рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Парадигма, предмет и структура социологического знания рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Парадигма, предмет и структура социологического знания

Парадигма, предмет и структура социологического знания

20

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра Социологии

Контрольная работа

Парадигма, предмет и структура социологического знания

Вариант 1

Студента гр. З-05-МЛ: Костюк Н.Г.

Шифр: 2005-161

Проверил: Бондаренко И.С.

Мариуполь 2009

План

Парадигма, метатеория и метасоциология.

Объект и предмет социологии, понятие социального.

Структура социологического знания.

Типы социологических теорий.

Парадигма, метатеория и метасоциология

Парадигма - термин, введенный американским историком науки и философии Куном. Под парадигмой Кун понимал "признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений".

Парадимгма - универсальный метод принятия эволюционных решений, ментальная модель мира и мироустройства, основанная на сформировавшихся идеях, взглядах и понятиях.

Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.

К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей.

Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Не верно бытующее утверждение, что "естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной - никто не может знать все обо всем". Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не "знание всего", а только сущностное знание необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

Объект и предмет социологии

Социология (от латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение) - это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Вообще социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений. Как всякая наука, социология имеет свой объект - определенную часть реальности, которую она изучает, и свой предмет - аспект, грань, сторону, позицию, с которой этот объект рассматривается.

Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки. На это смешение или отождествление двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать особого внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на размывания границ той или иной науки.

Объект есть отдельная часть либо совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. В то же время каждая наука отличается от другой науки своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т.д. Все эти науки в целом изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов.

Однако каждая из них изучает, во-первых, свою особую сторону или сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности развития и функционирования этой реальности; в-третьих, особую форму проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Причем одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Определения предмета науки только по объекту исследования крайне не достаточно. Объектов исследования любой науки может быть бесконечное множество, а ее предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен.

Отличие различных наук друг от друга как раз в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, функционирование и развитие общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. В связи с этим отдельные части данной объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук. Например, труд, быт, образование, семья, город, деревня являются объектами исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии.

Кроме того, законы и закономерности данной науки можно проследить в специфических явлениях и процессах объективной реальности, включенных в механизм их действия. Так, биологические законы и закономерности проявляются в многообразных формах живых организмов, их строении, функциях, эволюции, индивидуальном развитии и взаимоотношении с окружающей средой; социальные законы и закономерности - в исторически определенных типах общества или отдельных его системах, выступающих как результаты и как условия социальной деятельности людей.

Предмет науки не может быть тождествен объекту, который она изучает. Объект науки - это данная реальность, представляющая той или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, специфические именно для данной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социальной реальности, на которую направлена деятельность социолога.

Таким образом, объектом социологии выступает социальная реальность, т.е. окружающая нас жизнь общества. Предмет социологии - это свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, или окружающей нас социальной жизни. Ориентиром выбора фрагмента социальной реальности служит проблемная ситуация в обществе, т.е. затруднение в разрешении социального противоречия. Здесь-то и нужно исследование природы противоречия, условий, которые его породили, чтобы найти пути выхода из трудной ситуации. Именно проблемная ситуация «создает» предмет, а локализация проблемной ситуации в тех или иных явлениях социальной реальности служит основанием для выделения объекта социологического исследования.

Поскольку проблемные ситуации могут носить самый разный характер: всеобщий, частный или единичный, то по этому признаку выделяют несколько уровней, образующих структуру социологической системы знания.

Понятие социального

Для социологии предельно широкой и центральной категорией является категория "социальное" (от лат. Socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный). В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля социальность определяется как "общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданского быта, жизни", т.е. как конкретно - эмпирическое, проявляющееся в поведении людей и их взаимодействиях. В этом определении "социальное" присуще личности - через гражданственность позиции, и общности - через социальные отношения.

Социальное, во-первых, - это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействия между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности.

В-третьих, социальное есть результат взаимодействия и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т.д.

Как видим, категория "социальное" служит, прежде всего, для выделения и отражения сущности общественной жизни людей (теоретические и прикладные проблемы взаимодействия природы и общества); специфики социальной формы движения материи, т.е. отличия общества от объединения животных; противоречивого единства человека как общественного существа и вместе с тем биологического организма; структуры общественных систем с точки зрения оптимизации их функционирования и развития.

Следовательно, категория "социальное" отражает и выражает специфику бытия общества как субъекта жизненного процесса в целом, а соответственно - специфику всех социальных процессов и социальных субъектов. В силу этого знания "социального" проявляет себя в следующих функциях:

а) как критерий оценки соответствия общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; это касается различных сфер общественной жизни и системы отношений;

б) способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;

в) выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;

г) детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;

д) оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни;

е) выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, соответствия их реальной практики, интересам общества и человека.

В тоже время сложность фактического осуществления социального процесса, многообразия его социальных субъектов, каждый из которых представляет собой социальную целостность, отражается соответствующей категорией (например, личность, коллектив, семья, социальная группа, общность, общество и т.п.), а также имеет свои сущностные характеристики, которые проявляет через социальное.

Структура социологического знания

Типы социологических теорий

Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.

а) Первый или высший социологический уровень - это общесоциологическая теория.

б) Второй или средний уровень - это специальные (частные) социологические теории.

в) Третий, или низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

20

Первый социологический уровень представляет собой общесоциологическую теорию, которая охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. В таком контексте социология может рассматриваться как теоретико-методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных и социальных наук.

Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно - классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития. Обозначим основные из них.

Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Формационный подход, предлагающий единый путь развития для всех народов через смену общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.

Важно осознать, что каждый из предложенных подходов в определенной степени ограничен, имеет как свои достоинства, так и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих закономерностей общественного развития, «работающих» в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей отражена многогранная палитра процессов и явлений, протекающих в любом обществе, что позволяет опираться на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни в нашем обществе.

Подчеркнем, что определенный уровень знаний в области теории социологии необходим для того, чтобы, опираясь на них, уметь составить адекватное и целостное представление о социальных явлениях, процессах и тенденциях, происходящих в окружающем нас мире, определить свое место и личную позицию в нем.

Подходя к рассмотрению второго, или среднего уровня социологических знаний - специальных (частных) социологических теорий - следует отметить, что их методологической основой служит общесоциологическая теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально - структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий.

Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся социология города, села, этносоциология и др.

Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это - социология труда, экономическая социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. К ним, в частности, относятся теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т.д.

Специальные социологические теории конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевиденья, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, её интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес, на наш взгляд, могут представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как основной социальный процесс в жизни общества; социология организаций - наука о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему образования как социальный институт; социология воспитания - наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи - исследующая закономерности функционирования этого важного социального института; социология свободного времени - отрасль знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности - теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение процессов социализации и адаптации человека, т.е. важнейших социальных процессов, в себе целую систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и нагрузок.

И, наконец, третий уровень социологической системы знания - конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Существует много видов конкретно-социологических исследований. Они различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д. По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели и задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения разнообразных практических задач жизнедеятельности общества.

Важно подчеркнуть, что специальные социальные теории и конкретно-социологические (эмпирические) исследования носят более выраженный прикладной характер, нежели общесоциологическая теория. Они непосредственно ориентированы на решение тех или иных социальных проблем. Однако глубокие фундаментальные исследования могут иметь выход в область прикладной социологии. Данные прикладной социологии (если исследования носят глубокий характер) используются для развития научной теории. Разграничение фундаментальных и прикладных исследований, в свою очередь, не совпадает с разделением их на теоретические и эмпирические исследования в зависимости от целей, могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер.

Выделение уровней социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся в тесном взаимодействии. Они как бы взаимодополняют друг друга, образуя единую систему социологического знания. Проявляется это, прежде всего в раскрытии научно-методических основ социологического исследования в системе принципов, законов и категорий, концепции социальных отношений, теоретически обобщающей практически всё многообразие конкретных эмпирических проявлений этих отношений.

К тому же переход исходных теоретических положений к операционализации и их эмпирическому отражению обосновывается с помощью серии показателей в исследованиях социальной структуры общества, культуры, общественного сознания и др. И, наконец, такое единство реализуется методологическим обеспечением социологических служб во всех сферах деятельности и на всех уровнях и видах социологических исследований.

В современной социологии практикуется также выделение ещё двух важнейших направлений - макро - и микросоциологии. Макросоциология ориентируется на исследование больших социальных общностей, систем и групп, а также на изучение глобальных социальных процессов. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.

На долю микросоциологии приходится исследование социальных процессов, явлений и тенденций, протекающих в относительно небольших социальных системах, таких, как семья, коллектив, малая социальная группа. Тем самым она ориентирована на эмпирическое описание явлений и событий, протекающих в основном в форме непосредственных социальных контактов. Это обусловливает её направленность преимущественно на социально-психологические методы исследования. Иными словами, микросоциология стремится к постижению целостности социальной жизни через изучение интеракции, т.е. социального взаимодействия индивидов.

Тест.

1. Какое высказывание принадлежит:

1/ К. Максу, 2/ Р. Дарендорфу, 3/ Т. Парсонсу.

А) Конфликт-лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

1) К. Маркс.

Б) Конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни; они-источник инноваций и социальных перемен.

2) Р. Дарендорф.

В) Конфликты в обществе случаются, но они являются либо отклонение от нормы, либо средство, упрочняющее систему.

3) Т. Парсонс.

2. Примером восходящей мобильности является:

Г). Брачно-семейные институты.

3. Дайте определение понятий и категорий социологии:

1. Аномия - (от франц. anomie - отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р.К. Мертоном. («Социология. Курс лекций» Москва 1999г. Стр.468)

2. Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

3. Этапы социологического исследования - отражаются в программе и рабочем плане исследования. Это последовательные стадии развития исследования, начиная с уяснения исследовательской проблемы, формулировки целей и задач исследования, разработки его общей концепции (этап формирования программы). Далее необходимо определить способы получения нужной для решения поставленных задач информации (этап обработки методик сбора данных) и осуществить ее сбор («полевой» этап), за которым следует этап подготовки данных к обработке и анализу и этап обработки и анализа полученных данных в соответствии с программой. Заключительный этап - изложение результатов исследования в научной публикации, отчете, практических рекомендациях и проектах социальных изменений.

4. Проблема

Почему О. Конт считается родоначальником социологии?

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона Законы, О государстве, в Политики Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы Курс позитивной философии в 1839 году, где он впервые использовал термин социология и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип - от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на позитивный метод. Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Список литературы

Андреев С.С. Общая социология. Курс лекций. Часть 1.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.

Кравченков А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов.

Основы социологии. Курс лекций.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты