|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Отношение молодежи к сексуальным меньшинствамОтношение молодежи к сексуальным меньшинствам29 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Гуманитарный факультет Кафедра социологии Контрольная работа по дисциплине МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ На тему Отношение молодежи к сексуальным меньшинствам Выполнила Рыжих Антонина Андреевна____________________________ Студент 4 курса 5 лет 10 мес. Специальность 020300 Социология____ (срок обучения) Группа 7/6131 № зачетной книжки 40102/03______________________ Подпись________________________________________________________ Преподаватель Верминенко Ю. В__________________________________ Санкт-Петербург 2007 Содержание
2.Большинство молодых людей придерживается мнения, что сексуальные меньшинства вполне могут существовать, если их представители не затрагивают людей с нормальной сексуальной ориентацией. 3.Большинство считает, что некоторый процент людей с нестандартной сексуальной ориентацией - вполне естественное явление. 5. Уточнение и интерпретация основных понятий Обоснованность научных и практических предположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих посылок с менее общими, а в конечном счете на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь, необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Уч. Посю 3-е издание. М. Омега Л. 2007, с 45 Сексуальные меньшинства являются предметом изучения многих отраслей научного знания: психологии, медицины, правоведения и т.д. Социологический подход к проблеме основывается на восприятии сексуальных меньшинств как социальной группе, взаимодействующей с обществом в целом. Мы рассматриваем сексуальные меньшинства как социальную группу, состоящую из лиц обоих полов с минорными по статистике вариантами сексуальной ориентации либо гендерной идентичности -- гомосексуальностью, бисексуальностью и транссексуальность. Этот термин объединяет в себе гомосексуалов, бисексуалов, лесбиянок, а также транссексуалов. От первых букв этих слов образовано сокращение ГЛБТ, иногда используемое для обозначения сексуальных меньшинств. В английском языке существует аналогичное сокращение GLBT, а также распространено сокращение GLB означающее «Gay people, Lesbians and Bisexuals». Примечательно, что причисление людей к ГЛБТ основывается на добровольном и осознанном выборе сексуального партнера. Сексуальные отклонения правового и медицинского характера рассматриваться не будут. МОЛОДЕЖЬ - понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики М. выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей. М. в 20 в. выступала субъектом-носителем таких личностных параметров как "молодость" и "революционность". К молодежи чаще всего относят лиц возраста 15-30 лет. Аберкромби К., С. Хилл, Тернет Б.С. «Социологический словарь», М. «Экономика», 2004 II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 1. ВыборкаВыборка является базовым уровнем проводимых исследований. Необходимо отметить, что данные, полученные от выборки, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупности. От определения выборки во многом зависит эффективность проведения опроса. Для определения необходимой и достаточной выборки исследователь должен оценить тот круг опрашиваемых, которые соответствовали бы всей совокупности и отвечали задачам исследования. При разработке плана выборки рекомендуется следовать следующей схеме: 1. Кого опрашивать? 2. Какое количество людей необходимо опросить? 3. Каким образом следует отбирать членов выборки? Так, в данном исследовании, естественно, опрашивались именно мужья и жены в период ожидания ребенка. Различие между данными, полученными от выборки и истинными данными, называется ошибкой выборки. Ошибка выборки обусловливается двумя факторами: методом формирования выборки и размером выборки. Численность выборки обосновывалась требованиями заданной точности и спецификой исследования. Для обеспечения надежности выводов на уровне точности не менее 5% при известных параметрах изменчивости результатов по основным методикам произведенная выборка представляется репрезентативной. Выборочная совокупность равна 100 человек. Возраст опрошенных составляет 15 - 30 лет. Проводилось выборочное исследование при помощи анкетирования, не претендующее на большую репрезентативность полученных данных, но помогающее осветить поставленную проблему. 2. Характеристика методов исследования.Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом социолог пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования. Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.С.41.. Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания. Методы социологических исследований включают: - методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; - методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.; - методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др. К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент - анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я применяла опросный метод исследования. Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов) исследования. Для того чтобы нивелировать случайные отклонения в совокупности получаемых оценок и мнений, социологи опрашивают множество людей, предварительно рассчитывая, какое количество высказываний может достаточно точно отразить реальную общую картину. Иными словами, используя опрос как метод получения информации, исследователи чаще прибегают к выборочному анкетированию (письменному заполнению стандартного опросного листа) или интервьюированию (устным ответам на «тематически» поставленные вопросы), поскольку проводить сплошной опрос всех, причастных к объекту исследования, порой весьма затруднительно. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (например, людям с разным образованием и т.д.). При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации: - Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной. - Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов. - Анкета не должна содержать лишних вопросов. - В тесте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология. - Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования. - Анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость. - В анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах. Все вопросы можно классифицировать Методы и методики социально-педагогического исследования. / Под ред. С.Г. Вершловского. - М., 1999.С.37.: - по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); - по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); - по функции (основные и неосновные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.). Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. При интервьюировании, в отличие от анкеты, контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Выбор средств для социально-психологического исследования семейных отношений представляется достаточно сложной задачей, которая усложняется тем, что область семейных отношений является глубоко интимной, личностно значимой и поэтому требует особенно осторожного подхода. В данном исследовании с целью получения эмпирической информации применялась анкета. Анкета служила для получения сведений о изменениях в характере межличностных взаимоотношений между родителями в период ожидания ребенка. Вопросы задавались в основном в косвенной форме. Ролевые притязания мужей и жен в период ожидания ребенка оценивались в анкете по критериям: хозяйство и быт, отношение к детям, поддержка внесемейной деловой активности, эмоциональная и моральная поддержка, внешняя привлекательность. Кроме содержательных вопросов, анкета включала вопросы, направленные на выяснение социально-демографических характеристик респондентов. Здесь отражались характеристики респондентов необходимые для анализа поставленной проблемы: Пол_________Возраст_________________ Социальное положение _________________ Дата______________ Анкета анонимна. Фамилии, имена и отчества не указывались, учитывая интимность многих вопросов, касающихся семейных проблем. Вопросы анкеты с данными исследования приведены ниже. От исследователя требовалось не только выявить, но и правильно поставить проблему, т.е.: корректно (точно и четко) ее сформулировать; выдвинуть конкретные цели исследования; сформулировать научную гипотезу (предположение о связях между изучаемыми элементами); построить теоретическую модель явления; операционализировать модель, выделяя совокупность важных наблюдаемых признаков явления; определить задачи анализа; выбрать адекватные методы и инструментарий исследования проблемы. Говоря иными словами, правильная постановка проблемы дает дополнительные ресурсы к ее разрешению. Процесс составления анкеты осуществляется в следующей последовательности: - Определение целей опроса. - Выбор методов сбора данных. - Разработка вопросов. - Оценка вопросов. - Тестирование. - Уточнение анкет. Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты и проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Опрос, который предстояло провести, является групповым анкетным опросом. Преимущества группового опроса: обеспечивается стопроцентный возврат анкет; респонденты имеют возможность дополнительной консультации по технике заполнения анкеты; есть возможность контролировать качество заполнения анкет в процессе сбора. Вопросы анкеты. Отношение людей к сексуальным меньшинствам. Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов о Вашем отношении к сексуальным меньшинствам. Во всех вопросах даны варианты ответов и Вам нужно просто отметить тот вариант, который наиболее близок к Вашему личному мнению. 1. Ваш пол: а) мужской б) женский 2. Ваш возраст: а) от 15 до 18 б) от 18 до 25 в) от 25 до 35 г) от 35 до 50 д) более 50 3. Ваше семейное положение: _______________ (допишите) Ваше место учебы \ работы (если работаете, укажите профессию или должность): а) колледж, гимназия, лицей , средняя школа в) ПТУ, техникум, училище г) ВУЗ д)_____________________________ (другое) 4. По Вашему мнению , уровень доходов вашей семьи а) низкий б) средний в) высокий 5.Вы из семьи а) интеллигентов б) рабочих в) другое ( укажите )__________________________ 6.Знаете ли Вы о существовании сексуальных меньшинств ? а) да б) нет 7.Знаете ли Вы о том , что в вашем городе есть люди с нестандартной сексуальной ориентацией ? а) да б) нет 9.Есть ли среди Ваших знакомых представители сексуальных меньшинств ? а) да б) нет в) не знаю 9.По Вашему мнению: а) сексуальные меньшинства в нашей стране были всегда б) появление сексуальных меньшинств связано с наличием литературы и западной видеопродукции, заполнившей наш рынок в последние годы в) другое ( укажите что) _______________________ 12. Как Вы относитесь к действиям правительства по вопросу сексуальных меньшинств? а) да б) скорее да, чем нет в) нет г) Скорее нет , чем да д) Затрудняюсь ответить 10.Вы считаете, что а) сексуальные меньшинства воздействуют на общество крайне отрицательно и необходимо бороться с ними всеми возможными способами, включая насильственные. б)сексуальные меньшинства вполне естественное явление, Вы свободно общаетесь (общались бы) с их представителями. в) нестандартная сексуальная ориентация явление противоестественное, но если представители сексуальных меньшинств не затрагивают лично Вас, Вы не считаете нужным бороться с ними. г) ничего плохого в нестандартной сексуальной ориентации нет, но Вы избегаете общения с представителями сексуальных меньшинств, в частности с гомосексуалистами, так как по данным статистики они являются основными переносчиками венерических заболеваний. 11.Как Вы считаете, должно ли общество морально поддерживать сексуальные меньшинства? а) да б)нет в)затрудняюсь ответить. 12.Должно ли государство как-либо изолировать сексуальные меньшинства (например построить город, в котором будут проживать только их представители). а) да б)нет в) затрудняюсь ответить 3 Анализ данныхРезультаты исследования показывают, что отношение молодежи к сексуальным меньшинствам неоднозначно. Наше предположение о том, что отношение респондентов к сексуальным меньшинствам зависит от их социального статуса подтвердилось лишь частично: среди тех немногих, кто убежден в необходимости борьбы с сексуальными меньшинствами люди с невысоким уровнем образования. (12% опрошенных)Наиболее резкие отличия в отношении к сексуальным меньшинствам наблюдаются в зависимости от пола. Подавляющее большинство девушек придерживаются мнения, что нестандартная сексуальная ориентация - вполне естественное явление. А юноши в большинстве своем считают нестандартную сексуальную ориентацию противоестественным явлением, но не считают необходимой борьбу с сексуальными меньшинствами. (87% опрошенных лиц мужского пола).Примечательно, что незамужние и неженатые относятся к сексуальным меньшинствам более лояльно, чем находящиеся в браке. Среди холостых молодых людей только 8% за борьбу с сексуальными меньшинствами, среди женатых этот показатель возрастает до 12, 5%.По сравнению с данными опроса 2002 года очевидна демократизация взгляда на нетрадиционные половые отношения (53% против 87% опрошенных мужчин), что означает возросшую терпимость к сексуальным меньшинствам.Не нашла подтверждения гипотеза о том, что молодые люди избегают общения с представителями сексуальных меньшинств (в частности с гомосексуалистами) из-за того, что, по данным статистики, они являются основными переносчиками венерических заболеваний. Данный факт, по нашему мнению, доказывает то, что современное общество остро нуждается в информации по поводу данной проблемы. В частности существует необходимость в публикации статистических данных о распространении венерических заболеваний людьми с нестандартной сексуальной ориентацией, в обсуждении этой проблемы в школах и других учебных заведениях. Безусловно, здесь требуется более серьезное исследование (т.к. данное исследование нерепрезентативно в связи с малым количеством опрошенных) и более тщательный анализ данных. Радует то, что среди опрошенных довольно низок процент тех, кто связывает появление сексуальных меньшинств с наличием литературы и западной видеопродукции, заполнившей наш рынок в последние годы.ЗаключениеМы имеем проблему, но не имеем готового ее решения. В любом случае, психотерапевтическая помощь, в которой нуждаются некоторые гомосексуалы, возможна только при условии дружественного отношения и понимания. О специфике психотерапии среди геев и лесбиянок существует большая специальная литература, кое-что даже переведено на русский язык.Депатологизация гомосексуальности очень напоминает судьбу левшества. В прошлом леворукость часто считали болезненной и опасной, а левшей - морально развращенными, им приписывали связь с дьяволом, обследования в тюрьмах и психиатрических больницах в конце XIX в. "подтвердили", что левши чаще бывают лунатиками, невротиками, имеют преступные наклонности, среди них больше умственно отсталых, заик, эпилептиков и т.д. Врачи, учителя и родители делали все возможное, чтобы подавить в детях это болезненное начало и научить их пользоваться преимущественно правой рукой. Иногда это получалось, чаще - нет, но всегда причиняло много хлопот и мучений. Сегодня эти тревоги кажутся смешными. Хотя леворукость связана с особенностями латерализации полушарий головного мозга и, подобно гомосексуальности, встречается у мужчин вдвое чаще, чем у женщин, причем между этими феноменами есть определенная связь (у гомосексуалов вероятность "неправоручия" на 39% выше, чем у гетеросексуалов), она не сопряжена ни с какими психическими и нравственными отклонениями.Противоречащая международным стандартам позиция некоторых психиатров лишает российских геев и лесбиянок законной медицинской помощи (не станет же врач помогать своему клиенту принимать заведомо "нездоровую" сексуальную ориентацию?!), отрицательно сказывается на их душевном состоянии и самоуважении и используется для оправдания их социальной дискриминации, публичной диффамации и т.п. Тем более, что эти люди юридически беззащитны. В нашем законодательстве нет закона, который позволял бы дискриминировать сексуальные меньшинства, но нет и ни одного закона, который бы защищал их гражданские и человеческие права. Однако отмечена тенденция к восприятию нетрадиционной сексуальной ориентации людей как некоторое естественное положение вещей, что связано с увеличением знаний о данном явлении с точки зрения психологии и сексопаталогии. Подобная тенденция способствует стабилизации общества в целом.Список используемой литературы4. Аберкромби К., С. Хилл, Тернет Б.С. «Социологический словарь», М. «Экономика», 20045. Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики международных организаций и национального законодательства стран мира.- М.: БЕК 20016. Кон И.С. «О нормализации гомосексуальности»// «Сексология и сексопатология» , 2003, № 27. Методы и методики социально-педагогического исследования. / Под ред. С.Г. Вершловского. - М., 1999.8. Настольная книга социолога. ВГУ. Воронеж. 20069. Электронная энциклопедия Википедия // «Сексуальные меньшинства» 10. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Уч. Посю 3-е издание. М. Омега Л. 2007 11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |