|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасностиСовременные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности15 Кубанский Государственный Университет Физической культуры, Спорта и Туризма. Кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании. РЕФЕРАТ на тему: «Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности» Выполнил: студент 2го курса Факультета АОФК Группы 07 ОЗ-1 Мамыкин Юрий Владимирович КРАСНОДАР 2008 Оглавление. 1.Конфликт. 2.Теории конфликтов и насилия. 2.1Структурно-функциональная модель организации 2.2.Доктрина “человеческих отношений” 2.3 Концепция позитивно-функционального конфликта 2.4. Концепция "равновесно-интегральной" модели общества 2.5 Теория конфликта, Кеннета Боулдинга 2.6 "Введение в эрию конфликта" В. В. Дружишна, Д. С. Конторова и М. Д. Конторова. 2.7 Юридическая конфликтология А. В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев 2.9. Теория Рене Жирара “Насилие и сакральность 2.10. Теория фрустрации Джона Долларда 2.11 Теория относительной депривации Теда Роберта Гера 2.12 Принцип “Джи-кривизны 2.13. Модернизационная концепция. С. Хантингтона 2.14. Экологическая модель насилия 3.Теории Социологии безопасности. 3.1.Социология безопасности. 3.2.Система обеспечения безопасности Вывод. Список использованной литературы: 1.Конфликт Конфликт -- это противоречие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личной жизни. Но противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство. Такие противоречия вызывают не только размышления, завершающиеся оценками, но и определенные эмоции, такие как обида, гнев, презрение, негодование, страх и т. п. Эмоции подогревают человека, толкают его на борьбу. Вот почему при определенных противоречиях возникает противоборство. Поэтому конфликт -- это противоречие, которое характеризуется противоборством. 2.Теории конфликтов и насилия В новейшее время теория конфликтов обрела дополнительную конкретизацию. Проблематика конфликтологии получила более четкие очертания. Существует несколько современных концепций и теорий насилия и конфликтов. 2.1 Структурно-функциональная модель организации Структурно-функциональная модель организации, обоснованная американским социологом Толкоттом Парсонсом. По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры, между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Весьма существенно то, что Парсонсом признавались внутренняя противоречивость социальной системы и, следовательно, реальность возникновения конфликтов. Но в целом он выступал за поддержание "гармонического", т. е. бесконфликтного отношения между элементами системы; Конфликт - представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать. 2.2 Доктрина "человеческих отношений" Конфликты рассматривались ими как опасная "социальная болезнь", которая нарушает состояние общественного равновесия и сотрудничества. Например, Элток Мэйо, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, показал взгляд на человека как на социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведения, а с другой стороны -- несовместимость самой природы человека с жесткой иерархией подчиненности в строго регламентированной организации. 2.3 Концепция позитивно-функционального конфликта американца Льюиса Козера Суть этой концепции в том, что конфликты не нечто чужеродное, аномальное для общества, они -- продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в ней порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами. Козер, предлагая понимать под конфликтом "борьбу за энности и претензии", усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, соответствии с чувствами, взглядами, интересами определённых социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции. Это способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социализации индивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализирует о тех или иных социальных проблемах и недостатках 2.4 Концепция "равновесно-интегральной" модели общества Ральфа Дарендорфа Дарендорф считает, что общество в каждый момент подвержено изменениям, в любой своей точке пронизано разногласиями и конфликтами. Всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изменения и дезорганизацию. Каждое общество основано на господстве, на том, что одни принуждают и подчиняют других. Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы из общественной жизни, это неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможности регулирования конфликтов, предупреждения "социальных потрясений". Для этого важны, по крайней мере, три условия: 1) наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих сторон; 2) уровень организации сторон -- чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; 3) взаимоприемлемость определенных правил, соблюдениё которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте. 2.5 Теория конфликта Кеннета Боулдинга Он также исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной жажде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека. Он утверждает, что конфликты возникают и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимые от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть. По Боулдингу, основу "социальной терапии" по предотвращению конфликтов составляют три момента: 1) понимание причин возникающих противоборств; 2)разумный выбор согласованных способов их устранения; 3)нравственное совершенствование людей. 2.6 Отечественная наука - "Введение в эрию конфликта" В.В. Дружишна, Д.С. Конторова и М.Д. Конторова Выступая с технократических позиций, ее авторы сконцентрировали внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т.е. там, где применяются сложные системы управления с участием человека-оператора. 2.7 Юридическая конфликтология А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев Прежде всего под этим утлом зрения они анализируют конфликтные ситуации, напряженность конфликта и механизм его развития, систематизируют способы предупреждения и разрешения конфликтов. При этом ученые-юристы придерживаются той методологической позиции, по которой конфликты относятся к нежелательным явлениям, поскольку сдерживают позитивное решение назревших проблем социальной жизни. 2.9 Теория Рене Жирара “Насилие и сакральность” Теория Рене Жирара “Насилие и сакральность” - это идея чисто биологической предрасположенности к насилию. Насилие иррационально, слепо, подчинено глубоким инстинктам.. Единственный способ преодолеть отрицательные последствия насилия - изменение его направления и качества с той целью, чтобы оно было эффективно ориентировано и социально канализировано в безопасное русло. 2.10 Теория фрустрации Джона Долларда Причиной насильственного поведения являются препятствия для целевой деятельности индивидов и групп. Например, недостаток ресурсов, что ведет к конкуренции в борьбе за эти ресурсы. В социальной жизни такими ресурсами могут быть богатство, социальный статус, власть, безопасность, равенство, свобода и т.д. Более поздние работы, однако, установили, что агрессивное поведение может быть только одной из возможных реакций на фрустрацию и что кроме нее возможны также реакции типа регрессии, апатии, подчинения, аутизма. 2.11 Теория относительной депривации Теда Роберта Гера Теория относительной депривации Теда Роберта Гера, согласно которой насилие является результатом противоречия между высокой степенью экспектации людей и возможностями, которые общество может предоставить для реализации этих экспектаций. Депривация- это восприятие недостатка, отсутствия того, что, как полагают люди, они должны иметь или достичь, независимо от того, являются ли эти претензии оправданными или неоправданными с позиций гипотетического внешнего наблюдателя. В сложных по своему характеру обществах появляется относительная депривация, связанная с напряжением между должным и существующим . “Должное” понимается как условия жизни, на которые люди имеют право, а “существующее” - то, насколько эти условия жизни реально возможны. Относительная депривация связана со степенью, в которой люди чувствуют себя неудовлетворенными или лишенными определенных благ, что и ведет соответственно к агрессии. Насилие, особенно в его коллективных формах, проявляется тогда, когда большая группа людей испытывает неудовлетворенность и считает, что можно силой переменить существующее положение вещей. 2.12 Принцип “Джи-кривизны Согласно другой, несколько более сложной версии этой теории, связанной с принципом “Джи-кривизны” Джеймса Дейвиса, насилие является результатом небольшого спада возможностей определенных социальных групп или большей части общества получить определенные блага после того, как в предыдущем периоде имело место увеличившееся потребление этих же самых благ, что было связано с ожиданием нарастания их удовлетворения в будущем. Именно поэтому революции совершаются тогда, когда кончается сравнительно продолжительный период улучшения положения людей. 2.13 Модернизационная концепция. С. Хантингтона Среди наиболее авторитетных и популярных теорий насилия находится и модернизационная концепция. С. Хантингтона Насилие является результатом отставания во времени процесса развития жизнеспособных политических институтов от процессов социальной и экономической трансформации. Различая традиционные, переходные и современные общества, Хантингтон полагает, что первые и последние менее склонны к политическому насилию, в отличие от обществ в процессе трансформации. Именно поэтому революционные взрывы, военные перевороты, бунты, партизанские войны и политические убийства есть общая особенность переходных обществ. 2.14 Экологическая модель насилия Насилие понимается как результат воздействия множества уровней влияния на человеческое поведение. На первом уровне - индивидуальные биологические характеристики и личная биография связаны с такими факторами, как импульсивность, низкий образовательный уровень, пережитое в прошлом насилие, играющие определенную роль в отдельные периоды жизни. Эти характеристики повышают вероятность того, чтобы человек стал жертвой насилия или его носителем. Второй уровень экологической модели связан с ближайшими социальными взаимоотношениями: со сверстниками, друзьями, интимными партнерами, членами семьи и проявлениями насилия в них, как и в остальных упомянутых взаимоотношениях. Третий уровень экологической модели - это сообщество, в которое включен индивид, и специфика социальных отношений: школа, место работы, соседи. Например, недавняя смена местожительства и места работы, гетерогенность сообщества, которая лишает чувства единства, высокая плотность населения, высокий уровень безработицы и бедность, значительная изолированность людей, которые не знакомы друг с другом, и пр. Четвертый и пятый уровень В качестве социальных факторов насилия рассматриваются культурные нормы, которые поддерживают насилие как допустимый способ разрешения конфликтов, наклонности и идеологии. Например, взгляд на самоубийство как на личную проблему и не препятствие ему; нормы, которые дают преимущество правам родителей, перед которыми благополучие детей отступает на второй план; нормы, которые предполагают господство мужчины над женщиной и детьми; нормы, которые поддерживают употребление чрезвычайных форм силы со стороны полиции против граждан; нормы, которые поддерживают политические конфликты. Сюда же относятся также такие факторы, как образовательная, экономическая социальная политика и политика здравоохранения, которые утверждают высокие уровни экономического неравенства между группами в обществе. Кроме этого, экологическая модель предполагает, что насилие может быть порождено различными факторами на различных этапах жизни человека. Оно может быть спровоцировано различными факторами истории сообщества, которая навязывает культурные нормы разрешения проблем преимущественно средствами насилия. 3.Теории Социологии безопасности Для соблюдения жизненно важных интересов, существования и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, создается система безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. 3.1 Социология безопасности Во всех случаях, когда рассматриваются социальные проблемы безопасности, речь идет о безопасности как составляющей качества жизни, о безопасности как образе жизни. В этом случае теоретической базой для исследования является социология безопасности. 3.2 Система обеспечения безопасности Объектом социологического рассмотрения может являться конкретная система обеспечения безопасности (например, промышленной, пожарной и др.), ее внешняя среда и внутренняя социальная организация. Эта система взаимодействует со всеми элементами экономики страны и призвана активно участвовать в процессе обеспечения его устойчивого функционирования, безопасности трудовых процессов и среды обитания, непрерывно меняющихся и усложняющихся под воздействием научно-технического прогресса. Главной целевой функцией системы обеспечения безопасности является поддержание в стране высокого уровня безопасности. Обеспечение потребности общества, общностей и отдельных личностей в безопасности достигается на основании установленных (институциализированных) социальных ролей, норм и санкций, а также моральных норм и ценностей, составляющих культуру общества. Социально-экономическая роль систем безопасности - предотвратить гибель и травмирование людей. А также, избавить общество от необходимости добавочного производства, т.е. производства в более широком масштабе, чем требуется для простого возмещения и воспроизводства существующего богатства, для того, чтобы иметь в распоряжении резервные средства производства для устранения последствий тех чрезвычайных нарушений, которые вызываются случайностями и силами природы. По своей социально-экономической природе система обеспечения безопасности может не оказывать прямого воздействия на предотвращение гибели людей, снижение числа опасных ситуаций и ущерба от них. Она лишь создает условия для снижения значений этих показателей и воздействует на них опосредованно. Так, гибель людей в ряде случаев не зависит от функционирования системы, а зависит, к примеру, от общей культуры населения. Нормы и правила безопасности. В большинстве своем это, технические нормы, но обеспечивают их существование деятельность или бездеятельность люди, что придает им социальный характер. За несанкционированное поведение система предусматривает порицающие санкции. К сожалению, на современном этапе развития российского общества не предусмотрены санкции поощряющего характера (или почти не предусмотрены). Законодательство должно ставить человека в такое положение, когда игнорирование вопросов охраны и безопасности труда просто невыгодно. Вывод Система обеспечения безопасности способствует повышению качества жизни и оказывает влияние на образ жизни. Вместе с тем, от образа жизни зависит конкретная безопасность граждан, организаций, общества, принципы и цели, а также условия функционирования систем безопасности. Список использованной литературы 1. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. 2. Ппрофессор Степанов Е. И. (Москва) http://lib.socio.msu.ru/ 3. Профессор Кафидов Валерий Викторович д.э.н. http://narod.yandex.ru/ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |