рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Структурная социальная работа рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Структурная социальная работа

Структурная социальная работа

Требования

Тема: Структурная социальная работа.

Включает в себя различные философские модели, которые используются в социальной работе, например, радикальная теория систем.

Объем - 20-24 листа

Содержание

  • Введение
1. Исторические корни структурной социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы с другими науками в обществе.

2.
Суть парадигм социальной работы.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем. Цель социальной работы: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме. Объектом социальной работы является человек и различные общности. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) еще развивается, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно знать те концепции, которые лежат в основе социальной работы в целом. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Для российского общества в настоящее время важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимно дополняли друг друга.

1. Исторические корни структурной социальной работы Взаимосвязь социальной работы с другими науками об обществе

Анализ отечественной научной литературы по проблемам социальной работы показывает, что для ученых нашей страны во многих отношениях она была новой. В прежние времена она была ограничена рамками внутренней социально-экономической политики государства и его идеологии.

Открытие в 1991 году в нашей стране новой специальности «социальная работа» - это веха в истории отечественной социальной работы. Но в развитых странах мира к этому времени уже имелся огромный опыт подготовки социальных работников, работы служб социальной защиты населения. Так, например, в Колумбийском университете США факультет социальной работы был открыт еще в начале 90-х годов XIX века В настоящее время в России знакомятся с теорией социальной работы за рубежом, изучают и анализируют практический опыт социальной работы с целью возможного применения его в нашей стране. Поэтому логично и рационально начать теоретико-методологический анализ изучения социальной работы с изучения зарубежного опыта.

Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. По таким позициям как теоретические разработки социальной работы, виды и навыки социальной работы, методы и уровень подготовки социальных работников, как свидетельствуют научные источники, он значительно опережает наш отечественный.

Социально-интегративный характер практики социальной работы обусловливает специфику ее теории, заключающуюся в комплексном, многомерно-диалектическом подходе к действительности, который вбирает в себя множество воззрений на человека, среду его жизнедеятельности и на возможность оказания ему помощи и поддержки. Это означает включение в изучение процессов социальной работы теоретических положений педагогических, экологических, экономических и многих других наук.

Основные методологические предпосылки своего развития теория социальной работы черпает из философских, психологических и социологических знаний.

Философия предоставляет методологию, т.е. систему принципов построения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от социокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей - поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы, основной метод познавательной деятельности - метод рациональной реконструкции, интенсивной теоретизации и рефлексии.

В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефилософских принципов научного познания - детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности - складывается система представлений о человеке и окружающей его природной и социальной реальности.

Метатеоретической основой социальной работы выступает многомерно диалектическое сочетание положений и идей философии общества. В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассматриваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и перспективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современных обществах.

Кроме того, философское знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощущении актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бытию.

Мировоззренческие основы служат интеллектуальным и духовным фундаментом для практической деятельности специалиста, на основе их восприятия социальный работник способен реализовать на практике свои знания и умения, ценности и жизненный опыт, чувства и личные качества.

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. Психология выполняет относительно социальной работы две взаимосвязанные функции: теоретическую и методологическую. Теоретическая функция состоит в установлении связи между целями и содержанием социальной работы и индивидуальными и коллективными психологическими явлениями и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. Методологическая функция выражается в выявлении и использовании психологических закономерностей для исследования социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Один из основных в психологическом знании - психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З.Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М.Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М.Ричмонд выделила четыре метода социальной работы - это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе- это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов.

Наиболее целостный методологический фундамент для исследований в области социальной работы формирует социология - «генерализирующая», по П.Сорокину, наука об обществе.

Социология предлагает широкий спектр способов изучения объекта, которые в результате позволяют объяснить, понять и изменить отношения в социальной среде. В социальной работе это дает возможность создавать и привлекать различные технологии и методики оказания помощи и поддержки, применять разнообразные подходы к клиенту и т.д.

Социологическая парадигма позволяет развивать, прежде всего, структурную социальную работу - деятельность специалистов в направлении развития системы учреждений социальной сферы. Эта активность разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оптимальных направлений социальной политики государства и социальной защиты населения.

Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.

Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода, истории отечественной благотворительности, государственной социальной политики, существующих форм организации социальной поддержки «слабых» групп населения.

В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.

В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.

Вторая половина XX века в социологии характеризуется не только появлением новых больших социологических теорий, модернизацией классических социологических парадигм («сорокинский», «веберовский», «парсоновский», «дюркгеймовский» ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.

Этот уровень современного социологического знания постепенно (уже во второй половине XX века) разделился на среднеуровневые теории проблемноориентированного характера (социология управления, социология преступности, социальной адаптации, социализации и др.) и отраслевые социологические теории (социология труда, политики, образования, искусства и др.), к которым близко примыкают так называемые «объектные» социологические теории (социология молодежи, социология семьи и др.) (рис 1)

Рис. 1

Деление этих среднеуровневых социологических теорий часто имеет достаточно условный характер, расплывчатые, нечеткие границы, но оно существует вполне определенно, аргументировано, явно в абсолютном большинстве случаев. Фактически оно стало общепринятым, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу среди специалистов ведутся и сегодня как у нас в стране, так и за рубежом.

К числу новых среднеуровневых социологических теорий в последней трети XX столетия специалисты стали относить и социологическую теорию социальной работы - социологию социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Социальная работа как явление общественной жизни, оформленная институционально, в современном виде возникла во второй половине XIX -начале XX веков. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения.

Со всей остротой как важнейшая проблема встал вопрос о выживании человека в новых социально-исторических и природных условиях его бытия. Это активизировало разработку проблем социальной работы, поиска адекватных ей социальных теорий.

Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, «соперничающих» моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х годах в США, Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и «использование» и других парадигм.

В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных (рис.2).

Рис. 2

2. Суть парадигм социальной работы

Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом.

Под парадигмой в науке понимают исследовательскую позицию некоторого научного сообщества в отношении окружающего мира. Так, различные концепции в социальной работе развиваются в русле функционалистской, радикально-структурной, радикально-гуманистической и интерпретативной социологических парадигм. Рассмотрим их подробнее.

Структурный теоретический подход зародился еще в конце XIX в., он находился под влиянием не только социологии, но и экономики, и политических наук. В основном специалистов интересовали причины социальных дисфункций, поэтому в центр профессиональных взаимоотношений была поставлена фигура социального работника, который наделен социальной ответственностью за оценку и решение проблем клиента в рамках соответствующих структур общества.

Другой социологический подход- как методология, альтернативная психодинамическому подходу - сложился в 30-е гг. XX в. Это был функциональный теоретический подход, связанный с именем американского специалиста В.Робинсон. При этом подходе процесс оказания помощи разворачивается в микросреде и выдвигается как услуга, функция общества. Однако основное внимание уделяется процессу изменений, за реализацию которого отвечает сам клиент. Соответственно, подчеркивается важность использования потенциала личности и социальных и культурных факторов ее развития. Роль специалиста в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать саморазвитию клиента, предоставляя ресурсы для его обеспечения. Данный подход остается основным для функционирования служб и агенств социальной работы и в настоящее время.

Функционалистская парадигма основной задачей деятельности в социальной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объяснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окружения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть учтены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков.

Социологи - функционалисты, осмысливая характер общественного разделения труда, ставят вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий. Профессионализация здесь представлена как позитивный процесс, который, обеспечивая «общее здоровье социального тела», способствует осуществлению социальных преобразований таким образом, чтобы социальный конфликт и дезинтеграция оставались минимальными.

С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Она по определению играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей. Функционалистский подход учитывает характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий.

Радикально-структурная парадигма ориентирует на развитие социальных способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в социальной работе реализуют модель деятельности, направленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта модель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адвокатуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности клиента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности человека за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Социальный работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навыков и развитию ресурсов оказания помощи.

Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения социальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.

Интерпретативая парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание специалиста на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаимодействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений человека о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью социального работника. Особенно важно использование данной методологии при совершенствовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач социальной практики.

1. Функционалистская модель работы с, цель в рамках этой перспективы, ? обеспечение контролирующей функции с помощью социальных институтов, социализирующих тех, кто еще не готов для общества. Работа служит для поддержки социальной сплоченности. В этой парадигме люди должны быть подготовлены к выполнению специфических ролей в обществе, работа направлена на поддержание его моральных ценностей общества, энергия молодых людей должна направляться в конструктивное русло.

Предполагается, что людям необходимо общаться с людьми, обладающими достаточно положительными моральными качествами, чтобы служить ролевой моделью.

К примеру, молодые люди находятся в стадии перехода от детства к взрослой жизни. В стадии перехода молодые люди способны бунтовать, необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально приемлемые цели. Этот подход подчеркивает значение падения моральных ценностей и необходимость контакта молодых людей со взрослыми, чей правильный моральный облик может служить ролевой моделью. Эта модель иерархична; все основные решения принимают взрослые. Реализация целей функционалистской модели предполагает, что молодые люди будут дисциплинированы, обладать приемлемой системой ценностей, поддерживать социальный порядок посредством своей преданности, существующим социальным институтам и структурам. В обществе основные институты останутся неизменными, ценности, которые поддерживают этиинституты, внушаются молодому поколению, сохраняются и передаются далее.

2. Интерпретативная модель. Работа в этой перспективе фокусируется на персональном развитии потребностей людей с некоторым учетом социального положения или окружения людей.

К примеру, молодые люди рассматриваются как проходящие через молодежную фазу жизни. Таким образом, они должны разрешить проблемы, присущие этой фазе. Работа с молодежью призвана смягчить прохождение этой фазы, предоставляя разнообразные возможности для обучения навыкам необходимым во взрослой жизни. Интерпретативная модель - это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, отвечающие своим потребностям, связанным с развитием, и потребностям других. С точки зрения молодежных проблем, молодые люди проходят переходную фазу от детства к взрослости. Им необходимо решить задачи, присущие этой стадии. Акцент делается на пропаганде персональной ответственности за индивидуальный выбор, согласно существующим в обществе ценностям. Программы работы будут фокусироваться на помощи молодым людям в освоении и понимании собственных ценностей, относящихся к здоровью, сексуальности и пониманию последствий сделанного выбора. Рекреационные программы представляются как средство, посредством которого молодые люди учатся социальной коммуникации с другими. Как правило, эти программы отказываются от соревновательного элемента и концентрируются на групповых и техниках, для воспитания сотрудничества, взаимопомощи и групповых обязательств. Молодые люди способны развиваться как личность по своему праву, они могут думать, рефлектировать, вырабатывать свои взгляды на жизнь и принимать на себя ответственность за свое поведение. Организационные структуры создаются проектами и клубами, где молодые люди в определенных пределах вовлечены в процесс принятия решений. В этом подходе включение молодых людей в структуры принятия решений рассматривается как механизм, способствующий развитию качеств лидера и личной ответственности.

Целью интерпретативной модели является воспитание людей, которые подготовлены к активной роли в обществе, развили способность строить и поддерживать отношения, сформировали позитивную «Я-концепцию» и персональные ценности, имеют опыт лидерства и навыки принятия решений, понимают значение контроля своей жизни, и верят в то, что могут добиться успеха, если приложат достаточно усилий.

3. Радикально-гуманистическая модель. Основная идея работы - привести людей к достаточному уровню осведомленности относительно их социальной и политической ситуации, когда они будут мотивированы и мобилизованы для попыток достижения перемен внутри институциальных структур. Люди должны осознать тот факт, что для них открыта возможность изменить социальную реальность, они могут конструировать новые реалии, где будут не потребителями, а творцами социальных норм.

Акцент в этой модели сосредоточен на стратегиях повышения сознания, которые рассматривают доминантную систему ценностей как неотъемлемую часть молодежных проблем. Главное внимание обращается на обеспечение солидарности. Общность строится на совместном анализе внешних событий, сближающих группы дискриминируемых меньшинств как средстве понимания жизненной ситуации друг друга. Отношения с молодыми людьми строятся на партнерстве. Структуры участия в проектах, основанных на этой перспективе, будут соответствовать энергии молодых людей, и отвечать их интересам, формированию приоритетов.

4. Радикально-структуралистская модель предполагает, что в условиях растущего кризиса у людей есть шанс осуществить существенные перемены в социальной системе, люди могут рассматриваться как их потенциальные агенты. В этой перспективе перемены являются необходимым намерением, но не достаточным условием для трансформации социальной, экономической и политической систем в общество, в котором гуманный потенциал больше не искажается и не опустошается.

В радикальной перспективе социальные службы становятся одним из выражений формулы конструктивного использования досуга как главной стратегии помощи людям в реализации своего социального потенциала, как посредством неформального научения социальным навыкам, так и через участие в развитии социальных общностей.

В современной России пространство реализации этой модели определяется деятельностью политических и общественных организаций.

Радикально-структуралистская парадигма имеет ряд следующих характеристик практик работы. К примеру, относительно работы с молодежью в этой парадигме существуют следующие положения: молодые люди ? социально эксплуатируемая группа; интересы доминантной экономики и легитимных социальных групп имеют следствием маргинализацию молодых людей и снижение их жизненных шансов; равенство для молодых людей не может быть достигнуто, пока институты не изменят своей формы, правил и основы власти.

Эти социологические парадигмы, сложившиеся в США и Западной Европе в конце XIX - середине XX вв., к началу XXI в. получили значительное развитие. Выявилась тенденция к международной интеграции теоретических подходов. В целом они предлагают специалисту по социальной работе методологию рассмотрения многообразных возможностей оптимизации социальных отношений в сфере социальной защиты человека с точки зрения как объективного (системного), так и субъективного (феноменологического) подходов к познанию мира.

Заключение

В нашей стране в последнее десятилетие XX века начались перемены, которые привели к коренной ломке социально-экономических и политических устоев, к развитию рыночных отношений. Резко изменился характер и формы социальных отношений, многие граждане утратили свой прежний социальный статус, перспективу, как собственного развития, так и страны в целом. Возросла социальная напряженность. Возникли многочисленные социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки. Именно в этих условиях повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится на стадии развития.

Нам представляется, что в начале XXI века актуально рассмотрение структурной социальной работы в системе наук об обществе как направления, которое должно стать объектом специального исследования в отечественных науках об обществе и социальной работе.

Список использованной литературы

1.
Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. // Социальная работа в системе наук. Барнаул, 1995

2. Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. М., 1992. Вып. 6

3. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под общ. ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. М., 1997. С. 10-11.

4. Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе / Сост. С.И. Григорьев и др. Барнаул, 1991.

5. Старшинова А. В. Философские основания идеологии социальной работы / А. В. Старшинова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 42. - С. 72-92.

6. Теория социальной работы./ под общей редакцией Кузиной И.Г. - Владивосток ,Изд-во ДВГТУ 2006

7. Топчий Л.В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: Проблемы теории и практики // Российский журнал социальной работы. М., 1995, № 1

8. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 3. С. 313

9. Ярская В.Н. Философия социальной работы: Вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

10. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). Воронеж, 1997.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты