|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблема детства в Кабардино-Балкарской РеспубликеПроблема детства в Кабардино-Балкарской Республике- 28 - Содержание. Введение ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В КБР. 1.1 Меры социальной поддержки семей с детьми 1.2 Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОСОБО ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ. 2.1 Основные направления социальной работы с детьми -сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 2.2 Социальная поддержка детей - инвалидов Заключение Приложение Литература ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В КБР. 1.1 Меры социальной поддержки семей с детьми. Постепенное улучшение экономической ситуации в Российской Федерации повлияло на рост основных показателей социального развития и уровня жизни населения и в Кабардино-Балкарской Рес-публике. Средняя номинальная начисленная заработная плата в 2004 году составила 3560,2 руб. (2003 г. - 2881,3 руб.) и выросла по сравне-нию с 2003 годом на 25,2 %. Размер реальной среднемесячной за-работной платы (начисленной) увеличился на 13,6 %. Благодаря проведению конкретных мер по повышению заработ-ной платы, пенсий и пособий, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2004 году выросли по сравнению с 2003 годом. Среднедушевой денежный доход в 2004 году по сравнению с прошлым годом увеличился на 9 % и составил 3195,6 руб. (2003 год -2881,3 руб.). Одним из источников формирования располагаемых ресурсов являются дотации и льготы, получаемые населением. В 2004 году 35,2 тыс. семей предоставлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (2003 год - 22 тыс. семей). Среднеме-сячный размер субсидий на одну семью составил 461,5 руб. (2003 год-331,3 руб.). Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялись инвалидам, многодетным семьям с несовершеннолетними детьми, семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Общая сумма затрат по предоставлению 17715 семьям (86703 чел.) вышеперечисленных льгот составила 16925,0 тыс. руб. Среднемесячный размер льготы на одного пользователя составил в среднем в год по республике 195,2 руб. (2003 год - 76,9 руб.). [3;10] Реализовывалась программа «Обеспечение жильем молодых се-мей». В 2004 году 45 молодых семей с детьми смогли приобрести жилье или улучшить жилищные условия. Наиболее распространенной формой государственной поддерж-ки семей с детьми являются государственные пособия семьям, имеющим детей. В 2004 году в республике не было задолженности по выплате пособий на детей: они предоставлялись в срок и в полном объеме. На конец 2004 года в республике ежемесячное пособие на ребен-ка назначено и выплачивалось на 167013 детей. В соответствии с Законом КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» предоставлялись пособия не работающим ро-дителям: по уходу за ребенком до 3-х лет на 17866 детей в размере 230 руб., по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет на 493 ребенка в размере 200 руб. Также, продолжена работа по открытию имен-ных денежных вкладов новорожденным гражданам республики. В 2004 году открыты именные денежные вклады на 8963 детей республики. Первоначальный размер вклада - 2 тыс. рублей на ка-ждого новорожденного ребенка.[5;10] Реализовывалась программа адресной социальной помощи. Так, в 2004 году системой адресной социальной поддержки в целом бы-ло охвачено более 177 тыс. малоимущих граждан, им оказана по-мощь на сумму 26,5 млн руб. Размер помощи на 1 человека соста-вил 150 рублей в месяц. Ежегодно в канун нового учебного года проводится общерес-публиканский субботник в поддержку детства. В 2004 году удалось собрать более 7,3 млн руб. и направить эти средства для поддержки 7149 детей школьного возраста из многодетных и малообеспечен-ных семей.[3;10] Повсеместно организовывались и проводились мероприятия, по-священные Международным дням: семьи, защиты детей, инвали-дов, Всероссийскому дню матери. Особое внимание уделялось ока-занию материальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам. Несмотря на предпринимаемые меры по повышению уровня жизни семей с детьми, одним из актуальных вопросов остается вы-сокий уровень безработицы, оказывающий негативное влияние на положение семей с детьми в республике. В 2004 году отмечалось снижение численности занятого эконо-мической деятельностью (с 295,1 тыс. чел. в 2003 году до 286,6 тыс. чел. в 2004 году), что негативно сказывается на материальном по-ложении семьи. Уровень регистрируемой безработицы в 2004 году составил 8,9 % от экономически активного населения (2003 год - 6,1 %). На начало 2005 года в органах государственной службы занято-сти состояло на учете 35,8 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 34,5 тыс. чел. имели статус безработного (на начало 2004 года- 19,7 тыс. чел.).[5;11] За 2003 год в органы государственной службы занятости за со-действием в трудоустройстве обратилось 56,2 тыс. неработающих граждан (2003 год - 37,4 тыс. чел.), из них женщины составили 35,8 тыс. чел. (2003 год - 24,3 тыс.), молодежь в возрасте 16-29 лет -19,5 тыс. чел. (2003 год - 12,6 тыс.), инвалиды - 632 чел. (2003 год -0,4 тыс. чел.) Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 21 чел. против 14,4 чел. в 2003 году.[3;11] Существующая система государственных минимальных соци-альных гарантий, в т.ч. в сфере государственной поддержки семей с детьми, не обеспечивает равных возможностей для семей, имею-щих детей. Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднеду-шевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Для повышения уровня жизни населения, в т.ч. семей с детьми, требуется принятие комплекса мер, направленных на: - восстановление уровня жизни населения, достигнутого на ру-беже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, со-ответствующего целям социальной рыночной экономики; - повышение размера оплаты труда с целью повышения трудо-вых доходов до уровня, позволяющих содержать иждивенцев; - содействие занятости и активизации защитной политики на рынке труда в интересах трудящихся с несовершеннолетними детьми; - повышение размера ежемесячного пособия на ребенка; - сохранение жизнеобеспечивающих льгот; - совершенствование налоговой политики в интересах семей с детьми. 1.2.Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Значительное место в профилактике детского и семейного не-благополучия в республике отводится системе социального обслу-живания семьи и детей, формированию оптимальной сети учрежде-ний социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. На 1 января 2005 года в ведении органов труда и социального развития республики функционировали: Базовый республиканский детский реабилитационный центр «Радуга», Территориальный центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, Рес-публиканский социально-реабилитационный центр для несовершен-нолетних.[5;24] Базовый Республиканский детский реабилитационный центр «Радуга» реализует мероприятия, направленные на медицинскую и социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, детей с ослабленным здоровьем, социально-бытовую адаптацию ребенка. Данная работа ведется не только с детьми, но и с их роди-телями. Проводится обучение родителей приемам организации иг-ровой и учебной деятельности с детьми, а также занятия по психо-коррекции и приемам лечебной физкультуры с целью дальнейшего применения в домашних условиях. 2004 году в Базовом Республиканском детском реабилитацион-ном центре «Радуга» проводилось круглогодичное оздоровление детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Меди-ко-социальную реабилитацию прошли 3756 детей, нуждающихся в особой заботе государства (в том числе: 1856 детей из малообеспеченных семей: 436 детей инвалидов; 384 ребенка из неполных семей 148 детей-сирот; 117 детей из многодетных семей) и 280 матерей, по линии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР - 250 детей. Центр оснащен современным диагностическим, реабилитацион-ным оборудованием, тренажерами, новым мягким инвентарем. На содержание Центра в 2004 году из республиканского бюджета было выделено 19,5 млн. рублей. С 1996 года действует Республиканский Территориальный центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, получив-ший в 2002 году статус базового экспериментального учреждения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.[3;12] Деятельность Центра направлена на проведение социальной и психолого-педагогической коррекции ребенка, восстановление его связей с семьей, защиту прав ребенка до определения его дальней-шего жизнеустройства на территории всей республики Для оказания помощи семье, профилактики деструктивных взаи-моотношений членов семьи, разводов, безнадзорности при Центре функционирует клуб «Гармония». Работает «Телефон доверия». Значительное внимание сотрудниками Центра уделяется выяв-лению и социальному патронажу семей и детей «группы риска», профилактике безнадзорности несовершеннолетних, оказанию им медицинской, психологической, правовой и материальной помощи. Как и в предыдущие годы на базе Территориального центра со-циальной помощи семье и детям в период летних каникул был ор-ганизован летний профильный оздоровительный лагерь «Дружба» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отдыхом и оздоровлением было охвачено 400 несовершеннолетних детей из 266 семей.[5;27] Свою работу Центр проводит во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, обра-зования, здравоохранения, внутренних дел и другими структурами. На содержание Центра в 2004 году из местного (районного) бюджета было выделено 2,019 млн рублей. Работу по предупреждению детской безнадзорности, семейного и детского неблагополучия проводил Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, открытый в де-кабре 2002 года. Центр обеспечен квалифицированными кадрами, оснащен всем необходимым технологическим, реабилитационным и медицинским оборудованием, мягким инвентарем, созданы усло-вия, приближенные к домашним. В Центре проводится медико-социальная, психолого-педагогическая реабилитация детей. В 2004 году на базе Центра прошли реабилитацию более 124 ре-бенка из неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, из них: повторно поступили в центр - 21 ребенок, воз-вращены в семьи из приемного отделения - 22 ребенка, 80 детей направлены в отделение социальной реабилитации Центра. На его содержание из республиканского бюджета в 2004 году было направлено 9,099 млн рублей. В I полугодии 2004 года в рам-ках федеральной целевой программы «Дети России» подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних» Центр получил медицинское оборудование на сумму 82,0 тыс. руб., комплект компьютерного оборудования и инфор-мационно-просветительные обучающие мультимедийные про-граммы для детей, общей стоимостью 184,7 тыс. рублей. Учитывая роль учреждений социального обслуживания семьи и детей в предупреждении социального неблагополучия, в решении вопросов детской беспризорности и безнадзорности, в республике прорабатываются вопросы создания центров социальной помощи семье и детям в каждом районе.[8;45] В 2004 году практически решены вопросы открытия территори-ального центра социальной помощи семье и детям в Эльбрусском районе, а также социально-реабилитационных центров для несо-вершеннолетних в Баксанском и Черекском районах. Привлечение внимания к данной теме обусловлено тем, что рас-пространение масштабов насилия создает угрозу интересам обще-ства, интересам семьи. Новые социальные технологии, применяемые в работе учрежде-ний социального обслуживания семьи, женщин и детей, направле-ны на улучшение положения семьи в целом, укрепление статуса се-мьи, на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, дет-ской инвалидности, насилия, снижение напряженности в семье. В целях повышения эффективной деятельности учреждений со-циального обслуживания семьи и детей необходимо: - продолжить работу по созданию сети учреждений социального обслуживания семьи и детей во всех районах и городах республики; - обеспечить межведомственное взаимодействие органов испол-нительной власти, негосударственных, общественных организаций в сфере социального обслуживания семьи и детей; - в полном объеме производить укрепление материально-техни-ческой базы имеющихся и вновь создающихся учреждений соци-ального обслуживания семьи и детей; - продолжать работу по увеличению видов предоставляемых уч-реждениями социального обслуживания семьи и детей услуг и по-вышению их качества; - совершенствовать подготовку и переподготовку кадров учреж-дений социального обслуживания семьи и детей. ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОСОБО ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ. 2.1. Основные направления социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшиеся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2005 года в республике было зареги-стрировано 3935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2004 г. - 4077). Из них определены под опеку или попечительство - 1788 детей (2003 год - 1856 детей), усынов-лены - 1810 детей (2003 год - 1876 детей), направлены в учрежде-ния для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 337 детей данной категории. В 2004 году было выявлено 470 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003 год - 510). Из них определены под опеку - 273 (2003 год - 347), усыновлено - 83 (2003 год - 56), на-правлено в государственные учреждения - 75 (2003 год - 85), воз-вращены родителям - 14 (2003 год - 8). Принимаются меры по исполнению законодательства в сфере централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, в государственном банке данных о детях, ос-тавшихся без попечения родителей. В настоящее время в нем со-держатся сведения о 430 детях. С целью определения в семьи граждан детей данной категории в средствах массовой информации ведется рубрика «Вы меня ищи-те?». Имеется банк данных о гражданах КБР и иностранных граж-данах, желающих принять детей на воспитание в семью. С 2000 го-да в семьи иностранных граждан был усыновлен 31 ребенок.[3;31] В соответствии с Законом КБР от 19 мая 2000 г. № 21-РЗ «Об органах опеки и попечительства» органы опеки и попечительства, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних проводят работу по защите законных прав и интересов де-тей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. Опекуны и попечители, в соответствии с действующим законо-дательством РФ и КБР, несут ответственность за охрану прав и иных интересов опекаемых детей. В соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение оде-жды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) им назначаются и выплачиваются денежные средства на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попече-ния. Сумма выплат опекунам и попечителям составляет от 1500 до 2400 руб. в зависимости от возраста ребенка. В 2004 году органами местного самоуправления республики выплачено семьям, воспиты-вающим опекаемых детей, 35991 тыс. руб. (2003 год - 26 639 тыс. руб.) По-прежнему в республике важное место в устройстве детей за-нимают государственные учреждения интернатного типа. При определении детей в интернаты для сирот, являясь закон-ными представителями несовершеннолетних, администрации этих учреждений совместно с органами опеки и попечительства уделяют пристальное внимание наличию документов, определяющих их со-циальный статус и личность, защищающих жилищные и имущест-венные интересы детей, следят за сохранностью закрепленного жи-лья и оставшегося имущества, проводят работу по закреплению жи-лой площади за воспитанниками.[5;31] В 2004 году в системе Министерства здравоохранения КБР продолжал функционировать Республиканский Дом ребенка, рас-считанный на 80 койко-мест, в котором содержалось 74 ребенка до 3-х лет, из которых 53 - круглые сироты. Большая часть детей из Дома ребенка передается на усыновление, остальные, чаще боль-ные дети, переводятся в дома - интернаты. В системе Министерства труда и социального развития КБР на-ходятся 2 детских дома-интерната для детей с отклонениями в ум-ственном и физическом развитии: Нальчикский дом-интернат на 120 мест и Прохладненский дом-интернат на 105 мест. На начало 2005 года в них находилось 165 детей-инвалидов, в т.ч. - 67 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей. По достижении совершеннолетия, дети-сироты Прохладненского и Нальчикского детских домов переводятся, в соответствии с медицинскими показаниями, в Дом-интернат для престарелых и инва-лидов в г. Нальчике, либо Чегемский психоневрологический интер-нат.[3;35] В системе Министерства образования и науки КБР функциони-руют три школы-интерната для детей данной категории, в которых содержалось 337 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003 год - 345). Основная задача образовательных учреждений для сирот - вос-питание полноценных граждан, физически и психически здоровых, адаптированных к самостоятельной жизни. В установленном законом РФ «О государственных пенсиях РФ» порядке, всем воспитанникам домов-интернатов назначается пен-сия, которая перечисляется на их личные счета в Сбербанке. На каждого новорожденного открывается именной накопитель-ный вклад в соответствии с Законом КБР «Об охране семьи, мате-ринства, отцовства и детства». Пристальное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья воспитанников школ-интернатов. Все дети проходят уг-лубленный медицинский осмотр, по результатам которого прово-дятся медицинские мероприятия, направленные на коррекцию здо-ровья, осуществляется противорецидивное лечение хронических за-болеваний, нуждающиеся направляются на оперативное лечение. Осуществляются необходимые обследования, реабилитационные мероприятия. Обеспечение детей медикаментами и питанием достаточное и соответствует установленным нормативам. Для безопасности обучающихся в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей школы-интернаты КБР включены в ведомственную программу на получение противопо-жарного оборудования и охранной сигнализации, позволяющую полностью закрыть проблему пожарной безопасности обучающихся (на сумму 7,7 млн руб.). При выпуске каждому ребенку данной категории выделяются денежные средства в размере 7000 руб. Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за-числяются в ВУЗы и ССузы республики вне конкурса. Так, в 2004 году 22 выпускника школ-интернатов для детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, 81 ребенок, воспитывавшийся в семьях опекунов, поступили в ВУЗы, ССузы, учреждения среднего профессионального образования республики. В соответствии с постановлением Правительства КБР от 13 ап-реля 2002 года № 156 «О порядке предоставления жилья совершен-нолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди-телей, в Кабардино-Балкарской Республике» проводится работа по закреплению, сохранению, а так же обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей создан респуб-ликанский банк данных этой категории граждан. С 2002 года в очереди на получение жилья в местных админист-рациях районов и городов республики в очередь на получение жи-лья поставлено 104 гражданина из числа детей-сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетнего возраста. В 2004 году закреплено жилье за 30 детьми, отдельное жилье выделено 7 гражданам данной категории (в Зольском районе 2 чел, в Майском районе 5 чел.) Не смотря на предпринимаемые в республике меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, остается сложной ситуация с организацией питания, обеспече-нием одеждой, обувью, мягким инвентарем детей-сирот, содержа-щихся в школах-интернатах. Несвоевременно и не в полном объеме производится выплата денежных средств на содержание опекаемых детей, что сдерживает определение ребенка-сироту под опеку в семью. Остро стоит проблема обеспечения жильем выпускников школ-интернатов для детей-сирот. 2.2.Социальная поддержка детей- инвалидов. На начало 2005 года в органах социальной защиты населения со-стояло на учете 4728 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, полу-чающих социальную пенсию. В структуре причин детской инвалидности преобладают врож-денные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (24 %), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (21 %), болезни нервной системы (19,5 %). В 2004 году в Бюро медико-социальной экспертизы обратились первично и освидетельствованы 722 ребенка-инвалида, из них для оп-ределения инвалидности - 652 чел., признано инвалидами 611 детей (2003 год - 856 чел.). Повторное освидетельствование прошли всего 2487 детей, в том числе для определения инвалидности - 2446 чел., признаны инвалидами 2229 ребенка (2003 год - 2143 чел.). Составлены и выданы индивидуальные программы реабилитации для 202 детей-инвалидов (2003 год - 323 чел.). С целью предупреждения инвалидизации детей в республике продолжается проведение неонатальных скринингов на выявление тугоухости, фенолкетонурии, врожденного гипотериоза и монито-ринга врожденных пороков развития. Охват скринингом составил 98 %.[3;38] Особое внимание уделяется предоставлению в полном объеме льгот и гарантий, предусмотренных федеральным и республикан-ским законодательством, вопросам формирования условий эффек-тивной профилактики детской инвалидности, медицинской и соци-альной реабилитации этих детей, их успешной интеграции в обще-стве. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики детям-инвалидам и их семьям предоставляются льготы по оплате жилищно-ком-мунальных услуг, на бесплатный проезд к месту лечения. Дети-инвалиды обеспечиваются бесплатными лекарственными препара-тами, бесплатными санаторно-курортными путевками, кресло-коля-сками, автотранспортом, индивидуальными техническими средст-вами реабилитации. В соответствии с Законом КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» на каждого новорожденного ребенка открыва-ется именной денежный вклад, ежемесячно предоставляется посо-бие родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 18 лет в размере 200 руб. В 2004 году по линии Министерства труда и социального разви-тия КБР за счет средств республиканского бюджета детям-инвалидам выдано 10 кресло-колясок. Протезно-ортопедическими предприятиями республики для детей-инвалидов изготовлено бо-лее 1750 пар протезно-ортопедической обуви, 1150 протезно-орто-педических изделий. Ежегодно в рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» дети-инвалиды по слуху обеспечиваются бесплатными высококачественными слуховыми аппаратами. В 2004 году детям-инвалидам выдано 74 слуховых аппарата.[5;40] Реализуются дополнительные меры социально-экономической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Малоимущим семьям, воспитывающим детей-инвалидов предос-тавлялась адресная социальная поддержка, оказывалась единовре-менная материальная помощь на приобретение дорогостоящих ме-дикаментов, лечение детей-инвалидов за пределами республики. Пристальное внимание уделялось проведению медико-социаль-ной реабилитации детей-инвалидов. Базовый республиканский дет-ский реабилитационный центр «Радуга» предоставлял реабилита-ционные услуги матерям с детьми, страдающими детским цереб-ральным параличом, детям-инвалидам с сахарным диабетом, нару-шением опорно-двигательного аппарата, зрения. В истекшем году на базе Центра прошли реабилитацию 436 детей-инвалидов (2003 год -538 чел.). Всего отдыхом-оздоровлением в 2004 году было охвачено 606 детей-инвалидов. В 2004 году в системе Министерства труда и социального разви-тия КБР функционировало 2 детских дома-интерната, в т.ч. ГУ «Нальчикский детский дом-интернат для умственно отсталых де-тей», расположенный по адресу г. Нальчик, ул. Калмыкова, 244, общей мощностью 125 койко-мест и ГУ «Прохладненский детский дом-интернат», рассчитанный на 105 койко-мест. Интернаты пол-ностью укомплектованы специалистами с высшим и средним спе-циальным образованием в соответствии со штатным расписанием. По состоянию на 01.01.2005 г. в Нальчикском детском доме-интернате проживало 73 чел., в Прохладненском детском доме-интернате - 92 чел. Воспитанники проживают в группах с учетом возраста, пола и характера заболевания. В интернатах открыты взрослые отделения для опекаемых от 18 до 40 лет. Все опекаемые дважды в год проходят углубленный медицин-ский осмотр узкими специалистами. Проведен ряд оздоровительных мероприятий, проводятся все назначения специалистов, ежеднев-ные занятия с трудинструкторами. На особом учете находятся дети, страдающие эпилепсией и шизофренией, которые постоянно получают противосудорожные ле-карственные препараты и нейролептики. При необходимости про-водится лечение в условиях республиканского психоневрологиче-ского диспансера. В медицинском блоке имеются все предусмот-ренные помещения и оборудование, медицинский инвентарь. Медикаментами интернаты обеспечиваются в достаточном ко-личестве. Опекаемые, нуждающиеся во вспомогательных средствах по уходу и передвижению: инвалидными колясками, ходунками, стульчиками для ванн и др., обеспечены ими полностью. Расход медикаментов на 1 чел. в день по результатам расходова-ния лекарственных средств за 2004 год составляет 5-7 руб. Расход по питанию на 1 человека в день составляет 47-55 руб. Продукты питания подбираются по нормам с учетом рекомендуемых средне-суточных продуктовых наборов и подсчет калорийности. Строго соблюдаются сроки переосвидетельствования комиссией медико-социальной экспертизы. Принимаются все меры по соблю-дению противоэпидемического режима и по предотвращению же-лудочно-кишечных заболеваний. Проводится обход интернатов с целью контроля медико-санитарного состояния и противопожарной безопасности. В рамках Федеральной программы «Дети России» в Прохлад-ненский детский дом-интернат поступило стоматологическое обо-рудование на сумму 126 тыс. руб., а также дидактические, игровые и вестибулярные тренажеры на общую сумму 51 тыс. руб. Кроме того, из Резервного фонда Президента РФ были выделены денеж-ные средства в размере 295 тыс. руб. для приобретения стоматоло-гического и прачечного оборудования и установки мини-пекарни на базе интерната.[4;76] Численность детей, в возрасте от 0 до 18 лет, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении 3127 человек. В том числе по категориям: с недостатками в умственном и физическом разви-тии, обучающихся в специальных коррекционных общеобразова-тельных школах-интернатах - 389 чел., глухих и слабослышащих учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях - 90 чел., обучающихся на дому - 579 чел., из них инвалидов - 373 чел., обу-чающихся за пределами КБР - 27 чел., обучающихся в образова-тельных учреждениях и школах-интернатах - 257 чел. В КБР функционируют 4 специальных (коррекционных) образовательных учреждения: специальная коррекционная общеобразова-тельная школа-интернат VII-VIII видов в с. Заюково, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида в г. Прохладном, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат I вида в ст. Приближная Прохладненского района, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат III-IV видов в г. Нальчике. При общеобразовательных школах рес-публики функционируют 39 коррекционно-развивающих классов, 25 речевых групп в дошкольных образовательных учреждениях. Планируется создание 4 специальных начальных школ-детских са-дов в г. Нальчике, открытие класса для слабослышащих детей в ст. Приближная в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате, улучшение условий размещения школы для сле-пых и слабовидящих детей, укрепление материально-технической базы и оснащение современным оборудованием в специальной об-щеобразовательной школы-интерната I вида ст. Приближной, соз-дание условий для эффективного функционирования и развития Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи.[3;41] Ежегодно обеспечивается обучение детей, с различными откло-нениями в развитии, за пределами КБР, разрабатывается комплекс мер по развитию системы специального (коррекционного) образо-вания, предусматривающий подготовку и переподготовку дефекто-логов различных специализаций: психологов, логопедов, сурдопе-дагогов, тифлопедагогов и др. специалистов, развитие различных видов сопровождения детей, обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями для получения образования преимущественно в общеобразовательных учреждени-ях, а при наличии медицинских показателей - в специальных шко-лах и школах-интернатах, укрепление материально-технической ба-зы специальных (коррекционных) учреждений, создание Програм-мы развития специального (коррекционного) образования в респуб-лике. Вопросы физического и трудового воспитания детей занимают одно из центральных мест в работе с воспитанниками интернатов. Детей приучают к физкультуре, проводят закаливающие мероприя-тия. Особое внимание в интернатах уделяется привлечению воспи-танников к посильным видам трудовой деятельности, в частности, к сельскохозяйственному труду. Для более качественного проведения реабилитационных меро-приятий в интернатах имеются швейные мастерские, где проводит-ся обучение швейному делу, вязанию, вышиванию. В интернатах проживают дети с диагнозом выраженная и умеренная умственная отсталость, не подлежащие обучению. С ними проводятся занятия по элементарным навыкам общения, самообслуживания, элементам творчества и др.[6;35] Наряду с налаженной организационной работой детских домов-интернатов существуют и нерешенные проблемы. В первую оче-редь это связано с их недостаточным финансированием. Так, ут-вержденные сметой доходов и расходов учреждений, суммы, в раз-мере 8,4 млн руб., для Нальчикского детского дома-интерната и 5,7 млн руб. - для Прохладненского детского дома-интерната про-финансированы на 73 % и 81 % соответственно. Остро стоит вопрос по финансированию питания. По итогам 2004 года кредиторская задолженность по данной статье составила около 200 тыс. руб. в Прохладненском детском доме-интернате. В Нальчикском детском доме-интернате питание профинансирова-но на 53 %. Кроме того, в детских домах-интернатах необходим капиталь-ный ремонт.[3;41] В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов необходимо: - улучшить материально-техническую базу учреждений для де-тей-сирот и детей-инвалидов, коррекционных учреждений для де-тей-инвалидов; - обеспечивать финансирование программ, направленных на улучшение положения детей-сирот, на обеспечение жильем, трудо-вой занятостью; - обеспечить своевременную выплату пособий на детей-сирот, находящихся под опекой и детей-инвалидов; - развивать различные формы семейного устройства детей, ос-тавшихся без попечения родителей; - совершенствовать формы профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи на ранних стадиях их социального неблагополучия в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопро-вождения семьи и ребенка; - расширить сеть специализированных реабилитационных учре-ждений для детей-инвалидов; - продолжить работу по ранней диагностике детей с физически-ми и психическими отклонениями; - продолжить профориентационную и профподготовку детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях для успеш-ной интеграции их в общество. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Решение вопросов детства является приоритетным в деятельно-сти государственных и неправительственных органов и обществен-ных организаций республики. В качестве главных направлений по реализации политики в ин-тересах детей определены: -обеспечение охраны здоровья и повышение качества медицин-ского обслуживания детей; - развитие образования и воспитания детей; - улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; - повышение эффективности системы поддержки детей, нахо-дящихся в особо сложных обстоятельствах; - отдых и оздоровление детей; - решение проблем неблагополучия детей, в том числе детской безнадзорности и беспризорности. Дальнейшее развитие получила нормативная база, направленная на совершенствование деятельности по обеспечению прав и закон-ных интересов детей, решение актуальных проблем детства (При-ложение № 1). Благодаря осуществлению последовательных мер, стабильному финансированию социальной сферы и мероприятий, проводимых в интересах детей, удалось добиться определенных положительных результатов в этой области. В 2004 году во многом сохранились па-раметры и тенденции положения детей республики, что явилось следствием последовательных усилий органов власти всех уровней в решении проблем детства. В рамках республиканской целевой программы «Дети Кабарди-но-Балкарии на 2002--2006 гг.», в республике реализовывались ме-роприятия по улучшению и укреплению здоровья матери и ребенка, укреплению материально-технической базы детских лечебных и са-наторно-курортных учреждений, проведению просветительской ра-боты по охране здоровья подрастающего поколения. В результате принятых мер, в 2004 году снизились показатели младенческой смертности, заболеваемости детей инфекционными заболеваниями, профилактика которых основана на вакцинации, заболеваемости детей социально-обусловленными болезнями. Для решения актуальных проблем детства усилия министерств и ведомств, общественных организаций республики необходимо на-править на: - активизацию законотворческой работы по защите прав и инте-ресов детей; - обеспечение на всех уровнях реализации и финансирования в полном объеме мероприятий республиканской программы «Дети Кабардино-Балкарии»; - обеспечение приемлемого уровня жизни населения, в том чис-ле семей с детьми, снижение безработицы, принятие комплекса мер по повышению размеров оплаты труда, пенсий, пособий, обеспече-ние своевременности их выплаты; - улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, ликвидацию задолженности по выплате пособий на опекаемых детей, развитие форм семейного устройства детей-сирот, решение жилищного вопроса выпускников школ-интернатов; - повышение профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, укрепление материально-технической базы учреждений для детей с ограниченными возможностями; - активизацию общепрофилактических мер по уменьшению масштабов детской безнадзорности и правонарушений. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ДЕТСТВА, ПРИНЯТЫХ В 2004 ГОДУ 1.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 9 апреля 2004 года № 6-РЗ «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье». 2.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 года № 34-РЗ «О внесении изменений и дополнений в программу содействия занятости населения КБР на 2002-2006 годы». 3.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 4 ноября 2004 года № 41-РЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 18, 34 и 49 зако-на КБР «Об образовании». 4.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 5 ноября 2004 года № 43-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». 5.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года № 56-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». 6.Постановление Правительства КБР от 30 апреля 2004 года № 133-ПП «О создании государственного учреждения «Республиканский центр кон-троля качества образования». 7.Постановление Правительства КБР от 28 мая 2004 года № 169-ПП/25-1Р «Об итогах организации оздоровления и отдыха детей и подростков в 2003 го-ду и задачах по проведению этой работы в 2004 году». 8.Постановление Правительства КБР от 9 июля 2004 года № 211-ПП «О проведении общереспубликанского субботника в поддержку детства». 9.Постановление Правительства КБР от 15 июля 2004 года № 224-ПП «Об участии системы образования КБР в эксперименте по введению еди-ного государственного экзамена в 2005 году». 10.Постановление Правительства КБР от 23 июля 2004 года № 233-ПП «Об именных денежных вкладах новорожденным». 11.Постановление Правительства КБР от 6 августа 2004 года № 250-ПП «О совершенствовании организации и проведения дезинфекционных, дезин-секционных и дератизационных мероприятий на объектах КБР». 12.Постановление Правительства КБР от 3 сентября 2004 года № 261-1111 «О внесении дополнений в комплекс мер по реализации в 2004 году респуб-ликанских целевых программ, принятых на среднесрочную и долгосрочную перспективы, утвержденных постановлением Правительства КБР от 2 апреля 2004 года № 87-ПП». 13.Постановление Правительства КБР от 6 сентября 2004 года № 272-ПП «Об обеспечении охраны объектов особой важности, жизнеобеспечения, по-вышенной опасности, а также с массовым пребыванием граждан в КБР». 14.Постановление Правительства КБР от 3 декабря 2004 года № 341 -ПП/29-4Р «О проведении республиканской новогодней елки». 15.Постановление Правительства КБР от 25 декабря 2004 года № 362-ПП «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии на предоставление го-сударственного (республиканского) социального заказа общественными и коммерческими организациями по реализации закона КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» в части открытия именного денежного вклада новорожденным, утвержденный постановлением Правительства КБР от 6 сентября 2003 года № 254-ПП». 16.Распоряжение Правительства КБР от 19 марта 2004 года № 118-РП «О проведении недели детской книги». 17.Распоряжение Правительства КБР от 19 мая 2004 года № 206-РП «О мероприятиях, связанных с 70-летием системы (внешкольного) допол-нительного образования». 18.Распоряжение Правительства КБР от 19 мая 2004 года № 222-РП «О подготовке и проведении в 2004 году мероприятий, посвященных 10-й годовщине Международного года семьи». 19.Распоряжение Правительства КБР от 24 мая 2004 года № 225-РП «О декаде «Пусть будут счастливы дети!», посвященной Международному дню защиты детей». 20.Распоряжение Правительства КБР от 1 ноября 2004 года № 565-РП «Об образовании республиканской комиссии по организации санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан». 21.Распоряжение Правительства КБР от 15 ноября 2004 года № 587-РП «О проведении декады «Матери Кабардино-Балкарии», посвященной Все-российскому дню матери». 22.Распоряжение Правительства КБР от 27 ноября 2004 года № 607-РП «О мерах по профилактике пищевых отравлений и острых инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях, социальных и лечебно-профилактических учреждениях республики». 23.Распоряжение Правительства КБР от 27 декабря 2004 года № 694-РП «О повышении профилактики безнадзорности и правонарушений среди несо-вершеннолетних» . Использованная литература. 1.Алексеева Л.С. «Социальный патронаж семьи в системе социального обслуживания» М.-1998г. 2.Бреева Е.Б. «Программа социальной работы с многодетными семьями» М-1992г. 3«Доклад о положении детей в КБР» Нальчик 2005 4.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи»М - 2003 5. Зумакулов Б.М. «Государственная социальная политика и региональные особенности ее реализации в условиях трансформации общества» Нальчик 1998 6.Королев Ю.А. «Российская семья; правовые проблемы» Жур. Семья в России 1996г. №1 7. «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ» справочник М- 1998 8. « Основы социальной работы» под\ред Басова И.П. М-2004 9.«Положение детей в РФ в 1993г»Государственный ежегодный журнал. 10. «Социальная работа с семьей» М-Т-1996 11. «Теория социальной работы» под\ред Е.И. Холостова М-2001 12.«Технология социальной работы» под\ред Е.И. Холостова М- ИНФРА -М - 2001. 13. «Теория и методика социальной работы» Учебное пособие М:Союз 1994 14. Холостова. Е.Г. «Социальная работа с семьей»М- 2004 15. Макаренко А.С. "О воспитании" М-1900 16. Прихожан А. М. "Дети без семьи" М-1900 17. Шульга Т.И. "Работа с неблагополучной семьей" М-2005 18. Хубиев Б.Б. "Семья как объект социально философского исследования" Н-2003 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |