|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Работа социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогахРабота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах25 Введение Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения. За 5 лет на дорогах Кировской области с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось на 27,6%, раненых - на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%. В решении данной проблемы большое значение имеет объединение усилий представителей различных организаций, а посредническую и организаторскую роль должен взять на себя социальный педагог. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (детского дорожно-транспортного травматизма в том числе). Поэтому ему приходится осваивать различные методы работы, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Много исследований, освещающих те или иные проблемы методов социально--педагогической деятельности появилось за последние десятилетия. Такие ученые - педагоги, как В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Ю.В. Васильева, Л.Д. Демина, Б.З. Вульфов, рассматривая основы социальной педагогики, высказывают в своих работах авторское видение методов социально-педагогической деятельности. Современная теория и практика представляет достаточный выбор методов деятельности социального педагога в решении выдвигаемых проблем. Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях по профилактике детского травматизма на дорогах. Предмет исследования: методы работы социального педагога по профилактике детского травматизма. Цель: выявить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма. Гипотеза: предполагаем, что можно повысить эффективность работы по профилактике детского травматизма при условии: * взаимодействия ГИБДД и образовательного учреждения; * подбора методов работы с учетом возрастных особенностей детей; * использования активных форм организации детей. Задачи: 1. Проанализировать различные классификации методов работы социального педагога. 2. Изучить региональный опыт взаимодействия образовательных учреждений и ГИБДД по профилактике детского травматизма. 3. Разработать и апробировать систему взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД по профилактике детского травматизма. 4. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов по решению данной проблемы. Методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, сравнение, тестирование. Теоретическая значимость заключается в обобщении регионального опыта по профилактике детского травматизма. Практическая значимость: заключается в разработке и апробации совместного плана деятельности ГИБДД и образовательного учреждения. База исследования: школа-лицей №9, г. Слободской. Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике детского травматизма 1.1. Методы социально-педагогической деятельности Социальная педагогика молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно сформировалась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. В педагогике, пожалуй, нет такой категории, которая столь важна для развития педагогической теории, совершенствования педагогической практики, какой является категория «метод». Однако, не смотря на многочисленные дискуссии, категория «метод» остается далеко еще не исследованной, спорной и до сих пор нет единой точки зрения на данное понятие. Проблема использования социально-педагогических методов остро представлена в сегодняшней школе. Социально-педагогическая деятельность должна быть эффективной, а для этого она должна быть научно разработанной и высоко результативной. Педагог должен владеть социально-педагогическими методами. Проблема методов является довольно актуальной в социальной педагогике, так как от выбора социальным педагогом «инструмента прикосновения к личности» во многом зависит эффективность социально-педагогического воздействия, поэтому данную тему считаем актуальной. Существует множество подходов к классификации методов социально- педагогической деятельности, каждая из которых строится на определенном основании. Методы направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем. Рассмотрим некоторые из них. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева выделяют три уровня классификации: 1. Субъективный уровень обуславливает субъективность применения метода. В качестве субъекта действия выступают: специалист -- методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия; сам человек (группа посредством самоуправления). Это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»; специалист и лицо, на которое осуществляется педагогическое воздействие. Методы, обуславливающие совместные действия специалиста и самого человека. Методы действия одной стороны и адекватные действия - другой. 2. Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные и обеспечивающие. Основной функциональный метод - это метод, который включает объект в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели - методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы - это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопринуждения, самопоощрения. 3. Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации - свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр, методы научения; группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности - методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др. Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности, пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми. При организации и выборе методов социально- педагогической деятельности социальному педагогу следует помнить, что на ребенка влияют множество факторов: природа, семья, школа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурнообразовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности» 14. А.В. Мудрик предлагает следующую классификацию методов социального воспитания 14: В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);самовоспитание личности (самооценка, самоконтроль, самоорганизация);формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности; метод общения; опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. Ф.А. Мустаева предлагает классифицировать методы социально-педагогической работы, объединив их в 3 большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социально-психологической помощи 15. Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Это метод наблюдения, педагогический эксперимент, опросные методы (беседа, интервью, анкета). Методы воспитания - это пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента, направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач. Методы социально-психологической помощи. К ним относятся психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг, деловая игра. Н.Ф. Маслова, дополняя имеющиеся классификации, предлагает сгруппировать их по содержанию проводимой работы: социально-экономические; организационные; психолого-педагогические 22. 1. Социально-экономические методы - работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе, и материальная помощь семье и т.д. 2. Организационные методы - направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям, создание секций, клубов, объединений и т.п. Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача - организовать новые отношения. К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим. Организационным методом является и наказание, которое применятся, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу. 3. К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа, интервью. Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения (включенное, систематическое, несистематическое, ситуативное), который дает материал для воспитательной работы. Остановимся подробнее на характеристике некоторых методов социально-педагогической деятельности, которые наиболее часто встречаются в работе социального педагога. Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника. Педагог должен быть подготовлен к беседе. Важно не только сформулировать вопросы, но и выстроить их в определенной последовательности, логике, расположить их так, чтобы ключевые вопросы были в середине беседы. Ведение беседы требует от педагога серьезного анализа ее содержания и напряжения памяти. Нужно учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, задатки и способности. Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содержание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут воспитаннику раскрыть главное. Все это помогает составить план педагогической деятельности. Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее придуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме. Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводится в форме опроса, наблюдения, эксперимента, краткосрочного задания. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Эффективны для детей рисуночные тесты, цветовые тесты. Методы поддержки личности применяются, когда ребенок находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи. Изменив жизненные ориентиры подростка (ребенка), педагог старается убедить в их реальности. Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу приходится разбираться в различных конфликтах в школе, в семье, между сверстниками: учитель-ученик, родители-ребенок, родители-учитель, ученик-ученик. Прежде всего педагог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сторон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще - это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими. Методы лечебной педагогики. К этому относится основательное разъяснение ребенку необходимости и важности лечения; помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины, самоанализа, укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, музыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразительного творчества; организация подвижных и интеллектуальных игр; воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах; использование природы в лечебно-воспитательных целях. Индивидуальное обучение. Работая с семьей, где большой ребенок, социальный педагог осваивает методы индивидуального обучения, так как на практике эту проблему приходится решать ему. Определив степень подготовленности ребенка, на основе общей программы педагог составляет индивидуальную программу, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения. Воспитание природой. Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое включает просвещение и практическую деятельность детей по ознакомлению природы и оздоровлению окружающей среды. Так же предлагает создание мастерских по изготовлению поделок, организацию дальних походов с детьми и их родителями; выпуск экологической газеты; работу в лесничестве в летний период и т.п. Использование народной педагогики. В это входит воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, игрой, общественным мнением. Одна из устойчивых традиций народного воспитания - закаливание и укрепление здоровья детей. Методы коррекции развития. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь. Социальному педагогу важно знать причины отношений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Только при совместной работе педагога и родителей методы коррекции развития детей с отклонениями в развитии могут дать положительный результат. Методы воспитания. Это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы перевоспитания. Перевоспитание - это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности. Существует две разновидности этого процесса: перевоспитание - перестройка всей структуры личности и исправление - преодоление отдельных недостатков. В перевоспитании используются следующие методы: метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы; метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом; метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом; метод «взрыва» по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности. Метод самовоспитания. Самовоспитание - это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься над своим поведением, обликом, поступками, понять, что он должен измениться. А это значит включить все механизмы личности - сознание, волю, эмоции, - чтобы человек хотел и старался быть лучше. Важно, чтобы подросток поверил в свои силы, способности. Методы самоорганизации. Метод воспитания культуры времени, который предлагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Методы делового общения. Культура делового общения предполагает, в первую очередь, необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать: что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умение разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека, развивается самоанализ (какой я?). Другие тренинги: экстремальных ситуаций, сложных социальных ситуаций (снятие стереотипов в формах поведения), организационный тренинг. Метод социометрии. Этот метод предполагает предварительный отбор материала: бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п. Метод мониторинга - это отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации. Метод генерации настроений - это метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка. Метод убеждения - эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив. Метод музыкотерапии, в том числе пение, - проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии. Благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Анализ документов. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. Биографический метод - семейная биография позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации для прогнозирования его дальнейшего развития. По нашему мнению, наиболее подробной и удобной в практической деятельности является классификация методов Овчаровой Р.В., которая и будет положена в основу нашей дальнейшей деятельности. Таблица 1.Классификация основных методов, используемых социальным педагогом (по Овчаровой Р.В.)
На основе анализа литературы можно сделать следующий вывод: в основе деятельности социального педагога лежит знание методов социально-педагогической деятельности, которые представлены в различных классификациях; классификации методов, используемых социальным педагогом, носит разносторонний характер. Ученые классифицируют их с различных точек зрения, в зависимости от поставленной цели. Остается неизменным одно - это способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью для формирования социально значимых качеств личности. 1.2. Использование форм и методов в работе социального педагога Социальный педагог - представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Как посредник во взаимосвязях личности, семьи и общества он призван работать в системе образования и социальной помощи населению. Обеспечивая медико-психологическую и правовую целесообразность этих систем, он решает в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепление их нравственного, психического и физического здоровья, различных форм защиты личности, организации труда, учения и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся. В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений. Цели социально-педагогической деятельности: способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; развивать процесс опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, общественными запросами, готовить их к критическому воспитанию этих перспектив; способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии; участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу; тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет внимание и интерес к его работе; оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом; воздействует на позитивное изменение социального поля в школе 3. Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо, прежде всего, определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Как отмечает М.А. Галагузова, социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Решение любой проблемы, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить диагноз. Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются задачи деятельности, которые ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог выбирает соответствующие методы и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности. По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема школьника. При этом возможны, по крайней мере, два случая: социальный педагог положительно решает проблему школьника, и на этом его деятельность заканчивается; второй случай - социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы. Схема 1 Технология организации социально-педагогической деятельности
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения, чему и посвещена наша работа. Для реализации поставленной задачи было проведено исследование в группе школьников в количестве 25 человек 5Б класса школы-лицея №9 города Слободского. Нами был проанализирован план работы школы и классного руководителя. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется только в программе уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный; с сентября 2005 года по февраль 2006 года. Контрольный эксперимент Цель: выявить уровень знаний школьников о правилах дорожного движения. Анализ литературы позволил выявить основные причины несчастных случаев на дороге, среди которых неумение прогнозировать дорожную обстановку; незнание правил дорожного движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним; подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице; несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения. Как видно из перечня причин многие в той или иной степени зависят от знания правил дорожного движения отсутствие навыков безопасного движения, поэтому в основу экспериментальной работы взяли изучение правил дорожного движения и обучение навыкам безопасного движения. Детям была предложена анкета с вопросами, которые позволили изучить знания учащихся по ПДД и их отношение к получению эти знаний. Вопросы составлены по вопроснику из сборника «Диагностика уровня усвоения знания по правилам безопасного поведения детей в дорожном движении» под редакцией научного центра безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения российской академии образования (всероссийская газета «Добрая дорога детства», 2003 г., №4,5). Вопросы по ПДД 1. Где должны двигаться пешеходы? 2. Как правильно переходить дорогу? 3. Как правильно переходить дорогу от остановки, где остановился автобус? 4. Для чего служат ремни безопасности в автомобиле? 5. С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье легкового автомобиля? 6. С какого возраста можно управлять велосипедом по дорогам? Дополнительно к этим вопросам анкеты нами были разработаны вопросы, позволяющие выявить знание учащимися правил дорожного движения (см. прил. ) Таблица 2. Знание правил дорожного движения
Показатели уровней: высокий - допускают одну ошибку при ответах на вопросы; средний-2; низкий-3 и более. Таблица 3. Уровень знаний правил дорожного движения
Анализ ответов показал: · 72% детей считают, что знают правила дорожного движения (ПДД), и только 28% ответили, что не знают, хотя без ошибок не ответил никто; · 80% школьников узнают о ПДД только на уроках в школе, а 20% также от родителей; · только 8% учащихся предполагают, что от незнания ПДД страдает много детей; · 88% считают, что ПДД нужно изучать, а 12% не осознают значимость этих знаний. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения работы по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма. Формирующий эксперимент Результаты констатирующего эксперимента послужили основой для составления перспективного плана. С учетом регионального опыта работы, особенностей детей данного возраста мы составили систему работы по профилактике детского травматизма. Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, определить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма на дорогах. Экспериментальная работа проводилась с сентября 2005года по февраль 2006, совместно с классным руководителем и родителями. При разработке данного плана был использован и изученный опыт работы государственной инспекции безопасности дорожного движения с образовательными учреждениями. Учитывая, что в настоящее время не во всех школах существует специальная база с опытом работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в основном это занятия в рамках уроков по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Таблица 4. Перспективный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Нами была проведена профилактическая беседа с родителями и водителями «Береги своего пассажира». Родителям рассказали о детском травматизме на дорогах нашего города. Родителям - водителям объяснили элементарные меры безопасности при перевозке любимых чад и предложен тест, позволяющий узнать, может ли ребенок чувствовать себя спокойно, отправляясь с родителями в путешествие на машине (см. прил. ). Приведем некоторые вопросы: какой стиль управления вы применяете, если в автомобиле ребенок; следите ли вы за тем, чтобы ребенок всегда пристегивался ремнем безопасности; какие дополнительные меры предосторожности вы используете, чтобы обезопасить ребенка в автомобиле. Отвечать на вопросы данной анкеты предлагалось анонимно. Родителям предлагалось самим проанализировать свои ответы, за тем каждый сам смог проанализировать свой ответ и сделать выводы. Обращалось внимание на то, что если дорог ребенок, то отношение к безопасности требует серьезной корректировки. Используя методический материал всероссийской газеты «Добрая дорога детства» №15, 16, 2003 год, нами при проведении беседы с родителями на тему «Безопасный маршрут в школу» ставилась задача вместе с ребенком пройти путь от дома до школы. Проанализировать его с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описание к ней. Главное этот маршрут должен быть не обязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для ребенка. Шаг за шагом проследовать по маршруту, объясняя сыну или дочке сложность пути. И чем младше по возрасту ребенок, тем конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые обсуждаются вместе с ним. Только активное участие ваших детей в конструировании маршрута заложит в них крепкое знание и принесет максимальную отдачу. Только постоянное, конкретное, систематическое воспитание безопасного поведения на дороге выработает у ребенка культуру этого поведения. Совместные с ребенком усилия по составлению схемы самого безопасного маршрута из дома в школу стали лучшим доказательством важности этого дела и любви к своему ребенку. Так же проведена беседа с родителями на тему «Бег через дорогу - враг. Особенно зимой!». Натренированная до автоматизма привычка поможет ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Она прочно станет его охранной грамотой. Перед родителями были поставлены задачи по обучению детей: выработать у детей устойчивый навык при переходе улицы, продолжать наблюдение за дорогой в обе стороны, сначала больше налево, потом больше направо; показать, что польза перехода шагом - устойчивость при движении, можно спокойно поворачивать голову влево, вправо столько раз, сколько нужно по обстановке и по ширине улицы; зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Объяснить, что только спокойный переход, только шагом, только предельное внимание дороге и движение по ней! При проведении спартакиады между 5-ми классами лицея №9, посвященной 23 февраля, нами была организована эстафета «Юные велосипедисты». Был использован материал статьи «Игротека «ДДД» играем с Б.Г. Никитиным» 8. Этот конкурс развивает умение читать и выполнять дорожные знаки, владеть ездой на велосипеде. Условия игры: члены экипажей выстраиваются в две колонны на линии «Стоп». По команде судьи (сигнал свистка) первые игроки садятся на велосипед и преодолевают дистанцию, выполняя указания дорожных знаков. По знаку «Опасные повороты» велосипедисты змейкой объезжают кегли, далее «Круговое движение» - объезжают данный знак, потом к знаку «Движение налево». «Движение направо» едут в обычном направлении, выполняя сигналы дорожных знаков. Трассу преодолевают все играющие. Судьи оценивают данный конкурс в 2 очка. Ведущие регулируют движение команд. Учитывая, что конкурс проводился зимой, детям было очень приятно покататься на велосипедах. Они с азартом выполняли условия эстафеты, быстро и правильно реагировали на предписанные дорожными знаками правила поведения на дороге, а также умело владели велосипедом в сложных дорожных условиях. В рамах разработанного плана нами был показан ученикам диафильм «Дорожные правила для учащихся 3-5 кл.» (Н. Бородин, студия «Диафильм, 1997 г.). Дети данного возраста не были знакомы с такой формой изучения материала. Они проявили к этому занятию большой интерес как к чему-то новому. Считаем, что самое главное - это то, что детям было интересно изучать ПДД таким методом. Также, не забывая о новых методах работы, нами был проведен урок с использованием видеоаппаратуры. Показан видеомультфильм по теме «Азбука дорожного движения», предоставленный отделом ГИБДД г. Слободского. Он помог нам в решении задачи по изучению дорожных знаков. Проведен открытый урок на тему «»Дорога, транспорт, пешеход». Цель: создать условия для выявления знаний правил дорожного движения у учащихся. На уроке мы решали следующие задачи: воспитание у учащихся навыков дисциплинированного поведения на улицах и дорогах, пропаганда правил безопасного движения, вовлечение участников устного журнала в игровую деятельность. Оформление урока состояло из лозунгов, плакатов и музыкального сопровождения. Страницы устного журнала: 1. Историческая. Дети сами рассказывали об истории развития ПДД, транспорта по изученному материалу. 1. ГАИ сообщает. Инспектор ДПС рассказал об истории становления ГАИ в России, а также довел до детей информацию о детском травматизме на дорогах родного города. 2. Встреча с владельцем личного автотранспорта, где он рассказал об интересных случаях в своей практике водителя. 3. Игры по правилам дорожного движения с использованием изученных материалов всероссийской газеты «ДДД» 8. Эти игры развивают логическое мышление, закрепляют знания дорожных знаков. 4. Творческая. Дети читали стихи о правилах дорожного движения, которы сочинили дома с родителями. В конце занятия дети подтвердили хорошие знания по правилам дорожного движения. Они проявили интерес к дальнейшему изучению материала по безопасному поведению на дорогах. При реализации данного плана было замечено, что большой интерес у детей вызывает возможность наглядного, практического изучения материала. Им был представлен патрульный автомобиль ГИБДД со специальной окраской, звукоговорящим устройством и маяками. Так же были показаны используемые в работе инспектора ГИБДД специальные средства. Дети имели возможность выслушать рассказ об их применении и работе, а также подержать в руках, прокатиться в патрульном автомобиле ГИБДД, включить сирену, маячки, что вызвало неподдельный интерес к работе инспектора дорожно-патрульной службы. Необходимо обратить внимание, что применение таких методов ещё больше повысило интерес к изучению правил дорожного движения. Хочется так же отметить, что в игровой форме у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге, а также лучше запоминаются знания по дорожным знакам. Самое же главное- это нужно заинтересовать детей в изучении безопасного поведения на дорогах, используя новые или старые методы работы, но они должны обязательно вызывать познавательный интерес как к чему-то неизученному, неизведанному. Нужно показать самые интересные стороны изучаемого вопроса с учетом возраста детей. При реализации данного плана нами была использована схема методической деятельности, взятая из изученного опыта работы (см. прил. ). Для обеспечения процесса по изучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходима информационно-методическая база. Она формируется на базе опыты работы образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также традиционных массовых мероприятий. Эта работа обсуждается, корректируется и формируется при проведении совместных совещаний, семинаров, консультаций и «круглых столов», в которых участвуют отдел ГИБДД, детско-юношеский центр и методический центр, который и формирует базу опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Контрольный эксперимент Цель: выявить эффективность работы по профилактике детского травматизма. Таблица 5. Знание учащимися правил дорожного движения
Выводы по результатам контрольного эксперимента: · у детей развился интерес к изучению ПДД, родители стали активно участвовать в решении данной проблемы. Только 8 учеников сделали по одной ошибке по предлагаемым вопросам, таким образом у всех детей уровень знаний правил дорожного движения стал - 100%; · из дополнительных вопросов выяснилось, что дети осознали необходимость изучения ПДД; · большой интерес у детей вызвали наглядные, практические и игровые методы обучения правил дорожного движения. Таблица 5. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Сравнительный анализ показал, что у 93% детей повысился уровень знаний правил дорожного движения, что наглядно представлено в графике 1. График 1. Динамика знаний учащимися правил дорожного движения Знание правил дорожного движения, по данным исследований, непосредственно влияет на безопасность детей на дороге. Мы, используя изученные методы работы социального педагога, в формирующем эксперименте добились определенных успехов. У всех учащихся повысились навыки и желание выполнять ПДД, так как это является основной причиной детского травматизма на дорогах. Важнейший аспект всей профилактической работы - дети должны учиться безопасности постоянно, непрерывно. Поэтому хотелось бы, чтобы полученный опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма нашел свое дальнейшее продолжение. Заключение Владение методами позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на более высокий уровень профессионального мастерства. Характер методов, используемых социальным педагогом, задается особенностями решаемой проблемы, возрастными особенностями детей, микросоциума, спецификой взаимодействия с различными организациями, что нами было использовано при разработке перспективного плана. С учетом изученного регионального опыта и проведенной экспериментальной работе нами были разработаны методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, ввиду большого объема часть материалов представлена в приложении. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ Работа образовательного учреждения по изучению ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна включать: Совместный план работы образовательного учреждения и ГИБДД ОВД. Календарно-тематическое планирование по предметам, используя материалы работы образовательных учреждений. План-график проведения бесед, инструктажей с учащимися. Комплексное планирование месячника «Внимание - Дети!» Информационный материал о формах работы с учащимися: классных руководителей по изучению ПДД; преподавателей ОБЖ. Циклограмма внеклассной деятельности по данной проблеме: творческие конкурсы учащихся по литературе, прикладному творчеству, рисованию; совместные творческие работы учащихся и педагогов, учащихся и родителей; выставки-конкурсы дидактических материалов учителей-предметников, педагогов ОБЖ, классных руководителей; конкурсы творческих методических материалов педагогов: конспекты уроков, сценарии мероприятий; дни открытых мероприятий внутри школы. Методическая копилка: разработка тематических мероприятий для классных руководителей; материалы для проведения «Дня профилактики», информационный материал по проведению кратковременных занятий «Минутка» в группе продленного дня; информационный материал по проведению кратковременных занятий «Минутка» в группе продленного дня; информационный материал «Работа с родителями»; программа работы творческого объединения учащихся «Юный инспектор». В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы: Системность. Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры в специально оборудованных комнатах, на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы. Учет местных условий. Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы. Опыт педагогов-организаторов показывает возможность осуществления работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах начинается с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте целесообразно уделять внимание общей ориентировке в различных ситуациях: различению цветов, выделению красного цвета в качестве сигнала опасности и т.п. В старшем возрасте следует сменить акцент на формирование самостоятельного и ответственного поведения на дорогах, умение правильно ориентироваться в проблемной ситуации. Наиболее приемлемыми формами работы с детьми являются наблюдения, различные игры, чтение литературы, тематические досуги, изодеятельность. Наряду с этими формами работы в старшем возрасте могут использоваться занимательные материалы, имеющие целью проверку и закрепление знаний детей (кроссворды, ребусы, загадки, различные конкурсы, КВН, компьютерные игры и т.д.). 4. Интегрированный подход к организации педагогического процесса. Содержание работы по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах должно органично включаться в содержание основной комплексной программы школьного учреждения без увеличения учебной нагрузки. Это содержание может проходить через различные виды занятий, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. 5. Комплексный подход к организации работы. Опыт образовательных учреждений - победителей смотра-конкурса «Безопасное колесо» показывает, что только в сотрудничестве с родителями, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, школой и другими заинтересованными организациями можно добиться положительных результатов, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах. Следует учитывать так же принципы обучения безопасности дорожного движения: научность, доступность, связь теории с практикой. В план по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо включать следующие направления: Работа с педагогическим коллективом: тематические совещания преподавателей по теме «Планирование мероприятий месячника «Внимание - Дети!»; заседание школьных методических объединений классных руководителей; консультации; оформление информационного стенда материалов по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Работа с учащимися: совещание ученического актива по теме «Программа мероприятий месячника «Внимание - Дети!»; тематические беседы, инструктажи по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические конкурсы творческих работ учащихся, педагогов, родителей на темы: «Безопасный путь от дома до школы» (1-5 классы); «Наш друг - светофор»; викторины на темы: «Светофор» (2-4 классы); игровые программы «Мы пешеходы и пассажиры», «Как избежать опасности на улицах»; проведение конкурса плакатов на тему «Детям - безопасные дороги»; проведение соревнований между учащимися 7-х классов по программе игры «Безопасное колесо»: велоэстафета; дорожная азбука; медицинская помощь. Театрализованные праздники, например: «Буратино идет в школу» (1-2 класс); «Я шагаю по улице»; «Три волшебных глаза»; «Школа светофорных наук» (3-4 класс) Список литературы Богачева И. Школа, где дружат инспектор с водителем // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». - М. - 2001. - №10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. Внеклассные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Пермь: УГАИ УВД Пермской области, 1995. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1956. Галагузова М.Н. Социальная педагогика. - М., 1999. Давыдова Г.Е. Профессиональная безопасность детей // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». - М. - 2001. - №2. Дети - забота общая. Игротека «ДДТ» играем с Б.Г. Никитьиной // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». - М. - 2004. - №1. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1995. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Пед.соч.: в 8 т. - Т.4. - М., 1984. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое пособие. - М.: Союз, 1999. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Ярославль: УГАИ УВД Ярославской области, 1993. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1994. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. высш. учебн. заведений. - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Академический проект, 2001. О состоянии, причинах и мерах по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области за 7 месяцев 2005 г. - Киров: УГИБДД Кировской области, 2005. Овчарова А.Н. Методика преподавания правил дорожного движения в системе профтехобразования. - М.: Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1881. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.О. Павленок, - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2001. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. Правила дорожного движения РФ (с комментариями, рисунками). - СПб, 2006. Рабочая книга социального педагога /Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1994. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. Состоялось заседание координационного совета // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». - М. - 2001. - №2. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - Т.1. - М., 1997. Уважайте светофор. - Киров: ГИБДД Кировской области и Кировский областной институт усовершенствования учителей, 1995. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |