|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Типология брака и семьиТипология брака и семьи20 Содержание Введение 1. Семья как социальный институт 2. Типология брака и семьи 2.1 Основные формы брака 2.2 Типология семей 2.3 Этапы развития семьи 3. Структура семьи Заключение Список использованной литературы Введение Семья - социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи». По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: это 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; 2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа связей (например, неполную семью связывают только родительские узы), но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе. Необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела. Следовательно, актуальность данной темы сомнений не вызывает. Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка используемой литературы. 1. Семья как социальный институт Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п. Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья». Термином «семья» принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество: - упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и - устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью. 2. Типология брака и семьи 2.1 Основные формы брака Брак основа и ядро семьи - это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений. Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности. Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной. По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены. Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов. Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние). Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей - главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах. Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана). В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья - сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению. Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав. В XIX веке бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной. Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода. Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот. 2.2 Типология семей Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства: 1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина - владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи - мужчина); 2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда - эксплуататорский характер); 3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.). Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности: 1) патриархальная семья (основная функция - хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия); 2) детоцентристская семья (важнейшая функция - воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе); 3) супружеская семья (ее основная функция - эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего. Типологии по различным основаниям: 1) в зависимости от состава семьи: нуклеарная - родители и дети; расширенная - родители, дети и другие родственники; неполная - один из родителей отсутствует; 2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи); 3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие. В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет: - нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей; - расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников; - неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары. Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей. Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию. Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду. Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины. У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства. Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе. Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия». 2.3 Этапы развития семьи Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. Согласно Д. Олсона, цикл жизни семьи состоит из семи стадий: начала семейной жизни рождения ребенка и его дошкольного возраста, школьного возраста, подросткового возраста, взросления, постродительской стадии старения. В зависимости от природы и тяжести нарушений у ребенка и реакции на них семьи, стадии, через которые проходит семья особого ребенка, могут быть до некоторой степени уникальны. К некоторым семьям вообще невозможно применять модели, существующие в теории жизненных стадий, поскольку их жизненный цикл определяется нестандартными событиями, происходящими в жизни ребенка. Это может быть верно, например, для семьи ребенка с гемофилией, в которой заметный стресс создают периодические кровотечения. Такие события начинают новый цикл тревоги, новых нужд и приспособления к новым условиям. С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства: - Предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца; - репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей; - социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией); - прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. 3. Структура семьи Семья - естественная группа, в ней со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую, межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач -- поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому. Структура семьи -- одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С.Минухина: «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое -- структуру семьи. Реальность структуры -- это реальность другого порядка по сравнению с реальностью, индивидуальных членов». (Минухин С, Фишман Ч., 1998 (цит. по: Черников А. В., 2001, с. 29)). Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей. Первая -- это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая -- семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, один из родителей более рассудительный, а другой -- более эмоциональный. Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными и дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы. Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию. Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое. Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей: 1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения). 2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи). 3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях). 4. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи). Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности. Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи. Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи по данному параметру является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает власти больше, чем имеется хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии: - межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя); - химической зависимости одного или обоих родителей; - болезни или потери трудоспособности одного или обоих родителей; - болезни или симптоматического поведения у ребенка, благодаря которым он приобретает чрезмерное влияние в семье и регулирует супружеские взаимоотношения. Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме может выглядеть как ее чрезмерная иерархизированность или, наоборот, отсутствие в ней иерархической структуры. Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью. Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой для нее ситуации. Появляется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается лидером. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована. Система в хаотическом состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: - размер семьи (число ее членов). - тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная). - число детей в семье: малодетные семьи - 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста); среднедетные семьи - 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики); многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). Заключение Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным социальным институтом человеческого общества. Семья более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Принято выделять следующие типы семей: в зависимости от формы брака выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько жен) семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Список использованной литературы 1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 с. 2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с. 3. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479 с. 4. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 224 с. 5. Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание». Разделы «Человек», «Социальные отношения», «Общество», «Культура и духовная жизнь общества», «Познание» / К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с. 6. Степаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. Степаненко. - М.: МАНПО, 2005. - 531 с. 7. Тюгашев Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 275 с. 8. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проспект, 2007. - 736 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |