|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социально-криминологические особенности женских правонарушенийСоциально-криминологические особенности женских правонарушенийВведение Происходящие в Российской Федерации трансформационные процессы в общественно-политической и экономической сферах и их успешность непосредственно связаны со степенью социального развития. Но назвать современное российское общество идеальным нельзя, так как существует ряд проблем, решение которых должно носить первостепенный характер. В последние годы, на фоне увеличения уровня преступности в целом, выделилась в самостоятельную ветвь женская преступность. Интерес к этому распространенному явлению вполне объясним особым местом женщин в системе общественных отношений, важности социальных ролей и функций, которые они выполняют, поэтому последствия девиантных, а позднее и деликвидных, форм женского поведения крайне неблагоприятны. Проблема женской преступности в России Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером преступлений и их последствиями, той сферой, где имеют место, ролью, которой выполняют при этом женщины, выбором жертвы преступного посягательства, влиянием на правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств. Большинство таких преступлений можно разделить на две основные группы: связанные с профессиональной деятельностью (будь то взяточничество, растрата и похищение вверенного имущества и т. д.) и с семейно-бытовыми отношениями (детоубийство, убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью). Женская преступность обуславливается как психологическими, так и социальными факторами. Изначально можно свести понятие причин только к субъективному, психологическому моменту, к порокам, коренящимся в сознании женщины. Конечно, нельзя отрицать значение психологической установки личности в механизме преступления, поскольку таковым, по законодательству, признается лишь деяние, совершенное под контролем сознания. Однако в целом данную концепцию женской преступности в нашем обществе принять как единственную и бесспорную нельзя, т.к. это приведет к отрицанию социального аспекта проблемы. Социально-экономическая обстановка в стране зачастую обуславливает проявление жестокости и агрессивности со стороны женщины. Проследим тенденции этого социального явления с помощью статистических данных Федеральной службы государственной статистики России: удельный вес лиц женского пола среди совершивших преступления за период с января 2006 года по декабрь 2008 года составляет 17%. Среди преступниц 25% составляют лица, осужденные за убийство и покушения на убийства, еще около 11 % - осужденные за нанесение тяжких телесных повреждений, свыше 3 % - за грабежи и разбойные нападения с целью завладения государственным, общественным и личным имуществом граждан. Сегодня типично женским преступлением принято считать детоубийство. Более 20% женщин совершают подобные деяния. Как правило, это молодые, еще плохо адаптированные в обществе, то есть не имеющие достаточного материального обеспечения, своего жилья, женщины. В ряде случаев где-то на заднем плане можно довольно четко разглядеть фигуру мужчины, не без влияния или не без молчаливого согласия которого совершаются эти опасные преступления. Данная проблема привлекала и продолжает привлекать уже не одно поколение исследователей. Наиболее четко данный вопрос освещен в исследованиях академика В.Н. Кудрявцевой и профессора В.Е. Эминова, которые утверждают, что явления, способствующие существованию женской преступности, тесно переплетаются друг с другом, и постепенно под влиянием глобальных перемен проходящих в нашем государстве, таких как социальные, экономические, культурные, стали набирать силу. Активное участие женщин в общественном производстве, ослабление социальных институтов, и в первую очередь семьи, возросшая напряженность в обществе, возникновение в нем конфликтов и враждебности - всё это ведет к неизбежному росту уровня женской преступности. Ю.М. Антонян в своих работах указал на то, что преступный тип поведения формируется уже в юношеском возрасте и обуславливается характеристиками воспитания в семье, школе, университете. В ноябре 2008 года нами было проведено социологическое исследование в среде студенческой молодежи при использовании метода гнездовой выборки. В качестве единиц исследования были выделены две студенческие группы по двадцать пять человек, возрастом от 18 до 19 лет. С помощью анкет, предоставленных респондентам по данной проблеме, удалось получить следующие результаты: рост женской преступности в России, по их мнению, определяется такими факторами, как материальная неудовлетворенность (35%), социальная незащищенность женщин в современном российском обществе (27%), завышенный уровень криминальной информации в СМИ (20%), а также неадаптированность большинства женского населения к современным условиям жизни (18%), что прямо указывает на недостаточное обеспечение благополучия населения в современной России и высокий уровень стратификации. Среди причин формирования личности будущей преступности в юношеском возрасте опрошенные студенты выделяют «плохую» компанию (32%), дурную наследственность (20%), воспитание в семье (18%), влияние образовательных учреждений(10%), а также пропаганда СМИ(20%). Также следует отметить, что респонденты не боятся признать тот факт, что роль семьи в современной России упала на очень низкий уровень, и этот институт близок к своему перерождению. А ведь именно женщина определяет решающее положение данного института в обществе. Поэтому чем выше уровень женской преступности, тем с большей уверенностью можно заявлять о неизбежной общественной деморализации и деградации. И современное поколение как нельзя остро понимает это. Проституция как социальный институт В том, что проституция - одна из древнейших профессий, сегодня никто не сомневается, разве что не признается данный факт в научных кругах. В социологии традиционно сложилось два подхода к изучению явления проституции: - в рамках первого подхода, чаще всего, проституция рассматривается как девиантное поведение, являющееся фактором социальных проблем; - в рамках второго подхода проституция сама рассматривается как социальная проблема. Сексуальная революция в ХХ веке изменила взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Сфера сексуальности претерпела значительные изменения. Изменения в сексуальной сфере, новый взгляд на отношения полов не может не повлиять на изменения отношения к проституции. В социологии, к сожалению, это не прослеживается. Считается, что явление, существующее тысячелетия и обладающее устойчивостью, претендует на то, чтобы быть институализированным. Опираясь на определение и характеристики социального института, данные профессором А.Г. Эфендиевым, мы попытаемся доказать, что проституция является социальным институтом. Социальный институт - это процедура социальных действий, которая надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение (на достаточно квалифицированном уровне) жизненно важных потребностей. Относительно проституции можно отметить, что это сфера жизнедеятельности людей, удовлетворяющая одну из важнейших потребностей человека - потребность в сексе, сексуальных отношениях. Традиционно регуляция сексуальных отношений осуществлялась в рамках институтов семьи и религии, т.к. секс связывался преимущественно с репродуктивной функцией. Сегодня он во всё большей степени приобретает рекреационный характер, связанный с гедонистическими устремлениями. В проституции четко прослеживается распределение функций, прав и обязанностей участников: Клиент обращается к данной сфере, рассчитывая получить определенную услугу, а если точнее получить удовлетворение его сексуальной потребности. При этом он обязан соблюсти все условия договора (оплата, ограничение во времени, не нанесение телесных повреждений проститутке и т.п.). Проститутка тоже обязана соблюдать договор и обслуживать Клиента надлежащим образом, имеет право изменять условия взаимодействия с клиентом, не в ущерб себе и действующего заведения или клуба. Могут быть и другие неписанные правила, определенные традиции, но в любом случае поведение обоих партнеров достаточно предсказуемо. Каждый из них осознаёт свою социальную роль. Проституция достаточно чётко организована. Существует распределение обязанностей, социально-иерархическая структура. Как и всякая социальная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается за счет обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института, «замещает выбывшего». Соответственно, обезличиванию, стандартизации подвергаются требования по достаточно широкому спектру связей, отношений, в которые будет вовлечен исполнитель той или иной функции. Существующие функциональные роли уже указывают на существование обезличенных требований. Другой пример: на стенах домов, на стендах можно увидеть объявления без текста, только с номером телефона, и всем сразу становится понятно, что речь идет о сексуальной услуге. Одни проститутки уходят из данной сферы услуг, другие приходят; одни клиенты прекращают пользование услугами, появляются другие. Более того, когда клиент идет к проститутке, то чаще всего ему безразлична персонифицированная сторона этой услуги. Важен результат и достижение цели. Предполагается, что востребована не человеческая сущность, а свойства и качества покупаемого предмета. При этом ожидания, связанные с выполнением тех или иных ролей не меняются. Все знают, что именно преследует каждая из сторон. Безусловно, существуют нормы взаимоотношений между клиентами и проститутками. В разные периоды истории, в разных социокультурных системах наблюдается различие в нормах, специфичны они и для отдельных территорий. Для контроля за соблюдением норм в проституции применяются различные санкции. Они существуют как в форме наказаний, так и в форме поощрений. Используются как материальные стимулы, так и применяются телесные наказания и другие формы принуждения. Главное, что проститутка должна выполнять все требования клиента. Учреждения тоже наличествуют. С давних пор существовали и существуют заведения, которые по-разному называются в различных культурах: публичные дома, бордели, дома свиданий, дома терпимости и т.д. и т.п. Эти заведения предназначены для того, чтобы оформить, организовать на определенном пространстве процесс предоставления услуги и получения сексуального удовольствия. То есть они выполняют функцию организатора и регулятора взаимоотношений людей в сфере проституции. Для деятельности системы проституции используются материальные ресурсы в виде помещений, необходимого оборудования, контрацепции, медицинского обслуживания; интеллектуальные ресурсы в виде квалифицированных организаторов, иногда в виде «проституток-интеллектуалок»; моральные ресурсы в виде доверия со стороны клиентов и т.п., а самое главное - ресурс телесности. Проститутки обладают различными социальными статусами, вертикальной дифференциацией. Соответственно и клиенты различаются по социальным статусам и имеют не одинаковый доступ к удовлетворению сексуальных потребностей через сферу проституции. Таким образом, регуляция сексуальных отношений и удовлетворение сексуальных потребностей происходит не только в семье. Возможно, проституция и является тем социальным институтом, который призван решать проблемы, связанные с сексуальной удовлетворенностью. Самоубийство как социальная проблема В Республике Саха (Якутия) актуализируются проблемы суицида: количество самоубийств на душу населения в регионе превысило пределы общемировой «нормы» на несколько десятков процентов, поставив регион на одно из первых мест в мире в этом трагическом «состязании». Республика Саха (Якутия) традиционно является регионом повышенной суицидальности, что напрямую связано с климато-географическими особенностями проживания, медицинскими причинами, такими факторами как «полярная депрессия», провоцирующая фрустрацию. Однако, на протяжение 1990-х и начала 2000-х годов происходило постоянное увеличение случаев самоубийств в различных когортах населения. Увеличение до «пиков», структура социальных и статусных характеристик самоубийц становилась объектом интереса в локальных медико-социологических исследованиях. Лишь в 2008 г. данная проблема получила освещение на уровне государственных структур, когда первый президент республики М.Е. Николаев поставил вопрос о проблематизации суицидальных проявлений среди трудоспособной части населения, молодежи подростков. Надо отметить, что на протяжении 90-х годов ХХ века уровень самоубийств в Республике Саха (Якутия) был выше уровня убийств, соотношение в 1998 году составило 1:1,6 «в пользу» суицида. «Пик» суицидов пришелся на 1999 год. Основное количество самоубийств составляют мужчины (от 80% до 90% в разные годы). Распределение случаев по национальному составу почти точно отражает национальное соотношение населения в регионе: около 40% - русские и якуты (с некотрыми колебаниями по годам), 20% - прочие национальности (башкиры, татары, немцы, азербайджанцы, украинцы, армяне, буряты, узбеки, жители Кавказа и др.). Среди погибших превалируют возрастные группы 16-35 лет. «Омоложение» суицида имеет еще более тревожный момент: были зафиксированы единичные случаи самоубийства детей в возрасте 10-12 лет, показатель детской смертности в этой группе возрос в 2002 г. в сравнении с 1998 годом с 0,8% до 1,6%. Достаточно невысоким был уровень гандикапного (старческого) суицида, который исследователи выделяют как наиболее распространенный. Особо необходимо отметить, что основное количество суицидов происходит в состоянии алкогольного опьянения. Число лиц, совершивших самоубийство в алкогольном опьянении колеблется от 45% до 60%, чаще всего легкой и средней степени тяжести, в большинстве случаев реализация суицидальных попыток происходит на «пике» абстинентного синдрома. Поднявшись в конце прошлого тысячелетия, суицид остается на прежнем уровне в республике: снижения самоубийств не происходит, постоянно высок подростковый и молодежный суицид. Заключение Таким образом, в целом ни сама женская преступность, ни определяющие ее причины не стали еще предметом всеобщего внимания. Все возникающие проблемы тщательно не изучаются и не анализируются, а предупредительные усилия сводятся в основном к наказанию виновных, тогда как наравне с ними должны устраняться обстоятельства, вызвавшие преступные действия. Исследование данного социального отклонения должно проводиться как на теоретическом, так и на практическом уровне. Модель девиантного поведения подается с экранов телевизоров, а ведь женская аудитория, особенно молодого возраста, в целом не в состоянии на подсознательном уровне «отфильтровывать» подобную информацию, сопротивляться данной идеологической обработке. В современной России есть необходимость в создании реабилитационных центров, оказывающих психологическую помощь женщинам, ставшим на путь преступности. Но нельзя отвергать первостепенную роль семьи и образования с их воспитательными функциями, посредством которых осуществляется первичная социализация личности, и формируется определенный тип поведения. Список литературы 1. Шепилов Д. Самоубийства в Якутии (этюд). Сборник трудов исследовательского общества «Саха-Кескиле». Выпуск 5-й. Якутск, 2005. 2. Можайский А. Отец народа // Эхо столицы от 16 ноября 2007. 3. Уровень жизни населения РС (Я).: статистический сборник / Госкомстат республики Саха (Якутия) - Я.: 2009. 4. Анисимова С.Г., Унарова Л.Д., Колбина Е.Ю. Суицид: мультидисциплинарный подход / Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России. Материалы междунар. науч-практ. конф. (18-19 марта 2004 г., г. Новосибирск). Новосибирск, 2004. 5. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. Сб. / Федер. Служба гос. Статистики, Территор. Орган Федер. Служба гос. Статистики по Респ. Саха (Якутия); [редкол. Т.А.Торговкина (предс.) и др.]. - Якутск, 2007. 6. Антонян Ю.М.; «Преступность среди женщин»; М.:Росс.право;2009. 7. Криминология, под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова.-М.:Юрист, 2007. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |