|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социализация и социальные конфликтыСоциализация и социальные конфликтыМинистерство образования науки рф челябинский государственный педагогический университет региональный институт педагогического образования дистанционного обучения контрольная работа ПО СОЦИОЛОГИИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Выполнила: студентка 3 курса Киященко Н.Н. Проверила: Дорожко И.Н. АША, 2008 Введение Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала - человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Тот же самый мигрант, став рабочим и приспособившись к новым условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой. Под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием. Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным строем и психологией. Взаимодействие между собой маргиналов и этносов нередко приводит к возникновению социальных конфликтов. Маргиналы, вливаясь в этническую группу, должны пройти ресоциализацию, т.е. принять те нормы и правила, которые сложились в этнической группе. Если же этого не происходит, между ними неизбежны конфликты. 1. Социализация - процесс формирования личности На протяжении всей своей жизни любой человек постоянно совершенствуется, происходит его социализация - процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания: 1. социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я». 2. социализация может рассматриваться так же как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются. Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная - остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни. Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение. Агентами социализации называют любых субъектов социальной сферы, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количество и состав агентов социализации различаются в разные периоды жизни человека: § в младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, которые постоянно заботятся о ребенке, общаются с ним. § в период от 3 до 8 лет кроме родителей, к ним теперь следует отнести так же друзей, воспитателей и др. людей, окружающих ребенка. На этом же этапе в процесс социализации включаются СМИ. § в период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности. Этот период характеризуется: § изменением роли агентов социализации § трансформацией ценностных ориентаций § усилением восприимчивости к негативным оценкам окружающих § несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом § противоречием между усилением стремления к самостоятельности и одновременным увеличением зависимости от родителей. Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека: - адаптация - пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями - интеграция - активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду. Социализация человека продолжается всю жизнь, т.к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения разных социальных ролей - совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Уже у взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т.е. происходит ресоциализация. Непосредственная функция социализации - формирование личности, способной к сосуществованию с др. людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества. Но бывают случаи, когда личность вступает в конфликт с окружающими, такое явление называют социальным конфликтом. 2. Социальный конфликт - условие для успешного функционирования общества. Взаимодействуя друг с другом, люди не только ставят конструктивные цели, не только стремятся к сотрудничеству. Жизнь устроена таким образом, что человеку нередко приходится бороться за те блага, которые ему необходимы для поддержания существования или для удовлетворения амбиций. Именно по этой причине и возникают социальные конфликты. Социальный конфликт - это столкновение, противодействие двух или большего числа социальных групп. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают оппонентов (т.е. тех людей, которые заинтересованы в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Что касается вовлеченных и заинтересованных групп, то их участие в конфликте вызывается либо тем, что они способны повлиять на исход конфликта, либо тем, что результат конфликта затрагивает их интересы. Социальный конфликт признается решающим фактором социального развития. Еще в прошлом веке Г. Спенсер рассматривая соц. конфликт с позиций социального дарвинизма, охарактеризовал его как неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития. Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. Л. Фон Визе, отвергая дарвинистский подход к конфликтам, как проявлению естественного отбора, выдвинул идею регуляции конфликтов через дружеское соглашение или с помощью социальных институтов. Один из основателей чикагской школы «соц. экологии» - Р.Э. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. С его точки зрения, соревнование, являющееся соц. формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт. В свою очередь, конфликт способствует приспособлению и может привести через ассимиляцию к прочим взаимным контактам и сотрудничеству. Американский социолог Льюис Э. Козер считает, что каждое общество содержит некоторые элементы напряжения и потенциального конфликта. Рассматривая конфликт, как «важнейший элемент социального взаимодействия», который способствует разрушению или укреплению социальных связей, он определяет его как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства соц. групп или индивидов, борьбу за блага, изменение статуса, власть, прибыль, перераспределение доходов и т.п. он считает объективной стороной конфликта. Разрушение соц. Связей угрожает лишь закрытым обществам, где конфликты разделяют на два «враждебных класса», потрясают «основы коллективного согласия» и могут разрушить саму общественную систему через насилие. В открытых же обществах конфликтам дается выход, а соц. институты оберегают основное общественное согласие. Р. Дарендорф считает конфликт результатом сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, а причины конфликта - неустранимыми. В целом же у него конфликт оказывается не разрушительным, а способствующим поддержанию равновесия, тем более, что в любой системе, по его мнению, существуют и стабильность, и изменение, интеграция и конфликт, функция и дисфункция. Хотя конфликт и признается одним из главных двигателей соц. прогресса, в паре с ним обычно упоминаются «согласие», «стабильность», «порядок» и т.п. Причем, согласие считается нормальным состоянием общества, а конфликт - временным. Из всего этого можно сделать вывод, что конфликт является необходимым условием успешного функционирования общества, т.к. он дает стимул к поиску новых путей выхода из кризисной ситуации, принятию новых решений, а следовательно, и развитию общества в целом. Заключение Ярким примером соц. конфликтов можно отметить последствия советской перестройки. Те люди, которые большую часть своей жизни прожили при коммунизме, где была совсем другая политическая система, др. нормы поведения и др. взгляды на жизнь, в современном обществе оказались «потерянным поколением». Они не смогли пройти ресоциализацию, т.к. их процесс становления «как личности» уже практически завершился. В противоположность «потерянному поколению» выступает новое, это - «дети перестройки», у которых процесс социализации только начался. Они усваивают все новые образцы поведения, нормы, их влечет все «современное». Между этими двумя поколениями, естественно, неизбежны конфликты, которые приводят либо к взаимному согласию, либо к разрыву отношений. Однако, чаще всего, даже при взаимном примирении, каждое поколение все равно остается при своем мнении. Список использованной литературы 1. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511 с. 2. Социология для студентов вузов/ И.А. Дьячук, М.А. Коргова, Ф.А. Шебзухова; отв.ред. М.А. Коргова, - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 186 с. 3. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 438 с. 4. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА. М, 1999. - 672 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |