рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная Государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра социальной педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Теории социальной работы

На тему: Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

Выполнил

Студент курс 2, группа 6261

Денисов Олег Евгеньевич

Проверила Королёва Ирина Васильевна

Биробиджан, 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретический анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации

1.1 Понятие, содержание, компоненты системы социальной защиты населения в Российской Федерации

1.2 Приоритеты социальной политики и нормативно-правовые основы социальной защиты населения в России

1.3 Система социальной защиты населения и её структура

2. Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Тема исследования « Региональная модель системы социальной защиты населения» значима для науки и практики социальной работы, для развития института социальной работы, который проходит этап становления и развития.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения эффективности социальной защиты населения и совершенствования ее региональной модели как составного элемента единой социальной системы российского государства.

На рубеже XX -- начала XXI веков в России идет процесс активного становления и развития систем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, которая потребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики. Государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят благосостояние и доходы населения, имеет определяющее значение для социальной защиты.

За последние годы удалось изменить ситуацию в экономике. По словам Президента Дмитрия Медведева «мы стали гораздо более сильным в этом смысле государством: Россия вошла в семерку крупнейших экономик по паритету покупательной способности, но это еще не все. Теперь основная задача - конвертировать эти экономические успехи в социальные программы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российского гражданина. Сегодняшние возможности России по определению президента России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей». [4; www.rost.ru».]

Тема социальной защиты актуализируется. Решение социальных проблем зависит от сущности и содержания социальной политики в обществе, осуществляемой в интересах определенных, клиентных групп населения. Поэтому социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или смягчение тех или иных социальных проблем, на поддержку продвинутых групп населения для того, чтобы они выполняли функцию «локомотива» социального развития. Вместе с тем органы социального управления должны осуществлять и функцию социальной защиты всех тех граждан, кто в ней нуждается.

В теоретических и эмпирических исследованиях тема социальной защиты населения наряду с организацией и содержанием социальной работы является основополагающей.

Объектом исследования выделяется система социальной защиты населения в условиях радикальных общественных трансформаций, организованная посредством социальных институтов.

Предметом исследования курсовой работы является обзор деятельности региональных социальных служб и региональная модель системы социальной защиты населения на примере Еврейской автономной области.

Цель курсовой работы состоит в выявлении составляющих многоаспектного понятия «Система социальной защиты», региональных особенностей системы социальной защиты населения (на примере ЕАО).

Эта цель достигается решением следующих задач:

1. Анализ сущности социальной защиты населения в условиях рыночной экономики.

2. Изучение составляющих (компонентов, блоков) системы социальной защиты, функций каждой составляющей.

2. Выявление особенностей формирования и функционирования региональной системы социальной защиты населения ЕАО.

Достижение поставленной цели возможно при условии решения ряда сопутствующих задач:

- изучить понятие «социальной системы», «социальной защиты», «социального обеспечения», «социального обслуживания», «социального страхования» в свете теорий исследователей - социологов;

- проанализировать сущностные признаки системы социальной защиты и рассмотреть её основные функции;

- акцентировать внимание на правовых основах формирования российской федеральной системы социальной защиты населения;

- обосновать приоритетные национальные проекты как составляющие элементы реализации социальной защиты населения;

- выявить особенности формирования и функционирования региональной системы социальной защиты населения ЕАО, разграничение полномочий и функций органов социальной защиты в зависимости от федерального и регионального подчинения.

- изучить основные мероприятия, направленные на повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных граждан ЕАО.

- проанализировать и внести предложения по совершенствованию и организации системы социальной защиты населения ЕАО.

Заметный вклад в развитие теоретического осмысления системы социальной защиты населения внесли Холостова Е.И., Аверин А.Н., , Павленок П.Д., Гуслякова Л.Г., Жуков В.И. , Григорьев С.И., Панов А. М., Попов В.Г., Топчий Л.В., Шеляг Т.В. и другие. В их исследованиях рассматриваются различные аспекты функционирования системы социальной защиты населения; их роль в определении социально-экономического положения населения субъектов Российской Федерации.

В их исследованиях рассматриваются различные аспекты функционирования системы социальной защиты населения; их роль в определении социально-экономического положения населения субъектов Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

Глава 1. Теоретический анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации

1.1 Понятие, структура, содержание системы социальной защиты населения

Социальная защита -- это специфический вид управленческой деятельности, базирующийся на таких принципах и методах социального управления, которые обеспечивают гарантированные Конституцией права и свободы всем гражданам современного государства. Использование этих принципов и методов, с одной стороны, предотвращают наступление рискованной ситуации, а с другой стороны, смягчают ее последствия, если риски осуществились на практике.

Важнейший принцип социальной защиты как специфического вида управленческой деятельности, -- это всеобщность, т.е. социальная защита, гарантируется всем тем, кто попадает в ситуации риска с неблагоприятным исходом.

Формирование федеральной системы социального обеспечения России, возрождение страховых начал в социальном обеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на современном этапе.

В настоящее время «социальная защита» трактуется очень широко, включая в себя такие виды управленческой деятельности и социальной работы, как социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты.

В широком смысле социальная защита: это -- «политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.

Социальная защита населения по определению Е.И. Холостовой - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. [19, с.315].

Социальная защита осуществляется за счёт федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.

В узком смысле слова, социальная защита -- комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Система социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальную помощь, социальное страхование и социальное обслуживание. См. Приложение № 1 Формула Глоссария « Социальная защита».

Под социальной защитой также понимается целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан (инвалидов и участников ВОВ, пенсионеров, безработных, детей, ветеранов труда, и т.п.), с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации. Учет специфических особенностей каждой социальной группы -- непременное условие эффективности осуществляемой социальной работы.

Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность обеспечения прав и свобод личности, принцип субсидиарности (распределения социальной помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, что размеры страховых взносов и выплат определяются страхователями и страховщиками самостоятельно и что устанавливаются границы доходов, с которых страхователи обязаны платить взносы). [10, с.29].

Вместе с тем, говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового институционального образования, - «система социальной защиты» - преждевременно. Об этом свидетельствует проведенный анализ научной литературы по данной проблеме. В этой связи следует отметить, что сама концепция «система социальной защиты населения», применительно к новым условиям находится в стадии разработки и становления. Среди специалистов в этой области отсутствует единство мнений по многим ее параметрам и положениям.

О неустоявшемся процессе институционализации социальной защиты свидетельствует неоднозначность понятия «социальная защита». В научной литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.

Можно констатировать, что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. И это закономерно, в связи с тем, что расширяется диапазон и перечень социальных групп и лиц, нуждающихся в социальной защите. Кроме того, социальная защита сегодня согласуется и тесным образом связана с Приоритетными национальными проектами, приобретает масштабность и расширяет границы (социальные ипотеки, Материнский капитал, оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям и т.д.)

Исходя из вышесказанного, определим социальную защиту как деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Таким образом, можно констатировать, что формирование системы социальной защиты населения в РФ еще не завершено и требует больших усилий со стороны ученых и практиков.

1.2 Приоритеты социальной политики и нормативно - правовые основы социальной защиты населения в России

Стоит особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительства на инвестиции в человека.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Эти приоритеты совершенно очевидны. Основное - это продолжение социально-экономического курса, который появился в нашей стране и развивался в последние годы. Цель этого курса - улучшение качества жизни всех российских граждан.

В ходе реализации Приоритетных национальных проектов чётко прослеживается курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России.

25.04.2008г. состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на котором с основным докладом об итогах работы Министерства в 2007 году и задачах на 2008 год выступила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.

Основные задачи в части, касающейся социальной защиты населения: «Важнейшим элементом политики улучшения социального самочувствия граждан является развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, которая пока еще далека от совершенства. Новые демографические тенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов. Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5 млн. человек. Субъекты Российской Федерации делают много для развития соответствующих учреждений. В регионах открываются дома-интернаты с комфортными условиями проживания, расширяется охват пожилых людей надомным обслуживанием.

Но этого недостаточно. К сожалению, увеличение объема оказанных социальных услуг не всегда сопровождается улучшением качества. В последнее время возросло число жалоб на неудовлетворительные условия проживания и неуважительное отношение со стороны работников стационаров, на установление платных социальных услуг. Спектр предоставляемых надомных услуг очень ограниченный Задача регионов - создать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат. Эта работа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей, которые собственными силами осуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми родственниками.»[3. www.minzdravsoc.ru]

Увеличение пенсий - одна из главных задач государства в социальной сфере убежден президент Дмитрий Медведев. В России сегодня 38,5 млн. пенсионеров, для большинства из которых пенсия - это единственный источник дохода. В 2009 году средняя трудовая пенсия должна, по меньшей мере, в полтора раза превышать прожиточный минимум для пенсионеров. Во всём мире нормальной считается ситуация, когда соотношение средней пенсии к средней зарплате составляет 40%. Для сравнения - в Германии этот показатель достигает 65%, во Франции и в Японии - около 50%, а в Италии и Испании - выше 60%. В России же в 2000 году средняя пенсия составляла около трети средней зарплаты, а к началу декабря 2007 года этот показатель снизился до 22,9%.

Беспрецедентные меры государственной поддержки направлены на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.

Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи и для этого есть благоприятные условия.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб.

Заботу о семьях, имеющих детей, обеспечивает Федеральный закон от 27 декабря 2006года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Особое внимание сегодня уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, устройству детей-сирот в семьи, укреплению института семьи. На совещании в Кремле по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, избранный Президент России сообщил, что в 2007году в результате предпринятых государством шагов 180 тыс. детей обрели новые семьи, однако порядка 170 тыс. малышей до сих пор находятся в специальных учреждениях. Он напомнил, что Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ «О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделяется более 5 млрд. руб.

В целях укрепления института семьи 2008 год на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 объявлен Годом семьи в Российской Федерации.

Предусматривается более активное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленьких детей, организации семейного отдыха и досуга, укрепления здоровья и профилактики заболеваемости.

Таким образом, можно смело сказать, что государство активно проявляет заботу о своих гражданах.

Правовые основы социальной защиты - раздел законодательства, регулирующий систему мер социальной защиты: гарантии, нормы, обязанности, распределение функций. Правовая база социальной защиты строится на трёх уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Наиболее значимым международным актом в сфере прав социального обеспечения является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Особенно важна ст. 22, в которой закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В защите прав ребёнка ведущей является Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Ключевым документом Федерального уровня является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993г. В Конституции в статье 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В соответствии с Конституцией РФ закрепившей права человека в области социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в других случаях, установленных законом (Статья 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; под защитой государства находится материнство, детство, семья.

Цели и принципы государственной политики в отношении детей, правовые основы прав ребенка определены в Федеральном законе от 24.06.98г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.

Реализация направлений социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов основывается на законодательных документах, к которым относятся Федеральные законы Российской Федерации:

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004 г.);

«О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.);

«О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004г);

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195- ФЗ гласит, что каждому гражданину РФ гарантируется право на социальное обеспечение. Россия как социальное государство берёт на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Федеральный закон 122-ФЗ содержит свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом. Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам.

Право человека на социальное обеспечение гарантируется Федеральными законами «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17декабря 2001г.; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. (о социальных пенсиях).

На региональном уровне социальные службы руководствуются областными законами, постановлениями правительства ЕАО, приказами председателя комитета социальной защиты населения правительства ЕАО.

1.3 Система социальной защиты населения и ее структура

Термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.

Развитие отдельных элементов системы социальной защиты происходит неравномерно, в другом - нарождаются новые, обусловленные новыми экономическим и социальными реалиями.

Система социальной защиты населения в Российской Федерации, состоит из четырех основных блоков:

1. Система социального обеспечения.

2. Система социального страхования (обязательного и добровольного);

3. Система социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также его негосударственный благотворительный сектор;

4. Блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.

Рассмотрим подробнее каждый блок, который в свою очередь является подсистемой системы социальной защиты населения. Социальное обеспечение - государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;

обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Рассмотрим формулу Глоссаария «Социальное обеспечение» Приложение № 2.

Система включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и других жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода.

Социальное обеспечение предоставляется в денежной (в виде пенсий, пособий) и натуральной (в виде социального обслуживания) формах.

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. функции назначения, выплаты пенсий переданы Пенсионному Фонду РФ, а с 1 января 2002г. определен статус ПФ РФ как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации играет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.

Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионного обеспечния граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Основными видами социального обслуживания являются: материальная помощь, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

В настоящее время в России, в связи с переходом к рыночной экономике, на базе концепций и программ, утверждённых правительством РФ, создана новая государственная система социального обеспечения.

Сущность новой для России отрасли - социального обслуживания определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого-педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация направлений по социальному обеспечению гарантирована Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.95г. с изменениями от 22 августа 2004 года, где даны основные понятия, принципы социального обслуживания, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, общие основания для бесплатного обслуживания.

Большое значение имеет определение законом понятия «трудная жизненная ситуация», служащего основным признаком для оказания социальных услуг. Это ситуация, которая, во - первых, объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства и т.п.) и, во - вторых, которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Наиболее рельефно гуманитарный облик государства просматривается в области социального обеспечения и социального обслуживания инвалидов, пожилых людей, людей с ограничениями жизнедеятельности. В России насчитывается около 10 млн. людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Среди них, по официальным данным, 600тыс. детей-инвалидов.

Социальную политику в отношении инвалидов определяют Федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 18 октября 2007года) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.)

В законе 122-ФЗ прописано, что преимущественное право на бытовое обслуживание имеют пожилые граждане и инвалиды: «Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и других обстоятельств».

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению. Являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитию услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий проживания в них. [9; 321]

Главной целью бытового обслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечения их участия в посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

Система социального страхования (обязательного и добровольного)- система отношений по распределению и перераспределению национального дохода. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - основной организационно - правовой механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное, медицинское и социальное страхование. Каждый вид страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определённого вида социального риска.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России активно идет процесс формирования системы социального страхования.

Социальное страхование - система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальное страхование определяется также как система денежных пособий по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В Российской Федерации существует четыре вида обязательного социального страхования:

1) пенсионное,

2) медицинское,

3) социальное на случай временной нетрудоспособности,

4) социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальное страхование выполняет функции компенсации социального риска. Риск -- это состояние неопределенности при принятии управленческих решений. Понятие «риск» -- базообразующее при формировании, модернизации, реформировании системы социальной защиты. Социальный риск может привести или уже привел к полной или частичной потере индивиду, социальной группе, в целом населению возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения».

Согласно ст.7 Федерального закона от16 июля 1999г. № 165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» существуют следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье или профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости и потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной собственности.

Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет:

обязательное государственное страхование

- обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов),

- обеспечение пособиями, связанными с материнством,

- обеспечение пособиями, по беременности и родам,

- при рождении ребёнка,

- по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет,

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;

- дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

- обеспечение социальными пособиями на погребение;

- санаторно-курортное лечение работников и детей;

- оплата содержания детей в оздоровительных лагерях; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

- пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья;

- единовременная страховая выплата;

- ежемесячные страховые выплаты;

- дополнительные расходы на медицинскую, социальную профессиональную реабилитацию пострадавших;

- санаторно-курортное обслуживание льготной категории граждан (122 ФЗ);

- обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

В современных условиях России в социальном страховании важнейшее значение имеет страховой полис обязательного медицинского обслуживания, представляющий собой документ, удостоверяющий право гражданина получать медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях за счёт фондов обязательного медицинского страхования. Особая важность этого вида социального страхования объясняется обездоленностью большинства населения страны.

Специфика социального страхования заключается в том, что оно является формой социальной защиты экономически активного населения от различных социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержки государства.

Социальное страхование, как и любое страхование, вообще выполняет функции не только компенсации социального риска, то есть преодоления неблагоприятных последствий тяжелой материальной ситуации, но и ее предупреждения. В этом главное отличие социального страхования от социального обеспечения, которое предоставляется только в неблагоприятных ситуациях.

Ученые справедливо отмечают, что разработка проблем социального страхования давно признана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к построению надежных и высокоэффективных систем социальной защиты населения.

Система социальной помощи (поддержки), включает в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор.

Социальная помощь - поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь направлена на повышение жизненного уровня малообеспеченных и уязвимых групп населения.

Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся.

Сегодня каждый пятый житель России находится в пенсионном возрасте. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи и социальных услугах. [23; 2]

К социальным объектам социальной помощи относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди, вдовы и матери военнослужащих, погибших в ВОВ и других войнах в мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки; многодетные семьи; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений и другие уязвимые категории населения.

Закон РФ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов № 122-ФЗ юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг.

В ст.16-24 гл. III рассматриваются формы социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); социально-консультативная помощь.

В ст. 24 установлены размеры и порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.

В настоящее время государство в лице Президента, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации инициирует социальную поддержку инвалидов, приняты Указы Президента:

- Указ Президента РФ №685 от 6мая 2008 г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и

- Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».

В Указе №685 от 6мая 2008 г предусмотрены меры по обеспечению отдельных категорий граждан (инвалиды ВОВ, участники боевых действий, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и другим категориям граждан) бесплатными легковыми автомобилями или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей. [3. Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008г. сайт Минздравсоцразвития России: www.minzdravsoc.ru]

Указ от 13 мая 2008г. «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» устанавливает с 1июля 2008г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. [3: www.minzdravsoc.ru]

В систему социальной защиты населения входит блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций (преимуществ, льгот) и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:

1) путём увеличения доходов на определённый процент через определённое время (раз в год, раз в квартал);

2) путём корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных).

Выплаты по индексации осуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Каждый из этих способов регулирования доходов имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическую систему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».[22; 67]

2. Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

Формирование федеральной системы социального обеспечения, возрождение страховых начал в социальном обеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на всем социальном пространстве России.

Социальная защита населения в регионах Российской Федерации осуществляется на федеральном и региональном уровнях. С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в социальной сфере.

Территория ЕАО составляет 36, 3 тыс.кв. км. На территории Еврейской автономной области по состоянию на 1 января 2008 г. проживает 185,5 тыс. человек, В состав ЕАО входит пять районов:

Биробиджанский район, 13.6 тыс. человек;

Ленинский район, 22.1 тыс. человек;

Облученский район, 34.0 тыс. человек;

Октябрьский район, 12.9 тыс. человек;

Смидовичский район, 27.8 тыс. человек.

В г. Биробиджане проживает 75,1 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в ЕАО ниже среднестатистических российских показателей. Так, в России средняя продолжительность жизни мужчин - 58 лет, в ЕАО - 54 года, женщин - 72 года, в ЕАО - 59 лет соответственно.

Приведу статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО (Еврстат). По предварительной оценке на 1. 03. 2008 года численность постоянного населения составила 185,5 тыс. человек и уменьшилась за январь-февраль 2008г. на 79 человек. ( См. Приложение № 4). Величина прожиточного минимума за I квартал 2008 года для пенсионеров составила 4.057 рублей. [8; Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО. (Евростат) - http://evrstat.ru/].

Численность пенсионеров в Еврейской автономной области составляет 45337 человек. Средний размер трудовой пенсии - 4011 рублей

по старости - 4302 рубля

по инвалидности - 2871 рубль. [ ГУ ОПФ по ЕАО http://s031a.031.pfr.ru/].

Единая система социальной защиты населения ЕАО представлена Региональными отделениями Федеральных фондов РФ и региональным органом управления социальной защиты - Комитетом социальной защиты населения ЕАО при Правительстве ЕАО со своей структурой и подведомственными учреждениями. Комитету подведомственны учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный Фонд РФ; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования. В нашем регионе, как и в других регионах России, их представляют региональные отделения федеральных фондов РФ:

Региональное отделение Пенсионного Фонда РФ по ЕАО;

Региональное отделение Фонда социального страхования;

Региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов социального характера за январь-декабрь 2007 года дано в Приложении № 6; Динамику расходов внебюджетных фондов социального характера см. в Приложении № 7.

Пенсионный фонд РФ на территории нашей области представляет Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЕАО со своей организационной структурой. Структура прилагается. (См. Приложение № 10, лист 1).

Отделение ПФ РФ по ЕАО в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Основная задача Фонда социального страхования -- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. В нашем регионе его представительство обеспечивается Региональным отделением Фонда социального страхования с перечисленными функциями.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. В нашем регионе его представляет Региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования в ЕАО.

Пенсионный Фонд РФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации.

Фонды социальной поддержки населения один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Эти фонды созданные с целью социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система фондов социальной поддержки населения состоит из федерального и территориальных фондов. Основные направления расходования средств этого фонда определяет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. На территории нашей области контроль за расходованием средств осуществляет Комитет социальной защиты населения при правительстве ЕАО.

Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Обратимся к статистике. Приведём данные Величина прожиточного минимума за I квартал 2008 года (данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО (Еврстат)). См. Приложение № 8. Как видно из таблицы, величина прожиточного минимума для пенсионеров за I квартал 2008 года составила 4.057 рублей. Соотношения среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума Приложение № 9.

Проведение государственной политики в сфере социальной защиты населения нетрудоспособного населения, инвалидов, пенсионеров, семей с детьми на территории нашей области обеспечивает комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. (Структура прилагается см. Приложение 5.)

Комитетом социальной защиты населения правительства области в 2007 году разрабатывались и вносились вопросы, направленные на реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и на преобразование действующей в России системы льгот, установленных для различных категорий граждан. Внесены предложения для изменения в действующем законодательстве, в связи с чем, в 2007 году продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной защиты населения области. Комитетом социальной защиты рассматривались вопросы, связанные с выделением в 2007 году средств федерального бюджета на проведение оздоровительной кампании детей. Решён вопрос передачи органам социальной защиты населения начислений и выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и созданием областного государственного учреждения "Расчетно-кассовый центр".

Основные задачи и функции комитета:

- реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения;

- формирование и совершенствование системы социальной защиты населения области;

- организация социального обслуживания населения, координация действий и методологическое обеспечение социальных служб государственного, муниципального и негосударственного секторов по вопросам оказания социальной помощи;

- осуществление мер по социальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, семей с детьми, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, предусмотренных действующим законодательством;

- организация назначения и выплаты пособий и компенсаций;

- реализация мер по государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, ветеранов войны и труда, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, реабилитированных граждан, лиц, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации;

- организация и финансирование мероприятий по оздоровлению и отдыху детей из малообеспеченных семей, круглых сирот, опекаемых детей, детей-инвалидов;

- обеспечение мер по устранению детской безнадзорности, социального сиротства, охране прав детей, созданию нормальных условий для их жизнедеятельности;

- организация работы по установлению и выплате доплат к государственным пенсиям отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству;

- проведение областных творческих и спортивных фестивалей, выставок прикладного искусства пенсионеров и инвалидов;

- организация и развитие системы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;

- осуществление финансирования и контроля над предоставлением гражданам льгот и преимуществ в области протезно-ортопедической помощи, санаторно-курортного лечения, обеспечения специальными автотранспортными средствами;

- координация деятельности подведомственных учреждений по социальной защите пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, несовершеннолетних, семей с детьми;

- обеспечение социального обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения;

- развитие системы стационарных, полустационарных и других учреждений социального обслуживания населения, муниципальных социальных служб, осуществляет координацию их деятельности и методическое обеспечение

- взаимодействие с благотворительными и общественными организациями с целью поддержки семей с детьми, пенсионеров, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в социальной помощи.

Основные функции комитета, права и обязанности и организация его деятельности отражены в Положении о комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. Комитет социальной защиты населения правительства ЕАО координирует деятельность Отделов социальной защиты населения г. Биробиджана и области, к которым относятся:

Отдел социальной защиты населения муниципального образования

г. Биробиджан

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Облученский район»

Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования «Смидовичский район»

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Ленинский район»

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Биробиджанский район»

Отдел социальной защиты населения муниципального образования «Октябрьский район».

Комитет социальной защиты населения контролирует деятельность подведомственных учреждений:

1. Областное государственное учреждение «Биробиджанский психоневрологический интернат»

2. Областное государственное учреждение «Валдгеймский дом-интернат для детей-инвалидов»

3. Областное государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

4. Областное государственное учреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 1»

5. Областное государственное учреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 2»

6. Областное государственное учреждение «Центр социального обслуживания г. Биробиджана»

7. Областное государственное учреждение «Центр социального обслуживания Биробиджанского района»

8. Областное государственное учреждение «Центр социального обслуживания Облученского района»

9. Областное государственное учреждение "Центр социального обслуживания Смидовичского района"

10. Областное государственное учреждение "Центр социального обслуживания Ленинского района"

11. Областное государственное учреждение "Центр социального обслуживания Октябрьского района"

12. Областное государственное учреждение "Бирофельдский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов"

13. Областное государственное учреждение "Рассчетно-кассовый центр"

В Еврейской автономной области работают шесть государственных учреждений «Центр социального обслуживания», где получают необходимые социальные услуги более 1534 нуждающихся жителей области, главным образом пожилые и инвалиды.

Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают 921 человек (в среднем по области 2% от общего числа пенсионеров). Эти данные низкие и не соответствует среднестатистическим российским показателям. Для реализации государственной социальной политики в отношении пожилых людей следует ликвидировать препятствия доступа к социальным услугам в нашей области.

Мероприятия Программы социальной поддержки и обслуживания населения Еврейской автономной области направлены на создание условий для повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населения области, граждан старшего поколения, инвалидов, детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей, а также реализацию государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области.

В соответствии с Постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.01.2008 № 4-пп "Об утверждении отдельных мероприятий по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейской автономной области на 2008 год" правительством области утверждены отдельные мероприятия по социальной поддержке и обслуживанию населения Еврейской автономной области на 2008 год:

- предоставление единовременной адресной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- оплату стоимости проезда до города Биробиджана и обратно на автомобильном и железнодорожном транспорте междугородного и пригородного сообщения лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- бесплатную или на условиях частичной оплаты протезно-ортопедическую помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- социальную адаптацию пожилых граждан и инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;

- обеспечение деятельности "социальных столовых" для пожилых граждан и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; граждан, освободившихся из мест лишения свободы; лиц без определенного места жительства; несовершеннолетних из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- организацию и проведение на территории области социально значимых мероприятий, обеспечивающих возможность участия ветеранов Великой Отечественной войны, граждан пожилого возраста и инвалидов, а также семей и детей в социальной, культурной и общественной жизни общества,

- проведение ежегодного областного конкурса на лучшее учреждение среди областных государственных учреждений социального обслуживания;

- проведение обучающих семинаров, конференций для актива общественных организаций инвалидов Еврейской автономной области;

Основными исполнителями мероприятий являются комитет социальной защиты населения правительства области и управление культуры правительства области.

2008 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети России на 2007-2010 годы» на территории области принята и реализуется подпрограмма «Дети и семья в ЕАО», целью которой является комплексное решение проблем семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Общий объём финансирования в 2007-2009 годах составляет 6150,0 тыс. руб. из областного бюджета. Ожидаемые результаты реализации:

- организация социального патроната не менее 150 семей с детьми «групп социального риска» и 80 семей, имеющих детей-инвалидов;

- расширение перечня и повышения качества предоставляемых социальных услуг семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, развитие у не менее 4300 детей из семей «групп социального риска» и детей с ограниченными возможностями навыков положительной жизнедеятельности;

- организация работы по социализации не менее 2500 детей из семей «групп социального риска» и детей-инвалидов.

Заключение

Система социальной защиты населения обеспечивает стабильность, порядок, уверенность в завтрашнем дне, а это есть основа для дальнейшего прогрессивного развития общества.

Россия - единое государство, где все эти годы проводилась целенаправленная работа по развитию федеративных отношений. Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий.

С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в социальной сфере. Это позволяет повысить устойчивость системы социальной защиты, сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения граждан пожилого возраста, направить на эти цели дополнительные средства из региональных бюджетов.

В России тема объема и качества социальных услуг лицам престарелого возраста и инвалидам стала предметом пристального общественного интереса.

Передача полномочий и бюджетных обязательств по социальному обслуживанию населения на уровень субъектов Российской Федерации способствовала:

перераспределению обслуживаемых территорий между учреждениями социального обслуживания и повышению качества социальных услуг благодаря введению единых для каждого региона стандартов, норм, порядков и правил в области социального обслуживания;

повышению гарантий стабильности бюджетного финансирования учреждений социального обслуживания, улучшению их материально-технической базы и упорядочению штатной численности работников в зависимости от зоны обслуживания, росту численности обслуживаемых лиц.

Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики. Основной задачей социальных служб является обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты).

Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) напрямую связано с повышением эффективности социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, с оптимизацией системы оказания социальных услуг, развитием организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.

Проводя анализ услуг, предоставляемых социальными службами Еврейской Автономной области, пришёл к выводу, что наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Следует отметить, что процент охвата социальной помощи на дому в нашем регионе ниже среднестатистических показателей по России: в среднем по области надомным обслуживанием охвачено свыше 2% от общего числа пенсионеров.

Из выступления статс-секретаря, заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Глебовой Л.Н. на Конференции министров региона Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по проблемам старения 6--8 ноября 2007 года следует: « До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи социальных услугах».[23.2]

Исходя из этого, социальным службам области следует уделять пристальное внимание увеличению объема услуг и повышению их качества, как пенсионерам, так и инвалидам. Следует увеличить удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги учреждений социального обслуживания, довести надомное обслуживание в соответствие с общим числом обратившихся граждан указанных категорий.

Внимание социальных служб области также должно быть направлено на осуществление обязанностей по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, прежде всего самой уязвимой категории граждан - инвалидам, их реабилитации и социальной интеграции.

Таким образом, тактическими задачами всех социальных служб Еврейской автономной области являются:

- повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами;

- обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты);

- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

- осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- предупреждение семейного неблагополучия и профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

Полномочия органов государственной власти нашего региона позволяют повысить устойчивость системы социальной защиты, сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения граждан пожилого возраста, инвалидов, направить на эти цели дополнительные средства из региональных бюджетов.

В нашем регионе органам социальной защиты и управления следует постепенно ликвидировать препятствия доступа к социальным услугам, повышать их качество, тем самым предоставить гражданам пожилого возраста новые возможности для выбора услуг.

Список использованной литературы и сайты

1. Конституция Российской Федерации. М, 1997.

2. Федеральные законы Российской Федерации:

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004 г.);

«О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.);

«О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004г);

3. Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008г. сайт Минздравсоцразвития России: www.minzdravsoc.ru

4. «Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике www.rost.ru».

5. Портал Правительства ЕАО http://www.eao.ru/

6. Всероссийский центр изучения общественного мнения - http://wciom.ru/

7. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ЕАО. (Евростат) - http://evrstat.ru/

9. Основы социальной работы. Учебник. Отв. ред. П.Д. Павленюк. - 3 изд. испр., и доп. М., 2006г.

10. Социальная работа. Учебное пособие В. И. Курбатов и др. Ростов на Дону, 5-е изд., 2006 г.- 480 с. (Высшее образование).

11. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007г.

12. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. Учебник. М., 2007г.

13. Социальная политика. Учебник под общ. ред. Н.А. Волгина. - 3-е изд., - М., Издательство «Экзамен», 2006. - 734с.

14. Вторые Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург, 16-17 ноября 2007г.

15. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М., ИНФРА-М, 2007. 624с. (Классический университетский учебник).

16. Удалова А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие - 3-е изд., М., Омега-Л, 2008г 190 стр. с табл.

17. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года. Сайт www.minzdravsoc.ru

18. Теория социальной работы. Под. ред. Е.И, Холостовой. М., 1998.

19. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424с.

20. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М., 2007 - 296с.

21 . Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: Эко-М, 2004.-185 с

22. Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. - Свердловск: Уралочка, 2002.- 345 с.

23. Глебова Л.Н. Заботу государства - пожилым. Журнал «Социальная работа»№2 -2008г., с.2-3

24. Палькин В.М. Административная реформа - новые подходы в решении социальных проблем. Журнал «Социальная работа» № 3 -2008г., с.5-6

25. Пожилые люди: развитие социальных услуг. Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. - М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

26. Фонд социального страхования. http://www.fss.ru/ru/fund/activity/11106/11111.shtml

27. Пенсионный фонд Российской Федерации. http://www.pfrf.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,120/

28. ГУ ОПФ по ЕАО http://s031a.031.pfr.ru/

29. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты