|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Роль скаутского движения в социализации личности подросткаРоль скаутского движения в социализации личности подростка11 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА Егорьевский филиал Факультет педагогики и психологии РЕФЕРАТ РОЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Выполнила: студентка 5 курса Проверила: 2005 Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры. За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты - старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире. Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи - это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых. Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования. Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего - проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности. Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности - православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему - обладает одна из старейших русских детских организаций - скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов. Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности. Межрегиональная детская общественная организация «Егорьевский следопыт» в своей деятельности широко использует скаутский метод. Основная цель организации: Содействие личностному развитию членов организации. Воспитательные цели и задачи организации: 1. Помочь семье в воспитании детей и подростков Задачи: · побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за личностное развитие детей; · создание условий для привлечения родителей к деятельности в Братстве; · повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в деятельности организации. 2. Содействовать развитию мотивации детей и подростков к самостоятельному полноценному личностному развитию Задачи: · система поощрения и стимулирования деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование; · различение деятельности, направленной на социальное и профессиональное самосовершенствование и деятельности, направленной на нравственное развитие; · формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования. 3. Создание условий для полноценного личностного развития детей и подростков. Задачи: · создание многовариативной деятельностной среды; · создание воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации каждому ребенку; · учет в формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и интересов каждого ребенка. 4. Осуществление воспитания на основе православных духовно-нравственных ценностей. Задачи: · сообщение детям и подросткам, а также наставникам, основ православной веры; · приведение всей жизни организации в соответствие устоям жизни православного христианина; · поиск воспитательных подходов основанных на православной нравственности применительно к условиям современной жизни. 5. Содействие воспитателям, наставникам организации в осуществлении личностного подхода в процессе воспитания Задачи: · повышение воспитательной компетенции наставников организации; · организация соборного участия наставников организации в обсуждении и принятии основных целей, задач, подходов к осуществлению деятельности организации; · создание системы подготовки кадров для организации. Скаутский метод Скаутский метод определенным образом описывает личностные потребности подростка и предъявляемые ему требования: В скаутском методе выделяется семь элементов: 1. Обещание и Закон - потребность в нравственном регулировании жизни 2. Обучение через дело - потребность в активном освоении окружающей действительности 3. Членство в малых группах - потребность в общении и взаимодействии 4. Программа прогрессивного развития личности - потребность в постоянном личностном развитии и самостоятельной активности 5. Символическая основа - потребность в причастности и самоидентификации 6. Жизнь в гармонии с природой - потребность в романтических переживаниях 7. Поддержка взрослых - потребность в поддержке со стороны взрослых наставников Основы деятельности Местная группа - объединение членов организации по месту жительства, имеющее воспита-тельные задачи. Малая группа - основная единица следопытов, объединяющая 5-9 человек - носит название патруль для следопытов или ватага для младших следопытов. Виды патрулей по составу: 1. Патруль следопытов - объединяет 5-9 человек в возрасте от 10 до 15 лет. Желательно, чтобы возраст членов патруля был примерно равный с разницей не более чем в 1-2 года. Патрули следопытов включают однородный по полу состав - отдельно патрули девочек, отдельно патрули мальчиков. 2. Ватага - объединяет 5-9 младших следопытов в возрасте от 7 до 10 лет. Могут включать разнородные (смешанный) по полу состав - мальчики и девочки. 3. Звено витязей или дружинниц (роверов) - объединяет старших членов организации в возрасте от 16 до 18 лет. Могут включать разнородный (смешанный) по полу состав или однородный. Виды патрулей по длительности деятельности: 1. Постоянный патруль - создается по месту жительства и является основой местной группы следопытов. 2. Временный патруль - создается из участников краткосрочной программы, представляющих различные местные группы следопытов. Патрульные атрибуты: 1. Название патруля - отражает интересы участников (обычно выбирается из природной среды - птица, животное, растение и т.д.). 2. Эмблема и девиз патруля - соответствуют названию патруля и интересам его участников. 3. Патрульный флажок - шьется в форме переносного вымпела с изображением эмблемы патруля. 4. Патрульный знак - форменная нашивка с эмблемой патруля, размещается на правом рукаве форменной рубашки. 5. Летопись патруля - прошитая тетрадь с дневниковыми записями о жизни патруля, включающая основные сведения об участниках патруля. Патрульные должности: 1. Патрульлидер - руководитель патруля, выбранный из числа членов патруля; 2. Помощник патрульлидера - заместитель патрульлидера; 3. Летописец - ответственный за летопись патруля, ведущий фото и киносъемку во время меро-приятий, ответственный за оформительские работы; 4. Санинструктор - ответственный за аптечку и санитарную подготовку членов патруля; 5. Завхоз - ответственный за оборудование патруля; 6. Казначей - ответственный за патрульную кассу и сбор взносов; 7. Спорт-инструктор - ответственный за спортивное и игровое оборудование, проведение спор-тивных и игровых мероприятий; 8. Квартирмейстер - ответственный за оборудование патрульного места и размещение патруля в походных условиях; 9. Инструктор по специальностям - ответственный за подготовку членов патруля по следопытским специальностям. И др. Основная задача патруля - участие в деятельности местной группы православных следопытов. Однако в плане работы местной группы постоянно должно учитываться самостоятельное значение патруля. Все мероприятия местной группы следопытов строятся таким образом, что основные участники этих мероприятий малые группы. Помимо участия в работе по плану местной группы следопытов патруль имеет собственный план деятельности, учитывающий: необходимость еженедельных сборов участников патруля, совместное чествование именинников, мероприятия с учетом индивидуальных интересов и склонностей участников патруля. Следопыты - основная часть организации. Понятие «следопыт» применяется как к мальчикам, так и к девочкам и не склоняется (так же как например солдат или офицер). Следопыт соответствует международному понятию - скаут. Возраст следопытов - 10 - 15 лет. Требования к следопытам: · пробыть определенный срок в организации, позволяющий подготовиться к приему Торжественного обещания; · дать Торжественное обещание, · пройти испытания по программе прогрессивного развития, соответствующие следопытской подготовке; · получить рекомендацию руководителя местной группы. Обещание православных следопытов: «Честным словом обещаю, по мере сил моих исполнять свой долг перед Богом и Родиной, ежедневно помогать ближнему и выполнять законы следопытов». Законы следопытов: 1. Следопыт - верен Богу, предан Родине, родителям и ближним. 2. Следопыт - честен. 3. Следопыт - стремиться быть полезным ближним. 4. Следопыт - дружелюбен. 5. Следопыт - вежлив и скромен. 6. Следопыт - друг природы. 7. Следопыт - следует наставлениям своих родителей и руководителей. 8. Следопыт - весел и никогда не падает духом. 9. Следопыт - трудолюбив и настойчив. 10.Следопыт - чист в мыслях, словах и делах. Звания следопытов: Следопытские звания присваиваются руководителем местной группы при определенном сроке пребывания в организации и соответствия данному обещанию. При присвоении звания учитывается мнение патруля если следопыт пробыл в нем не менее полугода. Существуют следующие звания: * следопыт 3 разряда, подготовка не менее 1 -года, рекомендуемый возраст 10-11 лет; * следопыт 2 разряда, подготовка не менее 1 -года (после присвоения III разряда) рекомендуемый возраст 12-13 лет; * следопыт I разряда, подготовка не менее 2-х лет (после присвоения II разряда) рекомендуемый возраст 14 -15 лет. Следопыт первого разряда должен иметь опыт руководства патрулем или самостоятельного проведения следопытских мероприятий. Кадеты - члены организации, поступившие в организацию в возрас-те от 10 до 17 лет. Задача кадетов подготовиться к принятию Торжественного обещания и приоб-рести недостающий опыт по основным требованиям программы прогрессивного развития. Кадет после принятия торжественного обещания может получить звание следопыта или витязя (дру-жинницы). Возраст кадетов - 10 - 17 лет. Младшая ветвь организации, имеющая самостоятельную программу прогрессивного развития называется младшие следопыты. (соответствует международному понятию - кабскауты). Возраст - 7-10 лет. Характер деятельности младших следопытов имеет более игровой характер, а программа прогрессивного развития носит более рекомендательный, нежели требова-тельный характер. Обещание младших следопытов: «Обещаю любить Бога и Родину, всегда делать добрые дела и выполнять законы младших следопытов». Законы младших следопытов: Младший следопыт: 1. Помнит о своих обещаниях. 2. Любит и уважает своих родителей. 3. Говорит только правду. 4. Верен дружбе. 5. Стойко преодолевает трудности. Витязи и дружинницы - старшая ветвь следопытов. Соответствует понятию ровер. Возраст витязей и дружинниц - 16 - 20 лет. Малая группа витязей и дружинниц - звено. Звено может быть смешанным по составу и состоять из юношей и девушек или быть однородным. Особенности программы деятельности витязей и дружинниц - деятельность носит более самостоятельный характер; витязи и дружинницы могут участвовать в качестве руководителей или помощников руководителей в общих программах, могут иметь свои самостоятельные программы деятельности. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ПАТРУЛЯ В ГОРОДЕ
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ОТРЯДА В ГОРОДЕ Перед сбором назначается дежурный из числа роверов.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |