|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социология и политологияСоциология и политология2 План: 1. Личность в системе социальных отношений. 1.1. Этапы социализации. 1.2. Стадии социализации. 1.3. Агенты социализации. 1.4. Десоциализация и Ресоциализация. 2.1 Государство сущность, типы, функции. 2.2. Основные черты гражданского общества. 3. Список используемой литературы. 1. Личность в системе социальных отношений. Личность - понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературном и обыденных языках. «Личность» - это я. С очки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности. Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных отношений, традиционных отношений, традиционно сводится к двум понятиям: социализация и социальной установки. 1.1. Этапы социализации. Социализация - начинающейся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм. Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, становлением социального «Я». Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту(статусу). Обретение в начале политической (получение паспорта и право голосовать), затем экономической (устройства на работой) и социальной (создание семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации- начальной (ранней) и продолженной (поздней). Однако социализация - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид- начальная точка этого процесса, зрелая личность - завершающая. Содержание процесса становления социального «Я» - взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса- поиск своего социального места. Результат процесса- зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются : а) осознание своего «Я» , б) осмысление своего «Я». На том завершается начальная социализация и открывается продолженная ее исходный момент- обретение самостоятельности. Становлением социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». 1.2. Стадии социализации. Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации нужно выделит начальную , или раннюю социализацию охватывающую периоды детство и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение(приобретение новых знаний), воспитание(целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека у узком возрастном диапазоне от 10-20 лет), возмужание(физико- физиологический процесс укрепление организма человека также в подростковом и юношеском возрасте). 1.3. Агенты социализации. Социализация с точки зрения общества представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих , направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институт социализации- учреждения, влияющие на процесс социализации направляющие его. Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, поскольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, врачи. К первичной группе относятся непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия , армии, церкви, государства и т.д. К вторичной группе относятся формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они. Первичная социализация- сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и тоже может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец-опекун, администратор, воспитатель , учитель, друг), а вторичной -одну -две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Различие между двумя типами агентов социализации состоит в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то , что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации нет получают. 1.4.Десоциализация и Ресоциализация. Социализация проходит этапы, совпадающие жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз , переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа : Десоциализация и Ресоциализация. Десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей, и правил поведения (отверждения старого). Процесс ресоциализации- усвоение новых норм ,ценностей, мировоззрения и моделей поведения(обретение нового). В наиболее общей форме Ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то , не совпадающее с нашим прежним опытом. Например: поступая в университет после окончания школы, в первые дни адаптации к новой среде молодые люди сталкиваются с процесс ресоциализации. 2.1. Государство сущность, типы, функции. Обществоведы , начиная с Платона, упорно ищут модель «идеального государства», в котором частные интересы граждан органически сочетались бы с государственными и общечеловеческими интересами. По Аристотелю, государство-продукт естественного развития и по своей природе «стоит впереди семьи и индивида». На рубеже Средних веков и Нового времени флорентинец Н. Макиавелли, отмечал: «В каждом государстве- обычно существуют два разнообразных направления: народ стремится к тому, чтобы не быть теснимым знатными гражданами и уменьшить их власть, аристократы же стремятся захватить ее как можно крепче и усилить угнетение народа; результатом этих двух различных стремлений обычно бывает то, что в государстве преобладает верховная власть, или свобода, или анархия.» Далее мыслители (Монтескье, Руссо и др.) в своих политических учениях стремились обосновать формы государства, исходя не из воли Бога, а из принципов деятельности человеческого разума. Г. Гегель писал «Сущность государства - это шествие бога в мире, его основателем служит сила разума, осуществляющего себя как волю». Русский мыслитель А.И. Герцен называл «Государство - общественный союз, необходимый для гармонии между личностью и обществом, необходимое до тех пор, пока эгоизм не станет «разумным» и не соединит интересы личности и коллектива. » Связывая возникновение государства с возникновением частной собственности, Н.Г. Чернышевский полагал, что со временем и то и другое отомрет. Во второй половине ХIХ в. Возникла марксистская теория происхождения государства, которая исходила из того, что государство возникает в результате деления общества на классы и является выразителем интересов экономически господствующего класса. В политической системе общества государство выделяется присущие только ему признаки и функции. Признаки государства. Государство как основной политический институт общества имеет ряд характерных черт, отличающих его от всех других общественных организаций наиболее важные среди них называют следующее: наличие учреждений и органов, составляющих аппарат управления; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; население государства, на которой распространяется его власть, а также принудительность государство располагает специализированные органами принуждения, применяемого в ситуациях , определяемых законом; суверенность государства обладающие внутренними и внешними измерениями, означает, что оно наделено высшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип; налогообложение только государство пользуется правом взимание у населения налогов на покрытие своих расходов. Типология государства. Многообразие видов государств со времени античности и до настоящего постиндустриального периода политология разделяет на определенные типы. Несколько типов государств, объединенных сходными признаками или критериями составляют политологию. В политической мысли западных стран сложились разные подходы в типологизации государств. Основоположниками марксизма в основу своего понимания типологии государств положили социально-экономическую, классовую природу государства, характер общественного строя. На этой основе ими выделены рабовладельческие, феодальные , буржуазные государства; высшей формой государства ими полагалось государство социалистической, предшествующее полному упразднению государственных форм регуляции отношений внутри общества. Функции государства . Функции государства рассматриваются как механизм воздействия на общественные процессы- технологии. Общей функцией является руководство и управление. Руководство связано с выработкой государством стратегии, определением принципов и методов решения экономических, социальных, политических, национальных и духовно- идеологических вопросов. Управление же, как правило, обусловлено формированием конкретных механизмов реализации стратегических установок и целей. Другие функции в общем плане можно классифицировать как внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции связаны с защитой границ(оборонная), территории страны, вмешательством в дела других государств(военно-агрессорная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), внешней торговли и культурного обмена, а также координации совместной деятельности с другими государствами в различных областях и формах(союзах). В совокупности признаков государства особое значение имеет вопрос о форме государства. Принято выделять две его формы- форму правления и форму государственного устройства. Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного) политического режима. Ведущим элементом в форме государства, трактуемом в широком смысле, является форма правления. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Выделяют монархические и республиканские формы правления. Монархией (греч. Monarchia - единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Монарх считается главой государства. Это выражение следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством, а в том, что он признается лицом, занимающим в обществе высшее социальное положение, а также представителем государства на внешней стороне. Республикой (лат. Res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанными (полупрезидентские). Парламентская республика. Парламентская форма правления - предполагает представительство интересов граждан через механизм законодательной власти. В президентской (лат. presidens - букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью в парламентарных республиках. Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом. Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. В частности, для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции). Ни один из типов государства не обеспечивает, устойчивого и прочного мира в обществе. Государство лишь смягчает формы борьбы между социальными группами и классами. 2.2 . Основные черты гражданского общества. Гражданское общество- продукт раннебуржуазного строя, в котором личность человека на основе введения частной собственности, рынка рабочей силы и свободного предпринимательства превратилась из подданного монарха в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими согражданами, независимо от сословности происхождения. Гражданское общество в целом является сферой частных интересов и потребностей людей, которые осуществляются через такие государственные институты как семья, система образования, научные и духовные объединения, профессиональные, женские, молодежные общественные организации, различного рода ассоциаций представителей различных профессий (студентов, врачей, инженеров и т.д.). Через эти неполитические формирования защищаются права тех, кто в силу каких-то причин не в состоянии обеспечить себе минимум необходимых средств существования (инвалиды, дети, престарелые, больные). Гражданское общество - это система неполитических организаций, находящихся с государственными институтами в постоянном противоречивом, диалектическом единстве. Структуры гражданского общества создаются по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются по приказу государства. Список используемой литературы. 1. А.И.Кравченко «Социалогия» ; М.;Изд.центр «Академия»; 2000. 2. Шилобод М.И «Основы политологии»; М.; Гуманит. Изд. Центр Владос; 2001 3. Волков Ю.Г., В.И. Добротеньков, В.Н. Нечипуренко, А.В.Попов «Социалогия» издание 3-е; М.; ГАРДАРИКИ 2005 4. Ильин В.В. «Политология»; М.: Гардарики: 2000 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |