|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Обществознание. Глобальный мир в ХХ векеОбществознание. Глобальный мир в ХХ векеОбщество. Общественное сознание Познание современного глобального мира -- интересная, важная и трудная задача. Интересная -- потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждому из нас. И чем больше мы о них узнаем, тем полнее и разнообразнее сможем реализовать себя, свои творческие способности, воплотить в дела наши мечты, идеалы. Важная -- потому, что, только зная устройство окружающего нас мира, его происхождение, тенденции развития и закономерности, которым он подчинен, мы -- народ и страна -- можем жить и действовать самостоятельно. Трудная -- потому, что знание о человеческом обществе формируется с помощью большого числа специальных наук: от истории и теоретической социологии до культурной антропологии и лингвистики. Соединить вместе все специальные знания и построить единую науку об обществе -- это мечта многих знаменитых философов и ученых на протяжении многих веков. Конечно, полностью эта мечта никогда не осуществится. Но все же уровень знаний о человеческом обществе, достигнутый учеными в конце XX в., позволяет нам сегодня представить образ среды нашего обитания в систематизированном виде. С представления о том, что такое человеческое общество, мы и начнем. Какие еще характеристики вы могли бы предложить для познания современного глобального мира? Каким образом можно познать современный мир? Вспомните известные вам определения общества. §1. Основные функции и подсистемы общества К :размышлению «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» (Аристотель). «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице также всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант). «Общество есть, таким образом, подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек» (С. Л. Франк). Что объединяет приведенные высказывания известных мыслителей? Как они, с вашей точки зрения, связаны с рассматриваемой темой? Человек -- существо общественное Человек -- самое сложное существо во Вселенной, которое мы знаем. Будучи частью природы, человек в то же время оказывается избранной ее частью. Он наделен такими способности ми, которыми не обладает ни одно другое существо: речью, мышлением, способностью совершать сложнейшие коллективные действия и, наконец, создавать то, чего природа сама по себе никогда бы не создала. Весь наш современный мир целиком и полностью творение человеческих рук. Еще два тысячелетия назад облик Земли был совершенно иным. И всего лишь два столетия назад он существенно отличался от современного. Сегодня Земля -- это в буквальном смысле дом человечества, созданный и обустроенный трудами множества предшествующих поколений, дом, возведенный из искусственных материалов, начиненный сложнейшей и умнейшей техникой и электроникой, предназначенный для жизни всех рас и народов, наций и государств, составляющих современное человечество. Из всех мировых чудес человечество представляет собой самое большое чудо. С эволюционной точки зрения мы произошли от высших приматов -- человекообразных обезьян. Но, глядя на братьев наших меньших, мы должны беспрерывно задаваться вопросом: как же нам удалось стать такими, какие мы есть? Что вы знаете об эволюционной теории? Какие еще существуют сегодня теории происхождения человечества? У этого чуда есть научное объяснение. Не прибегая к вмешательству различных потусторонних сил, мы можем объяснить собственное развитие и все наши достижения одним-единственным обстоятельством. Это обстоятельство -- человеческое общество. На начальных этапах своего развития человеческое существо отличалось от всех остальных животных тем, что не имело таких органов и строения тела, которые позволяли бы защищаться, добывать пищу, выдерживать колебания температур. Человек, лишенный мощных клыков, острых когтей, меховой шкуры, крыльев и еще многого другого, был самым слабым существом в природном мире. И он компенсировал свою слабость тем, что объединился в сообщество с себе подобными. А жизнь сообща требовала умения передавать и закреплять опытным путем полученные знания об окружающем мире. Так люди обрели язык как набор звуков, способных передавать определенные смыслы. Постоянно общаясь с помощью осмысленных звуков, разные человеческие сообщества создали свои языки. Внутри таких сообществ люди понимали друг друга и легко отличали «своих» от «чужих». Кроме того, регулярное пользование языком привело к развитию способности, которую можно назвать внутренней речью, т. е. общением с воображаемым собеседником. Умение вести внутренний диалог положило начало тому, что считается исключительно человеческой способностью, -- развитию разума. При всей очевидной значимости разума для определения человека как высшей формы жизни еще важнее то, что способность мыслить была использована человеком для преобразования природы в соответствии со своими потребностями. Именно целесообразная деятельность, в результате которой меняется окружающая среда, сама, в свою очередь, изменяющая человека, -- вот что составляет самый главный «секрет» человеческого общества. Итак, появление речи как способа передачи опыта, развитие разума (сознания) как внутренней речи и совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и поэтому преобразующая окружающую среду, -- вот что составляет особую -- общественную -- человеческую природу. Это значит, что общество есть одновременно и условие возникновения человека, и результат его деятельности. Функции и подсистемы общества У бесконечного множества разнообразных форм общества с самого его возникновения и по сегодняшний день имеется нечто общее, без чего все они просто не могли бы существовать. Любое общество для того, чтобы просто существовать, должно выполнять несколько основных функций. Основные функции общества: Приспособление человека к окружающей природной, а потом и социальной среде. Можно назвать это функцией адаптации. Обеспечение учета многочисленных разнонаправленных интересов индивидов и групп. Будем считать это функцией координации. Постановка целей развития и определение путей их достижения. Это функция целеполагания. Сохранение самотождественности общества и преемственности его форм во времени. Это функция сохранения идентичности. Если мы представим себе общество не как случайное собрание незнакомых людей, а как систему, в которой все люди объединены множеством взаимосвязей и полностью зависят друг от друга в своем выживании и развитии, то для каждой основной функции можно выделить особую общественную подсистему. Основные подсистемы общества: ? функцию адаптации выполняет подсистема экономики; ? функцию координации -- подсистема права; ? функцию целеполагания -- подсистема политики; ? функцию сохранения идентичности -- подсистема социализации. Что вы знаете о каждой из подсистем общества? Дайте краткое определение и характеристику. Итак, с точки зрения основных функций и подсистем все человеческие общества одинаковы. Но из исторической науки нам известно, что и отдельные общества, и человечество в целом не стоят на месте. Главным признаком человеческого общества, в отличие от внешне похожих на него сообществ так называемых «социальных животных» (муравьев, пчел), является развитие. А можем ли мы воссоздать полную картину развития всех ранее существовавших и существующих сегодня человеческих сообществ? Эта задача явно непосильна. Но и ставить ее нет необходимости. Для того чтобы понять направление и характер развития человечества, достаточно будет выделить наиболее крупные этапы в эволюции человеческих обществ. Три основных типа обществ Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам. Основные типы обществ: Первые, самые древние сообщества относятся к типу обществ аграрных, или традиционных. Следующий тип -- общества индустриальные. И последний тип -- общества постиндустриальные (их также называют технотронными или информационными). Эта классификация типов позволяет нам точно охарактеризовать любое данное сообщество. Но она вовсе не предполагает, что Все человечество одновременно эволюционирует, переходя от общества традиционного к индустриальному и затем к постиндустриальному. В реальной истории можно отметить лишь то, что сначала (приблизительно с периода 8000 лет до н. э. и до XVII в.) все общества являлись традиционными, тяготея к своей наиболее развитой форме -- аграрному обществу. Затем среди большинства традиционных обществ возникает меньшинство, совершающее довольно быстрый переход к обществу индустриальному. И лишь в конце XX в. часть индустриальных обществ начинает превращаться в постиндустриальные. Что вы знаете о характерных чертах каждого из типов обществ? В течение последних примерно трехсот лет человечество живет одновременно в обществах трех типов. И это придает процессу его объединения (глобализации) особый, конфликтно-противоречивый характер. Дело в том, что в обществах разного типа по-разному понимаются и выполняются основные функции. В обществах традиционных подсистемы социализации, права, политики и экономики еще не обособились в полной мере. И нередко в качестве правовых норм выступают нормы религиозные, социализацию осуществляют формы хозяйственной деятельности, экономическая подсистема становится, по сути, политической. Например, общества в древней Месопотамии, относимые к восточным деспотиям, целиком зависели от наличия воды, й потому системы осушения земель и орошения полей оказывались главным объектом властного контроля. Поэтому вся политическая подсистема превращалась в многоуровневую иерархию чиновничьего контроля над процессом производства и распределения сельскохозяйственной продукции, во главе которой стоял полновластный деспот. С появлением обществ индустриальных (их нередко называют обществами модерна) можно наблюдать значительно большую дифференциацию подсистем в зависимости от выполняемых функций. Особенно это заметно на примере того, как обособляется и стремительно развивается экономическая подсистема. Научно-технологические открытия XVII--XVIII вв. подготовили промышленную революцию начала XIX в., благодаря которой новые виды энергии, примененные в различных машинах и механизмах, многократно увеличили производительность труда. Индустриальные общества стали развивать рыночную экономику, что способствовало становлению демократических политических систем и развитию правовой подсистемы общества. Широкое распространение получило начальное и среднее образование. Какие открытия XVII--XVIII вв. подготовили промышленную революцию XIX в.? С появлением обществ постиндустриального типа меняются и содержание, и способы действия подсистем, характерные для индустриальных обществ. Особенно заметными становятся изменения в подсистеме социализации. В обществах постиндустриальных вместо сохранения идентичности (тождества себе) предлагается принять наличие в об-~ ществе людей и групп, которые не вписываются в общепринятые (разделяемые большинством) образцы мышления и поведения. Такие группы называются «меньшинства» и образуются по разным признакам. Это может быть расовое или этническое, религиозное или сексуальное меньшинство, которое настаивает на своем праве быть непохожим на большинство, сохранять собственную идентичность. Общество начинает разделяться, как, например, на окраинах многих французских городов, населенных выходцами из стран Северной Африки. Существенно изменяется подсистема права. Теперь вместо интеграции всех членов общества в некое единое пространство универсального закона, ориентированного на общий для всех набор ценностей и норм, утверждаются принципы терпимости (толерантности) в отношении других ценностных и правовых систем. Подсистема политики также претерпевает значительные изменения. Политика перестает быть целеполаганием с точки зрения'' национальных интересов (т. е. выгод единой нации) и превращается в восстановление ранее нарушенной справедливости. На первый план выходит так называемая политическая корректность, начинающаяся с требования правильного употребления слов (например, названий различных меньшинств) и доходящая до предоставления исключительных прав меньшинствам. Трансформация экономики в обществах постиндустриальных столь же радикальна. Экономика перестает выполнять только приспособительную функцию в том виде, как это было характерно для индустриальной стадии ее развития. Теперь она стремится приспособить всю окружающую ее глобальную среду к собственным целям. Она разрывает границы государств, создает транснациональные корпорации (ТНК), становится виртуальной («цифровой») и глобально-регулирующей (так называемой «штабной»). Все эти перемены особенно заметны в обществах постиндустриальных, которых пока еще на нашей планете не так много. Но именно эти общества наиболее богаты и наиболее технологически развиты. Поэтому они оказывают наибольшее влияние на весь остальной мир. Это и составляет существо того процесса, который называется глобализацией. Вопросы для проверки знаний 1. Что в природе человека является уникальным, а что носит универсальный характер? 2. На чем основано развитие у человека уникальной способности -- разумности? 3. Какие элементы составляют общественную природу человека? 4. В чем состоят основные функции общества? Какие примеры могут иллюстрировать каждую из перечисленных функций? 5. Из каких подсистем состоит система общества? Какие подсистемы представляются вам наиболее важными, если вы считаете возможным такое выделение? Аргументируйте свою позицию. 6. Какие определения понятия «общество» вы знаете из курса «Обществознание» для 8--9 классов? 7. Вспомните исторические события, которые были связаны с появлением первых индустриальных обществ в XVII в. Для аргументированного ответа советуем обратиться к курсу «Новой истории». 8. Укажите признаки, которые могут характеризовать плюралистичность общества. 9. Каковы основные различия трех типов обществ? Каких обществ, на ваш взгляд, больше в современном мире? Почему? 10. Как в каждом из типов обществ меняются общественные подсистемы? Выполните задания 1. Вам хорошо известно художественное произведение Р. Киплинга, главным героем которого является Маугли. В этой истории сочетаются правда и вымысел. Назовите, что, на ваш взгляд, является вымыслом, а что правдой. Заполните (в тетради) таблицу «Общие и различные черты у человеческих и животных сообществ».
2. Заполните (в тетради) схему «Функции и подсистемы общества». Функция Подсистема Функция Подсистема ФУНКЦИИ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Функция Подсистема Функция Подсистема 3 В средствах массовой информации (в том числе в Интернете), публицистике, словарях найдите информацию о термине «политическая корректности. Какие аргументы используют противники и сторонники политической корректности? Кто, с вашей точки зрения, более убедителен? Почему? Чем политическая корректность отличается от научной корректности? 4 Попробуйте представить человеческое общество через сто лет. Напишите три самых значительных изменения, которые, на ваш взгляд, произойдут по сравнению с сегодняшним днем. Поясните, почему вы считаете, что они произойдут, и почему выделяете их как наиболее важные. Выскажите свою точку зрения и обсудите 1. Как вы понимаете фразу «человек -- существо общественное»? Общество способствует развитию человека или сковывает его? 2. Могут ли в одной стране одновременно быть черты традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? Какие примеры доказывают вашу точку зрения? 3. В каком типе обществ человеку легче реализовать себя? Почему? 4. Почему процессы глобализации в современном мире идут сложно? 5. Какие положительные и отрицательные изменения несет с собой глобализация? 6. Можно ли остановить процесс глобализации? Темы докладов и рефератов 1. Открытия XVI--XVIII вв., подготовившие промышленную революцию XIX в. 2. Теории развития человечества. 3. Успехи, трудности и перспективы процесса глобализации. § 2. Общественное сознание и его формы К размышлению «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ). «Человек -- существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон). «Самый непобедимый человек -- это тот, кому не страшно быть глупым» (В. О. Ключевский). Как данные высказывания связаны с темой параграфа? Какие характеристики сознания можно сформулировать на основе их анализа? Мы уже знаем, что важнейшее свойство человека и человеческого общества, выделяющее их из всей природной среды, -- наличие сознания. Оно возникает вследствие того, что люди, общаясь между собой посредством звуковых сигналов (речи), постепенно вырабатывают способность строить общение с воображаемым собеседником. Человек как бы разговаривает сам с собой, сам задает себе вопросы и находит на них ответы. Умение делать это последовательно, доказывать и опровергать каждое утверждение, строить цепочку высказываний, которые все вместе передают какой-то смысл, и называется мышлением. Что общего и в чем различия между сознанием и мышлением? Могут ли они существовать друг без друга? Как вы могли бы определить понятия «сознание», «общение», «мышление»? Индивидуальное сознание Важно различать разумную способность и сознание. Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением и потребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируют знание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность, не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательную деятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общей жизнедеятельности. Сознание -- это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учетом достижений и ошибок. Какой пример из вашей жизни мог бы стать иллюстрацией этого определения? По каким критериям вы различаете положительные и отрицательные итоги жизненного опыта? Всегда ли легко это сделать? Как жизненный опыт влияет на изменение сознания? Дело в том, что, когда люди, образующие общество, вырабатывают единые стандарты поведения, формы взаимодействия, способы освоения природной среды, они при этом также вырабатывают совместные представления о своей деятельности. Сознание -- это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Если я постоянно общаюсь с людьми в процессе моей жизнедеятельности, то у нас у всех вырабатываются общие (необязательно одинаковые!) «взгляды» на то, что мы делаем, и на окружающий мир. В этом смысле сознание означает также и общее нам-' всем знание, которым мы обладаем сообща. Формы общественного сознания И вот это общее сознание можно назвать общественным, поскольку оно содержит в себе наиболее общие, присущие всем членам данного общества формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру. Эти формы можно построить как последовательное восхождение от простых реакций на мир и вплоть до самых сложных способов его описания и даже умственного преобразования. Самая первая известная нам форма общественного сознания это коллективные впечатления людей от совместной деятельности (например, охоты), передающие их эмоционально-чувственное отношение к миру. Такие впечатления индивидуализируются и передаются в форме примитивных изображений животных, людей, иногда вымышленных (фантастических) существ. Эти изображения в виде немногих сохранившихся наскальных рисунков есть не что иное, как самые ранние свидетельства зарождения такой формы общественного сознания, как искусство. Основная особенность этой формы -- соединение впечатления (эмоции) от какого-либо события и ответного чувства (одобрения, страха и т. д.) в наглядном, полученном с помощью условных знаков (символов) изображении этого события. Практически одновременно с этой формой общественного сознания в первичных человеческих сообществах вырабатывается следующая, более сложная. Она строится как эмоционально-доверительное отношение не только к отдельным событиям в жизни данного коллектива, но и к окружающей реальности в целом. В отличие от предыдущей формы здесь в ответ на полученные извне впечатления люди формируют не просто чувство (восторга, ужаса, отвращения и пр.), а устойчивое отношение доверия к тем силам и сущностям, которые, как полагают первобытные люди, управляют всем миром! Это эмоционально-доверительное отношение к миру образует такую форму общественного сознания, которая обозначается термином религия. Здесь так же, как и в искусстве, очень важную роль играют символы, с помощью которых люди передают друг другу и тем сверхъестественным силам, в существование которых они верят, свое отношение. И не случайно в большинстве известных нам религий графические и скульптурные изображения этих сил (богов) являются символическими представителями сверхъестественной реальности, вокруг которых строится религиозный культ со всеми ритуалами. Следующая форма общественного сознания возникает как дальнейшее развитие и универсализация предыдущей. Сообщества людей, разделяющих веру в общий набор сверхъестественных сил, переносят религиозные (священные) правила (обязанности, запреты и разрешения на какую-либо деятельность) в повседневную жизнь. Здесь они руководствуются не непосредственными указаниями жрецов культа (священников), а выведенными из религиозных правил нормами и таким образом формируют доверительно-практическое отношение друг к другу и миру в целом. Практика общения по правилам закрепляет нормы, набор которых и образует такую форму общественного сознания, как мораль. Она выполняет роль регулятора человеческих отношений, являясь важнейшим компонентом процесса социализации. По мере формирования разумной способности и такой собственно человеческой ее формы, как сознание, в человеческих сообществах начинает возникать новый тип отношения к окружающему миру. Первичные эмоции можно чувственно окрашивать, можно воспринимать их как информацию о сверхъестественном. Но можно попытаться подвергнуть их разумному анализу и сопоставить с окружающей реальностью. То есть прочитать наши эмоции как информацию о естественном, как таковом, о природе, в которой действует самый универсальный закон -- причины и следствия. Это эмоционально-рассудочное отношение к миру порождает форму общественного сознания, которую принято обозначать понятием наука. Само это слово, происходящее от старославянского «наук», т. е. «навык» -- привычка, умение что-то делать на основе многократного повторения, указывает на происхождение этой формы. Находить повторяющиеся в определенном порядке события и выяснять причины этих повторений, т. е. устанавливать закономерность, -- в этом цель науки. Какой пример закона о причинно-следственных связях можно привести? Постарайтесь дать примеры из технических, естественных и гуманитарных наук. В каких науках в большей степени заметно действие этого закона? Эмоции как нейтральная информация о происходящем во внешнем мире составляют основу научного познания. Это познание в первую очередь на внешний -- природный мир. И по нему оно не нуждается в добавлении чувственного компонента. Мы можем восхищаться звездным небом над головой, но нашу способность познавать управляющие им закономерности это нисколько не Нилит. Для ее усиления астрономы используют мощные телескопы и другие высокоточные приборы. Но когда мы направляем нашу познавательную способность на человеческий мир, на само общество, то мы не можем и не должны совершенно исключить наше отношение к тому, что мы видим. Наши чувства выступают здесь важнейшей информацией об обществе, позволяя нам ставить вопрос о справедливости. Подвергая разумному рассмотрению само понятие справедливости, выстраивая классификацию наиболее типичных случаев нарушения справедливости и процедуры ее восстановления, мы создаем такую форму общественного сознания, которая исходит из чувственно-рассудочного отношения к миру и определяется с помощью понятия право. Как мы выяснили раньше, эта форма общественного сознания является ключевой для подсистемы, отвечающей за общественную интеграцию. Наконец, в обществах современного типа появляется еще одна форма общественного сознания, которая выступает своеобразным интегратором всех предыдущих. Она рождается на основе мировоззрения, присущего крупной общественной группе, и выражает практическое стремление преобразовать окружающий мир в интересах этой группы. Такое практически-преобразовательное отношение к миру и составляет особенность формы общественного сознания, определяемой как идеология. Она соединяет в себе эмоционально-чувственные и веровательно-рассудочные компоненты таким образом, что предлагает человеку понятный образ окружающего мира и одновременно побуждает его к активному воздействию на этот мир. Формы общественного сознания в их развитии и взаимосвязи: ? эмоционально-чувственное отношение к миру -- искусство; ? эмоционально-доверительное отношение к миру -- религия; ? доверительно-практическое отношение к миру -- мораль; ? эмоционально-рассудочное отношение к миру -- наука; ? чувственно-рассудочное отношение к миру -- право; ? практически-преобразовательное отношение к миру идеология. Как и в случае с основными подсистемами общества, формы общественного сознания по-разному проявляют себя в различных типах обществ. Общественное сознание и типы обществ В обществах традиционных искусство, религия и мораль первоначально существуют в слабо дифференцированном единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания (астрология, алхимия, различные виды магии и пр.), а право в основном существует как частное -- кодификация отношений между индивидами. Идеология же в таких обществах еще не возникает, поскольку даже крупные общественные группы (патриции и плебеи в Древнем Риме, феодалы и крестьяне в средневековой Европе) разделяют общий взгляд на мир. В обществах индустриальных каждая форма общественного сознания достигает своей максимальной автономии. Искусство отделяется от религии и превращается в самостоятельную отрасль человеческой деятельности, нацеленную на воплощение в слове, звуке, красках и пластических формах идеала Красоты. По мере того как религия теряет свою господствующую роль объединяющей формы общественного сознания, мораль приобретает светский характер. Право частное дополняется правом публичным, в котором формулируются права и обязанности в отношениях между индивидом и государством. И мораль, и право имеют своей целью утверждение в обществе идеала Добра. Наука, опираясь на экспериментальные методы познания природы, все больше отделяется от различных донаучных форм знания и формулирует третий идеал современных обществ -- идеал Истины. Религия в обществах индустриальных становится, как правило, частным делом. Ее отделяют от государства, а государство отделяет опорный институт подсистемы социализации -- школу от ключевого религиозного института -- церкви. Но с исчезновением религии в качестве духовного интегратора общества само стремление создать интегральное видение мира -- целостное мировоззрение, объясняющее смысл жизни и направляющее деятельность людей к определенным целям, -- не исчезает. Оно реализуется теперь посредством создания идеологий, отражающих картину мира и ценностные установки крупных общественных групп. Существуют ли в современном мире государства, в которых религия не отделена от школы? Остается ли влияние религии на образование в индустриальном обществе? Постиндустриальное общество (информационное) приносит с собой новую конфигурацию форм общественного сознания. В нем более всего происходит развитие высоких технологий передачи информации -- телевидения (наземное и спутниковое) и основанного на компьютерной технике Интернета. Плотная среда массовых коммуникаций, осуществляемых в режиме реального времени (on-line), создала у людей этих обществ совершенно новое отношение к миру. Прежняя уверенность в том, что мир имеет смысл, прогресс -- цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что все относительно. А ели так, то важнее того, что означает та или иная информация, е важнее ее смысла, становится сама форма ее передачи. Если все истинно, или красиво, или морально приемлемо, то вы-ffn мы делаем, лишь ориентируясь на то, как нам сообщают о предмете выбора. Знак, переносящий определенный смысл, становится как бы главнее смысла. Знак, или посредник, как определил эту ситуацию один из первых исследователей постиндустриального общества Маршалл Маклюэн, сам становится смыслом. Чем может грозить обществу тенденция увеличения роли формы передачи информации над смыслом информации? Согласны ли вы с тем, что универсальные ценности в постиндустриальном обществе становятся относительными? Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию. В обществах постиндустриальных искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка и вместе с тем протестуя против этого, зачастую облекая свой протест в нетрадиционные художественные формы. Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а на справедливость. Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств. Наука становится критикой всех традиционных образов Истины и традиционных способов ее получения. А идеология как содержательная позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. Знаменитый рекламный лозунг «Имидж -- все!» выражает характер политики в обществах постиндустриальных. Из этого следует, что человечеству, возможно, предстоит войти в такую фазу своего развития, когда править миром и менять его будут не создатели новых смыслов, а создатели новых знаков -- новых технологий передачи информации. Однако постиндустриальное общество, хотя и приобретает глобальный характер, все еще остается локализованным в основном в западной цивилизации. Остальные цивилизации в большей степени являются обществами традиционно-индустриальными. А потому важно понимать и различать те смыслы, которые выработали эти цивилизации и которые сегодня являются их вкладом в глобализационный процесс. Вопросы для проверки знаний 1-В чем различие между сознанием и знанием? Есть ли между ними сходство? 2. В каких формах может быть закреплено сознание? 3. Какова Роль общения в формировании сознания? 4. Каковы основные формы общественного сознания и на каких отношениях они основываются? 5. В чем особенности каждой из форм общественного сознания? Что их объединяет? 6. Какие символы искусства и религиозные символы являются наиболее известными в современном мире? Существуют ли символы, которые относятся и к искусству, и к религии? 7. Какая из форм общественной жизни является важнейшим компонентом социализации? Что вы знаете о понятии «социализация»? 8. Чем отличается функционирование различных форм общественного сознания в традиционном и индустриальном обществах? 9. На каких идеалах основываются разные формы общественного сознания в индустриальном мире? Что происходит с идеалами в постиндустриальном обществе? Выполните задания 1. Приведите по одному примеру простой реакции на мир, способа описания мира и преобразования мира. 2. Если бы вам предложили соотнести различные формы общественного сознания, то каким бы образом вы это представили -- в виде восходящей линии, в виде нисходящей линии, в виде горизонтальной линии, в виде синусоиды или каким-то другим образом? Ответ поясните. 3. Составьте схему «Формы общественного сознания». Расположите эти формы по определенному принципу -- по мере их значимости (с вашей точки зрения) или по мере их появления. Поясните свою позицию. 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. «Своя система... -- повторил он. И снова ущипнул себя за ухо. -- Сегодня это уже не имеет смысла! Все равно что ламповый усилитель собственной сборки. Чем тратить силы и время на то, чтобы собрать, проще пойти в аудиомагазин и купить себе новенький на транзисторах. И дешевле, и звучит получше. И если сломается, сразу домой приедут и починят. А будешь новый покупать -- и старый заберут по дешевке... В наше время нет места индивидуальным системам. Согласен, было время, когда это представляло некую ценность. Но сейчас -- не так. Сейчас все можно купить за деньги. В том числе и человеческое мышление. Сходил, купил, что нужно, и подключаешь к своей жизни. Очень просто. И сразу используешь в свое удовольствие. Компонент «А» подключаешь к компоненту «Б». Щелк -- и готово,. Устарело что-нибудь -- сходил да заменил. Так удобнее. А будешь цепляться за «свою систему» -- жизнь тебя выкинет на обочину. По принципу: кто любит срезать углы, тот мешает уличному движению» (из книги X. Мураками «Дэне, дэнс, дэнс»). Вопросы 1) Все ли можно купить за деньги? 2) Что значит жить по «своей системе»? Как вы поняли это выражение? 3) Как связаны размышления героя с происходящими процессами глобализации в мире? 4) Как соотносятся индивидуальное и коллективное в современном мире? 5) С какими мыслями автора вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте свою позицию. Выскажите свою точку зрения и обсудите 1. Часто в повседневной жизни можно встретить выражение «несознательный человек» или «несознательный гражданин». Что под этим имеется в виду? Корректно ли использовать такое выражение? Ответ поясните. 2. Какая из форм общественного сознания наиболее важна в современном мире? Почему? Корректно ли сравнивать эти формы с точки зрения их значимости? 3. Какова роль религии в современном мире? 4. Может ли мораль быть отделена от религиозных норм? Существует ли прямая взаимозависимость между моралью и религией? Какие исторические события иллюстрируют попытки создать светскую мораль? 5. Рынок (рыночные отношения) и красота несовместимы или между ними нет противоречия? Темы докладов и рефератов 1. Современные символы как отражение общественного сознания. 2. Роль общения в формировании индивидуального сознания. 3. Факторы, влияющие на развитие общественного сознания. 4. Наука и мораль: моральная ответственность ученых за их открытия. 5. Глобализация и общественные идеалы. Краткие выводы к главе Мы, люди, живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется термином «общество». Вся история человечества -- это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себя и сохраняя собственную идентичность (самотождественность). Приспособлению общества к окружающей среде и обеспечению преемственности в череде поколений служит культура. Созданием материальных оснований существования общества занимается экономика. Постановка целей общественной жизни и обеспечение их Достижения -- функция политики. Координация интересов и уст-млений индивидов и человеческих групп -- задача права. Не было и не может быть общественной системы, где не существовали бы соответствующие подсистемы -- культура, экономика, политика, право. Даже если когда-то они строились и выглядели совсем не так, как в наше время, все равно они выполняли те же самые функции. Все общества можно разделить на три основных класса -- традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Люди обладают разумной способностью, которая позволяет познавать мир и оценивать его. Кроме разумной способности, люди обладают сознанием, т. е. способностью контролировать процесс собственного мышления и познания мира. Сознание существует как индивидуальная способность. Однако общий образ жизни, общие ценности и интересы больших групп людей порождают формы общего, или общественного, сознания. В зависимости от способа отношения к миру образуются формы общественного сознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология. В каждом из трех основных типов общества эти формы по-разному проявляют себя и вступают в различные взаимодействия. Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе Идентичность -- относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе и окружающем мире, в которой происходит его отождествление с определенными ценностями, с другим человеком или группой. Индустриальные общества -- человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию. Большинство населения в таких обществах -- городское, занятое промышленным, предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим, интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение, развитие, совершенствование. Общественное сознание -- общие представления о мире и человеческом обществе, свойственные крупным социальным группам. Общество -- большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование. Подсистема -- относительно независимая часть системы, ответственная за выполнение одной из базовых функций. Постиндустриальные общества -- человеческие сообщества, развитие которых обеспечивает уже не индустриализация, а высокие и информационные технологии. Большинство населения в таких обществах занято в индустрии создания услуг на глобальном потребительском рынке. Цель таких обществ -- победа в глобальной конкуренции за рынки сбыта, отмена государственных, экономических, культурных, религиозных и всех прочих границ, превращение человечества в единое глобальное сообщество. Разумная способность -- способность человека с помощью мышления воспроизводить окружающий мир, устанавливать приследственные связи и вырабатывать план деятельности в соответствии с закономерностями мира. ТВ Система -- такое объединение любых объектов в природе, об-ве мышлении, в котором каждый зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может быть понят только как часть этого объединения. Сознание -- использование разумной способности для контроля процесса мышления. Социализация -- процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Традиционные (аграрные) общества -- доиндустриальные общества, члены которых в основном заняты аграрным трудом. Такие общества зависимы от окружающей среды, имеют строго определенную социальную структуру господства и подчинения. Их цель -- сохранение прошлого как образца в неизменном виде, т. е. сохранение традиции. Функция -- деятельность системы, направленная на реализацию одной из ее потребностей. Эволюция (от лат. evolutio -- развертывание) -- развитие, при котором медленные, постепенные количественные изменения преобладают над резкими качественными изменениями. Вопросы и задания к главе 1. Выполните (в тетради) следующие задания: 1) соотнесите формы общественного сознания с определенными видами отношений к миру (поставьте стрелочки между соответствующими парами): ИСКУССТВО НАУКА ИДЕОЛОГИЯ ПРАВО РЕЛИГИЯ МОРАЛЬ Доверительно-практическое Чувственно-рассудочное Эмоционально-чувственное Практически-преобразовательное Эмоционально-рассудочное Эмоционально-доверительное 2) рядом с каждым квадратиком напишите по одной характеристике данной формы общественного сознания. 2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выскажите свое мнение. Пифагор был одним из первых, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией. Согласно легенде, когда владыка одного греческого города спросил его: «В какой науке ты считаешь себя сведущим?», Пифагор ответил: «Ни в какой -- я только философ». «Что такое философия?» -- спросил с удивлением правитель. «Человеческую жизнь, -- был ответ Пифагора, -- можно сравнить с рынком и Олимпийскими играми. На рынке имеются продавцы и покупатели, которые ищут выгоды. На играх участники их заботятся о славе и известности. Но есть еще зрители, внимательно наблюдающие за тем, что там происходит. Так и в жизни людей. Большая часть их заботится о богатстве и славе, и только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами -- любителями мудрости, а не софосами -- мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней». Вопросы 1) В чем вы согласны с Пифагором и с чем могли бы поспорить? 2) Какова главная мысль Пифагора в приведенном документе? 3) Могли бы вы привести другие образные примеры о философии? 3. Обсудите мысли наших соотечественников. Какова их основная идея? Какие примеры могут подтвердить или опровергнуть мнения авторов? Русский литератор В. Белинский писал: «Общество не то, что частный человек: человека можно оскорбить, можно оклеветать -- общество выше оскорблений и клеветы... Указать же на истинный недостаток общества -- значит оказать ему услугу, избавить его от недостатков». В. Вернадский считал, что в будущем эволюция нашей планеты будет направляться разумом, а биосфера постепенно превратится в ноосферу (от лат. разумная сфера), под которой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. 4. Рассмотрите разные понимания термина «общество». Какие из этих пониманий являются более общими, а какое -- более частным? Приведите примеры по каждому из пониманий. Под обществом можно понимать: 1) различный тип образа жизни; 2) образованные народами единства; 3) основанные на договорах экономические и идейные объединения; 4) социальное образование, совокупность разных социальных единиц. 5. Вставьте пропущенные слова в данном определении. Сознание -- одно из основных понятий философии, психологии и (1), означающее высший уровень отражения объективной (2), присущий лишь (3). Сознание -- Продукт общественно-исторического развития, функционального свойства _(4). 6 Перечислите людей, с чьими именами могут ассоциироваться представления о традиционном, индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах. 7 Какие понятия выпадают из следующих логических рядов? A. Перечень основных подсистем общества: экономика -- культура -- религия -- политика. Б. Перечень форм общественного сознания: мораль -- искусство -- политика -- наука. B. Перечень идеалов индустриального общества: вера -- добро -- красота -- истина. 8. Выполните тестовые задания. 1. Верны ли следующие суждения о структуре современного общества? А. Подсистема культуры выполняет в обществе функцию адаптации. Б. Подсистема политики выполняет в обществе функцию координации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения об общественном сознании? А. Индивидуальное сознание есть результат внутреннего развития, а общественное сознание -- результат общения людей. Б. В индустриальном обществе все формы общественного сознания становятся более автономными по сравнению с традиционным. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |