рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социальные проблемы современной сельской молодежи рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальные проблемы современной сельской молодежи

Социальные проблемы современной сельской молодежи

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра теории и методики социальной работы

Социальные проблемы современной сельской молодежи

Выпускная квалификационная работа по специальности

«Социальная работа»

Допустить к защите:

Выполнила:

Аралбаева Г.Г.

студентка V курса ПДМ

социального факультета

в г. Сибай

Выпускная квалификационная

работа защищена:

канд. пед. наук, доцент

Оценка:

Научный руководитель:

Испулова С.Н.,

Рецензент:

Председатель ГАК

Магнитогорск 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1.1. Социальный портрет молодежи

1.2. Формы и методы социальной работы с сельской молодежью

Выводы по главе I

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1. Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3. Программа «Молодежь Хайбуллинского района»

Выводы по главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь -- социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Государственная система социальной защиты молодежи должна обеспечить правовые и экономические гарантии, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни, право на отдых и т. д. Для малоимущих групп населения -- денежные дотации и натуральные выдачи, причем помощь от государства должны получать не только те граждане, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход для нормальной жизни.

Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи -- помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться.

Главной задачей государства и общества в отношении молодежи является формирование условий, при наличии которых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готова активно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом и государством.

Молодежь -- субъект государственной политики, уникальный стратегический ресурс общества, который не должен быть только объектом воздействия со стороны государства и старших поколений. Молодежь -- это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Необходимым условием включения молодежи в общественную жизнь является развитие самоорганизации молодежи, молодежного самоуправления. В наибольшей мере этому соответствует создание и деятельность молодежных общественных объединений, участие в них широкого круга социально активных молодых людей.

Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью.

Объект исследования: сельская молодежь.

Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.

Гипотеза: предполагается, что молодежная политика, в том числе в сельской местности эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни; более эффективной реализации молодежной политики способствует программно-целевой принцип работы.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирована научная литература по проблеме исследования.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы специалистами отделов по делам молодежи в сельской местности.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1.1 Социальный портрет молодежи

Молодежь -- это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности (19; с.45).

Исследование проблем молодежи невозможно без определения понятия «молодежь», нахождения критериев обозначения начала «границы молодежности». На поверхностный взгляд кажется, что здесь нет никакой проблемы и нет каких-то особых трудностей, все ясно. Визуально, без особых усилий человек может определить кто старый, кто молодой. Это, естественно, только на первый взгляд. При серьезном подходе к этой проблеме можно заметить, что понятие «молодежь» довольно расплывчатое. По этой проблеме нет единства среди ученых. Каждый специалист, работающий в этой области, определяет возрастные границы по-своему. В условиях современной России наметился определенный отход от методологии исследования молодежи с позиции ее целостности и монолитности (49, с. 46-49).

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности. Социальные особенности определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства также характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификацией ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях (33; с.25).

В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» (4; с.73). Позднее более полное описание было дано И.С. Коном: «Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» (21; с.84).

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

По мнению большинства социологов России, целостный процесс социализации молодежи объективно разграничивается на определенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся на следующие этапы: подростки 15-18 лет: это срок окончания средней школы, ПУ; молодежь 18-24 лет: это такой отрезок времени, когда юноши или проходят военную службу в армии или вместе с девушками завершают обучение в вузе; «молодые-взрослые» 25-29 лет: этот период в социологии обозначается как «важная граница» молодости и характеризуется тем, что молодое поколение на данном этапе жизни окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества (49; с.53).

Каждому из этих временных этапов, как видим, присущи свои определенные цели и задачи. В то же время объективно и то, что между возрастом и социальными возможностями человека в достижении этих целей существует и зависимость, и тесная взаимосвязь. Тем не менее и ныне весьма актуальным остается целостный подход к изучению проблем молодого поколения. Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.

Исходя из социальных проблем, определяется государственная молодежная политика. Важной целью ее является помощь молодежи в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Несогласованность и непроработанность отдельных решений, касающихся молодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляет негативные социальные тенденции в ее среде (42; с.37).

Развал Советского Союза, продолжающийся и углубляющийся социально-экономический кризис в конце XX - начале XXI вв. поставили российскую молодежь в исключительно сложную ситуацию. Это серьезно беспокоит общество и, естественно, требует более пристального внимания к молодежной проблематике и настоятельно диктует необходимость разработки и принятия закона о молодежи и разработки на ее основе такой политической стратегии, которая всесторонне и полно учитывала бы современные ее потребности, интересы и ценностные ориентации. Молодежная политика эффективна и жизненна лишь тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни. Жизневостребованность молодежи зависит не только от учета современных потребностей, интересов ее, но и от непременного учета основных направлений и тенденций развития. А это можно реализовать, руководствуясь достижениями современной социально-педагогической науки.

Отчетливо прослеживается тенденция расширения десоциализации, маргинализации молодого поколения. За последние годы в стране увеличивалось количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни в силу различных, как объективных, так и субъективных причин. К ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. Хотя большинство из них стремятся быть социально-полезными гражданами, но в силу сложившихся в российском обществе условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и наказание в исправительных трудовых колониях (49; с.55-60).

В настоящее время нельзя ограничиваться лишь констатацией экономического кризиса в России, а крайне важно критически анализировать его пагубные воздействия на все сферы социальной жизни, прежде всего духовную. Сегодня в России идет процесс социальной деградации общества: разрушение образования, науки, здравоохранения, культуры и духовности. В стране безудержным способом распространяются такие патологические явления, как криминализация общества, пьянство и алкоголизм, наркомания, безработица, обнищание населения. Самое тревожное состоит в том, что Россию захлестнула волна нравственных деградаций. Это, прежде всего, коснулось молодежи. Сейчас врачей-психиатров тревожит распространение среди молодого поколения психических заболеваний, шизоидных и истерических отклонений, неврозов и т.д.

Социальной деградации прежде всего подвергается молодежь. В списке расходов нынешней школьной молодежи на «духовную пищу» приоритетными являются аудио и видеозаписи. Ныне телевидение формирует у молодежи неадекватное, искаженное восприятие окружающей нас реальной действительности. Засилье теле-видео продукции фильмами и передачами, до предела наполненными сценами насилия, жестокости, оказывающими разрушающее влияние на сознание детей и подростков, тревожит российскую общественность.

В настоящее время все без исключения каналы телевидения заполнены праздничными шоу, карнавалами и шумными презентациями. Все это приучает молодежь к легкой, беспроблемной жизни. Насыщенность каналов телевидения «легким» несерьезным жанром отучает российскую молодежь от повседневного умственного труда в сфере духовности, отвлекает ее от серьезной работы по изучению истории отечества, богатой русской литературы и искусства. Было бы исключительно своевременно и хорошо, если бы давали объективную информацию о серьезных проблемах России, пропагандировали трудовой образ жизни, формировали у молодежи устойчивое убеждение о невозможности добиться успехов без напряженного труда во всех сферах социальной жизни.

Сегодня в Российских средствах массовой информации много разговоров относительно утверждения в обществе права на «свободу выбора». Конечно, высшим благом является свобода и человек должен делать свободный выбор. Но это может сделать только духовно зрелый человек, этого не может сделать незрелый, неподготовленный к взрослой жизни подросток и юноша. К тому же их положение в сегодняшней России осложняется тем, что «свобода выбора» происходит в ситуации тотальной агрессии западной, и прежде всего американской массовой культуры, ориентирующей молодежь делать выбор между подлостью и пошлостью (49; с.45-48).

Развал устоявшейся системы воспитания и образования привел к утрате жизненных ориентиров, целей и духовных идеалов у подростков. Ныне молодыми людьми в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. Сегодня в системе нравственных приоритетов у молодежи доминирующее место заняли «культ успеха». Естественно, успех сам по себе не несет ничего плохого, наоборот; инициирует стремление к развитию личности, открывает в человеке новые возможности. Но самое прискорбное заключается в том, что в сознании у нынешнего поколения господствует психология обогащения, причем обогащения без труда, приложения усилий.

Усиление влияния криминогенности на молодежь приводят к серьезным изменениям в ее сознании и поведении. Прежде всего, трансформируется ее социальное самочувствие. В нем доминируют чувство опасности и страх в связи с ростом молодежной и подростковой преступности. Разочарование в жизни, чувство страха, которое все более и более растет среди молодежи, способствуют усилению тенденций суицида среди юношей и девушек. В последнее время в молодежной среде падает ценность жизни. Растет количество самоубийств. По данным социологических исследований, основными причинами суицида среди молодежи выступают безработица, семейные неурядицы, увлечение алкоголем и наркоманией (49; с.121-122).

Другая проблема, которая вызывает озабоченность российского общества -- увлечение молодежи потреблением алкоголя и ее наркотизация. В настоящее время среди населения с каждым годом возрастает страх и беспокойство за судьбу подрастающего поколения. По мнению многих социологов, психологов причиной увлечения молодежи наркотиками, алкоголем является стремление уходить от реальной жизни, растущее отчуждение в обществе и, в частности, отчуждение молодежи от своего ближайшего окружения. В сегодняшней российской реальности неимоверно много причин и поводов для разочарований, неуверенности. Они вызываются многими социальными и психологическими факторами, прежде всего, как уже об этом не раз говорилось, ростом безработицы среди молодежи. Сегодня молодым людям трудно найти работу. Это не просто даже тем, кто имеет высшее образование, не говоря уже о тех, кто не смог поступить в институт. Молодые люди, не выдержав трудностей, желая хоть на время забыться, встают на путь употребления наркотических веществ, изменяющих психику, вызывающих желаемое состояние эйфории.

Социальная опасность этих отклонений состоит в том, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не умея предвидеть социальные, физиологические последствия проституции, алкоголизма, наркомании, не считают их отклонениями от нормы. Массовое распространение их создает у подростков иллюзию нормального поведения, и это, в конце концов, приводит к формированию особой подростково-молодежной субкультуры со своими «нормами», разрешающими делать все, что захочется, и минимальными табу на подобие воровских «законов», запрещающих «предавать своих» (24; с.45).

В ближайшее время государству, обществу в целом необходимо сосредоточиться на борьбе с этими отклонениями, чтобы они не стали «нормой» образа жизни российской молодежи.

От уровня развития молодежи -- физического, умственного, от ее образованности, уровня сознания, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т. д. зависят ее возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс. Развивать молодежь -- значит усиливать инновационный, творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста, накапливать силы для ускоренного выхода России из тяжелейшего положения. От того, насколько широко и глубоко молодежь интегрирована во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом.

Молодежь -- одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. По совету Запада, Россия подвергла себя безответственному эксперименту, реализовала бездумно так называемую «шоковую терапию», что привело к разрушению экономики и массовому обнищанию населения.

В обществе крайне низок престиж образованности, профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов», к уходу в «частную жизнь» и в «никуда».

Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов особенно резко сказывается на трудоустройстве девушек. Актуален вопрос о физическом выживании научной интеллигенции.

Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Должна быть обеспечена востребованность народным хозяйством знаний и талантов (16; с.47-48).

Серьезное беспокойство вызывает уровень здоровья подрастающего поколения. Причем каждое следующее поколение менее здорово, чем предыдущее. Острие проблемы здоровья населения перемещается от старшего поколения к младшему, в сферу детства и молодости. На повестке дня -- сохранение генофонда нации, вопрос ее физического выживания. После революции, во время первой волны беспризорности, генофонд нации был более или менее в порядке. Сегодня у многих беспризорников задержки в развитии, «младенческий интеллект».

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Молодежь, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства. Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуется оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (16; с.37-39).

Профессиональная подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей.

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба (21; с.27-28).

Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест (25; с.67-68).

Профессиональная подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

Специалисты учреждений органов по делам молодежи оказывают психологическую, педагогическую, социальную, правовую и медицинскую помощь детям, подросткам и молодежи, а также консультативно-методическую помощь родителям, специалистам инспекций по делам несовершеннолетних. Проводятся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам молодежи, разрабатываются и внедряются коррекционно-развивающие программы, организуется психологическое просвещение населения, издаются методические пособия и методические рекомендации. Учреждения органов по делам молодежи сотрудничают с ЗАГСами, кабинетами планирования семьи, с военкоматами, образовательными учреждениями, подростковыми медицинскими кабинетами, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д.

Создаваемые органами по делам молодежи учреждения, в том числе социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним и молодежи (53; с. 78-80).

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда (16; с.25).

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.

В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе (25; с.34).

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» (27; с.75).

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Содержание и формы деятельности способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком.

Государственный комитет по делам молодежи Республики Башкортостан, видоизменив и усовершенствовав сохранил популярные еще с комсомольских времен такие традиционные соревнования, как «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Плетеный мяч», «Белая ладья», «Чудо шашки», «Веселый дельфин», «Лыжня румяных» и т. д. (18; с.52-54).

Одной из главных проблем молодых является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях.

Выводы по главе I

Молодежь составляет в обществе особую группу, для которой еще не завершена первичная социализация, в то же время молодое поколение является стратегическим ресурсом страны. Этим и определяется необходимость государственной поддержки молодежи, решения ее социально-экономических проблем по месту учебы, работы и жительства. Роль органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан состоит в создании механизмов, снижающих влияние негативных факторов на социализацию молодежи и укрепляющих воздействие на нее позитивных тенденций. Государственная поддержка молодежи должна быть ориентирована как на привлечение дополнительных источников финансирования, так и на адресное распределение и эффективное использование средств, выделенных на указанные цели из бюджета. Необходимо подготовить молодежь к широкомасштабному участию в общественной жизни, мобилизовать ее энергию и потенциал на созидательное участие в жизни республики.

Молодежь -- это возраст, когда происходит «второе духовное рождение», делающее молодых самостоятельными лицами. Особенностью молодого поколения выступает то, что оно занимает весьма динамичное промежуточное положение между периодом «подростковым» и «взрослым», отличающееся неустойчивостью характера, эмоциональностью и самонадеянностью.

Молодежь меньше других слоев, социальных и возрастных групп обременена старыми идеологическими стереотипами и мифами. Она в отличие от старшего поколения легче, безболезненно может отказаться от всего отжившего, отстоявшегося. Именно ее нужно готовить жить и работать в условиях цивилизованно обустроенного рынка в будущем. Это обстоятельство требует кардинальных преобразований в системе образования, совершенствования философии воспитания подрастающего поколения, разработки новой идеологии и политики его социализации.

Немаловажной проблемой сегодня является разработка целостной концепции государственного развития. Составной частью должна стать научно-обоснованная, хорошо выверенная молодежная политика. Государство решение всех задач молодежной политики не может взять только на свои плечи, и поэтому львиную долю их передает в руки тех общественных организаций и объединений, которые способны реализовывать свои задачи более эффективно и быстро. Но при этом государство должно обратить особо пристальное внимание на разработку специальных программ, создание особых механизмов и принципов для осуществления молодежной политики. На наш взгляд, программно-целевой принцип будет способствовать более эффективной реализации молодежной политики. Эти целевые программы, механизмы и принципы должны быть разработаны во всех городах и крупных населенных пунктах.

Для активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Башкортостан

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая более трети населения республики, - это большая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства. Социально-демографическая ситуация в современном российском обществе характеризуется сокращением рождаемости, преобладанием смертности над рождаемостью, высокой младенческой смертностью, возрастанием числа разводов и т.д. Многие проблемы социально-демографического развития российского общества характерны и для нашей республики.

Принятый 12 ноября 1991 г. в Республике Башкортостан (РБ) закон «О молодежи» заложил первую борозду в целину молодежной политики в России. В целях реализации этого закона в этом же году был создан Государственный комитет РБ по делам молодежи. Ныне он преобразован в Управление по делам молодежи при Совете Министров республики. Этот государственный орган осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной молодежной политики. В настоящее время среди 75 административно-территориальных образований Башкортостана отделы (управления и комитеты) по делам молодежи существуют при 72 администрациях. Дальнейшее развитие структуры органов по делам молодежи связано с введением должностей специалистов по работе с молодежью в штаты органов местного самоуправления, хозяйств и предприятий (18; с. 45-47).

К началу 2008 г. в 30 районах и городах республики работало около 130 специалистов этого профиля. В настоящее время закон «О государственной молодежной политике» существенно обновлен. С учетом произошедших изменений во всех сферах социальной жизни, а также накопленного опыта работы с молодежью в этот закон были внесены серьезные корректировки и дополнения.

При разработке молодежной политики в РБ были учтены две группы особенностей, присущие молодежи. Во-первых, все подрастающее поколение, вступая во взрослую жизнь, на рубеже смены поколений формирует в себе образ будущего, несет ответственность за самосохранение и развитие общества, за преемственность истории и культуры народов, этносов, составляющих его (30; с.38).

В молодежной политике Башкортостана четко и ясно выражена идея о том, что именно подрастающее поколение ответственно за сохранение и дальнейший расцвет народа как культурно-исторической общности, за дальнейшее совершенствование и приспособление его образа жизни к условиям современной цивилизации. Во-вторых, в период вступления молодого поколения во взрослую жизнь у нее в силу объективных причин не сразу формируются ценностные, духовно-нравственные ориентиры. Нередко недостаток жизненного опыта у молодежи при принятии ею серьезных и ответственных решений приводит к непростительным ошибкам. Как свидетельствует история многих государств, эта проблема еще более усугубляется, осложняется в условиях революционных переворотов, кардинальных реформ и трансформации традиционного общества, когда неопытная молодежь, не успев усвоить старые, устоявшиеся в обществе ценности, которыми руководствуется старшее поколение, полностью не принимает на вооружение далеко непонятные ей, неопределенные новые ценности и духовно-нравственные ориентиры. В новой политике, предлагаемой современной молодежи в республике, учтены эти нюансы и обстоятельства и предложены конкретные механизмы и пути сохранения всего ценного из опыта старшего поколения. В настоящее время в республике проводится масштабная работа по вооружению подрастающего поколения системой ценностей и ориентиров, адекватной требованиям современной цивилизации.

В результате принятия этого закона в республике значительно укрепилась правовая и социальная защищенность молодых граждан, их организаций и объединений. За годы функционирования его в республике создана система социально-экономической поддержки молодежи. Это прежде всего касается создания условий для решения жилищной проблемы молодых семей. С 1994 г. в Башкортостане молодым малообеспеченным семьям, например, предоставляется льготная возвратная ссуда.

Государственный комитет Республики Башкортостан по делам молодежи, опираясь на законы и правовые акты, принятые за последние годы, делает немало для обеспечения трудовой занятости молодых людей. В республике безработица среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет с каждым годом сокращается (18; с.67-68).

Работа по организации занятости и трудоустройства молодежи в Республике Башкортостан проводилась по следующим направлениям.

Проведены специализированные ярмарки вакансий рабочих мест, акции «Дни карьеры». Всего в данных мероприятиях приняло участие более 50 тыс. молодых людей. Среди них были учащиеся и выпускники учебных заведений, с которыми специалисты отделов по делам молодежи и центров занятости населения проводили тестирования по профориентации. Кроме того, были организованы собеседования с работодателями, оказаны консультационные услуги специалистов службы занятости и работодателей, проводились компьютерные тестирования.

Для поддержки молодежного предпринимательства начиная с 2000 г. под патронажем Госкоммолодежи РБ создан и действует Республиканский центр содействия молодежному предпринимательству. В 2003 г. Республиканский центр содействия молодежному предпринимательству проводил работу по развитию и поддержке молодежного предпринимательства: проводились консультации, оказывалось содействие при разработке бизнес-планов, обеспечивалось участие в выставочной деятельности. Центром ведется и постоянно обновляется реестр молодых предпринимателей, в котором представлены данные о 3 217 молодых предпринимателях и 107 молодежных предприятиях. В 2008 г. количество обратившихся в центр и получивших консультации по вопросам малого бизнеса составило 633 человека.

Разработаны предложения по созданию в городах и районах республики информационно-консультативных центров для молодых предпринимателей на базе библиотек. Создание таких центров позволит значительно расширить работу по развитию молодежного предпринимательства (18; с. 98).

В целом работа в сфере трудоустройства молодежи в дальнейшем должна строиться как на основе традиционных методов работы, так и с использованием инновационных технологий. Помимо трудоустройства и организации рабочих мест, большое внимание необходимо уделять профориентационной работе с молодежью, работе с выпускниками школ, развитию молодежного предпринимательства на селе.

Сегодня можно констатировать, что часть учреждений осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне. В качестве примера можно назвать, центр психологической помощи «Доверие» Комитета по делам молодежи администрации г. Салават, Баймакский региональный центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи. В основе функционирования этих учреждений лежит четко сформулированная концепция развития и направления этой важнейшей работы. Содержательная ее часть определена с учетом социальной потребности и интересов. Специалисты регулярно проводят анализ социальных проблем подростков и молодежи региона, вся работа специалистов имеет серьезное научно-методическое обоснование (13; с. 64-65).

Анализ молодежных проблем показывает, что работа специалистов, социально-психологической помощи востребована, сегодня стоит вопрос о ее качестве и необходимости четкого определения направлений деятельности каждой из служб, исходя из ситуации, сложившейся в конкретном регионе, и, конечно же, образования, специализации и квалификации специалистов. В Республике Башкортостан в ведении органов по молодежной политике действует 40 социально-психологических центров и служб, 13 кабинетов планирования семьи, 9 клубов «Молодой семьи».

Также в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, оказывается господдержка в виде предоставления субсидий в размере 70% от расчетной стоимости жилья. Субсидии могут быть использованы на приобретение жилья на вторичном рынке, на строительство жилого дома или на приобретение жилья в долевом строительстве, а также на уплату первоначального взноса или на погашение основного долга при ипотечном кредитовании. Данную поддержку в 2008 г. получили 722молодые семьи и молодых специалиста (18; с. 53).

За время реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года № 80 36 молодых семей получили субсидии по списанию части задолженности по кредитным договорам на сумму более 1,758 тысяч рублей, а жилищные условия улучшили более 90 молодых семей и молодых специалистов. В рамках реализации программы в каждом сельском поселении появились специалисты по работе с молодежью. Была активизирована пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи района (49; с. 201-203). Программа направлена на создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества.

В Хайбуллинском районе проживает 32750 человек, численность молодежи района составляет около 8000. На территории Хайбуллинского района расположено 55 общеобразовательных школ, из них - 27 средних, 11 основных, 17 начальных, где обучаются более 5000 учащихся, а также функционируют профессиональное училище № 110, Акъярский горный колледж им. Тасимова. Действуют учреждения дополнительного образования: дом детского творчества, станция юных техников, детская юношеская спортивная школа, школа искусств. Ежегодное поступление в ВУЗы составляет в среднем 37,4 % от общего числа выпускников.

В настоящее время в ведении комитета по делам молодежи района находится муниципальное учреждение «Молодежно-подростковый клуб «Нур». Основной целью работы подведомственного учреждения, является организация работы по месту жительства, привлечение детей и подростков к культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Учредителями клуба является администрация района согласно постановлением № 197 от 25 июня 2003 года. Клуб работает в таких направлениях как социально-психологическая помощь подросткам «группы риска», школа выживания (краеведение, экология), спортивное (мини-футбол, туризм, шашки, шахматы), «Умелые руки», «Музклуб», курс этикета, художественная студия, клуб творчества молодых инвалидов.

В 2004 году клуб посещало 104 ребенка, 2005 году -138 детей, 2006 году - 154 детей и подростков, в 2007 - 186 детей, подростков и студентов Акъярского горного колледжа, профессионального училища. Одной из важнейших задач педагогов-организаторов и социальных педагогов является работа с «трудными детьми», состоящих на учете. Основной возраст посещающих это подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Особое внимание уделяется детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям из социального приюта для детей и подростков «Карлугас» и детей-инвалидов. Спортивная, оздоровительная работа в клубе проводится под девизом «Пропаганда здорового образа жизни», где ведется работа по целому комплексу спортивных мероприятий, акций, игр, викторин (55; с.79-83).

Система мероприятий по поддержке молодых семей, проводимые комитетом по делам молодежи и специалистами по работе с молодежью включает в себя:

- консультации по вопросам реализации федеральных и республиканских целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года», по программе «Жилище»;

- тематические мероприятия (тематический конкурс «Молодая семья»);

- вовлечение в спортивные мероприятия (по национальной борьбе «Куреш», мини-футбол и т.д.);

Реализация программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространение на республиканском и муниципальном уровнях. Районная программа молодежной политики «Молодежь Хайбуллинского района» на 2007-2010 годы, это основа районной молодежной политики механизмы ее реализации, в том числе - выработка основных программных мероприятий, возможно за счет комплекса мер по созданию условий для более полного включения молодежи в общественную жизнь и одновременного воспитания патриота и достойного гражданина Республики Башкортостан.

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

В основе работы учреждения «Молодежно-подростковый клуб «Нур» лежит четко сформулированная концепция развития, направления работы выбраны с учетом социальной потребности. Специалисты регулярно проводят анализ социальных проблем подростков и молодежи района, работа специалистов имеет серьезное научно-методическое обоснование.

Был проведен социологический опрос молодежи района. Для этого была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов, касающихся темы исследования. В анкетировании принимали участие 145 человек. макет анкеты представлен в приложении.

Основные выводы по результатам исследования следующие.

Основные проблемы - жилье для молодежи, организация молодежного досуга, молодежная занятость и безработица, проблемы образования молодежи. Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Проблема жилья для молодежи - это, прежде всего, проблема закрепления и привлечения молодых специалистов в сельскую местность. Но эта проблема на селе практически не решается, по крайней мере, существует проблема слабой информированности населения о ходе ее решения.

Большая часть молодежи проводит свой досуг неорганизованно, бесцельно. Это связано, прежде всего, с плохим материально-техническим оснащением учреждений культуры и платностью предоставляемых услуг. Одно из решений этой проблемы - в развитии молодежных и детских общественных организаций, тем более, что они имеют значительный воспитательный потенциал.

Остро на селе стоит вопрос с развитием сельского здравоохранения, что в частности приводит к отсутствию профилактики и росту заболеваемости в молодежной среде. Однако, несмотря на многочисленные проблемы в сельской местности края, отрадно заметить, что больше половины участников исследования 55% не собирается менять свое место жительства на город, будет продолжать жить и трудиться на благо родного села.

Поистине национальной угрозой становится проблема низкой рождаемости. Она обусловлена не только сокращением численности молодого поколения в общей структуре населения, но и преобладанием однодетной модели семьи, тогда как простое воспроизводство населения начинается при двух детях в семье. Согласно опросу, 51,0% молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет планируют иметь двоих детей, 18,0% - одного ребенка, и только 11,2% - троих детей, 6,5% вообще не хотят иметь детей. Молодежь называет такие причины нежелания иметь более одного ребенка: материальные затруднения, необходимость завершить учебу, жилищные проблемы.

В результате исследований выяснилось, что для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет жизненными приоритетами являются любовь, дружба, высокие доходы, а в системе ценностей 23-30-летних доминируют дети, семья и брак, любовь. Однако декларирование значимости семьи, брака и детей не всегда находит отражение в реальном поведении молодых. Неполные семьи, незарегистрированные браки, внебрачная рождаемость становятся сегодня социальной нормой.

В нынешних условиях молодежь ориентирована на материальные ценности, и поэтому главный мотив ее устройства на работу - необходимость удовлетворения материальных потребностей. Это свидетельствует о падении социальной значимости труда. Согласно исследованиям, 41,0% молодежи работает по найму на постоянной основе, 33,0% учатся, численность молодых предпринимателей составляет около 2,0%, не имеют постоянной работы и не учатся около 24% молодежи.

Результаты исследования показывают, что получение образования является важным для 53,0% опрошенных молодых людей, отчасти важно для 32,1%, повышение квалификации в значительной степени важно для 41,2%, а отчасти значимо для 38,8% юношей и девушек.

При этом современная социально-экономическая ситуация такова, что система профессионального образования не гарантирует получения желаемой работы по профессии. Неуверенность части молодых людей в том, что они смогут устроиться на высокооплачиваемую работу, соответствующую их уровню образования, приводит к различным социальным патологиям в молодежной среде. По данным опроса, около 30,0% молодых людей ощущают подобную неуверенность.

Потенциальная возможность потерять работу уменьшается с получением более высокого уровня образования. Из числа тех, кто имеет начальное профессиональное образование, боятся потерять работу 51,2%, со средним специальных образованием - 46,9%, лица с высшим образованием - 33,6%. Однако предпринимательство как вид деятельности, приносящей дополнительные доходы, для 59,7% молодежи не представляет интереса в связи с отсутствием должных условий для занятия им. Особую тревогу вызывает утрата молодежью такой ценности, как профессионализм. По результатам исследований, 61,4% молодежи после обучения вообще не работали по специальности, 30,3% работали по специальности, но в настоящее время оставили эту работу, и только 8,2% молодых людей в настоящее время продолжают трудиться по специальности.

Анализ ситуации, сложившейся в молодежной среде, свидетельствует о том, что ослабление внимания общества к проблеме организации свободного времени подростков и молодежи ведет к негативным последствиям: 66,8% молодежи всем видам активного организованного досуга предпочитают общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотр телевизора, компьютерные игры. По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи являются встречи с друзьями. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников - характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр телепередач и видеофильмов. Наиболее популярны в рейтинге досуговых мероприятий - отдых на природе, хобби, посещение кинотеатров, концертов, театров. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4,2% молодежи.

Предпочтения в сфере досуга зависят от половозрастных критериев. Для девушек более характерен пассивный отдых - чтение книг, журналов, прослушивание музыки, они занимаются домашним хозяйством, шитьем, чаще проводят время дома в кругу семьи.

Жизненная позиция молодых людей более активна. Свободное время для них, как правило - это способ отдохнуть, расслабиться. Они чаще девушек проводят время с друзьями, занимаются спортом, играют в компьютерные игры или на игровых автоматах, проводят время на природе. Но стремление общаться, посещать дискотеки, учиться и узнавать новое свойственно обоим полам.

При анализе возрастных характеристик, в исследовании выделяются возрастные подгруппы молодежи. Необходимо отметить, что эти категории условны и проецируются в обобщенном виде на социум, но существуют и исключения, так как многое зависит от индивидуальных характеристик подростка и от его жизненной ситуации.

Молодежь старшей возрастной категории для содержания своей семьи вынуждена подрабатывать - этому посвящает свое свободное время 15,6% молодых людей 25-30 лет, 24,2% - 20-24 лет, и только 4,1%- 14-16 лет. Занятиям на компьютере посвящает свое свободное время в основном учащаяся молодежь возраста 14-16 и 20-24 лет. В свою очередь проводить досуг с семьей предпочитает 51,6% молодых людей старше 25 лет, как правило, состоящих в браке и только 22,7% - 14-16 лет. Молодежь старше 25 лет отличает желание и возможность отдыхать на природе.

Посещение дискотек - это своеобразная отличительная черта молодежи возраста 14-19 лет. Так проводят свой досуг порядка 30% молодежи этого возраста и только 5,6% - тех, кому 25-30 лет. Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятие хобби. В большинстве случаев за любимым занятием проводят свой досуг молодежь в возрасте 14-16 лет (23,8%). Очень часто к этой категории относятся подростки, которые посещают школы дополнительного образования, кружки, секции. В то время как среди молодежи старших возрастных категорий занятие хобби в структуре досуга занимает значительно меньшую долю.

Характер проводимого молодежью досуга во многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационным источником для большинства молодых людей является телевидение (87,4%). Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде - газеты, их читает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующую его информацию, слушая радио (34,1%), каждый пятый - от родственников и друзей (21,1%). Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированные журналы и Интернет (8,8% и 6,2% соответственно). Эти источники не так популярны скорее из-за достаточной дороговизны журналов и отсутствия свободного доступа к сети Интернет и необходимых технических ресурсов у большинства молодежи. С возрастом интерес молодежи к телевидению, Интернету, журналам не меняется, зато, в связи с вступлением в период активной социализации, ростом интереса к социальной, политической жизни общества, значительно увеличивается доля молодежи, читающей газеты.

2.3 Программа «Молодежь Хайбуллинского района»

Программа «Молодежь Хайбуллинского района» на 2007-2010 годы (далее -- Программа) является продолжением Программы «Молодежь Хайбуллинского района» на 2004-2006 годы, которая направлена на создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Башкортостана как стратегического ресурса социально-экономического развития республики и гражданского общества.

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущее. Молодежь, составляющая более трети населения республики, - это большая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства.

В настоящее время введение комитета по делам молодежи района находится муниципальное учреждение «Молодежно-подростковый клуб «Нур». Основной целью работы подведомственного учреждения, является организация работы по месту жительства, привлечение детей и подростков к культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Учредителями клуба является администрация района согласно постановлением № 197 от 25 июня 2003 года. Клуб работает в таких направлениях как социально-психологическая помощь подросткам «группы риска», школа выживания (краеведение, экология), спортивное (минифутбол, туризм, шашки, шахматы), «Умелые руки», «Музклуб», курс этикета, художественная студия, клуб творчества молодых инвалидов.

Система мероприятий по поддержке молодых семей, проводимые комитетом по делам молодежи и специалистами по работе с молодежью включает в себя:

- консультации по вопросам реализации ФЦП, РЦП «Социальное развитие села до 2010 года», по программе «Жилище»;

- тематические мероприятия (тематический конкурс «Молодая семья»);

- вовлечение в спортивные мероприятия (по национальной борьбе «Куреш», мини-футбол и т.д.);

Реализация программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространение на республиканском и муниципальном уровнях. Районная программа молодежной политики «Молодежь Хайбуллинского района» на 2007-2010 годы, это основа районной молодежной политики механизмы ее реализации, в том числе - выработка основных программных мероприятий, возможно за счет комплекса мер по созданию условий для более полного включения молодежи в общественную жизнь и одновременного воспитания патриота и достойного гражданина Республики Башкортостан. Срок действия Программы-2007-2010 гг.

Основной целью программы является создание условий для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения, как стратегического ресурса социально-экономического развития района и республики, дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

Для достижения цели требуется решить следующие задачи:

1. Обеспечение межведомственной координации в решении проблем молодежи;

2. Развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы учреждений молодежной политики;

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, действующих в сфере молодежной политики.

4. Формирование здорового образа жизни молодежи.

5. Обеспечение трудоустройства и занятости детей, подростков и молодежи.

6. Адресная помощь молодым семьям в решении жилищных проблем, укрепление института молодой семьи.

7. Развитие системы учреждений оказания социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи.

Программа реализуется в следующих направлениях:

- развитие гражданской позиции, духовно-нравственной культуры и патриотизма в молодежной среде;

- социальная защита молодых граждан, укрепление института молодой семьи и повышение ее статуса, содействие в решении жизненных проблем и проблем трудовой занятости молодежи;

- правовое воспитание, повышение экономической культуры, конкурентоспособности;

- организация культурно-досуговой деятельности и развитие творческого потенциала молодого поколения;

- укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни;

- научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение реализации молодежной политики.

На базе клубов и центров получила развитие работа по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями. Работники клуба совместно с обществом инвалидов организуют различные оздоровительные и досуговые мероприятия. Следует отметить, что работа в данном направлении требует наличия в штате учреждения высококвалифицированных специалистов по социальной работе. С 2003 года в Хайбуллинском районе на базе подросткового клуба «Нур» введена ставка специалиста для работы с инвалидами и организована работа клуба творчества молодых инвалидов.

Принимая во внимание прямую зависимость состояния здоровья от образа жизни и физической активности, совместно с органами по делам молодежи администраций муниципальных образований планируется продолжение работы по пропаганде здорового образа жизни, направленной на мотивацию к активным занятиям физической культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом должны стать серьезной школой воспитания у подростков и молодежи ценности здорового образа жизни. Они помогут значительно повлиять на разрешение существующих социальных проблем, станут действенным фактором профилактики девиантного поведения, табакокурения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Занятие физической культурой и спортом являются одним из основных способов проведения молодежи своего свободного времени.

В этой связи работа государственных органов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает огромное значение. Основные усилия физкультурных организаций направлены на организацию физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы среди работающей, учащейся и студенческой молодежи.

Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют. Молодежь трудится во всех сферах производства и сельского хозяйства. Среди них передовые механизаторы, водители, учителя-новаторы, медики и многие другие. Они, несмотря на экономические и финансовые трудности, с оптимизмом смотрят на будущее. При районном доме культуры открыты клубы по интересам. Помимо традиционных вечеров, посвященных знаменательным датам, организуются различные конкурсы, викторины, игры, еженедельно проводятся мероприятия с участием молодежи.

Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.

Главной задачей государства и общества в отношении молодежи является формирование условий, при наличии которых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готова активно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом и государством.

Молодежь - субъект государственной политики, уникальный стратегический ресурс общества, который не должен быть только объектом воздействия со стороны государства и старших поколений.

Выводы по главе II

Знание истинного положения сегодняшней молодежи, ее наиболее актуальных социально-экономических проблем, поиск оптимальных путей их решения, оказание молодым помощи в выборе жизненного пути и обретении уверенности в завтрашнем дне - в целях решения этих и иных вопросов необходимо осуществлять координацию деятельности образовательных учреждений, организаций, республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Применение программно-целевого метода в решении проблем, характерных для молодежно-подростковой среды, позволит добиться следующих результатов: обеспечить адресность и контроль за инвестированием бюджетных средств в молодежную политику;

выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого финансирования;

разработать и внедрить технологии решения актуальных проблем молодежи с участием ее самой; обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры, созданной в ходе выполнения Программы.

Проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. Ее решение имеет общегосударственное значение, поэтому надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей.

Задача общества и государства сегодня -- оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.

Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это -- адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная молодежная среда, являющаяся объектом воздействия со стороны политических институтов и структур, политических партий и объединений, функционирующих в обществе, представляет собой сложный и противоречивый организм, отражающий все социально-экономические и политические тенденции развития современной России.

Молодежь -- это социальная группа, наиболее восприимчивая и в то же время прагматично настроенная часть населения любого государства. Имеющиеся проблемы модернизации российского общества, ее успехи и сложности интересуют и волнуют большую ее часть. Несмотря на многочисленные трудности повседневного бытия молодого поколения, возникшие за годы рыночных реформ, молчаливое равнодушие к потребностям и интересам молодежи со стороны государства, она в целом поддерживает и одобряет эти судьбоносные преобразования, осуществляемые на стыке двух столетий в России. Такое одобрительно-спокойное отношение молодежи к разбегающимся социальным ценностям (бесплатное образование, медицинское обслуживание и др.), формальной свободе управляемой демократии, многому негативному, имеющему место в современной реформирующейся России, -- это явление временное. Неоспоримость этой ситуации должно хорошо понимать, чувствовать нынешнее руководство России и, не откладывая в долгий ящик, начинать работу по разработке научно обоснованной молодежной политики.

Основными ее задачами являются приобщение молодых граждан к участию в общественных и социально-экономических преобразованиях, совершенствование системы трудового, нравственного и патриотического воспитания, усиление социальной защиты подрастающего поколения. Каждый молодой человек в российском государстве должен иметь достойные условия для самореализации, получения качественных знаний, отвечающих требованиям эпохи. В основу современной молодежной политики государства должна быть заложена научно выверенная философия полноценной социализации молодежи. Решение этой задачи в условиях трансформирующегося общества, сопровождающегося системными кризисами, требует фундаментальной коррекции идеологии воспитания молодежи. Эту работу следует начинать с основательного лечения самого общества, институтов социализации молодежи (семьи, системы образования и др.), обратив при этом особое внимание на мощную финансовую поддержку их со стороны государства.

Особое место в молодежной политике должны занимать вопросы, относящиеся к семейно-брачным отношениям, так как социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы, проблемы воспитания и социализации молодежи в семье требует от органов государственной власти более внимательного подхода к разработке современной семейной политики и главное -- усиления финансово-экономической ее поддержки. При этом всегда нужно иметь в виду, что способ структурирования семьи и действий индивидов в их повседневной жизни основан не только на ограничениях и поощрениях в поведении согласно принятым традициям и политике в семье, он построен еще на функционировании таких институтов общества, как рынок труда, способы культурного конструирования семьи, «материнства», «отцовства» и «детства» в российском обществе.

В процессе дальнейшего реформирования всех сфер социальной жизни следует полновесно использовать юношеский оптимизм, энергетический потенциал и деловую предприимчивость молодого поколения. При этом очень важно при реализации задач модернизации общества более смело и решительно использовать все позитивное, нетрадиционное в молодежной среде, независимо от политической ориентации этой особой социальной группы общества.

Таким образом, поставленная нами цель исследования -- изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе достигнута.

Поставленные нами задачи решены:

- изучена литература по проблеме исследования;

- раскрыты социальные проблемы и потребности молодежи;

- рассмотрен опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью.

Гипотезы исследования подтвердились: действительно молодежная политика эффективна тогда, когда в ней масштабно и всесторонне учитывается современное положение юношей и девушек во всех сферах социальной жизни; более эффективной реализации молодежной политики способствует программно-целевой принцип работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акчурин Б.Г. Духовное здоровье сельского населения Башкортостана // Социс. - 2001. - № 12. - С. 23-24.

2. Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1995.

3. Апарина А. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях // Диалог. - 1998. - №1. - С. 27-28.

4. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социс. - 2000. - №8. - С. 45-48.

5. Бобахо В.А., С.И.Левикова. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1997. - №2. - С. 33-37.

6. Бочарова В. Педагогика социальной работы. М., 1994

7. Быков В. В., Парамонов А. И. Развитие предпринимательства в молодежной среде: учеб.-метод. пособие. - М., 2002. - 245 с.

8. Гологузова М.Н Социальная педагогика. - М,, 1999.

9. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социальные основы социальной педагогики. - Барнаул, 1996. - 178 с.

10. Деготь Б.А., Шубина И.И. Российское законодательство о социальной защите населения: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк„ 1996. - 111с.

11. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения Российской молодежи // Вестник Московского университета. - 1997. - №3. - С. 12-13.

12. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. М., 2003. -157 с.

13. Заочный семинар для специалистов по делам молодежи (информационно-методологический сборник). Выпуск I. - Уфа, 2001. - 85 с.

14. Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: Профиздат, 1998. - 224 с.

15. Зубков Ю. Будущее молодых россиян проблематично//Диалог. -1998. - №9. - С. 31-35.

16. Иваненков С. П. Проблема социализации современной молодежи. - М., 1999. - 154 с.

17. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.- 214 с.

18. Информационный отчет Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике о реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан в 2006 году и задачах на 2007 год. - Уфа, 2006. - 137 с.

19. Камалдинова Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. - М.: Педагогика, 1998. - 142 с.

20. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: Нормы, отклонения, социализационная траектория//Социс.-2003.-№6.- C. 42-44.

21. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1989. - 255 с.

22. Кравченко А.И. Социология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

23. Липский И. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития // Социальная работа. - 1995. - № 1. - С. 41-45.

24. Лисовский В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. - 1994. - № 1/4. - С. 38-41.

25. Лисовский В. Т. Социальная защита молодежи. - М., 1994. - 212 с.

26. Лупов В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. - 1998. - №8. - С. 47-49.

27. Лучанкин А. И., Сияцкий А. А. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. - Екатеринбург, 1997. - 153 с.

28. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2006.

29. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учеб. пособие. - М., 2002.

30. Молодежное движение в Башкортостане ХХ века / сост. Г.Р. Мухаметдинов. - Уфа: Гилем, 2005. - 265 с.

31. Молодежный вестник Башкортостана. - 1997. - №3. - С. 26-28.

32. Молодежь и образование в условиях перехода к рыночному обществу // Мониторинг «Молодежь Башкортостана». - Уфа, 1997.

33. Молодежь России тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильвинского, А.В. Шаронова. - М., 1993.

34. Молодежь России: социальное развитие / Ред. В.И. Чупров и др. М, 1992.

35. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. - Уфа: Гилем, 2003. -171 с.

36. Мудрик А.В Введение в социальную педагогику. - М., 1994.

37. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007.

38. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.

39. Овчарова Р. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

40. Основы социальной работы / под. ред. Е.В. Ханжина. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

41. Основы социальной работы: учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М., 2005.

42. Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад. М., 2005.

43. Попов В.А., Кондратьев О.Ю. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы // Социс. - 2003. - №8.

44. Ромашов О.В. Социология труда: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.

45. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М.Пановой и Е.И. Холостовой: В 2 т. - М., 1997.

46. Ручкин Б. А. и др. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. - М., 2000.

47. Савинов А.Н. , Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие. - М.: Мастерство, 2001. - 192 с.

48. Садриев М.М. Молодежь - будущее страны // Ватандаш. - 2002. - №6. - С. 53-56.

49. Садриев М.М. Социология молодежи: учеб. пособие. - Уфа: Гилем, 2005. - 308 с.

50. Словарь-справочник по социальной работе/ под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.

51. Социология молодежи: учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 298 с.

52. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. - М., 1994. - 316 с.

53. Формы и технологии социальной работы: научно-методическое пособие / под ред. Гусляковой, Т.В. Крохонен. - Барнаул, 2005. - 245 с.

54. Фролов С.С. Общая социология: учебник. - М.: Проспект, 2008. - 384 с.

55. Хайбуллинский район: стат. сборник. - Уфа, 2008. - 106 с.

56. Чередниченко Г.А. Жизненные траектории молодежи на различных этапах получения образования // Материалы исследовательского проекта «Будущее молодежи России». - М., 2003.

57. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.

Приложение

Уважаемый респондент!

Персонал нашего клуба считает своей приоритетной задачей повышение качества услуг и улучшение условий работы. Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью усовершенствования работы.

Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свой вариант.

Благодарим за участие!

1. Что Вы слышали о социальных службах (телефон доверия, биржа труда и трудоустройства, служба знакомств и др.) для молодежи?

Обращался сам, или знакомые

Знаю, что есть такая служба

Ничего об этом не слышал

Самые важные направления работы служб помощи молодежи:

развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства

психологическая помощь молодежи и молодым семьям

психологическая помощь подросткам

юридическая служба для молодежи

развитие клубов по интересам

подготовка молодежи к браку, семейной жизни

3. Знаете ли о молодежных программах реализуемыех в республике

да, знаю

нет, не знаю

4. Если знаете, то назовите эти программы

___________________________________________________________

5. Как часто вызывает интерес тема трудоустройства?

интересует постоянно

интересует периодически

не интересует

6. Работаете ли Вы по своей специальности?

1. да

2. нет

7. Для достижения успеха важно:

хорошее образование

состоятельные родителя

одаренность, талант

высокая трудоспособность

необходимые знакомства, связи

обладать сильной волей, целеустремленностью

Другое _________________

8. Как часто вызывает интерес тема семья, воспитание детей?

интересует постоянно

интересует периодически

не интересует

9. Сколько детей в семье планировали бы?

одного

двоих

троих

ни одного

10. Источники информации об интересующих событиях и проблемах

местные газеты

радио

телевидение

другое _________________

11. Как Вы проводите свободное время?

________________________________________________________ ________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, данные о себе:

Возраст

Образование

Род занятий

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты