|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Физкультурно-спортивные виды гимнастикиФизкультурно-спортивные виды гимнастикиФизкультурно-спортивные виды гимнастики 1. Атлетическая гимнастика («Бодибилдинг») Атлетическая гимнастика является одним из видов гимнастики образовательно-развивающего направления, относящихся к группе базовых видов гимнастики (согласно классификации видов гимнастики, принятой в 1984 году). Атлетическая гимнастика известна так же под названиями «Культуризм», «Спортивный атлетизм», а на Западе и в Америке под названием «Бодибилдинг», что в дословном переводе с английского означает «телостроительство». В то же время система бодибилдинга, стоящая у истоков культуризма, не является американским изобретением. Свое начало она взяла в России и основоположником этого направления развития гимнастики является Евгений Сандов. От рождения Евгений был хилым и больным ребенком, но потом, систематически занимаясь хорошо придуманными занятиями с тяжестями, он сумел достичь физического совершенства. Об этом красноречиво говорят данные его телосложения: рост - 174 см; вес - 90 кг; окружность шеи - 44 см; окружность груди - 122 см; окружность талии - 80 см; окружность таза - 107 см; окружность бедра - 66 см; окружность голени - 44 см; окружность бицепса - 44 см. Атлетическая гимнастика подразделяется на два направления: оздоровительно-массовое и спортивное. Как самостоятельный вид спорта атлетическая гимнастика официально признана в 1987 году, тогда и было принято решение о создании федерации атлетической гимнастики. Атлетическая гимнастика, будучи спортивным видом гимнастики, приобрела все присущие спорту признаки (организация тренировки; участие в соревнованиях; правила судейства соревнований; определение победителей; присвоение спортивных категорий). Спортивное направление в атлетической гимнастике включает в себя силовое троеборье и атлетическое позирование. Для участия в соревновании все участники делятся на четыре весовые категории: - I категория - вес до 65 кг; - II категория - вес до 70 кг; - III категория - вес до 80 кг; - IV категория - вес до 90 кг и выше. Соревнования по атлетическому позированию проводятся по двум программам (обязательной и произвольной) в два дня. Первый день - обязательная программа, которая включает 8 упражнений и замер пропорциональности развития всего тела. Выполняются следующие упражнения: 1. Руки спереди; 2. Плечевой пояс и мышцы спины спереди; 3. Мышцы рук (боковая позиция слева); Мышцы рук, груди и бедер (боковая позиция справа); Мышцы живота; Мышцы рук, плечевого пояса и спины сзади; Мышцы голени (сзади и сбоку); Мышцы бедра спереди. В обязательной программе каждое упражнение оценивается из 5 баллов. Второй день - произвольная программа. К выступлениям во второй день соревнований допускаются лучшие 8 участников в каждой весовой категории, которые демонстрируют свои произвольные программы с музыкальным сопровождением. Первыми выступают участники, имеющие меньшую сумму баллов за первый день соревнований. Произвольная программа судится из 10 баллов за технику выполнения и из 10 баллов за общее впечатление. Победитель соревнований определяется по наибольшей сумме баллов, полученных за обязательную и произвольную программы. Для выполнения разрядных требований необходимо набрать в сумме: - III разряд - 97 баллов; - II разряд - 106,5 баллов; - I разряд - 116 баллов; - КМС (кандидат в мастера спорта) - 125,5 баллов; - МС (мастер спорта) - 135 баллов. Начинающие атлеты занимаются по облегченной программе, постепенно увеличивая продолжительность и интенсивность тренировок. В каждую тренировку включаются упражнения, вовлекающие в работу все мышечные группы. Количество упражнений в одном занятии от 10 до 15. Все упражнения обычно выполняются ритмично, в медленном темпе и с полной амплитудой. Большинство упражнений выполняются в положении лежа и стоя при различных углах наклона туловища и работающей части тела. Особенности учебно-тренировочного процесса, содержание и характер занятий связаны с конкретными принципами культуризма, которые в общих чертах сводятся к следующему: Для интенсивного развития силы и увеличения объема мышц и веса тела рекомендуется выполнять небольшое количество повторений (5-6 раз) с относительно большими отягощениями. 2. Для общего развития мускулатуры надо применять среднее количество повторений (8-10 раз) с умеренными отягощениями. 3. Для удаления жировых отложений, выработки рельефа мышц и увеличения силовой выносливости рекомендуется выполнять большое количество повторений (15 и более, иногда «до отказа») с относительно небольшим отягощением. 2. Гимнастика «Евротим» Одним из молодых видов массового спорта стала групповая Европейская гимнастика или «Евротим». «Евротим» - это командный вид спорта, в какой-то мере слегка упрощенный и модернизированный вариант спортивной гимнастики. Занимающиеся групповой Европейской гимнастикой - это в основном люди, имеющие опыт занятий спортивной гимнастикой, с достаточными физическими кондициями, широкой двигательной базой (навыки выполнения вращений, равновесий, прыжков) и танцевально-хореографической подготовленностью. Первый чемпионат по Европейской гимнастике состоялся в мае 1996 года в Финляндии. Особенности этого вида гимнастики состоят в поточном способе выполнения упражнений всеми участниками; в возможности оказания помощи и страховки (тренером и участниками); в допустимости взаимозамены участников команды в отдельных видах упражнений; в суммировании вклада каждого участника команды в общий результат выступления в соревнованиях. «Евротим» имеет следующие отличительные признаки: Сложно-координационный и скоростно-силовой характер упражнений; Разнообразие движений, включаемых в соревновательные упражнения; Определенная психологическая напряженность при выполнении упражнений, связанная с безопорными полетными фазами упражнений; Синхронизация действий, которая выражается в согласовании действий участников групповой композиции; Строгая регламентация программ соревнований. Команды состоят из 6-12 человек. Состав может быть мужским, женским или смешанным (50% на 50%). В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражнений. Программа соревнований включает 3 обязательных вида упражнений, которые выполняются под инструментальную музыку. Первый вид - групповая композиция вольных упражнений без предметов. Упражнения выполняются в пределах 2-4 минут под музыку. Второй вид - прыжки на акробатической дорожке. Упражнения выполняются последовательно, под музыку (страховка обязательна). В каждой серии прыжков могут принимать участие не менее 6 гимнастов. Третий вид - прыжки с мини-батута. Команда из 6 человек выполняет с разбега (до 15 метров) 3 различных прыжка (один одинаковый для всех участников команды, а два других по выбору). Кроме обязательных упражнений дополнительно могут выполняться групповая композиция вольных упражнений с предметами и групповые упражнения на снарядах (одновременное выполнение гимнастами соединений элементов на 2-4 снарядах). Упражнение оценивается из десяти баллов. В базовую оценку (10 баллов) входят 3 балла за трудность; 2 балла за композицию; 4,8 балла за исполнение и 0,2 балла за оригинальность и сложность. Оценка производится с точностью до 0,01 балла. 3. Общая гимнастика Общая гимнастика (авторская программа А.Б. Лагутина) является молодым видом массового спорта, возникшим на базе другого вида гимнастики массового характера - «Групповой европейской гимнастики» (гимнастика «Евротим»). Общая гимнастика - многоборный вид спорта, который включает в себя групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки. Гимнастические прыжки на первых стадиях обучения выполняются с опорой руками о снаряд, а затем с мини батута. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением. Общей гимнастики присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травматичности, оптимальный уровень сложности. Возможно проведения соревнований по общей гимнастики. Доступность общей гимнастики для широкого контингента занимающихся обусловлена возможностью для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического многоборья. Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастических упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости, при преимущественном развитии двигательно-координационных способностей. Соответствие двигательного содержания занятий требованиям программы по предмету физическая культура для учащихся общеобразовательных школ, использование в учебном процессе типового гимнастического оборудования повышенной пропускной способности, высокая моторная плотность занятий позволяет рассматривать общую гимнастику как один из базовых видов двигательной активности в урочных и секционных формах занятий с учащимися начальной и средней школы. По правилам соревнований по общей гимнастике количество участников в групповых вольных упражнениях должно быть 12; в акробатических и гимнастических прыжках - по восемь участников. Программа соревнований (по А.Б. Лагутину) разделена на четыре уровня сложности «А», «В», «С», «Д» в зависимости от возраста и подготовленности участников. Программы категории сложности «А», «В», «С» имеют строго обязательный характер. Отличительной особенностью программы категории сложности «Д» является произвольность составления композиции групповых вольных упражнений, в которую могут включаться движения танцевального характера, как без предмета, так и с предметом, одинаковым у всех участников, элементы ритмической гимнастики и спортивной аэробики, простейшие акробатические упражнения. Акробатические и гимнастические прыжки выполняются поточно: началом выступления каждого последующего участника является момент ухода предыдущего участника с акробатической дорожки или места приземления в гимнастических прыжках. На сегодняшний день общая гимнастика признана одним из спортивных видов гимнастики, по которому возможно выполнение I, II и III юношеских и взрослых (спортивных) разрядов. Условиями выполнения разрядных требований является выполнение в полном объеме требований классификационной программы не менее чем в двух видах многоборья, один из которых - групповые вольные упражнения. Занимающиеся могут выступать по программам юношеских разрядов с 7 лет; III разряда - с 9 лет; II разряда - с 10 лет; I разряда - с 12 лет. 4. Спортивный (гимнастический) фитнесс В последнее время все большую популярность приобретает одна из спортивно-конкурсных форм гимнастики под названием «спортивный фитнесс». В основу «спортивного фитнесса» включены упражнения атлетической гимнастики, упражнения на снарядах, работа на тренажерах (упражнения локального воздействия), упражнения для коррекции фигуры и упражнения для совершенствования специальной выносливости и ловкости. Соревнования включают элементы культуризма, двигательную композицию, двигательное задание для оценки физической подготовленности спортсменок. В них участвуют в основном девушки 14 - 18 лет и взрослые женщины 19 - 35 лет. Соревнования по фитнессу весьма зрелищны, не требуют установление рекордов. Все участницы соревнований делятся на две группы (категории) по ростовому признаку: до 160 см и выше. Программа соревнований по спортивному фитнессу состоит из четырех раундов. Первый раунд - «бикини»: оценивается общее гармоническое развитие участниц и отдельные пропорции тела. Второй раунд - выполнение произвольных композиций вольных упражнений с музыкальным сопровождением (1,5 - 2 минуты). Третий раунд - оценка физических возможностей участниц в виде выполнения конкретного двигательного задания (например, в виде тяги «до отказа», при этом определяется количество повторений или время выполнения упражнения). Четвертый раунд - заключительный: оценка всех участниц в повторном позировании, демонстрация отдельных поз, как и в первом раунде. Суммируя оценки за каждый раунд, жюри выносит окончательное решение и определяет конкурсное место каждой участницы. Следовательно, этот вид соревнований по доступности - массовый, а по целенаправленным тренировкам и применению специальных средств гимнастики - спортивной направленности. 5. Акробатический рок-н-ролл Акробатический рок-н-ролл (АРР) относится к группе сложно-координационных видов спорта и представляет собой определенный синтез танца и парных акробатических упражнений. Его основным содержанием являются взаимодействия партнеров в процессе выполнения двигательной композиции под музыкальное сопровождение. Несмотря на сложность АРР можно отнести к массовым видам спорта, так как в нем выделяют восемь классов, делящих участников соревнований по возрасту и уровню подготовленности. Специфичными для АРР следующие характеристики: - высокотемповые действия каждого партнера, выполнение различных соединений в темпе 45-52 тактов в минуту; - заданный темп движений связан со стилем «рок - н - рола»; - достаточно продолжительные композиции (выполняются две минуты); - сложные акробатические элементы выполняются на жестком покрытии; - строгие требования к возрасту и квалификации занимающихся; - соревнования по АРР проводятся в двух основных видах: среди пар и групповые (когда упражнения выполняют одновременно от 4 до 8 пар). Занятия АРР требуют от занимающихся разносторонней подготовленности, в том числе: 1. Базовой подготовленности (овладение танцевальной техникой и парной акробатикой); 2. Музыкально-ритмической подготовленности (умения дифференцировать тональности, темп и ритм); 3. Хореографической подготовленности (пластичность, выразительность); 4. Способности к взаимодействию с партнером (синхронное или сочетанное выполнение движений); 5. Достаточной физической подготовленности (скоростно-силовые качества, специальная выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость); 6. Способности корректировать упражнения по ходу выполнения всей композиции. Основное содержание АРР составляют специальные программы, разработанные для каждого класса и возрастных категорий выступающих. Первая программа - «танцевальная техника». Продолжительность программы от 55 до 65 секунд, темп - 50-52 такта в минуту с выделением ударных долей. Вторая программа - «обязательная композиция». Эта программа выполняется только спортсменами высшей категории. Кроме танцевальной композиции в нее включены для оценки четыре акробатических элемента. Продолжительность программы - 55-65 секунд, темп - 48-50 тактов в минуту. Третья программа - «акробатика», т. е. композиция, объединяющая танцевальные движения и акробатические элементы (но не более шести). Продолжительность программы - 85-120 секунд, темп - 48-50 тактов в минуту. Критериями оценки являются пять показателей: акробатика; техника ног; танцевальные фигуры; композиция; общее впечатление. 6. Черлидинг (группы поддержки спортивных команд) Черлидинг (от английского Cheer - приветственное восклицание), как вид спорта приобрел широкое распространение в 70-е годы прошлого столетия в США. Он органично сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта. Черлидинг можно разделить на два основных направления: 1. Соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам; 2. Работа со спортивными командами, клубами, федерациями для выполнения следующих задач: - привлечение зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни; - создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, смягчение агрессивного настроения болельщиков-фанатов, создание обстановки «позитивного фанатизма» и управление эмоциями фанатов; - поддержка спортивных команд, участвующих в матче; - активизация и разнообразие рекламно-имиджевой работы на спортивных мероприятиях. Для начальных занятий черлидингом не требуются специальные физические данные, поэтому в команды младшей возрастной категории принимаются все желающие в возрасте от 9 лет, допущенные по медицинским показателям к занятиям спортом. Спортсмены (черлидеры) делятся на команды по возрастному признаку: дети, юниоры и взрослые. В черлидинге существуют две основных номинации: «Чер» и «Данс». Программы «Чер» имеют спортивную направленность, включают достаточно большое количество акробатических элементов, требуют страховки при выполнении сложных моментов программы. В Чер-программах используются кричалки, возможно использование средств агитации: плакаты, мегафоны, флаги, знамена, помпоны и др. Обязательными элементами чер-программы являются прыжки, пирамиды, станты-поддержки, чер-дансы, чер-кричалки, чанд-кричалки, акробатические элементы (кувырки, перевороты, рондаты и др.). Данс-программы строятся на принципе сочетания разнообразных стилей (джаз, фанк, поп, рэп, лирический стиль и т.д.), хорошо вписываются в любое шоу, могут выполняться как на спортивных площадках, так и на паркете. В программе обязательно используются помпоны. Обязательными элементами Данс-программы являются пируэты, шпагаты, прыжки и махи, которые выполняются всеми участниками команды. В Данс-программах запрещено использовать акробатику, поддержки, кричалки. Черлидинг (за исключением некоторых номинаций, принятых в ЕСС, таких как талисман и индивидуальные соревнования) - командный вид спорта. Минимальное количество участников команды в номинациях Чер и Данс - 8 человек. Максимальное количество неограниченно. Время выступление команды до трех минут. Соревнования проводятся на стандартной площадке размером 12 х 12 метров. Нарушения размеров площадки (заступы) ведут к начислению штрафных баллов. Программы Чер и Данс сопровождаются произвольными музыкальными композициями по выбору команд, в зависимости от стиля программы. В одной программе может использоваться музыка разных стилей, гармонично переходящих друг в друга. Музыка может быть остановлена на несколько счетов для выполнения кричалок. Команда должна быть одета в униформу (специальные костюмы). Не разрешается использование съемных частей униформы и не допускается снятие одежды во время выступления. Нижнее белье не должно быть видимо. Нижней частью униформы могут быть юбки, шорты или брюки. Верхняя часть - топ, легкая куртка, жилет и т.д. Все члены команды должны использовать спортивную обувь на прочной подошве, преимущественно плотно зашнурованные кроссовки. Каждая команда в номинации Чер должна позаботиться о страховке во время выполнения программы своей командой. По итогам соревнований присваиваются 1,2,3 места в каждой номинации и в каждой возрастной категории. Победители определяются по наибольшему количеству набранных баллов. В случаях равного количества баллов, победитель определяется решением судейской бригады с учетом сложности программы (оценка за сложность является решающей). Словарь терминов, используемых международной федерацией черлидинга. Cтант - поддержка, в которой участвуют от 2 до 5 человек; Пирамида - группа стантов, стоящих достаточно близко, чтобы коснуться друг друга; Флайер - «летающий», самый верхний человек в станте, пирамиде, не имеющий контакта с соревновательной поверхностью (полом); Маунтер - человек, занимающий средний уровень пирамиды (станта) между базой и флайером, не имеющий контакта с соревновательной зоной; База - нижний (поднимающий) человек, обеспечивающий основную поддержку в пирамиде (станте); Креддл - прием флайера в «колыбель»; Экстеншен - стант, в котором базы держат флайера на вытянутых руках; Элеватор (лифт) - стант, в котором базы поднимают флайера через экстеншен на уровне плеч; Баскет тосс - стант-бросок из 4-5 человек, в котором руки боковых баз сцеплены и обязательно присутствие задней базы; Хай V - движение рук в виде английской буквы «V»; Той тач - прыжок, при котором спортсмен поднимает прямые ноги под углом 90 градусов; Тосс - бросок; Спотер - страхующий, отвечающий за безопасность зоны «голова-плечи» маунтера или флайера. Контролирует, но не участвует в построении пирамиды (станта); поддерживает визуальный контакт с маунтером (флайером) и отвечает за их безопасный спуск; Кетчер - человек, отвечающий за прием спускающегося флайера; Клэп - хлопок на уровне ниже подбородка, при котором ладони выпрямлены и полностью касаются друг друга; Класп - хлопок на уровне ниже подбородка, при котором пальцы согнуты и держат противоположную ладонь, а большие пальцы перекрещены; Чир - кричалка, цель которой передать информацию зрителям; Чант - слово или фраза, повторяющаяся много раз с целью активизации зрителей (считается выполненным при достижении контакта со зрителями); Пробс - средство агитации (плакаты, растяжки, мегафоны и т.п.); Оверлеп - сокрытие момента перехода от станта к станту с помощью танцевальных элементов, чиров, чантов и других элементов программы. Формации - построения. ЛИТЕРАТУРА Анангананг Сваами. Здоровье и Йога //Физкультура и спорт. -1988.-№10-11. Балдин Г. Конкурсы атлетизма // Физкультура и спорт. - 1989. -№ 1. Бресков В.С., Миняев В.М. Воздух - дыхание - жизнь. - М., 1984. Бутейко К. //Советский спорт. - Выпуск «ЗОЖ». -1989.- № 28; № 269; № 270 Величко Е. Энциклопедия Арнольда // Физкультура и спорт. - 1990. - № 8. Верещагин В.Г. Физическая культура древних Йогов. - Минск: Полыня, 1982. Власов Ю. Подарим вторую жизнь // Физкультура и спорт. - 1989. - № 1. Высокоэффективные комплексы для занятий фитнессом /Т. Барышникова. - М.: Эксмо, 2006. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселёва Т.Н. Стретчинг - подвижность, гибкость, эластичность. - М.: Советский спорт, 1991. Голембо Б. Начала Йоги // Физкультура и спорт. - 1989.- № 5. Дао и Даосизм в Китае. - М., 1983. Деревянин А. Комплекс упражнений А.С. Стрельниковой // Физкультура и спорт. 2002.- № 7. Домен А.М., Попов Т.В. Традиции военных искусств. - М., 1990. Иванов Ю., Петров В., Лукашин Ю. Принципы культуризма // Физкультура и спорт. - 1989. - № 5. Иванов Ю., Петров В., Лукашин Ю. Принципы культуризма // Физкультура и спорт. - 1989. - № 6. Иванова О.А., Дикаревич Л.И. Аэробика плюс сила и гибкость // Здоровье. - 1993. - № 1. Иванова О.А., Дикаревич Л.И. Гибкость - это молодость // Здоровье. - 1993. - № 10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. Зуев В.Н. Волшебная сила растяжки. - М.: Советский спорт, 1990. 20. Кондратов А.М. Статическая гимнастика Йогов // Сб. научн. методич. раб. по гимнастике. - Ленинград, 1973. 21. Линдер Н. Сосредоточьтесь в движении //Физкультура и спорт. -1989.- № 8. 22. Линдер Н. Цигун // Физкультура и спорт. - 1989. - № 7 31. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-морском флоте (НФП - 87). - М.: Военное издательство, 1987 32. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика // Знание. - Серия: Физкультура и спорт. - 1986. - № 3. 33. Петров В.К. Молодость и сила. Ритмы атлетизма. - М.: Советский спорт, 1988. 34. Петров В.К. Гармония силы. Ритмы атлетизма. - М.: Советский спорт, 1988. 35. Рамачарака Йог. Наука о дыхании индийских Йогов. -Ленинград, 1971. 36. Решетников Г.С. Ваши мышцы. М.: Физкультура и спорт.1971. 37. Смолевский В.М., Ивлев Б.Н., Колодницкий О.В. Формирование познания в нетрадиционных видах гимнастики. - М., 1990. 38. Смольников Б. Йога для всех // Здоровье. - 1990. - № 1. 40. Стрельникова А.Н. // Знание. - Серия: Физкультура и спорт. -1985. -№ 9-11. 41. Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура // Знание. - 1986. - №1 42. Чугунов В.С., Щерба Т.Н., Васильева В.Н. Методика релаксационной гимнастики по В.С. Чугунову // Теория и практика физической культуры. - 1983. - №2. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |