|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социально-экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики РоссииСоциально-экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики РоссииПлан Введение 1. Социально - экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики 2. Национальные проблемы Краснодарского края Заключение Список использованных источников Введение Актуальность темы. Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700--800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992--2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения: за 2000--2005 гг. -- около 700 тыс. человек в среднем за год. Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7). Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал. Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16--19 лет у мужчин и на 9--13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население. Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Уменьшение численности населения представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России. Дополнительный отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов российского общества, обостряет проблему внешней технологической зависимости России. Реальная угроза национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации связана с уменьшением численности населения трудоспособных возрастов и, соответственно, экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006--2010 годы) вызовет острый дефицит рабочей силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств с социокультурными параметрами и образом жизни, существенно отличающимися от социокультурных характеристик народов Российской Федерации, может только на время и локально способствовать решению экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе. Характер современных стихийных миграционных процессов не отвечает в ряде регионов (Юг России, Дальний Восток) экономическим и политическим интересам государства. Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей) и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию. Цель данной работы заключается в анализе основных мероприятий по реализации демографической политики в России, а также изучении национальных проблем Краснодарского края. Объектом работы является демографическая ситуация в России. Предмет - мероприятия демографической политики. Задачи работы: 1. Изучить социально - экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики 2. Проанализировать национальные проблемы Краснодарского края. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. 1. Социально - экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики Демографическая политика -- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру. В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы[1. С. 65]. В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране. Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года. Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" [1. С. 67]. Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов--налогов--кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений. Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях. Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них1, которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия [3. С. 135]. Также был разработана национальная программа. Демографическое развитие России: проект национальной программы. Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140--142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения. Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми. Улучшение здоровья населения и снижение смертности. Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию. Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам. Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны. Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики. Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов: обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны; приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем; дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости; приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации; обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры; дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков [3. С. 136]. 2. Национальные проблемы Краснодарского края Краснодарский край относится к наиболее густонаселенным территориям РФ с высокой положительной динамикой численности населения. Средняя плотность населения 65,9 чел. на кв. км. Доля городского населения в общей численности жителей составляет всего 53,4%, что ниже среднего по стране уровня (73,2%). Следует подчеркнуть, что сельские населенные пункты в крае (их называют "станицы"), особенно районные центры^ имеют число жителей, сравнимое с небольшими городами центральной России, и не менее высокий уровень развития инфраструктуры. В этническом составе преобладают русские (87,9%), часть которых относит себя к кубанским казакам, живут также украинцы (3,9%), армяне (3,7%), адыги (0,2%), курды (0,1%), турки (0,1%), белорусы, немцы, греки, татары и пр. В 90-е гг. межэтническая ситуация осложнилась, в т. ч. из-за близости края к кризисным регионам горячим точкам на Северном Кавказе, фактически превратившим Кубань в прифронтовую зону [5]. Миграционный прирост населения за последние годы в регионе в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели и превращается в серьезную социальную проблему: осложняется жилищный вопрос, растут дефицит рабочих мест, нагрузка на органы соцобеспечения, здравоохранения и т. п. Подавляющая часть мигрантов, а многие из них вынужденные переселенцы, русские (88,5%), остальные украинцы (4%) и армяне (2,2%, 1997 г.). Серьезные проблемы возникают на Кубани в связи с миграцией из Закавказья курдов, армян, турок-месхетинцев. При этом самыми конфликтными считаются территории в зоне курортов Адлер, Сочи, Анапа, Геленджик и в прилегающих к ним районах, где чаще всего селятся мигранты. Численность экономически активного населения к началу 2007 г. составляла 2134 тыс. чел., из них были заняты в отраслях экономики 1907 тыс. чел., а искали работу 227 тыс. чел. Официально зарегистрированная безработица в 2007 г. 2,7% от экономически активного населения, или 58,3 тыс. чел.. К концу 2006 г. официальное число безработных сократилось до 45 тыс. чел., или 2,1% экономически активного населения. Всего же в тот период не имели занятия, но искали его 213 тыс. чел., а работали в различных сферах и отраслях экономики 1915 тыс. чел. Таким образом, общий уровень безработицы был равен 10% от экономически активного населения, или от 2128 тыс. чел[5]. По итогам 2008 г. численность работавших во всех отраслях экономики края практически осталась на уровне предыдущего года и составляла 1909 тыс. чёл. Почти четверть всего занятого населения работала в сельском хозяйстве. Ситуация на рынке труда была относительно стабильной. Официально зарегистрированных безработных насчитывалось 28,8 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы даже снизился: с 1,7% в начале 2009 г. до 1,1% в декабре 1996 г. В то же время уровень общей безработицы в крае стал существенно выше 15,6%, что превысило средний показатель по России (11,2%). На 1 января 2009 г. в крае зарегистрировано 7,3 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. Доля молодежи в общей численности безработных снизилась с 27,5 до 25,6%. В сфере трудоустройства реализовывалась Программа содействия занятости населения Краснодарского края. Она способствовала созданию гибкой государственной системы социальной поддержки, предотвращению роста безработицы. Для молодежи была организована специальная краевая биржа труда. Таким образом, в течение последнего десятилетия радикально изменилось качество миграционного потока. Сейчас его основная масса - это мигранты, приезжающие к нам временно, заработать деньги и уехать. Поэтому и акценты в миграционной политике сегодня должны быть принципиально иными. Проблема дефицита трудовых ресурсов стоит очень остро. Следовательно, трудовых мигрантов мы принимать должны. Более того, когда они есть, то играют роль замечательной амортизационной подушки для нашего социума на случай, не дай бог, очередного экономического кризиса. Просто потому, что внешние мигранты - это та категория, которая в случае роста безработицы вымывается первой. Они предохраняют местное население от слишком бурных социальных потрясений. А миграционная политика по факту, к сожалению, ориентирована не столько на реально существующие проблемы, сколько на фантомы 90-х годов. К тому же мощный вал трудовой миграции в настоящее время никак не адаптирован к кубанскому социуму. Пока иностранных рабочих было не очень много и они изолированно жили в своих вагончиках, нигде не появляясь, никто их фактически не видел. Сейчас их уже много. В течение двух лет радикально изменился возрастной состав этих людей. Если раньше это были исключительно отцы семейств, то сейчас на заработки приезжают очень молодые люди [5]. Одна из серьезных проблем миграционной политики - это отсутствие реального общественного контроля. Такой контроль нужен не только для того, чтобы защитить мигрантов. В первую очередь он необходим для того, чтобы защитить граждан России. Необходимо разделить вопросы миграционной политики и межэтнических отношений. Самое большое количество иностранцев, въезжающих в Краснодарский край, - это мигранты из соседней Украины. На втором месте идет Грузия, затем Казахстан и только потом Армения. Более того, по статистике последних лет, процент русских по национальности среди въезжающих на территорию нашего края иностранцев примерно равен проценту русских среди коренного населения. Эта цифра колеблется от 83 до 87 процентов. Заключение Итак, на основании выше изложенного мы можем сделать некоторые выводы. В настоящее время в мире у большинства ученых, политиков и правительственных чиновников нет осознания депопуляции как острейшей проблемы -- мировой и национальной. В общественном мнении преобладает представление о "бурном росте" мирового населения, о "росте рождаемости" и "угрозе перенаселенности". В этом контексте депопуляция ряда европейских стран рассматривается как "спасение" от "перенаселенности", а сокращение рождаемости и низкая рождаемость -- как единственное средство этого "спасения". В теории демографического и семейного кризиса, напротив, утверждается, что в случае отказа от активной демографической политики к середине XXI столетия все развитые страны окажутся в зоне естественной убыли населения, все развивающиеся страны станут малодетными и в конце века начнется впервые в истории депопуляция мирового населения в целом. Отсюда следует, что губительные предложения об устранении депопуляции за счет привлечения иммигрантов из бедных и пока еще не-малодетных стран базируются на временном ресурсе и лишь отодвигают вопрос о противодействии депопуляции на 40--50 лет. Потенциал иммиграции будет уменьшаться и обострять борьбу за миграционный ресурс, обострять межнациональные отношения. Многообразные последствия депопуляции в ближайшие десятилетия явятся источником межгосударственных и межнациональных конфликтов. Россия как многонациональная страна с огромными территориями и незначительным по современным меркам, но к тому же депопулирующим населением рискует оказаться в очередной раз полигоном, где трагически пересекаются глобальные противоречия современности. По мнению разработчиков Концепции, у нашей страны есть лишь одна возможность сохранения национальной и территориальной целостности -- активизация демографической политики, направленной на повышение рождаемости и резкое увеличение доли семей с тремя и более детьми посредством системного поощрения семейного образа жизни. Список использованных источников Белошапкина Е. Анализ демографической ситуации в стране и в Ханты-Мансийском автономном округе // Экономист. - 2009. - N 2. - С.63-68. Быстрое А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социол. исслед. - 2008. - N 12. - С.91-96. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - N 3. - С. 128-140. 4.1 Демографический ежегодник России. 2008: стат. сб. / редкол.: Суринов А.Е. и др. - М.: Росстат, 2008. - 557с. Демченко А. Демографическая ситуация в Краснодарском крае // http://eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/53_05.htm Лубанец Е. Кубань переживает демографический всплеск // http://www.rg.ru/2005/ll/23/babyboom.html Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социол. исслед. - 2007. - N 12. - С.58-69. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |