|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальное государство: за и противСоциальное государство: за и противСоциальное государство: за и против Становление социального государства в России находится на самом раннем этапе. Законодательная база далеко несовершенна. Конституция Российской Федерации в п.2 ст.7 определяет лишь некоторые направления деятельности государства в социальной сфере, такие как, охрана труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Однако в Конституции отсутствуют многие существенно важные положения, без которых построение социального государства не возможно. Трудности построения в Росси социального государства предопределенны геополитическим положение страны, климатическими условиями, менталитетом, многонациональностью страны, историческими традициями. Одной из главных составляющих социального государства должно быть эффективное социальное обеспечение граждан, включающая в себя социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай), оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий, поощрительную и вспомогательную подсистему в сфере строительства, приобретения жилья, образования. Необходимо обеспечить гражданам качественное бесплатное медицинское обслуживание по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские и образовательные услуги. Целью социального государства является переход к такой системе общества, которая базируется на развитии человека, его духовном и культурном совершенствовании. Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата. Программной целью социальной политики государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека. Государственным органам управления необходимо найти баланса между саморегулированием рынка и государственным вмешательством. Главная цель социальной политики - значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие цели: - достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств. Невозможно построение социального государства без реализации права на труд. Зачастую квалифицированные и образованные работники не способны обеспечить уровень жизни для себя и своей семьи, соответствующее современным представлениям. Неспособность порой значительной части квалифицированных, образованных работников прокормить себя своим трудом, обеспечить уровень и качество жизни, соответствующие современным представлениям. Должна быть создана система радикального повышения трудовой мотивации, ориентированная на все группы и слои населения. Преодоление бедности невозможно без обеспечения государством право на труд и достойной его оплаты. В нашей стране появилось извращенное понятие бедности, когда к бедным вполне могут быть отнесены здоровые, имеющие хорошее образование и хорошую профессию люди. Все меры государства по повышению заработной платы ничтожны, необходим комплекс мер по обеспечению вертикальной мобильности, престижа образования, профессионализма и творческого вклада гражданам; - обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках; - обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России. Устранение конфликтов со странами бывших союзных республик; - развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений. Создание общества, в котором будет преобладать отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы. Фундаментом новой социальной политики должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, решение проблем, которые существенно улучшат условия жизни людей. К таким проблемам относятся: 1. Прогрессирующая деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны. 2. Деиндустриализация народного хозяйства. Наблюдается спад в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров народного потребления, повышение сферы услуг в структуре производства и инвестиции, сокращение доли. 3. Угроза массовой безработицы и бедности в результате сокращения производства и деиндустриализации. 4. Вывоз капитала, его связывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленное образовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственных мощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложений вследствие галопирующей инфляции и неопределенности прав собственности, неразвитости правовой системы обеспечения инвестиционной активности и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной величине ввоза, а также концентрация банковской активности в финансировании спекулятивной деятельности делают невозможным поддержание расширенного воспроизводства и обновление производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектами валютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональной экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондом накопления. 5. Утечка умов и деградация человеческого потенциала. Образованные и квалифицированные специалисты вынуждены покидать страну из-за низкой оплаты труда и финансирования. 6. Криминализация хозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию и государственное регулирование. Рост теневой экономики и коррупции, монополизация основных сфер производства. 7. Галопирующая инфляция, колеблющаяся в пределах 10-25% в месяц, крайне затрудняла долгосрочную хозяйственную деятельность, развитие производства, инвестиционную и инновационную активность. 8. Угроза разрушения транспортной и энергетической инфраструктуры страны, повышение вероятности аварий на энергетических и транспортных сетях вследствие длительного недоинвестирования в их поддержание, обновление и развитие. Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности. В определенной мере при разделении бюджетных полномочий государство переложило с федерального на региональный и муниципальный уровни все проблемы реализации социальной политики. Регионы и муниципалитеты принимают законы, которые из-за ограниченности их бюджетов сужают и без того скудные ресурсы, не продолжая в полной мере реализацию продекларированных в Конституции РФ и в федеральном законодательстве социальных гарантий. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |