|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Условия надежности социальных прогнозов.Основные подходы к социальному прогнозированиюУсловия надежности социальных прогнозов.Основные подходы к социальному прогнозированию3 Содержание: Вопрос 1. Условия надежности социальных прогнозов. 3 Вопрос 2. Основные подходы к социальному прогнозированию. 5 Используемая литература 17 Вопрос 1. Условия надежности социальных прогнозов. Одной из практически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозиро-вания. Основные направления этой деятельности могут быть следующими: а) вооружение соответствующих учреждений, ве-домств материалами для составления программ, проектов; б) со-ставление комплексных прогнозов через координационные цен-тры; в) представление прогнозов правительству комитетам и ор-ганам управления соответствующих ведомств; г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комите-тами. Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов. Есть факторы принципиального, методологического харак-тера. Это прежде всего умение учитывать специфику взаимосвя-зей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке прогнозов и учет их результатов. Недостатки, связанные с опытом следует относить, во-первых, к тем, кто разрабатывает прогнозы и, во-вторых, к тем, кто пытает-ся реализовать результаты исследований. Недостаточно высокий профессионализм прогнозистов, эк-спертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные прогнозы приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основе которых можно сделать ряд выводов. Во-первых это несоответствие описательно-информационно-го и аналитико-исследовательского материалов в прогностичес-ких отчетах Теория в методика социальной работы. Учебное пособие М.: Издательство «Союз» 1994 г. . 199 с. (Часть II) - стр. 111. Во-вторых, преимущественное внимание уделяется исследо-вательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше - анализу прогностического фона взаимосвязей различ-ных факторов, так называемого внешнего окружения, использо-вания прогностических систем высшего порядка. В-третьих, в нечетком определении целей разработки прог-нозов, что приводит к вовлечению при описании объекта, как в периоде ретроспекции, так и прогноза, большего количества, не имеющего научно-информативной ценности факторов и усло-вий. Негативные последствия могут иметь место и из-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного ана-лиза возможных адаптации и в новых условиях. Примером могут служить попытки перенести модели западной экономики и де-мократии в Россию. Они приобретают извращенную форму, т.к. не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера. Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многими факторами, в том числе и соблюдением основных при-нципов, подхода и самого процесса исследования. К важнейшим из них относятся: - выбор основных факторов и элементов дан-ной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере; - выявление на основе анализа основных тенденций ("траекторий") развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.); - экстраполя-ция этих тенденций на будущее; - синтез этих будущих траекто-рий в настоящих социальных процессах; - интеграция с прогно-зами в других сферах общественной деятельности; Указ. соч., стр.112 - составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям; - непрерывная корректи-ровка прогноза. К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести: а) глубину и объективность анализа; б) знание конкрет-ных условий; в) оперативность и быстроту в проведении и обра-ботке материалов. Особое значение имеет в прогнозировании информация, банк данных статистического материала. В теоретико-методологическом отношении необходимо учи-тывать ряд важнейших положений: а) восприятие социальных процессов как объективной реальности; б) целостный системный подход к исследованию; в) исторический детерминизм, т.е. при-знание следственно-причинных обусловленностей данных про-цессов Указ. соч., стр.112-113. Вопрос 2. Основные подходы к социальному прогнозированию. Социальное прогнозирование - это специальное иссле-дование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объек-та Социальная работа / Под общей редакци-ей проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». -- Ростов н/Д: «Феникс», 1909. -- 576 с. - стр.329-330. Если мы имеем дело с определенным социальным явле-нием, то целью научного прогноза будет не просто предви-денье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи: * определяется и мотивируется цель вероятного разви-тия объекта; * определяются средства и способы достижения этой цели. Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мере к действитель-ности. Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социаль-но-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Учитывая, что объектами социологического прогнозирования являются и общество как социальный организм, и соци-альные группы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозиро-вания. Хотя, вероятно, правомерна и постановка вопроса о выделении прогнозирования проблем социальной рабо-ты в самостоятельный вид социального прогнозирования. Среди функций социального прогнозирования многие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативную и предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств их достижения. Нормативная означает определение важ-нейших тенденций социального развития, динамики со-циальных потребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительная предполагает определение и описание возможных негативных последствий в тенденциях вероят-ного развития Курбатов В.И., указ.соч.. стр.330-331. В учебных пособиях по прогнозированию приводятся различные методики его проведения. Думается, что наибо-лее приемлемой является технология проведения социаль-ного прогнозирования, включающая в себя семь основных этапов: Предпрогнозная ориентация, т. е. определение объек-та, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования. Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта. Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных пока-зателей, параметров и тенденций. Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению. Нормативный прогноз, т. е. проекция базовой моде-ли в будущее в соответствии с предполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нор-мативного состояния. Оценка степени достоверности и ее уточнение че-рез систему экспертного опроса, включая его многоразо-вую методику. Выработка предложений, рекомендаций, позволя-ющих оптимизировать процесс развития объекта прогноз-ного исследования. Дискуссионной остается проблема определения методов социального прогнозирования. Одни исследователи к ос-новным группам относят экспертные методы, методы экст-раполяции и моделирование. Ряд ученых подразделяют все многообразие методов социального прогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные. Есть и дру-гие варианты решения вопроса типологии методов соци-ального прогнозирования. Как нам представляется, вполне правомерно выделять общенаучную группу методов прогнозирования, состоящую из анализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индук-ции, дедукции, аналогии, гипотезы, экспериментирования и др. Курбатов В.И., указ.соч.. стр.331. Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группу инновационных, сориентирован-ных на коллективное мнение, мнение большинства экспер-тов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллек-тивную экспертную оценку прогнозируемого события. Он предполагает совместное обсуждение проблемы специали-стами разных исследовательских направлений, научных школ и сориентирован на сближение экспертных позиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход в определенной мере снижает приспособление участников работы к доминирую-щему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет пол-ностью стремлений эксперта следовать мнению большин-ства, а значит, снижает уровень научности. К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят экспертные опросы, тестирование и др. Курбатов В.И., указ.соч.. стр.332. При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования: принцип системности, требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними; принцип согласованности поисковых и нормативных про-гнозов; принцип вариантности, требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постанов-ки цели и вариантов прогнозного фона; принцип непрерывности прогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мере поступления новых данных; принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов; принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения экономического или социального эффекта от ис-пользования прогноза над затратами на его разработку Шепитько Е.Г., Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. - 273 с. - стр.16-17. Прогнозы различаются на основе целевого критерия на три вида - поисковый, нормативный и комплексный. Поисковый прогноз, содержанием которого является опре-деление возможных состояний объекта прогнозирования в буду-щем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций? Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата? Комплексный прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов. Наиболее важными являются два параметра прогноза: период упреждения -- промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз; период основания прогноза - промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз. По периоду упреждения различают следующие виды прогнозов: -- оперативный прогноз с периодом упреждения до 1 месяца; -- краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года; -- среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5лет; -- долгосрочный прогноз с периодом упреждения от 5 лет до 15лет; -- дальнесрочный прогноз с периодом упреждения более 15 лет. По масштабам прогнозирования выделяют: Шепитько Е.Г., указ.соч., стр.17 — мировые прогнозы; — государственные прогнозы; структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы; прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры; отраслевые прогнозы; региональные прогнозы; прогнозы деятельности отдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов; индивидуальные прогнозы деятельности отдельных личностей и их объединений. По объекту исследования различаются: естествоведческие прогнозы (метеорологические, гидрологические, геологические, биологические, космологические научно-технические прогнозы, которые охватывают перспективы развития научно-технического прогресса; социальные прогнозы, которые охватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношений между ними. В свою очередь, социальные прогнозы делятся на подтипы: медицинские; географические; экологические; экономические; социологические; психологические; демографические; этнические; архитектурно-градостроительные; образовательно-педагогические; культурно-эстетические; юридические, в том числе криминологические; внутриполитические; внешнеполитические; военные Шепитько Е.Г., указ.соч., стр.18. Прогнозирование в социальной работе позволяет пре-дусмотреть специфику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности, коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на про-цесс, своевременно вносить коррективы. В практической социономии прогнозирование применя-ется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перс-пективного осуществления личностного развития, для пре-дотвращения кризисного и конфликтного состояния соци-ального объекта, а также в сферах молодежной политики, социально-этнических отношений, в работе с инвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группа-ми населения. При прогнозировании ситуации на рынке труда анали-зируются сведения о свободных рабочих местах и вакант-ных должностях, о высвобождаемых работниках. Отдель-но учитывается число людей, уволенных по собственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граж-дан, ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения. Сведения о соотношении между чис-лом свободных мест, вакантных должностей и числом не-трудоспособных граждан по отраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемы профессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособных граждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускников учебных заведений различных специальностей. Та-кие прогнозы позволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующим образом влиять на нее. Профессиональное прогнозное исследование рынка труда проводится по трем основным блокам: предложение рабо-чей силы, спрос на нее и распределение. Разработке обще-го прогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов Курбатов В.И., указ.соч.. стр.332-333. Например, прогнозируются наличные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытая безрабо-тица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагает наличие соответствующих объемов информа-ции и обоснованный выбор методов прогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболее часто ис-пользуются такие методы, как анкетирование в форме ин-тервью или опроса, моделирование и др. Анализ прогнозов рынка труда, подготовленных различ-ными службами и учреждениями, свидетельствует о том, что преимущественно используется краткосрочный вид прогнозирования. Прогнозируется не только возможная численность занятых и зарегистрированных безработных, но и уровень скрытой безработицы. Во многих случаях в прогнозах дается возможная чис-ленность занятых по отраслям материального производства и по отраслям непроизводственной сферы. Так, в соответ-ствии с прогнозом, содержащимся в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Острая ситуация с занятостью в период до 2000 г. будет оставаться в легкой, особенно текстильной промышленно-сти, машиностроении и металлообработке, в нефтехими-ческой и угольной промышленности, отраслях оборонного комплекса Курбатов В.И., указ.соч.. стр.333-334. Например, по прогнозным оценкам открытого акционерного общества «Рослегпром», в ближайшее вре-мя может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкой промышленности. За 1998-2000 гг. из сферы воен-ного производства планируется высвободить более 131 тыс. человек. Кроме того, свыше 290 тыс. человек здесь будут временно не заняты. Сохранится чрезвычайно сложная ситу-ация с трудоустройством отдельных социально-демографи-ческих групп населения (молодежи, инвалидов, женщин, де-мобилизованных военнослужащих и др.). На начало XXI в. прогнозируется расширение контингента указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве. С учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы во многих регионах России в настоящее время реализуют-ся Комплексные программы мер по созданию и сохране-нию рабочих мест. Например, в Ростовской области в соот-ветствии с такой программой, принятой в апреле1997 г., к 2000 г. потребуется создать более 24 тыс. дополнительных рабочих мест. Причем создаются эти рабочие места прежде всего, там, где ожидается в них наибольшая потребность. Следует отметить, что прогнозирование рынка труда - непрерывный процесс, требующий систематических уточ-нений по мере формирования новых данных. В ряде слу-чаев прогнозы занятости населения корректируются демографическими прогнозами. Так, на основе демографического прогноза, осуществленного Министерством труда и соци-ального развития Ростовской области, была проведена корректировка расчета потребности муниципальных обра-зований в создании и сохранении рабочих мест на 1998 г. и до 2000 г. В настоящее время существенное влияние на рынок труда оказывает тенденция роста численности населения трудо-способного возраста. По прогнозам Госкомстата России, эта тенденция будет сохраняться до 2005 г., а с 2006 г. чис-ленность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться Курбатов В.И., указ.соч.. стр.334. Такой прогноз требует от федеральных и местных органов власти осуществления комплекса упредительных мер по ограничению негативных явлений в сфере занято-сти населения. Возможности прогнозирования используются и в соци-альной педагогике. Оно применимо, например, для лично-стного развития подростка, нуждающегося в социальной поддержке и заботе. Такое прогнозирование часто называ-ют стимулирующим или педагогическим. Оно представля-ет собой программу действий, направленных, во-первых, на выявление резервов личностного развития в сфере чувств, интеллекта, воли, во-вторых, на создание условий для их реализации и, в-третьих, на подбор методов и приемов, сти-мулирующих саморазвивающие начала в формировании личности. Особую актуальность прогнозирование личностного развития приобретает тогда, когда социальный ра-ботник решает проблемы трудного подростка. Одним из методов такого прогнозирования является психолого-пе-дагогический консилиум, идея которого в разных вариан-тах осуществлялась еще великим педагогом В.А.Сухомлинским. Консилиум - это совещание, где могут быть пред-ставлены наряду с социальным педагогом или психологом, учителями и родители ученика, и сами ученики. Все зави-сит от конкретных задач, решаемых консилиумом. Метод прогнозирования личностного развития дает возможность объединить усилия всех участников воспитательного про-цесса, выстроить перспективу и программу действий по реа-лизации важнейших задач развития подростка. В результа-те формируется система наиболее эффективных приемов реализации индивидуального подхода к ребенку. Как известно, конфликты, кризисы являются проявле-нием жизнедеятельности общества. А она не может быть без проблем, а значит необходимо предвидеть их развитие и стремиться ослабить негативные последствия. Причем в роли социального объекта прогнозирования может высту-пать и трудовой коллектив, и семья, и сфера социально-этнических отношений, и сама личность с ее проблемами. Статистика последних лет свидетельствует о сохраняю-щейся в нашей стране негативной тенденции роста числа разводов. Это усиливает актуальность проблемы прогнозирования семейных конфликтов Курбатов В.И., указ.соч.. стр.335. Как подтверждают исследования, разрушающую роль в семье играет непонима-ние между супругами, накладывающееся на бытовые не-урядицы. Очень часто в основе непонимания лежит раз-ный взгляд супругов на свое положение в семейной жизни, разное видение идеала благополучной семьи. Воспитыва-ясь, формируясь как личность в своих родительских семь-ях, молодые супруги нередко пытаются перенести усвоен-ные нормы и традиции в свою новую семейную жизнь. Но это не всегда осознается ими самими и ведет к семейным конфликтам. Прогноз специалиста, составленный с учетом реальной ситуации, позволил бы выявить и другие причины пред-кризисной семейной ситуации. Прогнозное исследование позволило бы также выработать предложения по выходу из данной конфликтной ситуации. Для этого специалист по социальной работе мог бы предложить конфликтующей семейной паре апробировать некоторые методики, приме-няемые психологами в таких случаях. Одной из них явля-ется составление супругами вопросников семейного дого-вора. Они включают в себя темы, связанные с различными сторонами семейной жизни (о привычках и ценностях, дру-зьях и родных, семейных обязанностях, деньгах и хозяй-стве). Обсуждая эти темы, молодые супруги больше узнают друг о друге. Быстрее приходит понимание, что семейное благополучие строить нужно совместно, уступая друг дру-гу, а порой и отказываясь от некоторых представлений, оценок и самооценок. Национально-этнические отношения являются одним из наиболее сложных и деликатных направлений социаль-ной работы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчас возрастает из-за тяжелого экономического положе-ния и социальной нестабильности в стране. Особенно не-обходима эта работа в российских регионах с многонацио-нальным составом населения и на территориях, где про-живает много мигрантов, вынужденных переселенцев Курбатов В.И., указ.соч.. стр.336. Своевременно полученный прогноз и проведенная соответствующая работа могут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями. Прогнозирование становится важным элементом соци-альной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиро-тами, беспризорными. Не зная наметившихся здесь тен-денций, не предвидя возможных проблемных ситуаций в этой деятельности, трудно проводить эффективную соци-альную политику как на государственном, так и региональ-но-муниципальном уровнях. Что касается проблем пожилых людей, то их значимость усиливается прогнозируемой тенденцией роста численнос-ти этой категории населения. Как свидетельствуют прогнозы ООН, лиц старших возрастов к 2001 г. будет насчитывать-ся в мире свыше 125 млн. человек. Особенно разительным окажется рост численности людей в возрасте 80 лет и стар-ше: между 1980 и 2001 гг. их доля увеличится на 54%. За этот период общей прирост населения составит лишь 29%. Ожидается, что в развитых странах доля лиц старших возрастов будет находиться на уровне не менее 20%. В на-стоящее время доля граждан старшего поколения в соста-ве населения России составляет 20,5%. И этот уровень, по прогнозам, сохранится до 2006 г. В ряде же западных стран прогнозируется значительное увеличение доли пожилых людей в общей численности населения этих стран. Напри-мер, в Германии уже сейчас 35,8% населения составляют граждане возраста 60 лет и старше, через пятнадцать лет их доля составит 43,9%. По мере нарастания экологических проблем усиливает-ся значимость и социально-экологического прогнозирова-ния. Оно осуществляется как в рамках целевых экологи-ческих программ, так и при составлении комплексных прогнозных, охватывающих различные спектры социаль-ной сферы. Разновидностью таких комплексных программ стали социальные модели развития ряда городов, микро-районов и территорий России. Так, в 90-е гг. была разрабо-тана и реализовывалась специальная модель развития микрорайона «Раменки-2» Юго-Западного округа Москвы. В ней особое место занимал социально-экологический ас-пект Курбатов В.И., указ.соч.. стр.337. Современное состояние социального трансформирования российского общества сложно и противоречиво. Оно вызы-вает у населения неоднозначную реакцию. Вносить же необходимые коррективы в преобразовательный процесс невозможно без учета данных социального прогнозирования. Оно является важным средством повышения эффективно-сти воздействия как на социальные явления и процессы, так и на клиентов различных социальных служб Курбатов В.И., указ.соч.. стр.337. Используемая литература: 1. Шепитько Е.Г., Социальное прогнозирование и моделирование: Учебное пособие. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. - 273 с. 2. Теория в методика социальной работы. Учебное пособие М.: Издательство «Союз» 1994 г. . 199 с. (Часть II) 3. Социальная работа / Под общей редакци-ей проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». -- Ростов н/Д: «Феникс», 1999. -- 576 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |