рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Технология социальной работы по защите прав мигрантов рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технология социальной работы по защите прав мигрантов

Технология социальной работы по защите прав мигрантов

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Курсовая работа

по технологии социальной работы

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ МИГРАНТОВ

Работу выполнил (а)

студент (ка) 41 СР группы

Гамбарова Елена Алексеевна

Нижневартовск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов

1.1 Характеристика технологий социальной работы по защите прав человека

1.2 Технологии социальной работы с мигрантами

1.2.1 Социальная адаптация

1.2.2 Социальная реабилитация

1.2.3 Технологии экономической поддержки населения

1.2.4 Технологии социальной работы в сфере занятости населения

ГЛАВА 2. Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с мигрантами

2.1 Система работы учреждений социальной защиты с мигрантами

2.2 Реализация технологий социальной работы с мигрантами в деятельности различных учреждений

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Распад СССР сопровождался возникновением целого комплекса проблем, так или иначе повлиявших на миграционное движение народов, населявших одну шестую часть суши. Соглашения между образованными на территории Союза государствами не предусматривали разрешения потенциально возможных (и реально возникших впоследствии) миграционных проблем. В силу этого не только военные противостояния в Закавказье и Центральной Азии, но и ущемления прав части населения оказались не обеспечены юридическими гарантиями. В аналогичном положении оказалась и сфера внешней миграции, столкнувшаяся с проблемами прозрачных границ, отсутствия налаженного иммиграционного контроля. Достаточно радикальным образом все пертурбации последних 5--6 лет отразились и на внутрироссийских миграционных потоках, придав им невиданную ранее, часто политизированную остроту. На фоне общего снижения интенсивности миграции, а стало быть, и ее масштабов, произошел коренной перелом в межрайонном перемещении населения. Трудонедостаточные районы, в прошлом, как правило, получавшие мигрантов из трудоизбыточных, стали терять население в миграционном обмене с ними. В 90-е гг. началось разрушение демографического и трудового потенциала в районах нового освоения на Севере, Дальнем Востоке, частично и в Сибири. С позиции перспектив развития этих регионов наиболее опасно то, что они теряют ту часть населения, которая наиболее адекватна по своим профессионально-квалификационным навыкам сложившейся в этих регионах отраслевой структуре экономики и в то же время лучше всего адаптирована (из-за длительности проживания) к местным природным условиям. В целом плохо и то, что выезжающее население направляется в регионы, которые в ближайшем будущем неизбежно вновь превратятся в миграционных доноров для других частей страны.

Абсолютно новым и экстремальным по своему характеру явлением стали потоки беженцев и вынужденных переселенцев, причем не только русскоязычного населения республик бывшего СССР, но и множества других этносов огромной распавшейся страны. В России сегодня число лиц, относящихся к этим двум, категориям, оценивается не менее чем в 1 млн. человек. Регионы их выхода: Центральная Азия, в первую очередь Таджикистан; Закавказье; регионы Российского Северного Кавказа -- Чечня, Ингушетия, Северная Осетия. На сегодняшний день решение этой проблемы не обеспечено ни в экономическом, ни в правовом отношении, хотя вероятный потенциал вынужденной миграции из стран СНГ в Россию огромен: только численность остающихся за пределами русских и представителей других российских национальностей превышает 25 млн. человек. [17;с.449]

Задачей современных государств является не просто признание, а защита прав человека, создание соответствующих условий для их реального обеспечения. При разработке социальной политики именно создание условий для реализации прав человека в социальной сфере и оказывается в центре внимания государства и органов местного самоуправления. Эти условия включают в себя соответствующие нормативные системы и специальные учреждения, деятельность которых нацелена как на формирование возможностей для реализации личностью своих прав, так и непосредственно на их осуществление.

Цель исследования: раскрыть теоретические и практические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов.

Объект исследования: организация социальной работы с мигрантами.

Предмет исследования: реализация технологий социальной работы по защите прав мигрантов.

Методы исследования:

анализ литературы;

анализ документов;

изучение практического опыта;

контент-анализ.

Задачи исследования:

дать содержательную характеристику технологий социальной работы;

дать содержательную характеристику нормативно-правового обеспечения социальной работы;

описать опыт реализации технологий социальной работы с мигрантами.

ГЛАВА 1. Теоретические основы реализации технологий социальной работы по защите прав мигрантов

1.1 Характеристика технологий социальной работы по защите прав человека

Права человека представляют собой возможности каждой личности, без исключения, на осуществление разнообразной деятельности, самореализацию. Под правами человека в общем плане понимается совокупность политико-правовых, экономических и нравственно-духовных условий нормальной жизнедеятельности человека, его сохранения и развития в гармонии с обществом и природой, а также наличие возможностей этими правами воспользоваться.

Ценностными основами прав человека выступают гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость. [15;с.46.]

При рассмотрении прав человека в литературе к ним, как правило, относят права, на которые могут претендовать все члены человеческого сообщества: право на жизнь; право не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию; право не подвергаться произвольному аресту или задержанию; право на справедливое судебное разбирательство; свобода от дискриминации; право на равную защиту закона; право не подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; свобода ассоциаций, выражения мнений, собраний и передвижения; право искать убежища и пользоваться этим убежищем; право на гражданство; свобода мысли, совести и религии; право на участие в голосовании и управлении своей страной; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на адекватное питание, жилье, одежду и социальное обеспечение; право на охрану здоровья; на образование; право владеть имуществом; право на участие в культурной жизни; право на развитие.

Эти права представляют собой универсальные возможности для осуществления защиты индивидов и групп людей от действий, которые идут вразрез с основополагающими свободами и ущемляют достоинство человеческой личности. Реализация указанных выше прав призвана решать задачи защиты настоящего и будущего человека и человечества, преобразования общественных отношений на принципах уважения достоинства каждой личности, обеспечения ее безопасности и защиты от угроз существованию, поддержания порядка в отношениях между людьми, формирования экогуманистического сознания, содействия творческому развитию личности. [9;с.43]

Система социальной защиты населения начинает складываться как социальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей. Ее становление и развитие обусловлено экономическими, политическими, идеологическими, нравственно-психологическими факторами, сложившимися в обществе и определяющими ее содержание, направленность, формы и методы.

Система социальной защиты населения складывается как многоукладная структура, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономических проблем их функционирование пока не является полным.

Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения в настоящее время -- это пенсионное обеспечение; назначение пособий и льгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.

Социальная работа, осуществляемая в рамках института социальной защиты:

* является многофункциональной. Если еще в начале 90-х гг. ведущее место занимали функции социально-бытового характера, то в настоящее время -- такие функции, как:

активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы) в продолжении трудовой жизненно ситуации;

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов помощи);

организаторская (координация деятельности государственным и негосударственных учреждений, участие в формировании и реализации социальной политики, развитие сети учреждений социального обслуживания и использование в их работе новых приемов и способов деятельности); профилактическая (приведение в действие различных механизмов (юридических, медицинских, психологические педагогических и др. с целью предупреждения и преодоления негативных явлений, организации помощи нуждающимся);

социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и др.

Появление новых функций, обновление старых -- это приведение форм, методов, технологий социальной работы в соответствии новым требованиям, предъявляемыми ей как профессиональному виду деятельности, направленному на развитие способностей людей самостоятельно разрешать жизненные ситуации, используя потенциал внутренних сил; на обеспечение связи людей с системами, которые представляют ресурсы, услуги для преодоления возникших проблем; на использование эффективных и гуманных средств решения проблем;

* отличается более выраженным, чем социальная работа в других отраслях социальной сферы, сочетанием профессионального и непрофессионального видов деятельности, т.е. наряду с профессиональными специалистами здесь трудится большой отряд добровольцев, многие из которых имеют высшей и среднее образование, но по другим специальностям, или окончили курсы подготовки социальных работников. Успех социальной работы в этой сфере во многом будет зависеть от овладения всеми сотрудниками системой знаний в области теории и технологии социальной работы, другими дисциплинами, умениями и навыками применять их на практике; от освоения современных технологий;

* отличается технологичностью и многоплановостью, проявляющимися на всех структурных уровнях, -- микро-, мезо- и макроуровне. В условиях нарастания социальных проблем и ограничения социальных ресурсов эффективность воздействия в решающей степени определяется умением правильно использовать комплекс приемов, методов, способов воздействия на клиента. Добиваясь изменений в его социальной ситуации, социальный работник, как правило, проводит психологическую коррекцию, оказывает социально-бытовую и медико-социальную помощь, юридическую или социально-психологическую консультацию и т.д. [18;с.246]

Социальная работа осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в образовании и здравоохранении, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в воинской среде, в системе исполнения наказаний и др.. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности.

Идея прав человека и концепция профессионализма являются главными идеями социальной работы, вокруг которых накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, -- право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага -- это утверждение является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа в жизнь, значительно возросло. Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, это практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники, а также «добровольцы» и др. [9;с.93]

Однако существует потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальности, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности.

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности. [19;с.149]

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.

Сущность социальных технологий можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно нуждающихся слоев и групп населения.

По отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численно» доли населения, которое нуждается в помощи и поддержке государства, и помогающих человеку, группам (слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.

В этом случае технологии социальной работы должны носить упреждающий характер, способствуя не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению, например делая все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий учреждений и т.д.

Это возможно сделать также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества.

«Внутренние» технологии адекватны «частным» технологиям - на уровне индивида, группы -- и направлены на решение проблем конкретного человека или группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мобилизацию их внутреннего потенциала, использование имеющихся ресурсов.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

В зависимости от содержания, целей и функций социальной работы (нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, аналитико-прогнозная, организационно-методическая, рекламно-пропагандистская, регуляционно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная) можно выделить универсальные, общие технологии, которые могут применяться к любому виду и уровню объекта, использоваться любым субъектом социальной работы, -- это социальная диагностика, социальная адаптация, социальный контроль, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальная защита, социальное проектирование, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Так, социальная диагностика проводится в целях помощи клиенту, обратившемуся за помощью в социальную службу, и в целях исследования социальных проблем района, города, региона. Соответственно на каждом уровне будут применяться свои методы, способы сбора информации и постановки диагноза, определения путей решения проблем.

Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении всей его жизни -- необходимо усваивать нормы, правила, человеческого общежития, приспосабливаться к новым социальным ролям, изменению социального статуса, изменениям состояния окружающей среды и внутриличностного состояния. В настоящее время различным слоям, группам населения (пенсионерам, молодежи, вынужденным переселенцам и др.) приходится адаптироваться к тем переменам, которые происходят в нашем обществе, и, соответственно, следует находить способы, методы, т.е. адаптационные технологии, которые бы позволили снизить негативные последствия проводимых социально-экономических реформ.

Учитывая сложность субъекта социальной работы, можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Так, Министерство труда и социального развития в большей степени разрабатывает и реализует технологии социальной диагностики, социального проектирования, социальной защиты, социального обслуживания и др. в масштабах всей страны, с учетом особенностей различных социальных групп.

На уровне социальной службы и в зависимости от направленности ее деятельности (приют, стационар, социально-реабилитационные центры для различных категорий населения, консультации, центры занятости и др.) могут использоваться как частные, так и универсальные технологии, создаваться свои уникальные технологии, методики.

Различают технологии социальной работы с населением, проживающим на территории страны, и с населением (группами),оказавшимся по тем или иным причинам за ее пределами, а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, отличающей их от большинства регионов России. [18;с.329]

Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

Технология социальной работы -- это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами -- инвалидами, пенсионерами, одинокими и больными людьми, безработными, беженцами и другими категориями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем.

Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения; разработка новых технологий; ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека. [19;с.155]

1.2 Технологии социальной работы с мигрантами

1.2.1 Социальная адаптация

Применение технологий социальной адаптации в социальной работе определяется ее основными задачами и актуальностью социальной проблемы.

Одной из задач социальной работы является адаптация индивидов, потерявших определенный социальный статус (беженцы, мигранты). В зависимости от контингента населения, охватываемого социальной работой, меняются и содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы. [21;с.49]

Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде. Процесс социальной адаптации начинается с осознания личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности.

Социальная адаптация -- процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

В социальной работе необходимо учитывать различные виды адаптации, влияющие на развитие человека. Некоторые ученые, включая авторов ряда учебных пособий, выделяют четыре основных вида или уровня адаптации человека: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер. Поэтому усилия личности или социальной группы, их возможности по усвоению изменившейся социальной среды во многом определяются направленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.

Прежде всего адаптированность требуется в сфере трудовых отношений, личностно-бытовой и культурно-досуговой. Поэтому вполне обоснованно ученые выделяют три основных вида (уровня) социальной адаптации: производственную, бытовую и досуговую.

В практической социономии адаптация выступает не только как процесс, но и как социальная технология. Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или "группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т. д.). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности (группы лиц) служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социальной работе. К их числу можно отнести следующие направления: социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот -- выпускников детских домов; адаптация инвалидов и пенсионеров к новым условиям жизни; адаптация участников военных конфликтов; адаптация лиц, подвергшихся насилию; адаптация лиц, переживших катастрофы; адаптация безработных; адаптация мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев; адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения, и др. [19; с.177]

1.2.2 Социальная реабилитация

Социальная реабилитация -- это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

Социальная реабилитация -- это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество. Социальная реабилитация представляет собой взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, с другой -- на изменение характера самой среды, ограничивающей реализацию потребностей человека. Можно говорить о различных видах реабилитации: социальная реабилитация, медико-социальная реабилитация, социально-правовая реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социально-бытовая и трудовая реабилитация. Реабилитация -- это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в социуме. [21;с.54]

Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации.

Социальная реабилитация -- комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.). В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптированных детей и подростков, беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это направлено на достижение общей цели -- оказание социальной помощи путем восстановления, сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и обеспечению социального оздоровления. А социальное здоровье граждан, благополучие семей является необходимым условием стабильного и прогрессивного развития страны. [19;с.190]

1.2.3 Технологии экономической поддержки населения

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

* прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

* сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах.

Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

Определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом можно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной защиты населения.

С первой половины 90-х гг. практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Это было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства, т.е. лиц, оказавшихся по объективным, а иногда и по субъективным причинам в экстремальной ситуации.

Неотложная материальная помощь разового характера -- это разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья; оказание психологической, юридической и другой помощи, обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должна быть острая нуждаемость. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных в добровольном порядке у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

При оказании экономической помощи главное -- объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и предусматривают как ряд предварительных процедур, так и отслеживание образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращение по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, невозможен. Оценка ситуации -- это сложная задача не только в экономическом, но и морально-этическом отношении: надо взять на себя моральную ответственность как за предоставление помощи, так и за отказ в ней (поскольку в связи с недостатком ресурсов число нуждающихся должно быть строго ограничено).

Возможно предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении. Положение определяет конкретные виды помощи:

* денежная помощь:

компенсационные выплаты на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.; компенсации отдельным категориям граждан; дотации на лечение;

помощь при экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.);

* натуральная помощь:

в виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.; выдача талонов на бесплатное питание, доставка горячих обедов или продуктов на дом;

* помощь в виде услуг и льгот:

прикрепление к магазину, в котором продукты питания, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости продаются по социальным ценам;

предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом; зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов для ветеранов войны и труда; выделение путевок в пансионаты, дома отдыха и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнением программы.

Таким образом, технология социальной поддержки населения предполагает использование различных социально-экономических методов -- их выбор зависит от объективной ситуации, наличия средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях применять эти методы.

1.2.4 Технологии социальной работы в сфере занятости населения

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 г. во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Прежде всего, безработица бьет по такому важнейшему социальному институту, как семья. Если в семье есть хотя бы один безработный, то это существенно снижает жизненный уровень и социальные возможности всех членов семьи. Семья не выполняет или лишь частично выполняет те важнейшие функции, которые возложены на нее обществом.

Эти факторы ведут к разрушению самой семьи. В семьях безработных наблюдается повышенная конфликтность, снижается «порог терпимости», способность заботиться друг о друге, увеличивается количество разводов. Специалисты отмечают, что в подобных семьях значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, а у самих детей наблюдаются отклонения в поведении, нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости.

Отсутствие работы приводит к обострению проблемы девиантного поведения (алкоголизация и наркотизация общества, рост проституции, бездомности и преступности). Уже давно считается, что существует зависимость между безработицей и преступностью. Изучение дел правонарушителей в США показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм часто объясняется отсутствием работы.

Система социальной защиты незанятого населения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационных и экономических рычагов влияния на рыночные механизмы.

Прежде всего речь идет о выплате пособий безработным, признанным таковыми государственными службами занятости. При этом нужно иметь в виду: во-первых, экономические возможности государства в выплате пособий не беспредельны, во-вторых, размеры пособия должны как поддерживать элементарные условия жизни человека, так и стимулировать его на поиск работы.

Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения. Опыт страд рыночной экономики показывает: профессиональное обучение требуется каждому второму-третьему из числа желающих найти работу. Данная система обучения требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости используют не только действующие учебные заведения, выдавая им заказ на профессиональное обучение, но и создают собственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработным за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации.

Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводят организации общественных работ в сфере услуг, строительства, благоустройства, иначе говоря, там, где не требуется специальной профессиональной подготовки.

С теми, кто изъявил желание участвовать в общественных работах, заключается трудовой договор на установленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются.

В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психологическую помощь. Апробирована такая форма социальной защиты населения, как квотирование рабочих мест для слабоконкурентных на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь и т. д. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет.

Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создающих новые рабочие места.

Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения -- это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности при условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда.

Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т. п. [19;с.216]

ГЛАВА 2. Практический опыт реализации современных технологий социальной работы с мигрантами

2.1 Система работы учреждений социальной защиты с мигрантами

По своей этимологии термины «мигранты», «беженцы» и «перемещенные лица» близки и означают лиц, которые сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном праве и юридических системах ряда государств понимание этих и ряда других определений различно. Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом детерминируются тем, к какому разряду они принадлежат: по своему социальному и юридическому статусу мигранты, иммигранты, беженцы, перемещенные лица и переселенцы различаются между собой. Наиболее острой является проблема беженцев, т.е. мигрантов, которые, по определению Конвенции ООН о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г.), были вынуждены покинуть свою страну «из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по расовым, религиозным, национальным причинам, за принадлежность к определенной социальной группе или за политические убеждения». [15;с.127]

Лица, въезжающие в страну, называются иммигрантами. Те, кто покидает страну постоянного жительства, носят название эмигрантов.

Если беженец -- это иностранец, прибывший в другую страну, то эта же категория мигрантов в собственной стране считается перемещенными лицами или вынужденными переселенцами. Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило, приходится в экстремальных условиях. Более планомерно и организованно ведется работа с добровольными эмигрантами и иммигрантами (как с гражданами Российской Федерации, так и с иностранцами).

В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий.

Изучение миграционных процессов показывает, что понятие и содержание миграции (эмиграции, иммиграции) во многом детерминируется конкретно-историческими условиями в совокупности с политическими, этническими, социально-экономическими и религиозными факторами. Для понимания сущности и возможных перспектив развития миграционной ситуации в Российской Федерации и в международном масштабе нужно учитывать глобальные, региональные и национальные процессы последних лет.

Так, по прогнозам ученых и специалистов в области политической географии, набирают силу альтернативные тенденции -- с одной стороны, глобализация и интернационализация мироустройства и мирового порядка, с другой -- обретение национальной государственности все большим числом стран и народов: с начала XX в. количество стран увеличилось более чем в три раза -- с 60 до 200 государств. С учетом этих тенденций, фактора распада СССР и образования новых независимых государств в его геополитическом пространстве на передний план социально-экономического и политического развития Российской Федерации выдвинулись миграционные проблемы, обусловленные движением людей из одной страны СНГ в другую, особенно русских и русскоязычных из стран Балтии, Кавказа и Центральной Азии в Россию. Следует заметить, что реэмиграция русских началась еще в условиях существования СССР как совершенно определенная тенденция, указывающая на объективный характер этого процесса, обусловленного особенностями развития этих республик: избыточность трудовых ресурсов, предоставление ряда преимуществ коренному населению и т.д. После распада СССР резко ухудшились условия жизни, которые во многом предопределили обвальный, стихийный характер миграции населения в странах СНГ (особенно, как уже говорилось, русских и русскоязычных из ряда стран ближнего зарубежья в Россию). Только в 1999 г. из стран бывшего СССР в Россию прибыли 329,7 тыс. мигрантов, а выбыло по всем направлениям около 180 тыс. человек. Назовем несколько причин миграции.

Первая причина -- резкое ухудшение межнациональных, межэтнических отношений. Эвакуационная форма реэмиграции русских, появление среди них беженцев из районов острых этнических конфликтов, к сожалению, долгое время не встречали адекватной должной реакции со стороны государственных органов и межправительственных организаций в рамках СНГ. Вторая решающая причина активизации миграции беженцев из стран ближнего зарубежья в Россию -- спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что, в свою очередь, привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных. Третья причина -- это экологические бедствия, затронувшие густонаселенные районы страны, подрывающие привычный уклад жизни и угрожающие здоровью проживающего там населения. Четвертая причина традиционная -- врожденная потребность людей, особенно молодых, искать достойное применение своих сил и способностей, стремиться к лучшей жизни, профессиональному росту, добиваться больших заработков. Пятый фактор -- это сокращение численности вооруженных сил, в том числе молодых офицеров и прапорщиков, бытовая неустроенность которых является причиной их отъезда с прежних мест дислокации воинских частей. [15;с.113]

Все эти факторы в сочетании с повсеместным ростом безработицы обусловливают проблемы миграции, беженцев и вынужденных переселенцев. Отсутствие должной четкой реакции со стороны властных органов на такие важные и масштабные процессы не могло принести ничего, кроме роста социальной напряженности среди мигрантов и жителей мест, где они оседали, увеличения страданий и бедствий людей, бесполезной растраты социальных ресурсов.

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Миграционная политика -- это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Основные положения государственной миграционной политики Российской Федерации зафиксированы в нескольких федеральных миграционных программах, утвержденных Президентом и Правительством России.

Исходя из понимания того, что целью миграционной политики является содействие такому движению масс, чтобы количество трудовых ресурсов соответствовало количеству рабочих мест, необходимо анализировать взаимосвязь этих явлений, трансформацию одного в другое для выработки концепции реальной миграционной политики.

Миграция населения -- одна из важнейших проблем современного мирового развития; это не только простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, нравственно-психологической, религиозно-духовной жизни целых стран и народов. Из существующих категорий мигрирующего населения прежде всего беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты и эмигранты все чаще становятся объектом обсуждения государственных, общественно-политических структур и научных кругов. Эти категории отличаются друг от друга определенными общепризнанными критериями, которые необходимо учитывать при составлении и реализации соответствующих программ. [2;с.68]

Активизация, всплеск миграции населения является следствием мировых войн, распада многонациональных государств, создания новых государственных образований.

Так, в период второй мировой войны и в первые послевоенные годы мигранты-беженцы составили более 60 млн. человек. Этот миграционный поток развивается по восходящей линии, вовлекая все новые и новые волны мигрантов многих государств, причем все более значительную часть его составляем экономическая миграция. По данным Международной организации труда (МОТ), в первой половине 1994г. 125 млн. мигрантов, беженцев были вынуждены находиться вне пределов своей родины. [6;с. 57--63]; [7,с. 23-35.]

Масштаб миграции привел к необходимости разработки его правовой базы. Ведущими международно-правовыми нормами, регулирующими процессы и потоки миграции, являются конвенции ООН, МОТ, других специализированных органов ООН. Прежде всего это Конвенция ООН «О статусе беженцев». МОТ с момента своего создания (1919 г.) приняла восемь конвенций и восемь рекомендаций, призванных оказать прямое и опосредованное (через национальные организации) воздействие на решение проблем мигрантов, их социальную защиту, охрану здоровья, улучшение образования мигрантов и их семей. [8;с.68]

Следует особо отметить Резолюцию ООН от 18 декабря 1990 г. и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, ряд конвенций и рекомендаций МОТ, принятых в 1919, 1935, 1949, 1955, 1976 гг., Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящегося-мигранта, принятую в 1977 г., инструктивные материалы МОТ, Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции (MOM).

Фундаментальные проблемы миграции и миграционной политики получили отражение в законодательных актах Верховного Совета СССР, РСФСР, а после распада Советского Союза -- законодательных актах правительств новых независимых государств на его территории. Для решения миграционных проблем в Российской Федерации большое значение имеет опыт формирования миграционной политики, исходящей из конкретной миграционной ситуации. Особое внимание уделяется соблюдению международных договоренностей по этим проблемам, роли специализированных учреждений ООН и международных объединений, специально занимающихся выработкой регулятивных механизмов в этой области. Главы государств, входящих в СНГ, приняли ряд принципиально важных документов, призванных регулировать миграционные потоки между их странами.

В частности, 24 сентября 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Представители СНГ провели большую исследовательскую работу, на основе которой выпустили аналитический сборник официальных нормативно-правовых документов стран Содружества и информационно-справочных материалов о состоянии миграционных процессов на территории бывшего СССР. [1;с.117]

Проблема беженцев и мигрантов в странах СНГ была рассмотрена на специальной международной встрече в апреле 1996 г. (Женева), на которой с большой озабоченностью было отмечено, что на территории бывшего СССР в 1996 г. насчитывалось 6 млн. мигрантов, в том числе 2,5 млн. беженцев. Это самые крупные миграционные потоки в наши дни. [10;с.2]. Сложная миграционная ситуация предопределила постоянное внимание к миграционным проблемам со стороны руководства Российской Федерации. В феврале 1993 г. были приняты Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Позднее с учетом сложившихся реалий была проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам миграции и социальной работы с мигрантами. Так, 21 декабря 1995 г. был принят Закон «О вынужденных переселенцах» в новой редакции, а 28 июня 1997 г. -- Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах». [13;с.3]

Одновременно с принятием законов о беженцах и вынужденных переселенцах была создана федеральная миграционная служба, которая вплоть до 1999 г. выполняла функции общефедерального органа исполнительной власти по реализации политики Российской Федерации в области миграции населения и координации этой работы.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти эти функции возложены на Министерство федеративных отношений, национальной политики и миграционной политики.

Правовые нормы упомянутых законов с учетом международных стандартов конкретизированы и углублены в ряде правительственных документов, и прежде всего в федеральной миграционной программе Российской Федерации, которая была утверждена 3 августа 1996 г. [12;с.2] Это позволило создать в стране правовую основу для регулирования потоков миграции, что особенно важно, если учесть, что в течение 1991 -- 1999 гг. в Россию уже приехали 8 млн. человек Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств: во первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции; во-вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты