|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Влияние политики на межличностные отношения молодежи (на примере московских студентов)Влияние политики на межличностные отношения молодежи (на примере московских студентов)Исследовательский практикум Программа социологического исследования «Влияние политики на межличностные отношения молодежи (на примере московских студентов)» Программа разработана студенткой дневного отделения 208 группы: Мурадян Эммой Руководитель практикума: Долгоруков Александр Михайлович Москва, 2008 - 2009 Содержание исследовательского Проекта, разрабатываемого на Практикуме Введение Раздел 1. Теоретические основы социологического исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи.
1. www.socium.info/dict.html Социологический словарь. 2. Ю.П. Шабаев, А.П. Садохин «Этнополитология» Москва 2005. 3. опрос методом анкетирования. 4. Современный энциклопедический словарь http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=57272&from=base 5. словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой http://tolks.ru/?to=2&what=search&slv=all&file=%F1%EA%EB%EE%ED%ED%EE%F1%F2%FC&imageField.x=0&imageField.y=0&here=1 Раздел I. Теоретические основы социологического исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи (ПРЕДМЕТ исследования)При определении теоретических основ предмета исследования необходимо указать те теоретические подходы, которые будут использоваться при описании свойств и характера их взаимосвязи в рамках предмета данного исследования. §1. Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе (Выбор концепции исследования)Выбирая концепцию исследования, я принимаю теории, которые будут положены в основу построения исследования. Так, для изучения негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (предмета исследования) я выбрала следующие теории:1. Книга Макиавелли «Государь». 2. Политическое сознание и политическая идеология . Макиавелли «Государь». Представителем данной теории является Никколо Макиавелли, работа была создана в Средние века и в XXI веке привлекают внимание политиков, общественных деятелей, исследователей и любителей изящной словесности: его политические трактаты полны актуальных принципов и рекомендаций. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя - вот от чего зависит, по мнению автора, успех проводимой им политики. Макиавелли говорит, что у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью. Своим изречением о том, что «Моисей не убедил бы народ Израиля следовать за собой, дабы выйти из неволи, если бы не застал его в Египте в рабстве и угнетении у египтян» Макиавелли хотел сказать, что людям неинтересны предложения со стороны других людей, пока они не попадут в трудную для себя ситуации, только тогда они могут прислушаться к кому-то. Невозможно не согласиться с тем, что на народ можно надеяться тогда, когда они нуждаются в государе и в государстве. Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что их у них отнимут, другие- открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами. Более того он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства. Понятия, используемые в теории: - Государь - Власть - Народ Вывод из теории: Мы видим, что в своей работе Никколо абсолютно точно передал сущность настоящего государя. Она абсолютно точно описывает все необходимые истинному руководителю черты, включая в себя все аспекты управления и, являясь работой актуальной для любых временных периодов. Увы, не все государи в наше время таковы. Опираясь на данную теорию, можно говорить о неком идеале государя, последовательно выполняющего определенные функции, сбой в которых приводит к неблагоприятным последствиям в народе. Эту теорию я привела в пример, как теорию идеального государя, она содержит в себе безумное количество советов и последствий после неких действий. Однако, в теории, практически ничего не говорится о том, каким образом происходит само влияние на сознание народа, на их поведение и на их отношение друг к другу. Поэтому, обращаюсь к следующей теории. 1. Политическое сознание и политическая идеология . Демидов А.И., Житенев В.А., Соловьев А.И.Данная теория была разработана несколькими авторами, включившими в нее свои работы: 1. Демидов А.И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1995. 2. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990. 3. Политология: Учеб. пособие для вузов. / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999 4. Соловьев А.И. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12. 1995. № 2-3. 5. Фарукшин М.К. Политическая культура общества // Соц. политические науки. 1991. № 4 Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства. Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет. Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника. Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина. Второй источник - это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио). Третий источник - это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому "Я" анализировать мир политики и определяться по отношению к нему. При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже может быть истинной или ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность. В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему. У большинства людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали, или которые они узнали из других внешних источников. Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Следовательно, действительность оценивается через политическое сознание не сама по себе. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей. Многие политические учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Поэтому они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом. В то же время реально несовпадение тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, общественных классов, наций, партий. Важно, чтобы обусловленная этим идеологическая и политическая борьба не перерастала в вооруженное противоборство, носила мирный, цивилизованный характер. Политическое сознание выполняет целый ряд функций: 1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений. С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок "верхов" зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований. 2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься - политика "займется" ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она "проникает" в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться. 3. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам. Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий. Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия. 4. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только "обязаны" обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни. В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание. Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении. Главное в специализированном сознании - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок. Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Соответствующие знания, - с одной стороны, - вырабатываются различными идеологиями и закреплены в политической культуре. С другой стороны, такие знания "добываются" и собственной практикой массовых социальных групп. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других. В реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания. Иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Возможна и обратная ситуация: в массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово. Очевидно, что для конструктивного и стабильного социально-политического развития общества крайне важно не только взаимодействие специализированного и массового сознания. Еще более важна их обоюдная чуткая реакция на все изменения в умонастроениях людей и общества в целом, и составляющих его социальных групп. В политическом сознании можно выделить такие уровни: 1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. На этом же уровне происходит адаптация (приспособление) интересов общества, общественного мнения. "Государственное" сознание регулирует политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, решений, конституций, поправок к их статьям и т.д. Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления. Для него также характерен позитивно-прагматический способ восприятия политической действительности, - т. е. ориентация на достижение успеха, выгоды в процессе приобретения, расширения или удержания власти. 2. Теоретический. Данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов. В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: а) сущностные проявления политики; б) закономерные политические тенденции и процессы; в) причины, их вызывающие; г) реальный ход политических позиций; д) действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями. Будучи реализованы на практике, такие программы, декларации и доктрины закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента в свою очередь зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики. 3. Эмпирический. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей малых и крупных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. Взятые в единстве с теоретическими воззрениями в области политики, они служат, во-первых, питательной почвой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а во-вторых, духовной основой политической культуры общества. 4. Обыденный. Обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям. Таким образом, политическое сознание представляет собой чрезвычайно сложное и многомерное явление. Оно является важнейшим элементом духовной политической культуры. Оно влияет на динамику политической культуры, во многом определяет ее содержание и ее уровень. Политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом. Соответственно политическое сознание играет важную роль в том, какое реальное и качественное содержание имеют общественно-политическая жизнь, мир политики в целом. 2. Политическая идеология и её основные разновидности. Политическая идеология является важным элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической жизни общества. Для начала разберемся, что представляет собой идеология? Создателями теории идеологии являются немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. Идеология приобретает реакционный характер по мере того, как выражаемые в ней социальные интересы классов и социальных групп приходят в противоречие с объективным ходом истории. Итак, основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. А. это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения. Идеологические системы включают в свое содержание экономические, политические концепции. При этом они опираются на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы. Поскольку в социально-структурированном обществе существуют различные социальные группы и классы, интересы которых не совпадают, постольку в нем постоянно происходит идеологическая борьба. Одна из важных задач идеологической борьбы - особым интересам господствующих групп и классов придать форму всеобщего интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества. Весьма распространенный прием, служащий этой цели - этернизация (от латинского aeterneus - вечный) ценностей. Всякий господствующий класс в своей идеологии объявляет неизменными те учреждения, идеи и ценности, которые наиболее существенны для данного строя и выводит эту абсолютную значимость из тех идей и принципов, которые в данное время господствуют в человеческом сознании и поэтому оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок и экспансию (резкое расширение), силовое навязывание этого мировоззрения и установок с помощью социальных институтов. В прошлом такими инструментами служили по преимуществу церковь, система воспитания и образования, в современном государстве целенаправленная деятельность по формированию общественного сознания осуществляется средствами массовой информации и коммуникации. Таким образом идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит. Исследователи выделяют политическую, правовую, религиозную идеологию. Политическая идеология образует стержень идеологической системы. Политическая идеология возникает из общественной потребности в регуляции отношений коренных интересов каждого класса и социальной группы с интересами других классов и социальных групп с точки зрения их борьбы за государственную власть или иных форм участия в делах государства. С этой точки зрения политическую идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязание того или иного класса, социальной группы на власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этими целями подчинения общественного мнения ее идеям. Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов. Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Фашизм - одна из политических идеологий. В настоящее время она значительно утратила свое влияние, хотя ее рецидивы встречаются в различных странах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и политических движений, утверждающих превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ. Понятия, используемые в данной концепции: - механизм - политическая ситуация - политическая идеология Основываясь на этой концепции можно сделать некий вывод: Из этой теории можно понять, что в наши дни одним из институтов социализации является именно политика, и что политический выбор человек не делает самостоятельно, а это навязывается ему в семье и через средства массовой информации, что приводит к общему, массовому политическому сознанию, неспособности индивида реально оценивать политическую ситуацию и делать политический выбор. §2. Обоснование и определение концептуальных понятий исследования (Концептуализация понятий)Под концептуализацией предмета исследования понимается процедура выбора и определения понятий в рамках выбранной теории, которые будут использоваться для описания предмета исследования.Разработка концептуальной модели предмета исследованияКонцептуальная модель (схема) - это структура взаимосвязанных (по определенным правилам) понятий и отношений между ними, необходимая и достаточная для описания тех свойств предмета, знание которых требуется для решения практически значимой задачи.I.Дам определения тем понятиям, которые мы будем применять для исследования предмета, то есть проблемы негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи, вытекающим из названия темы и цели исследования.Цель исследования: раскрыть характер влияния политики на межличностные отношения молодежи на склонность негативного отношения друг к другу из-за влияния политики.Предметное содержание цели : склонность политики негативно влиять на межличностные отношения молодежи.Молодежь - социально-демографическая группа людей в возрасте 14-30 лет.Склонность - предрасположенность, наклонность к чему-либо.Сущностное определение: склонность политики (государства) негативно влиять на межличностные отношения молодежи - предрасположенность политических действий отрицательно влиять на общение молодых людей в возрасте от 14-30 лет между собой.Предмет исследованияСущностное определение: склонность политики (государства) негативно влиять на межличностные отношения молодежи - предрасположенность политических действий отрицательно влиять на общение молодых людей в возрасте от 14-30 лет между собой.Обобщающий видовой признак предмет: политические действия.Содержательное определение:Склонность политики (государства) негативно влиять на межличностные отношения молодежи - предрасположенность политических действий отрицательно влиять на общение молодых людей в возрасте от 14-30 лет между собой, характеризующаяся совокупностью действий:а) внедрением в массы антипатию к гражданам стран, находящихся в негативных отношениях с государством.б) влиянием СМИ на сознание молодежи и направление российской молодежи против молодежи других стран, с которыми ведутся конфликты.в) обострение конфликтных ситуации в школах и вузах страны.II. Теперь необходимо дать определение другим понятиям, которые присутствуют в схеме концептуальной модели предмета исследования.Т.к в теории определение этим понятиям не даны, то опираясь на общую мысль теории, дам определение этим понятиям самостоятельно:Власть-форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства и подчинения. По сфере распространения, а также по набору соответствующих инструментов и приемов властвования выделяют, в частности, экономическую, политическую, семейную и другие виды власти. По числу индивидов, играющих ключевые роли среди властвующих, виды власти уже иные: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная. По степени доступности ролей в пирамиде власти для каждого субъекта системы различают власть открытую и закрытую.Механизм - (от греч. mechane -- машина), система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел. М. составляют основу большинства машин, применяются во многих приборах, аппаратах и технических устройствах. Способ влияния на общество.Политическая ситуация - реальная ситуация в стране в области политики, то на каком этапе и на каком уровне находится политика, какую роль она играет в обществе.Политическая идеология - это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. Факторы, влияющие на политический выбор - причина, движущие силы какого-либо процесса, определяющие его характер или отдельные его черты. Типологизация содержательных свойств предмета исследования. Склонность политики (государства) негативно влиять на межличностные отношения молодежи - предрасположенность политических действий отрицательно влиять на общение молодых людей в возрасте от 14-30 лет между собой, характеризующаяся совокупностью действий: а) внедрением в массы антипатию к гражданам стран, находящихся в негативных отношениях с государством. б) влиянием СМИ на сознание молодежи и направление российской молодежи против молодежи других стран, с которыми ведутся конфликты. в) обострение конфликтных ситуации в школах и вузах страны. §3. Операционализация концептуальных понятий исследования влияния политики на межличностные отношения молодежиПод операционализацией концептуальных понятий, описывающих предмет исследования понимается процедура определения видовых свойств концептуальных понятий через их особенные частные проявления, которые поддаются наблюдению.Этап операционализации был осуществлен мною в параграфе 2, где была дана типологизация Предмета исследования. §4. Обоснование и определение переменных исследования влияния политики на межличностные отношенияПод определением переменных исследования понимается процедура определения таких операциональных понятий, описывающих Предмет исследования, связь между которыми является главной с точки зрения анализа проблемы исследования.Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, то становится необходимым отобрать только те из них, которые будут использоваться при исследовании государственного реформирования в области образования как фактора формирования негативного отношения молодежи к российской образовательной системе. Отобранные операциональные понятия и будут представлять собой переменные исследования Предмета.Итак, выбираю те переменные, которые помогут объяснить негативное влияние политики на межличностные отношения молодежи.· Осознание молодежью понятий «мы» и «они»· Описывание негативного отношения к другому народу в СМИ· Малое количество совместных национальных концертов внутри государства.· Внедрение в массы негативного и плохого отношения к приезжим через идеологию, через проблемные ситуации.Раздел II. Построение гипотез исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи §1. Обоснование и построение гипотез-оснований исследованияПеред тем как выдвигать рабочие гипотезы - основания, необходимо, прежде всего, обозначить основы выдвижения этих гипотез.Сегодня СМИ очень актуальны и именно через СМИ власть внедряет идеологию в массы и выполняет какие - то свои задачи, выполняет свои цели.Если СМИ не будут публиковать негативные статьи по отношению к «чужим» в нашей стране, если государство будет решать свои проблемы именно с государством и не впутывать в отношения власти народ, то межличностные отношения молодежи не будут подвергаться изменениям, ведь, к примеру, после войны с Грузией, многие русские перестали дружить со своими друзьями грузинами из-за политического конфликта. Ведь молодежь, в отличие от старшего поколения, более остро воспринимает политическую ситуацию и более подвержено каким-либо агрессивным действиям.Итак, мы формулируем ряд доказательных утверждений:1. Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные отношения.2. Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности.3. Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем.Опираясь на доказательные утверждения, формулируемГипотезы-основания:1) Если " Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные отношения."2) Если " Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности."3) Если " Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем." §2. Построение показателей для переменных исследования негативного отношения молодежи к образовательной системеСформулировав гипотезы-основания и обосновав их правомерность, мы переходим к построению гипотез-следствий. Но прежде чем сформулировать гипотезы-следствия, мы должны построить показатели для переменных исследования.Под построением показателей исследования понимается процедура представления переменных в виде конкретных частных проявлений, непосредственно наблюдаемых в реальной действительности.Иначе говоря, социальный показатель- это обобщенный фрагмент социальной действительности, представляющий собой непосредственно наблюдаемое проявление переменной, недоступное измерению.В этом параграфе мы будем строить показатели для переменных исследования негативного отношении молодежи к образовательной системе, то есть для объекта исследования.Гипотезы-основания:1) Если "Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные отношения"2) Если " Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности " 3) Если "Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем" §3. Обоснование и построение гипотез-следствий исследованияПостроив и обосновав показатели для зависимых и независимых переменных, перехожу к формулировке и объяснению гипотез-следствий.Общая структура гипотез в социологическом исследовании выглядит следующим образом:ЕСЛИ "Чем больше (меньше) НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ, тем больше (меньше) ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ, ТО " Чем больше (меньше) НЕЗАВИСИМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, тем больше (меньше) ЗАВИСИМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ".Я уже формулировала гипотезы - основания:1) Если "Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные отношения"2) Если " Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности "3) Если " Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем"Теперь на основе проделанной работы сформулирую гипотезы-следствия. Так как мы строим описательно- объяснительные гипотезы, то соответственно гипотеза-следствие является второй посылкой, которая утверждает или отрицает первую посылку (гипотезу - основание).Гипотезы-следствия из первой гипотезы-основанияЕСЛИ "Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные отношения", ТО:1) "Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные и многие другие отношения, которые в будущем могут развиваться и сделать страну более сильной и единой, т.к конфликты между государствами не решаются на государственном уровне, а переходят на уровень конфликта народов, то межличностный конфликт неизбежен".2) "Чем меньше молодые люди осведомлены о государственных конфликтах в области политики, тем больше вероятность формирования у них нейтрального отношения к приезжим людям, которое может перерасти в дружественные, любовные, семейные отношения, в частности развивать деловые отношения, которые были бы полезны как и одной так и другой стране (деловые отношения не на уровне государственных, а на уровне частных компаний)".Гипотезы-следствия из второй гипотезы-основанияЕСЛИ " Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности ", ТО:1)" Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности и не рушит отношения, сложившиеся до самого конфликта, руководствуясь политической ситуации в стране и «гипнотизируясь» СМИ. ".2)" Чем меньше молодежь получает негативную информацию от интернета и СМИ, тем более спокойно она воспринимает политические события и строит отношения с людьми другой национальности и тем самым подает собою пример другим, которые «гипнотизируются» многочисленной негативной информацией со стороны СМИ".Гипотезы-следствия из третьей гипотезы-основанияЕСЛИ "Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем ", ТО1)" Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем, тем самым отстраняя себя от общения с другой культурой и развития агрессии к приезжим людям".2)" Чем меньше молодые принимают участия в разных межнациональных концертах и межнациональных олимпиадах внутри учебного заведения, тем больше они видят в них негативного и не испытывают желания участвовать в нем в дальнейшем, тем самым отказываясь иметь общее дело с представителями другого народа, что может привести к разрушительным отношениям в учебном заведении и развитию межличностных конфликтов ".РАЗДЕЛ III МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИКИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ §1. Обоснование метода исследования и разработка индикаторов исследованияВ предыдущем разделе, я построила показатели для переменных. Напомню, что показатель- это обобщенный фрагмент социальной реальности, который поддается непосредственному наблюдению, но не поддается измерению. Так, показатель нуждается в совокупности измерителей качественного и количественного порядка, которые называются индикаторами.Социальный индикатор- это эмпирически фиксируемый элементарный поведенческий или вербальный акт индивида - реальный или потенциальный, присущее индивиду элементарное состояние сознания, внешние свойства, раскрывающие значение данного показателя.Социальный индикатор нужен для того, чтобы создать инструмент измерения, обеспечивающий надежность измерения.Итак, для каждого показателя сконструируем необходимое и достаточное количество индикаторов.Для показателя: «осознание молодежью понятий «мы» и «они»»:Индикатор - Невольное появление в сознании молодежи, таких понятий как «свои» и «чужие», выражающийся в том, что человеку неосознанно внедряется в сознание то, что есть и чужие.Для показателя: «описывание негативного отношения к другому народу в СМИ»:Индикатор - Предоставление СМИ негативного материала по отношению к другому народу, проявляется в описании средствами массовой информации конфликтных отношений между странами (в экономическом и политическом отношении) и смещение этого конфликта на уровень отношений среди молодежи.Для показателя: «малое количество совместных национальных концертов внутри государства»:Индикатор - Предоставление муниципалитетом возможности участвовать во всевозможных межнациональных концертах, выражается в малом количестве совместных национальных концертов, программ, спортивных состязаний, предоставляемых для участия молодежи.Для показателя: «внедрение в массы негативного и плохого отношения к приезжим через идеологию и через проблемную ситуацию»:Индикатор - Принужденное внедрение в сознание людей негативного отношения к другим людям, развитие ненависти и жестокости, выражается в большом количестве негативной информации передаваемой людям через саму политическую идеологию и конкретную проблемную ситуацию.Дополнительные показатели, необходимые для блока социально-демографических вопросовПоказатель "Возраст"Индикатор: количество лет респондентуПоказатель "Пол"Индикатор: название пола (мужской \ женский)Показатели "Курс" и "Факультет" §2. Разработка инструмента исследования (анкеты)Данный опрос посвящен изучению влияния политики на межличностные отношения молодежи. Исследование проводится студенткой Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.За последнее время вопрос о межнациональных отношениях молодежи стоит очень остро, каким образом влияют на молодежь межгосударственные отношения на политическом уровне, как общается между собой молодежь конфликтующих стран, каким образом негативная информация влияет на сознание молодежи - вот, то, что нам придется исследовать.Если Вы согласны принять участие в исследовании, просим Вас заполнить анкету. Анкета анонимна. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде. Ценность исследования во многом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.Заполнить анкету просто. Сначала полностью прочитайте вопрос и варианты ответа, а затем обведите букву ответа, наиболее точно отражающего Ваше личное мнение. Например:Любите ли Вы читать?а. Да b.НетВ некоторых вопросах можно из предложенного списка выбрать несколько вариантов ответа. Также встречаются вопросы, где Вам предлагается самостоятельно сформулировать ответ.Заранее благодарим Вас за участие в опросе!№1. Интересует ли Вас политика?1. Очень 2. Да 3. Не совсем 4. нет №2. Осведомлены ли Вы о внешних отношениях РФ с другими странами? 1. Полностью осведомлен 2. Скорее да 3. Скорее нет 4. Абсолютно нет 5. Другое ___________________________________________________ №3. Какого Ваше отношение к приезжим людям? 1. Положительное переход к вопросу №5 2. Скорее положительное, чем отрицательное переход к вопросу №5 3. Скорее отрицательные, чем положительное 4. Отрицательно №4. Как вы можете объяснить Ваше негативное отношение к приезжим? 1. Они негативно влияют на социально-экономическую ситуацию в РФ 2. Нежелание интегрироваться в российское общество 3. Высокая преступность 4. Россия для русских, Москва для москвичей №5.Бывают ли Вашем учебном заведении какие-либо межнациональные концерты, мероприятия, спортивные соревнования? 1. Да, очень часто 2. Редко 3. Никогда не было переход к вопросу №7 №6.Принимаете ли Вы в них участие? 1. Да, с большим удовольствием 2. Да 3. Приходится 4. Нет, меня это не интересует №7. Какого Ваше отношение к нации, чья страна находится в конфликтных отношениях с Вашей? _______________________________________________________________________________________________________________________________ №8. может ли межгосударственный конфликт влиять на межличностные отношения людей разных национальностей?
№9. часто ли Вы слышите негативные отзывы о представителях других национальностей? 1. Да, об этом говорят везде 2. Иногда слышу 3. Редко 4. Нет, не слышал переход к №11 №10. Откуда ? (возможно несколько вариантов) 1. От друзей 2. От СМИ 3. От семьи 4. Везде №11. Часто ли Вы обсуждаете межнациональные конфликты в интернете ?
№12. Хотели бы Вы иметь межнациональный круг общения? ______________________________________________________________________________ №13. Связали бы Вы свою судьбу с представителем (-цей) чужой национальности? 1. Да 2. А почему бы и нет? 3. Никогда 4. Хотелось бы с человеком своей национальности №14. Согласились бы Вы сотрудничать с представителями другой национальности? 1. Да, дело есть дело 2. А какая разница с кем сотрудничать? 3. Стараюсь избегать таких ситуаций 4. Нет, надежнее с человеком своей национальности Немного о себе: №15. Ваш пол: · Муж. · Жен. №16.Ваш возраст: · До 18 лет · 18-24 · 24-30 №17. Место учебы: · Школа · Гимназия/лицей · ВУЗ · Не учусь, работаю №18.Место Вашего рождения: · РФ · Страны СНГ · Другое ______________________ №19.Ваша национальность: _________________________ §3. Построение выборочной совокупности исследованияПостроив инструмент нашего исследования - анкету, я перехожу к построению выборочной совокупности исследования. Объектом моего исследования являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.Отмечу, что результаты исследования Влияния политики на межличностные отношения молодежи, которые будут получены на основе исследования молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, живущих в Москве, будут относится к жителям Москвы вообще. Помимо этого замечу, что строя выборочную совокупность данного исследования, нет возможности провести отбор из всей генеральной совокупности из-за ее огромного числа.Для получения статистических данных мною будут опрошены 50 молодых людей, проживающих в Москве в возрасте от 14-30 лет. Из ник 20 человек - студенты РУДН, 10 человек - студенты МГИМО, 10 человек - студенты МГУ, 5 человек - обучающиеся в средних учебных заведениях, 5 человек - работники компании МВидео.Следует привести объяснения данного выбора: Во-первых, молодежь в возрасте от 14 до 30 лет очень большой возрастной интервал, и мне было интересно исследовать их подвластность политике в каждом возрастном периоде. Разделяя на Вузы я хотела проследить, каким образом политика влияет на молодежь в разных высших учебных заведениях, опрос в школе был также проведен для опроса школьников и их мировоззрение в области политики. Опрос в компании МВидео был проведен для оценки людей, работающих в международной компании и их отношение к межкультурным связям.§4. Обоснование организации полевого исследованияПолевое исследование на тему «Влияние политики на межличностные отношения молодежи» было проведено путем анкетирования. Был введен анкетный опрос с анкетой, содержащей как открытые, так и закрытые вопросы.РАЗДЕЛ 4 ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИКИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ (Аналитическая часть на примере выбранного эмпирического объекта исследования) §1. Особенности формирования негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (построение показателей и описательный анализ состояния объекта исследования)Итак, опросив 50 человек, я проанализировала их ответы с помощью компьютерной программы SPSS(15.0). В этом параграфе я опишу результаты моего исследования. На каждую переменную я составляла по несколько показателей, и для каждого показателя был составлен ряд индикаторов. Говоря о состоянии объекта, я должна буду проанализировать ответы на индикаторы, которые определяют показатели, касающиеся данных зависимых переменных, а затем собрать эти индикаторы в показатели и проанализировать состояние объекта исследования.Распределение ответов респондентов на вопросы анкеты:№1.Интересует ли Вас политика?
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |