|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Волонтерское движение в РоссииВолонтерское движение в России8 Оглавление
Особенности волонтерского движения в России В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком -- помоги другому. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом -- помогать людям. http://www.adolesmed.ru Самая распространенная деятельность волонтеров в России - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей, и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все больше появляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая «разрекламированная» отечественная беда многих порядочных и добрых людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам находящимся на лечении без родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской деятельности - это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по все стране, буквально по копейкам. Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами - последнее особенно востребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников. Волонтерские организации в России в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому благотворительные организации чаще всего организуются при ВУЗах. Нередко их деятельность совпадает с основным вектором обучения студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно применяют полученные знания на практике. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru К сожалению, в отличие от стран Европы, Азии и Америки, уровень развития данного вида деятельности в России остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется, хотя с середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий. Редкое использование безвозмездного труда в России объясняется сложным экономическим положением граждан, кризисным состоянием многих некоммерческих и государственных организаций, неразвитостью гражданского общества. До революции в помощи малоимущим, детям-сиротам, работе на добровольной и безвозмездной основе в приютах, больницах, школах участвовали представители не только российской интеллигенции, но и предпринимательского класса. В годы советской власти волонтерство приняло новую форму: участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. То есть основной принцип добровольности был нарушен, что, естественно, не могло не сформировать негативное отношение граждан к подобному труду. Непопулярность добровольчества в России в настоящее время связана и с отсутствием нормативных актов и, как следствие, невозможностью стимулировать труд волонтеров. В отличие от американского законодательства, закрепляющего предоставление добровольцам разнообразных скидок на продукцию организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг, российское законодательство этого не допускает (согласно ст. 5 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" труд добровольца безвозмезден). В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие отечественного волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд, №4 2003. - С. 6-7. Улучшить ситуацию могло бы внесение дополнений в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", прежде всего касающихся изменения формулировки о "безвозмездности труда волонтера", исключающей любое материальное и нематериальное поощрение, а также определения механизмов стимулирования добровольного труда и контроля за ним. Благотворительный фонд «Кто, если не я?» Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях. Принципиальной позицией Фонда является оказание не единовременной адресной материальной помощи детям, а деятельное участие в воспитании и поддержке будущих граждан нашей страны, включая выявление среди них талантливых детей. Своей основной целью Фонд ставит помощь и участие в становлении новой личности -- свободной и уверенной в своем выборе, социально положительно адаптированной и ориентированной на дальнейшее самостоятельное развитие. Фонд профессионально и системно реализует адресные программы эффективной поддержки детей-сирот в Тверской, Воронежской, Липецкой области, а также спецпроекты по всем регионам России. Среди инновационных успешно реализуемых проектов - проект с QIWI (КИВИ) - сбор частных пожертвований через платежные терминалы (72000 платежных терминалов по всей России), с «Фруктовым садом» (новогодняя акция с ОАО «Лебедянский» по 25-ти регионам России), с Google (единственная интерактивная карта расположения детских учреждений по всей России). За время деятельности фонда успешно реализуются программы: Подари праздник! - проводится во исполнение положений Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы (в части «Участие внебюджетных источников в решении проблем детей»). Ежемесячно кураторы Фонда навещают детей, поздравляют их с Днем рождения, устраивают настоящий праздник, уделяя личное внимание каждому. Подарки развивающего и обучающего характера призваны стимулировать развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и вручаются ему лично; Содружество детей. Цель проекта - помочь наладить общение обычных детей из благополучных семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Общение посредством сети Интернет, Форума для детей и подростков на сайте Фонда, других тематических форумов, почтовой переписки, поездок социально активных и заинтересованных волонтеров в сиротские учреждения, экскурсии для детей-сирот, личные встречи, подарки почтой; Одаренные дети - выявление и поддержка талантливых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Гиперактивный ребенок. Цель программы - адаптация детей сирот с нестандартным поведением и психоневрологическими отклонениями (ММД, ЗПР, СДВГ и др.) и успешная интеграция их в современное общество. Работа по программе включает в себя диагностику детей-сирот, обучение педагогов, оснащение кабинетов психологов, создание условий для научных разработок, просветительскую деятельность; Благотворительность вместо сувениров - привлечение российского бизнеса к благотворительности; Мир своими руками (реализуется с сентября 2008 года). Цель программы - привить ребенку ту систему ценностей и установок, которая поможет ему в будущем стать активным полноценным членом общества. Все программы реализуются системно и на постоянной основе. Также Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» активно участвует и инициирует публичные мероприятия. На начало 2009г. образовательная, психологическая и материальная помощь оказана более чем 4000 детям-сиротам. http://ktoeslineya.ru В работе Фонда принимают участие представители российского бизнеса, финансирующие социальные проекты и начинания; научная и творческая интеллигенция, оказывающие поддержку детям по программе «Одаренные дети» и консультирующие по деятельности Фонда в целом; пенсионеры и студенты, которые своим бескорыстным и идущим от всего сердца участием непосредственно помогают детям. Фонд предлагает волонтерам различные виды и формы участия в его деятельности. Виды участия: в программах: волонтеры выбирают программу Фонда, которая реализуется комплексно и на постоянной основе, и участвуют в ее реализации; в проектах: волонтеры принимают участие во временных проектах, когда нужна срочная помощь того или иного вида, не связанная с непосредственной реализацией конкретной программы; в мероприятиях и акциях: Фонд периодически проводит различные благотворительные акции и мероприятия, где требуется помощь волонтеров. Здесь обычно необходимы руки и глаза, чтобы сопровождать ребят, накрыть им обед, помочь в чем-то; кураторство: волонтер может стать куратором одного из подопечных учреждений Фонда (детского дома или школы-интерната). Это комплексная работа с установлением контакта с администрацией и помощь в продвижении всех программ в данном учреждении. Формы участия: общение с детьми, шефство; контакт с администрацией; организация волонтеров (кураторство); логистика; поиск и сбор информации; идеи и инициативы; преподавание; распространение информации о Фонде. Волонтеры - прежде всего опора и основа всей деятельности Фонда, его органы чувств на местах для индивидуальной помощи ребятам в сиротских учреждениях. Список использованных источников и литературы 1. Законодательно-нормативные документы 1.1 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008). 1.2 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008). 2. Материалы периодической печати 2.1 Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд - №4. - 2003. - С. 6-7. 3. Интернет-ресурсы 3.1 Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/ 3.2 Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // http://www.adolesmed.ru/ 3.3 Википедия. Свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 3.4 Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |