|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителейСлужба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Факультет государственного и муниципального управления Специальность 080504.65 "Государственное и муниципальное управление" Кафедра социальной работы и социологии КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине "Социология управления" СЛУЖБА РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Студент В.Н. Воронов Группа 141 - СПЗ Преподаватель Л.А. Кривоносова д.соц.н., профессор Хабаровск 2010 СОДЕРЖАНИЕ 1. АНАЛИТИКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Обоснование актуальности выбранной темы 1.2 Цели и задачи 2. ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ 2.1 Характеристика проекта 2.2 Нормативно - правовое обеспечение 2.3 Организационно - управленческое обеспечение 2.4 Кадровое обеспечение 2.5 Финансовое обеспечение проекта 2.6 Препятствия и риски 2.7 Социальный эффект 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНАЛИТИКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 1.1 Обоснование актуальности выбранной темы Во всех регионах Российской Федерации остро стоит проблема нарастания числа детей - сирот и числа неблагополучных семей. Число детей, ежегодно остающихся без попечения родителей, выросло по сравнению с 2005 г. в 1,7 раза. Число детей, ежегодно помещаемых в интернатные учреждения, выросло в 2,7 раза. А число изъятых государством детей из неблагополучных семей с последующим лишением родительских прав выросло в 4,7 раз. В последнее время вопросам семьи и детства уделяется особое внимание на всех уровнях власти. Президент РФ В.В. Путин выделил проблему демографии как основную. Серьезные изменения акцентов в социальной политике России происходят в сфере защиты детства. Государство ставит перед собой новые задачи: укрепление системы защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в ней; профилактика социального сиротства; внедрение новых технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Принятые в Хабаровском крае нормативные правовые акты, закрепляющие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют права детей на все гарантии, действующие в соответствии с федеральным законодательством. Детям из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно оказывается государственная поддержка: ежемесячные выплаты денежных пособий; закрепление жилья; оплата проезда к месту учебы; трудоустройство; оказание бесплатной медицинской помощи; направление на учебу в средние и высшие учебные заведения на льготных условиях; бесплатный отдых в оздоровительных лагерях, санаториях, профилакториях. Произошли позитивные сдвиги и в вопросе материального стимулирования семей, взявших на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на произошедшие изменения (динамику развития, решение некоторых задач, выделение дополнительных средств), работа системы социальной защиты детства в нашей стране в настоящее время недостаточно эффективна. Одна из причин такой неэффективности заключается в том, что в силу своего исторического развития, система оказалась "перегружена" детьми, уже получившими статус сироты или оставшегося без попечения, и основные средства, по - прежнему, идут на их содержание и обеспечение. Кроме того, круг воспроизведения социального сиротства возникает за счет того, что большинство детей из неблагополучных семей попадают в приюты и детские дома, после проживания, в которых они не могут образовать устойчивые семьи, становятся неблагополучными родителями и их дети попадают также в приют. Круг социального сиротства воспроизводится. Одним из основных путей решения данной проблемы является семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения, в форме усыновления, приемной семьи или опеки. Если ребенка вынуждено забирают из семьи, важно поместить его не в приют, а в семьи, чтобы минимизировать его травматизацию от проживания в интернатных условиях. Препятствием к развитию семейных форм жизнеустройства детей является то, что далеко не в полной мере на сегодняшний день решены вопросы социальной поддержки замещающих семей. Исходя из имеющихся проблем, можно определить возможные пути для их решения: - улучшение координации и взаимодействия всех структур, которые занимаются вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства; - активизация работы по пропаганде семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поднятию престижа замещающей семьи; -создание Служб развития семейных форм устройства во всех государственных учреждениях, Служб сопровождения приемных и опекаемых семей во всех районах города, для подготовки и поддержки усыновителей, опекунов, приемных родителей на всех этапах формирования, становления и жизнедеятельности замещающих семей; - решение вопроса о дальнейшем материальном стимулировании семей, взявших на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Северном округе проживает 27 046 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет. На территории округа находятся 4 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в которых воспитываются 322 ребенка, из них: 48 - сироты, 269 - социальные сироты, 60 - инвалидов. На 01.10.2009 года под опекой граждан в 347 семьях состоит 397 детей, в 24 приемных семьях воспитываются 30 несовершеннолетних. Денежные средства на содержание опекаемых и приемных детей получают 320 человек. В 2008 году на территории округа выявлено 93 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (2007 - 63), в том числе 14 детей - сирот. На основании изложенного, можно сделать вывод, что, к сожалению, пока недостаточно результативна работа в вопросах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с количеством выявляемых детей. Проблемой остается и большое количество определений в государственные учреждения из числа выявленных детей. Устройство выявленных в 2008 году выявленных несовершеннолетних: 2 Все это требует поиска новых методов и форм работы по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, изменению отношения общества к этой проблеме. Чаще всего в учреждения общественного воспитания попадают дети и подростки, имеющие определенный опыт, так называемый "жизненный сценарий". И у всех он разный. У кого-то родители погибли, чьих-то лишили родительских прав, чьи-то родители отказались от дочери или сына. Все это не может бесследно пройти для ребенка. Поэтому очень важно помочь ему изменить этот сценарий, подарив ему, тепло своей души, любовь, знания и умения, да и просто состояние счастья и благополучия. Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые принимали бы его личность, с которыми бы он жил одними интересами. Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек полностью ее заменяющий. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья представляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она так же естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями. Всего в 2008 году в отдел опеки и попечительства Северного округа обратился 147 человек, изъявивший желание взять детей на воспитание в семьи, в том числе: 103 - российских, 44 - иностранных гражданина. Устройство детей в 2008 году: В 2008 году помещено в семьи 137 детей: Ш 8 воспитанников государственных учреждений возвращено в кровные семьи; Ш 80 детей оформлено под опеку (из них 8 детей из государственных учреждений); Ш 42 ребенка усыновлено (в том числе 32 - иностранными гражданами, 10 - гражданами РФ (6 - отчимами, 4 - гражданами РФ)). Ш 7 детей переданы в приемную семью (из них 6 - из государственных учреждений, 1 - оставшийся без попечения родителей). Информация об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей в Северном округе в 2005 - 2009 годах
Снижение количества усыновленных детей в 2009 году произошло в связи с приостановкой деятельности агентств по зарубежному усыновлению. Таким образом, наиболее популярной формой семейного устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается опека. Это связано с простотой и оперативностью оформления документов и тем, что в первую очередь при решении вопроса об устройстве ребенка специалисты отдела опеки изучают его "семейный ресурс", а так же с тем, что в случае отсутствия "юридического статуса" ребенка возможно оформление опеки без денежного содержания. На усыновление, обычно решаются семьи, которые желают взять детей малолетнего возраста, с целью изменения данных о ребенке (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) и сохранения тайны усыновления. Популярность данной формы устройства у граждан РФ невелика, в том числе и в связи с тем, что усыновление устанавливается только в судебном порядке и влечет за собой возникновение алиментных и наследственных правоотношений. Наиболее перспективная и социально защищенная форма семейного устройства - приемная семья, которая отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновления, опеки) договорным способом оформления отношений, труд приемных родителей в определенной части компенсируется государством. Количество приемных семей неуклонно растет. В настоящее время в Северном округе образовано 24 приемных семьи, в которых воспитываются 30 приемных детей. Анализируя количественный и качественный состав приемных семей, можно сделать некоторые выводы. 2 В приемные семьи попадают дети различных возрастов, но в основном это подростки школьного возраста, для которых шансы попасть в замещающую семью уменьшаются с каждым годом. По половому признаку приемные родители отдают предпочтение девочкам, их 17 из 30 приемных детей. Основной возраст приемных родителей от 35 до 50 лет. Большинство из них имеют собственных детей и соответственно обладают опытом воспитания. При этом в 4 приемных семьях детей воспитывают одинокие мамы. Преобладающее количество семей (18 из 24) воспитывают по одному приемному ребенку, однако, в последнее время наметилась положительная динамика увеличения количества детей, передаваемых на воспитание в одну семью. Так, в 2009 году две приемные семьи взяли на воспитание по 3 приемных ребенка; еще две семьи- по 2 ребенка. Положительной тенденцией является и то, что две семьи, уже имевшие приемных детей, в 2009 году расширили свой состав, дополнительно приняв в семьи воспитанников учреждений общественного воспитания в качестве второго и третьего. В 2007 - 2009 годах совместно с Управлением образования администрации города проводилась работа по поиску новых форм семейного устройства. По согласованию с отделом опеки, жители города, не имеющие возможности взять в семьи воспитанников Детских домов на постоянной основе, или еще не определившиеся в своем решении, принимали ребят в каникулярное время и выходные дни. Только в 2008 году в гостевых семьях побывало 97 воспитанника детских домов и школы - интерната округа. 1.2 Цели и задачи А.С. Макаренко в "Книге для родителей" развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа детей-сирот, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих "плохо воспитанных" граждан, их перевоспитания, лечения. В настоящее время по официальным данным в детских учреждениях различной ведомственной принадлежности РФ проживает 200 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В банке данных для передачи в семьи числится 177 тыс. детей. Детский дом, давая приют ребенку-сироте, создает проблему социальной адаптации к жизни за рамками детского дома. Не имея опыта проживания в семье, воспитанники детских домов испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска. Семья для ребенка- первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется "зона ближайшего развития" ребенка. Семья закладывает систему отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Однако в современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности: изменяются старые, общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формированию комплекса родительской неполноценности по отношению к детям. Современной семье необходима профессиональная помощь и поддержка. Что же тогда говорить о замещающей семье? Как показывает практика, к воспитанию детей в замещающих семьях привлекаются люди, не имеющие специальных знаний (педагогических, психологических, медицинских). Тем более это важно, потому что дети, которые приходят в семьи, имеют проблемы в развитии, образовании, здоровье. Надо знать, как помочь таким детям, и уметь это делать. Некоторые семьи, берущие на попечение ребенка, нередко решают собственные проблемы, существующие на момент принятия ребенка. Это может быть, например, состояние депрессии, конфликтные отношения с супругом или детьми и др. Со временем состояние стабилизируется, а обстоятельства семьи могут измениться (развод, болезнь или смерть одного из супругов) и принятый ребенок становится тяжелым бременем. От него либо отказываются, либо условия, в которых он развивается, становятся неблагоприятными. Необходима совершенно особая психологическая работа с приемными родителями еще до того, как в их доме появится ребенок. Меры материального стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при всей их позитивной направленности сами по себе не решат проблемы, если не будут созданы профессиональные службы подготовки, сопровождения и поддержки принимающих семей, подбора семьи для ребенка. Необходимость создания таких служб подтверждается, в том числе и статистикой возврата детей в интернатные учреждения из опекунских и приемных семей. Органы по защите прав детей в муниципалитетах, согласно законодательству, должны координировать все действия по защите прав и интересов детей на территории данного муниципального образования. При этом, если функции выявления, учета и контроля за соблюдением прав детей можно отнести к управленческим функциям (так же как и координацию деятельности), то функции патроната, психолого - медико-педагогического сопровождения семьи явно носят другой характер - собственной действий по защите прав детей. До настоящего времени органы опеки и попечительства вели подбор и оформление опекунов и приемных родителей на основании установленного перечня документов и информации из различных источников, не имея возможности, проведения квалифицированной психолого-педагогической экспертизы кандидатов в замещающие родители и индивидуальной работы с семьей в необходимом объеме. Очевидно, что орган по защите прав детей должен выполнять только управленческие функции. Поэтому тут уместно применить такой механизм, как делегирование полномочий. Когда часть своих функций муниципальные органы делегируют учреждениям, в которых работают специалисты: психологи, дефектологи, социальные педагоги, социальные работники. Функции диагностики, разработки планов, создания и сопровождения замещающих семей делегировать учреждениям социальной защиты населения, образования, здравоохранения. В Постановлении Правительства Хабаровского края от 28.12.2006 г. № 199-пр "О работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних по решению проблем социального сиротства в Хабаровском крае" отмечается, что "развитие семейных форм устройства детей сдерживается…отсутствием специальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей". В связи с вышеизложенным, возникла острая необходимость создания Службы, которая бы выполняла следующие функции: осуществление подбор, психолого-педагогическую диагностику и обследование условий жизни лиц, желающих создать замещающую семью; проведение подготовки и социальной адаптации приемного ребенка; организацию обучения кандидатов в приемные родители и опекуны; оказание помощи в сборе материалов, необходимых для оформления документов в органах опеки и попечительства; оказание организационно-методической помощи замещающим семьям; осуществление социально - медико - психолого-педагогического сопровождения на всех стадиях создания и существования замещающих семей. Цели Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, были определены следующие: Ш Социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ш Уменьшение числа детей, воспитывающихся в детских домах. Конкретизируя поставленные цели, можно выделить следующие задачи Службы: Ш Информирование населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ш Организация рекламных кампаний с целью пропаганды положительного опыта замещающих семей. Ш Проведение информационных собраний для обратившихся граждан, собеседований, индивидуальных и групповых консультаций. Ш Организация специального обучения граждан, желающих взять детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Ш Организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". Ш Консультирование членов замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей. 2. ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ 2.1 Характеристика проекта
2.2 Нормативно - правовое обеспечение Работа по устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно органами опеки и попечительства согласно: · Конвенции ООН о правах ребенка; · Семейному кодексу РФ; · Федеральным Законам: - № 120 от 24.06.1999 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - № 159-ФЗ от 10.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" · Законам Хабаровского края: - № 109 от 31.03.99 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории Хабаровского края"; - № 119 от 25.04.2007 "О мерах социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" Деятельность органов опеки и попечительства строится в соответствии с требованиями вышеуказанных законов, и направлена на реализацию государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их личных, имущественных, жилищных прав. Постановлением Мэра города Хабаровска № 1359 с 01.11.2006 года в целях социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшения числа детей, воспитывающихся в детских домах, в штат Детского дома дополнительно введены 4 ставки педагогических работников: 3 социальных педагога и педагог- психолог. В настоящее время отсутствует конкретная нормативно - правовая база, которая бы определяла статус Службы как таковой и регламентировала организацию ее работы. Деятельность службы определена лишь Постановлением Мэра города Хабаровска о введении дополнительных ставок для ведения данного направления деятельности, Положением о Службе, разработанным непосредственно специалистами Службы, Уставом детского дома, который не противоречит Семейному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Закону об образовании. ПОЛОЖЕНИЕ о Службе по развитию семейных форм жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1. Общие положения. 1.1. Служба по развитию семейных форм жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее Служба, является структурным подразделением МОУ "Детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" без права юридического лица, не имеет расчетного счета. 1.2. Служба организована на основании постановления Мэра города Хабаровска от 01.11.2006г. № 1359 1.3. Специалисты службы назначаются, увольняются директором детского дома. 1.4. По вопросам своей деятельности подчиняются директору детского дома. 1.5. В своей деятельности служба руководствуется Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, законодательством РФ в области образования, охраны прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом детского дома, приказами и инструкциями вышестоящих органов управления образования, Положением о приемной семье. 2. Цели и задачи службы. Цели: 2.1. Социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.2. Уменьшение числа детей, воспитывающихся в детских домах. Задачи: 2.3. Информирование населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 2.4. Организация рекламных кампаний с целью пропаганды положительного опыта замещающих семей. 2.5. Проведение информационных собраний для обратившихся граждан, собеседований, индивидуальных и групповых консультаций. 2.6. Организация специального обучения граждан, желающих взять детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 2.7. Организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". 2.8. Консультирование членов замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей. 3. Структура службы. В уполномоченную службу входят специалисты детского дома: - социальный педагог (3 чел.) - психлог (1чел.) 4. Функции службы. 4.1. Информирует населения о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 4.2. Проводит первичную регистрацию граждан, обратившихся в службу и желающих принять ребенка в замещающую семью. 4.3. Проводит информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан. 4.4. Проводит собеседование с членами потенциальной замещающей семьи, определяя их мотивы к принятию ребенка в семью. 4.5. Организует обучение граждан, желающих взять детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 4.6. Разрабатывает, корректирует программу подготовки кандидатов в замещающие семьи. 4.7. Консультирует членов замещающей семьи по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях с ребенком. 4.8. Консультирует членов замещающих семей и оказывает помощь на основании обращения родителей. 4.9. Организует работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города. 4.10. Организует занятия с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". 5.Обязанности специалистов службы. 5.1.. Информируют население о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи через средства массовой информации и другие источники. 5.2. Собирают общую информацию о воспитанниках детских домов. 5.3. Проводят первичную регистрацию граждан, обратившихся в службу и желающих принять ребенка в замещающую семью. 5.4. Проводят информационные собрания, собеседования, индивидуальные и групповые консультации для обратившихся граждан. 5.5. Оказывают содействие органам опеки и попечительства в формировании банка данных о гражданах, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. 5.6. Проводят собеседование с членами потенциальной замещающей семьи, определяя их готовность к принятию ребенка в семью. 5.7. Организуют специальную подготовку граждан, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 6. Права специалистов службы. Имеют право: 6.1. Самостоятельно формировать конкретные задачи работы с кандидатами в замещающие семьи, выбирать формы и методы работы, решать вопрос о сроках проведения различных мероприятий, выделении приоритетных направлений работы в определенный период. 6.2. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешной реализации поставленных задач. 6.3. Вносить предложения при составлении общего плана работы детского дома. 6.4. Вести работу по формированию положительного имиджа приемных родителей, опекунов в общественном мнении жителей города через СМИ, беседы, выступления, выездные консультации и др. формы. 7. Ответственность специалистов службы. Несут ответственность: 7.1. За своевременное и качественное выполнение обязанностей, изложенных в должностной инструкции каждого специалиста. 7.2. За отчетную документацию, сохранность и своевременную подготовку документов. 7.3. За соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации, а также знаний, опыта кандидатов в замещающие семьи, о которых специально оговорено, что они имеют конфиденциальный характер. Взаимодействие службы: С отделами опеки и попечительства 8.1. Направляет граждан, обратившихся самостоятельно в детский дом, в Отдел опеки и попечительства для решения вопроса об организации замещающей семьи. 8.2. Предоставляет Отделу опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам обучения и обследования замещающей семьи. 8.3.Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи по обращению родителей. 8.4. Предоставляет гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, перечень документов, необходимых для подготовки заключения о возможности быть замещающими родителями. 8.5. В случае прохождения кандидатами в замещающие родители курсов в детском доме, Отдел опеки и попечительства при выдаче заключения о возможности быть замещающими родителями учитывает результаты психологического обследования семьи, проведенного педагогом-психологом Службы 8.6. При выдаче гражданину, желающему принять ребенка (детей) в семью, разрешения на встречи с ребенком, проживание в гостевой семье, учитывает рекомендации педагогических работников детского дома по итогам обучения. С Детскими домами города 8.15. Организует семинары и консультации для сотрудников детских домов по программе подготовки ребенка к жизни в семье. С Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения 8.16. Служба имеет право направлять обратившихся за помощью граждан из числа замещающих семей для консультирования в Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения. 8.17. Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения обязуется по согласованию со Службой проводить регулярно консультативную помощь для педагогов и медицинских работников учреждения, а также кандидатов в замещающие семьи и замещающих семей по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей не занимается устройством детей в семьи, так как это функция органов опеки и попечительства. Но в своей деятельности тесно взаимодействует с Отделами опеки и попечительства комитетов по управлению округами. Исходя из описанного действующего механизма, стало возможным подписание Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Отделами опеки и попечительства комитетов по управлению округами администрации города Хабаровска и МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 8 для детей школьного возраста" по поиску, обучению и сопровождению замещающих семей. Механизм взаимодействия Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей - сирот и Отделов опеки и попечительства Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Отделом опеки и попечительства комитета по управлению Железнодорожным округом администрации города Хабаровска и МОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Детский дом № 8 для детей школьного возраста" Начальник Отдела опеки и попечительства Железнодорожного округа Паньшина Татьяна Федоровна, действующая на основании Положения об отделе опеки и попечительства комитета по управлению Желелезнодорожным округом Администрации г. Хабаровска и права по должности с одной стороны и директор детского дома № 8 Перелякина Наталья Леонидовна, действующая на основании Устава и права по должности с другой стороны, заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по поиску, обучению и сопровождению замещающих семей. 1. Предмет соглашения. Организация взаимодействия по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сотрудничества по вопросам поиска, обучения и сопровождения замещающих семей. 2. Отдел опеки и попечительства (специалисты отдела). 2.1. Информирует граждан, желающих принять ребенка (детей) в семью, о возможности обучения кандидатов в замещающие родители в детском доме 2.2. Рекомендует гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, пройти курс обучения для кандидатов в замещающие родители в детском доме. 2.3. Осуществляет подбор и устройство ребенка (детей) в замещающую семью. 2.4. Предоставляет гражданам, желающим принять ребенка (детей) в семью, перечень документов, необходимых для подготовки заключения о возможности быть замещающими родителями. 2.5. В случае прохождения кандидатами в замещающие родители курсов в детском доме, отдел опеки о попечительства при выдаче заключения о возможности быть замещающими родителями учитывает результаты психологического обследования семьи, проведенного педагогом-психологом детского дома. 2.6. При выдаче гражданину, желающему принять ребенка (детей) в семью, разрешения на встречи с ребенком, проживание в гостевой семье, учитывает рекомендации педагогических работников детского дома по итогам обучения. 2.7. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка в замещающей семье. 2.8. Рекомендует замещающей семье, в случае возникновения проблемной ситуации, обратиться в детский дом для психолого-педагогической поддержки и сопровождения. 2.9. Координирует деятельность органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей, переданных в замещающую семью. 3. Детский дом (педагогические работники) 3.1. Информируют население о семейных формах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. 3.2. Проводит первичную регистрацию граждан, обратившихся в учреждение и желающих принять ребенка в замещающую семью. 3.3. Организует информационные встречи с населением, проводит собеседования для желающих взять ребенка (детей) в замещающую семью. 3.4. Направляет граждан, обратившихся самостоятельно в детский дом, в Отдел опеки и попечительства для решения вопроса об организации замещающей семьи. 3.5. Проводит обучение кандидатов в замещающие семьи. 3.6. Педагог-психолог детского дома проводит психологическое обследование семьи кандидата в замещающую семью с согласия обратившегося. 3.7. Предоставляет отделу опеки и попечительства выводы и рекомендации по результатам обучения и обследования замещающей семьи. 3.8. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи по обращению родителей. 3.9. Оказывает помощь, проводит индивидуальные и групповые консультации для замещающих семей по мере обращения граждан. Начальник отдела опеки Директор детского дома и попечительства комитета г. Хабаровска В.Н. Воронов И.И. Иванов 2.3 Организационно - управленческое обеспечение Для повышения эффективности работы по созданию и сопровождению замещающих семей в ноябре 2008 года создана единственная в Хабаровском крае Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее благоприятные условия для создания такой Службы в Северном округе имелись в Детском доме, на базе которого два года работала экспериментальная площадка по патронатному воспитанию. В результате эксперимента специалисты Детского дома разработали адаптированные программы, освоили технологии подготовки замещающих родителей и приемных детей, получили опыт практической деятельности, навыки проведения обучающих курсов и семинаров, работы со СМИ. Основные направления деятельности службы. 2 Совершенно очевидно, для того, чтобы начать обучение кандидатов в замещающие семьи, необходимо найти этих кандидатов. В связи с этим специалистами Службы спланирована и проводится большая работа по информированию населения о создании в городе службы, особенностях ее деятельности, кадровом и образовательном составе. Информирование осуществляется по нескольким направлениям.
Цель профессиональной замещающей семьи - помочь ребенку успешно социализироваться, научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. В детском доме для Службы выделено помещение, где располагаются: кабинет социальных педагогов; отдельный специально оборудованный кабинет педагога-психолога, зал для занятий с кандидатами в замещающие семьи. Как уже было сказано выше, необходима совершенно особая психологическая работа с приемными родителями еще до того, как в их доме появится ребенок. 2 Группы для обучения кандидатов в замещающие семьи формируются на основе анализа результатов собеседования. Формировать группу желательно, в первую очередь, из кандидатов, попавших в число "абсолютно пригодных". На занятия в группу приглашаются не более 5-ти семей. Если учитывать, что приходят оба супруга, иногда с детьми, а по ходу выполнения заданий необходимо каждому участнику высказаться, большой количественный состав группы не желателен. Занятия проводятся в соответствии с программой обучения кандидатов в замещающие семьи. (Приложение 1-2) Собравшиеся на занятия кандидаты в замещающие семьи совместно вырабатывают правила работы группы, которые позволяют им чувствовать себя комфортно, уверенно. (Приложение 3) Опекуны имеют возможность присутствовать на занятиях по собственному выбору. Для этого на первом занятии всем предлагается тематический план занятий. С детьми из этих семей параллельно проводится индивидуальная работа педагогом-психологом Службы. В ходе занятий у кандидатов в приемные родители не только появляются теоретические и практические знания, но и происходят позитивные изменения в семье, в осознании себя, так, например, открытием для родителей явилась часть занятия "Проблемное поведение и как им управлять", посвященная половой идентификации. Ответы на вопросы, ролевые игры помогают осознанию реальных проблем, дают возможность в полной мере оценить ответственность, которую на себя берут приемные родители, и приводят к пониманию возможности решения этих проблем. Детям создаются условия для самостоятельной деятельности: они могут рисовать, читать, играть в настольные игры, смотреть телевизор в группах детского дома. Любой ребенок может быть помещен в профессиональную замещающую семью, каковой является приемная семья. Но важно подобрать такую семью, которая была бы ресурсной для интеграции определенного ребенка. На этапе подготовки семьи проводится психологическое обследование семьи, которое включает в себя конкретные методы диагностики семейной системы. Это позволяет определить ресурсы семьи для организации замещающей заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема ребенка. Используются следующие методики: o "Системный семейный тест" (ФАСТ) для анализа внутрисемейной ситуации. o "Стандартизированное интервью" для изучения идеологии семьи. o "Динамическая скульптура семьи" приводит к осознанию особенностей структуры семьи. o Немецкий опросник семейной динамики позволяет диагностировать особенности коммуникации, выражение эмоций, уровень контроля членами семьи и др. o Опросником "Анализ семейной тревоги" (АСТ) диагностируется семейная тревога. Пока идет обучение, семья проходит психологическое обследование по специальным методикам В занятиях с кандидатами в замещающие семьи принимают участие специалисты Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, врач детского дома. Результатом обучения кандидатов в замещающие семьи должно стать: Ш осознание проблем семьи и поиск членами семьи психологической ниши для приемного ребенка; Ш эффективные методы взаимодействия в семье; Ш повышение родительской компетентности и интеграция ребенка в семейную систему. Еще одним направлением деятельности Службы является организация занятий с педагогами детских домов по обучению программе "Подготовка ребенка к жизни в семье". Первое научно обоснованное исследование влияния условий жизни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. Джон Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок-сирота мог бы устанавливать интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной, социально адаптированной личности. В исследованиях среди прочих выделяются негативные черты общественного воспитания: · бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды; · постоянное нахождение детей в условиях коллектива, невозможность уединиться; · недостатки программы воспитания и обучения, которая не компенсирует дефекты развития, вызванные отсутствием семьи. Отсюда следующие типичные черты личности выпускника детского дома: o отчужденность от мира взрослых; o негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе; o неспособность к самоутверждению в труде - привычка имитировать учебную деятельность, неспособность делать усилия, напрягаться в работе; o неспособность к планированию своей работы и жизни в целом; o инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание - равнодушие к себе и своей судьбе; o неразвитый социальный интеллект. Не имея опыта проживания в семье, выпускники детских домов испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей, которые вновь образуют группу риска. Для социальной адаптации выпускников разработана программа "Подготовка ребенка к жизни в семье", которая направлена на формирование ценностной ориентации и положительной мотивации у воспитанников по созданию своей собственной семьи. Программа "Подготовка ребенка к жизни в семье" рассчитана на все годы воспитания ребенка в детском доме. (Приложение 4-5) Педагог свободен в выборе формы занятий. Он имеет право на вариативность тематического курса занятий в зависимости от возрастного состава группы. Освоение данной Программы для каждого воспитанника обязательно. (Приложение 6). В рамках работы по данному направлению деятельности определен механизм взаимодействия Службы с учреждениями для детей-сирот города. (Приложение 7-8). Не секрет, что вновь образованные замещающие семьи сталкиваются с проблемами адаптации и дальнейшего построения взаимоотношений с детьми, получившими негативный жизненный опыт и психологическую травму в биологических семьях. И потому важнейший вид деятельности Службы - консультирование замещающих семей и оказание помощи на основании обращения родителей. В настоящее время в городе функционирует 75 приемных семей. В большинстве из них существуют проблемы. Об этом говорит и тот факт, что первые обратившиеся в Службу были приемные семьи, в которых дети прожили по 3-4 года. Причиной этого является, в том числе и отсутствие специального обучения на тот момент, когда создавались эти семьи. Если бы будущие приемные родители прошли курс обучения, многих проблем можно было бы избежать. Невозможно переоценить значение помощи созданной замещающей семье. Проблемы, возникающие на каждом этапе развития семьи с приемным ребенком, - предмет деятельности специалистов Службы. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Семьи, как правило, находятся на разных этапах развития. Их опыт преодоления кризиса ценен и уникален как для них самих, так и для других семей. Чтобы успешно осуществлять замещающую заботу, приемные родители должны развивать те умения и навыки, которые получили во время подготовки на курсах обучения. Под руководством специалистов Службы они способны оценить ситуацию в семье, понять потребности ее членов и те изменения, которые с ними происходят, вовремя и адекватно отреагировать на эти изменения, разрешить конфликт, управлять трудным поведением детей, слушать, поддерживать детей. Необходимо работать в команде с другими семьями и специалистами Службы. 2 В процессе сопровождения замещающих семей Служба использует в работе с семьями различные групповые и индивидуальные формы: 2 Если помощь обратившимся не может быть оказана специалистами Службы, желающих направляют в Краевой Центр психолого-медико-социального сопровождения. С ним подписан Договор - соглашение о сотрудничестве на безвозмездной основе по оказанию психолого - медико - социальной помощи детям из замещающих семей, оказанию консультативной поддержки педагогическому составу детского дома, кандидатам в замещающие семьи и замещающим семьям. (Приложение 11). |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |