|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Роль прогноза занятости в регулировании рынка трудаРоль прогноза занятости в регулировании рынка труда13 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Основы прогнозирования 2. Прогнозирование занятости населения 3. Использование прогнозных методов при формировании рынка труда на примере Нижневартовска 3.1 Факторы, влияющие на развитие рынка труда 3.2 Рынок труда незанятого населения Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Важнейшей целью становления рыночных отношений в России, проведения экономических реформ являются повышение эффективности экономики, достижение высокого благосостояния населения. Однако вступление России на путь рыночных реформ вызвало в стране затяжной экономический кризис. XXI век станет веком высоких технологий. Место стран в мировой экономике и в политике будет определяться их ролью. Уже сейчас многие государства разрабатывают программы, реализация которых позволит им достигнуть высот научно-технического прогресса. Такие шансы есть и у России. Страна имеет возможности для поддержания и упрочения своих позиций в качестве мировой державы, способной обеспечить благосостояние народа. Она занимает стратегическое положение на Евразийском континенте, обладает уникальными природными ресурсами, значительным экономическим потенциалом. В стратегическом плане у России немного альтернатив, все они связаны с решениями задач по скорейшему выходу из кризиса. Для этого нужны научно обоснованная модель экономического развития, программа решения неотложных задач в рамках антикризисного управления, развитие предпринимательства, повышение трудовой, деловой активности населения. Во всех звеньях хозяйствования, на всех уровнях управления возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, постоянно согласовывать текущую работу с перспективными задачами, будущим. Без предвидения управление невозможно. Каждый специалист, менеджер любого звена управления должен владеть навыками прикладного прогнозирования и планирования. 1. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Сегодня утвердилась экономическая система, основными чертами которой являются: производство на базе частной (коллективной и индивидуальной) и государственной собственности; обобществление значительной части хозяйства в национальном и международном масштабах; рыночное регулирование экономики в сочетании с активным государственным вмешательством; наличие государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения. Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена: общественным характером производства; усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций; неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов; деятельностью государства как субъекта рыночных отношений. В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо. Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование. Прогноз -- это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза -- дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом поисковый прогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства, направленного на преодоление негативных процессов. Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем. Разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними. 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Потеря работы, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству, уровню жизни. Невостребованность на рынке труда оказывает сильное влияние на моральное состояние человека, на криминогенную обстановку в обществе. Политика государства на рынке труда направлена на обеспечение рациональной структуры занятости, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов. В этих целях намечаются меры по структурной перестройке экономики, стимулированию производства, поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости на федеральном и региональном уровнях предполагается: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; разработка на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы создания рабочих мест; введение системы стимулирования предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда; совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям российского и региональных рынков труда; разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера. Способность рынка труда к саморегулированию незначительна. Поэтому главным направлением государственной политики в трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранения кадрового потенциала, опережающее предотвращение роста безработицы. Для этого на основе демографического прогноза определяется общая потребность в рабочих местах, потребность отраслей, регионов исходя из общеэкономических тенденций развития страны. Данные о потребности в рабочих местах служат базой для построения генеральной схемы создания рабочих мест в региональном и отраслевом разрезах. Она разрабатывается Минтрудом РФ и Минэкономики РФ и учитывается при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционных конкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки кадров, трудоустройства безработных. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГНОЗНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕВАРТОВСКА 3.1 Факторы, влияющие на развитие рынка труда Важнейшими факторами, которые окажут влияние на динамику развития рынка труда и его структуру применительно к Нижневартовску, являются следующие: развитие экономики города и финансовое состояние ОАО «Нижневартовскнефтегаз» - градообразующий фактор; демографическая обстановка, обусловливающая размеры предложения рабочей силы и сегментацию рынка труда; организационно-управленческие мероприятия, обусловливающие существенные сдвиги в количественных и качественных параметрах рынка труда и прежде всего в размерах безработицы. Определение принципиальных направлений развития рынка труда на 2001-2005 гг. основывается на учете объективно действующих территориальных факторов, которые уже длительное время влияют и в ближайшие годы будут влиять на темпы и масштабы его реформирования. Разработанные два варианта развития рынка труда основаны на предположении разных условий реализации эффективности социально-экономического развития города. Данные прогнозов, составляющих рынок труда, базируются на предположениях, приведенных при обосновании социально-экономических условий и факторов развития занятости населения. Решающим фактором, формирующим потенциал рынка труда в перспективный период, помимо текучести кадров, станет высвобождение рабочей силы. По степени воздействия на интенсивность процесса высвобождения факторы могут быть проранжированы следующим образом: спад производства; структурная перестройка (организационный фактор); совершенствование всей системы рыночных отношений, в первую очередь связанных со стимулированием инвестиционной деятельности. Однако в связи с увеличением объемов добычи нефти в конце прогнозируемого периода для варианта 1 значение факторов будет проранжировано так: инвестиционная политика; структурные изменения; падение объемов производства. В настоящее время осуществляемое высвобождение рабочей силы в нефтяной промышленности при сильной изношенности основных производственных фондов происходит в основном под воздействием организационных факторов, связанных со структурной перестройкой в отрасли. Они определяют сущность осуществляемого сейчас массового высвобождения рабочей силы. В условиях развития рыночных отношений при любом типе экономического развития должен активизироваться процесс перераспределения рабочей силы внутри экономики города (между производственной и непроизводственной сферами), между отраслями промышленности; ускорится также процесс профессионального высвобождения и территориального перераспределения рабочей силы. Влияние технического прогресса на эти процессы в перспективе представляется несколько ограниченным, поскольку масштабы ввода новых мест будут незначительны. Высвобождение за счет падения объемов производства в прогнозируемом периоде будет происходить не по всем отраслям экономики, а по отдельным отраслям реального сектора, особенно по структурным подразделениям предприятий нефтедобычи (транспорт, производственное бурение, социальная сфера и т.д.), занятых обслуживанием нефтяной промышленности. 3.2 Рынок труда незанятого населения Рынок труда незанятого населения в трудоспособном возрасте, желающего приступить к работе, сформирован на основе данных баланса трудовых ресурсов. Предполагается, что в перспективе усилится давление на общий рынок со стороны данного контингента как следствие существенного прироста численности трудоспособного населения и снижения возможностей трудоустройства в силу экономических особенностей данного периода. Обобщающим и результирующим показателем эффективности процессов, происходящих на рынке труда, является число безработных и уровень безработицы. Большое влияние на формирование рынка труда в перспективном периоде окажет фактор производственного характера, определяющий интенсивность высвобождений работ никое из отраслей экономики и масштабы вовлечения рабочей силы во вновь формирующиеся и традиционные, но перспективные сектора экономики. Принципиальное значение в борьбе с безработицей имеют: - стимулирование хозяйственных процессов и эффективное использование производственных мощностей для производства товаров, конкурентоспособных на рынке (в промышленности с государственной формой собственности по ориентировочным расчетам используется только 40-50% мощностей и производственных площадей), что обусловит восстановление хозяйственной активности, повышение спроса и роста объемов производства; - стимулирование инвестиций. В настоящее время они заморожены на уровне стагнации (или уменьшения), в большинстве случаев используются только средства местного бюджета. Следует менять систему налогообложения. Налоговая система должна поощрять вложение инвестиций в производство. Предприятиям невыгодно брать инвестиционные кредиты, так как они предоставляются под высокие проценты. Для Нижневартовска особенно актуальна проблема эффективного использования сбережений находящихся в сберегательных банках и ценных бумагах, так как пятая часть жителей города расходует заработанные средства на покупку акций, которые можно вкладывать в развитие производства. В перспективном периоде усиливается значение мер, направленных на регулирование спроса на труд. Это: - предоставление высвобожденным работникам с передачей в частную собственность и другие формы владения денежного пособия в размере двухгодичной заработной платы с целью открытия ими собственного дела; - предоставление работы определенным контингентам рабочей силы в течение ограниченного периода времени с выплатой субсидий, покрывающих часть заработной платы работников; - прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест, имеющие адресный характер. Целесообразно в условиях Нижневартовска разрабатывать и реализовывать следующие активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения рабочей силы: - развитие гибких форм занятости, при которых появляются новые категории работников, традиционно работающие в определенной форме, но занятые неполное рабочее время, или работающие временно по гибкому графику (частичная занятость по гибкому графику); - поддержка и формирование структуры малого бизнеса; - разработка целевых программ, направленных на: усиление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования; реструктуризацию ведущих предприятий города; улучшение условий и оплаты труда на предприятиях всех форм собственности; повышение эффективности использования производственных площадей; - рост занятости и эффективное использование труда социально незащищенных групп населения. Напряженность в отдельных сегментах рынка труда актуализирует задачу разработки самостоятельных целевых программ в области расширения сфер и улучшения условий и охраны труда молодежи, инвалидов, женщин; - развитие системы профессионального обучения (в современных условиях переподготовка охватывает менее 10% общего числа безработных) в странах «Общего рынка», как правило, - более 20%; - усиление пассивной политики занятости, т.е. взаимосвязь системы назначения и получения пособий с профессиональной подготовкой, переподготовкой или с получением дополнительного образования; - развитие системы территориальной мобильности через подготовку и реализацию предложений о порядке предоставления льгот для граждан, переселяющихся для работы и жительства в другую местность по направлению органов службы занятости, о порядке возмещения расходов по их переезду и трудоустройству, исследование возможности дополнения сети ипотечных кредитных институтов системой страхования, развития фондового рынка, а также активизации механизма рефинансирования ипотечных кредитов в целях развития рынка жилья; - стимулирование высвобождения работников из депрессивных отраслей экономики, профессиональной подготовки (переподготовки) и трудоустройства высвобождаемого контингента в развивающиеся отрасли экономики; - формирование необходимой инфраструктуры, обеспечивающей продвижение на внешние рынки высокотехнологичной продукции; - формирование единого банка данных по объектам незавершенного строительства, объектам неиспользуемых производственных мощностей предприятий и инвестиционным проектам для привлечения инвестиций в целях реализации предпринимательских проектов и т.п. Реализация предложенных направлений возможна только в условиях скоординированных действий субъектов управления Нижневартовска в рамках разработки и реализации отдельных целевых программ, распоряжений Главы администрации города и решений городской Думы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе очень кратко изложена попытка определить понятие прогноза и роль прогноза занятости в регулировании рынка труда на примере Нижневартовска. В заключение можно сказать, что для нормализации и оптимизации социальной организации труда сотрудниками организаций, учреждений и предприятий используются различные механизмы: - разработка и внедрение в практику профессиональной деятельности системы стимулирования труда работников, мотивация их на большую инициативность, активность, тесное взаимодействие; - оценка и оптимальное соотношение материальных/моральных и позитивных/негативных стимулов; - создание максимально объективной системы оценки содержания и результатов трудовой деятельности, а также справедливого вознаграждения, поощрения; - формирование системы повышения квалификации и переподготовки кадров, отвечающей целям данной организации (предприятия, учреждения); - планирование профессионального обучения и карьеры сотрудников путем проведения круглых столов, семинаров, тренинговых занятий и т.п.; - установка реальных требований к квалификационной градации работников; - содействие формированию позитивной корпоративной культуры организации. Для того, чтобы претворять в жизнь разработанные планы и проекты, предлагается разработка моделей принятия управленческих решений, в которых реализуются принципы стимулирования, адекватности реагирования на социальный запрос, максимальной объективности оценок и т.п. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Юрьева Т.В. Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. -- М.: Дрофа, 2001. -- 352 с. ISBN 5--7107--4289--9 2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 - 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга». 3. Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальной сферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003 - 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга». 4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.: ил. 5. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. - 548 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |