|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Правовое регулирование медицинского обслуживанияПравовое регулирование медицинского обслуживания15 Введение Предметом общей теории правового обеспечения являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития конечных судеб. Право как регулятор - это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования. Научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие правовое регулирование. Это один из основных вопросов контрольной работы. Второй вопрос контрольной работы - это особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию. В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Целью контрольной работы является анализ принципов правового регулирования, а также, выявление особенностей оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Предметом исследования являюся правовое регулирование и медико-социальная помощь. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: - дать определение понятию «правовое регулирование»; - выяснить каков механизм правового регулирования; - охарактеризовать принципы правового регулирования; - установить особенности оказания медико-социальной помощи городскому и сельскому населению; - выявить предмет регулирования и круг лиц в распоряжении главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 - р. 1. Понятие принципов правового регулирования 1.1 Определение правового регулирования Правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия всегда осуществляется посредством своего «инструментария», особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках определенных типов, «моделей» юридического воздействия на общественные отношения. Это понятие - не просто несколько иной словесный оборот выражению «право - регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд. Итак, правовое регулирование можно определить как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения [1]. 1.2 Механизм правового регулирования Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, т.е. комплекс последовательно связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный характер. Под строго инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования выделяются три основных звена: 1) юридические нормы - основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов; 2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей, и следовательно, - переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация (дело). К процессу правового регулирования на заключительной его стадии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединится и четвертое звено - индивидуальные предписания - акты применения права [2, с 48]. 1.3 Принципы правового регулирования. Правовое регулирование должно соответствовать общим принципам построения системы правового регулирования: - принцип адекватности мер государственного регулирования: государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения сложившихся проблем; - принцип устранения избыточных ограничительных мер: меры прямого государственного регулирования могут вводиться только в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, важнейших интересов общества и государства; - принцип общего (недискриминационного) регулирования: применение специального регулирования, отличного от общих (для других сфер экономики и социальной жизни) регулятивных правил, допустимо лишь в случаях, если отсутствие такого специального регулирования нарушает конституционные права граждан или содержит явную угрозу национальной безопасности; - принцип приоритетного использования диспозитивных методов государственного регулирования: императивные правовые нормы, могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений, допускающим свободный выбор участниками форм и способов реализации своих прав и обязанностей; - принцип функциональной определённости: государственные органы, участвующие в регулировании, не могут совмещать функции государственного управления, контроля, надзора и регулятивные функции, а также функции разрешения споров, управления хозяйствующими субъектами на тех же рынках; - принцип гармонизации: российское законодательство не должно содержать норм, создающих условия для изоляции России от глобального информационного обмена, систем международной электронной торговли и охраны объектов интеллектуальной собственности; нормы российского законодательства должны соответствовать основным подходам, выработанным и успешно применяемым в международной (зарубежной) практике, а также обеспечивать совместимость российского законодательства с лучшими подходами к регулированию данной области в мировой практике [3, с. 135]. 2 Особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения 2.1 Право граждан на медико-социальную помощь При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания [4]. 2.2 Оказание медико-социальной помощи городскому населению Учреждения здравоохранения составляют основу системы организации медицинской помощи населению России. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, все учреждения должны быть сгруппированы следующим образом: лечебно-профилактические учреждения; учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора; аптечные учреждения [5, с. 45-50]. В соответствии с данным приказом, лечебно-профилактические учреждения представлены больницами, диспансерами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, учреждениями системы охраны материнства и детства, станциями скорой медицинской помощи и переливания крови, учреждениями здравоохранения особого типа и санаторно-курортными учреждениями. Структуры государственного санитарно-эпидемиологического надзора включают в себя учреждения санитарно - эпидемиологические и учреждении профилактической медицины. Аптечные учреждения объединяют аптеки, аптечные базы, аптечные склады и контрольно-аналитические лаборатории, которые контролируют качество выпускаемых лекарственных средств. Перечисленные выше лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинскую помощь различным группам населения [6, с 16]. Стационарная медицинская помощь взрослому городскому населению. Внедрение экономических методов управления системой здравоохранении, «ведение системы обязательного медицинского страхования и потребность в повышении конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждении с учреждениями платой медицины способствует структурной реорганизации всей системы оказания медицинской помощи населению, которая в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: - больницы (отделения) с высоким уровнем интенсивности протекания лечебно-диагностического процесса. В этих стационарах людям оказывается экстренная медицинская помощь (травмы, острый инфаркт миокарда и т.д.), они оснащены необходимым современным медицинским оборудованием, лучшими врачебными кадрами, необходимыми лекарственными средствами и др. После купирования острых состояний пациента переводят в другое лечебное учреждение. Потребность в таких стационарах составляет в среднем 10% общей коечной мощности; - этапные стационары - больницы или отделения, ориентированные на лечение плановых больных. Эти стационары имеют свои стандарты кадрового обеспечения, оснащения оборудованием и медикаментами в зависимости от предъявляемых к ним технологических требований и от своих финансовых возможностей. Примерная потребность в больничных учреждениях этого типа составляет 50-60% общей коечной мощности; - больницы (отделения) для долечивания и осуществления медицинской реабилитации граждан. Эта сеть медицинских учреждений в настоящее время у нас в стране развита недостаточно. В связи с этим больные с последствиями (травм, инсультов и других заболеваний фактически не имеют возможности получать стационарную реабилитацию. Потребность в этих видах медицинской помощи составляет около 20% общей коечной мощности; - медико-социальные больницы (отделения) или больницы сестринского ухода (хосписы). В такие учреждения направляют пациентов как органы и учреждения здравоохранения, так и органы социального обеспечения. Потребность и таких учреждениях составляет в среднем 10-20% обшей коечной мощности. Особое внимание в них должно быть уделено созданию лечебноохранительного режима, обеспечению поддерживающего лечения и ухода за больными. Кроме перечисленных выше стационарных учреждений, сохраняются и развиваются федеральные и региональные центры специализированной медицинской помощи различных профилей, в которых применяют новейшие медицинские технологии по лечению и диагностике заболеваний. Городская больница является ведущим больничным учреждением, основной задачей которого является оказание гражданам высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи на основе внедрения в практику работы современных методов профилактики, диагностики и лечения больных с учетом последних достижений науки и техники. Возглавляет больницу, гак же, как и поликлинику, главный врач, который отвечай за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность данного учреждения [7, с. 107 - 110]. 2.3 Оказание медико-социальной помощи сельскому населению В настоящее время число сельских жителей в России составляет около 39,8 млн. чел., или 27% всего населения. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению связаны с характером работы и условиями жизни граждан, проживающих в сельской местности: значительно меньшая плотность населения, что обусловлено большим радиусом их расселения; сезонный характер работы; вопросы профессиональной вредности; не всегда хорошее состояние дорог и др. Различают 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям: сельский врачебный участок; районные медицинские учреждения; областные медицинские учреждения, На этапе сельского врачебного участка основными учреждениями являются: фельдшерско-акушерский пункт и сельская участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория, где больным оказываются как доврачебная, гак и первая квалифицированная врачебная помощь, проводятся различные санитарно-противоэпидемические мероприятия. Сеть этих учреждений строится в зависимости oт дальности расположения и величины населенных пунктов, радиуса их обслуживания, состояния экономики района и состояния дорог. Все медицинские учреждения, входящие в состав врачебного участка, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы. Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - ближайшее медицинское учреждение, в которое обращаются сельские жители за медицинской помощью. Фельдшерско-акушерский пункт - одна из особенностей структуры органов сельского здравоохранения, обусловленная необходимостью максимального приближения пунктов оказания медицинской помощи к населению. Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП - 700 и более человек, при расстоянии до ближайшего медицинскою учреждения не менее 5 км. Если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км. го ФАП можно организовать в населенных пункте с числом жителей oт 300 до 500 чел. Сельская участковая больница (СУБ) или самостоятельная врачебная амбулатория (поликлиника) - основное медицинское учреждение сельскою врачебною участка. В любой участковой больнице должна оказываться амбулаторная, стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, неотложная хирургическая, травматологическая и стоматологическая помощь. Врачи участковой больницы и фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов ведут амбулаторный прием взрослых и детей, оказывают больным помощь на дому, а также оказывают им неотложную помощь. Районными медицинскими учреждениями являются: центральная районная больница, номерные районные больницы, Центр Госсанэпиднадзора сельского района, противотуберкулёзный диспансер, медико-санитарная часть и другие учреждения, расположенные в районном центре (городе или селе). Центральная районная больница (ЦРБ) является основным звеном в системе организации медицинской помощи населению, в которой оказывается специализированная помощь жителям всего района. Областные медицинские учреждении (республиканские, краевые) - областные больницы. Областная больница - основное учреждение третьею этапа, обеспечивающая население области высококвалифицированной специализированной консультативной поликлинической и стационарной медицинской помощью в полном объёме. При областной больнице должен иметься пансионат для больных, поскольку они приезжают со всей области и нуждаются в месте жительстве на время обследования и уточнения диагнозов, если только они не госпитализируются сразу же [7, с. 111 - 113]. 3. Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 - р. об организации адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны организациями Краснодарского края 1) предмет регулирования: 1. Оказывать необходимое содействие руководителям организаций в выполнении постановления Совета Федерации товаропроизводителей Кубани, правления Краснодарской торгово-промышленной палаты, президиума Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств от 18 мая 2001 года «Об организации адресной социальной помощи участникам Великой Отечественной войны предприятиями, хозяйственными организациями и предпринимательскими структурами Краснодарского края». 2. Образовать при исполнительных органах местного самоуправления рабочие группы по взаимодействию с представителями коммерческих организаций по оказанию адресной социальной помощи наиболее нуждающимся инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, включив в состав представителей органов местного самоуправления, в том числе органов социальной защиты населения, военных комиссариатов, советов ветеранов и средств массовой информации. 3. Рекомендовать руководителям коммерческих организаций Краснодарского края организовать индивидуальное шефство над инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории Краснодарского края, для оказания им постоянной адресной социальной помощи, в первую очередь одиноко проживающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. 2) круг лиц: инвалиды и участники Великой Отечественной Войны [8]. Заключение Целью контрольной работы являлся анализ принципов правового регулирования, а также, выявление особенностей оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: 1) Изучение показало, что правовое регулирование - это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм. 2) В ходе работы выявлено, что механизм правового регулирования это комплекс фрагментов правовой действительности, и он состоит из: юридических норм, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Что касаемо принципов правового регулирования - они должны соответствовать общим принципам построения системы правового регулирования: 3) Установлено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается по разным направлениям, в зависимости от того на какую группу населения она будет направлена. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию предмета правовое обеспечение в социальной работе. Список использованных источников 1 Internet resource: http://www.nisse.ru/business/article/article_ 2 Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т.М. 1999 3 Головина С.Ю., Молодцов М.В., «Трудовое право России»: Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА. 2003 г. 4 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 Internet resource: http://www.preodolenie.ru/lib3-01-2.shtml 5 Павленок П.Д. Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/ под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с. 6 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие/ под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 379 с. 7 Назарова Е.Н. Основы социальной медицины: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2007. - 368 с. 8 Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 - р. об организации адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны организациями Краснодарского края. Internet resource: www.law7.ru/regions/reg-3/page37.htm |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |