|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Профессиональная культура социального педагога и пути ее формированияПрофессиональная культура социального педагога и пути ее формированияМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 301 ГРУППА ВИНИЦКАЯ Александра Вячеславовна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ Курсовая работа НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры социальной педагогики Прокопьева З.И. Минск 2006 Содержание:
Введение Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятель-ности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень зва-ний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура социального педагога-- это тот стержень, та основа, которая во многом определя-ет его поведение в различных жизненных ситуациях, профес-сиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, по-требностях и мотивах, определяющих сферу и условия их по-вседневного проявления. Изложенное позволяет выделить ос-новные компоненты внутренней культуры специалиста соци-альной сферы: а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его ин-дивидуально-психологическими и социально-педагогически-ми достоинствами и недостатками -- индивидуально-личност-ный уровень; б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (ми-ровоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он опре-деляет рациональный уровень (компонент) и показывает, ка-кие психолого-педагогические знания и как усвоены специа-листом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности; в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутрен-ней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компо-нентом. Данный компонент формируется и укрепляется в про-цессе овладения опытом социально-педагогической деятельно-сти. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или прене-брежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятель-ности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в по-знании и овладении новым опытом социальной работы- Чувст-венный уровень часто определяет внутреннее отношение спе-циалиста к педагогической деятельности, потребность в педа-гогическом самосовершенствовании. Он во многом характери-зует его внутреннюю нравственную культуру. Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности. Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста -- это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагоги-ческой деятельности, их результатам. Она включает: а) внешние достоинства и недостатки специалиста как чело-века (внешний вид, привычки, манеры и прочее) -- личност-ный уровень проявления педагогической культуры. Он харак-теризует педагогическую сторону личности как специалиста; б) собственно проявляемые педагогические аспекты дея-тельности специалиста в процессе социальной работы (поведе-ние, действия, поступки, оказывающие педагогическое воз-действие на объект) специалиста -- поведенческий уровень пе-дагогической культуры. Данный уровень характеризует по-вседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами; в) проявление уровня владения педагогическими техноло-гиями, методами и методиками, средствами и приемами -- практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным пе-дагогическим опытом, искусством педагогической деятельнос-ти, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности; г) отношение специалиста к объекту социальной работы -- уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эф-фективно выполнять ту или иную социальную работу, эффек-тивно реализовывать ее педагогические аспекты, но отноше-ние к ней и ее результативность часто зависят от его личност-ной позиции. Внешнее отношение показывает внимание спе-циалиста к человеку - объекту его социальной работы, - осо-бенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня--внутренней педагогической культуры. В условиях роста экономической обусловленности взаимо-отношений людей в профессиональной сфере проблема отно-шения к объекту, самой социальной работе и ее результатив-ности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а госу-дарственной и волонтерской деятельности. Данный факт сви-детельствует о том, что в новых условиях нравственная пози-ция личности социального работника приобретает особое зна-чение как показатель его профессиональной и педагогической культуры. По своей сути внутренняя педагогическая культура специа-листа - - это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувст-венное отношение к ней; внешняя культура -- индивидуаль-ный стиль профессиональной деятельности этого же специали-ста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232] Актуальность исследования: В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности. Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования Цель: определить пути формирования профессиональной культуры социального педагога. Объект: профессиональная деятельность социального педагога. Предмет: процесс совершенствования профессиональной культуры социального педагога. Задачи исследования: 1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры социального педагога. 2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры социального педагога. 3. Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры социального педагога в его практической деятельности. Гипотеза исследования: Формирование профессиональной культуры в социально-педагогической деятельности социального педагога возможно при создании следующих условий: 1) Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования социального педагога, систематизации теоретических и практических профессиональных знаний. 2) Развитие профессионального самосознания, самообразования и целе направленности работы по самосовершенствованию, профессиональному самообразованию. 3) Предоставления, организации и поддержки коллективом самостоятель- ности и творчества социального педагога. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературных источников по теме. 2. Методика определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности. 3. Анкетирование. Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога 1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры Рассмотрим содержание основных структурных компонен-тов, составляющих педагогическую культуру специалиста со-циальной сферы. Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носи-тель реальной педагогической культуры. При оценке педаго-гической культуры специалиста видят прежде всего проявле-ние в профессиональной деятельности конкретного челове-ка -- социального педагога. Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социаль-но-педагогические качества. Личность специалиста --это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-пе-дагогического опыта специалиста. Именно через призму лич-ности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практи-ческого опыта. Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, про-фессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогичес-кой, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания -- необходимый компонент -- предрасположения и предостережения, которые надо учиты-вать специалисту; профессиональные -- особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятель-ности специалиста социальной сферы. Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки -- это получившая закрепление на практике реали-зация педагогического аспекта профессиональной деятельнос-ти специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им исполь-зован в типичных ситуациях. Педагогический опыт по содер-жанию включает в себя: -- уровень владения специалистом искусством педагогичес-кой деятельности (педагогическое мастерство); -- развитие профессионально-важных (с позиции педагоги-ки) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социаль-ной работы в интересах эффективности профессиональной дея-тельности. Педагогическое мастерство складывается из: -- владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами; -- развития у него педагогической техники: самоуправле-ния, вербального и невербального, непосредственного и опо-средованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи. 1.1. Профессионально важные качества социального педагога Профессионально важные качества выделяют то индивиду-альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра-ботника. К таким качествам относятся: Педагогическая направленность -- это особенности разви-тия и воспитания личности, характеризующие ее предраспо-ложенность к педагогической деятельности, в том числе и в от-ношении людей -- объектов социальной работы. Она проявля-ется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах. Нравственные качества -- это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги-ческой деятельности; нравственные чувства -- удовлетворе-ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворен-ность от добросовестного выполнения социальной работы, со-циально-педагогической деятельности, своей профессиональ-ной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешен-ности социальных проблем человека, несоблюдение мораль-ных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявля-ются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен-ных привычек. Коммуникативные качества (от лат. communico-- делаю об-щим, связываю, общаюсь) -- способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом -- тем человеком, ко-му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави-сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив-ным качествам относятся: -- контактность в общении -- способность входить в обще-ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи-модействие. Данные способности имеют важное профессио-нально значение для социального работника; -- каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе-дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали-ста к вербальному или невербальному доминированию в про-цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто-нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова-ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра-боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искус-ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации. Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis -- общественный) -- восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру-гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со-циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти-мула -- объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут-реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся: -- педагогическая наблюдательность.-- видение своих осо-бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль-ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности; -- педагогическая интуиция -- способность видеть взаимо-связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со-стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене-ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос-тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови-мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка-ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сы-рья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са-мореализации; -- рефлексия -- умение видеть себя глазами другого челове-ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст-венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре-флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби-ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио-нальной деятельности, общении, взаимодействии; -- педагогическое мышление -- это способность социаль-ного работника осознанно использовать психолого-педагоги-ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше-ния; -- педагогическое воображение -- это способность специали-ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп-ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо-соб решения социальной проблемы клиента. Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа-гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно-го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз-личным категориям клиентов. Эмоциональные качества личности характеризуют пережи-вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со-циальными проблемами человека в процессе социальной рабо-ты и оказывающие существенное влияние на его профессио-нальную деятельность. К ним относятся: -- эмоциональная устойчивость -- самообладание, способ-ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла-деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель-ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво-им состоянием в различных условиях профессиональной дея-тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен-ные решения, добиваться достижения цели; -- эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо-действия, общения. Социальный работник работает с челове-ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе-реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от-носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи-мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей-ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом. Практика работы специалистов социальной сферы показы-вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой-чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко-мендуется: -- проводить профессиональный отбор специалистов, реко-мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра-ботать люди, чуждые эмпатии, -- и в то же время в зависимос-ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ-ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо-бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия; -- сопереживания специалиста в работе с клиентом долж-ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси-мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи-вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ-ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль-ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци-альных проблем; -- активно учиться управлять своими чувствами и при воз-растании переживания уметь переключаться, снимать возрас-тающее эмоциональное напряжение; -- добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо-те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя. Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв-ление в его личном социально-педагогическом опыте -- во вну-тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога. 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста. Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности -- это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает: а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек; б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де-ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессио-нальной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене-ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности; в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра-боте с ним; г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци-ального работника через: -- реализацию педагогических технологий, методов и мето-дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго-гическая подготовка способствует наиболее полному проявле-нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су-щественное влияние на ее результативность; -- проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240]. 3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога. Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы. Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения. В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные положения: · Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. · Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума. · Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы. · Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность во взаимоотношениях. · Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль-но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест-ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу-ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан-ные им как частным лицом и как представителем этой профессии. Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14]. Глава II. Профессиональное становление социального педагога 1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования Профессиональная культура -- сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переос-мыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социаль-но-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных ме-тодов и методик. Деятельность социального педагога на-правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото-рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо. Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо-ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре-зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы-ков, опыта, авторитета. Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношени-ях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура. На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог--высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенст-вующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130]. 1.1. Непрерывное образование социального педагога На протяжении всей деятельности социального педагога, соци-ального работника должна осуществляться его личностная и про-изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки -практики. Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций. По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание. Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...». В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз-раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз-можность учиться или подняться на новый уровень профессио-нальной подготовки» (58). На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те-чение всей жизни человека» (58). Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования. Во-первых, работа высших учеб-ных заведений должна быть построена таким образом, чтобы лю-бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не-зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио-нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио-нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить. Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса. На первом, довузовском этапе, профессионального вы-бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста-точного для решения проблем морально-профессионального само-определения и выбора образовательного маршрута в области «че-ловек--человек». Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги-ки, социальной работы. Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен-циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215). Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов. Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику. Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Каждая из всевозможных частных методик также тре-бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо-кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135] 2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы Каждый из этапов профессионального становления спе-циалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него -- педагог, психолог, социальный пе-дагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации: 1. формирование профессиональных намерений и со-знательный выбор профессии; 2. продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обуча-ющихся в процессе воспитания; 3. активное вхождение в профессию; 4. полная реализация личности в труде. Первый этап -- формирование профессиональных на-мерений и сознательный выбор профессии -- связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в знакомстве абитуриентов с ценностными представлени-ями о самой профессии, о значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных особенно-стей абитуриентов и профессиональной направленности как системы эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная работа в школах, в системе довузовской подготовки. Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе профессионального обучения особую роль играет мо-тивация выбора профессии. Важно определить к чему че-ловек имеет способности, чем ему нравится заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего пери-ода становятся более конкретны. Второй этап -- усвоение профессиональных знаний, на-выков и умений -- будет проходить эффективнее при на-личии сформированной мотивации к обучению данной про-фессии. Следующий, третий этап -- активное вхождение в профессию -- предполагает самостоятельную профессионально-учеб-ную деятельность студентов, к которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность. Вхождение в профессию -- очень важный этап для бу-дущего профессионала, так как практика показывает, на-сколько студент владеет необходимыми знаниями, умени-ями, практика позволяет сверить свои ожидания с реаль-ной профессиональной деятельностью. Последний этап -- полная реализация личности в тру-де. Профессиональное становление личности -- сложный процесс, проходя который, человек преодолевает трудно-сти, находит выход из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54]. 3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога 3.1 Альтруизм--один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность. Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству -- к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного про-цесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможно-стей помогает другому человеку, попавшему в беду (215). Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повыше-ние образования, развитие профессиональной культуры социально-го педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия. 3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль-ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором.. Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про-фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону-кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея-тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес-сионализацию специалиста. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван само-стоятельно и творчески подходить к определению и решению про-фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д. Отсутствие условий для нормального осуществления социаль-но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де-формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио-нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики. Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль-турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про-фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче-ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д. Все это в значительной степени может регулироваться и фор-мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес-сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ-лении социально-педагогической деятельности может быть про-фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на-правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры. Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз-вивающую способность профессиональной культуры, которая мо-жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра-зовании социального педагога, социального работника[13, 133]. 3.3. Развитие профессионального самосознания - условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы. Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности. Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999). Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности. Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. Показатели развития профессионального качества - профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов). В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству. Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач: - развитие личностного интереса к выбранной профессии; - формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность; - формирование профессионально-личностной «Я-концепции». Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности. Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности. Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания. 3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога Одним из теоретических подходов к процессу форми-рования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концеп-ции связано с открытием фундаментальных законов раз-вития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности явля-ется системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал. Синергетика (в переводе с греч.) -- совместный, согла-сованно действующий. Система (в переводе с греч.) -- це-лое, составление из частей, соединение; множество элемен-тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. -- М.: Сов. энц. изд. -- 1989. -- С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как опреде-ленная система, целостность. Личность -- это социально-синергетическая система. Личность определенной культу-ры -- этносинергетическая система. «Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура". Опирается ли социальный педагог в своей деятельнос-ти на национальную культуру, осваивая знания и особен-ности национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этничес-кого самосознания, внедряя в практику народную педаго-гику? Какое место в профессиональной культуре социаль-ных педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе-лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет (от франц.) -- склад души, характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет -- интегративная характе-ристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми ок-ружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших поня-тий, раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных ус-ловиях жизнедеятельности. Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры. Каков же менталитет бе-лоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэто-му в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и чело-века-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофирова-но отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона. С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Черно-быльскую зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не ду-маете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Ка-кой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост -- потому что хлеб, взращенный в труде, -- примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле. Положение жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные формы. Поэтому ти-пичным вопросом для белорусов, особенно в экстремаль-ных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, тер-пеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить. У белорусского народа хорошо развиты инстинкты самовыживания и самосохранения. Белорусы являются интровертными личностями. По сравнению с русскими, они более индивидуалистичны, у них менее развиты товари-щеские чувства. Белорусы более склонны к самостоятель-ной жизни, не очень разговорчивы, не любят обсуждать свои проблемы публично. Иногда белорусы кажутся очень хмурыми, однако это не является внутренней чертой их I характера, а лишь свидетельствует о том, что они не лю-бят показывать свои чувства, проявляя сдержанность, со-средоточенность. Характерны для белоруса и такие осо-бенности, как консерватизм, нежелание ломать или пре-образовывать социокультурную среду, отсутствие склоннос-ти к коренным переменам. Отсюда такая ностальгия по прошлому, нежелание изменять мир, который уже обжит и устроен. Мужественность, решительность, несгибаемость проявляют они в экстремальны» ситуациях (войны). Именно тогда у белорусов выявляются лучшие качества: любовь к своему Отечеству, малой родине, смелость, выносливость. Что сегодня для белоруса его Беларусь, Родина? Это прежде всего те люди, с которыми человек проживает свою жизнь, с которыми живет постоянно. Это -- сама жизнь. С.Алексиевич пишет, что "Родина для всех -- жизнь". Специфической чертой характера белорусского на-рода является толерантность, т.е. неприятие шовинизма, национализма, терпимость в отношении того, что отлича-ется от традиционных представлений о мире. Толерант-ность несовместима с национализмом. Может быть, поэто-му сегодня все чаше говорят о том, что в педагогической практике необходимо опираться на понятие "Родина" ("Бацькаушчына"). Именно это понятие тесно связано с понятием "народ Беларуси". Перечисленные особенности характера белоруса прояв-ляются в той среде, в которой он проживает. Безусловно, в каждом регионе Беларуси выявляются те или иные осо-бенности белорусской ментальности. И сегодня, когда в рамках реформирования общеобразовательной школы раз-рабатываются вопросы деления республики на учебно-вос-питательные регионы (Н.К.Котович, НИО) и формируется содержательный компонент их функционирования, опреде-ленным образом должны использоваться национально-куль-турные и национально-психологические особенности тон среды, где развивается, формируется личность. Социальному педагогу необходимо учитывать все ком-поненты процесса социализации и этнизации личности, которые не могут рассматриваться вне национальной куль-туры, потому что именно личность определенной культу-ры и есть объект его внимания. Поэтому нужно не толь-ко изучать основы этнопсихопедагогики белорусов и дру-гих этносов, но и понимать мир культуры личности, жи-вущей в реальной ситуации[4, 152-159] 4. Эмпирическое исследование определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности Для измерения готовности студентов к социально-педагогической деятельности использовалась методика В. А. Сластенина [19, 197-200]. Готовность студентов-выпускников к социально-педагогичес-кой деятельности может рассматриваться в трех уровнях: личностная (мотивационная, нравственно-психологиче-ская), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная), которые предлагается измерить по 10-балльной шкале. Из-меряемые параметры готовности составлены (на основе методики МПЦУ И.К. Шалаева) в соответствии с квалификационной ха-рактеристикой социального педагога (В.А.Сластенин, М.А.Галагузова, М.Н.Костикова, В.Г.Бочарова), а также с учетом требо-ваний, предъявляемых к осуществлению воспитывающей дея-тельности классным руководителем, педагогом-воспитателем (О.С.Газман, Н.Е. Щуркова и др.). При этом необходимо учиты-вать текущую успеваемость студента, результаты экзаменов, ре-зультаты прохождения социально-педагогической практики. Испытуемым предлагается оценить в количественных показателях проявления своих лич-ностных качеств, уровень владения теоретическими профессио-нальными знаниями и уровень операционно-деятельностной (технологической) готовности в профессиональной деятельности: 9--10 б. (опти-мальный уровень) -- обладает данными качествами (знаниями, умениями) в большой степени; 6--8 б. (допустимый уровень) -- обладает необходимыми качествами (знаниями, умениями), но не в достаточной степени; 4--5 б. (критический уровень) -- качества (знания, умения) проявляются слабо, их недостаточность мо-жет создавать проблемы; 0--3 б. (недопустимый уровень) -- боль-шинством указанных качеств (знаний, умений) не обладает, не считает необходи-мым их развивать. Рис. 1.2 Диаграмма процентных показателей уровня проявления личностных качеств студентов в профессиональной деятельности Данная диаграмма показала, что 13 процентов опрошенных студентов оценили свои личностные качества на 9-10 баллов, что говорит об оптимальном уровне наличия таких личностных характеристик, как гуманистическая направленность, позитивная мотивация к профессии, коммуникативные способности и перцептивные способности, рефлексивно-аналитические качества и др. 87 процентов опрошенных обладают допустимым уровнем наличия личностных качеств, что означает, что данные качества присутствуют, но не в достаточной степени. Среднее значение данного параметра по всем опрошенным студентам--8.2 балла по 10-балльной шкале, что говорит о высоком уровне проявления личностных характеристик. Рис. 1.3 Диаграмма процентных показателей уровня владения студентами теоретическими профессиональными знаниями Данная диаграмма показывает, что 83 процента опрошенных оценили свои теоретические знания от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне владения такими знаниями, как знание общей теории воспитания, основ социальной педагогики, педагогической и социальной психологии, знание основ социальной политики государства, правовых актов, закона «Об образовании» и др. 17 процентов опрошенных студентов оценили свои знания от 4 до 5 баллов, что свидетельствует о том, что знания используются слабо, имеются пробелы в знаниях, что может вызывать проблемы в профессиональной деятельности. Среднее значение параметра «Теоретическая готовность» по всем опрошенным--6,8 баллов, что говорит о достаточном уровне владения студентами теоретическими профессиональными знаниями. Рис. 1.4 Диаграмма процентных показателей уровня операционно-деятельностной (технологической) готовности студентов к профессиональной деятельности Диаграмма показывает, что 77 процентов студентов оценивают свои умения от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне операционно-деятельностной готовности студентов к профессиональной деятельности. Остальные 23 процента опрошенных оценивают свой уровень обладания умениями как критический, что свидетельствует о том, что многие умения еще недостаточно сформированы и нуждаются в развитии. Среднее значение параметра «Операционно-деятельностной готовности» по всем опрошенным студентам--6,6 баллов, что говорит о достаточном уровне сформированности умений, хотя умения и не проявляются в достаточной степени. Рис. 1.5 Диаграмма процентных показателей уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности Исследование показало, что 90 процентов студентов обладают допустимым уровнем общей готовности к будущей профессиональной деятельности. Это говорит о том, что они владеют социально-педагогическими технологиями на основе знания и в основном на основе заимствованного опыта и готовы внедрять их в профессиональную деятельность, обладают допустимым уровнем личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. 10 процентов опрошенных студентов обладают критическим уровнем общей готовности к профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты владеют знаниями, но затрудняются воплотить их в действительность, владеют социально-педагогическими технологиями, но в недостаточном объеме. Среднее значение уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности по всем опрошенным--6,9 баллов, что говорит о допустимом уровне общей готовности к будущей профессиональной деятельности. Заключение Управление профессиональным развитием социального педагога Управление профессиональным развитием со-циального педагога можно рассматривать в трех плоскостях: 1.Формирование личностных качеств уровня базовых соци-альных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосре-доточенность на содержании и способах собственной профессио-нальной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты. 2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (тео-ретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ соци-альной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы. 3.Технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и группо-вой работы, организовывать практико-ориентированную деятель-ность детей и взрослых. Можно выделить следующие направления деятельности по со-вершенствованию профессионализма социальных педагогов: 1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифи-цированных специалистов, обладающих как теоретической и тех-нологической готовностью к социально-педагогической деятель-ности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую ха-рактеризуют следующие показатели: --осознанный выбор профессии; внутренняя предрасположенность к социально-педагоги-ческой деятельности; --высокий уровень коммуникативной культуры и профессио-нальной компетентности. 2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квали-фикации, совершенствование социально-педагогической деятельности. Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения: -- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы); -- прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата); -- проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации); -- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности); -- коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3, 41-42]. Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста Существует множество путей формирования социально-пе-дагогической культуры специалиста социальной сферы. Первый путь связан с необходимостью способствовать повы-шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры. В основе второго пути лежит углубление и расширение лич-ного педагогического опыта специалиста применительно к ре-ализации его в условиях социальной сферы. Он включает: а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме-дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе-дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком-петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы; б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практичес-кого применения в социальной сфере; в) развитие педагогической техники, позволяющей специа-листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз-можности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредствен-ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об-щения и культуры речи; г) накопление опыта реализации своей педагогической под-готовки в социальной сфере. Третий путь включает создание условий для наиболее ак-тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы. Четвертый -- проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы. Пятый -- изучение и использование опыта ведущих специ-алистов социальной работы, активно реализующих на практи-ке свою педагогическую подготовку. Шестой -- обеспечение целеустремленности и настойчивос-ти самого социального работника в педагогическом и профес-сиональном самосовершенствовании. Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль-турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения позна-вательной потребности личности специалиста, связанной с про-явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се-бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специа-листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз-витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап-тации в последующей его профессиональной деятельности. Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль-ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован-ной роли самого специалиста они могут действительно способ-ствовать решению проблемы повышения его социально-педа-гогической культуры[1,243-244]. Приложение 1 Анкета Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности Уважаемые сотоварищи! Ваша готовность к социально-педагогичес-кой деятельности может рассматриваться в трех уровнях : личностная, теоретическая и технологическая. Эти уровни вам и предлагается измерить по 10-балльной шкале. Возле каждого качества напишите цифру от 0 до 10. 9--10 -- наличие качества, умения, знания в большой степени; 6--8 --обладание необходимыми качествами, но не в достаточной степени. 4--5 -- качества проявляются слабо 0--3 -- отсутствие качества, умения, знания, вы не считаете необходи-мым их развивать. I. Параметр «Личностная готовность» -- Л («хочу» и «имею для этого способности»): Л1 Гуманистическая направленность Л2 Уровень общей культуры, эрудиция Л3. Потребность работать с деть-ми, позитивная мотивация к профессии Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность Л5. Креативность Л6. Коммуникатив-ные способности и качества Л7. Перцептивные способности Л8. Рефлексивно-аналитические качества Л9. Организаторские способ-ности и качества Л10. Состояние психического и физического здо-ровья Л11. Эстетический вкус II. Параметр «Теоретическая готовность» -- Т («знаю»): Т1 Зна-ние основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологий исследования Т2. Владение системой знаний о чело-веке как совокупности биологического, социального, духовно-нрав-ственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека Т3. Знание общей теории воспитания, современных кон-цепций воспитания Т4. Знание основ социальной педагогики, кон-цепции социального воспитания Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности Т6. Знание педагогической и соци-альной психологии Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного про-граммно-целевого управления) Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических тех-нологий Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением Т11 Знание основ социальной политики госу-дарства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несо-вершеннолетних, инвалидов Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов III. Параметр «Операционно-деятельностная {технологическая) готовность» -- Д {«умею»): Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции Д5. Владение технологиями реализа-ции коррекционной функции Д6. Владение технологиями реали-зации охранно-защитной функции Д7. Умение реализовать коор-динационную функцию Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию Д10. Умение организовать взаимо-действие с родителями школьников Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия Д12. Умение прово-дить исследовательскую работу Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управля-ющей программам) Д14. Владение механизмами перевода социаль-ной ситуации развития ребенка в педагогическую Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с це-лью формирования потребности в образе жизни, достойном че-ловека. Большое спасибо за сотрудничество! Приложение 2 Таблица № 1.2 Результаты измерения параметров личностной, операционно-деятельностной и общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Список литературы: 1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\ Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000. 2. Волкова Т.И Профессиональная подготовка социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.--с. 53-54. 3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным развитием социального педагога\ Управление качеством образованя в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002. 4. Калачева И.И. Профессиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000. 5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие\ Под. ред. Ю. М. Забродина--М., 1994. 6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О задачах этнопсихологических исследований\ Психология.--1996.--№ 4.--с. 43-44. 7. Клемантович И. Новая профессия--социальный педагог\ Школа.--1998.--№3.--с. 14. 8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модак», 1996. 9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.--М., 1990. 10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.--М., 1992. 11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.--1996.--№1.--с. 31-35. 12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.--М., 1996. 13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.--с. 65-70. 14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992. 15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.--Пенза, 1994.-- 180 с. 16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.--Мн., 2001. 17. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.--М., 1989. 18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993. 19. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.--Москва--Тула, 1993. 20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.--М., 1987. 21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преродавания: Метод. Пособие.--М., 1998. 21. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1 23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.--М., 2001. Используемая литература 4. Блинов Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. (Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г.Биробиджане) / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2000. - 200 с., с. 58-61. 5. Блинов Л.В. Синергетический аспект профессионального самоопределения личности // Содержательный и процессуальный аспекты образования. Межвуз. сб. науч. тр. Ч.1. / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2001. - 198 с. - с. 82-86. 9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика . - 2000. - N 6. - с. 65-70. 10. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1 |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |