|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возрастаВлияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возрастаДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа специальность 050711 Социальная педагогика Тотьма 2010 г ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Характеристика детско-родительских отношений и их стилей. Влияние стилей семейного воспитания на развитие детей младшего школьного возраста 1.2 Общая характеристика младшего школьного возраста 1.3 Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Подготовка и проведение исследования 2.2 Анализ результатов и выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, в век психологических стрессов и растерянности все чаще возникает вопрос: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? В последние годы ситуация значительно ухудшилась в связи с влиянием на семью новых для нас социальных явлений: политическая нестабильность, обнищания растущего числа семей и т. д. Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними. Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку. Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации. Цель: изучить влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме исследования и дать анализ проблемы; 2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста; 3. Охарактеризовать семейные взаимоотношения, родительские установки и реакции; 4. Описать проявления тревожности у младших школьников; Объект: проявление тревожности в младшем школьном возрасте. Предмет: влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста. Проблема исследования заключается в выявлении родительских установок и реакций, вызывающих ответную реакцию у ребенка, проявляющуюся в тревожном поведении. Гипотеза заключается в том, что развитие тревожности в младшем школьном возрасте зависит от определенной родительской установки и реакции. Методы исследования: 1. Теоретические методы: - анализ специальной литературы - сравнение влияния родительских установок на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста - обобщение полученных результатов 2. Эмпирические методы: - беседа с детьми младшего школьного возраста - тест «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина; - тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл. Практическая значимость: данной исследовательской работой могут воспользоваться социальный педагог, родители, воспитывающие детей младшего школьного возраста. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения. ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1 Характеристика детско-родительских отношений и их стилей. Влияние стиля семейного воспитания на развитие детей младшего школьного возраста Социальная педагогика трактует понятие «семья» как малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между родителями, родителями и детьми, проживающую вместе и ведущую общее хозяйство. А.В. Мардахаев говорит о том, что семья - это социально малая группа людей, объединенная кровно-родственными или иными, приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью». В широком смысле слова, семья - это объединение людей разных поколений, испытывающих взаимное тяготение, связанных общим бытом и заботящихся друг о друге. Н. Листаренко понимал понятия «семья» с различных точек зрения: Философия рассматривает семью с точки зрения смысла. Сущности, любви, радости; Социология заостряет внимание на анализе семьи как общественном институте, основанном на браке и выполняющем определенные функции, исследует причины расторжения браков, ищет пути укрепления семьи; Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства; Правоведение исследует брачно-семейные отношения; Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи; Психология охватывает комплекс вопросов о воспитании будущих родителей, половом созревании, семейном благополучии, взаимоотношениях в семье; Педагогика исследует воспитательный потенциал семьи, общие основы и специфику семейного воспитания, семью как воспитательный коллектив. От внутрисемейного уклада жизни зависит какой вырастет ребенок: добрый или эгоистичный, честный или лживый и т. д. Итак, семья нужна прежде всего ребенку. А дети - это завтрашний день общества, поэтому семья - первейшее условие существования и развития общества. Семья относится к числу таких явлений, интерес к которой всегда был устойчивым и массовым. Она активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям необходимых навыков, то есть является одним из факторов, обеспечивающих преемственность. В семье не только удовлетворяются, но и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источников социальных идеалов и критерием поведения. При этом семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие, как супружеская и родственная любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейную солидарность. Можно сказать, что семья имеет познавательное и огромное нравственно-воспитательное значение, служит одним из средств формирования всесторонне развитой личности и общественных отношений. Она предполагает единство духовных интересов и стремлений всех ее членов, однако они не всегда являются абсолютными. Соответственно, психологические отношения в семье могут включать в себя разногласия и конфликты. Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, которое проявляется, прежде всего, во внутрисемейных отношениях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. И.В. Гребенниковым выделено 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать их ребенок. Содержание семейного воспитания зависит от ресурсов семьи: · Состав семьи (родители, братья, сестры, родственники); · Характеристики старших членов семьи (состояние здоровья, уровень образования, увлечения, вкусы, ценности). Цели семейного воспитания: 1) Привитие младшим поколениям социально-бытовых навыков 2) Обучение навыкам культуры общения 3) Подготовка к определенной профессии. Надо хорошо знать своего ребенка, примерно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он ведет себя. Это позволит определять, какой прием, воспитания и в какой ситуации окажет на него желаемое воздействие. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, так как в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно. Родители, которые используют это преимущество, совершают меньше ошибок в воспитании своих детей/ Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии - антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. Нередко, в семьях, где есть ребенок, у родителей складывается неправильное впечатление об отношениях со своим ребенком. Как и взрослый человек, каждый ребенок - своеобразная личность, утверждают психологи. Под психологическим складом личности они разумеют неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов. Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка. Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку. Различают общий, характерный и конкретный стили воспитания. Родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло, холодность) и степень контроля за его поведение (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретами). Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э.Г. Эйдемиллер): Уровень протекции - мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку; Полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных); Степень предъявления требований - количество и качество обязанностей ребенка; Степень запретов - мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения; Строгость санкций - приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания; Устойчивость стиля воспитания - выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания. Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций - вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств определяет отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений. Таблица 1.2 Стили семейного воспитания
Понятия родительская позиция и родительская установка, и реакция используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна. Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением[10, с.63]. Таким образом, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленны к жизни в коллективе [31, с. 41]. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом [29, с.89-94]. Демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку[14, с.60]. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы[16, с.49]. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов [31, с. 41]. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться [9, с.38]. Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Таким образом, родительские установки и реакции влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим. 1.2 Общая характеристика младшего школьного возраста Когда ребенок впервые идет в школу, у него за спиной уже проделанный путь физического и духовного развития. Он овладел двигательными возможностями, усвоил навыки культурного человека, научился хорошо говорить, даже способен участвовать в общем деле. Ему доступна богатая палитра чувств: от жалости до самоуверенности. Но этого недостаточно. Многие функции еще должны развиться. Существует множество вещей, которым предстоит научиться. Поэтому ребенок и становиться школьником. Младший школьный возраст - от 5 до 7 лет (от 6 до 8 лет), - имеет черты переходного, период значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка: в познании, в приобретении умений и навыков учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями, в обретении уверенности в себе, своих возможностях, в развитии потребности в успехе. Сделать это в дальнейшем, за пределами этого сензитивного возрастного периода, будет трудно. Еще этот возраст называют первым подростковым. Говорят, что младший возраст - период максимальной «экстравертности». Ребенку притягательны природа, техника и многие дети посвящают увлечениям столько времени и усердия, что становятся настоящими специалистами в выбранной области. Типично и коллекционирование марок, жуков и других вещей. Они наблюдательны, им любопытно, что делается с окружающими их людьми. Девочки в этот период еще с увлечением играют, но могут умело ухаживать за младшими братишками и сестренками, проявляя удивительную зрелость «материнского поведения». Отметим, что, и мальчики в этот период хорошо заботятся о малышах. Важные изменения происходят в области чувств и социального опыта. Школьный возраст - апогей коллективизма. Детский коллектив играет серьезную роль в развитии ребенка с трех лет, ныне становиться решающим фактором. Ребенок стремится не отставать от других, заслужить их признание. В детской группе зарождаются и развиваются чувства дружбы товарищества, сознание сплоченности, долг и ответственность перед другими. Их цель заключается что-нибудь придумать, предпринять, доказать, а не просто весело поиграть. Также школьный возраст отличается уравновешенностью и гармоничностью. Конечно, и этот период не обойдется без неприятностей и опасностей, и надо вовремя обдумать их устранение. В этом и заключается обязанность воспитания. Физическая сила и ловкость считаются в этом возрасте необычайной ценностью, помогают детям добиться признания в группе, где преобладают соревновательные игры. Если ребенок по каким-либо причинам не может сравняться с остальными, у него возникает комплекс неполноценности. Именно в этом возрасте зарождаются комплексы. Поэтому надо уделять особое внимание детям с двигательными или иными нарушениями, а также детям неуклюжим, и сильно отличающихся внешностью. Помните, что сознание собственной полезности и нужности коллективу - важнейшее средство в борьбе с чувством неполноценности. У младших школьников есть несоответствие между теми побуждениями, с которыми ребенок поступает в школу, и теми, которые нужны для успешной учебной деятельности. Эта деятельность еще не сложилась как целостность и как нечто свойственное ребенку. Вот, что пишет об этом Л. Ф. Обухова: «Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становиться сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Придя в школу, учитель для ребенка впервые выступает как олицетворение требований и оценок общества. Очень много усилий затрачивает младший школьник на то, чтобы научить себя учиться. Например, надо вспоминать материал и отвечать не тогда, когда он «приходит в голову», а тогда, когда спрашивают. Это предполагает волевую регуляцию памяти и развивает ее. Таким образом, развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника; развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; с поступлением ребенка в школу учение становиться видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер; деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками. Основные психологические отличия младшего школьника от дошкольника - развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности. 1.3 Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра. Е.Г. Силяева, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [29, с.90]. Тревожность, с точки зрения В.В. Давыдовой, это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают. Похожее определение трактует А.В.Петровский, «тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность, по мнению А.Л. Венгер, - личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги. Тревожность обычно повышена при нервнопсихических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения. Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают, характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. Причиной возникновения тревожности всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивое внутреннее состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то, позволяя, то, грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире. В основе внутреннего конфликта ребенка может лежать внешний конфликт - между родителями. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни, создаются все условия для возникновения тревоги. Тревожность у младших школьников очень часто бывает из-за нехватки эмоциональных и общественных стимулов. Разумеется, это может сложиться с человеком в любом возрасте. Но исследования показали, что в детстве, когда закладывается фундамент человеческой личности, последствия тревожности бывают значительными и опасными. Тревожность всегда грозит тем, где ребенок семье в «тягость», где он не чувствует любви, где к нему не проявляют интереса. Грозит и тем, где воспитание в семье чрезмерно рационально, книжно, холодно, без чувства и симпатии. Тревожность проникает в душу ребенка, лишь, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное "я"; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели. Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха. Последствия тревожных переживаний. Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться. Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской". Внутренняя задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком: в море тревоги найти островок безопасности и постараться как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»). Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. Как мы знаем, дети 7-11 лет, в отличие от взрослых, постоянно находятся в движении. Для них движение - столь же сильная потребность, как и необходимость в еде, родительской любви. Поэтому к их стремлению двигаться нужно, относиться как к одной из физиологических функций организма. Иногда требования родителей сидеть практически неподвижным бывают столь чрезмерными, что ребенок практически лишается свободы движения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера, и грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом. Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой - эти дети ведут себя «правильно». Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Люба очень нервная. Чуть что - в слезы. И не хочет играть с ребятами - боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке - не оттащишь. Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами. ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Подготовка и проведение исследования Цель практической части заключается в выявлении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Также необходимо определить какие родительские установки влияют на проявление тревожности в младшем школьном возрасте. Задачи: 1. Выявить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста; 2. Выявить родительские установки и реакции, влияющие на развитие тревожности у детей младшего школьного возраста; 3. Разработать рекомендации по профилактике проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Этапы практического исследования: 1. Подбор диагностического инструментария; 2. Подбор испытуемых для проверки гипотезы исследования; 3. Проведение обследования; 4. Написание выводов и разработка рекомендаций. Выборка: в исследование приняли участие 29 семей: дети младшего школьного возраста - 29 человек и их родители. Социально-демографические характеристики: возраст родителей составляет 28-32 года, возраст детей - 7-12 лет. Детей женского пола - 21 человек, мужского - 8 человек. Родителей женского пола - 29, мужского - 29 человек. Все родители состоят в законном браке и занимают определенную должность в различных сферах услуг. Диагностический инструментарий: а) для выявления родительских установок использовался тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл. Цель: изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. б) для выявления уровня тревожности у детей младшего школьного возраста использовался тест «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина. Цель: выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. в) Беседа - метод психолого-педагогического исследования и воспитательного воздействия на основе вербальной коммуникации. Цель: - установление контакта с испытуемым; - выявление социально-демографических характеристик. В ходе беседы были заданы следующие вопросы: 1. Ваш возраст? 2. В каком классе Вы учитесь? 3. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от уроков время? 4. Вам нравится учиться? 5. Вы живете с родителями или с другими родственниками? 6. Расскажите о своей семье? 7. Как Вы считаете, на Вас положительно или отрицательно влияют Ваши родители? 2.2 Анализ результатов и выводы Результаты, полученные в ходе проведения тестов «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл., и «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина размещены в сводной таблице результатов обследования. Таблица 2.1 Сводная таблица результатов обследования
Таблица 2.2 Сводная таблица результатов беседы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %), с низким - 2 человека (7 %). В большинстве случаев у родителей проявлялась такая родительская установка, как демократичность (32 человека - 55 %). У родителей обоего пола, данная родительская установка и проявлялась равнозначно - 16 проявлений. Демократичность характеризуется следующими признаками: родители предоставляют ребенку возможность высказаться, считаются с ним, общаются на равных, стараются участвовать во всех его делах, разделяют и поощряют его интересы, преобладают товарищеские отношения, равенство родителей и ребенка. Представители данной выборки реже используют диктат в воспитании (4 человека - 6 %), из них 2 родителя женского пола и 2 - мужского. Такая родительская установка характеризуется следующими признаками: подавление воли ребенка и строгость родителей; они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности. Супружеские конфликты и осуществление диктата в воспитании является показателями общего неблагополучия семьи. Можно заметить, что часть родителей прибегают к гипер и гипоопеке: 12 родителей с гиперопекой в воспитании (20 %), из них 7 родителей женского пола и 5 - мужского. И 6 родителей - с гипоопекой (10 %), из них 3 родителя женского пола и 3 - мужского. Первая родительская установка характеризуется тем, что родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить ребенка. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая свою собственную роль и наоборот. Анализируя полученные данные, можно сказать о том, что чаще всего при проявлении высокого уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается такая родительская установка, как гиперопека. С низким и средним уровнями тревожности - демократичность. Данные беседы говорят нам о том, что дети с высоким уровнем тревожности страдают от излишней опеки со стороны родителей, они хотят свободно выражать свое мнение и перед одноклассниками выглядеть взрослыми и самостоятельными. Дети со средним уровнем тревожности довольны отношениями с родителями и лишь иногда переживают за успеваемость в школе. А детям с низким уровнем тревожности хотелось, чтобы родители в большей степени проявляли внимание и заботу по отношению к ним. Также можно отметить, что все дети с различными уровнями тревожности проживают совместно со своими родителями и, причем большинство из них положительно влияют на воспитание ребенка. На вопрос нравится ли учиться, дети со средним уровнем тревожности отметили 100 % положительный ответ; у детей с низким и высоким уровнями тревожности присутствует нежелание учиться. И, наконец, можно отметить, что все дети в свободное от уроков время в большинстве случаев предпочитают заниматься подготовкой к урокам, лишь небольшая часть времени занимает просмотр телевизора. Рекомендации: 1. родителям обоих полов стараться прибегать к одной и той же родительской установке и реакции; 2. родителям, воспитывающих детей с высоким уровнем тревожности, стараться уходить от гипер и гипоопеки; 3. расширить знания родителей в области стилей воспитания детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы отметить, что проблема воспитания детей и проявление у них тревожности интересовала и интересует многих исследователей в области психологии и педагогики. В современных науках существует множество понятий «тревожность», мы останавливаемся на определении А.Н. Прихожан, на наш взгляд оно более полно раскрывает смысл понятия «тревожность». Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждами общества и самой личностью, возможно тогда, когда воздействия обстоятельств, взятых под контроль, будут управляемы. Родительские установки и влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим. Развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника; развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; с поступлением ребенка в школу учение становиться видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер; деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками. Основные психологические отличия младшего школьника от дошкольника - развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности. Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами. Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить полученные результаты. В ходе исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста действительно характеризуются разными уровнями тревожности и на проявление определенного уровня тревожности влияют как личностные особенности, так и влияние определенной родительской установки. Можно сделать вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. Их отношения в семье удовлетворяют необходимые потребности, иногда лишь переживают за успеваемость в школе. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %). Такие дети обеспокоены взаимоотношениями с родителями, им не хватает либо резкого слова одного из родителей, либо самостоятельности в принятии каких-либо решений. С низким уровнем тревожности - 2 человека (7 %). Такие дети абсолютно не волнуются за свою жизнь. Они твердо уверенны, что их всегда поймут родители и дадут нужный совет. Чаще всего такие взаимоотношения характеризуются демократичностью в отношениях, что у нас и получилось. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза не подтвердилась. ЛИТЕРАТУРА 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. - М.: Просвещение, 1993. - С. 13. 2. А папа мне разрешил! Как дети нами манипулируют. Что делать?/И. Кадльберт - Шмидт; [пер. с нем. Ю. О. Бема]. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - С. 44, 46-47. 3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: ЮНИТИ, 1984. - С. 37. 4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. - С. 142. 5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2005. - С. 3. 6. Воспитание школьника в семье./Под ред.Т.А.Маркова. - М.: Народная асвета, 1979. - С. 16. 7. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Педагогика, 1985. - С. 53. 8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 4, 8-9, С. 43. 9. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте Возр. И пед. психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - С. 38. 10. Джаймотт Х.Д. Родители и дети. - М.: РИПОЛ классик, 1986. - С. 63. 11. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб.: Питер, 1995. - С. 26. 12. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - С. 200,202;251-252. 13. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар. Асвета, 1980. - С. 46. 14. Корчак Я. Как любить детей. - Минск: ЮНИТИ, 1980. - С. 60. 15. Краткий психологический словарь/под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 202. 16. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М.Максимов. Не только любовь. - М.: Знание, 1992. - С. 48, 49. 17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Культура и спорт, 1991. - С. 35. 18. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Классик, 1978. - С. 17. 19. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 23. 20. Луначарский А.В. О социальном воспитании// Луначарский А.В. О воспитании и образовании/ Под ред. А.М. Арсеньева и др. - М.: Политиздат, 1976. - С. 42. 21. Мардахаев А.В., Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1992. - С. 37, 40; 228-233. 22. Могилевская Г.Л. Семейный климат. - М.: Педагогика, 1973. - С. 53. 23. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.П. Венгера; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССр. - М.: Педагогика, 1988. - С. 48. 24. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение// Избр. пед. соч./ Под ред. М.Г. Данильченко. - М.: Знание, 1985. - С. 38. 25. Пинт А.О. Это вам, родителям. Книга вторая. Размышления над письмами. Изд. 2-е. - М.: Знание, 1979. - С. 57,58;65;173. 26. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.: Педагогика, 1967. - С. 27. 27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 325-330. 28. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.; Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - С. 86, 374. 29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Е.И. Арматова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - С. 89-94. 30. Психология семьи: учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огарков - Тотьма, 2007. - С. 25-26. 31. Сатир В. Как строить себя и свою семью/ Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С. 8-9, 41. 32. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка/ Н. Листратенко// Социальная педагогика №2. Технология и практика. - М, 2006. - С. 88. 33. Семья в современном социуме (конец 20 - начало 21 веков). Монография в 2-х частях: Часть 1/Под общ. Ред. Т.В. Лодкиной. 2-е изд. - Вологда: ООО ПФ Политиздат, 2007. - С. 9-11. 34. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С. 27. 35. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986. - С. 8.(Педагогика родителям). 36. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Политиздат, 1987. С. 62. 37. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Изд. 8-е. - М.: Просвещение, 1954. - С. 27. 38. Фромм А. Азбука для родителей. - СПб.: Лениздат, 1991. - С. 246;289-290. 39. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. пособие для учащтхся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Просвещение, 1987. - С. 8-12;197,200. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл Инструкция родителям: «Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: С - полностью согласен; с - почти согласен; н - скорее не согласен; Н - полностью не согласен. Здесь нет правильных и неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах». 1. детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные. 2. хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей. 3. для хорошей матери дом - это самое главное. 4. некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу. 5. дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказаться от многого. 6. нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть. 7. люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни. 8. со временем дети будут благодарны за строгое воспитание. 9. дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день. 10.гораздо лучше для ребенка , если он никогда не усомнится в правоте матери. 11. большинству родителей следовало бы воспитать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей. 12.ребеной должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях. 13.самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не сумеет сделать все сама. 14.родителям следовало бы приспосабливаться к детям. Вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним. 15. поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время. 16.если Вы позволите свом детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше. 17.матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее. 18.маленькому ребенку не следует слушать разговоры о сексе. 19. если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности. 20.матери следовало взять за правило знать все, что думает ребенок. 21.дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам. 22.больштнство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам. 23.нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи. 24. у детей следовало бы поощрять стремление высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны. 25.матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований. 26.женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью. 27.часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка. 28. мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья её ребенка. 29.все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за свом ребенком. 30.бывают ситуации. Когда женщине надо прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение. 31.строгая дисциплина развивает сильный характер. 32.у матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка. 33.родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете. 34. детей нужно научиться считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми. 35.ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался. 36.женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья». 37. родителям следует заслужить уважение детей своими поступками. 38.дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили. 39.родители, которые поощряют ребенка к тому. Чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного. 40.мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичны. 41.очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми. 42.для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей. 43.ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей. 44.если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье. 45.чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучить. 46.несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка. 47.ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно позволено её высказать. 48.ребенка нужно оградить от работы, которая должна была бы слишком утомительной и тяжелой для него. 49.женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой, либо будет общаться с соседями и приятелями. 50.умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения. 51.мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей. 52.мать всю жизнь будет упрекать себя, если с её ребенком произойдет несчастный случай. 53. даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться. 54.дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми. 55.редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день. 56.детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей. 57.ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей. 58.нельзя оправдать ребенка, который бьет другого. 59.большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому. 60.несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам. 61.родители должны воспитать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не тратить время даром. 62.родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали своими проблемами. 63.если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому. 64.дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми совершают сексуальные преступления. 65. планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме. 66. тревожные родители пытаются узнать все, что думает их ребенок. 67.родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление. 68.чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать свои собственные проблемы. 69.умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка. 70.принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей. 71.родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию. 72.многие матери забывают, что место матери дома. 73.детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей. 74.дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них. 75.большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним. 76.в семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно. 77.от большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают. 78.воспитание детей - разрушительная работа для нервов. 79.ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители. 80.родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей. 81.детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам. 82.одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что вам нравится. 83.в определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным. 84.ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив. 85.если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного. 86.если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими. 87.секс - одна из самых сложных проблем воспитания. 88.всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать. 89.мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее. 90.если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы. 91.матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше. 92.большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка. 93.если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям. 94.детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе. 95.хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи. 96.иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка. 97.матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей. 98.мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось. 99.ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение. 100.при строгом воспитании дети более счастливы. 101.еси ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя. 102.нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке. 103.в детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнение родителей. 104.большинство родителей предпочитают спокойных детей. 105.для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни. 106.нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать. 107.чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него. 108.если вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать. 109.мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься. 110.с ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе. 111.замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел. 112.маь должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка. 113.если вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к вам, и им будет легче общаться с вами. 114.ребенка следует, как можно раньше отлучать от груди и то бутылочки. 115.забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна. Приложение 2 Шкала проявления тревожности Т.А. Немчина Цель: измерение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», либо «нет» - если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ. Вопросы 1. обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. 3. у меня редко бывают запоры. 4. у меня редко бывает головная боль. 5. я редко устаю. 6. я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. я уверен в себе. 8. практически я никогда не краснею. 9. по сравнению со своими друзьями, я считаю себя вполне смелым человеком. 10. я краснею не чаще, чем другие. 11. у меня редко бывает сердцебиение. 12. обычно мои руки достаточно теплые. 13. я застенчив не более, чем другие. 14. мне не хватает уверенности в себе. 15. порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16. у меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 17. мой желудок сильно беспокоит меня. 18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие тревоги. 19. я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 20. мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. 21. мне нередко снятся кошмарные сны. 22. я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. 23. у меня чрезмерно беспокойный и прерывистый сон. 24. меня весьма тревожат возможные неудачи. 25. мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда точно знал, что мне ничто не угрожает. 26. мне трудно сосредоточиться на работе. 27. я работаю с большим напряжением. 28. я легко прихожу в замешательство. 29. почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или чего-либо. 30. я склонен принимать все слишком в серьез. 31. я часто плачу. 32. меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. 33. раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 34. я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 35. мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. 36. мое материальное положение весьма беспокоит меня. 37. нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. 38. у меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. 39. временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня. 40. даже в холодные дни я легко потею. 41. временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. 42. я - человек легко возбудимый. 43. временами я чувствую себя совершенно беспокойным. 44. порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя. 45. я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 46. я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. 47. я почти все время испытываю чувство голода. 48. ожидания меня нервируют. 49. жизнь для меня связана с необычным напряжением. 50. меня нередко охватывает отчаяние. Приложение 3 Факторы, способствующие формированию контакта с ребенком Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей, как мягкость, неумение или неспособность руководить детьми. Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы, а их распоряжения и приказания дети редко выполняют. В противоположность этой позиции доминирование, господство характеризуется непреклонностью родителей, тенденцией к ограничениям и суровости. Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок приучается под угрозой наказания, которое может быть суровым и даже жестоким, внешне возможно мягким, но фактически обидным и неприятным для ребенка, но в любом случае болезненно им воспринимаемым. При чрезмерной эмоциональной дистанции стремление родителей к контактам с ребенком не отличается достаточной интенсивностью. Слово «дистанция» употреблено для определения психической отдаленности родителей от ребенка [25, с.57]. Родители с «дистанцией» обращены не к ребенку, а против или вне его. Их контакты в основном поверхностны, родители или равнодушны, или сдержаны в проявлении своих чувств, или открыто выражают неприязнь к своему ребенку. Контакт с ним для родителей, скорее всего, неприятен, во всяком случае, не доставляет радости и удовлетворения. Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего дитя, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом «вертелся» вокруг ребенка. В таких случаях у отца и матери появляется потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как только ребенок появляется в поле их зрения. Постоянное навязывание контактов очень часто мешает развитию активности ребенка. Родители, чрезмерно сконцентрированы на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтому ребенок находится под постоянным «обстрелом» их помыслов и действий. Одновременно родители бдительно следят за его поведением. Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью. Рассмотрим теперь, что способствует формированию контакта с ребенком. Прежде всего, это подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах. При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том, чтобы «найти на него управу», не вникая в потребности ребенка или мотивы его поведения. При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные контакты. Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их дитяти. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его эмоциональные потребности. Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая. При чрезмерной эмоциональной дистанции и доминировании родителей мы имеем дело с отвергающей позицией. Ребенок воспринимается родителями как «тяжкий груз». Они не любят ребенка и не желают иметь его, испытывают чувство разочарования и крушения их планов. Заботу о нем они считают неприятным делом. Позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости в отношении его недостатков. Противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке личность, достойную похвалы и одобрения. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость. Уклонения возникает при чрезмерной эмоциональной дистанции родителей по отношению к своему ребенку или при их уступчивости и пассивности. Этот вид отношения к детям характеризует людей с убогими чувствами, эмоционально равнодушных. Общение с ребенком не доставляет им удовольствия, не знают, что им делать. Контакты таких родителей носят случайный и редкий характер, хотя внешне создается впечатление о хороших отношениях, так как ребенку предоставляется чрезмерная свобода, а в семье царит показной либерализм. При этом характерны: пассивность в установлении контакта с ребенком, уклонение от попыток ребенка общаться с родителями, игнорирование материальных потребностей ребенка. Крайняя степень позиции этого типа - бегство от ребенка. При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родители обычно приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностям и возможностям. Они требуют от него высоких достижений. Такие родители стремятся ускорить естественный процесс развития ребенка, не признают права ребенка на самостоятельность, ограничение свободы. Родители ориентируются на его чрезмерные успехи в будущем, поэтому навязывают ему многочисленные предложения. Противоположностью вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать. Иной тип сложной родительской позиции характеризуется тем, что родители чрезмерно сконцентрированы на ребенке, но обладают уступчивостью. В этом случае возникает чрезмерное оберегание. Отношение родителей к ребенку в основном бывает некритичным. Зачастую они считают свое дитя образцом совершенства. Родители обращаются с ребенком как с младенцем; преувеличенная опека и излишняя снисходительность; разрешение за него трудностей, препятствий к его самостоятельности; излишнее любопытство к жизни ребенка; социальная изоляция ребенка; чрезмерная забота о его здоровье; поощрение одностороннего развития способностей. При указанной родительской позиции мать постоянно уступает ребенку, терпит его капризы и неправильные поступки, удовлетворяет каждую прихоть, однако не предоставляется свобода ребенку. Следует еще обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей. При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так, например, мать, мало интересующаяся ребенком, не проявляющая заботы о нем, время от времени вдруг принимается «делать из него человека», кричит, требует дисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из дому. Поведение такой матери свидетельствует скорее о ее уклоняющейся позиции, которая периодически приближается к отвергающей. Иная мать, также преимущественно не занимающаяся ребенком и игнорирующая его потребности, периодически, как бы вспомнив о нём, начинает рьяно опекать его, прислуживает ему, удовлетворяет все его прихоти. В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмерно оберегающей. А общей чертой между ними является тенденция к пассивности, уступчивости по отношению к ребенку. Можно встретить родителей, которые чрезмерно оберегают ребенка и слишком много от него требуют. Эти родители всегда сконцентрированы на ребенке, с той лишь разницей, что в одних случаях они уступают ему или оберегают его, а в других - сурово и непреклонно ставят требования и навязывают свои Суждения. Встречаются родители с тенденцией к доминированию над ребенком, которые стараются, чтобы ребенок был образцовым во всех отношениях. Но время от времени они как бы теряют терпение и начинают применять суровые наказания, бросают упреки и угрозы. В этом случае наблюдается переход от чрезмерно требовательной позиции к отвергающей. От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что факторами, способствующими формированию контакта с ребенком, являются оптимальное распределение внимания по отношению к ребенку, наличие определенной эмоциональной дистанции, умеренная требовательность и интерес родителей к своему ребенку. Таблица 1.1 Сводная таблица результатов обследования
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |