|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальная адаптация в современных условияхСоциальная адаптация в современных условиях3 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал г. Анапа КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: "Социальная адаптация в современных условиях" АНАПА 2006г. СОДЕРЖАНИЕ
первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается; вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга; третья стадия - приспособления, "аккомодации" - связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности; четвертая стадия - полной адаптации, "ассимиляции", когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Специфические моменты технологии социальной адаптации: только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде; только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания; процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания; человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации. Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств. № ГЛАВА 2.Технологии социальной адаптации личности к военной службеТехнологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав ив проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы. Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждении. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач - соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу. Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках "дедовской" и "земляческой" статусных систем. К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью устранить эти уродливые явления - требуется изменить морально-психологический климат в обществе, преодолеть столь распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенности, предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять попытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно - в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топлива и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку. Социальная работа с родителями пенсионного возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженный конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания. Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др. Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба - это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи). Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем. Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, - социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт. Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей. Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах - обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Одна из важных функций социальной работы - развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки. Определенный вклад в улучшение положения-военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями. Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическим и задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни. Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем. 2.1. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запасПо данным Министерства обороны Российской Федерации, только в 1992-2004 гг. было уволено в запас более двух миллионов офицеров, прапорщиков и мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новым жизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим, что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35-50 лет. Они обладают хорошей профессиональной подготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опыт управления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросов воспитательной работы, и т.д. Другими словами, это экономически активная часть населения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800 тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будут оставаться на повестке дня еще очень долгое время. Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил в 90-е годы привело к росту социальной напряженности в обществе. Как известно до 2001 года не было единой государственной программы социальной адаптации военнослужащих. При реализации этой программы в стране реализовывались две Программы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153. Концепцию Программы адаптации военнослужащих существовавших в то время разрабатывали специалисты Института педагогики Российской академии образования. При этом были использованы результаты социологических исследований 1996 года по итогам реализации Программы конверсии для российских офицеров, анализ Организации экономического сотрудничества и исследования 1997 года "Занятость и профессиональная переподготовка кадровых военнослужащих запаса, живущих в Москве, и их использование в народном хозяйстве", проведенных Центром региональных проблем и Институтом проблем занятости РАН. Большое внимание было уделено изучению опыта работы существующих на тот момент в России различных центров социальной адаптации бывших военных. Они существовали с 1993 года при поддержке зарубежных организаций из Германии, Великобритании. Швеции, Норвегии и других стран Европейского сообщества (TACIS), которые стали создавать региональные учебные центры по переподготовке увольняемых военнослужащих. Эти центры, поддерживаемые западными партнерами, получили хорошее материальное обеспечение, но были открыты только в больших городах Европейской зоны России. № Их главной задачей была профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, проблемы же социальной и психологической адаптации, трудоустройства, самозанятости и малого предпринимательства они не решали. Благодаря частной инициативе самих уволенных военнослужащих в различных районах страны стали образовываться ассоциации военнослужащих, уволенных в запас, как общественные негосударственные организации, которые во взаимодействии с региональными органами власти пытались реализовать соответствующие программы. Их деятельность строилась на основе самофинансирования, большинство из них работали в содружестве со Всероссийским центром переподготовки офицеров, увольняемых в запас (ВЦПО), фокусируя свою деятельность в основном на переобучении. В тот период времени региональными администрациями были реализованы несколько проектов, направленных на социальную и психологическую адаптацию бывших военнослужащих. В результате этой инициативы были организованы региональные центры социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. №В Тверской, Тамбовской, Рязанской, Калининградской, Волгоградской, Смоленской областях и Подмосковье военнослужащие могли получить социальную, юридическую, психологическую помощь и информационную поддержку. Таким образом, сформировалось несколько подходов к социальной адаптации военнослужащих. Первый подход - организация на базе высших учебных заведений региональных центров по профессиональной переподготовке с объемом не менее 520 часов и выдачей дипломов государственного образца. Второй подход - создание Центров адаптации военнослужащих, как составной части Управлений социальной защиты населения субъектов Федерации. Третий подход - создание иных организационных форм, ориентируемых на развитие малого предпринимательства с целью финансового обеспечения процессов социальной адаптации бывших военнослужащих. Четвертый подход - деятельность неправительственных общественных организаций или объединений, создаваемых, как правило, бывшими военнослужащими по месту их жительства в целях совместного решения своих собственных социальных проблем. Как показал анализ, этим организациям во всех их формах не удалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблем социально-психологической адаптации бывших военных к новым жизненным условиям и включение их в активную жизнедеятельность в условиях рынка. Для разработчиков Программы "Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку" было очевидным, что существующий на тот момент подход к данной проблеме недостаточно эффективен. Невозможно всех уволенных как адаптировать, так и оказать им необходимую помощь. Значит, и ставить такую цель нецелесообразно, прежде следует отработать механизмы комплексного решения социальных проблем данных категорий населения. Целью Программы явилась отработка механизма комплексного решения социальных проблем, возникла необходимость создания комплексной модели организации процесса социальной адаптации на основе самоокупаемости. При разработке концепции Программы учитывался тот факт, что уволенные в запас кадровые военные, в ходе адаптации к гражданской жизни, сталкиваются преимущественно с социальными (трудоустройство и переобучение) и психологическими проблемами. Приоритетной задачей было решение социальных проблем семьи военнослужащего. При трудоустройстве этих людей основной целью стало включение их в систему предпринимательства и в активную экономическую жизнь страны. Это было особенно необходимо в местах, где были локализированы военные гарнизоны и городки. В ходе реализации этой Программы важным аспектом стала социально-психологическая реабилитация участников боевых действий и вооруженных конфликтов. Все это и объединилось в понятие "социальная адаптация военнослужащих". Социально-психологическая адаптация становится для большинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новую профессию. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры. Все это ведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразование российского общества, оказываются незащищенной частью населения. Серьезные трудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запас офицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Сил остаются безработными. Решить эту проблему - значит оказать квалифицированную социально-психологическую помощь военнослужащим. Это под силу лишь специалистам, целенаправленно работающим с бывшими военнослужащими в государственных структурах. В настоящее время службы занятости с этой проблемой справиться не могут. Однако, кроме трудоустройства, для полноценного вхождения бывших военных в мир гражданской жизни необходима еще более сложная работа: многое нужно изменить в представлениях о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения, поскольку такими, какими они вышли на просторы гражданской жизни, они вряд ли достигнут успеха. Стать своеобразным проводником и помощником в мире гражданских норм, прав, обязанностей, профессий, отношений с людьми, наконец, с самим собой призваны центры социальной поддержки военнослужащих. Центры привлекательны для бывших военных уже тем, что имеют стабильное бюджетное финансирование, поддерживаются государством, местной администрацией и создаются директивным путем, регулируя свою деятельность законодательно оформленными нормами. Успех реформ в армии во многом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удается адаптироваться вчерашним офицерам, мичманам, прапорщикам к новым условиям жизни. 2.2. Трудности социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запасОсновываясь на анализе материалов социологических и психологических исследований и данных Министерства обороны, можно охарактеризовать особенности внутриличностной адаптации каждой из вышеназванных категорий. Военнослужащие до 30 лет. В настоящее время не существует жестких ограничений причин увольнения из армии. Молодой офицер принимает решение об увольнении, если чувствует, что не может полностью реализовать свой творческий потенциал на военной службе, сравнивая свой жизненный путь и его результаты с тем, как живут и чего успели добиться его сверстники на "гражданке", или выбрал эту профессию случайно. Это наиболее мобильная часть общества. Они не преминули воспользоваться открывшимися возможностями. Они увольняются без пенсии, несмотря на то, что какое-то время им придется столкнуться с финансовыми трудностями, особенно тем, кто имеет семью. Им необходима такая подготовка, которая дала бы быстрый материальный достаток и рост в профессиональной карьере. Это наиболее успешная часть увольняемых военнослужащих с точки зрения перспективы переобучения на гражданские специальности. Военнослужащие 30 - 40 лет. Это группа военнослужащих, уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил, хотя это не всегда совпадает с их личными планами. Они считают себя обиженными, склонны негативно оценивать свои перспективы, вплоть до агрессии по отношению к окружающим. Сочетание материальных трудностей и бытовой неустроенности приводит к кризисным состояниям психики. Но несмотря на трудности, представители данной категории пытаются сохранить эмоциональную и душевную гибкость и ведут активный поиск новых форм поведения. Если этой группе военнослужащих удается положительно разрешить данный возрастной кризис, то повышается вероятность вступления в период высокой продуктивности в самых разнообразных областях деятельности. Это та часть уволенных военнослужащих, которая нуждается в тщательной и глубокой психологической помощи, профессиональном консультировании, социально-правовой поддержке. Военнослужащие старше 40 лет. Это группа военнослужащих, полностью выслуживших установленные сроки и максимально реализовавших свои возможности в рамках армейской службы. Они имеют определенные льготы и некоторое материальное благополучие. Они стремятся к деятельности, в которой будут сохранены атрибуты их былой власти и былого социального статуса, но при этом не стремятся к особо сложным видам деятельности, так как это связано с процедурами освоения новой специальности. Процесс серьезного обучения для них непривлекателен, они ориентируются на работу в административно-хозяйственных и контрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образования или в финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути они охотно обращаются за помощью и советом в различные организации. Так выражается их стремление быть выслушанными и понятыми. Особую группу составляют бывшие военнослужащие - участники боевых действий. По данным исследований, 30% военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории Чеченской республики, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых реакций. Особенно отмечаются повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, внезапные переживания, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева и др. У абсолютного большинства участников боевых действий отмечается негативное отношение к представителям власти и государства. Они считают себя обманутыми и испытывают желание выместить накопившуюся злость за бессмысленное кровопролитие, гибель и унижение Вооруженных Сил. Эти люди сплачиваются в объединения типа "Союз ветеранов Афганистана", фонд "Единение" и др. Для таких людей возможны суицидальные попытки, асоциальное поведение, алкоголизация как уход от реальности и, как итог - конфликт с обществом, с друзьями, родственниками, членами семьи, неоправданная тяга к риску. Чем дальше уходят события, тем тяжелее становится груз моральной ответственности нашего общества за то, что для медицинской, социальной, психологической реабилитации этой категории бывших военнослужащих делается ничтожно мало. Проблемы социально-психологической помощи и поддержки военнослужащих, увольняемых в запас, затрагивают емкое и многоплановое понятие "реабилитация", которое является составной частью социальной адаптации. Реабилитация - это комплекс специализированных мер, которые необходимо осуществить в отношении уволенного из армии или вернувшегося с войны солдата или офицера для того, чтобы вернуть его в русло нормальной жизни. Социальный опыт всех категорий военнослужащих, уволенных в запас, имеет специфические различия. Это рождает различия в подготовленности к самому процессу социально-психологической адаптации при увольнении из рядов Вооруженных Сил. У категории офицеров командного звена эта готовность проявляется в узко специфических военных занятиях и навыках, командно-административном стиле руководства людьми и привычке быть одновременно и начальником, и подчиненным. Пребывание в жестко иерархической системе зависимости формирует такое качество личности, как конформизм, то есть неосознанное подчинение влиянию той социальной сферы, в которую она включена, что откладывает отпечаток на процесс принятия решения, сохраняя разумную инициативу. Эта категория военнослужащих отличается физической подготовкой, исполнительностью, решительностью, волей, умением выполнять приказы, жестким стереотипом действий в любой обстановке. Как правило, у офицеров этой категории есть специальности, применимые к гражданской жизни, но в процессе службы практические навыки этой специальности бывают утеряны. Увольнение из армейских рядов они переносят сложно и трудно. Для них рекомендуются профессии, связанные с четкой ориентацией действий и организованности, исполнительностью (силовые и частные охранные структуры, военизированные пожарные службы, фермерство, преподавание в учебных заведениях основ обеспечения безопасности жизнедеятельности). Другая категория - офицеры инженерно-технического состава различных специальностей, не имевшие в подчинении большого количества строевых солдат. Это хорошие специалисты в своем деле, обладающие большим интеллектуальным и профессиональным потенциалом. Именно военнослужащие этой категории легче находят себе работу на основе своей воинской специальности. Но поскольку не все специальности востребованы на "гражданке", трудоустройство офицеров со специфическими военными специальностями сильно затруднено. Например, достаточно сложно адаптироваться военному вертолетчику, даже если он уйдет в гражданскую авиацию, или радиоинженеру зенитно-ракетного комплекса, в связи с отсутствием в гражданской жизни идентичной специальности. В то же время лица, работавшие на ЭВМ в армии, быстрее включаются в гражданскую жизнь, так как на их специальность есть спрос. Офицерам данной группы можно рекомендовать профессии, связанные с хорошим знанием технологий современного бизнеса, организатора предприятия по ремонту и обслуживанию средств электронно-вычислительной техники, специалиста по компьютерным технологиям. Офицеры воспитательных структур хорошо разбираются в закономерностях общественного процесса и психологии человека, умеют профессионально работать с людьми, обладают пропагандистскими и педагогическими способностями. И переквалифицироваться они могут на различные направления деятельности гуманитарного характера. Переход на гражданские специальности переносят безболезненно. Эта категория обычно становится менеджерами различного уровня, воспитателями, учителями, преподавателями, и т.п. Некоторые прапорщики и мичманы имеют более низкую образовательную базу, чем офицеры, но более высокую приспосабливаемость к практической жизни. У этой категории увольняемых в запас переход к гражданской жизни связан не только с изменением профессионального и социального статуса, но и с необходимостью повысить свой образовательный уровень и сформировать недостающие качества, обеспечивающие адаптивное поведение. Это изменение привычных отношений с определенным кругом людей, смена связей, образа жизни, стереотипов поведения и мышления. В целом всем категориям уволенных военнослужащих для более успешной адаптации к новым условиям жизнедеятельности необходимо мотивировать их к профессиональной переориентации, а также сформировать такие социально-психологические качества, как коммуникабельность, умение находить и поддерживать контакты с людьми, доброжелательность. Готовность к профессии - это состояние человека, характеризующееся уровнем формирования ряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной переориентации, и наличием определенных знаний и умений, которые необходимы для грамотного практического осуществления. В условиях переориентации достаточно велика роль такого индивидуального качества, как способ реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности. Он формируется на ранних этапах жизненного пути и зависит от опыта пройденных личностью ситуаций их разрешения, от насыщенности жизни человека этими событиями. Успешный выбор новой профессии зависит от характера человека, стиля поведения, его жизненной активности, умения обосновывать и отстаивать свои позиции, планировать свои действия с учетом личных мотивов и целей. Сам процесс переориентации - это специфический вид деятельности, связанный со сбором и анализом информации о рынке труда, изучением собственных возможностей поиска оптимального для себя рабочего места, оформления трудового соглашения, вхождения в новую должность. 2.3. Психологический аспект социальной адаптацииПсихологическая готовность к профессиональной переориентации - это длительное состояние человека, зависящее от его самооценки, субъективного опыта, личной самобытности. Это соотносится с задачами психологического воздействия на личность уволенного военнослужащего и способствует социальной адаптации. Психологическое воздействие включает в себя личностно-ориентированный подход, а именно:- изучение и учет индивидуальных особенностей личности;- влияние на различные сферы личности: сознание, эмоционально-волевую и поведенческую;- адекватное сочетание индивидуально-групповых форм воздействия, где каждому человеку предоставляется информация, психологическая поддержка, прогнозирование, планирование карьеры, оказывается содействие в трудоустройстве, предпринимательской деятельности с рефлексией полученных результатов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В связи с преодолением трудностей социальной адаптации кардинальным образом возрастает значимость деятельности центров социально-психологической адаптации как военнослужащих, уволенных в запас, так и членов их семей. Сущность социальной адаптации бывших военнослужащих включает в себя еще и такие воспитательные задачи, как включение личностных качеств в процесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды. Исходя из практического опыта, выделяются основные критерии эффективности процесса социальной адаптация, которые основаны на модели организации этого процесса:- конкурентоспособность;- уверенность в стабильности социального благополучия;- успешность трудоустройства;- закрепляемость на рабочем месте;- стабильность семейных отношений;- уровень профессиональной подготовки;- степень удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими людьми;- удовлетворенность работой и оплатой труда. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЗаконы РФ "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Технология социальной работы под ред. И.Г. Зайнышева. М. / Гуманитарный издательский центр "Владос", МГСУ - 2002г. "Основы социальной работы" учебник под ред. П.Д. Павленка 2-е издание исправленное и дополненное М. Инфра - М, 2001 - 395 с. (серия "Высшее образование") "Технологии социальной работы" учебник под ред. Проф. Е.И. Холостовой - М.: Инфра - М, 2004 - 400 с. (серия "Высшее образование") "Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности" под. ред. проф.П.Д. Павленка: учебное пособие 2-е издание переработанное и дополненное - М - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кє" 2006 - 596 с. "Теория, история и методика соц. работы" П.Д. Павленок: учебное пособие 2-е издание - М. - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кє" 2004-438 с. "Социальная работа" учебное пособие проф. Е.И. Холостова -М - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кє" 2004-692с. "Социальная реабилитация" Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева учебное пособие -М - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кє" 2002 - 340с. "Афганистан в нашей судьбе" - М., 1989 "Дедовщина" в армии // Сборник социологических материалов/под. ред. С.А. Белановского - М., 1991 Профориентация и социальная поддержка военнослужащих, уволенных в запас/под. ред. И.В. Стазаевой - Саратов, 2005. Словарь-справочник по социальной работе - М. - 1997. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан РФ // Сборник нормативных актов и образцов документов - СПб., 1994г. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по социальной защите военнослужащих и членов их семей". Коровников А.В. Законодательство иностранных государств о правовой и социальной защите военнослужащих // Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М.: Димант-СВ, 1995. С.44-69. Лаврищев В. Американские солдаты: льготы и затраты // Армия.М., 1994. № 8. С.2-6. Леонидов С. Трудоустройство бывших американских военнослужащих // Зарубежное военное обозрение. М., 1993. № 5. Льюис Ч. Столкновение с неопределенностью: семьи американских военнослужащих в Европе // Пастухов Б.И. Реферативный обзор зарубежных источников по вопросам социальной защищенности военнослужащих. М.: ГА ВС РФ, 1992. С.3-9. Мигачев Ю. Денежные компенсации американским военнослужащим // Военный вестник. М., 1992. № 11. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. М., 1993. № 12. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |