|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Специфика деятельности социальных служб по защите безработныхСпецифика деятельности социальных служб по защите безработных1 ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра психологического консультирования Контрольная работа по дисциплине: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Специфика деятельности социальных служб по защите безработных г. Киров 2009 г. Для реализации государственной политики в области социальной помощи безработным гражданам и обеспечения им соответствующих гарантий в Российской Федерации в связи с вступлением в силу в 1991 г. Закона «О занятости населения» на базе действующих центров по трудоустройству и переобучению была создана Государственная служба занятости, представителями которой в регионах являются Региональные центры занятости. Именно они являются основным органом, уполномоченым оказывать социальную поддержку и помощь безработным. Деятельность органов службы занятости в настоящее время осуществляется на основе Приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета». По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на: -- мероприятия по профориентации, профподготовке и переподго-товке безработных; -- организацию общественных работ; -- выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установ-ленного срока его выплаты; -- мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных. Основные услуги оказываемые службой занятости: а) Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустрой-ством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. б) Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение без-работных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным. в) Профессиональная подготовка. Между профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и структурой спроса существует значи-тельный разрыв. В результате, большинство безработных, стремя-щихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессио-нальной подготовке либо полной переподготовке. г) Поощрение спроса. Расширение возможностей общественного производства по найму безработных стимулируется государством одновременно несколькими методами. Прежде всего к ним относится использование классического метода привлечения безработных к производству через общественные рабо-ты: при создании дорог, мелких ирригационных сооружений, строи-тельстве жилья, школ, больниц, ремонте общественных зданий и т. п., а также при предоставлении оплачиваемых муниципальными властя-ми услуг престарелым и инвалидам, уходе за детьми, оказании помо-щи в обслуживании больных . д) Малое предпринимательство. Во многом к аналогичным резуль-татам в области занятости может привести и поощрение государст-вом развития малого предпринимательства. Общий курс на развитие малого предпринимательства выполняет не только сугубо экономические, но и социальные задачи. Среди них существенное место занимает стимулирование роста занятости. е) Помощь отдельным группам. К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представите-лей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей. ж) Социально-психологическая помощь. Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка. Основным органом социальной защиты безработных в Кирове и области является Управление государственной службы занятости населения Кировской области. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения центры занятости населения во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Центры занятости являются учреждениями социальной сферы и обеспечивают на территории своего района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. Основными направлениями деятельности центров занятости являются: · регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; · содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; · информирование о положении на рынке труда; · организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; · организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; · оказание психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; · осуществление социальных выплат гражданам в соответствии с законодательством о занятости населения; · организация проведения оплачиваемых общественных работ; · организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; · социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; · содействие самозанятости безработных граждан; · выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников; · содействие гражданам в переселении для работы в другую местность, в том числе сельскую; · участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; · реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; · организация проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан; · анализ состояния рынка профессиональных образовательных услуг на территории района и участие в его регулировании; · участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы; · обобщение практики применения законодательства о занятости, трудовой миграции, подготовка предложений по их совершенствованию; · формирование предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию центра занятости; · организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан; · выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке [11]. В настоящее время в Кировской области работают так же 5 мобильных центров занятости, оборудованных компьютерами с соответствующими программами. Мобильные центры занятости помогают сделать работу службы занятости более эффективной: дойти до глубинки, привлечь жителей на работу в сферы труда, испытывающие дефицит рабочей силы. Начальник областного управления государственной службы занятости населения Ю. Н. Лаптев отметил: одна из причин безработицы в том, что люди в основном боятся менять образ жизни, профессию, место жительства. Задача службы - мотивировать население, особенно молодежь, к более активному поиску работы, приобретению востребованных профессий. В отчете государственного центра занятости по Кировской области за 2008 год мы видим, что в течение года 39,3 тыс. чел. были трудоустроены, организованы общественные работы для 6,5 тыс. чел., обеспечено временное трудоустройство 16,1 тыс. несовершеннолетних, временное трудоустройство 0,9 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы; оказано содействие самозанятости 0,5 тыс. чел., услуги по социальной адаптации - 4,6 тыс. граждан; организованы 409 ярмарок вакансий, в работе которых приняли участие 12,5 тыс. чел.; охвачено программой профессионального обучения 3,8 тыс. чел., профориентационной работой - 18,0 тыс. чел.; организован сбор 106 тыс. вакансий для использования их при трудоустройстве граждан; оказана социальная поддержка безработным гражданам (ежемесячно): по начислению пособия по безработице - 11,6 тыс. безработным; по начислению стипендии обучающимся - 0,9 тыс. чел.; по выплате досрочных пенсий - 1,2 тыс. чел. Финансовые затраты на реализацию мероприятий программы содействия занятости в 2008 году составили 126 490,0 тыс. руб., Объем средств, направленных на социальную поддержку безработным, составил 248 млн. руб., из них на выплату пособий по безработице - 182,7 млн. руб. Рост напряженности на рынке труда в связи с кризисом вызвал необходимость осуществления мониторинга процесса высвобождения работников с предприятий и на его основе - оперативного реагирования на возникающие проблемы. С этой целью органами местного самоуправления совместно с органами службы занятости разработаны и реализуются планы совместных действий по организации предувольнительных консультаций на предприятиях, трудоустройству высвобождаемых граждан, их профессиональной подготовке или переподготовке, досрочному выводу на пенсию, организованы и работают «горячие линии» в центрах занятости населения. Своевременно выявляются случаи несоблюдения работодателями законодательства при осуществлении процедур сокращения работников. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» от 31.12.2008 № 1089 разработана областная целевая программа «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году». В ее рамках опережающее обучение работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, временная занятость для высвобожденных работников, субсидии в размере годового размера пособия по безработице на организацию предпринимательства или собственного дела для безработных граждан. В течение 2009 года финансовый кризис оказывает негативное влияние на развитие экономики и занятость населения. По данным отдела статистики центира занятости г. Кирова в первом полугодии 2009 года ситуация в сфере занятости населения области характеризовалась следующими явлениями: · спадом объемов производства в большинстве отраслей; · низким спросом на рабочую силу; · неполной занятостью работников на своих рабочих местах; · продолжающимся высвобождением персонала (356 предприятий заявили в службу занятости о предстоящем высвобождении 11,1 тыс. своих работников, с начала кризиса число таких предприятий составило 497, численность работников, предупрежденных о высвобождении, - 15,5 тыс. человек); · ростом безработицы и напряженности на рынке труда. Согласно последнему обследованию общая численность безработных в Кировской области составила 68,3 тыс. человек, уровень безработицы - 8,7 % экономически-активного населения. Сложная экономическая ситуация отразилась на состоянии регистрируемого рынка труда. В течение полугодия в органы государственной службы занятости обратилось около 125 тыс. жителей области, но признано и зарегистрировано в качестве безработных 32,3 тыс. С начала текущего года численность зарегистрированных безработных в сравнении с прошлым годом увеличилась в 2,1 раза. Под влиянием экономического кризиса резко снизился спрос на рабочую силу, его ущественное падение произошло в организациях обрабатывающих производств (в 2,5 раза), строительства (в 3 раза), транспорта и связи (в 2,2 раза), здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 2 раза), образования (в 2,3 раза). Львиную долю составляют вакансии для трудоустройства на временные работы и по рабочим профессиям. Основная масса вакансий с заработной платой ниже величины прожиточного минимума. Доля высокооплачиваемых свободных рабочих мест (с заработной платой выше среднеобластного уровня) составляет всего 6,6 %. Уменьшение спроса на рабочую силу и рост числа претендентов на свободные рабочие места привели к росту напряженности на рынке труда. Количество претендующих на 1 вакансию, заявленную в службу занятости, возросло. В разрезе профессий самый высокий коэффициент напряженности наблюдается по профессиям: экономист, бухгалтер, самый низкий - по рекламным агентам, жестянщикам, милиционерам [11]. Все это обусловило существенное повышение нагрузки на органы службы занятости, требует увеличения объемов финансирования мероприятий как пассивной (выплата пособий, досрочной пенсии), так и активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству ищущих работу граждан, прежде всего по организации общественных работ, поддержке развития самозанятости и предпринимательства, профобучению и информированию населения). В целом благодаря реализации мероприятий по содействию занятости и взаимодействию службы занятости населения с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями и профсоюзами в условиях экономического кризиса в первом полугодии т.г. удалось: - не допустить массовое увольнение работников, в том числе на большинстве градообразующих предприятий, сохранить около 10 тыс. рабочих мест, первоначально заявленных работодателями к ликвидации; - поддержать занятость и доходы, в том числе через самозанятость и предпринимательство, 43,2 тыс. граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; - повысить уровень квалификации 0,9 тыс. работников, находящихся под риском увольнения; - удержать уровень регистрируемой безработицы экономически активного населения, снизить напряженность на рынке труда; - обеспечить дополнительное поступление налоговых отчислений во все уровни бюджетов и социальные фонды. Для целенаправленной и скоординированной работе по реализации программы содействия занятости населения и, прежде всего областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда необходимо: 1. Постоянно отслеживать ситуацию с занятостью населения, особенно на социально-значимых, системо- и градообразующих предприятиях, оперативно реагировать на неблагоприятное развитие событий и не допускать их до конфликтного состояния. 2. За счет работы по информированию населения и работодателей о возможностях, предоставляемых Программой увеличить численность участников мероприятий Программы по опережающему профессиональному обучению, развитию малого предпринимательства и самозанятости, стажировке выпускников учреждений профессионального образования. 3. Обеспечить своевременную корректировку и непрерывность финансового обеспечения Программы, в том числе на осенне-зимний период 2009 года и начало 2010 года. Обобщать опыт ее эффективной реализации и распространять его во всех муниципальных образованиях области. 4. Осуществлять постоянный контроль за ходом реализации Программы, целевым, полным и эффективным использованием выделенных средств, улучшать координацию деятельности областных органов исполнительной власти, местного самоуправления и работодателей по реализации Программы. 4. Повысить качество всех видов государственных услуг, предоставляемых службой занятости населению и работодателям. 1. Список литературы 1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 - нач. 2003 гг. // «РЭ Вестник», №81, 2003г. 2. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. 3. Они много работают, а их права ущемляют // Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 г. / Сообщение пресс-центра Правительства Кировской области. - Киров, 2003 4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. 5. Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 1999г., №8, с.73-77 6. Рынок труда и деятельность областной службы занятости населения в 1 полугодии 2009 г. // Отчет Управления государственной службы звнятости населения. - Киров, июль 2009. 7. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 8. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, - 2002. -№12, - с.42-46. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |