|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экскурсионный менеджментЭкскурсионный менеджментСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКСКУРСИИ 1.1 Основные аспекты экскурсионного дела 1.2 Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ 2.1. Технология подготовки новой экскурсии 2.2. Составление маршрута экскурсии 2.3. Прием (сдача) и утверждение экскурсии 2.4. Методика проведения экскурсий 3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ 3.1 Необходимые сведения и документация для создания экскурсии 3.2 Функция контроля на всех этапах разработки экскурсии ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов (РОТ). Советская власть также рассматривала экскурсию как обязательный элемент учебного процесса. Экскурсии культурно-просветительского характера стали составной частью туризма в конце 20 - начале 30-х гг. прошлого века. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Во многих городах были открыты экскурсионно-туристские станции Наркомпроса. С 1936 руководство развитием туризма и экскурсий было возложено на ВЦСПС и его организации. Биржаков М.Б. Сущность и специфика туризма. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с В настоящее время экскурсионная деятельность регулируется в России Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами. Экскурсия стала полноценным элементом туристической деятельности, что придает актуальность выбранной теме. На данном этапе развития туристического рынка процесс создания, утверждения и проведения экскурсий является важнейшим показателем, отвечающим за их качество, адаптированность и разнообразие, а значит и за качество предоставляемых услуг. Горбунов В.С. Туристический рынок и тенденции его развития. - М.: Юнити, 2007. - 257 с. По этому является важным как организованно проведение подготовки экскурсии и экскурсионного материала, динамика создания новых экскурсий, а также правильное руководство процессом. Цель данной работы заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента на конкретном примере создания новой экскурсии. В связи с этим, главными задачами являются рассмотрение теоретических аспектов экскурсионного менеджмента и экскурсионного дела и пример разработки экскурсии на основе вышеперечисленных теоретических материалов. 1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ЭКСКУРСИИ 1.1 Основные аспекты экскурсионного дела Экскурсионное дело -- важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу -- свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы 20-ого столетия. В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов. В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория -- это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия метод, методология и методика взаимосвязаны и обусловлены. Представим эту связь в следующем виде: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 23 с. Рис. 1.1 Схема связи понятий: метод, методика, методология Развитие экскурсионной теории, начатое в 20-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 70-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было. Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 30-х годах развивалась в условиях творческих исканий и дискуссий и что в целом теория экскурсионного дела находится в стадии становления. Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70-х годах. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение -- Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников. Развитие экскурсионной теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов. Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев -- это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета». 1.2 Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем -- «вылазка, поездка». Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 24 с. Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия). Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 27 с. Рис 1.2 Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста -- экскурсовода. Важное условие успешного проведения экскурсии - владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях. 2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ 2.1 Технология подготовки новой экскурсии Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: · организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте); · информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. Отбор объектов для экскурсии заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. В карточку объектов вносятся следующие данные: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 37 с. 1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения; 2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события; 3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.); 4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи); 5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ); 6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации); 7) охрана памятника (на кого возложена); 8) в каких экскурсиях памятник используется; 9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя. К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. Также стоит отметить, что успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса. Также стоит обратить особое внимание на методическую разработку экскурсии, как одного из основных аспектов технологии подготовки. Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 41 с. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое. Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения. Оформление методической разработки происходит следующим образом: на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии. 2.2 Составление маршрута экскурсии Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковье» и др.). Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований: Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-134 с. - показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»; - наличие доступности объекта (площадки для его осмотра); - переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе; - наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств. Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута. Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры. 2.3 Прием (сдача) и утверждение экскурсии При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-153 с.Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 34 с.Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению. До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела. 2.4 Методика проведения экскурсий Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д. Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д. Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 42 с.: - приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ); - приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии. Методические приёмы показа делятся на Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 31 с.: Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) представить данный объект в естественной обстановке; в) дать определенную оценку объекту; г) получить представление о его природном окружении. Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки. Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т. е. объединения различных сторон, деталей свойств в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект. Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала. Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух. Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился. Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Приемы рассказа можно разделить на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий. Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных. Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др. Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации. Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки. В экскурсионных учреждениях разработана определенная методика технических помощников. Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия. 3. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ТАГАНРОГУ 3.1 Необходимые сведения и документация для создания экскурсии Процесс подготовки новой экскурсии довольно сложен. По этому для успешного выполнения всех связанных с этим работ подготавливается довольно обширный пакет документов, помогающих структурировать все данные, используемые в процессе работы творческой группой. Весь необходимый перечень документации представлен в следующей таблице: (Таблица 3.1) Документация, необходимая для разработки экскурсии
Общие сведения об экскурсии и экскурсионных объектах Тема экскурсии: История города Таганрога в лицах и судьбах знаменитых людей. Цель экскурсии: познакомить экскурсантов с примечательными памятниками культуры и искусства, а также с историей города через рассказ исторических фактов, связанных с знаменитыми людьми, посещавшими город или жившими в нем. Задачи экскурсии: 1. Заинтересовать экскурсантов историей и культурой города, через интересные исторические факты. 2. Приобщить экскурсантов к эстетическим и культурным аспектам экскурсионной деятельности. 3. Организовать познавательный и развлекательный досуг экскурсантов. Вид экскурсии: городская, обзорная, комбинированная экскурсия Маршрут экскурсии: по городу Таганрогу: ул. Петровская - ул. Греческая - ул. Александровская - ул. Чехова - ул. Фрунзе - пер. Смирновский - пер. Лагерный - пер. Смирновский - пер. Гоголевский - ул. Петровская Достопримечательности по маршруту: · Парк культуры им. Горького (ул. Петровская) · Каменная лестница, ведущая на Пушкинскую Набережную (ул. Портовская) · Памятник А.С. Пушкину · Памятник основателю города Петру I и смотровая площадка акватории Таганрогского залива (ул. Шмидта) · Памятник Александру I (Банковская площадь) · Домик Чехова (Ул. Чехова 69) · Памятник Ф. Г. Раневской (ул. Фрунзе 10) · Церковь всех Святых и часовня св. блаженного старца Павла Таганрогского (пер. Лагерный 2) Продолжительность экскурсии: 2,5 - 3 часа Расстояние по маршруту: 15-20 км 3.2 Функция контроля на всех этапах разработки экскурсии Контроль - одна из основных функций менеджмента. Непрерывность хозяйственной деятельности фирмы требует, чтобы контроль, как и планирование, был не единичным актом, а непрерывным процессом. Без надежной системы контроля не может нормально функционировать ни одна организация или проведение какой-либо деятельности. На практике существуют три разновидности контроля: предварительный, текущий и итоговый. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с. Предварительный контроль предшествует активной деятельности фирмы. Его задача - проверить готовность персонала и управленческой системы к началу производственной деятельности. Организация работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с. Текущий контроль делится на оперативный и стратегический: · Оперативный контроль ведется за производственно-хозяйственной деятельностью фирмы, соблюдением технологии, качеством продукции и т. д. · Стратегический контроль нацелен на показатели работы -эффективность профессионального труда, фондоотдачу, рентабельность и др. Итоговый контроль связан с оценкой выполнения планов и требует анализа с целью получения необходимой информации для последующего планирования. Контроль нужен для того, чтобы быть уверенными в эффективности действий группы по подготовке экскурсии. В зависимости от характера деятельности и планов контролю подвергаются выполнение планов, прибыльность и т. д. Качество экскурсии зависит от ряда факторов, в числе которых - качество методической документации (методическая разработка, контрольный и индивидуальный тексты экскурсии, «портфель экскурсовода» и т. д.); ее постоянное совершенствование; внедрение и правильное использование методических приемов показа и рассказа. Текущему контролю предшествует предварительный контроль, в процессе которого рецензируется методическая документация новой экскурсионной темы, организуются побочные экскурсии, в ходе которых отрабатываются методические приемы, осуществляется прием (защита) экскурсии на маршруте. В текущий контроль входит проверка работы экскурсовода, так называемое прослушивание, которое имеет плановый характер. Рецензирование экскурсионных текстов и методических разработок также относится к формам контроля за работой экскурсовода. Заключается оно в знакомстве методистов и руководителей секции с индивидуальными текстами и оценка их содержания, а также проведение пробных экскурсий и оценка их качества. Организация работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с. В экскурсионных организациях проводится рецензирование методических документов, которые являются основой экскурсии. Рецензирование контрольных и индивидуальных текстов, методических разработок способствует повышению качества методической документации. К рецензированию привлекаются квалифицированные специалисты, методический совет. Организаторами работы по контролю за качеством проведения экскурсий являются менеджеры методических или экскурсионных отделов, а там, где их нет, - руководители методических секций экскурсоводов, старшие методисты и методисты экскурсионных организаций. Контроль качества предоставления услуг производится на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г., в котором предусмотрена ответственность за качество и количество предоставляемых экскурсанту услуг, за безопасность жизни, здоровья и за сохранность имущества во время туристско-экскурсионного обслуживания. Поэтому определенная степень ответственности должна лежать на экскурсоводе как представителе своей фирмы, занимающейся обслуживанием приезжающих и местных экскурсантов. Качество экскурсионного тура - это совокупность сводных показателей качества всех услуг, включенных в программу обслуживания с учетом цели этого тура. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с. В большинстве случаев критерием качества проведения экскурсии экскурсовод считает степень удовлетворенности экскурсантов. Такой подход снижает качество экскурсии, создавая основу для упрощения и ослабления как содержания, так и методической стороны проводимой экскурсии. Экскурсанты оценку проведенной экскурсии ставят в зависимости от того, была ли она интересной, новой. Для того чтобы экскурсия была качественной, необходимы итоговый контроль знаний, осуществляемый методистом во время собеседований с экскурсоводом, проведение пробных экскурсий, а затем - прослушивание экскурсии на маршруте. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-272 с. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии обязательно включаются в программы поездок. Экскурсионная деятельность - это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-174 с. История становления экскурсионной деятельности насчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития. Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 95 с.Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях. Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей. Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека. В наши дни экскурии являются неотъемлемым элементом любого качественного туристического продукта, даже не редко сами составляют его. Из чего следует вывод, что только правильно построенная работа, четкий контроль и координация деятельности каждого из сотрудников, а также высокая квалификация лиц, задействованных в данной деятельности способны привести к высокому результату. В современных условиях туристического рынка грамотный менеджмент в экскурсионной сфере не менее важен, чем в любой другой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с. 2. Биржаков М.Б. Сущность и специфика туризма. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с. 3. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма - М. : «Альфа», 2002. - 37-39 с. 4. Горбунов В.С. Туристический рынок и тенденции его развития. - М.: Юнити, 2007. - 257 с. 5. Дмитриевский Ю. Д. Современные туристские тенденции - М.: Приора, 2007. - 365 с. 6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-134 -272 с. 7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2005. - 23-42 с. 8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме - М., 2004. - 124 с. 9. Квартальнов В. М. Туризм теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480-510 с. 10. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с. 11. Основы менеджмента туризма: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с. 12. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева и др.; под общей ред. А.П. Дуровича -2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2005. -640 с. 13. Организация работы с документами: Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2001.- 592 с. 14. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. - М.: Турист, 2003. - 45 с. 15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. 16. Экономика современного туризма/Под ред. Г.А. Карповой. - СПб.: Питер, 2006. - 354 с. 17. http://mirexcurs.ru/ Электронная версия журнала «Мир экскурсий» № 1, 6, 7-8, 2007-2008. 18. Бялый Г.А., Чехов и русский реализм. М., 1981. - 45 с. 19. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова. - М., 1958. - 237 с. 20. Чехов в воспоминаниях современников. -- М., 1960. - 367 с. 21. Чехов М. П., Вокруг Чехова. -- М., 1985. - 78 с. 22. Филевский П.П. История города Таганрога 1698-1898 - Таганрог: Сфинкс, 1996 - с.380 |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |