|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности досуга молодёжиОсобенности досуга молодёжи30 Содержание Введение………………………………………………………………………....3 1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга………………………………………………………………………….....4 1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации……………………...4 1.2 Функции и принципы досуга молодёжи…………………………………...8 1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека………………..………..10 2. Особенности проведения досуга молодёжью……………………….…12 2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…………....12 2.2 Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове…………………………………………………………………15 2.3 Досуг с помощью компьютера……………………………………………..20 2.4 Досуг в музыкальном сопровождении………………………………….....22 Заключение……………………………………………………………………....24 Список использованных источников………………………………………......26 Введение Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнеде-ятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления. Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности. 1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга 1.1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения. Социологический анализ молодежного досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом. Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению. Необходимо отметить, что мы не ставим своей задачей дать полный анализ понятия «досуг». Прежде всего, необходимо рассмотреть, вопрос, связанный с историей употребления данного термина. Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта. Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288 Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17 Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели. Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности. Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой. Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает: * на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту работы и обратно; * физиологический отдых (ночной сон); * оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.); * покупку продуктов, их приготовление, прием пищи; * приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования; * воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др. доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. В будний день доля свободного времени у работающего человека -- относительно небольшая величина, 1--3 часа, а в некоторых случаях -- несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая. Таким образом, человек в состоянии варьировать увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер. Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела. Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.). Представление, которое формируется в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития. 1.2 Функции и принципы досуга молодёжи Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи: - досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты; - досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; -досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; - досуг формирует и развивает личность; -досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; - досуг стимулирует творческую инициативу; - досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности; - досуг способствует формированию ценностных ориентаций; - досуг формирует позитивную «Я - концепцию»; -досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; - досуг способствует самовоспитанию личности; Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс)«Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24 . Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся: 1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов. 2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции. 3. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом. 4. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека. 1.3 Значение отдыха и рекреации в жизни человека Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она-- следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой. Таким образом, потребность в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности -- активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности--расслабления, бодрствования--сна. Как уже говорилось, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения глубокой усталости. Физиологический отдых становится средством воспроизводства жизненных функций человека, занимая внерабочее время. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребностей (в пище, питье, гигиенических процедурах), создают условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связываются с досугом. Другое дело, что усталый человек может днем потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация). Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связанной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен активный отдых -- занятия физическими упражнениями, а также любимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предоставляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокулътурный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями. Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким восстановлением сил, его последствия конструктивны и приобретают более устойчивый характер. для такого отдыха, как правило, используются нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается работоспособность. Таким образом отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные - биофизиологические, психологические, социокультурные -- аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки. В широком смысле феномен отдыха сближается с действием рекреации (от лат. recreatiо -- возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека. Теперь рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности, данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты. Рекреацаонный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха. 2 Особенности проведения досуга молодёжью 2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом. Первый тип условно назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях -- с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов. Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) --“ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга -- компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни. Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки. Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип -- один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса). Пятый тип -- “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” -- живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов. Шестой тип -- “ГАРМОНИЧНЫЙ” -- означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов. Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам (см. табл. 1) связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах. Таблица 1 Распределение типов социальной коммуникации молодёжи по территориально-экономическим районам, в %
2.2 Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Саратове В целях данной контрольной работы нами был проведён опрос на тему «Досуг молодежи». Всего было опрошено 317 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Из них: 95 -- учащиеся, 143 -- студенты, 81 -- рабочая молодежь. Аналитики поставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от семейного статуса, рода занятий и др. Подобный опрос уже проводился в январе этого года, поэтому одной из целей опроса было выяснить изменение мнения молодежи за этот период. Выдвигалась гипотеза, что: более 60% молодежи пассивно, семейная и работающая молодежь предпочитает пассивный отдых школьники мужского пола предпочитают проводить время за компьютером По результатам опроса были сформированы предложения по улучшению досуга. Учащимся не хватает: поездок по городам России или за рубеж, творческого развития, общения с новыми людьми, спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности играть своей музыкальной группой на публике, рок-концертов по доступным для молодежи ценам, кружков рисования, актерского мастерства, качественного рок-клуб, турпоходов, походы в кино и бассейн. Студенты хотят больше: массовых акций, internat-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий сортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр, поездок на международные соревнования по скалолазанию. А также попросили содействия в постройке теннисного корта, скейтпарка. Предложения рабочей молодежи в целом совпадают с мнением студентов и школьников. Поставленные гипотезы не оправдались. Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. Школьники не так часто играют в компьютерные игры, как предполагалось, компьютерные игры стоят даже на пятом месте в рейтинге антипатий. Оправдалась гипотеза, что школьники предпочитают просто гулять с друзьями, причем у студентов это наиболее популярный вид отдыха. Посещение ночных клубов не стоит на первых местах по предпочтительности, но и сильных антипатий по этому поводу не возникает. Студенты более чем учащиеся не любят сидеть дома за рукоделием, заниматься домашним хозяйством, но они гораздо больше времени уделяют творчеству и самообразованию. Зато учащиеся охотнее занимаются спортом, нежели студенты. Студенты чаще, чем ученики просиживают за компьютерными играми. На вопрос «Как часто у Вас бывает свободное время, которое Вы можете посвятить своему любимому занятию?» большинство опрошенных склоняется к ответу «несколько раз в неделю». Среди ответов на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» 1-ые места занимают: посещение дискотек и баров, посиделки с друзьями, времяпрепровождение с любимым человеком. На последних позициях сейчас находятся посещение казино, игровых автоматов, кружков по интересам, рукоделие, домашнее хозяйство. Чтение книг и журналов, самообразование, просмотр телевизионных передач и походы в кино, театры и выставки находились и находятся постоянно в середине рейтинга предпочтений. На вопрос «для меня лучший отдых-это?» рабочая молодежь и студенты сейчас все больше склоняются к ответам «быть одному» и «общаться только с близкими людьми», тогда как, у учащихся наоборот наблюдаем противоположную тенденцию. 78 % в январе 2006, а сегодня 89% респондентов предпочитают активный отдых. На вопрос «Достаточно ли в городе мест для удовлетворения ваших досуговых потребностей?» мнение не изменилось. По-прежнему число тех, кто считает, что «достаточно» (47 %), не многим больше тех, кто считает, что «недостаточно» (41 %). Времяпрепровождение студентов 1-3 курсов и студентов старших курсов значительно отличается. Так, из младших треть занимается спортом, 20% посещают кинотеатры, 15% используют время для самообразования и около 64% посещают ночные клубы. К четвертому курсу верными спорту остаются только 12%, самообразованием продолжают заниматься 10%, интерес к кинотеатрам возрастает и посещает их уже треть студентов. 73% старшекурсников - активные посетители ночных клубов. Зачем студенты ходят в ночные клубы? Основной мотив - тусовка (более 50%). Далее мотивы у девушек и молодых людей расходятся. Так, для девушек привлекательность ночных клубов определяется возможностью потанцевать. Сильная же половина предпочитает общение за стойкой бара, и чем старше студент, тем более выражен этот мотив. Есть и те, кто не посещает ночные клубы вообще. Более 60% из них не любят громкую музыку, шумную обстановку, 40% ссылаются на нехватку времени, 15% не устраивают цены на входной билет или удаленность клубов от дома. На вопрос "Что особенного в ночном клубе, который нравится вам больше всего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможность потанцевать, 36,2% - друзья, особый контингент людей, 19% - дизайн, мебель, интерьер. У студентов 20-24-х лет друзья, особый контингент людей являются определяющим фактором симпатии к тому или иному клубу, в то время как для возраста 17-19 лет - возможность потанцевать, послушать музыку. Самым существенным фактором оказалась музыка/светомузыка - для 63,8% это важно. Наиболее нейтральное отношение у студентов к наличию в ночном клубе бильярда, бара. С возрастом увеличивается роль имиджа ночного клуба. Таким образом, в настоящее время, большинство студентов являются активными посетителями ночных клубов. Наиболее популярными местами отдыха стали Городской сад, Парк Победы, клубы «АРС», «Jumangee», «Nega», кафе, кофейни, Набережная Космонавтов. Респондентам был задан вопрос «Что городские власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?». 42 % опрошенных просят построить новый бассейн, стадион, спортзал, 31% -- организовать бесплатные клубы по интересам, 18% -- создать молодежные организации, которые способствовали бы коллективному отдыху (например, туристические походы), 9% -- создать структуры, позволяющие молодежи общаться с руководящими органами власти. Из всего числа респондентов 64 % --не участвует ни в каких молодежных организациях и объединениях, 36% опрошенных состоят в , Студенческом профкоме и парламенте, туристических клубах и партии Единая Россия. Если бы была возможность стать членом какой-либо организации, то молодежь бы выбрала организацию: а) спортивной направленности 45% б) интеллектуального плана 33% г) творческой направленности 22% В ходе исследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времени у молодёжи и возможностями качественного его насыщения. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества. Напрашивается вывод: молодежь страдает опасной социальной немощью, причина которой - ухудшение морального климата в обществе, качества человеческого общения, социального самочувствия в целом. На вопрос: "Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?" ответы распределились следующим образом. Оказывается, библиотеки посещают более 48% опрошенных. Кинотеатрам отдали предпочтение 47,57%. Далее по популярности концерты казахстанских и зарубежных артистов (27,15%), ночные клубы и кафе - 22,66%. Участию в художественной самодеятельности и спортивным секциям как виду досуга отдали предпочтение чуть более 3 процентов опрошенных. За последние годы, печально констатируют социологи, роль чтения у молодёжи снизилась. Это сразу же отразилось на разговорной речи. Она стала косноязычной. Если же молодые люди читают, то, как видно из опроса, это приключения и детективы. На диаграмме 1 показаны предпочтения саратовской молодёжи. Диаграмма 1 Предпочтения проведения досуга молодёжью г. Саратова 1. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17 2. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288 3. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. 4. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. 5. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001. 6. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001. 7. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991. 8. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7. 9. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12. 10. «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24 11. Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12. 12. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |