|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ Пояснительная записка Рыночная экономика наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и про-гнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных реше-ний на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. Термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие яв-ления в жизни общества. Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации. Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные прак-тики, обобщает их и разрабатывает методы проведения ста-тистических исследований. В свою очередь, в практической дея-тельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач. Становление экономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед школой новые задачи. Умение анализировать, сравни-вать различные ситуации необходимо на сегодняшний день каждому современному человеку. Элективный курс «Общая теория статистики» с помощью математического аппарата даст начальные понятия о статистике, которые необходимы при решении управленческих задач. Курс рассчитан для учащихся 11 класса экономико-математического и соци-ально-экономического профиля. В процессе прохождения данного курса учащиеся познакомятся с различными методами статистики, статистическими наблюдениями, статистическими сводками, группировками, таблицами, индексами, получат начальные понятия о задачах статистики в условиях рыночной экономики. Общие понятия статистики имеют сугубо практическое назначе-ние. Предложенные методы разовьют математическое и экономиче-ское мышление, подтолкнут к самостоятельному решению нетра-диционных ситуаций. Содержание курса дает возможность включить в учебный про-цесс исследовательскую деятельность, что дает учащемуся воз-можность реализовать себя в творческой работе. Элективный курс «Общие понятия статистики » тесно связан с предме-тами: математика, информатика и экономика. Объем требуемых математических знаний практически не выходит за пределы базового курса «Алгебры и начала анализа». Несложные примеры показывают практическое примене-ние арифметической и геометрической профессий, логарифмов, преде-лов, свойств степеней, вычисление процентов, что повышает интерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки к единому государственному экзамену. Расчеты простых и сложных процентов, составление таблиц -помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в программе Excel, что позволит расширить знания и возможности в компьютерной технологии. Статистические термины, изучаемые на уроках экономики, закрепляются с помощью математического аппарата. Взаимосвязь между перечисленными предметами активизирует познавательный интерес учащихся в их профессиональном самоопределении. Цель элективного курса «Общие понятия статистики» Помочь учащимся определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повысить математическую, компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единый государственный экзамен по математике. Задачи элективного курса «Общие понятия статистики» 1. Познакомить учащихся с историей возникновения статистики как науки. 2. Дать начальные понятия статистики, которые входят в блок базовых дисциплин университетской подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, банковского дела. 3. Отработать вычислительные навыки. 4. Научить учащихся пользоваться инженерным калькулятором при вычислениях. 5. Развивать способности учащихся к математической деятельности. 6. Развивать у учащихся исследовательскую деятельность. 7. Научить учащихся самостоятельно составлять задачи по пройден-ному материалу с дальнейшим его решением. 8. Научить учащихся применять возможности компьютерных технологий в расчетах. 9. Научить разрешать самостоятельно экономические вопросы окружающие нас в повседневной жизни. 10. Обогатить жизненный опыт учащихся при помощи решения статистических задач. Содержание курса Тема 1. Предмет и метод статистической науки. Вводный урок - лекция, знакомящая с историей возникновения статистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических показателях, совокупности, методах статистики. Тема 2. Статистическое наблюдение. Разбираются понятия: статистическая информация, статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная отчетности, единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры. Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы. Формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования, формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп, проверка полноты и качества собранного материала, оформление статистического наблюдения в виде статистических рядов, простых и групповых таблиц Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков Разбираются понятия диаграмм: линейная, столбиковая, ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная. Тема 5. Обобщающие статистические показатели. Абсолютные и относительные величины, их значения и виды. Разбираются примеры. Тема 6. Средние величины. Вводится понятие средней величины, её виды: средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняя квадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана. Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. Применение индексов в экономических разработках государственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен на потребительские товары по каналам реализации. Свойства индексов: синтетические и аналитические. Индексируемая величина. Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования. Рассмотреть ряд примеров, дающих представление о линейном программировании: задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача. Тема 9. Итоговый урок. Презентация учебных проектов. Проводится в конце 11 класса. В начале учебного года учащимся предоставляется перечень тем, по которым может проводиться исследовательская работа. Работы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса, где победителей определяют жюри из приглашенных на этот урок. В результате изученного курса учащиеся cмогут: - анализировать некоторые статистические данные; - сформировать собственный взгляд на дальнейший выбор будущего образования. Научатся: - с помощью предложенных методов разрешать некоторые статистические проблемы; - использовать исследовательскую деятельность для расширения своего кругозора; - использовать компьютерные технологии для обработки статистических данных. Календарно-тематический план курса
Литература 1. А.В. Баскаков, О.Б.Баскакова «Математика. Статистика. Информатика» М.: ЗШ МИФИ 2000 год. 2. В.В. Ковалев, В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994 год. 3. Е.И. Кочович «Финансовая математика. Статистика». М.:1996 год. 4. Г.И. Просветов «Математика в экономике». М.: РДЛ, 2004 год. 5. Е.М. Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты. Финансы и статистика». М.: Дело, 2001 год. 6. Е.М.Четыркин «Методы финансовых и коммерческих расчетов». М.: Дело Лтд 1995 год. 7. А.П. Черенков «Информационные системы для экономистов». М.: Экзамен, 2000 год. 8. П.Е. Данко «Высшая математика в упражнениях и задачах». М.: ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2003 год. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |