рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Принципы и методы социальной работы, цели, задачи рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Старость -- это объективный социальный риск, поэтому необходимо создать условия и предпосылки для адаптации к ограничениям жизнедеятельности в пожилом возрасте. Пожилые граждане особенно престарелые и долгожители, нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и понимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после кончины.

Основная цель социальной политики - это достижение социально-экономического и морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.

2 цель - способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых людей, в том числе на социальное обеспечение;

3 цель - содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;

4 цель - добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

5 цель - предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

6 цель - участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;

7цель - способствовать привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.

В основу этой деятельности положены следующие основные принципы;

1. предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

2. содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной общественной жизни;

3. соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

4. дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

5. выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

6. адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

7. использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

8. ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

9. обеспечение информированности всего населения о положении пожилых людей в обществе, о правовых гарантиях и возможностях получения социальной помощи и услуг в пожилом возрасте.

Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.

1.Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2.Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества.

3.Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательств распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи).

4.Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режим переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи.

5.Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы Активизация возможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача - поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.

6.Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками.

Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук. Их можно разделить на несколько групп:

1- Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития.

2. Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.

3. Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.

4. Организационные принципы -- социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

5. Психолого-педагогические принципы

6. Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи, гармонизации общественных групповых и личностных интересов и др.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине -- его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятии, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов

Принцип клиентопроцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях. Она не должна разглашаться.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными.

Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Знание об окружающей нас социальной действительности -- это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Все методы социальной работы можно разделить на две группы:

1) методы решения задач;

2) методы получения знания.

К методам решения задач относятся следующие.

Социологические

В своей деятельности социальные работники обращаются, прежде всего, к таким социологическим методам, как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные, неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений).

Психологические

Специфика психологических методов заключается в том, что они направлены на изучение человеческой психики.

Другие методы

Роль социологических и психологических методов в социальной работе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работники получают информацию об условиях жизни людей, а также их личностных особенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы, требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические и медико-социальные.

Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.

Значение педагогических методов обусловлено тем, что в своей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационные методы связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социально незащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается на определенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должны владеть финансово-экономическими методами, направленными не решение проблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.

Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.

Многообразие методов социальной работы не означает, что все они используются при решении каждой из ее задач. Выбирая определенные методы, социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним. К методам получения знания относятся:

Коммуникативные

Социальная работа является частным случаем коммуникации. В процессе коммуникации знание выступает как информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общения между людьми, которые обмениваются информацией.

Философские

Поскольку знание получается в результате познания человеком окружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии (или теории познания).

Логические

Познание включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.

Процесс становления социальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов и носит плюралистический характер.

Список литературы

1. «Общая психология» Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва 1999 г.

2. «Социальная работа. Теория и организация» Минск «Тетра Системс» 2005г.

3. «Социальная работа для студентов вузов» Ростов - на - Дону «Феникс» 2000 г.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты