|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка системы мер по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районеРазработка системы мер по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районеСодержание
Рисунок 1 - Соотношение понятий "наркомания" и "наркотизация" Атрибутом молодежных досуговых мероприятий являются наркотики, которые становятся неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в молодежной среде. Одно из первых определений понятию "молодежь" в отечественной социологии трактовало её как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные профессиональные культурные и другие социальные функции [39, с.34]. В дальнейшем более детализированное определение стало основным в отечественной социологии, которое трактовало молодежи как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения [40, с.89]. Наркотизация молодежи явление многоаспектное, то есть имеющее свое значение для различных сфер жизни общества. Экономический аспект наркотизации заключается в том, что государство затрачивает на медицинское обслуживание наркоманов значительные средства, отвлекая тем самым, часть средств от решения других проблем здравоохранения. С другой стороны, затраты на оплату лечения наркомана в частных наркологических центрах столь значительны, что это неизбежно приводит к снижению жизненного уровня их семей, составляющих значительную часть населения. Развитие наркотической зависимости приводит к разрушению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Таким образом, из сферы материального и духовного производства происходит отток рабочей силы. Наркоманы составляют сегодня огромную, ничего не производящую, а только лишь потребляющую часть населения. Поскольку интенсивное употребление наркотиков практически несовместимо ни с работой, ни с учебой, распространение наркомании среди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуального потенциала страны, так и к "обеднению" трудовых ресурсов [41, с.17]. Демографический аспект наркотизации заключается в том, что в сферу незаконного систематического потребления наркотиков вовлекаются преимущественно подростки и юноши мужского пола. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10: 1. Смерть от передозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к нарастанию диспропорции в соотношении полов [42, с.74]. Из проблемы сугубо медицинской наркомания превратилась в проблему общенационального масштаба, постепенно приобретая статус угрозы для безопасности страны, что является политическим аспектом наркотизации. Сверхзадача профилактики наркотизации - демонтировать наркотизацию общества как самовоспроизводящуюся систему. Наркомания относится к глобальным проблемам современности, то есть проблемам, влияющим на весь мир в целом, на развитие общества и Человека, поэтому необходимо выделить конкретные причины, факторы наркотизации молодежи.
Рисунок 2 - Наркотизация общества как самовоспроизводящаяся система Распространение наркомании связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, не является определяющей. Анализ научной литературы показал многообразие точек зрения и подходов к данному вопросу. Если обобщить причины распространения наркомании, то получиться следующий список: подражание взрослым, специфика социализации и поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере; стресс, внушаемость, любопытство, педагогическая запущенность, последствия травм; экономические причины, несовершенство законодательства, традиции употребления легальных наркотиков (табак, пиво, алкогольные напитки); семейные проблемы, наследственность, психопатологии, неполная семья, деструктивная семья и т.д.; особенности характера, такие как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.; личностные особенности, потребность в признании, подавленность душевных переживаний, психологическая защита, стиль поведения и мышления. Обобщив и классифицировав перечисленные причины, можно выделить совокупность факторов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Таким образом, факторы наркотизации можно условно разделить, как показано на рисунке 3, на объективные и субъективные. Внутри объективных причин выделяют макропричины и микропричины. Субъективные разделяются на индивидуально-биологические, индивидуально-психологические и личностно-психологические. Рисунок 3 - Классификация факторов наркотизации Объективные факторы не зависят от человека, это объективно существующие условия, влиять на которые человек практически не может. К ним относят социально-экономическое состояние общества, традиции, рекламу, климат в семье и школе и т.д. Макропричины - это условия, существующие в обществе в целом, а микропричины - это условия внутри той социальной группы, в которой находится субъект [43]. К объективным макропричинам относятся - экономическое (социальное) неблагополучие, неблагоприятное окружение и общественная необустроенность, противоречия и несогласованность в законодательстве, доступность алкоголя и наркотиков, реклама. Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых являются безработными, больше подвержены риску быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками. С другой стороны, также высок шанс наркотизации у молодежи из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность в отношениях между родителями и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может отразиться на психологическом состоянии молодого человека. Наркотизации молодежи способствует неблагоприятное соседство и общественная необустроенность, а также положение с исполнением федеративного и местного законодательства. Негативное отношение к законам и законодательной власти способствует возникновению опасности игнорирования законов как выражение протеста против существующей политической и экономической ситуации в стране. Также важно, что изменения в законодательстве не всегда становятся известны обывателю, и незнание этих изменений может поставить человека вне закона. Доступность наркотиков также объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. Соседство с ночными клубами, ресторанами, кафе и другими местами с пониженным контролем над распространения наркотиков увеличивает вероятность их употребления. Реклама принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которой практически невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный молодой человек, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях с окружающими людьми. Таким образом, объективные макропричины наркотизации практически не поддаются изменению, поэтому необходим контроль со стороны социальных и правоохранительных органов, сотрудничество с образовательными учреждениями, которые имеют больше возможностей общения с молодёжью, а значит, больше возможностей профилактической работы. К объективным микропричинам относятся - частые перемены места жительства, семейная предрасположенность, непоследовательность в воспитании, протестное поведение молодых людей, общение с употребляющими наркотики сверстниками. Частые перемены места жительства в случае пониженной адаптационной способности повышают риск возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Этот фактор будет усугубляться, если молодой человек общается со сверстниками, употребляющими наркотики. Такое общение является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность наркотизации. Кроме того, переоценка ценностей в молодом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков, а также в протестном поведении. Период обострения протеста против существующих в обществе моральных норм, принципов и стереотипов зачастую подталкивает молодых людей выбрать такую форму протеста, как употребление наркотиков. Мифы о наркотиках и наркоманах, существующие в сознании молодежи, разрушить очень сложно и порой практически невозможно. В этом случае эффективной может стать работа в семье, групповая работа, направленная на обсуждение с молодыми людьми этих мифов и выработку у них сознательного, критичного отношения к наркотиками и наркоманам [44, с.35-37]. К субъективным индивидуально биологическим факторам относится наследственность в отношении психических заболеваний. Большое значение для формирования девиантного поведения оказывают органические поражения головного мозга, которые являются предпосылками и обуславливают индивидуально-психологические и личностно психологические причины наркотизации. Сниженная способность индивида переносить физические и психологические нагрузки, противостоять стрессу и негативным влияниям окружающей среды отражается на адаптационных возможностях человека, вследствие чего формируется девиация. Индивидуально-психологические причины - это особенности эмоционально - волевой сферы, обуславливающей возникновение и развитие девиаций. Зарубежные исследователи в качестве мотивов употребления молодежью наркотиков приводят: "влияние приятеля", "потребность в изменении своего состояния", "желание уйти с помощью наркотиков от решения жизненных проблем, снять эмоциональный дискомфорт". Ряд авторов отмечают низкий общеобразовательный и культурный уровень, недостаточное развитие духовных аспектов личностей наркоманов [45, с.101]. В работах отечественных ученых, посвященных изучению мотивов употребления наркотиков, упоминается о внутригрупповой конформности - желании "не отстать" от сверстников, о поиске необычных ощущений и переживаний, о "скуке" [46, с.132]. Личностно - психологические причины - это особенности личности, яркая выраженность которых может усилить действие других факторов. Ряд авторов отмечает, что степень риска возникновения наркомании зависит от акцентуаций характера молодого человека. Белогуров С.Б. установил, что наркомания формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному удовлетворению своих претензий в сочетании со способностью к длительной и целенаправленной деятельности, раздражительностью, подражанию и лжи. Это обстоятельство приводит с снижению социальной адаптации и способствует формированию асоциальных форм поведения, в том числе употреблению наркотиков [47, с.45-46]. Однако большинство авторов поддерживают вывод, сделанный И.Н. Пятницкой, которая считает, что искать в личности молодого человека некую специфическую предрасположенность к наркомании - ошибочно [48, с.123]. Таким образом, обобщив результаты исследований, можно определить факторы молодежной наркотизации как совокупность внутренних и внешних условий, влияющих на формирование у молодого человека предрасположенности к употреблению наркотиков: низкая срессоустойчивость, любопытство, последствия травм, заболеваний, педагогическая запущенность и отсутствие навыков конструктивного решения проблем и конфликтов. То есть в действиях молодого человека невозможно найти одну единственную причину, один мотив, один специфический смысл. Существует огромное количество предпосылок, которые вынуждают личность принимать самостоятельные ответственные решения. При таких условиях только многоплановая профилактика наркотизации будет являться надежным фактором наркоустойчивости молодежи. 1.2 Основные подходы к профилактике наркотизации молодежиВ настоящее время стратегия организации профилактики наркотизации базируется на системном, этапном и межведомственном подходах, которые направлены на развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-образовательное направление. [49, с.118]Становится очевидным, что профилактика имеет целью усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления, и уменьшить факторы риска употребления наркотиков. Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления наркотиков конкретным человеком. В процессе жизни на индивида воздействует совокупное число, как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием зависимости от наркотиков.В мире существуют отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы.Первичная профилактика зависимости от наркотиков имеет целью предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой, ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи и стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.Вторичная профилактика зависимости от наркотиков является избирательной, ориентирована на лиц, пробовавших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии появляется в тех случаях, когда заболевание может возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.Третичная профилактика зависимости от наркотиков является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингент больных, зависимых от наркотиков. Третичная профилактика типа “А” направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления наркотиками больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа “Б” (именуемая так же четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять наркотики [50, с.40-41].Разработка и апробация различных программ профилактики зависимости от наркотиков среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением в США, Австралии, Западной Европе, а в последние годы - и в России. Однако формирование эффективных профилактических стратегий проходит с большими трудностями. Многие авторы обзоров действующих профилактических программ приходят к заключению о том, что результаты их внедрения не являются оптимистичными. Это объясняется несколькими причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моделей; отсутствием достаточного количества апробированных техник; неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.Основными принципами профилактической деятельности являются:комплексность (согласованное взаимодействие заинтересованных органов и учреждений);дифференцированность (определение целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста субъектов профилактики и степени вовлеченности в наркогенную ситуацию);аксиологичность (формирование представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., как ориентиров и регуляторов поведения);многоаспектность (сочетание социального, психологического и образовательного аспектов);этапность (соблюдение определённых последовательных этапов в реализации профилактики);легитимность (правовая база антинаркотической деятельности).В настоящее время существует многообразие подходов к профилактике наркомании.Наиболее распространенный профилактический подход основан на распространении информации о наркотиках, который сводится к изложению фактов об опасности потребления табака, алкоголя, наркотиков и о социальных, правовых, медицинских последствиях злоупотребления ими.Программы, основывающиеся на данном подходе, содержат информацию о признаках употребления наркотиков, их, фармакологии, описывают этапность развития зависимости от наркотиков.Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за употребление наркотиков либо их распространение. Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье. В необходимых случаях к занятиям с учащимися могут привлекаться бывшие больные с зависимостью от наркотиков, рассказывающие о негативных последствиях злоупотребления, основываясь на собственном опыте.Концептуальная основа данного подхода - познавательная (когнитивная) модель употребления наркотиков. Согласно этой модели человек принимает более или менее осознанное решение, употреблять наркотик или нет. Если он употребляет наркотики, то делает это в результате того, что не осознает побочных последствий употребления.Обучающие профилактические программы ориентированы на познавательные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.Существуют три различных варианта информационного подхода:предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании;стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой - предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков;предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных [51, с.54].В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркотиков. Большинство этих программ не включает в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, они недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны.В информационной модели профилактики часто использует фотографии и плакаты, где изображены физические дефекты человека, принимающего наркотики, а также включающие атрибуты образа жизни наркомана (сигареты, иглы, шприцы и т.д.). Однако если профилактику в соответствии с информационной моделью осуществляет человек не компетентный, то информация становится рекламой наркотического вещества и эффектов его действия [52, с.56].В настоящее время информационная модель профилактики в чистом виде используется редко, в основном для родителей и учительских коллективов.Подход, основанный на эмоциональном обучении, концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять собственными эмоциями. Он базируется на убеждении, что:зависимость от наркотиков чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска (низкая самооценка, слаборазвитые навыки принятия решений и т.д.);риск употребления наркотиков может быть снижен путем развития эмоциональной сферы.В рамках этой концепции целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений.Недостатками данного подхода являются односторонность, ограниченность в определении причины возникновения наркомании (неполноценности эмоциональной сферы) и использование малоэффективных методов достижения поставленных целей (например, эмоциональные игры). Оценка специалистами эффективности данного подхода свидетельствует о разочаровывающих результатах. Основная часть данной модели стала центральным компонентом развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.Подход социального влияния подчеркивает важность социальных и психологических факторов в развитии зависимости. По мнению разработчиков данного подхода, начало курения табака, употребления алкоголя и наркотиков провоцируется как средствами массовой информации, так и сверстниками, употребляющими наркотики и являющимися своеобразным эталоном, ролевой моделью для детей и подростков, не употребляющих наркотики. В качестве профилактической меры авторы подхода предлагают проводить “психологическую прививку”, позволяющую молодежи осознать социальное давление, способствующее началу употребления, исправить неточные представления о касающихся потребления социальных нормах. Под “психологической прививкой" понимается обучение молодежи умению противостоять давлению сверстников и средств массовой информации, способствующих началу употребления наркотиков.Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, подталкивающие к вовлечению в употребление наркотиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Данный подход базируется на теории социального научения, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих и его последствий (родители, другие родственники и т.д.). Важным фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий, направленных на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление.Разработанные в рамках этого подхода программы профилактики основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению; “прививки" против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако, не существует единой, стройной системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков. Преимущественными способами в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, психологические техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или отодвигая начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, предотвращение либо оттягивание начала наркотизации.В рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как научение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к предложениям попробовать наркотики.Программы, базирующиеся на данном подходе, направлены на усвоение адаптивных способов совладания со стрессом через обучение здоровому поведению, на формирование способности и возможности осуществлять оценку проблемной ситуации, сформировать позитивной Я - концепции, развитие коммуникативных навыков, предупреждение инициации употребления наркотиков, порседством обеспечения готовности молодежи сказать осознанное "нет". Программы этого типа можно назвать социально - воздействующими. При их разработке исходят из необходимости развивать у молодежи умение идентифицировать неблагоприятное социальное влияние и навыки противостоять этому влиянию. В социальном влиянии можно выделить четыре компонента:информация о негативных социальных эффектах и физиологических следствиях;сведения о потворствующих употреблению наркотиков сверстников, родителей и средствах массовой информации;коррекция преувеличенных представлений о распространении наркотизма среди молодежи;тренировку, ролевые игры, практику в способах преодоления [53, с.96].Представители досугового (альтернативного) подхода считают, что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности. Для этого необходимо развивать такие социальные программы, в которых молодежь могла бы реализовывать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска употребления наркотических средств и других форм отклоняющегося поведения.Основная идея подхода, основанного на формировании здорового образа жизни, заключается в формировании здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности.Однако разработчики программ, указывающих на необходимость формирования здорового образа жизни, не указывают на критерии его сформированности. Также в настоящее время более или менее четко определены критерии физического здоровья человека, чего нельзя сказать о психическом и социальном здоровье.Интегративный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), использующихся при реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.Каждый из подходов имеет свои возможности и ограничения. Анализ изученных подходов и программ показывает, что профилактика в основном связывается с термином "формирование". Предполагается изначальное отсутствие в личности молодого человека каких-то качеств, навыков, жизненных ориентаций. При этом совсем не уделяется внимания внутреннему миру личности, его ценностям и потребностям. Во всех программах, как правило, отсутствуют критерии эффективности профилактического воздействия.Таким образом, анализ современных подходов к профилактике потребления наркотиков молодежью показывает их недостаточную эффективность в современных условиях. Необходима разработка новых концептуальных основ профилактики зависимости от наркотиков. Решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе - преодолевать искушение наркотизации.1.3 Управленческий аспект профилактики наркотизацииМетодология предупреждения наркотизации должна быть разработана с учётом реальных существующих местных условий, и, одновременно отвечать условиям универсальности - конечной целью разработки подобной методологии является социальная технология профилактики наркотизации, приводящая к улучшению наркотической ситуации (в стране или конкретном регионе).Потребность в социальных технологиях возникает тогда, когда появляется необходимость управлять социальными процессами (латентным процессом распространения наркотизации, управлять профилактическими программами), а также выбирать и использовать наиболее рациональные с точки зрения эффективности действия. Социальная технология это стандартизация массовой деятельности, дающая возможность оптимизировать соотношение "ресурсы - эффект" [54, с.102-103]. Социальная технология представляет собой совокупность средств, позволяющих диагностировать социальный процесс или явление (в нашем случае это мониторинг распространения наркотизации среди молодёжи), скорректировать поведение социального объекта, выработать механизмы разрешения существующих противоречий, определить алгоритм решения социальной задачи. Социальная технология позволяет расчленить процесс на элементарные процедуры и операции с последующей их координацией и синхронизацией. Исходным этапом является социальное проектирование - это формирование образа будущего объекта и вычисление принципиальной возможности его достижения. Социальная технология определяет способы его достижения, а социально-инженерная деятельность трансформирует социально-научное знание непосредственно в практическую, преобразующую деятельность. Объектом такой деятельности являются те состояния общественных явлений и процессов, которые планируется достичь.По направленности деятельности, характеру воздействия на социальные системы, обычно выделяют четыре типа социальных технологий:технологии формирования социальных систем (формирующие технологии).функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов, задающие определённые границы социальных процессов (сдерживающие технологии).технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем (стимулирующие технологии).технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, направленные на подрыв и устранение негативных процессов (деструктивные технологии). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |