рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Разработка системы мер по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районе рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Разработка системы мер по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районе

Разработка системы мер по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районе

Содержание

  • Введение
    • 1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы наркотизации в современном обществе
    • 1.1 Наркомания как социальная проблема
    • 1.2 Основные подходы к профилактике наркотизации молодежи
    • 1.3 Управленческий аспект профилактики наркотизации
    • 2. Анализ результатов профилактики наркотизации молодежи Нижнекамского муниципального района
    • 2.1 Реализация управленческих решений по профилактике наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе
    • 2.2 Профилактика наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе в оценках молодежи
    • 3. Пути решения проблем наркотизации в современном обществе
    • 3.1 Зарубежный опыт решения проблем наркотизации на примере Швеции
    • 3.2 Программа по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районе
    • 4. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
    • 4.1 Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
    • 4.2 Математическое и статистическое обоснование выпускной квалификационной работы
    • 4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
    • 4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
    • 4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
    • Заключение
    • Ссылки на использованные источники
    • Приложение
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время употребление наркотических средств приобрело характер глобальной проблемы. Распространение наркотизма как социального феномена, состоящего в массовом немедицинском потреблении наркотиков, несет в себе угрозы уголовного преследования и стигматизации молодых людей, разрушения их духовного и физического здоровья. Этот процесс подрывает моральные устои общества.

Носителями проблемы являются не только больные наркоманией, но и те, кто имеет опыт разовых, эпизодических проб наркотиков и психотропных веществ. В большинстве своем наркопотребители не идут дальше разовых и эпизодических экспериментов с наркотиками и со временем самостоятельно или под влиянием внешних обстоятельств отказываются от них. Однако эта большая часть молодежи, включенной в наркотизацию, фактически остается вне сферы внимания со стороны институтов социализации и социального контроля. Широко распространенные правоприменительная и медицинская практики обычно направлены против наркомании, а не наркотизма.

Известны лишь самые общие социальные координаты этой неблагополучной молодежной среды. Массовое потребление наркотиков активно формирует в целом терпимое к ним отношение, укрепляет субкультурные нормы соответствующего образа жизни [1, с.45].

Масштаб наркопотребления и темпы его роста в России позволяют констатировать: наркотизация становится одной из главных проблем страны, ставящей под вопрос само будущее общества. Следствия наркотизации ощущаются во всех сферах общественной жизни. Причем эти следствия имеют как непосредственно медицинский, так и социальный, правовой и экономический характер.

Практически все, кто, так или иначе, соприкасается с проблемой наркотизации общества, затрагивают вопрос о возможном развитии ситуации.

Однозначного инструментария для подобного расчета в мире не существует. Однако это не означает, что исследования такого рода вообще невозможны. Практика демонстрирует целый ряд попыток, которые, во-первых, дают как минимум частичные ответы на некоторые из вопросов, а во-вторых, свидетельствуют о теоретической возможности создания подобного инструментария.

На государственном уровне уже предприняты меры к формированию полноценной комплексной антинаркотической работы. К ней подключаются традиционные и вновь созданные общественные институты. Средства массовой информации вроде бы не забывают тему наркотизации и сделали качественный шаг от простой констатации фактов к анализу и осмыслению темы.

Особое место в контексте проблем распространения наркомании занимает молодежный наркотизм. Фиксируется уменьшение возраста приобщения к наркотикам. Наркотизация поражает молодых, в своем росте распространяется в первую очередь в направлении молодежных групп. Особенностью является негативная динамика распространения молодежного наркотизма, придающая наркотикам статус социально-культурного явления с формированием особой субкультуры.

В итоге за счет увеличения числа молодых дегустаторов с опытом периодических наркопроб существенно расширяется социальная база наркотизма и наркомании, придавая проблеме эпидемиологическую окраску, особенно в ряде регионов страны.

Не является благополучной наркоситуация и в Татарстане. За последние 5 лет количество потребителей наркотиков в Республике Татарстан возросло в 4 раза и при сохраняющейся тенденции роста числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, их количество может превысить уровень 200 тыс. человек. Таким образом, под угрозой оказывается фактически все новое поколение республики. Наркотики становятся определенной ценностью, непременным атрибутом досуга молодежи [2]. Несмотря на стремительный рост регистрируемой наркопреступности и заболеваемости наркоманией, в республике длительное время не предпринимались социологические опросы населения для оценки реальных масштабов, структуры и динамики феномена, факторов его развития.

Причины массовой наркотизации неоднозначны (сложная социально-экономическая ситуация, которая привела к дезорганизации общественной жизни и ослаблению механизмов социального контроля, изменение норм и ценностей современного социума). За последнее десятилетие сложились новые стратегии реагирования на наркотизацию населения (предложения по легализации некоторых видов "легких" наркотиков, введение репрессивных мер за распространение наркотических и психотропных веществ, что вызвало рассогласованность в социальных программах и практиках по предупреждению наркотизации молодежи) [3, с.98].

Разнонаправленность социального контроля за наркотизмом связана с тем, что в обществе не выработана единообразная модель борьбы с ним. Принимаемые правовые нормы способствуют смягчению формального контроля за наркотизмом, ориентируются на западные практики контроля, в связи с чем не исключен переход от репрессивной стратегии социально-правового реагирования на наркотизм к либеральной, что в сложившейся наркоситуации нецелесообразно, так как нормы развитых стран не адекватны целям трансформирующегося российского общества. Не в полной мере используются превентивные практики, ориентированные на изменение ценностных ориентаций молодежи, на формирование культуры здорового образа жизни и твердый отказ от первой пробы, на реализацию мероприятий по минимизации вреда.

Существующая система наркологической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками не получили распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

Сложность реализации социального контроля за наркотизацией населения усиливает актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности темы. Изучение наркотизма как социальной проблемы осуществляют как зарубежные, так и российские специалисты. Отечественные исследования ведутся с 1920-х гг. Наркотизм в различных аспектах изучался, но результаты исследований не публиковались в открытой печати. В это время большой вклад в исследование наркомании внес А.А. Габиани, обозначивший ее социально-демографические координаты [4, с.12].

С 1990-х гг., с ростом численности наркозависимых в России и отменой идеологической цензуры исследований, наркотизм начал активно изучаться на стыке наук - социологии, психологии, педагогики, медицины, юридических наук. В этот период опубликован ряд крупных исследований (А.Л. Арефьев, В.Т. Лисовский, Е.Л. Омельченко, Е.В. Реутов, Ф.Э. Шереги, О.Ю. Штакельберг) [5,6,7,8].

Социологический и социально-психологический анализ молодежи как социальной общности, социально-демографической группы представлен в работах И.С. Кон, В.Т. Лисовского, О.И. Карпухина [9,10,11].

Наркотизацию молодежи, как свидетельство того, что реакция общества и государства на эту сложную проблемы не вполне адекватна сложившейся социальной ситуации рассматривают Э. Шура, Я.И. Гилинский, Л.Е. Кесельман и др. [12,13].

В связи с обострением криминогенной ситуации в постсоветский период, с распространением незаконного оборота наркотических средств, наркотизм в настоящее время анализируется как форма социальной девиации, а социальный контроль за наркотизмом как форма девиантных практик антинаркотической политики (А. Кудрявцев, Н. Сартаева, Б.П., Дьяченко, Е.М. Щербакова) [14,15,16,17].

Ряд исследований посвящен анализу роли различных социальных институтов в антинаркотической социализации подростков: молодежных субкультур (Е.А. Иванова, И.Н. Пятницкая, А.Н. Гаранский, А.Г. Макеева) [18, 19, 20,21].

Региональные особенности распространения наркотизма нашли отражение в работах татарстанских исследователей Т.Г. Исламшиной, М.Ю. Несмеловой, Ю.Ю. Комлева, Р.Г. Садыковой, А.Л. Салагаева [22,23,24,25,26]. Различные аспекты молодежного наркотизма были выявлены в рамках исследовательских проектов "Социальные координаты наркотизма в Татарстане" и "Мониторинг наркоситуации в Татарстане" [27].

Несмотря на увеличившееся в постсоветский период количество исследований, прогрессирующая социальная проблема наркотизма, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно.

Объект и предмет ВКР. Объектом исследования является профилактика наркотизации молодежи муниципального образования.

Предмет исследования - система мер по профилактике наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе.

Цель и задачи ВКР. Цель: на основе теоретического анализа и анализа проблем наркотизации молодежи предложить рекомендации по совершенствованию системы мер по профилактике наркотизации молодежи муниципального образования

Задачи ВКР:

рассмотреть теоретические и методологические основы изучения проблемы наркотизации в современном обществе;

выявить систему мер по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районе;

определить мнение молодежи о проблеме наркомании и мерах по профилактике наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе;

предложить пути повышения эффективности мер по профилактике наркотизации молодежи Нижнекамского муниципального района.

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные положения социологии, в рамках которых анализируется деятельность различных социальных институтов, осуществляющих контроль над процессом наркотизации населения, исследуются утверждения, выдвигаемые общественностью в отношении социальной проблемы наркотизма.

Системный и комплексный подходы как традиционные подходы к исследованию социальных проблем позволили выявить влияющие на наркотизацию факторы и установить их взаимосвязь, определить основные принципы организации антинаркотической деятельности в муниципальном образовании.

Исследование наркотизма базируется также на структурно-функциональном подходе, согласно которому возникновение социальной проблемы наркотизма обусловлено трансформацией социальной системы, ослаблением мер социального контроля, изменением социальных норм, ценностей, социальных ролей.

Для решения задач теоретического уровня применялись общенаучные методы познания: методы логического, сравнительного анализа, методы анкетирования, анализ научных источников по проблеме наркотизации населения.

Эмпирическая база выпускной квалификационной работы. Эмпирическую базу ВКР составили:

материалы собственного исследования молодежи;

данные вторичного социологического анализа официальной статистики по Республике Татарстан и другим российским регионам;

результаты вторичного анализа материалов социологических исследований "Наркотизм в Татарстане: результаты эмпирического исследования" (центр профилактики наркотизации при Кабинете министров РТ), "Государственное администрирование, гражданская инициатива или коммерческое предприятие? Пути и механизмы включения новых антинаркотических практик в региональную социальную политику" (научно-исследовательский центр "Регион", г. Ульяновск) [28,29,30].

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что определены основные направления профилактики наркотизации молодежи Нижнекамского муниципального района. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию антинаркотической деятельности в молодежной среде.

Полученные результаты могут быть также использованы при составлении антинаркотических профилактических программ, в деятельности правоохранительных органов разных уровней, в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих социальный контроль за наркотизмом, при реализации государственных и негосударственных антинаркотических проектов, в разработке курсов по социологии семьи, социологии молодежи, социологии девиантного поведения, теории организации.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические и методологические основы изучения проблемы наркотизации в современном обществе. Во втором разделе анализируются проблемы наркотизации молодежи Нижнекамского муниципального района. В третьем разделе предлагаются пути решения проблем наркотизации на основе опыта зарубежных стран. В четвёртом разделе содержится программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, включая экономическое, статистическое, нормативно-правовое и социологическое обеспечение.

1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы наркотизации в современном обществе

1.1 Наркомания как социальная проблема

Об употреблении людьми различных веществ, изменяющих поведение, известно с глубокой древности. Право употребления наркотиков имели только вожди племен, шаманы, жрецы. Для простых смертных на эти средства было наложено табу, а их рецепты хранились в строгом секрете. Таким образом, привилегированным классам удавалось оградить народ от самоуничтожения. Массовое употребление наркотиков в Европе началось в девятнадцатом веке, а в двадцатом столетии интерес к средствам, способным изменять состояние психики сильно возрос.

В настоящее время наркомания стала социальной проблемой, негативно влияющей на личную и общественную жизнь людей. Однако если 7-10 лет назад наркомания вызывала в общественном сознании страх и агрессию, то в последнее время отмечается более толерантное отношение к наркомании и наркоманам. Наркомания стала настолько распространенным явлением, что каждый человек, прямо или косвенно, вынужден встречаться с ней в своём ближайшем окружении [31, с.27].

Понятие "наркомания" обозначает болезненное влечение к наркотикам, постепенно приводящее к глубокому истощению физических и психических функций [32].

В структуре наркомании выделяют основные составляющие, которые проявляются в ходе развития болезни:

синдром психической зависимости. Наркотик становится важнейшим условием комфортного контакта человека с жизнью, собой, другими людьми;

синдром физической зависимости. Постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме;

синдром измененной реактивности организма к действию наркотика. Важнейшую роль в структуре данного синдрома играет терпимость, переносимость. Её возрастание относят к стрежневым симптомам наркомании. [33, с.29-30]

Помимо понятия "наркомания" в литературе часто встречаются такие понятия, как "наркотизм", "наркотизация".

Понятие "наркотизм" появилось в 70-е годы XX века в нашей стране. Оно было сформулировано для обозначения негативного социального явления и использовалось в противовес понятию "наркомания", которое служило для сугубо медицинского обозначения заболевания. Тогда наркотизм определяли как негативное социальное явление, обусловленное неблагоприятными условиями внешней среды и антиобщественной ориентацией личности, которое выражается в незаконном умышленном потреблении наркотических веществ, причиняющем вред здоровью человека и представляющем опасность для общества [34, с.24].

Последующая эволюция понятия "наркотизм" привела к тому, что оно стало определять явление, связанное с потреблением наркотиков как общественно опасное явление, выражающееся в незаконном потреблении и иных незаконных действиях с наркотическими веществами, над которыми установлен специальный международно-правовой и внутригосударственный контроль [35, с.16].

На современном этапе наркотизм определяется как социальный феномен, выражающийся в относительно распространенном, статистически устойчивом потреблении частью населения наркотических (или иных токсических, психотропных средств), влекущем определенные медицинские и социальные последствия. В девиантологии наркотизм рассматривается как одна из форм отклоняющегося поведения [36, с.31].

В научной литературе понятия "наркомания" с выраженным медицинским аспектом и "наркотизм", обозначающее антиобщественное явление, находящееся под запретом закона, взаимосвязаны. Отождествление понятий "наркотизм" и "наркомания" не всегда оправдано, поскольку "наркотизм" более широкое понятие, которое включает в себя не только медицинские (биологически), но и социальные и правовые аспекты. Наркомания - термин в большей степени медицинский, чем социологический. Наркомания и как болезненное пристрастие к наркотикам, и как единичное употребление является основой наркотизма - негативного социального явления, заключающегося в различных операциях с наркотиками.

Как социальное явление наркотизм характеризуется следующими показателями: распространенность наркопотребления, структура и способы употребления наркотических средств, социально-демографический состав потребителей наркотиков, формы социального контроля [37].

Наркоманию можно рассматривать как социально "заразное" заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Изолированное существование наркомана в среде невозможно.

Таким образом, массовое распространение немедицинского наркопотребления, в который вовлечены и потребители наркотиков, и их социальное окружение является процессом наркотизации [38].

Понятие "наркотизация" намного шире, чем понятие "наркомания" поскольку включает в себя все группы молодежи, прямо или опосредованно связанные с данным контекстом. Это и те, кто имеет собственный опыт употребления (наркодебют, разовые пробы, экспериментирование, переход к тяжелым наркотикам, отказ от употребления, возврат и др.), те, кто не имеет собственного опыта употребления (сознательный отказ), но оказываются включенными в культурно-символическое пространство наркотизации - профилактические мероприятия, акции, молодежные культурные сцены, насыщенные наркотиками (медиапроекты, символика, сленг), а также те, кто оказывается невольно вовлеченными в данный контекст: друзья или родственники тех, кто имеет наркоопыт. Острота проблемы наркотизации связана не столько с ростом наркозависимых сколько с расширением социального и культурного пространства наркотизации, постепенной легитимацией присутствия наркотиков в повседневных молодежных практиках.

Наркомания

Наркотизация

Основывается на психологической зависимости

Рост масштабов и пространства эпидемическими темпами

Основывается на пронаркотическом мировосприятии

Вызывает созависимость близких, семьи

Вызывает зависимость общества от социального поведения наркопотребителей

Рисунок 1 - Соотношение понятий "наркомания" и "наркотизация"

Атрибутом молодежных досуговых мероприятий являются наркотики, которые становятся неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в молодежной среде.

Одно из первых определений понятию "молодежь" в отечественной социологии трактовало её как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные профессиональные культурные и другие социальные функции [39, с.34]. В дальнейшем более детализированное определение стало основным в отечественной социологии, которое трактовало молодежи как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения [40, с.89].

Наркотизация молодежи явление многоаспектное, то есть имеющее свое значение для различных сфер жизни общества.

Экономический аспект наркотизации заключается в том, что государство затрачивает на медицинское обслуживание наркоманов значительные средства, отвлекая тем самым, часть средств от решения других проблем здравоохранения. С другой стороны, затраты на оплату лечения наркомана в частных наркологических центрах столь значительны, что это неизбежно приводит к снижению жизненного уровня их семей, составляющих значительную часть населения.

Развитие наркотической зависимости приводит к разрушению трудовой мотивации и трудового поведения в целом. Таким образом, из сферы материального и духовного производства происходит отток рабочей силы. Наркоманы составляют сегодня огромную, ничего не производящую, а только лишь потребляющую часть населения.

Поскольку интенсивное употребление наркотиков практически несовместимо ни с работой, ни с учебой, распространение наркомании среди молодежи приводит как к снижению общего интеллектуального потенциала страны, так и к "обеднению" трудовых ресурсов [41, с.17].

Демографический аспект наркотизации заключается в том, что в сферу незаконного систематического потребления наркотиков вовлекаются преимущественно подростки и юноши мужского пола. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10:

1. Смерть от передозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к нарастанию диспропорции в соотношении полов [42, с.74].

Из проблемы сугубо медицинской наркомания превратилась в проблему общенационального масштаба, постепенно приобретая статус угрозы для безопасности страны, что является политическим аспектом наркотизации.

Сверхзадача профилактики наркотизации - демонтировать наркотизацию общества как самовоспроизводящуюся систему.

Наркомания относится к глобальным проблемам современности, то есть проблемам, влияющим на весь мир в целом, на развитие общества и Человека, поэтому необходимо выделить конкретные причины, факторы наркотизации молодежи.

Наркопотребление

Наркобизнес

Наркотизация общества

Последствия наркотизации (правовые, социальные, медицинские, экономические и т.д.)

Рисунок 2 - Наркотизация общества как самовоспроизводящаяся система

Распространение наркомании связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, не является определяющей. Анализ научной литературы показал многообразие точек зрения и подходов к данному вопросу.

Если обобщить причины распространения наркомании, то получиться следующий список:

подражание взрослым, специфика социализации и поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере;

стресс, внушаемость, любопытство, педагогическая запущенность, последствия травм;

экономические причины, несовершенство законодательства, традиции употребления легальных наркотиков (табак, пиво, алкогольные напитки);

семейные проблемы, наследственность, психопатологии, неполная семья, деструктивная семья и т.д.;

особенности характера, такие как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.;

личностные особенности, потребность в признании, подавленность душевных переживаний, психологическая защита, стиль поведения и мышления.

Обобщив и классифицировав перечисленные причины, можно выделить совокупность факторов, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Таким образом, факторы наркотизации можно условно разделить, как показано на рисунке 3, на объективные и субъективные. Внутри объективных причин выделяют макропричины и микропричины.

Субъективные разделяются на индивидуально-биологические, индивидуально-психологические и личностно-психологические.

Рисунок 3 - Классификация факторов наркотизации

Объективные факторы не зависят от человека, это объективно существующие условия, влиять на которые человек практически не может. К ним относят социально-экономическое состояние общества, традиции, рекламу, климат в семье и школе и т.д. Макропричины - это условия, существующие в обществе в целом, а микропричины - это условия внутри той социальной группы, в которой находится субъект [43].

К объективным макропричинам относятся - экономическое (социальное) неблагополучие, неблагоприятное окружение и общественная необустроенность, противоречия и несогласованность в законодательстве, доступность алкоголя и наркотиков, реклама.

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых являются безработными, больше подвержены риску быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

С другой стороны, также высок шанс наркотизации у молодежи из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность в отношениях между родителями и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может отразиться на психологическом состоянии молодого человека.

Наркотизации молодежи способствует неблагоприятное соседство и общественная необустроенность, а также положение с исполнением федеративного и местного законодательства. Негативное отношение к законам и законодательной власти способствует возникновению опасности игнорирования законов как выражение протеста против существующей политической и экономической ситуации в стране. Также важно, что изменения в законодательстве не всегда становятся известны обывателю, и незнание этих изменений может поставить человека вне закона.

Доступность наркотиков также объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. Соседство с ночными клубами, ресторанами, кафе и другими местами с пониженным контролем над распространения наркотиков увеличивает вероятность их употребления.

Реклама принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которой практически невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный молодой человек, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях с окружающими людьми.

Таким образом, объективные макропричины наркотизации практически не поддаются изменению, поэтому необходим контроль со стороны социальных и правоохранительных органов, сотрудничество с образовательными учреждениями, которые имеют больше возможностей общения с молодёжью, а значит, больше возможностей профилактической работы.

К объективным микропричинам относятся - частые перемены места жительства, семейная предрасположенность, непоследовательность в воспитании, протестное поведение молодых людей, общение с употребляющими наркотики сверстниками.

Частые перемены места жительства в случае пониженной адаптационной способности повышают риск возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Этот фактор будет усугубляться, если молодой человек общается со сверстниками, употребляющими наркотики. Такое общение является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность наркотизации.

Кроме того, переоценка ценностей в молодом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков, а также в протестном поведении. Период обострения протеста против существующих в обществе моральных норм, принципов и стереотипов зачастую подталкивает молодых людей выбрать такую форму протеста, как употребление наркотиков.

Мифы о наркотиках и наркоманах, существующие в сознании молодежи, разрушить очень сложно и порой практически невозможно. В этом случае эффективной может стать работа в семье, групповая работа, направленная на обсуждение с молодыми людьми этих мифов и выработку у них сознательного, критичного отношения к наркотиками и наркоманам [44, с.35-37].

К субъективным индивидуально биологическим факторам относится наследственность в отношении психических заболеваний. Большое значение для формирования девиантного поведения оказывают органические поражения головного мозга, которые являются предпосылками и обуславливают индивидуально-психологические и личностно психологические причины наркотизации. Сниженная способность индивида переносить физические и психологические нагрузки, противостоять стрессу и негативным влияниям окружающей среды отражается на адаптационных возможностях человека, вследствие чего формируется девиация.

Индивидуально-психологические причины - это особенности эмоционально - волевой сферы, обуславливающей возникновение и развитие девиаций.

Зарубежные исследователи в качестве мотивов употребления молодежью наркотиков приводят: "влияние приятеля", "потребность в изменении своего состояния", "желание уйти с помощью наркотиков от решения жизненных проблем, снять эмоциональный дискомфорт". Ряд авторов отмечают низкий общеобразовательный и культурный уровень, недостаточное развитие духовных аспектов личностей наркоманов [45, с.101].

В работах отечественных ученых, посвященных изучению мотивов употребления наркотиков, упоминается о внутригрупповой конформности - желании "не отстать" от сверстников, о поиске необычных ощущений и переживаний, о "скуке" [46, с.132].

Личностно - психологические причины - это особенности личности, яркая выраженность которых может усилить действие других факторов. Ряд авторов отмечает, что степень риска возникновения наркомании зависит от акцентуаций характера молодого человека. Белогуров С.Б. установил, что наркомания формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному удовлетворению своих претензий в сочетании со способностью к длительной и целенаправленной деятельности, раздражительностью, подражанию и лжи. Это обстоятельство приводит с снижению социальной адаптации и способствует формированию асоциальных форм поведения, в том числе употреблению наркотиков [47, с.45-46].

Однако большинство авторов поддерживают вывод, сделанный И.Н. Пятницкой, которая считает, что искать в личности молодого человека некую специфическую предрасположенность к наркомании - ошибочно [48, с.123].

Таким образом, обобщив результаты исследований, можно определить факторы молодежной наркотизации как совокупность внутренних и внешних условий, влияющих на формирование у молодого человека предрасположенности к употреблению наркотиков: низкая срессоустойчивость, любопытство, последствия травм, заболеваний, педагогическая запущенность и отсутствие навыков конструктивного решения проблем и конфликтов. То есть в действиях молодого человека невозможно найти одну единственную причину, один мотив, один специфический смысл. Существует огромное количество предпосылок, которые вынуждают личность принимать самостоятельные ответственные решения. При таких условиях только многоплановая профилактика наркотизации будет являться надежным фактором наркоустойчивости молодежи.

1.2 Основные подходы к профилактике наркотизации молодежи

В настоящее время стратегия организации профилактики наркотизации базируется на системном, этапном и межведомственном подходах, которые направлены на развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-образовательное направление. [49, с.118]

Становится очевидным, что профилактика имеет целью усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления, и уменьшить факторы риска употребления наркотиков. Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления наркотиков конкретным человеком. В процессе жизни на индивида воздействует совокупное число, как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием зависимости от наркотиков.

В мире существуют отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы.

Первичная профилактика зависимости от наркотиков имеет целью предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой, ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи и стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика зависимости от наркотиков является избирательной, ориентирована на лиц, пробовавших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии появляется в тех случаях, когда заболевание может возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика зависимости от наркотиков является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингент больных, зависимых от наркотиков. Третичная профилактика типа “А” направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления наркотиками больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа “Б” (именуемая так же четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять наркотики [50, с.40-41].

Разработка и апробация различных программ профилактики зависимости от наркотиков среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением в США, Австралии, Западной Европе, а в последние годы - и в России. Однако формирование эффективных профилактических стратегий проходит с большими трудностями. Многие авторы обзоров действующих профилактических программ приходят к заключению о том, что результаты их внедрения не являются оптимистичными. Это объясняется несколькими причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моделей; отсутствием достаточного количества апробированных техник; неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.

Основными принципами профилактической деятельности являются:

комплексность (согласованное взаимодействие заинтересованных органов и учреждений);

дифференцированность (определение целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста субъектов профилактики и степени вовлеченности в наркогенную ситуацию);

аксиологичность (формирование представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., как ориентиров и регуляторов поведения);

многоаспектность (сочетание социального, психологического и образовательного аспектов);

этапность (соблюдение определённых последовательных этапов в реализации профилактики);

легитимность (правовая база антинаркотической деятельности).

В настоящее время существует многообразие подходов к профилактике наркомании.

Наиболее распространенный профилактический подход основан на распространении информации о наркотиках, который сводится к изложению фактов об опасности потребления табака, алкоголя, наркотиков и о социальных, правовых, медицинских последствиях злоупотребления ими.

Программы, основывающиеся на данном подходе, содержат информацию о признаках употребления наркотиков, их, фармакологии, описывают этапность развития зависимости от наркотиков.

Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за употребление наркотиков либо их распространение. Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье. В необходимых случаях к занятиям с учащимися могут привлекаться бывшие больные с зависимостью от наркотиков, рассказывающие о негативных последствиях злоупотребления, основываясь на собственном опыте.

Концептуальная основа данного подхода - познавательная (когнитивная) модель употребления наркотиков. Согласно этой модели человек принимает более или менее осознанное решение, употреблять наркотик или нет. Если он употребляет наркотики, то делает это в результате того, что не осознает побочных последствий употребления.

Обучающие профилактические программы ориентированы на познавательные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.

Существуют три различных варианта информационного подхода:

предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании;

стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой - предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков;

предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных [51, с.54].

В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркотиков. Большинство этих программ не включает в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, они недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны.

В информационной модели профилактики часто использует фотографии и плакаты, где изображены физические дефекты человека, принимающего наркотики, а также включающие атрибуты образа жизни наркомана (сигареты, иглы, шприцы и т.д.). Однако если профилактику в соответствии с информационной моделью осуществляет человек не компетентный, то информация становится рекламой наркотического вещества и эффектов его действия [52, с.56].

В настоящее время информационная модель профилактики в чистом виде используется редко, в основном для родителей и учительских коллективов.

Подход, основанный на эмоциональном обучении, концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять собственными эмоциями. Он базируется на убеждении, что:

зависимость от наркотиков чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска (низкая самооценка, слаборазвитые навыки принятия решений и т.д.);

риск употребления наркотиков может быть снижен путем развития эмоциональной сферы.

В рамках этой концепции целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений.

Недостатками данного подхода являются односторонность, ограниченность в определении причины возникновения наркомании (неполноценности эмоциональной сферы) и использование малоэффективных методов достижения поставленных целей (например, эмоциональные игры). Оценка специалистами эффективности данного подхода свидетельствует о разочаровывающих результатах. Основная часть данной модели стала центральным компонентом развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.

Подход социального влияния подчеркивает важность социальных и психологических факторов в развитии зависимости. По мнению разработчиков данного подхода, начало курения табака, употребления алкоголя и наркотиков провоцируется как средствами массовой информации, так и сверстниками, употребляющими наркотики и являющимися своеобразным эталоном, ролевой моделью для детей и подростков, не употребляющих наркотики. В качестве профилактической меры авторы подхода предлагают проводить “психологическую прививку”, позволяющую молодежи осознать социальное давление, способствующее началу употребления, исправить неточные представления о касающихся потребления социальных нормах. Под “психологической прививкой" понимается обучение молодежи умению противостоять давлению сверстников и средств массовой информации, способствующих началу употребления наркотиков.

Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, подталкивающие к вовлечению в употребление наркотиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Данный подход базируется на теории социального научения, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих и его последствий (родители, другие родственники и т.д.). Важным фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий, направленных на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление.

Разработанные в рамках этого подхода программы профилактики основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению; “прививки" против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако, не существует единой, стройной системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков. Преимущественными способами в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, психологические техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или отодвигая начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, предотвращение либо оттягивание начала наркотизации.

В рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как научение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к предложениям попробовать наркотики.

Программы, базирующиеся на данном подходе, направлены на усвоение адаптивных способов совладания со стрессом через обучение здоровому поведению, на формирование способности и возможности осуществлять оценку проблемной ситуации, сформировать позитивной Я - концепции, развитие коммуникативных навыков, предупреждение инициации употребления наркотиков, порседством обеспечения готовности молодежи сказать осознанное "нет". Программы этого типа можно назвать социально - воздействующими. При их разработке исходят из необходимости развивать у молодежи умение идентифицировать неблагоприятное социальное влияние и навыки противостоять этому влиянию. В социальном влиянии можно выделить четыре компонента:

информация о негативных социальных эффектах и физиологических следствиях;

сведения о потворствующих употреблению наркотиков сверстников, родителей и средствах массовой информации;

коррекция преувеличенных представлений о распространении наркотизма среди молодежи;

тренировку, ролевые игры, практику в способах преодоления [53, с.96].

Представители досугового (альтернативного) подхода считают, что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности. Для этого необходимо развивать такие социальные программы, в которых молодежь могла бы реализовывать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.

В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска употребления наркотических средств и других форм отклоняющегося поведения.

Основная идея подхода, основанного на формировании здорового образа жизни, заключается в формировании здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности.

Однако разработчики программ, указывающих на необходимость формирования здорового образа жизни, не указывают на критерии его сформированности. Также в настоящее время более или менее четко определены критерии физического здоровья человека, чего нельзя сказать о психическом и социальном здоровье.

Интегративный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), использующихся при реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.

Каждый из подходов имеет свои возможности и ограничения. Анализ изученных подходов и программ показывает, что профилактика в основном связывается с термином "формирование". Предполагается изначальное отсутствие в личности молодого человека каких-то качеств, навыков, жизненных ориентаций. При этом совсем не уделяется внимания внутреннему миру личности, его ценностям и потребностям. Во всех программах, как правило, отсутствуют критерии эффективности профилактического воздействия.

Таким образом, анализ современных подходов к профилактике потребления наркотиков молодежью показывает их недостаточную эффективность в современных условиях. Необходима разработка новых концептуальных основ профилактики зависимости от наркотиков. Решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе - преодолевать искушение наркотизации.

1.3 Управленческий аспект профилактики наркотизации

Методология предупреждения наркотизации должна быть разработана с учётом реальных существующих местных условий, и, одновременно отвечать условиям универсальности - конечной целью разработки подобной методологии является социальная технология профилактики наркотизации, приводящая к улучшению наркотической ситуации (в стране или конкретном регионе).

Потребность в социальных технологиях возникает тогда, когда появляется необходимость управлять социальными процессами (латентным процессом распространения наркотизации, управлять профилактическими программами), а также выбирать и использовать наиболее рациональные с точки зрения эффективности действия. Социальная технология это стандартизация массовой деятельности, дающая возможность оптимизировать соотношение "ресурсы - эффект" [54, с.102-103]. Социальная технология представляет собой совокупность средств, позволяющих диагностировать социальный процесс или явление (в нашем случае это мониторинг распространения наркотизации среди молодёжи), скорректировать поведение социального объекта, выработать механизмы разрешения существующих противоречий, определить алгоритм решения социальной задачи. Социальная технология позволяет расчленить процесс на элементарные процедуры и операции с последующей их координацией и синхронизацией. Исходным этапом является социальное проектирование - это формирование образа будущего объекта и вычисление принципиальной возможности его достижения. Социальная технология определяет способы его достижения, а социально-инженерная деятельность трансформирует социально-научное знание непосредственно в практическую, преобразующую деятельность. Объектом такой деятельности являются те состояния общественных явлений и процессов, которые планируется достичь.

По направленности деятельности, характеру воздействия на социальные системы, обычно выделяют четыре типа социальных технологий:

технологии формирования социальных систем (формирующие технологии).

функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов, задающие определённые границы социальных процессов (сдерживающие технологии).

технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем (стимулирующие технологии).

технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, направленные на подрыв и устранение негативных процессов (деструктивные технологии).

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты