|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Зарождение социологической науки. Личная социальная биографияЗарождение социологической науки. Личная социальная биография7 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Кафедра Социологии и социально-коммуникационных технологий Контрольная работа по дисциплине «Социология» Вариант «33» ВЫПОЛНИЛ: Студент группы ЭЗК-22 Кинзагулова Л. № зачетной книжки _08.01.653 ПРОВЕРИЛ: Шайхисламов Р.Б. Уфа 2010 Содержание 1. Задания по основным разделам программы 2. Вопросы для творческого анализа 3. Тренинг тесты Список литературы 1. Задания по основным разделам программы Задание №3. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные течения западной социологии XX века. Рисунок 1. «Древо» социологии, представляющее основные течения западной социологии XX века. Для социологии Запада характерна неоднородность сферы предмета исследования, многообразие и противоречивость идей, теорий, суждений об обществе, о политике и о политической власти. Основные течения западной социологии XX века: - Неопозитивизм - теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся на философское положение логистического позитивизма. Основные принципы неопозитивизма в социологии: а) социальные и политические явления подчиняются законам, общим для всей действительности - натурализм; б) методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; в) субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение; г) истинность научных понятий и утверждений должно устанавливаться на основе эмпирических процедур; д) все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно. Сторонники неопозитивизма: Герберт Зеттерберг, Губерт Блейлок,Стив Чэпин, Стив Додд и другие. - Школа прагматизма и политического реализма - развернутая политологическая система изучения международных отношений, с разработанным концептуальным аппаратом, собственными категориями, понятиями и критическим подходом к мировым делам. Главным теоретиком школы считается профессор Чикагского университета Ганс Моргентау (1904-1980). Здесь в течение 20 лет он возглавлял Центр по изучению внешней и военной политики. "Школа Моргентау" стала общепризнанным носителем, воплощением синтеза теории и практики в области внешней политики США. Сторонниками школы являлись или являются Дж.Кеннан, К.Томпcон, Р.Страус-Хюпе, Ч.Йост, Дж.Болл, С.Браун, З.Бжезинский, У.Ростоу, Ю.Ростоу, С.Хантингтон и другие. Основной посылкой "реалистов" является тезис, согласно которому "международная политика как политика вообще есть борьба за власть". Г.Моргентау считал, что независимо от конечных целей ближайшей целью международной политики является власть. Когда политики приступают к реализации своей цели средствами международной политики, они делают это путем борьбы за власть. В теоретическом построении политические реалисты исходили из следующих постулатов: основным субъектом системы международных отношений является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы; борьба государств за расширение своего влияния во внешней среде; реализация политики баланса сил. Центральным элементом "политического реализма" является концепция "национальных интересов". Была даже обстоятельная классификация национальных интересов, выделяются постоянные, основополагающие интересы. К ним относят "интересы национальной безопасности" (защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности); "национальные экономические интересы" (развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей); "интересы поддержания мирового порядка" (взаимоотношения с союзниками, выбор внешнеполитического курса). Что касается промежуточных интересов, то к ним относятся "интересы выживания" (угроза самому существованию государства); "жизненные интересы"(возможность серьезного ущерба и безопасности и благосостоянию ; "периферийные или мелкие интересы (локальные проблемы). Следующей основополагающей категорией политического реализма является "государственное (национальное) могущество". Оно включает в себя ряд разнородных элементов: географию, национальные ресурсы (продовольствие и сырье), состояние промышленности, численность населения, военный потенциал, национальный характер, моральный дух общества, качество дипломатии и правительства. Последние два относятся к изменчивым факторам могущества. Вопросы, на которые пытались дать ответы представители школы "политического реализма", можно сформулировать так: "Как привести государственные цели в соответствие с имеющимися ресурсами, какие цели считать главными, как добиться их реализации?" Прагматизм формулируется как метод разрешения философских и социологических споров путём сравнения практических последствий, вытекающих из той или иной теории истины: истина есть то, что лучше работает, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью опыта. - Модернизм - совокупность распространённых на Западе в политологии и социологии концепций общественно-экономического и политического развития, объясняющих процесс перехода от стабильного традиционного к непрерывно меняющемуся современного индустриальному и постиндустриальному обществу. Суть модернизма состоит в том, что, отвергая в целом поведенческий подход к изучению общества, к политике, стремиться преодолеть его крайности и недостатки. Модернисты пытаются дополнить поведенческий подход институциональным, то есть изучением политических и социальных институтов и механизмов их функционирования. - Школа социальных систем. Методологической основой социологических исследований используется идея системного анализа и структурного функционализма американского социолога-теоретика Толкотта Парсонса. Сущность структурно - функционального анализа состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определённость которой делает необходимым ее системное распространение. Общественная жизнь понимается структурными функционалистами как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Задание №12. Напишите на 2-3-х страницах свою социальную автобиографию. Социальная автобиография отличается от обычной автобиографии тем, что собственная жизнь в ней рассматривается в контексте социальных изменений в обществе. Вы сможете составить такую автобиографию, если попробуете вообразить, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы в обществе не произошли социальные изменения или они произошли по другим вариантам. Моя социальная автобиография. Я родилась 1 июня 1981 года в городе Цесис, Республики Латвия, вторым ребенком. У меня была сестра старше меня на шесть лет, которая смотрела за мной и многому научила. Моя мама была домохозяйкой, а папа - сварщиком. Я выросла в дружной и любящей семье, оба моих родителя имели высшее образование. Жили мы сначала вчетвером, а потом родился братик. Наши все родственники жили в то время в «Башкирии». И наша жизнь в Латвии сильно отличалась в хорошем смысле. Жизнь там была как за границей. Это я отлично знала и видела, т.к. родители несколько раз в год посещали свою родину вместе с нами. В шесть лет я пошла в школу. И вот я вступила на новую ступень своей жизни. Я поступила в школу, и это много для меня значило. Школа помогла мне сформировать свое «Я». Именно в школе у меня появились первые серьезные цели, которых мне очень хотелось достичь. Школа сыграла важную роль в процессе социализации моей личности. Я научилась по-новому смотреть на некоторые вещи. На меня всегда возлагали большие надежды, как родители, так и знакомые. Я занималась бальными танцами ,керамикой, аэробикой. Каждый год я узнавала много нового и интересного, у меня появлялось все больше и больше друзей. Я всегда была жизнерадостным и позитивным человеком. Когда я пошла в первый класс, уже не носили форму. А мои сестры в Башкортостане - носили. Уже чётко было видно социальное неравенство класса, как в одежде, так и во всем остальном. 1991 год стал для меня годом, когда я впервые заинтересовалась политикой. Во время путча в Москве, по телевизору сообщали, что в Москву ввели танки, и что Советский Союз распался. Было очень страшно. Приблизительно в то же время в Латвии начались междуусобици между русскоязычным населением и латышами. Родители стали задумываться о переезде в Башкирию. Через год мы переехали, и били в шоке от того как здесь все отстает в развитии по сравнению с нашей прежней жизнью на другом краю нашей страны. Хорошо что сейчас ситуация радикально изменилась. Далее случилось еще событие, которое меня сильно потрясло. Особенно меня поразило, сколько наших молодых ребят погибло в Чечне. А в это время наша страна пополняется западной продукцией, в домах появляются видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые телефоны и прочие новейшие средства коммуникации. И вместе с этими элементами научно-технической революции зарождается новый класс, так называемые «новые русские» - верхушка общества. Они обставляют свои хоромы антикварной мебелью, картинами известных художников, их гардероб переполнен дорогими туалетами от самых модных кутюрье, их дети обучаются в самых престижных колледжах страны и ездят на дорогих иномарках, но эти люди имеют все это только потому, что это модно, престижно. На самом деле они совсем не разбираются в искусстве, а деньги на всю эту роскошь наживают нечестным путем. В современной России все больше усиливается социальная поляризация, размывание интеллигенции. Естественно меня очень интересует то, что происходит в нашей стране, ведь от ее будущего зависит и мое будущее, будущее моих детей. Но вместе с аппаратурой к нам приходят такие страшные вещи как наркомания, СПИД. Мы все когда-нибудь умрем, но ведь человек рождается не просто так, а с рождением на него возлагаются определенные функции, которые он призван выполнять во благо всего общества. Родители мне всегда говорили, что человек за всю свою жизнь должен выполнить три основные задачи: 1) воспитать детей; 2) построить дом; 3) посадить дерево. Каждый человек должен прожить свою жизнь с максимальной пользой для окружающих. Если бы все люди думали именно так, то количество нищих, детей, сирот, несчастных людей, войн и прочих бедствий, которые люди создают себе сами, несомненно, уменьшилось бы. Я окончила школу, поступила в техникум на правоведа, по специальности не работала. Вышла замуж, родила ребенка. Потом решила учиться дальше, таким образом оказалась здесь. 2. Вопросы для творческого анализа Задание №21. Почему именно в 19 веке зарождается социологическая наука? Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество. На ранней стадии существования человечества царил мифологический этап. В древних мифах и легендах люди высказывали идеи творения и развития. Даосизм и конфуцианство стали важными ступенями на пути развития человеческой мысли об обществе. Учения о естественном пути (дао), о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, земле, огне), о противоположных началах (ян и инь - мужском и женском) обогатили человеческую мысль. Самый большой вклад в развитие взглядов на общество внесли ученые Древней Греции и Древнего Рима. Древний Рим внес свои достижения в область социальной философии и знаний об обществе. И наверное, одно из самых главных - римское право. Огромный вклад в развитие общественой мысли внесли Николло Макиавелли, объявивший политику земным и не вполне чистым делом, а так же француз Жан Боден, сказавший, что имущественное неравенство естественно и выдвинувший географическую концепцию, согласно которой все зависит от географических условий (на севере живут более физически крепкие, но не столь хитроумные люди и там царит монархия, на юге, напротив, физически слабые и хитрые, достойные разумной власти - конституционной монархии). Тогда же зародилось учение социалистов-утопистов - Томаса Мора (1478 - 1535 гг. ) и Томазо Кампанеллы (1568 - 1639 гг. ). В Новое время, в начале XVII века зарождаются теории, отличающиеся от античных и средневековых следующими моментами: · механический взгляд на мир, как на целое, состатавленное из отдельных частей, где общество уподобляется агрегату, машине; · естественные концепции рассматривают общество как часть природы, а социальные факты сводятся к небольшому числу общих законов природы (математических, астрономических, механических и т.д. ); · на первый план материальный достаток, благополучие; · во главу угла ставится индивидуализм. Иррациональный взгляд на мир заменяется научным. В середине XVIII века на карте мира возникло новое государство - Соединенные Штаты Америки. Там возродилась идея античной демократии. Гегель в истории социальной философии занимает особое место, так как он является создателем учения о диалектике - науке о всеобщем развитии, правда, Гегель подразумевал развитие идеи, высшего духа. Благодаря диалектическому методу он создал всеохватывающую концепцию общественного развития, в котором разуму отводится главенствующая роль. Протосоциологический период окончился в 30-х годах XIX века в связи с появлением термина социологии и оформлением ее как науки о обществе. С середины XIX века начинается первый, классический этап развития социологии, период теоретического оформления новой науки, ее понятийного аппарата и течений. Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 - 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество. Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту - органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым. О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы: · наблюдение за ходом протекания общественных процессов; · эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально; · сопоставление жизни человечества с животным миром; · сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям; · исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии. Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: · применение научных методов для изучения общества; · практическое использование науки для осуществления социальных реформ. Задание №30. В чем заключается различие между понятиями «социальный состав общества» и «социальная структура общества»? СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - сеть устойчивых и упорядоченных взаимосвязей между личностью, общностями и обществом, благодаря которой общество как социальная система обеспечивает свою целостность. В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. 3. Тренинг тесты Задание № 39. Социология - это наука а) об обществе, обо всех сторонах жизни общества б) о взаимосвязи различных сфер жизни общества в) о личности и ее положении в обществе г) о социальных процессах и закономерностях общества. Ответ: а). Задание №48. Социальная стратификация - это а) выделение различных слоев общества по признаку индивидуального неравенства между людьми б) выделение различных слоев общества по признаку социального неравенства в) способ функциональных связей и зависимостей в обществе г) выделение в обществе различных социальных общностей по полу, возрасту, национальности и т.д. Ответ: б). Список литературы 1. Бачинин В.А. Социология: Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Михайлов В.А., 2005. 2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П. Социология: история и современность. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4. Грицанов А.А. и др. (сост). Социология: Энциклопедия. - М.: Книжный Дом, 2003. 5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: Инфра-М., 2007. 6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2008. 7. Козлова О.Н. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Омега-Л, 2004. 8. Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: Проспект, 2008. 9. Лавриненко В.Н., ред. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2008. 10. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., отв. ред. Социология. Основы общей теории. Учебник для ВУЗов. - М.: Норма, 2008. 11. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. 12. Шайхисламов Р.Б. Социология. Учебное пособие. - Уфа: УГИС, 2005. 13. Шарков Ф.И. Социология: теории и методы. Учебник для ВУЗов. - М.: Экзамен, 2007. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |