|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социологическое исследование различных аспектов трудовой занятости молодежиСоциологическое исследование различных аспектов трудовой занятости молодежи10 Государственный Университет Высшая Школа Экономики
На сегодняшний день проблема трудовой деятельности молодежи получает все большее развитие - в основном потому, что общество в целом и каждый работодатель в частности, желает направить поток молодежи, большая часть которой на сегодняшний день являются специалистами в какой-либо области, в нужное ему русло. Так как социологическое исследование сегодня имеет достаточно большой вес, то с помощью его результатов можно не только узнать ситуацию на рынке труда, но и изменить ее. Чем более такое исследование показывает «популярность» той, или иной сферы деятельности, тем более оно востребовано как в данной сфере - как элемент привлечения рабочей силы, так и в конкурирующих сферах и организациях - как источник анализа рынка труда и факторов, привлекающих рабочую силу к конкурентам. На этом фоне довольно странным является то, что подобные исследования проводятся в основном по проблемам популярности той, или иной сферы деятельности, и очень мало - по проблемам трудовых ценностей - аспектов трудовой деятельности, являющихся в той или иной степени значимыми для молодежи. А ведь именно этими параметрами руководствуется любой человек при выборе места работы, и именно их следует изучать и наблюдать в первую очередь. ПРЕДМЕТ РАБОТЫПредметом исследования является «важность» различных аспектов трудовой занятости среди молодежи. ЦЕЛЬ РАБОТЫЦелью данной работы является изучение проблемы влияния различных аспектов трудовой занятости на выбор профессии либо места работы. ГИПОТЕЗА РАБОТЫГипотезой данной работы, основанной на анализе данных THE WORLD VALUES SURVEYS («Всемирные исследования ценностей»), является:- наличие неких общих факторов, определяющих отношение к конкретным аспектам трудовой деятельности.Обзор ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЙКак уже было сказано, на данную тему почти не проводилось исследований. Есть много статей по социологии трудовой деятельности молодежи, но все они, в лучшем случае, лишь немного затрагивают данную проблематику. Из статей, наиболее близких к теме данной работы, доступна лишь «Динамика и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций современной молодежи» (М. Тихонов, Д. Домашкин, С. Смышляев ).Данная статья рассматривает динамику и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций молодежи Алтая на примере двух возрастных групп: учащихся 11-х классов и студентов старших курсов вузов города, которые и явились объектом нашего исследования. Основным методом сбора информации являлся анкетный опрос. Вот некоторые результаты, близкие к данному исследованию: «Для выяснения ценности труда для современной молодежи использовался ряд вопросов. Были получены следующие данные. Чуть больше половины респонлентов считают работу неотъемлемой частью жизни человека, так как ее отсутствие, по их мнению, приводит к деградации личности. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что почти половина учащихся школы уверена в том, что работать не обязательно, если есть возможность безбедно жить, в то время среди студентов этот показатель в три раза ниже. У 54 процентов школьников вопрос: "Стоит ли в наше время честно трудиться?" вызвал затруднение. Лишь 1/5 учащихся школ уверены в необходимости честного труда, в то время как в группе студентов данной точки зрения придерживается 44 процента.» «Для изучения нравственных установок на труд использовался такой вопрос как: "Допускаете ли Вы для своих сверстников участие в таких видах деятельности, как рэкет, шантаж, воровство и т.п.?". Каждый третий школьник на смог определенно ответить на поставленный вопрос, либо сознательно ушел от ответа. Один из трех допускает подобные поступки сверстников (а в определенной степени и свои), треть относится к ним отрицательно. Аналогичная картина сложилась и в группе студентов. Нас интересовало и то, насколько привлекательны для молодежи следующие формы деятельности: уличная торговля, мойка машин, перепродажа вещей и проституция. Все респонденты резко отрицательно относятся только к проституции, к остальным же видам деятельности отношение выражается такого рода суждением: "Не осуждаю других, но сам не буду работать". Если сравнить показатели оценки выше перечисленных форм деятельности, как нормального способа зарабатывать деньги, то уличная торговля имеет более высокие показатели по сравнению с остальными.» «Общий анализ системы ценностей респондентов показал, что в группе школьников значимость трудовой деятельности несколько ниже, чем в группе студентов, что объясняется возрастными различиями. Хотелось бы отметить, что среди людей, достойных большого авторитета и уважения окружающих, большинством называются хорошие специалисты, профессионалы в своем деле. Хотя далее следуют те, кто может все достать и решить любые жизненные проблемы. Это объясняется, на наш взгляд, следствием перехода страны к рыночным отношениям.» Таким образом, на основе полученных данных авторами работы были сделаны следующие выводы: 1. При выборе профессии современная молодежь ориентируется на такие виды деятельности, которые престижны в обществе в данный момент. 2. Профессиональная деятельность для молодежи продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей. 3. Для большинства респондентов трудовая деятельность является способом достижения материального благополучия. 4. Получение высшего образования для большинства молодежи является важным аспектом в достижении жизненных целей. 5. Динамика ценностных трудовых ориентаций молодежи формируется под влиянием таких факторов, как возраст и уровень образования респондентов, их социальное и материальное положение, условия жизнедеятельности. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ДАННЫХДля анализа были взяты данные THE WORLD VALUES SURVEYS («Всемирные исследования ценностей»), и для проверки гипотез был выбран метод факторного анализа. Из начальных данных были взяты респонденты с возрастом не больше 25 лет - объектом исследования является молодежь. Получившее распределение возрастов мы можем проследить по таблице:Таблица 1: возрастное распределение
Итак, мы видим, что в первый фактор вошли абсолютно все аспекты - это фактор важности работы в целом - все, что составляет трудовую деятельность важно. При этом он объясняет 21% модели. Во второй фактор вошли «полезность для общества», «проявление инициативы», «встречи с интересными людьми», «ответственная работа», и, с противоположным знаком - «охрана работы», «удобное время», «отсутствие давления» и «щедрый отпуск». Как видим, этот фактор можно назвать выбором между тихой, защищенной, но скучной работой и интересной, но рискованной. Для краткости можно именовать данный фактор «Интерес - Стабильность». Данный фактор объясняет почти 11% нашей модели. Третий фактор представляет такие аспекты как «соответствие возможностям», «встречи с интересными людьми» и «интересная работа» и, с другой стороны, «достижение успеха» и «продвижение по службе». Данный фактор можно назвать «Интерес - Успех» - по аналогии с предыдущим. 7,7% модели объясняется данным фактором. В четвертый фактор с одной стороны входят зарплата и интерес к работе, а с другой - удобное время, встречи с интересными людьми и отсутствие давления. Этот фактор объясняет 7,3% модели. Его можно назвать «Зарплата - Отсутствие давления». В пятый фактор, определяющий 6,6% модели, входят инициатива, встречи с интересными людьми, зарплата и подходящий рабочий коллектив, и, с другой стороны, соответствие возможностям и ответственность. Имя этому фактору - «Общество - ответственность». Шестой, и последний фактор представлен ответственностью, зарплатой и подходящим коллективом, которым противопоставляются достижение успеха и интерес к работе. Этот фактор можно назвать «Ответственность - Успех». Данный фактор объясняет 6,4% модели. Итак, гипотеза о существовании нескольких факторов, определяющих общее отношение к трудовой занятости, подтвердилась. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1: возрастное распределение
|
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |