|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населенияСодействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения61 РЕФЕРАТ Дипломная работа содержит 62 с., 4 таблицы, 50 источников, 4 приложения. Безработица, безработный, занятость, трудоустройство, профориентация, социальное консультирование, социальная коррекция, профессиональное обучение, общественные работы, ярмарка вакансий, специальные программы занятости, центр занятости населения Безработица вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Для того, чтобы помочь безработным в решении их проблем, специалисты центра занятости применяют следующие эффективные формы работы: профориентация, социальное консультирование, социальная коррекция, экспресс-подбор на рабочие места, ярмарки вакансий, общественные работы и т.п. В данной работе будут представлены социально-психологические характеристики безработных, социальные проблемы, связанные с безработицей и рассмотрены формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Безработные как особая социальная группа 1.1 Социально-правовой статус безработных граждан в РФ 1.2 Социально-психологические характеристики безработных 1.3 Социальные последствия безработицы 2. Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения 2.1 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства 2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан 2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства 2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство 3. Исследование деятельности ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан 3.1 Характеристика ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъекта содействия занятости безработных граждан 3.2 Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан 3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенск, направленной на содействие занятости безработных граждан Заключение Библиографический список Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г ВВЕДЕНИЕ С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления - безработицы - со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий. Перед многими клиентами органов службы занятости населения помимо проблем выбора или перемены профессии встают социально-психологические проблемы. Потеря работы и неопределенность социально-экономического положения воспринимаются ими как потеря жизненной перспективы. Причем, далеко не каждый безработный может сам справиться с психологическими проблемами, вызванными потерей работы и трудностями с её поиском. Поэтому в ряде случаев просто необходима помощь специалистов. Среди первых разработчиков проблем занятости и безработицы можно выделить К. Маркса, Ф. Энгельса, а также представителей русской экономической школы - Г.А. Лопатина, Н.И. Зибера. В их работах рынок рассматривается в качестве рынка рабочей силы, а безработица - в качестве «промышленной резервной армии» или как «избыточное рабочее население» При этом выявлена только одна причина безработицы - избыточное рабочее население как необходимый продукт накопления капитала. То есть безработица предстаёт в виде неискоренимого порока капиталистического общества. В западных экономических теориях труд (занятость) рассматривается лишь как один из производственных ресурсов, которые распределяются через рынок. Сторонники данной концепции Дж. Пери, Р. Холл полагают, что рынок труда действует на базе условного равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Цена на рабочую силу реализуется по потребностям рынка и устанавливается автоматически, в зависимости от спроса и предложения труда; безработица, если и возможна, то в качестве добровольной. В концепции Дж. М. Кейнса рынок труда рассматривается как явление постоянного экономического равновесия. Кейнсианская модель исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторону уменьшения. Таким образом, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, определяемым государственной политикой. Среди современных исследователей данной проблемы можно назвать следующих: Плакся В.И. , Боровик В.С., Старовойтова Л.И., - сторонники, так называемого, «социологического» подхода Они в своих работах уделяют значительное внимание социально-психологическим характеристикам безработных граждан, описывают социально-экономические последствия безработицы, а также рассматривают технологии социальной работы с безработными. Тем не менее, ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объёме ни явление безработицы ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают проблем рынка труда Необходимо отметить, что длительное время существование безработицы в нашей стране официально не признавалось. Более того, труд считался дефицитным фактором производства и был неотъемлемой обязанностью каждого трудоспособного гражданина. При этом не уделялось должного внимания индивидуально-психологическим особенностям, интересам и стремлениям трудящихся. И только в начале 90-х годов о проблеме безработицы заговорили открыто. И на сегодняшний день в нашей стране отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социальной работы с безработными. Таким образом, можно говорить о новизне и недостаточной разработанности проблемы. Практическая значимость состоит в том, что материалы данного дипломного исследования можно использовать в учебной целях при проведении лекционных и семинарских занятий в вузах по дисциплинам: «Занятость населения и её регулирование», «Организация профориентационной работы», «Экономика труда»; в практике социальной работы, при написании курсовых и дипломных работ по данной проблеме, при подготовке к научным конференциям и семинарам. Объект - безработные граждане. Предмет - содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения. Цель - изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных граждан (на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска) для последующей разработки практических рекомендаций и предложений по её совершенствованию. Задачи исследования: 1) охарактеризовать безработных граждан как особую социальную группу; 2) выявить проблемы, связанные с безработицей; 3) рассмотреть формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения; 4) охарактеризовать ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъект содействия занятости безработных граждан; 5) изучить деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан; 6) разработать практические рекомендации и предложения для повышения эффективности деятельности ГУ Центр занятости населения. Методы исследования: классификация, анализ литературы, анализ статистических данных, наблюдение, неформализованное интервью. 1. БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1. Социально-правовой статус безработных граждан в РФ Правовой статус безработного, также как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата [11, ст. 3]. В соответствии с законом РФ « О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (Закон о занятости населения), решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 2 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. Гражданин признается безработным с момента предоставления документов. Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а также впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных [11, с. 3]. Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причём даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия может быть отложена на срок до трёх месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством [11, с. 35]. В соответствии с Законом о занятости населения правительством определён порядок регистрации безработных граждан. Она осуществляется органами занятости по месту жительства. Первичная регистрация осуществляется в целях учёта общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях её поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки [11, ст. 2]. Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Безработными, таким образом, признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы [11, с. 3]. Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию. В некоторых случаях, указанных в постановлении, которым утверждён Порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учёта. К таким случаям относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и т.д. Для решения вопросов трудоустройства важное значение имеет понятие «подходящая работа». Статья 4 Закона о занятости населения определяет её как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учётом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удалённость предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) соответствующими местными органами власти с учётом развития сети общественного транспорта в данной местности. Предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в названных выше субъектах Федерации. Понятие «подходящая работа» имеет иное содержание для граждан, впервые ищущих работу. К ним прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не работавшие в связи с рождением ребёнка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определённой профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможности предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодёжи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия [11, с. 4]. Если организовать профессиональную подготовку впервые ищущим работу не удалось, таким лицам подбирается работа, не требующая подготовки (в том числе работа временного характера). При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. В соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодёжи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установлен ряд льгот. Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим безработного может быть обжаловано в вышестоящий орган системы службы занятости, а также и в суд в порядке, установленном статьей 11 Закона о занятости населения [11, с. 4]. Всем гражданам предоставлено право на профессиональную деятельность во время их пребывания в зарубежных странах, а также право на поиск работы и трудоустройства за границей. Невыполнение безработным установленных обязанностей может повлечь применение к нему санкций. Так, в случае нарушения им обязанности регистрации, перерегистрации или трудоустройства без уведомления службы занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трёх месяцев. В случае неявки без уважительных причин в службу занятости для получения направления, а также на переговоры с работодателем в течение трёх дней со дня направления размер пособия может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца. Таким образом, всем безработным, как высвобожденным из предприятий, так и впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после перерыва, государство предоставляет определённые права, обеспечивая их следующими денежными выплатами: пособиями по безработице; оплатой за участие в общественных работах; компенсацией затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Кроме того, высвобожденным работникам выплачивается выходное пособие и сохраняется заработная плата в течение установленного законом срока, а тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку или повышает профессиональную квалификацию, выплачивается стипендия. Установлены следующие размеры стипендии: для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда; для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан; для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы в следствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счёт средств соответствующих предприятий в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда. Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы [11, ст. 29]. Для безработных установлен особый порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию или пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает его [11, с. 32]. Основное противоречие социальной защиты безработных состоит в том, что безработица - это следствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, но именно в такой ситуации затруднительна выплата пособий и низка их покупательная способность. То есть, чем выше удельный вес безработных в обществе, тем меньше уровень социальной защиты каждого из них, выше социальная напряжённость. В то же время необходимо иметь в виду и такое явление, как попытка жить на пособие по безработице и потеря желания искать работу. Таким образом, социальная защита безработных должна соответствовать двум условиям: 1) поддерживать и реабилитировать действительно вынужденных безработных; 2) не стимулировать добровольную безработицу и иждивенчество. 1.2 Социально-психологические характеристики безработных В зависимости от социально-демографических особенностей выделяют несколько основных групп безработных. 1. Неквалифицированные или мало квалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий в связи с их закрытием или реорганизацией. Чаще это лица среднего возраста с различным стажем работы, лица предпенсионного возраста. 2. Молодежь. После окончания средней школы (если не удалось поступить учиться дальше) у этой группы населения очень маленькие шансы устроиться на работу, даже не требующую квалификации. 3. Женщины (особенно с маленькими детьми) в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда (особенно в связи с декретным отпуском, больничным листом по уходу за ребенком). 4. Мигранты (в том числе беженцы). Само по себе перемещение большого количества людей из одного региона в другой создает проблему безработицы. 5. Трудоспособные инвалиды представляют собой наиболее уязвимую категорию населения. Во-первых, это связано с тем, что они могут выполнять не все виды работ, во-вторых, им требуются особые условия труда, поэтому они менее конкурентоспособны на рынке труда. 6. Деклассированные элементы: лица без определённого места жительства, бродяги, алкоголики, наркоманы, бывшие заключенные. Эта группа в большинстве своем не желает работать постоянно [9, с. 179]. Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни - уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу. При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И, следовательно, лишение сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия. Переживание безработицы - это очень широкая и интегративная категория. Она отражает такие реальные и традиционно изучаемые на социологическом уровне явления, как: а) характер осознания человеком безработного положения и его риска; б) степень болезненности реакции человека на безработицу, адаптация к ней. Многие результаты исследований показывают, что к особой критической категории относят себя безработные старшего поколения и люди предпенсионного возраста, а не более молодые, которые имеют достаточно времени для профессионального и трудового самоопределения. Более болезненно воспринимают безработицу мужчины, поскольку они сильнее испытывают социальную и моральную потребность в работе. Для проработавших длительное время на одном предприятии или в одном учреждении людей увольнение более болезненно, чем для новичка. Безусловно на характер переживания безработицы оказывают влияние и многие индивидуальные черты личности человека. Одни высоко оценивают свой жизненный опыт и социальные способности, считают себя готовыми к решению любых жизненных проблем, другие в этом плане менее уверены в себе. Независимо от объективной ситуации и информированности о ней одни «видят» острую потребность в их «руках» и «головах» на рынке труда, так как ценят себя довольно высоко; другие менее оптимистично представляют спрос на ту рабочую силу, которой они являются. На характер переживания безработицы влияют и такие факторы, как инертность (пассивность самого работника), сложности, связанные с получением пособия по безработице, и т.д. [10, с. 205]. Поведение безработного формируется под влиянием различных факторов. Их можно разделить на объективные и субъективные. К объективным можно отнести уровень благосостояния безработного. Его поведение будет объясняться его материальным положением. Один человек, оказавшись в положении безработного, не будет торопиться с устройством на любую работу. А попытается найти ту, которая, по его мнению, наиболее ему подходит. Другой же, оставшись без работы, может испытать сильный шок. Откажется от всяческих притязаний и согласится на любую предложенную ему работу. К субъективным можно отнести отношение человека к безработице как к явлению и как к личному несчастью. Здесь очень сильно сказываются личностные характеристики безработного. Уровень безработицы определяют и такие характеристики, как ценностные ориентации безработных и их предпочтения в потреблении. Одни считают, что им достаточно того, что они имеют, и довольствуются пособием по безработице. Другие, наоборот, стремятся устроиться на работу, чтобы удовлетворить свои потребительские потребности. Изучением социально-психологических последствий безработицы занимались такие ученые как Попов Ю.И. и Петраков Б.Д. , ими было проведено исследование, целью которого являлось изучение психологических особенностей безработных, а также динамики их психических состояний в зависимости от времени безработицы. Объектом исследования выступили 112 безработных из г. Уфы. Среди респондентов 27,6 % имели высшее образование. Время безработицы более чем у половины опрошенных составляло от 3 месяцев до 1 года. Для комплексного изучения социальной среды и психологических особенностей личности безработного использовались: анкетирование, опросник MMPI, 16-факторный опросник Кеттела. Результаты исследования показывают, что половина респондентов переживает беспокойство и тревогу при потере работы. Кроме того, от 9,4 до 19 % безработных переживает сильный физиологический и психологический стресс. Он вызывает как различные негативные отклонения в функционировании организма и развитии личности, так и оказывает влияние на политические, социальные, и экономические отношения в обществе [17, с. 228]. Первые три месяца безработицы характеризуются сочетанием противоречивых психических состояний: беспокойства из-за потери основных средств к существованию и спокойствия, которое основано на предположении, что подходящая работа в ближайшее время будет найдена. Вместе с тем часть опрошенных переживает относительно сильную депрессию. В период от 3 месяцев до полугода безработицы происходит срыв компенсаторных механизмов психики. Резко усиливаются чувства беспокойства, тревоги, снижается уверенность в том, что человек сможет найти подходящую работу. Астенические эмоции, сопровождающие состояние депрессии, замещаются стеническими: на смену депрессии приходит раздражительность и агрессивность. Состояние стресса, которое постоянно сопровождает процесс безработицы, в этот период переходит из первой фазы тревоги (характеризующейся смутными, неопределенными ощущениями физической и психической целостности человека) во вторую фазу напряжения все защитных сил организма. Личность активно борется за повышение уровня своей социально-психологической адаптации, мобилизуя для этого все свои способности и возможности [22, с. 115]. Третий период (от 6 месяцев до 1 года) безработицы совпадает во многом с третьей фазой развития стрессового состояния - состоянием истощения. Стрессовые факторы продолжают оказывать негативное воздействие на психику и организм безработного, истощаются защитные силы, резко понижаются адаптационные возможности личности, человек уже слабо может противостоять воздействию социальной и природной среды, начинаются дезинтеграционные процессы в структуре личности, ухудшаются ее объективные и субъективные отношения, возрастает внешняя и внутренняя конфликтогенность. Если же безработный не сможет найти работу более года, то он либо хорошо адаптируется к своему состоянию и компенсирует его негативные последствия, либо у безработного развивается дистресс. Отличите последнего от стресса заключается в разрушительном патогенном воздействии факторов безработицы, при последнем происходит полный срыв всех компенсаторных механизмов; в организме и психике начинают развиваться болезненные процессы. Результаты исследования показывают, что с увеличением времени безработицы усиливаются негативные психические состояния и возрастает потенциальная конфликтогенность человека. Через 3 - 6 месяцев безработицы резко усиливается боязнь социальной незащищенности и ощущение несправедливости в связи с потерей работы, а также снижается уверенность в своих силах. Если человек в течение года не смог найти подходящую работу, у него особенно сильно развивается чувство социальной изоляции, ненужности, ущербности. Уменьшается круг общения, формируется комплекс неполноценности, что еще больше усугубляет положение. Таких безработных уже мало волнует возможность утраты квалификации, у них притупляется чувство социальной несправедливости в связи с потерей работы. Большинство из них готовы пройти почти любую переквалификацию для того чтобы повысить свой, как правило, крайне низкий социально-экономический статус. В ходе исследования психологических особенностей личности безработных, проводимого с помощью опросника Кеттела, были получены следующие результаты. Безработные в большинстве случаев характеризуются яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, готовностью к сотрудничеству, чутким и внимательным отношением к людям, добротой и мягкосердечием. Им свойственны ответственность, обязательность, добросовестность, устойчивость моральных принципов. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правила. Их отличает доверчивость и бескорыстие, покладистость и доброта, слабость побуждений и желаний. Подавленность связана с отсутствием стремления к достижениям. Мужчины-безработные отличаются организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, высокой эмоциональной чувствительностью. Женщины действуют недостаточно планомерно, не стараются преодолеть препятствия и доводить начатое дело до конца. Но у безработных женщин выше интеллектуальные способности. Меньше всего среди безработных оказалось лиц со следующими качествами: эмоциональная стабильность, надежность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, независимость [17, с. 233]. Таким образом, безработица вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Состояния стресса и дистресса, развивающиеся в процессе личностной дезадаптации безработных к современным условиям жизни, неизбежно приводят к дезинтеграции как самой личности, так и ближайшего социального окружения. 1.3 Социальные последствия безработицы Безработица независимо от ее продолжительности несет с собой множество проблем, оказывающих негативное воздействие не только на безработных, но и на общественное развитие. Конечно, от последствий безработицы страдают прежде всего сами безработные. Большинство людей, лишившись работы, ощущают отчаяние, растерянность, бессилие даже в том случае, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это связано с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Для большинства людей работа является основным и очень часто единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, жилье, одежде и прочих материальных и нематериальных благах. Таким образом, одним из существенных последствий безработицы является падение материального достатка человека и его семьи, связанное с потерей работы и постоянного заработка. Снижение жизненного уровня, вызванное безработицей, заставляет безработного и его семью тратить сбережения и продавать ценные вещи, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни. Если безработица затягивается, то безработному приходиться жить на пособие, которое не способно сохранить из-за несоответствия прожиточному уровню привычный образ жизни. Доходы не позволяют полноценно питаться, что приводит к утрате здоровья, которое трудно поправить. Размер пособия из месяца в месяц уменьшается, что заставляет опускаться ниже черты бедности [6, с. 128]. Трудности безработного усугубляются еще и тем, что в службу занятости делаются заявки не обо всех вакансиях, и поэтому работающему человеку проще получить информацию о незаявленных вакансиях, чем безработному, который должен довольствоваться информацией, получаемой в органах службы занятости населения. Если в первые месяцы безработицы уволенный с работы человек еще может использовать ранее накопленные средства и получать пособие по безработице, то через год вынужденной безработицы он лишается материальной поддержки со стороны государства. И это не единственный вид тягот, с которыми сталкиваются люди, не имеющие работы на протяжении длительного времени. Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое место. Это связано с тем, что социальные связи, с помощью которых можно получить информацию о возможностях трудоустройства, нарушаются. И к тому же работодатели не спешат взять на работу длительно безработного. Для работодателя длительное пребывание без работы является отрицательной характеристикой. Это имеет рациональное объяснение, поскольку со временем теряется квалификация. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В том случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую-либо профессиональную деятельность. Этим людям необходимо пройти обучение новым профессиям, но для этого им необходима помощь и психолога и социолога [15, с. 105]. Кроме всего прочего, потеря работы представляет собой серьезную психологическую травму. Безработица может приводить к ухудшению отношений в семье, агрессии по отношению к членам семьи, конфликтам и разводам. Поскольку психопатические симптомы встречаются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, можно заключить с достаточно высоким уровнем вероятности, что безработица отрицательно сказывается не только на тех, кого она затрагивает непосредственно, но и на тех, кто имеет к ней косвенное, опосредованное отношение. Среди эмоциональных последствий безработицы отмечается резкое снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение депрессивного синдрома с суицидальными тенденциями. Стресс, испытанный в период безработицы, может стать причиной сокращения индивидуальной продолжительности жизни. У детей в семьях безработных чаще встречаются отклонения в поведении. У супруги безработного появляется то же психологическое состояние, что и у него самого. Можно сделать вывод, что безработица является мощным источником стресса для всех, кто так или иначе попадает в поле ее действия. Работники, избежавшие увольнения, но находившиеся какое-то время под его угрозой, также переживают стресс, и по своей силе и последствиям психологическая травма. Наносимая ожиданием увольнения, может быть даже тяжелее, чем состояние человека, реально пережившего потерю работы [17, с. 238]. У безработных наблюдается пассивность, растерянность, фрустрированность, неумение и неспособность адаптироваться в резко изменившихся социально-экономических условиях, инфантильность и потребительская позиция, обидчивость: что-то им не додали, кто-то им обязан, нет выраженной личной и социальной активности. Кроме того, выделяют целый ряд социальных проблем, связанных с безработицей, которые оказывают негативное влияние на всё общество в целом. Потеряв работу и оказавшись без средств к существованию, люди пытаются добыть деньги любым путем. Уже давно считается, что безработица порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Особенно это касается молодежи, которая очень легко попадает под влияние криминальных структур, создает свои группировки, привыкает к «легкой жизни». Рядом исследований выявлена связь между безработицей и убийствами, насилием. Отсутствие работы ведет к обострению проблемы девиантного поведения: алкоголизации, наркотизации, росту проституции, бездомности [4, с. 243]. Еще одна проблема - это рост социально-политической напряженности, угроза социального взрыва, обострение межнациональных проблем, забастовки, манифестации, митинги, голодовки и другие формы протеста в области экономики. Создается угроза роста массовой безработицы. Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособных ресурсов ложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижение рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке труда [6, с. 130]. Проблемы, вызванные безработицей, не ограничиваются только перечисленными выше. Она может позволить предпринимателям еще более понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т. д. [14, с. 330]. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения, что вовсе не способствует социальному миру в стране. Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата в обществе. Она может выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Таким образом, человек официально признанный безработным приобретает не только определённые права и обязанности, которыми его наделяет государство, но и множество проблем, связанных с его новым статусом, преодолеть которые самостоятельно под силу далеко не каждому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации. 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ В ОРГАНАХ ЗАНЯТОСТИ 2.1 Профессиональной ориентация как начальный этап трудоустройства Профессиональная ориентация -- это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [10, с. 322]. Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства включает в себя следующие направления: профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики; профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями; профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [10, с. 340]. Профессиональная ориентация осуществляется в целях: обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и возможностями рынка труда; прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния. Профессиональная ориентация проходит в три этапа. На первом этапе специалист по социальной работе предоставляет клиенту информацию о рынке труда, наиболее востребованными профессиями, специальностях в городе, помогает клиенту в построении личного профессионального плана - как результата размышлений по поводу выбора будущей профессии. На втором этапе профессиональной ориентации специалист совместно с безработным осуществляет анализ интересов, личностных качеств, способностей и помогает определить наиболее подходящую для клиента сферу деятельности. На третьем этапе проводятся индивидуальные консультации по результатам тестирования с анализом психологического профиля тестируемого, подбором профессий и выявлением критериев подходящей профессии безработному на основании анализа его интересов, способностей и особенностей характера [15, с. 224]. Основные методы профессиональной ориентации: 1) информирование: индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); 2) психологическое и медицинское консультирование; 3) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика; 4) педагогические методы. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряжённости, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан. 2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптивности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определённые трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей [23, с. 380]. Основными направлениями психологической поддержки являются: 1) психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений; 2) психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации; 3) психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений [23, с. 340]. Психологическая поддержка осуществляется в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях. Психологическая поддержка включает в себя три этапа: 1) коррекция психического состояния безработных - снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации; 2) социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы); 3) обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда. Практическая необходимость следования данным этапам обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных. Основные методы психологической поддержки: психологическое просвещение; психологическое и психотерапевтическое консультирование; психологическая диагностика; психологический тренинг; психологическая коррекция; другие индивидуальные и групповые методы психологической работы [26, с. 115]. Таким образом, психологическая поддержка позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства. 2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства Социальное консультирование - это квалифицированный совет лицам, испытывающим различные социальные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработке социальных норм общения, а также предоставления информации по интересующим вопросам. При проведении консультаций с безработными основной целью консультанта является оказание помощи в профессиональном самоопределении граждан с учётом их психологических особенностей, потребностей общества (при необходимости с использованием методов диагностики). Консультирование безработных, как правило, включает в себя несколько этапов: 1) установление контакта - специалист представляет клиенту свои профессиональные возможности и получает необходимые данные о самом клиенте (профессиональная подготовка, состояние здоровья, семейное положение, психологические особенности и т.п.); 2) сбор информации - выясняется причина, по которой человек остался без работы, какие проблемы в связи с этим возникли; 3) определение желаемого результата - выяснение каким клиент видит своё будущее место работы; 4) определение вариантов решения проблемы - консультант предоставляет клиенту информацию о различных профессиях, знакомит с их содержанием, востребованностью на рынке труда, формой и условиями их освоения. По-другому этот этап называется социальное информирование, т.е. предоставление клиенту интересующей его информации; 5) обобщение результата взаимодействия - консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек - природа», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - человек»), наиболее соответствующий его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. затем идёт совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий [23, с. 202]. Информирование безработных граждан предполагает предоставление им информации: о состоянии рынка труда области (региона), тенденциях его изменения; о профессиях, востребованных сегодня, содержании этих профессий; о требованиях к работникам определённой профессии: состоянии здоровья, наличие психофизиологических качеств - мышления, внимания, реакции, восприятия, способностей, образования, возраста, состава семьи; о возможном рабочем месте (социально-экономическая характеристика работодателя, условия и организация труда, зарплата и система льгот, перспективы профессиональной карьеры). Часто из-за недостаточной осведомлённости у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач консультанта - обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, консультант совместно с клиентом определяет, в каком учебном заведении он сможет её получить. Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40-60 минут. Иногда одной встречи может быть недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель - дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости. Личностная консультация проводится, если психолог чувствует - что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путём личностной диагностики и использования различных методов [26, с. 108]. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Социальное консультирование по вопросам трудоустройства является одним из важнейших этапов организации трудоустройства безработных, оно включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения, и должно быть нацелено на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения: способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации; психологической готовности к приобретению новой профессии, овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий; |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |