рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Сущность и содержание технологии моделирования социальных процессов рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сущность и содержание технологии моделирования социальных процессов

Сущность и содержание технологии моделирования социальных процессов

Запорожский национальный университет

Министерство науки и образования Украины

РЕФЕРАТ

на тему:

«Сущность и содержание технологии моделирования социальных процессов»

Запорожье 2008

План

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
      • 2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИ
      • 2.1 Понятие технологии моделирования
      • 2.2 Виды (типы) моделей
      • 2.3 Принципы и функции
      • 2.4 Требования к моделированию
      • 3 МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
      • 3.1 Развитие циклических представлений
      • 3.2 Примеры моделей жизненного цикла
      • ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ

Вопросы социального действия и взаимодействия, проблемы коммуникации тех или иных объединений человеческого общества представляют большой интерес как для различных управленческих структур государства, так, непосредственно, и для самих представителей данных социальных общностей. Вопросы моделирования циклов жизни сообществ, прогнозирования поведения тех или иных социальных общностей являются на данный момент едва ли не самыми острыми, а результаты подобных исследований - едва ли не самыми востребованными как в сфере политики и экономики, так и в сфере культуры и идеологии. Центральным понятием при выстраивании модели любого социального сообщества является понятие системы. С понятием системы непосредственно связан комплекс проблем взаимосвязи мотивации, нормативности и порога доступа к социальному действию (взаимодействию, коммуникации). А. Системность и целостность. Цель и функция. Норма. Любая система - это абстрактная модель некоторой реальности, созданная человеком в сугубо человеческих же целях. Любая система как модель обладает важнейшим качеством логической замкнутости. В явном или неявном виде в основе существования системы лежит цель, реализуемая через определенные функции системы по отношению к самой себе и ближайшей надсистеме (чем обеспечивается ее системное качество). Цель существования системы предполагает результат, который должен быть закономерным, устойчиво воспроизводимым результатом действия, совершаемого системой. Многие открытия в различных науках были сделаны именно благодаря построению моделей различных объектов, процессов и явлений

В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные свойства объекта. Модель - это новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса

Модели всегда играли важную роль в деятельности человека, некоторые явления безопаснее исследовать на модели, нежели в реальности (изучение молнии, последствия атомного взрыва, ядерную энергию и т.д.)

1 МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процессов. Все количественные технологии, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования (от лат. modulus -- мера, норма; от франц. modele -- образец, прообраз) -- одной из основных категории теории познания, многопланового метода, предполагающего исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем.

Моделирование как технология социального прогнозирования -- это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях) на уровне структур, функций и результатов.

Моделированию как методу научного познания посвящен целый ряд философских исследований, в которых исследована его эволюция, логические, гносеологические и чисто научные аспекты. В то же время, несмотря на возросшую интенсивность исследований в этой области, проблематика, связанная с выявлением сущности моделирования, пределов и возможностей его использования, далеко еще не исчерпана. Так, наверное, каждый исследователь при анализе обширного круга научной литературы по проблеме моделирования открывает для себя целый спектр значений термина "модель". В арсенале современной науки едва ли можно найти еще такое понятие, которое встречалось бы на страницах печати столь часто и в столь разных значениях.

"Мы будем называть моделью всякую материальную вещь, в которой заключена копия того или иного оригинала".

"Модель - физическая система или математическое описание, отображающее существенные свойства или характеристики изучаемых объектов, процессов или явлений".

"Все наше миросозерцание от своего наиболее обыденного до наиболее возвышенного представляет собой собрание моделей".

Анализ многочисленных определений модели позволил нам выделить три основные концепции.

Так, ряд авторов определяет модель чрезмерно узко, ограничивая ее действие одной или несколькими функциями из множества у модели имеющихся. Такого рода определения дают, как правило, представители частных наук применительно к проблемам и в соответствии с задачами своей отрасли знаний, поскольку в каждой из них используются конкретные типы и виды моделей, выполняющие строго определенные функции.

Другие ученые несколько преувеличивают гносеологическое значение моделирования, наделяя модель гораздо большей ролью, в соответствии с которой она выступает в качестве чуть ли не единственного средства познания.

Более предпочтительной нам видится третья концепция, авторы которой предлагают обобщенное, синтезированное, а посему и универсальное понятие модели, претендующее на общефилософский характер.

"Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение даст нам новую информацию об этом объекте".

Отмеченная концепция позволяет выделить: а) основные виды процесса моделирования: материальное и мысленное перспективное и ретроспективное; б) возможность в процессе использования моделей воспроизводить либо сам объект (явление) в целом, либо только отдельные его свойства; в) возможность опосредованного получения необходимой информации об исследуемом объекте, явлении, процессе.

Существующие в науке определения "моделирования" тоже в своей основе неоднозначны. Можно констатировать, что в них прослеживаются две крайние позиции: расширительное толкование моделирования, иногда слияние его с познавательной деятельностью человека вообще; и - узкое, вплоть до ограничения его рамками одного из видов моделирования, сведения к описанию объекта или явления.

Детальный анализ основных имеющихся определений позволяет заключить, что моделирование может объединять в себе несколько различных процессов. Это: 1) создание, конструирование моделей путем отбора информации соответствующего направления; 2) их использование; 3) проведение различного рода модельных экспериментов; 4) формирование суждений об изучаемом реальном объекте; 5) получение нового знания.

Итак, согласно целому ряду определений моделирования, этот метод объединяет все пять вышеперечисленных функций в совокупности. В другой группе определений моделирование сводится к выполнению хотя бы одной из названных функций, в третьем - к сочетанию двух - трех.

2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

2.1 Понятие технологии моделирования

Моделирование -- многофункциональное исследование, применяющееся для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Его основной научной задачей является воспроизводство модели на основании ее сходства с существующим объектом. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не быть его полным аналогом (это основное условие), так как в этом случае моделирование теряет смысл. Основное отличие модели от оригинала -- способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели. Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. В отличие от физической социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального, явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное значение социальной модели можно оценивать по степени точности отображения (прогнозирования) изменений изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий).

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся многоплановостью, т.е. охватывающих, по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование в таких случаях является многомодельным построением. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании и более «узких» проблем социальной сферы: демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах); динамики занятости; состояния образования, здравоохранения, сферы услуг, рынка жилья и т.д. -- так как эти проблемы, в сущности, представляют собой сложные социальные компоненты.

Особая сложность моделирования социальных процессов в том, что значительная их часть не укладывается в рамки ранее разработанных схем и требует теоретического осмысления в соответствии с существующей социальной действительностью.

Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов (в их различных сочетаниях) на исследуемые процессы в социальной сфере. Основой и предметом такого моделирования является проблемная ситуация. Поэтому на начальном этапе необходимо определить наиболее значимую проблему и цели ее исследования.

Любая проблемная ситуация обусловлена объективными и субъективными факторами. При этом к объективным факторам проблемной ситуации относятся противоречия между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения и т.д. Субъективные факторы -- это понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в ее разрешении.

Цель моделирования -- воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследовать его внутренние процессы. Потребность в моделировании возникает в том случае, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или требует слишком длительного времени-- это как раз и относится к социальным объектам, представленным отдельными людьми, социальными группами, обществом в целом.

В последнее время довольно широкое распространение получили модели, создаваемые на ЭВМ. Основные их достоинства -- универсальность, удобство построения, быстрота внесения новых информационных данных.

2.2 Виды (типы) моделей

Выделяют несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические, модели будущего - прогностические, модели желаемого, заданного состояния.

Наиболее распространенными методами моделирования в социальной сфере являются разработка, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновационных моделей), эвристических моделей и специальных математических моделей

К социальным моделям также относятся: моделирование демографических процессов, модели экологической безопасности, модели социальной адаптации мигрантов и другие.

Модели, если отвлечься от областей, сфер их применения, бывают трех типов: познавательные, прагматические и инструментальные.

Познавательная модель - форма организации и представления знаний, средство соединения новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.

Прагматическая модель - средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность в них подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладные модели.

Инструментальная модель - средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей.

Познавательные отражают существующие, а прагматические - хоть и не существующие, но желаемые и, возможно, исполнимые отношения и связи.

По уровню, "глубине" моделирования модели бывают:

эмпирические - на основе эмпирических фактов, зависимостей;

теоретические - на основе математических описаний;

смешанные, полуэмпирические - на основе эмпирических зависимостей и математических описаний.

2.3 Принципы и функции

Функции моделирования:

1) углубление познания существующих систем и объектов;

2) определение основных параметров, путей последующего их применения;

3) проведение сравнительного анализа оригинала и модели, определение качественных характеристик.

Моделирование выполняет также важные эвристические функции: определяет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернотивные варианты.

2.4 Требования к моделированию

Моделирование должно соответствовать определенным требованиям:

1. Быть наиболее простым, наиболее удобным, давать информацию про объект, способствовать усовершенствованию самого объекта.

2. Способствовать определению или облегчению характеристик объекта, рационализации способов построения, управления или познания его.

В целом модель должна соответствовать таким требованиям:

- полноты, адекватности и эволюционности;

- быть абстрактной, чтобы допускать варьирование большого количества переменных величин;

- удовлетворять условиями, которые ограничивают время решения задания;

- ориентироваться на реализацию заданий с помощью представленных возможностей;

- обеспечивать получение новой полезной информации про социальный объект или явление;

- быть построенной на использовании установленной терминологии;

- обуславливать возможность проверки ее истинности, соответствию социальному объекту, процессу, явлению.

Определяют основные принципы разработки моделей сложных объектов и явлений, которые применяются в социальном моделировании:

- компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели;

- баланс точностей;

- достаточная разносторонность элементов модели;

- наочность модели;

- блочное представление модели;

- специализация моделей и другое.

3 МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

3.1 Развитие циклических представлений

Еще в глубокой древности было замечено, что плоды социального, культурного и материального творчества человека не вечны. Как и любой организм, творения людей рождаются, развиваются, стареют и умирают. Естественно, с точки зрения системного подхода подобная логика развития свойственна любой социокультурной системе, а также отдельным ее элементам и подсистемам.

Циклическая модель времен порождает мифы о циклической смене мировых эпох: "ночи Брахмы" и "дня Брахмы", гесиодовская смена "пяти веков" и возвращение "золотого века"; цикл эпох в доколумбовых мифологиях Америки, каждая из которых кончается мировой катастрофой.

Английский мифолог Э. Линч предложил отличный от круга и цикла образ архаического чувства времени: маятник, который качается между двумя полюсами - днем и ночью, жизнью и смертью. Представления о периодической гибели и возрождении природы и человечества существовали в германской мифологии.

Циклические теории разрабатывались многими философами и историками древности, стремящимися усмотреть определенный порядок, ритм, выявить смысл в хаосе исторических событий. При этом использовались аналогии с космическими ритмами, сменой времен года, биологическими циклами, кругооборотом веществ в природе. Китайский историк Сыма Цянь еще до новой эры сформулировал учение о циклической смене "принципов", на которых покоится государственная власть. Китайские ученые опирались на концепцию циклически меняющегося мира, постоянно повторяющего 64 основные ситуации. Эта концепция изложена в канонической для конфуцианства и даосизма книге "Всеохватнокруговые перемены" (Чжоу И).

Развитие мира, его устройство определяется взаимодействием Инь и Ян - категорий, выражающих дуализм темного и светлого, женского и мужского, земного и небесного, пассивного и активного. В различных социальных процессах китайские мудрецы обнаружили циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет.

В системном анализе под жизненным циклом системы понимается период от зарождения системы до ее гибели. В типичной модели жизненного цикла общественно-исторической системы Ю. В. Яковец выделяет шесть последовательно сменяющих друг друга фаз:

- зарождение в недрах старой системы, внутреннее латентное развитие;

- рождение, утверждение в процессе революционного переворота в борьбе с уходящей, отживающей системой;

- распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему;

- зрелость, когда в полной мере проявляются присущие системе черты;

- дряхление, нарастание противоречий, вступление в кризис, в противоборство с уже родившейся и борющейся за свое "место под солнцем" следующей системой;

- отмирание, реликтовое существование в виде отдельных трансформированных осколков на периферии утверждающейся новой системы.

Модели жизненного цикла обычно являются качественными и содержат список фаз, этапов развития системы. Длительность и число фаз могут колебаться в весьма широких пределах. Исследователей обычно интересуют качественные характеристики каждой фазы и механизм чередования фаз. Ниже приведен не претендующий на полноту список систем и подсистем, для которых разработаны модели жизненного цикла:

1. социокулътурные системы - цивилизация, этнос, институт, общественное движение, организация, группа, семья, индивид;

2. элементы и подсистемы социокультурных систем - хозяйственный уклад, технологический уклад, стиль в искусстве, мода, научная специальность, новые товары, инновации во всех сферах жизни общества, модели.

Прежде чем приступить к изложению наиболее интересных моделей жизненного цикла, напомним читателю, что речь идет лишь о моделях, которые, как и все создания человека, тоже имеют "свой жизненный цикл: они возникают, развиваются, сотрудничают с другими моделями, уступают место более совершенным".

3.2 Примеры моделей жизненного цикла

Жизненный цикл цивилизаций. Как уже указывалось, разработкой моделей жизненного цикла цивилизаций занимались многие известные историки. Одно из наиболее фундаментальных исследований принадлежит английскому историку А. Тойнби (1889-1975).

Под влиянием Шпенглера он разработал свою концепцию всемирной истории, где речь идет о 13 относительно замкнутых цивилизациях. Тойнби пытался вывести эмпирические законы повторяемости общественного развития. Согласно Тойнби, развитие

общества осуществляется через подражание. Если в примитивных обществах подражают старикам и предкам (что делает эти общества статичными), то в цивилизациях подражают творческим личностям, что обеспечивает динамику развития.

Круговорот (или жизненный цикл цивилизаций) содержит, по его мнению, четыре фазы: возникновение (генезис), рост, надлом и распад.

Генезис и рост цивилизаций обусловлен ответом на вызовы истории. "Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное до сих пор усилие". В качестве "вызовов" рассматриваются неблагоприятные погодные условия, нападение иноземцев и гниение предшествующих цивилизаций.

"Рост цивилизаций является поступательным движением. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ дальнейшему вызову: от дифференциации к интеграции и снова к дифференциации. Развитие цивилизации (прогресс) представляет собой кумулятивное поступательное движение, связанное с территориальной экспансией -- от географического центра цивилизации к периферии.

Стремление к территориальной экспансии вызывает к жизни милитаризм, который является на протяжении четырех или пяти тысячелетий наиболее общей и распространенной причиной надломов цивилизаций. Милитаризм надламывает цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные войны".

В фазе надлома нарастают социальные, политические и экономические конфликты. "В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада... за спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживление, но последует окончательный распад".

Жизненный цикл семьи. С точки зрения покупательского поведения в жизненном цикле семьи выделяют четыре основные фазы.

Фаза I -- этап холостой жизни. Интерес к моде, покупкам мебели, автомобилей, путевок на отдых.

Фаза II -- молодожены без детей. Наивысшая интенсивность покупок, в том числе товаров длительного пользования.

Фаза III -- "полное гнездо". Появление детей ведет к росту расходов, покупаются стиральные машины, телевизоры, детские товары. Несмотря на ухудшение финансового положения приобретается жилье. По мере роста благосостояния покупается все больше товаров, не являющихся предметами первой необходимости.

Фаза IV -- "пустое гнездо". Дети живут отдельно. Пока глава семьи работает, большинство семей довольны своим финансовым положением. Растет интерес к путешествиям, покупкам предметов роскоши. После выхода на пенсию доходы семьи резко падают. Растет спрос на медицинские товары и услуги.

Жизненный цикл индивида. С социологической точки зрения основной интерес представляет не физический возраст индивида, а восприятие социально конструируемых категорий возраста: "молодой", "человек среднего возраста", "пожилой" и т.д.

В модели социального психолога Э.Эриксона жизненный цикл человека состоит из восьми стадий. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса. Первые четыре стадии приходятся на детство. Пятая стадия -- юность связана с выбором профессии, поиском подходящей работы, выбором спутника жизни. На шестой стадии (начало взрослого периода) основное значение приобретают ухаживание и брак. Дальнейшее развитие индивида определяет разрешение конфликта между интимностью и одиночеством. На седьмой стадии (средний возраст) человек осваивает определенную деятельность и родительские функции, а на восьмой стадии (старость) подводит итоги своей жизни, переосмысливает и переоценивает ее основные события.

Конкретизируя модель Эриксона, Левинсон в утверждает, что в процессе перехода от одной фазы к другой индивид принимает ряд ключевых решений, предопределяющих его дальнейшую жизнь на 5-7 (до 10) лет.

Как утверждает Левинсон, на жизненном пути человека имеются критические точки в возрасте 20, 30 и 40 лет, когда окружающая социальная среда предъявляет ему совершенно разные требования. Достигая эти временные вехи, индивид пытается взглянуть на себя по-новому, отказаться от устоявшихся стереотипов, определяющих по инерции предыдущий отрезок жизненного пути.

Психологам известен так называемый "кризис сорокалетних", когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, работа становится неинтересной, а семья напоминает "опустевшее гнездо". У пятидесятилетних возникают свои проблемы. Нобелевский лауреат, экономист Ф. Модильяни, исследуя модели жизненного цикла, обратил внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда он высок, на периоды, когда он низок. Планируя выйти на пенсию в 65 лет, многие ожидают значительного снижения своих доходов. Поэтому большинство людей откладывают средства к моменту выхода на пенсию. Немаловажным фактором является также страх перед возможными заболеваниями, заметно учащающимися после 50 лет.

На основе этой модели жизненного цикла были получены значительно более точные прогнозы поведения потребителей. Как показал Тилекоут, при существенных изменениях демографической структуры общества подобные эффекты могут ощутимо влиять на спрос, вызывая циклические колебания экономических показателей.

Сравнительный анализ приведенных моделей жизненного цикла разноплановых социокультурных систем позволяет выработать ряд рекомендаций, которые могут помочь исследователю повысить качество моделирования:

1) нецелесообразно искусственно увеличивать число фаз жизненного цикла. Большая часть моделей является четырехфазной, и рассмотрение более семи фаз чрезмерно усложняет анализ;

2) большинство рассматриваемых социокультурных систем имеет многоуровневую и многоплановую организацию. Процессы на разных уровнях идут с различной скоростью. Поэтому целесообразна более детальная и углубленная проработка механизмов функционирования различных подсистем и элементов, характерных для каждой фазы жизненного цикла;

3) многие модели страдают асимметричностью. Наиболее тщательно рассматриваются этапы роста, тогда как процессами спада и разложения нередко пренебрегают. Эпические картины гибели социальных систем привлекают внимание художественных натур. Ученые же предпочитают изучать процессы становления и подъема, изображая их, как правило, в виде логистической S - образной кривой. (По аналогии процесс спада также изображается логистической убывающей кривой.)

Заметим, что существуют модели жизненного цикла, в которых стадия упадка вообще не рассматривается. Так, в модели жизненного цикла общественного движения О.Рамштадта предполагается, что фаза институализации (превращения в партию) завершает жизненный цикл движения. Как рассматривать партию и движение -- в виде одного целого или разных систем, зависит от позиции исследователя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моделирование - это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Он используется в любой профессиональной деятельности. В современной науке и технологии роль и значение моделирования усиливается, актуализируется проблемами, успехами других наук. Моделирование реальных и нелинейных систем живой и неживой природы позволяет перекидывать мостики между нашими знаниями и реальными системами, процессами, в том числе и мыслительными.

Моделирование - многоплановый процесс исследования, один из путей познания. Оно обуславливает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органичных и неорганичных систем. Ним охвачены все процессы. Моделирование - это специфическое многоплановое исследование. Его главная задача - воспроизвести на основе сходства с существующим объектом другой, который заменяет объект (модель). Модель - аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, потому что при этом именно моделирование теряет смысл. Недопустимым является и вольное моделирование; в этом случае оно не дает необходимого представления про оригинал модели, а также не исполняет свои функции.

Основная проблема технологии моделирования состоит из трех задач:

- построение модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);

- исследование модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);

- использование модели (конструктивная и конкретизируемая задача).

Таким образом, моделирование как технология социальной работы - моделирование субъектов социальной работы (систем, служб, проектов, программ, процессов); моделирование путей, способов решения проблемных ситуаций; моделирование позитивного поведения личности в различных условиях социальной жизни; направление современной социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения.

ЛИТЕРАТУРА

1.
Социальное прогнозирование и моделирование. -- М., 1995, с.

2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. M .: Логос, 1995.

3. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. M .: Экспресс, 1993.

4. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - M.: Логос, 2001.-296 с

5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -- 240 с.

6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

7. Тюпля Л.П., Іванова І.Б. Соціальна робота (теорія і практика). Навч. посібник. - К: ВМУРОВ «Україна», 2004.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты