|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребыванияОсобенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребыванияВыпускная квалификационная работа Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания Тотьма 2010 Введение Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях. Социализация - это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта (Л.В. Мардахаев). Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. специалистов. Современный этап развития нашего общества, происходящие изменения в мировом сообществе требуют расширения и углубления исследований процесса социализации подрастающего поколения, в том числе особой категории детей - детей-сирот, так как его изучение и осмысление необходимо для дальнейшей организации процессом передачи социального опыта, в детском доме. Образовательное учреждение позволяет ребенку, оставшемуся без попечения родителей осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей. В педагогической науке последних лет вопросам социализации, воспитания детей - сирот, их профессиональной ориентации посвящено значительное число исследований, однако большинство из них вопросы управления процессом социализации детей - сирот в условиях сельского детского дома не рассматривались. Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат - это школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении, где формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение. Однако ряд вопросов связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей и роль в этом процессе специалиста по социальной работе достаточно значительна. Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации - семьи учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома. Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к: ь Негативному влиянию на их социализацию ь Неадекватной самооценке ь Несамостоятельности в суждениях и поведении ь Низкой коммуникабельности ь Преобладанию краткосрочных целей Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему исследования - «Особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания». Цель исследования - выявить особенности социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания. Проблема исследования: как, организуется деятельность детского дома по усвоению социальных ценностей. Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома. Предмет исследования: социализированность воспитанников детского дома с различным периодом пребывания. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по данной теме; 2. Рассмотреть особенности социализации воспитанников детского дома; 3. Сравнить уровень социализированности воспитанников детского дома вновь поступивших и долго пребывающих; 4. Разработать методические рекомендации для социального педагога по вовлечению воспитанников детского дома в процессе усвоения социального опыта. Методы исследования: I. Теоретические методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта деятельности социального педагога. II. Эмпирические методы исследования: Методика для изучения социализированности личности воспитанника, разработана М.И. Рожковым. Гипотеза исследования: воспитанники детского дома, вновь поступившие в детский дом, обладают более низким уровнем социализированности, чем воспитанники долее прибывающие. Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность понятия социализации; социализированность и критерии готовности к жизни; особенности социализации воспитанников детского дома. Вторая глава посвящена исследованию уровня социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания. База практики: МОУ «Демьяновский детский дом» Бабушкинского района. Практическая значимость заключается в использовании данной работы социальным педагогом, специалистами по социальной работе, студентами занимающимися данной проблемой. 1. Теоретический анализ процесса социализации воспитанников детского дома 1.1 Социализация, как социально-педагогическая категория Социализация - самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта. В отечественной науке большой вклад в постановку и изучение проблем социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты социализации. По мнению, И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает, прежде всего, систему целенаправленных воздействий, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества». И.С. Кон определил ряд подходов в изучении социализации: 1. Объективный, определяющий какой тип человека стремится сформировать конкретное общество. 2. Субъективный, определяющий как сам человек проявляет свою активность в процессе социализации, как и насколько она удовлетворяется и стимулируется обществом. 3. Экологический, характеризующий объективные факторы и обстоятельства, влияющие на социализацию. 4. Процессуальный, показывающий какими путями и способами осуществляется социализация. 5. Институциональный, выявляющий какие институты и группы осуществляют социализацию человека [6]. Будем исходить из того. Что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: 1. Младенчество (от рождения до 1 года); 2. Раннее детство (1-3 года); 3. Дошкольное детство (3-6 лет); 4. Младший школьный возраст (6-10 лет); 5. Младший подростковый возраст (10-12 лет); 6. Старший подростковый возраст (12-14 лет); 7. ранний юношеский возраст (15-17 лет); 8. юношеский возраст (18-23 года); 9. молодость (23-30 лет); 10. ранняя зрелость (30-40 лет); 11. поздняя зрелость (40-55 лет); 12. пожилой возраст (55-65 лет); 13. старость (65-70); 14. долгожительство (свыше 70 лет). В социологии социализация - есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [27]. В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей [8]. Социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях: 1) воздействие на индивидa общества в целом, общество передает свои ценности, идеалы, установки через само общение - через его «социально организованную структуру»; 2) воздействие на личность в сфере массового общения через средства массовой информации; 3) воздействие на личность в недрах малых групп с контактным общением. Одной из причин подобной многозначности термина является то, что понятие «социализация» толкуется различно в зависимости от теоретических ориентаций исследователей [12]. Так же с точки зрения социальной педагогики фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «Я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности [26]. В процессе социализации решаются три группы задач: адаптации, автономизации и активизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектических единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Процесс социализации (включение ребёнка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребёнка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок из мира детства в мир взрослых, то она везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостками и развилками. Под трудностью социализации мы понимаем комплекс затруднений ребёнка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребёнку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребёнка к этим отношениям. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребёнок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребёнка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб) [18]. Для характеристики процесса социализации важно рассмотреть соотношение понятий - развитие, социальное воспитание и социализация. Развитие - это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов. Социальное воспитание - это процесс формирования социально-значимых качеств [13]. Социализация - это двусторонний процесс, с одной стороны, человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой стороны воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям [24]. Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социализация - это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения [31]. Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации: 1. Г.М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии. 2. Психолого-педагогическая возрастная периодизация (младенчество от 0-1, раннее детство от 1-3, дошкольный возраст от 3-6, младший школьный возраст 6-7 - 10-11, подростковый возраст 11-12 - 14-15, юность 15-16 - 21-23 и т.д.) 3. А.В. Петровский считает, что развитие личности может быть понято как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение макрофаз описывает жизненный путь человека: детство - адаптация, отрочество - индивидуализация, юность - интеграция. Эти же фазы можно разделить в рамках каждого возрастного периода, в различных сферах жизнедеятельности человека [26]. Агенты социализации - люди, оказывающие непосредственное влияние. Например, в раннем возрасте агентами являются родители, братья и сестры, бабушки, сверстники. Важно знать, кто влияет и как влияет (позитивно или негативно), какие агенты наиболее значимы в том или ином возрасте, ситуации. К средствам социализации относятся: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы воспитания в семье, школе; продукты материальной и духовной культуры; санкции (формальные и неформальные) [19]. К механизмам социализации относятся: социально-психологические и социально-педагогические. К социально-психологическим механизмам можно отнести: 1. Импритинг (запечатление) - фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. 2. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 3. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. 4. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой. 5. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между несколькими «Я» человека. К социально-педагогическим механизмам можно отнести следующие: 1. Традиционный - в семье, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны доя семьи и ближайшего окружения. 2. Институциональный - действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества (образовательные, досуговые). В них происходит накопление опыта социально-одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения. 3. Стилизованный - действует в рамках субкультуры. 4. Межличностный механизм реализуется в общении человека субъективно значимыми людьми. В структуру механизма социализации включают: субъектов социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объектом социализации (получателей помощи), формы взаимодействия-средства социализации [12, 29]. Английский социальный психолог М. Аргайл выделяет следующие механизмы социализации: методы поощрения и наказания, мотивацию, потребности, которые А. Маслоу разделил на базисные и метопотребности (производные); приспособление; социальную активность; ролевое общение. Выделяют психологические, социально - психологические механизмы социализации, социально-педагогические механизмы: традиционный (стихийный), институционный, стилизованный, межличностный [16]. Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизированный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет в сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизированный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма [29, 13]. Итак, социализация - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [10]. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, индивидуализация, персонализация. Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами социализации, которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой. Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком норм, ценностей, стереотипов, готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с культурой, адаптацию к социуму, но и формирование в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта. В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт. В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором - отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву социализации, в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний [14]. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используются в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным [3]. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе, которого происходит её приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающая система, как продукт самовоспитания [18]. Эти два подхода в определённой степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдаётся первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.). Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняет тем, что многими исследованиями и практиками не осознан двусторонний характер социализации. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает социальный опыт путём вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам [13, 23]. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта [5]. Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъективности. Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающеё средой [19]. Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности [28]. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие её стадии: Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: 1. ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу 2. юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности [17]. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения [28]. Социализацию можно представить как объединение четырёх составляющих, которые образуют социализацию в целом: 1. хаотичная социализация. 2. направляемая социализация, которая объективно влияет на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этносокультурных и возрастных групп. 3. относительно социально контролируемая социализация (воспитание) - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека более или менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный или асоциальный, антисоциальный вектор (самосовершенствования, саморазрушения). Таким образом, социализация - это процесс вхождения человека в общество через усвоение важных социальных качеств, как следствие формирования социального опыта. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении, он активен в освоении своего социального опыта. По-этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему. 1.2 Социализированность и критерии готовности к жизни Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7]. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность [11]. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п. [14]. Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются. В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации [21]. Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению [14]. С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными [22]. В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем [15]. Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами. Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной. Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [7, 18]. Таблица 1.1. Критерии и показатели социализированности
Каждый из предлагаемых критериев является качественным так как раскрывает динамику преобразования личностных характеристик воспитанника, характеризующих социализированность на том или ином этапе, а также указывают на те аспекты в деятельности детского дома по социализации, на которые следует обратить более пристальное внимание. Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К.Д. Ушинского. который писал, что воспитанность - это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, ' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [26]. Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами [13]. Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной. Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [23]. С точки зрения педагогики социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, так как одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. Поэтому личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Так, Э. Эриксон отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в личностном развитии ребенка [17]. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему [21]. Современная образовательная практика в лучшем случае обеспечивает учащемуся усвоение знаний и умений, не уделяя внимания присвоению их ребенком. Если опыт не присвоен, он не может быть использован в реальных жизненных ситуациях. В этом случае можно говорить о том, что цель образования - подготовка к самостоятельной жизни - не достигнута. Для того чтобы найти личностные смыслы во всеобщем социальном опыте, ребенок-сирота нуждается в помощи. Такая помощь не может оказываться без участия психолога [24]. Критериями социализации, готовности к самостоятельной жизни можно выделить следующие: 1. Законченность школьного или профессионального образования: психолого-педагогическая поддержка старшеклассников, вступающих в самостоятельную жизнь после окончания школы-интерната, облегчит им социальную адаптацию, поможет быть принятыми в социуме. Выделим основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения выпускников: подготовка к итоговой аттестации (коррекция эмоционального состояния, совершенствование навыков самопрезентации, уверенного поведения); индивидуальное консультирование (помощь в решении личностных проблем, помощь в решении проблем взаимоотношений, коррекция выбора профессионального самоопределения); коммуникативные тренинги (обучение методам саморегуляции в стрессовых ситуациях, обучение техникам общения, обучение техникам релаксации, повышение самооценки); профилактика асоциальных форм поведения (совместное проведение классных часов, помощь в решении конфликтных ситуаций, просветительская деятельность); профориентация подростков с проблемами здоровья (личностное самопознание, совершенствование коммуникативных навыков, актуализация личностного самоопределения, помощь в выборе образовательного учреждения и профессии). Реализация этих условий в детском доме, школе-интернате возможна только при соблюдении важного педагогического принципа воспитания: разумные к человеку и как можно больше уважения к нему. 1. Основание собственной семьи. Статистических данных по этому направлению нет. 2. Реальные жизненные цели. Обучение в данном направлении не ведётся. 3. Социальная зрелость. 4. Социальная адаптированность (знания, умения и установки, необходимые для реализации себя в различных сферах деятельности, необходимой на данном возрастном этапе уровень образования). 5. Социальную автономность (умение творчески подходить к жизни - креативность, т.е. поведенческая автономия). 6. Социальная активность (мера согласованности самооценки и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды, мера приобщения на внешнее «надо», т.е. приобщение к должному). Одна из важнейших задач психологической поддержки и сопровождения социального развития воспитанника учреждения для детей-сирот состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желания результата своего жизнестроительства. Этапы взросления как процесса социального самоопределения проявляются в формировании жизненных планов, имеющих соответственные возрасту и индивидуальным характеристикам ребенка особенности. Л.С. Выготский говорил, что ребенок развивается из перспективы будущего, из того образа «желаемого себя взрослого», который задается во многом групповыми, в основном родительскими, ожиданиями. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишен их помощи в построении образа будущего, его представления об ожидающей его взрослой жизни крайне расплывчаты. Вследствие этого крайне актуальна постановка задачи психологической поддержки ребенка в построении адекватной его потенциалу жизненной перспективы. В ходе взросления жизненная перспектива конкретизируется в понятии жизненного плана. Этот план в точном смысле этого слова возникает лишь тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся [16]. Возможность достижения желаемого результата определяется не только ясным пониманием хода и условий реализации жизненного плана, но и психологической готовностью подростка к тому или иному действию. Характерные для личности способы решения социальных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируются, прежде всего, в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окружающими людьми. Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, о которой он только слышал или читал. Реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях. Таким образом, еще одной задачей психолога является предоставление ребенку-сироте опыта проживания личностно значимых для него ситуаций в специально спроектированных условиях (ролевые и деловые игры, тренинги) [5]. Важнейшим требованием к решению данной задачи является организация рефлексии по результатам полученного опыта и помощь в присвоении его (выявлении личностных смыслов). Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника психологу необходимо учитывать как общие возрастные особенности усвоения социального опыта, так и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями депривациями. Исследования показывают, что подростки-воспитанники и выпускники сиротских учреждений испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я. Эти затруднения могут приводить к различным последствиям: уходу от психологической интимности, избеганию тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и выбору отрицательных образцов для подражания (Э. Эриксон) [10]. Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот - учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформированность необходимых ценностей ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения. В качестве основных направлений работы психолога по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если: ь программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях детской депривации; ь содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска; ь условия учреждения позволяют реализовать эту программу. 1. становление жизненной перспективы 2. формирование положительного отношения к труду 3. обеспечение продуктивности социальных контактов Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, - чувство удовлетворённости своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат: 1. адекватное профессиональное самоопределение 2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи 3. соответствие моральным нормам и требованиям общества 4. использование личного опыта в изменяющихся условиях. В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности - ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии - совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту [16]. Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др.). Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности [13]. 1.3 Особенности социализации воспитанников детского дома В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения [19]. Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, что зависит от характера и особенностей той среды, в которой он формировался и в которой существует в данное время. Причем адаптационные процессы идут постоянно. Социум - это та среда, в которой человек и формирует, и, в меру своих сил и способностей, удовлетворяет свои потребности, приобретая индивидуальные, только одному ему присущие черты характера. Человек, естественно, не играет пассивной роли в своем социальном становлении: у него есть определенные задатки, он активен в освоении социального опыта. Это утверждение в полной мере относится и к детям [10]. Социализация воспитанников детского дома носит особенный характер. Дети - сироты - это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних [19]. Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится на несколько групп: дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка; дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье; беспризорные дети - это специфические дети, имеющие опыт жизни на улице [18]. Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать родительской депривации. В 80-90-х гг. XX в., был проведен целый ряд отечественных исследований, доказательно представивших отрицательные последствия институционального воспитания. В этих исследованиях делается акцент на то, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, основывается без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно содержит факторы, сдерживающие психическое развитие. Авторы выделяют следующие негативные черты общественного воспитания: 1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях: - сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми; - дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; - наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых; - групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности - пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми; - положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками; 2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; 3) недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи; 4) бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малого числа и однообразия предметов, с которыми они действуют; 5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива. Зачастую атмосфера сиротских учреждений холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется [14]. Как показывают исследования М.А. Калининой и М.Е. Проселковой, воспитанники детских домов в большинстве своем с трудом усваивают программу массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения [25]. Нахождение ребенка в стационаре любого типа влечет за собой обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации [23]. Во многих отечественных исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. Авторы описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения [11]. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения - ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией - тенденция к излишне бурному реагированию, обиде [19]. Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения с взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих [18]. Ограничение общения и деятельности детей - сирот преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность) [7]. Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми [28]. Особая проблема в условиях детского дома связана с феноменом «мы». Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту - одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих». Таким детям присущ особый социальный статус «ничейности» - никто ими не интересуется, по существу они никому не нужны, что порождает состояние незащищенности, неуверенности в себе, в своем будущем. Официальные категорические нормативы, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой - отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации. Отмечается дефицит общения воспитанников с взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы, познавательной деятельности [14]. Феномен «общественной собственности» затрудняет формирование адекватного отношения к себе и другим, т.к. вещи и предметы имеют для детей не столько определенную потребительскую ценность, сколько помогают им подтвердить свою самость, материализовать свое «Я». Лишение индивидуальности, обезличивание порождается особой коммунальной организацией быта. Жизнь ребенка в детском доме основана на зависимости воспитанника от персонала. Это проявляется в невозможности получить объективную и достоверную информацию, принимать решения о своем будущем, поскольку считается, что ребенок не способен самостоятельно решать вопросы, касающиеся собственного благополучия [25]. Специфические особенности самосознания личности ребёнка-сироты состоят в том, что воспитанники детских домов зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей [23]. Не последнее место в жизнедеятельности воспитанников детского дома занимает проблема жёсткой регламентации и контроля извне. Процесс саморегуляции затруднён, внешнее поведение не заменяется постепенно на внутренний самоконтроль, что затрудняет развитие автономности, инициативности, освоение социально-ролевых позиций [3]. Одна из важнейших проблем выпускников детских домов - это процесс перехода от опеки к независимости. Они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. После выпуска из детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде, роль сироты часто реализуется в течение всей жизни. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им [9]. Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений. Для воспитательного процесса детского дома необходимо использование таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности [15]. Приоритетной идеей воспитания в детском доме является идея воспитания социально-активной личности. Поэтому для совершенствования воспитательной работы необходимо, активно искать, адаптировать, разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника. Социализация - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализированность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Мы будем понимать под социализированностью соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально - психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации. Но в результате ряда причин социализация воспитанников детского дома может быть затруднена. Это и жесткая регламентация времени, и формальная организация среды детского дома, коммунальная организация быта, ограниченность неформального внешнего общения. 2. Изучение особенностей социализации воспитанников детского дома с различным периодом пребывания (на примере МОУ «Демьяновский детский дом») 2.1 Управление процессом социализации воспитанников МОУ «Демьяновский детский дом» Бабушкинского района База исследования: МОУ «Демьяновский детский дом» Бабушкинского района. Управление детским домом осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом, локальными актами и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство детским домом осуществляет директор. Формами самоуправления детского дома являются: Совет трудового коллектива, педагогический совет, Совет воспитанников детского дома. Для информационного обеспечения, оказания практической помощи педагогам в образовательном учреждении имеется необходимая литература. Для координации социально-правовой и психологической помощи воспитанникам в детском доме работает служба социально-психолого-педагогического сопровождения. Деятельность образовательного учреждения регламентируется внутренними локальными актами и приказами директора детского дома: 18 различных положений, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о порядке установления надбавок и доплат к должностным окладам работникам у МОУ «Демьяновский детский дом» др. МОУ «Демьяновский детский дом» обеспечен следующими педагогическими кадрами: воспитатели, младшие воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (структурное подразделение МОУ ДОД «Дом детского творчества». Таким образом, воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, то есть весь педагогический коллектив является для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей людьми, оказывающими непосредственное влияние на них на данном этапе их жизни. Первичная социализация происходит в семье, передается через родителей, но у этой категории детей данный этап искажен в силу различных причин. Поэтому передачу жизненного, социального опыта осуществляет именно педагогический коллектив детского дома. В педагогическом коллективе осуществляется взаимодействие педагогов с богатым педагогическим опытом и молодыми специалистами, которые вносят новые инновационные формы обучения, воспитания и развития детей. Поэтому данное взаимодействие в детском доме является успешным фактором социализации наших детей. Контингент воспитанников МОУ «Демьяновский детский дом» составляют дети в возрасте от 3 до 18 лет. Весь педагогический коллектив детского дома осуществляет свое взаимодействие с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, т.е. к процессу социализации. И здесь возникает одна особенность, которая заключается в следующем: при попадании ребенка в детский дом с ним начинается проводится определенная работа, но некоторых детей забирают в семьи (либо родители восстанавливаются в родительских правах, либо их берут под опеку) и поэтому работа воспитателей и других специалистов на этом заканчивается, родители или опекуны дальше сами продолжают работать со своими детьми. Поэтому иногда очень трудно определить результативность работы. Особое значение для построения социально-педагогической деятельности в детском доме по успешной реализации процесса социализированности воспитанников имеет социальный статус воспитанников, так как очень важно знать объект, на который будет направлена социально-педагогическая деятельность. Деятельность педагогов детского дома направлена, прежде всего, на развитие способностей к преодолению трудностей социализации. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. Цель коллектива детского дома: формирование социально-активной личности воспитанника, способного успешно ориентироваться в обществе. Исходя из цели видно, что важное место в работе с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является организация сопровождения процесса социализации. Конечным результатом социально-педагогической деятельности является успешная социализация ребенка в обществе. Вся система воспитательной работы в детском доме строится с учетом изменяющихся условий в обществе, на основе личностного, индивидуального и социального профиля развития ребенка при отсутствии родительской опеки. Процесс социализации детей, формирование предпосылок их интеграции в общество должен осуществляться комплексно и требует включения в воспитательный процесс специального содержания, направленного на развитие личности ребенка, его самосознания, обогащения социальных представлений, обучение культуре общения и взаимоотношений с окружающими людьми навыкам социально-бытовой ориентировки, приобщение к культурным, историческим традициям, общечеловеческим ценностям. Педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется по программе развития «Мой мир и я», которая включает в себя следующие направления: 1. «Мое здоровье» цель: формирование навыков здорового образа жизни. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, спортивные праздники, досуги, зимние и весенние походы в лес, ежегодно проводим «Дни здоровья», мероприятия в рамках «Недели здоровья и спорта». Ведется кружок «Спорт, спорт, спорт» от структурного подразделения МОУ ДОД «Дом детского творчества» педагогом дополнительного образования. Цели и задачи кружка: 1. Формирование навыков здорового образа жизни 2. Укреплять здоровье детей через цикл физических упражнений 3. Формирование волевых и моральных качеств детей 4. Профилактика вредных привычек через занятость свободного времени. Все дети разнообразно и активно проводят летний отдых в оздоровительных загородных лагерях «Дружба» Тотемского района, «Легенда» Вологодского района, «Жемчужина Мологи» Череповецкого района, «Волна». «Водопадный» Краснодарского края. Количество детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях всех типов, составляет (% от общего числа детей-сирот) 2006 год 87%, 2007 год 186%. 2008 год 137,5%. Все дети ежегодно проходят углубленные медицинские осмотры специалистами области. 2. «Я и труд» цель: формирование мотивации к трудовой деятельности, как к форме бытия и способу самореализации человека. Все воспитанники детского дома дети сельской местности, поэтому сельскохозяйственный труд является органичной частью их жизни и деятельности. С ранней весны и до глубокой осени ребята вместе с педагогами занимаются сельскохозяйственным трудом, выращивают рассаду помидор, огурцов, капусты, перцев, различных цветов, занимаются посадкой, прополкой, поливкой, ухаживают за цветниками, собирают выращенный урожай. Ежегодно заключаем договора по совместной организации трудовых бригад в период каникул с центром занятости. 3. «Культура поведения» цель: формирование коммуникативных умений и навыков. Проводятся практические занятия, беседы, чтение художественной литературы. В повседневной жизни обращаем постоянное внимание на правила поведения в общественных местах, транспорте, правильность построения предложений, на сервировку стола, поведение за столом, на общение между воспитанниками. Проводим индивидуальную работу по формированию культуры поведения. 4. «Моя профессия» цель: формирование потребности в выборе сферы профессиональной деятельности. В условиях детского дома осуществляется деятельность по программе по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома «Моя будущая профессия». Программа «Моя будущая профессия» разработана на основе программы по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома «Дорога в жизнь», но программа апробирована под условия МОУ «Демьяновский детский дом» (количество детей, методический уровень учреждения, местность, на которой он находится и т.д.). Основная цель работы - формирование потребности в выборе сферы профессиональной деятельности. Данная программа раскрывает одно из приоритетных направлений программы развития «Мой мир и я» «Моя профессия». Настоящая программа - основа комплексной системы подготовки воспитанников детского дома к профессиональному самоопределению и жизнетворчеству. Она включает профориентационное обучение по возрастным этапам: 3-5 классы 6-8 классы 9 класс Взрослые выпускники - постдетдомовская адаптация Основные формы и методы профориентационной работы: 1. Беседа - один из основных информационно-разъяснительных методов работы. Успешной она будет в том случае, если организатор профориентационного мероприятия проведет предварительную психологическую подготовку воспитанников, настроит их на восприятие определенной информации. 2. Профориентационная игра - это имитация ситуации выбора профессии, направленная на формирование необходимых для этого действия. Решая поставленную задача, воспитанники анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, инициативности, вырабатывает практические умения. 3. Экскурсии в учебные заведения области, на различные предприятия и в организации. 4. Цикл встреч «Люди разных профессий» 5. Праздник профессий проводится на основе календарного плана по отраслевому принципу (например, день учителя, день воспитателя и д.р.) 6. Вечер отдыха (встреча воспитанников детского дома с выпускниками детского дома, обучающимися в различных учебных заведениях). 7. Рисунки 8. Ролевая практика - в детском доме и вне детского дома осуществление разнообразной деятельности 9. Диспуты и дискуссии 10. К методам изучения личности воспитанника относятся: наблюдение, индивидуальные беседы, анкетный опрос, психологическая диагностика (см. Приложение 4). Ежегодно выпускники 9 классов поступают для дальнейшего обучения в профессиональные лицеи, средние учебные заведения г. Тотьмы и г. Вологды. Получение специальности 5. «Я-гражданин» цель: формирование у воспитанников активной гражданской позиции, правового сознания, повышать уровень правовой культуры, знаний и представлений о символах государства, области, района. Мероприятия проводим согласно тематического планирования. Дети знают историю происхождения российской символики, о необходимости службы в армии, уважают свою Родину, край, в котором они живут. В течение нескольких лет оказывают помощь ветеранам, труженикам тыла, вдовам, ухаживают за могилой И.Е. Харина с 2001 года, с 2006 года К.И. Агафоновой. В 2005 году создана и действует детская организация самоуправления «Дружная семья», участие в районной конференции «Мир через культуру», участие в областной акции «Я-гражданин». Формируя всесторонне развитую личность, педагоги уделяют большое внимание активизации творчески - познавательной деятельности наших детей в процессе кружковой работы на базе детского дома. Организованы и работают по программам 4 кружка под руководством педагогов и специалистов детского дома. В настоящее время прослеживается 94% занятость детей в кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования детей. Продолжением учебного процесса в детском доме является организация самоподготовки. Воспитатели постоянно посещают школу, участвуют в родительских собраниях, наблюдают за работой воспитанников на уроках, поддерживают личную связь с учителями и классными руководителями. Одним из условий социализации воспитанников в общество является успешность обучения ребёнка в школе. Данный вопрос имеет важнейшее значение в работе педагогического коллектива детского дома. Дети обучаются в МОУ «Демьяновская основная общеобразовательная школа». Анализ социального состава воспитанников. Социальный статус воспитанников: Дети - сироты -0; Дети, родители которых лишены родительских прав -15; Дети, у которых нет одного из родителей (умер) - 9; Дети, отобранные у родителей по суду -15; Дети, у которых один или оба родителя осуждены -2; Дети из семей с деликвентным поведением (алкоголизация, наркомания) - 15; Дети одиноких матерей и отцов - 2. Защита гражданских прав воспитанников детского дома. Оформление необходимых документов: паспортов, ИНН, пенсионное удостоверение, пенсионное страховое свидетельство, регистрация по месту пребывания. Имеют: паспорт -4 детей; Свидетельство о рождении -15 детей; Медицинский полис -15 детей; ИНН -13 детей; Пенсионное страховое свидетельство 15 детей; Пенсионное удостоверение - 9 детей; Сберегательную книжку - 15 детей; Регистрацию по месту пребывания - 15 детей. Целью деятельности детского дома как социального института является успешная социализация воспитанников, их интеграция в современном обществе. Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в нормальной, полноценной семье, а тем более он сложен для детей, воспитывающихся в условиях материальной депривации и при наличии определенных отклонений в развитии. Для обеспечения успешной социальной адаптации воспитанников, их готовности к вступлению в самостоятельную жизнь необходимо как можно раньше коррекционно-развивающую работу. Эффективной формой организации образовательно-воспитательного процесса в детском доме является комплексное сопровождение воспитанников в процессе их развития, воспитания и обучения. 2.2 Выявление уровня социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания Для определения уровня социализированности воспитанников детского дома используется «Методика для изучения социализированности личности воспитанника» (разработана М.И. Рожковым). Цель: выявить уровень социализированности воспитанников детского дома с различным периодом пребывания. Выборка: воспитанники детского дома с различным периодом пребывания. В нашем исследовании участвует 16 воспитанников. Из них 7 девочек и 9 мальчиков. Рис. 2.1. Социальный статус воспитанников за 3 года 2.3 Интерпретация результатов В результате исследования мы пришли к следующим выводам: Таблица 1.2. Сводная таблица данных
Таблица 1.3. Сводная таблица данных
Мы провели методику по выявлению уровня социализированности у воспитанников детского дома. Данная методика применима при выявлении уровня социализированности у воспитанников детского дома в задачи нашего исследования были успешно достигнуты. А именно, была раскрыта сущность процесса социализации; рассмотрены особенности социализации воспитанников детского дома и доказано, что процесс социализации воспитанников детского дома протекает иначе, чем у детей, воспитывающихся в обычных семьях. Мы опровергли нашу гипотезу, т.к. по результатам методики уровень социализированности у детей вновь прибывших выше, чем уровень социализированности у детей дольше пребывающих. Уровни социализированности мы представили следующим образом: высокий, то есть из всех критериев социализированности по каждому компоненту у испытуемых сформировано - 100-75%; средний - 75-50%; низкий - ниже 50%. Так же по каждому периоду пребывания мы высчитали средний бал, из которого видим, что дети вновь поступившие обладают более высоким уровнем социализированности. Деятельность педагогов детского дома должна быть направлена, прежде всего, на развитие способностей к преодолению трудностей социализации чтобы в дальнейшем уровень социализированности оставался таким же высоким. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. Целью деятельности детского дома как социального института является успешная социализация воспитанников, их интеграция в современном обществе. Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в нормальной, полноценной семье, а тем более он сложен для детей, воспитывающихся в условиях материальной депривации и при наличии определенных отклонений в развитии. Для обеспечения успешной социальной адаптации воспитанников, их готовности к вступлению в самостоятельную жизнь необходимо как можно раньше коррекционно-развивающую работу. Эффективной формой организации образовательно-воспитательного процесса в детском доме является комплексное сопровождение воспитанников в процессе их развития, воспитания и обучения. Выявление уровня социализированности мы проводили на воспитанниках «Демьяновского детского дома» Бабушкинского района в возрасте 7-14 лет. Для выявления уровня социализированности нами была проведена методика по выявлению уровня социализированности воспитанников детского дома. Уровни социализированности мы представили следующим образом: высокий, если из всех критериев социализированности по каждому компоненту у испытуемого сформировано - 100-75%; средний - 75-50%; низкий - ниже 50%. Данная методика применима как при выявлении уровня социализированности у воспитанников детского дома. В ходе исследования мы определили уровень социализированности у каждого воспитанника. Результаты по таким показателям, как уровень адаптированности, автономности, активности у воспитанников, пребывающих в детском доме сроком до трёх лет выше, чем у воспитанников, пребывающих более 5 лет. Такие результаты, возможно кого-то удивят, но это так. Подростка воспитывающегося в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной, конкретной жизни деятельностью, размытость и неясность содержания образа Я. Обозначение в работе проблемы, а также рекомендации по их решению, тесно связаны. Чтобы успешно решать задачи воспитание детей-сирот, обеспечивая их социальный рост, необходимо комплексно подходить в реализации предлагаемых идей и использованию педагогических средств, обоснованно выстраивать и включать их в воспитательскую систему. В ином случае трудно рассчитывать на успех. Заключение Значительная часть воспитанников детских домов подвержена возникновению негативных психических состояний, которые приводят к неадекватной самооценке, несамостоятельности в суждениях и поведении, преобладанию краткосрочных целей, сосредоточенности только на настоящем, отсутствию целостной временной перспективы достижения успеха. Эти и другие причины могут негативно повлиять на их социализацию. Поэтому одним из важных направлений работы социального педагога должно стать изучение социализированности воспитанников детского дома. Социализация воспитанников детского дома носит особенный характер. Дети - сироты - это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются деформация личности, искажение формирования самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. В общении воспитанников детского дома с окружающими проявляется назойливость и неутомимая потребность любви и внимания. В эмоциональном отношении они очень ранимы: даже мелкое замечание может вызвать у них острую эмоциональную реакцию. Ограничение общения и деятельности детей - сирот преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность). Работа по социализации воспитанников нашего сельского детского дома проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Наши дети стали увереннее в себе, улучшилось настроение, увеличилась активность, снизилась заболеваемость. Если в детском доме будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации. Таким образом, решение проблемы социализации детей-сирот в условиях сельского детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная. Цель и задачи нашего исследования были успешно достигнуты. Выявление уровня социализированности мы проводили на воспитанниках МОУ «Демьяновский детский дом», в возрасте от 7 до 14 лет. Для выявления уровня социализированности нами была проведена методика по выявлению уровня социализированности воспитанников детского дома. Мы провели методику выявления уровня социализированности воспитанников детского дома. Уровни социализированности мы представили следующим образом: высокий, если из всех критериев социализированности по каждому компоненту у испытуемого сформировано - 100-75%; средний - 75-50%; низкий - ниже 50%. Данная методика применима при выявлении уровня социализированности у воспитанников детского дома. Для изучения каждого компонента социализированности нами был подобран определенный список вопросов, чтобы выявить степень социализированности воспитанника. По данным результатам этой методики можно отметить, что уровень социализированности воспитанников пребывающих до 3 лет выше, чем уровень социализации воспитанников находящихся более пяти лет. Наша методика показала, что ребёнок развивается (во всех отношениях) лучше в семье со своими родными и близкими. Цель и задачи нашего исследования были успешно достигнуты. А именно, была раскрыта сущность процесса социализации; рассмотрены особенности социализации воспитанников детского дома и доказано, что процесс социализации воспитанников детского дома протекает иначе, чем у детей, воспитывающихся в обычных семьях. Нашей методикой может воспользоваться социальный педагог. И уже из получившихся результатов сделать свои выводы. Список литературы 1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. - 2006. - №3. - С. 54-63. 2. Васильева А. Реформирование детского дома: актуальный подход // Народное образование. - 2007. - №8. - С. 55-61. 3. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. - 2008. - №6. - С. 85-89. 4. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. - 2003. - №8. - С. 7-11. 4. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. - 2003. - №3. - С. 69-73. 5. Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. - 2007. - №6. - С. 75-79. 6. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. - 1992. - №11/12. - С. 34-40. 7. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С. 77-85. 8. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 31-33. 9. Копцева О.А. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №5. - С. 189-201. 10. Лебедев Д. Детское общественное движение // Воспитание школьников. - 2003. - №1. - С. 52-61. 11. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. - 2008. - №1. - С. 46-48. 12. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. - 2005. - №4. - С. 47-57. 13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2005. 14. Орсаг Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально - профессионального становления воспитанников // Школа и производство. - 2008. - №8. - С. 54-56. 15. Орсаг Ю.В. Стимулирование профессионально - личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. - 2007. - №3. - С. 18-24. 16. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. - 2007. - №5. - С. 75-83. 17. Подростковый возраст - все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы/ Авт.-сост. Екимова В.И., Демидова А.Г. - М, 2007. 18. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. - М., 2006. 19. Самойлова Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома // Новый мир. - 1993. - №10. - С. 152-173. 20. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. - 1999. - №6. - С. 2-7. 21. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. - М., 2002. 22. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С. 133-136. 23. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ». 24. Цебулевская А.Г. Влияние среды на воспитание личности // Детский дом. - 2003. - №8. - С. 25-37. 25. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2008. - 272 с. 26. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М, 2001. 27. Ярулов А. Детский дом готовит к жизни // Народное образование. - 1992. - №1/2. - С. 7-11. 28. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 54-59. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |