рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социальная работа в пенитенциарной системе рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальная работа в пенитенциарной системе

Социальная работа в пенитенциарной системе

Аннотация

Адаптация, диагностика, исправительное учреждение, клиент социальной работы, консультирование, пенитенциарное учреждение, ресоциализация, социализация личности, социальная защита, социальное обеспечение, специалист по социальной работе

На современном историческом этапе развития Российской Федерации актуализируется потенциал социального, правового, демократического государства, обозначенный к Конституции Российской Федерации. Но реалии окружающей действительности показывают весьма неутешительный результат, особенно при исследовании и анализе пенитенциарной системы.

Сегодня рост рецидивной преступности не убывает при всем прогрессивном развитии современного общества и развитии социального института, призванного к выявлению, диагностированию и решению социальных проблем. Высокий процент рецидивной преступности влияет на общее состояние социального здоровья страны, что ставит актуальность развития пенитенциарной социальной работы.

Содержание

Введение

1.Теоретические основы социальной работы в пенитенциарном учреждении

1.1 Система пенитенциарной социальной работы

1.2 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении

2 Направления, формы деятельности пенитенциарного социального работника и профессиональные требования к его личности

2.1 Основные направления и формы деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе

2.2 Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы

Заключение

Библиографический список

Приложение А Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Приложение Б Виды медицинского обеспечения осужденных в местах лишения свободы

Введение

Современная ситуация в исправительных учреждениях усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков, способных работать с различными категориями осужденных по-новому. Специалист по социальной работе в пенитенциарных учреждениях призван предвидеть причины возникающих преступлений и уметь предотвратить их следствия, таким образом, участвуя в снижении процента преступности в Российской Федерации.

Данная работа посвящена обозначению категорий пенитенциарной социальной работы и одному из краеугольных аспектов реформирования: проблеме обновления деятельности социальных работников пенитенциарной сферы. Думается, что активная деятельность профессиональных социальных работников в исправительных учреждениях способна переломить известные негативные тенденции, приблизив отечественную пенитенциарную систему Российской Федерации к европейским стандартам.

Объект исследования: социальная работа в пенитенциарном учреждении.

Предмет исследования: принципы и содержание деятельности социального работника в исправительном учреждении.

Целью данной работы выступает выявление основных теоретических подходов к построению профессиональной деятельности социального работника в пенитенциарной системе и определение содержания и методов социальной работы в условиях исправительной колонии.

Гипотезой курсовой работы является следующее утверждение. Социальная работа в пенитенциарном учреждении наиболее эффективна при применении качественных методов социальной работы. Для компетентного применения соответствующих методов необходимо владеть способами их реализации на практике, в чем немаловажную роль играет интеллектуально-нравственный облик специалиста по социальной работе.

Задачи:

1) раскрыть теоретические основы социальной работы в пенитенциарной системе Российской Федерации;

2) дать характеристику правовой основы социальной работы в пенитенциарной системе;

3) выделить основные принципы социальной работы, направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе Российской Федерации;

4) определить формы и методы социальной работы с осужденными;

В данной работе использовались следующие методы:

- общелогические: анализ и синтез; дедуктивный и индуктивный; обобщение и сравнение.

- общенаучные: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез исследований.

1 Теоретические основы социальной работы в пенитенциарном учреждении

1.1 Система пенитенциарной социальной работы

Совокупность внешних и внутренних факторов, неблагоприятных обстоятельств и личностных несовершенств детерминируют появление у людей различных трудных жизненных ситуаций. Разрешить их, соблюдая нравственно-правовые нормы, способен далеко не каждый человек, главным образом, в силу ограниченности личностного потенциала и отсутствия социально-превентивной помощи.

Признавая уголовное наказание самым суровым, но необходимым средством воздействия на определенную категорию правонарушителей, государство от имени общества применяет его в целях крайней самозащиты, разрешения криминогенной трудной жизненной ситуации, а также пресечения дальнейших личностных деформаций и возвращения таким образом человека к социальной норме /см. Приложение А/.

Сегодня статистика количества лиц, находящихся в местах лишения свободы неутешительна.

Рис. 1 Численность лиц, находящихся в местах лишения свободы

Социальная поддержка лиц, содержащихся в исправительных учреждениях - специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее «слабых» осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от других объективного или субъективного свойства нужды, затрудняющие нормальное содержание в исправительных учреждениях, подготовку к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.

Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптации или реадаптации в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».

Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом - содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания - исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются.

Результаты социальной работы с осужденными детерминированы профессиональным сознанием, социальной ориентацией персонала, включенностью в эту деятельность всех сотрудников исправительных учреждений, родственников осужденных, представителей государственных органов, общественных, религиозных и иных организаций, всех заинтересованных лиц, а также уровнем координации их взаимодействия.

Социальная работа с осужденными строится на следующих принципах:

- гуманности - в основе социальной работы в исправительных учреждениях должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;

- доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, половозрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;

- адресности - оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям (инвалиды, престарелые, пенсионеры, больные, не имевшие определенного места жительства, рода занятий и др.), их социальное сопровождение в период исполнения наказания, а также содействие постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации;

- добровольности - социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;

- конфиденциальности - неразглашение информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;

- воспитательно-профилактической направленности - посредством социальной работы создание условий для исправления осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;

- стимулирования осужденного - работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осужденного в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций - как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе;

- толерантности - терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека. Профессиональная толерантность в пенитенциарной социальной работе требует понимания закономерности разнообразия осужденных, их жизненных ситуаций, а также сочетания терпимого и активно-деятельностного, «полагающего» отношения к этому разнообразию, его учета в профессиональной деятельности специалиста;

- максимизации социальных и личностных ресурсов - для разрешения проблем осужденного, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные законом способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).

Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешить возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть и инвалиды, и пенсионеры, и лица, не имеющие жилья и, соответственно, прописки, подвергшиеся насилию и переживающие посттравматический синдром и т.д.

1.2 Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ. Она провозгласила РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.7 Конституции в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в Федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Данный Закон дает основные понятия, определяющие сущность социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, Федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными и некоторые положения Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи», такие как: цели оказания социальной помощи; источники; порядок; размер и виды оказания государственной социальной помощи и другие. Особое место среди других законодательных актов занимает Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (1993 г.), потому что в нем определены задачи исправительных учреждений России, которые имеют непосредственное отношение к социальной работе в данной сфере, то есть обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечения охраны здоровья осужденных.

Более детально вопросы социальной работы с осужденными закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.

Так в части 2 статьи 1 УИК РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление пенитенциарной социальной работы.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительных учреждений; длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами /45, ст.1 ч.2/.

Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым, устанавливая одно из направлений социальной работы с ними.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким, родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения иным лицам /45, ст.91/.

Переписка осужденных также является важным средством сохранения, налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными.

В исправительных учреждениях для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья /см. Приложение Б/.

Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов пенитенциарной социальной работы, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения /45, ст.101/.

В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.

Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией исправительных учреждений, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию исправительного учреждения за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства /45, ст.181/.

Осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами /45, ст.182/.

Таким образом, правовую основу социальной работы с осужденными составляют: Конституция РФ; другие законодательные акты РФ; подзаконные акты; нормативные акты Минюста России, регулирующие вопросы социальной работы; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений, управлений и отделов; локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной работы.

Социальный работник в исправительных учреждениях так же пользуется Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях (утв. приказом Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2) (с изменениями от 8 сентября 2006 г.), дающей гарантии осужденному по его освобождению. Гарантии выражаются в социальной помощи и поддержке, трудоустройстве, обеспечении жилплощадью, необходимой одеждой и т.п. гарантиями.

2 Направления, формы деятельности пенитенциарного социального работника и профессиональные требования к его личности

2.1 Основные направления и формы деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе

В настоящее время профессиональная деятельность специалистов по социальной работы и других сотрудников исправительного учреждения осуществляется в соответствии с Положением о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительных учреждений. Идет поиск оптимальной модели службы, поэтому существуют и другие формы организации службы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях.

Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительных учреждений, Федеральной службы исполнения наказания Минюста РФ, ее основные цели, задачи и функции, обязанности и права сотрудников, а также перечень документации.

Группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных является структурным подразделением исправительного учреждения, предназначенным для оказания содействия осужденным в разрешении их социальных проблем.

Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.

Социальная работа проводится со всеми осужденными, а также их группами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В первую очередь социальная помощь оказывается таким категориям осужденных, как: инвалиды; престарелые; пенсионеры; лица, переведенные из воспитательных колоний; беременные женщины; женщины, имеющие при себе малолетних детей; лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями; не имеющие определенного места жительства; утратившие родственные связи; страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Названные категории осужденных относятся к числу наиболее уязвимых, имеют сложный комплекс трудноразрешимых социальных проблем, поэтому для специалистов по социальной работе они являются приоритетными клиентами.

Должности сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных замещаются лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, квалификацию специалиста по социальной работе, иное высшее профессиональное образование по специальностям «педагогика», «социальная педагогика», «психология», либо прошедшими переподготовку по специальности «социальная работа».

Непосредственное руководство группой осуществляет заместитель начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе. В исправительном учреждении для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, старший специалист по социальной работе входит вместе со старшим психологом и психологом в состав отдела социально-психологической работы с осужденными и непосредственно подчиняется начальнику отдела.

В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими отделами и структурными подразделениями исправительного учреждения. Внешнее взаимодействие осуществляется с родственниками осужденных, общественностью, территориальными службами занятости, социальной защитой населения, другими заинтересованными структурами.

Для осуществления социальной работы по уходу за инвалидами, тяжело больными, распределению гуманитарной материальной помощи и решения иных задач, определенных соответствующим положением старший специалист по социальной работе на добровольной основе может привлекать осужденных, являющихся членами секции социальной помощи.

Сотрудники группы для выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечиваются служебными кабинетами, автоматизированным рабочим местом (персональным компьютером), оргтехникой, канцелярскими принадлежностями.

Основными целями группы являются обеспечение оптимальных условий для их ресоциализации в период отбывания наказания, создание предпосылок для продолжения их ресоциализации и социальной реабилитации после освобождения.

Исходя из поставленных целей к основным задачам группы относятся:

1) выявление социальных проблем осужденных (социальная диагностика), особенно в адаптационный период отбывания наказания;

2) осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в основной период отбывания наказания, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;

3) подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения;

4) подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами необходимых документов для назначения и выплаты пенсий, получения социальных пособий, предусмотренных законодательством осужденным;

5) привлечение специалистов различных служб и учреждений социальной защиты населения (в частности, службы занятости, пенсионного обеспечения, медиков и юристов) к оказанию профессиональной помощи (в том числе и консультативной) осужденным;

6) привлечение общественности и спонсоров к решению социальных проблем исправительных учреждений, оказанию материальной и духовной помощи осужденным как в период отбывания ими наказания, так и после освобождения (помощь в трудовом и бытовом устройстве).

Для реализации целей и задач сотрудники группы выполняют целый ряд функций. К основным из них относятся:

- осуществление общей социальной диагностики осужденных и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;

- комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения и разработка индивидуальных программ по работе с ними;

- обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей, в соответствии с требованиями законов и норм морали;

- укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, близкими, общественными и. религиозными объединениями, иными лицами, могущими содействовать исправлению и ресоциализации правонарушителей;

- привлечение осужденных положительной направленности к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;

- обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально психологических условий отбывания наказания;

- постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных освобождению;

- оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения.

Положение определяет права и обязанности сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. В соответствии с ним для выполнения профессиональных функций старший специалист по социальной работе имеет право:

- запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения (медчасти, производственной, воспитательной, службы безопасности и др.) необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного, а также о группах и коллективах осужденных;

- принимать участие в работе распределительной комиссии по распределению осужденных по отрядам и бригадам;

- участвовать в принятии решений по вопросам представления осужденных, являющихся клиентами социальной работы, к условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменению условий отбывания наказания, предоставления осужденным выездов за пределы учреждения по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством;

- принимать участие в работе попечительского совета исправительного учреждения, совета воспитателей, иных общественных формирований действующих в учреждении, оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, самодеятельным организациям осужденных;

- вносить предложения по социальному обеспечению осужденных контролировать выполнение рекомендаций по социальным вопросам, соблюдений прав и законных интересов осужденных;

- осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие представителями органов государственной власти, организаций и объединений, также гражданами по вопросам социальной защиты и поддержки осужденных;

- вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

К числу обязанностей старшего специалиста по социальной работе согласно Положению относятся:

- осуществление социальной диагностики, выявление социальных проблем конкретных осужденных, их групп, коллективов, определение причин и путей их разрешения;

- составление квартальных планов социальной работы группы и утверждение их у заместителя начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе;

- своевременное информирование руководства исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных;

- осуществление социально-правовой защиты осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;

- оказание осужденным индивидуальной помощи, информирование и консультирование их (как самостоятельно, так и с помощью приглашения юристов) по вопросам пенсионного, материального, иного социального обеспечения;

- организация и реализация комплекса социально-педагогических мероприятий по ресоциалнзации осужденных в период отбывания наказания;

- с первых дней пребывания осужденных в исправительном учреждении осуществление деятельности, направленной на их подготовку к освобождению, содействие приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков;

- содействие восстановлению, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения в семье и общения в ближайшем социальном окружении;

- осуществление руководство секцией социальной помощи осужденным;

- совместно со спецчастью учет пенсионеров и иных лиц, имеющих право на социальные пособия; оформление необходимых для этого документов и направление их в соответствующие государственные органы;

- оформление документов по индивидуальному пенсионному страхованию осужденных и содействие их реализации;

- принятие мер по получению паспортов, трудовых книжек и иных документов осужденных;

- восстанавление социальных связей с родственниками, общественными и религиозными организациями;

- участие в организации предоставления осужденным краткосрочного выезда для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения;

- ведение учета проделанной социальной работы, анализ ее результатов и влияния на исправление осужденных;

- обобщение и распространение положительного опыта в сфере социального обеспечения осужденных, выработка рекомендаций по совершенствованию данной деятельности.

В реализации функций социальной службы участвует и старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных. В этих целях он имеет право: запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения, органов внутренних дел, служб занятости информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности; принимать участие в работе совета воспитателей отряда, попечительского совета исправительного учреждения, иных общественных формирований учреждения; осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций, объединении, заинтересованными в бытовом и трудовом устройстве осужденных.

Старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных составляет и ведет: журнал учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению»; журнал учета лиц, нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве в котором фиксируются сведения об осужденных, обратившихся за соответствующей помощью: биографические данные, специальность, избранное место жительства, содержание просьбы, а также информация о ходе и итогах работы; перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам, предоставляемый освобождающимся из мест лишения свободы.

2.2 Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей /34, с.305/.

Профессиональный профиль специалиста по пенитенциарной социальной работе, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в исправительных учреждениях, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные.

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста: знаний специфики работы в различной социальной среде, раз личных субкультурах; знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах; развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами; уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности; умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции; научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов; знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций; владеть основами социологического анализа; знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими; владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач; знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников; знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе; знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя: знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в исправительных учреждениях; владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах; владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы; знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой; умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста; научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска; готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации; знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе; умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации; знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности; владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований; умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальная работа с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере; знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен: знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права; знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках; знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею; владеть методами осуществления социальной профилактики; использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ; знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды; осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения; участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными; участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение; осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности; своевременно ставить перед руководством исправительного учреждения и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью; осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных; организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания; осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков; содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах; оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения; вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе; уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными; знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных; владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных; знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью /34, с.310/.

Заключение

В заключение можно отметить, что для преодоления кризиса в пенитенциарных учреждениях сегодня необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.

Социальный работник в исправительном учреждении - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала исправительного учреждения. В связи с перспективами развития пенитенциарных учреждений, перед социальным работником открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Правозащитная деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Библиографический список

1 Алексеев А. И. Криминология и организация предупреждения преступлений /А.И. Алексеев и др. М.: МВД РФ, 1995. - 244 с.

2 Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях /Ю.А. Алферов. - Домодедово, 1993. - 125 с.

3 Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие /О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева, Н.С. Глазунов и др. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. - 372 с.

4 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

5 Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России /Л.И. Беляева. Белгород: «Высшая школа». 1998. - 135 с.

6 Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.

7 Волков Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп./Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

8 Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

9 Дашибалова П.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе (с региональным компонентом) /П.Н. Дашибалова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 52 с.

10 Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

11 Должностная инструкция старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФГУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области ст. лейтенанта внутренней службы Канаевой Светланы Анатольевны. - 3 с.

12 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.

13 Еремеева Т.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005.

14 Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник/ И.И. Елисеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

15 Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. -- 2-е изд., испр. и перераб. -- М.: Издательство БЕК, 2002. -- 560 с.

16 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 240 с.

17 Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы/С.М. Зубарев, Москва, 2006. - 51 г.

18 Зубков А.И. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность /А.И. Зубков и др. М.: Изд-во «Наука», 1998. - 172 с.

19 Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право / А.А. Игнатьев, М.: Новый юрист, - 1997. - 304 с.

20 Инструкция об организации и осуществлении министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы от 31 января 2006 г. N 16. - 5 с.

21 Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 77

22 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н. Иванов, В.И.Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. - 432 с.

23 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов /Ю.А. Клейберг. -- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001 - 160 с.

24 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./ Под ред. П.Г. Мищенкова. М.: Изд-во “Норма”, 1997. - 432 с.

25 Ковалева А. И. Социализация личности норма и отклонение /А.И. Кавалева. М.: Институт молодежи, 1996. - 223 с.

26 Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева., М.: Наука. 1986. - 302 с.

27 Кудрявцев Г.С. Содержание формы и методы криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ /Г.С. Кудрявцев. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т, 1997. - 81с.

28 Левин Б.М. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) /Б. М. Левин. М.: РАН Ин-т социологии., 1995. - 200 с.

29 Мокрецов А.И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие /А.И. Мокрецов. - М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. - 75 с.

30 Наташев А.Е. Правовые и организационные основы функционирования органов исполнения наказания./А. Е. Наташев., М.: Акад. МВД РФ. 1995. - 133 с.

31 Наумов С.А. Нравственное, правовое и трудовое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: Учебно-методический материал /С.А. Наумов, В.И. Поздняков, С..А. Семенова, Г.В. Строева; под редакцией доктора юридических наук Е.Г. Багреевой. - М.: НИИ ФСИН России, 2005 г. - 32 с.

32 Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

33 Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

34 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

35 Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов, Е.И. Холостова. М.: Юристъ, 1997. - 168 с.

36 Пищелко А. В., Белослудцев В. И., Психолого-педагогические проблемы укрепления законности органов исполнения наказания /А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, Домодедово: РИПК МВД РФ. - 1996 - 83с.

37 Положение об осужденных-студентах, обучающихся в ГОУ ВПО «Амурский Государственный Университет». - 5 с.

38 Положение о группе социальной защиты осуждённых ФГУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области. - 5 с.

39 Пронин А. А. Проблемы прав человека: Программа учебной дисциплины. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 56 с.

40 Ромм М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Новосибирск. - 1999. ч. I, ч.II. - 80 с.

41 Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений /В.М. Сафронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.

42 Саблин Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. - Оренбург: ОГУ, 2004. - 166 с.

43 Селиверстов В.И. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы./ В. И. Селиверстов. М.: НИИ МВД РФ, 1996. - 87 с.

44 Ткаченко В.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технология разработки социальных программ» для студентов очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности 040101 «Социальная работа» /В.В. Ткаченко. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2007. - 64с.

45 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года.

46 Фетюхин М.И. Права человека: Учебно-методическое пособие /М.И. Фетюхин. - Волгоград, 2003. - 188 с.

47 Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 400 с.

48 Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений/О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

49 Щепкина Н.К. Научно-организационные основы образования осужденных /Н.К. Щепкина. Благовещенск: Амурский гос. университет, 2006. - 190 с.

Приложение А

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

Приложение Б

Виды медицинского обеспечения осужденных в местах лишения свободы

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты