|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социология гендерного равенстваСоциология гендерного равенстваСоциология гендерного равенства На протяжении последних лет мало участков социологии достигли такого развития или занимают центральное место в этой дисциплине, как изучение гендерных отношений. В большей мере это отображает изменения в самом обществе. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, Светлана Айвазова, Ирина Жеребкина. Считается, что впервые понятие «гендер» было введено в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в работе «Пол и гендер: о развитие мужественности и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности личности. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с «женственностью», а бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он стал основоположником нового направления социальных исследований - гендерных. Украинская исследовательница Наталия Лавриненко предлагает рассмотреть гендер одновременно как социальный институт и на индивидуальном уровне. Элементами гендера как социального института есть: - гендерные статусы, то есть социально обусловленные обществом роли, нормы, поведение, жестикуляция, эмоции; - гендерное разделение труда (работа женская/мужская); - гендерные сексуальные сценарии. (нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса); - гендерные качества личности. На индивидуальном уровне гендер можно рассмотреть: - категории биологического пола, обусловленные с рождения и основаны на наличии определенных физических признаков; - гендерная идентичность (принадлежность к определенному полу); - гендерный брачный и репродуктивный статус (участие в браке или отказ от него; семейные роли); - гендерная презентация себя как личности, которая имеет соответствующие качества, с помощью одежды, косметики, аксессуаров. То есть, если с полом связаны только физические особенности строения тела, то с гендером - психологические, социальные, культурные отличия между мужчиной и женщиной. Нормативные представления и установки, какими должны быть и, следовательно, чем должны заниматься мужчины и женщины в данном обществе и в данное время детерминируют существование таких понятий как маскулинность и фемининность. Они определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других. Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а фемининность - с зависимостью, робостью, сентиментальностью. Высший уровень связи качеств маскулинности и фемининности, достигнутый одной личностью, свидетельствует о ее андрогинности. Андрогинная личность имеет большой выбор вариантов моделирования поведения. Профессор психологии Сандра Бем (США) объясняет андрогинность как индивидуальную особенность человека зависимо от конкретных ситуативных условий действовать одновременно по-женски и по-мужски. Гендер выступает в качестве важного критерия категоризации отчасти и потому, что в нашем обществе постоянно говорится о важной роли гендерных различий. Телевидение, литература и народный фольклор очень часто изображают мужчин и женщин существами, совершенно непохожими друг на друга. Родители, учителя и сверстники также часто подталкивают детей обращать особое внимание на гендер, и как следствие у тех появляются мысли, что мужчины и женщины различаются между собой не только телосложением. Дети замечают, что мужчины и женщины стремятся выглядеть по-разному и делать разные вещи. Подобное убеждение складывается у них при наблюдении за такими представителями общества, как, например, их родители. Исследователи гендерных стереотипов Эшмор и Дель Бока (Ashmore & Del Boca, 1979) были одними из первых, кто предположил, что половые стереотипы влияют на наше поведение по отношению к другим людям и могут вызвать ответные действия, соответствующие нашим ожиданиям. Разделение труда на основе половой принадлежности присуще всем культурам, как присущи им гендерные стереотипы, дифференцированная социализация мальчиков и девочек и более низкий статус и меньшие властные возможности женщин по сравнению с мужчинами. Разделение труда по половому признаку начинается в детстве. В целом отцы проводят с детьми примерно треть того времени, которое им посвящают матери. Женщины во всем мире выполняют большую часть домашних обязанностей, даже когда они работают вне дома. Исторически сложилось так, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняли разную работу. По данным ООН (1991), во всем мире рабочие места разделены по половому признаку. Женщины ограничены «стеклянным потолком», который не позволяет им занимать руководящие позиции, и они часто сталкиваются с так называемой «скрытой» дискриминацией на рынке труда. А также есть тенденция - резкого снижение участия женщин в процессе принятия решений и в политической жизни. Сейчас во многих обществах осуществляется попытка интегрировать как можно больше женщин во властные и управленческие бизнес структуры. Преимущественно так делают очень успешные страны. Это государства, которые понимают, что без женщин невозможно достигнуть прогресса ни в обществе, ни в политике, ни в экономике. Стоит взглянуть на ту же Норвегию, которая с 2006 года имеет закон, по которому 40% членов всех наблюдательных советов должны быть женщины. Если компании этот закон нарушают, то это чревато штрафными санкции. Похожим образом действует и премьер-министр Испании. Половина министров в испанском правительстве - это женщины. Схожие тенденции наблюдаются и в азиатских странах. Речь идет не о том, как развита страна. Речь идет, прежде всего, о том, что женщины имеют право голоса. Политическое соревнование во втором туре президентских выборов 2010 года в Украине - это не только соревнование политических партий, представлений о внутренней и внешней политике или об устройстве экономики, а еще и дуэль между мужчиной и женщиной. То, что права женщин в Украине ущемляются, легко доказывается цифрами. По статистике, заработная плата женщин составляет 73,7% от заработной платы мужчин на аналогичных должностях. Женщины работают на 4-6 часов больше в домашнем хозяйстве, но эта работа не учитывается как продуктивная и не учитывается в пенсионных схемах. По данным Института Демографии Украины, лишь 5-10% женщин контролируют в Украине экономические ресурсы. По статистике Госкомстата, только 38% из числа частных предпринимателей составляют женщины. В политике женщин тоже критически мало. К примеру, из числа отечественных парламентариев лишь 8,2% женщин. В то же время в Европарламенте число женщин-политиков достигает 35%. В Швеции женщин-парламентариев 47%, в Финляндии - 41,5%, в Болгарии - 21,7%, в Эстонии - 20,8%, в Польше - 20,2%, в Латвии - 20%. Вместо того чтобы смотреть на мужчин и женщин как представителей двух разных групп, людей надо поощрять к созданию общественных институтов, в которых никто никого не рассматривает как врага. Также важно, чтобы оба гендера при оценке поведения друг друга не прибегали бы к стереотипам, не считали проявление слабости фактом неизбежным, обусловленным врожденной предрасположенностью. Вместо этого людям нужно фокусировать внимание на ситуационных причинах различий между гендерами. Это даст нам большую надежду на изменения и будет направлять наши усилия на то, чтобы эти изменения произошли как можно быстрее. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. В то же время социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин. *** На сегодняшний день роль женщины в обществе многократно возросла, как в экономической, социальной, так и в политической сфере общественной жизни. Но все это результат долгой и упорной борьбы, которую вели женщины в течение нескольких столетий, жертвуя всем: семьей, благополучием, иногда собственной жизнью. Нередко женщина оказывается мудрее многих мужчин и таким образом надолго удерживается у власти, примером служит правление королевы Елизаветы, премьер-министра Англии Маргарет Тетчер. Продвижение по пути гендерного равенства в большой степени зависит от осознания и систематического обращения на всех уровнях - от парламента до местных административных органов, предприятий, семей и отдельных людей - к специфическим и часто различным между собой проблемам и потребностям женщин и мужчин. Отстаивая принцип гендерного равенства, мы выступаем за равенство прав, социальную справедливость, продуктивность труда и развитие бизнеса. Таким образом, делая еще один шаг навстречу всеобщему социальному прогрессу. Литература 1. Костюк В.В. Феминистская методология //Социология: Энциклопедия. Минск, 2003. 2. Светлана Айвазова, «Гендерное равенство в контексте прав человека», Москва - 2001 3. Шон Бурн, «Гендерная психология», издательство: Прайм-Еврознак, 2007 г. 4. http://www.rfi.fr/ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |