|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основное содержание конвенции МОТ по вопросу политики занятостиОсновное содержание конвенции МОТ по вопросу политики занятости10 Введение Значение конвенций и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения в международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства о социальном обеспечении, Решения конференции МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе являются, по мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров, и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения. Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями. Конвенция МОТ № 122, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., посвящена вопросам государственной политики занятости. Закрепление целей государственной политики содействия занятости в универсальном международном акте, прежде всего, выполняет глобальную задачу постепенной унификации направлений развития национальной политики занятости в различных странах мира на базе общепризнанных гуманитарных ценностей и социальных стандартов. Однако этим ее задачи не ограничиваются. Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение: - наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее; - продуктивности такой работы; - свободы выбора занятости; - широких возможностей для работника получить подготовку для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения; - широких возможностей для работника использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения. Цель работы - раскрыть основное содержание Конвенции МОТ по вопросу политики занятости. Методика исследования основана на использовании контент-анализа различных источников научной и специальной литературы. Основное содержание конвенции МОТ по вопросу политики занятости Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся там 17 июня 1964 года на свою сорок восьмую сессию, принимая во внимание, что Филадельфийская декларация признает торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью достижение полной занятости и повышение жизненного уровня, и что в преамбуле к Уставу Международной организации труда предусматривается борьба с безработицей и гарантия заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, принимая во внимание далее, что в силу Филадельфийской декларации в обязанность Международной организации труда входит изучение и рассмотрение влияния экономических и финансовых аспектов политики на политику в области занятости в свете провозглашенной в этой Декларации основной цели, что "все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей", принимая во внимание, что во Всеобщей декларации прав человека предусматривается, что "каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы", учитывая существующие международные трудовые конвенции и рекомендации, имеющие прямое отношение к политике в области занятости, и, в особенности, Конвенцию и Рекомендацию 1948 года о службах занятости; Рекомендацию 1949 года о профессиональной ориентации; Рекомендацию 1962 года о профессиональном обучении и Конвенцию и Рекомендацию 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, принимая во внимание, что эти акты должны быть включены в более широкие рамки международной программы экономического развития на основе полной, продуктивной и свободно избранной занятости, постановив принять ряд предложений, относящихся к политике в области занятости, что является частью восьмого пункта повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего июля девятого дня тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года нижеследующую Конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией 1964 года о политике в области занятости. Статья 1. 1. В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости, каждый член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. 2. Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы: a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; b) такая работа была как можно более продуктивной; c) существовала свобода выбора работы и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения. 3. Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Статья 2. С помощью методов, соответствующих национальным условиям, и в той мере, в какой позволяют эти условия, каждый член Организации: a) определяет и периодически пересматривает в рамках координированной экономической и социальной политики меры, которые необходимо принять для достижения целей, указанных в статье 1; b) предпринимает такие шаги, какие могут быть необходимы для применения этих мер, включая, в тех случаях, когда это целесообразно, разработку программ. Статья 3. При применении настоящей Конвенции представители кругов, заинтересованных в предполагаемых мерах, в частности представители предпринимателей и трудящихся, привлекаются к консультациям в отношении политики в области занятости для того, чтобы полностью учесть их опыт и мнение и заручиться их полным сотрудничеством в формулировании и поддержке такой политики. Статья 4. Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Статья 5. 1. Настоящая Конвенция связывает только тех членов Международной организации труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным директором. 2. Она вступит в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный директор зарегистрирует документы о ратификации двух членов Организации. 3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу в отношении каждого члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации. Статья 6. 1. Любой член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может, по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу, денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному директору Международного бюро труда и зарегистрированного им. Денонсация вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации. 2. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок после истечения упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии может денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, определенном в настоящей статье. Статья 7. 1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от членов Организации. 2. Извещая членов Организации о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный директор обратит их внимание на дату вступления настоящей Конвенции в силу. Статья 8. Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций полные сведения относительно всех документов о ратификации и актов о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей. Статья 9. Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре. Статья 10. 1. В случае, если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено обратное, то: a) ратификация каким-либо членом Организации новой пересмотренной конвенции повлечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 6 немедленную денонсацию настоящей Конвенции, при условии, что новая пересмотренная конвенция вступила в силу; b) начиная с даты вступления в силу новой пересмотренной конвенции, настоящая Конвенция будет закрыта для ратификации ее членами Организации. 2. Настоящая Конвенция остается во всяком случае в силе по форме и содержанию в отношении тех членов Организации, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую пересмотренную конвенцию. Статья 11. Французский и английский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу. Заключение На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие основополагающие выводы. Предупреждение безработицы было одной из главных задач МОТ еще при ее создании. Среди конвенций и рекомендаций по вопросам занятости следует назвать Конвенцию № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.). Конвенция вступила в силу 15.07.1966. В Конвенции № 122 была четко сформулирована политика в области занятости, а именно: а) работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; б) такая работа должна быть как можно более продуктивной; в) существование свободы выбора занятости и широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы» Конвенция о политике в области занятости (№ 122) 1964 г. призывает к проведению национальной политики, направленной на создание условий для полной, производительной и свободно избранной занятости. Ратифицирована 81 государством. СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 05.08.1967 № 1770-VII), ратификационная грамота депонирована Генеральному директору Международного бюро труда 22.09.1967. Возвращаясь к содержанию Конвенции МОТ № 122, подчеркнем, что закрепленные в ней цели государственной политики являются в первую очередь общими ориентирами, а не реально гарантированными правами. Так, на основании ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 невозможно потребовать от государства срочно обеспечить продуктивной и подходящей работой некоего гражданина. Однако эти критерии и не предназначены для разрешения подобных частных вопросов. Их задача состоит в определении единых международно-признанных и общенациональных ценностей государства в сфере занятости. Формирование единой ценностной системы позволяет, например, сравнительно легко осуществлять конструктивную критику тех законопроектов в сфере занятости, направленность которых недостаточно соответствует заявленным в Конвенции целям. При этом возможность подобной критики со стороны представительных органов работников и работодателей прямо закреплена в Конвенции МОТ № 122. В частности, ст. 3 данной Конвенции обязывает государства учитывать опыт и мнения представителей работодателей и работников при разработке и осуществлении государственной политики в области занятости в ходе специально организуемых консультаций. Более того, при проведении таких консультаций Конвенция МОТ ставит перед государством еще одну важную цель - "заручиться полным сотрудничеством в формулировании и поддержке" разрабатываемой государственной политики. Таким образом, опыт и пожелания как работников, так и работодателей могут получить поддержку на государственном уровне. Список использованных источников 1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - 5-е изд. доп. М.: Норма, 2005. - 416 с. 2. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справоч. пособие / сост. и автор предисл. З.С. Богатыренко. - М.: Дело и сервис, 2007. 3. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. Учебник для вузов. - М., 2001. 4. Мошняга В.П. Международные принципы и государственно-региональные особенности социальной работы. - М., 2000. 5. Мошняга В.П. Международные опыт социальной политики и социальной работы: курс лекций. - М.: Изд. Московского гуманитарного университета, 2006. - 287 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |