|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Нации и межнациональные отношенияНации и межнациональные отношения2 МОУ "СОШ №16" План - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 11А КЛАССЕ КУРС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема урока: Нации и межнациональные отношения Учитель истории и обществознания 1 кв. категории - Прыткова Светлана Вячеславна Г. НОВОЧЕБОКСАРСК Урок по теме "Нации и межнациональные отношения" проводится в рамках школьного курса "Обществознание" в 11-м классе в ходе изучения главы "Социальное развитие", на проведение урока отводится 2 часа учебного времени. Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле. 2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России. 3. Показать положительные и отрицательные явления национализма. 3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам. 4. Определить основные принципы национальной политики в современной России. 5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион. Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии". Литература: "Человек и общество". Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004. Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006. Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005. Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии". Ход урока: 1. - Актуализация знаний. 2. Изучение нового материала. 3. Подведение итогов урока. Домашнее задание. План урока: Этнические общности. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность. Актуализация знаний учащихся: Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения "Нации", "межнациональные отношения", "межнациональные конфликты", "национализм", примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид). Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления. Вопрос 1. Этнические общностиВ современном мире существуют различные социальные общности. Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы. Остановимся на вопросе "Этнос - его основные черты и особенности". Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. ЭтносПлемя Народность Нация Черты этносаЯзык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневногонародности судьба бытовое поведениеповедениеСпецифическая материальнаяи духовная культураНация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития. Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта. Признаки нации.· Единая раса · Язык · Религия · Привычки · Ценности · Солидарность Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова "Белый пароход" и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения. Вопрос 2. Национальное самосознаниеНациональное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран. Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом. Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.
Задание: Изучив раздел "Национальная политика" в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник "Человек и общество", § 19). Закрепление изученной темы. Тестирование: Расположите этнические общности в порядке их исторического развития: А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация. 2. Современную нацию можно определить по признакам: А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство. 3. К исторически сложившимся группам людей относятся: А). народности; Б). классы; В). государства. Варианты правильных ответов (для самопроверки): Б, В, Г, А, Д. Д. А. Домашнее задание: § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6. Просмотр мультимедийной презентации "Межэтнические связи Чувашии", подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т. Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе учитель истории - Прыткова С.В. На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М. Время проведения урока. Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела "Социальное развитие современного общества". Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов. На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения - лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме "Межэтнические связи Чувашии". Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников). Участники учебного процесса - ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях. Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту "Межэтнические связи Чувашии", подготовленного в рамках городского конкурса "Мир, в котором я живу". Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия - это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно. В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью "ключа с ответами". Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия. Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся. Урок заслуживает положительной оценки. Зам. директора по УВР Шевелева И.В. Зам. директора по ВР Лысикова З.М. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |