|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - О рекреалогииО рекреалогии25 Контрольная работа О рекреалогии Содержание
1. Характеристика туристско-рекреационного района Байкал 1.1 Географическое положение региона Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Площадь водной поверхности составляет 31 722 км? (без учета островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира. Длина береговой линии -- 2 100 км. Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. При этом западное побережье -- скалистое и обрывистое, рельеф восточного побережья -- более пологий (местами горы отступают от берега на десятки километров) Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008. . 1.2 Природные условияПроисхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера ученые традиционно определяют в 25--35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озер, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10--15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются. Однако существует также версия о молодости Байкала, выдвинутая доктором геолого-минералогических наук Александром Татариновым в 2009 году, которая получила косвенные подтверждения во время второго этапа экспедиции «Миров» на Байкале. В частности, деятельность грязевых вулканов на дне Байкала позволяет ученым предполагать, что современной береговой линии озера всего лишь 8 тыс. лет, а глубоководной части -- 150 тыс. лет. Несомненно лишь то, что озеро расположено в рифтовой впадине и по строению схоже, например, с бассейном Мертвого моря. Одни исследователи объясняют образование Байкала его расположением в зоне трансформного разлома, другие предполагают наличие под Байкалом мантийного плюма, третьи объясняют образование впадины пассивным рифтингом в результате коллизии Евразии и Индостана. Как бы то ни было, преобразование Байкала продолжается до сих пор -- в окрестностях озера постоянно происходят землетрясения. Есть предположения о том, что проседание впадины связано с образованием вакуумных очагов вследствие излияния базальтов на поверхность (четвертичный период). По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2 630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоеме. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды Суходелов А.П. Байкал - уникальный природный объект мирового значения. // Ресурсы регионов России, М., 2007, №2.. Рачок эпишура -- эндемик Байкала -- составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоема. Он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая ее. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин на мелководье. Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и другие. Байкал уникален среди озер тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. 1.3 Геодемографическая характеристика регионаБуряты и эвенки - два основных коренных народа, населяющие район Байкала. Буряты принадлежат к тюрко-монгольской, а эвенки к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. До начала XX в. русские именовали эвенков - тунгусами. Себя эвенки называют ороченами, то есть оленьими людьми. Ученые-этнографы, впервые познакомившиеся с культурой эвенков, назвали их «аристократами севера», настолько были сложны и развиты их религиозные и мировоззренческие представления, изысканы мифология и народное искусство. Основное занятия эвенков - оленеводство (эвенки не только запрягали оленей в нарты, но и ездили на них верхом), охота и рыболовство. Более многочисленные буряты (близкородственные монголам) пришли на Байкал с юга и постепенно оттеснили эвенков в северные районы и тайгу. 1.4 История формирования и развития регионаСо слов местных жителей, записанных в 1930-х годах, до XII--XIII веков Прибайкалье населяли народ баргуты. Им на смену с запада пришли буряты, которые стали активно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье. Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII -- начале XVIII века. Первым русским открывателем Байкала стал казак Курбат Иванов. Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространенные версии происхождения топонима «Байкал» Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, Сибэкспоцентр, 2009.: · Байгъал (якут.) -- большая глубокая вода; море · Бай-Куль (тюрк.) -- богатое озеро · Байгаал-Далай (монг.) -- богатый огонь · Бэй-Хай (кит.) -- северное море Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Со второй половины XVII века русские переходят на название, принятое у бурят, -- «Байгаал» (произносится как «Бэйгхэл»). При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название. 1.5 Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы регионаИсконной религией бурят, как и всех народов Сибири, включая эвенков, является шаманизм. Буддизм (в форме ламаизма) стал распространяться в Бурятии с XVII века и довольно мирно уживался с шаманизмом. Буряты обращались за помощью, как к ламам, так и к шаманам. Между бурятами, жившими западнее и восточнее Байкала, долгое время существовало значительное различие. Иркутские буряты были наполовину православными, наполовину шаманистами и занимались земледелием. Забайкальские буряты придерживались буддизма и занимались скотоводством. В течение длительного времени местные люди кормились дарами тайги и озера. Сочетание рыбы, дичи и таежных приправ отличают сибирский стол от европейской кухни. Это отличие ярче проявляются во время питания на берегу Байкала. Местной изюминкой является малосоленый байкальский омуль, слава о нежном вкусе которого известна далеко за пределами Сибири. Свежесоленый омуль настолько нежен, что его за один раз съедают по несколько хвостов. Среди гурманов он ценится как идеальная закуска к охлажденной водке. Также широко известны пельмени и мясо «Влпо-сибирскиВ». 1.6 Историко-архитектурные и культурные памятники и объекты всемирного природного и культурного наследияСлюдяные озера. Находятся в 25км от Северобайкальска. Большое Слюдяное озеро в диаметре достигает около 2км и имеет прекрасные песчаные пляжи. Чистая вода летом хорошо прогревается и вода на 6В°С теплее, чем в Байкале. Остров Ярки. Это удивительно узкий песчаный остров длинной около 14км, шириной от 100 до 400м, отделяющий озеро Байкал от дельты рек Верхняя Ангара и Кичера. Здесь протяженные песчаные пляжи, теплая вода и хорошая рыбалка. Мыс Лундарь. Здесь находится прибойно-волновая пещера. В ней были найдены обломки керамической посуды курыканского времени (V-XI вв.) недалеко расположено старинное рыбацкое село Байкальское, одно из первых русских поселений на севере Байкала. Озеро Фролиха. Высокогорное озеро на восточном побережье. Живописное ледниковое озеро, площадь которого состовляет16,5 кв. км, глубина до 80 метров. В этом озере водится уникальная для Сибири красная рыба даватчан тАУ реликтовая форма ледниковой эпохи. Мясо рыбы даватчан красное по цвету, иногда ее ошибочно называют форелью. П. Листвянка. Байкальский лимнологический музей (СО РАН). Экспозиция музея основана в 1928 г. Это единственный музей, экспозиция которого знакомит с историей изучения озера Байкал, его животным и растительным миром. Здесь представлены байкальские рыбы, чучела птиц и животных, образцы донных отложений и байкальских минералов, различные экспонаты, найденные во время научных полевых экспедиций. Кругбайкальская железная дорога. Уникальный памятник инженерного зодчества созданный в 1904г. На КБЖД можно увидеть: сохранившийся каменный карьер где обрабатывался камень для строительства, экспозицию железнодорожной техники, живописная защитная галерея с итальянской подпорной стенкой, белая выемка (геологический разрез, образовавшийся при строительстве дороги), лаборатория нейтринной астрофизики высоких энергий, птичий базар на 300-метровой скале, единственное в южной части озера место гнездования серебристой чайки Суходелов А.П. Целлюлозно-бумажная промышленность Байкальского региона. Новосибирск, 2005.. Картинная галерея. Частная картинная галерея, в которой представлены работы разных мастеров, основной темой которых является Байкал. Здесь можно приобрести изделия из бересты, картины, ювелирные изделия. Никольская церковь. Согласно преданию, в начале XIX в. русский купец Ксенофонт Серебряков во время плавания через Байкал терпел бедствие. Ему грозила явная гибель. Но не отчаялся он, усердно молился о спасении святому Николаю, покровителю мореплавателей. Свершилось чудо: Ксенофонт увидел самого святого Николая, спешащего ему на помощь. В знак глубокой благодарности за чудесное спасение Серебряков дал обет: построить храм в честь великого чудотворца. И в 1846 г. было начато строительство церкви в п. Никола на берегу Ангары. В данный момент церковь находится в п. Листвянка и укомплектована иконами из других храмов Иркутска. Среди икон есть памятники середины XVIII в. Мыс Бурхан (скала Шаманка). Шаман-скала одна из девяти святынь Азии. Является визитной карточкой озера Байкал, без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился «Алтарь Будды». У подножия скалы сохранился загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите. Ламы говорили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные временя, ища спасения, что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молится. Мыс Хоргой. Степной мыс, который известен, прежде всего, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены протяженностью185 м и высотой 1,5- 2 м. По флангам хорошо сохранилась каменная кладка. Озеро Ханхой или Ялга. Второе по величине озеро на острове Ольхон, летом теплое и приятное для купания. В 500м к юго-востоку, на скалистых берегах малого моря находятся археологические памятники курумчинской культуры - плиточные могилы, напоминание об исчезнувшем народе. 1.7 Основные туристские центры региона. Основные направления туристских потоков в регионеПривлекательность региона для туристов определяется наличием туристских ресурсов (природных, исторических, социально-культурных объектов). В этом отношении Байкальский регион располагает природными ресурсами для развития рекрационной сферы (туризма и санаторно-курортного обслуживания), имеет возможности для внутреннего и въездного туризма. На территории региона более 300 источников различных минеральных вод, озера с крупными запасами лечебной грязи. Индустрия туризма включает предприятия разных отраслей, но главную роль играют туристские фирмы, формирующие туристские потоки. Рассмотрим тенденции развития туризма на примере Иркутской области. На начало 2001 года в Иркутской области действовало 39 туристических фирм, из которых 74% имели частную форму собственности, 8% - смешанную, 6% - государственную и муниципальную. Предприятия туризма сосредоточены в крупных городах. Из общего числа туристских фирм 28 (72%) находятся в Иркутске, 4 (10%) - в Братске и 2 фирмы (5%) - в Ангарске9. Туристский бизнес в области развивается, ежегодно регистрируются 1-2 турфирмы. Более 70% действующих фирм области появилось в последние 10 лет, около трети работают в сфере туристского бизнеса более 15 лет. Туризм подвержен влиянию сезонного фактора. Самое популярное время для совершения поездки - лето: июнь - 13% обслуженных туристов, июль - 22%, август - 21%. но сезонность несколько сгладилась. Об этом свидетельствует рост числа фирм, работающих полный год - с 65% до 87%. Кроме того, в среднем с 4 до 5 месяцев увеличилась продолжительность работы «сезонных» турфирм Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008. . Из всех туристских фирм две трети являются туроператорами, остальные - фирмы-турагенты. Специфика услуг туроператоров заключается в разработке туров, подборе и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг. Туроператов продает тур через посредников (турагентов) или напрямую клиентам. Турагенты занимаются посреднической деятельностью, реализацией туров населению. Они могут быть как самостоятельными, так и подразделением фирмы-туроператора. В 2002 году около 60% фирм (в 1999 - 44%) совмещали турагентсткую и туроператорскую деятельность. В условиях рынка такой синтез может дать дополнительные возможности для стабильного и успешного развития. В Иркутской области наиболее распространен внутренний туризм, его удельный вес в общем количестве проданных путевок в 2000 году составил 65%. На долю выездного туризма пришлось 27% и только 8% - на долю въездного туризма. Таблица 1 Характеристика туризма
По числу обслуженных туристов также наиболее представительным является внутренний туризм (44%). Но наибольший доход, учитывая разницу в стоимости путевок, приносит выездной туризм (62%). В 2000 году иркутскими турфирмами было обслужено 22353 туриста, из них 38% принято и 62% отправлено. В числе принятых доминируют иностранцы - 7725 человек или 92% и только 690 туристов (8%) прибыли из субъектов Российской Федерации. Среди иностранных туристов преобладали жители Китая (73%). Из россиян больше всего туристов прибыло из Москвы (38%) и Санкт-Петербурга (21%). Областным комитетом государственной статистики в апреле 2002 года было проведено обследование туристских потоков в Иркутской области. В общей сложности опрошено 467 человек. Так или иначе, в составе организованных групп или «диким» образом, именно Байкал выбирается местом отдыха половиной опрошенных. Привлекает особый микроклимат и живописность озера, и не в последнюю очередь - доступность такого отдыха, ведь многие не располагают средствами для дальней поездки. Развитие туризма невозможно без развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей проезд туриста к конечному пункту путешествия и обратно. Бедой России являются дороги. Избалованные комфортом иностранцы, привыкшие к европейским автобанам, российские автострады не считают дорогами. Из общей протяженности автомобильных дорог Иркутской области только 38% (4,4 тыс. км) имеют усовершенствованное покрытие. Транспортный парк области изношен, пополняется мало, в результате прослеживается тенденция к его сокращению. На обновление подвижного состава пассажирского автотранспорта в 2001 году было выделено 28 млн. рублей, на четверть меньше, чем годом ранее. Только 17% турфирм области имеют специальный автотранспорт для перевозки туристов. В этих условиях сложно говорить о комфортных условиях для туристов. Могут предоставлять интерес круизы на теплоходах. В 2001 году водным транспортов области перевезено 10,3 тыс. человек. Причем это единственный вариант водного туризма на территории области, так как дальние туристские линии отсутствуют. Слабо используют резерводные прогулки по Байкалу. Отдыху и оздоровлению способствуют и санаторно-курортные организации. Имеющиеся в области дома отдыха, пансионаты, санатории и турбазы также не вполне соответствуют современным требованиям. За 2000 год их количество снизилось на 4% и составило 66 единиц, из них 28 организаций отдыха и 2 туристские базы. Около половины (48%) номеров не имеют удобств и только 10% относятся к классу «люкс». За год было обслужено более 135 тыс. человек. На начало 2001 года экскурсионные услуги в Иркутской области оказывали 20 организаций, из них 30% - туристские фирмы и 70% - музеи. За год было организовано 12772 экскурсий, из которых 97% - музейные. почти все экскурсии (91%) - платные Волков.С. Микроэнциклопедия «Вокруг Байкала», Иркутск, 2007.. Завтрашний день туризма определяется сегодня. В данное время Иркутская область находится на начальном этапе развития этой сферы экономики. Туристский бизнес сталкивается со многими проблемами, главной из которых является удаленность от европейской части России. Особенно это препятствует иностранному туризму, который представляет значительный потенциал. Успешному развитию туристских фирм препятствуют и такие факторы, как нехватка собственных денежных средств (отметели 62% опрошенных), недостаточная поддержка со стороны государства (62%), нестабильность налоговой политики (59%), неудовлетворительное состояние инфраструктуры туризма (55%), высокая конкуренция на рынке туристских услуг (48%), недостаток правовых и нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность (38%), неплатежеспособность потребителей (38%). Несмотря на все проблемы туристкого бизнеса в области, руководители фирм не собираются сворачивать свою деятельность. Такой настрой туристских менеджеров внушает оптимизм, дает надежду на будущее. Во всем мире туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса. Россия же въездным туризмом зарабатывает лишь крайне незначительную часть валового регионального продукта. Отправлять соотечественников за рубеж гораздо проще и прибыльнее, чем принимать иностранцев. При наличии положительных тенденций в развитии туризма в нашей области, Иркутские фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе, уступая инициативу зарубежным конкурентам. По некоторым оценкам, областной центр использует свой туристский потенциал лишь на четверть. Для иностранных туристов по степени привлекательности Байкал стоит в одном ряду с Санкт-Петербургом, Москвой и Золотым Кольцом. Но требовательных иностранцев может отпугнуть многое: кроме неразвитой инфраструктуры и отсутствия многих привычных удобств серьезным препятствием служит сама процедура оформления поездки, длительное оформление виз и их высокая стоимость. Правительством России разработана концепция развития туризма до 2005 года. Планируется облегчить визовый режим, снизить стоимость виз, устранить несовершенство таможенной системы при въезде и выезде из страны, повысить ответственность турфирм, введя финансовые гарантии туроператоров. Туристский бизнес необходимо направить по цивилизационному пути, а для этого нужны инвестиции. Но вложение средств обязательно окупит себя. От производственной сферы туризм отличается быстрой окупаемостью. Если средства, вложенные в промышленность, возвращаются через 8-10 лет, то в сфере услуг - через 1,5 - 2 года. За инвестициями неизбежно последует приток туристов. Подсчитано, что пребывание в Иркутске одного туриста из Японии дает 150 тыс. рублей дохода в бюджетную систему. Развитие дружеских связей с этой страной может благотворно сказаться на экономике области. Тема развития туризма затрагивалась губернатором на презентации Иркутской области в Японии, экс-премьер страны г-н Мори предложил открыть прямой рейс Иркутск - Комасо, что послужило бы хорошим импульсом для развития не только деловых отношений, но и туризма. Туризм - не только форма отдыха, это одна из отраслей экономики. Его развитие ведет за собой рост сопутствующих отраслей: транспорта, строительства (кемпенги, отели, зимние базы, шоссейное хозяйство), художественных промыслов. По прогнозам Всемирной организации путешествий, численность туристов за 20 лет увеличится в 2-3 раза. Чтобы занять достойное место на мировом рынке туристских услуг, следует уже сегодня уделять должное внимание развитию этого сектора экономики. Сейчас за рубеж отправляются сырьевые ресурсы, дающие доход. Турист же увозит из страны впечатления и оставляет деньги. Для поднятия уровня туристских услуг в Иркутской области предстоит сделать очень многое. Необходимо обеспечить цивилизованные условия для отдыха на Байкале, в этом наш регион мог бы сотрудничать с любым заинтересованным зарубежным партнером. Если удастся выполнить все задуманное и в полной мере использовать имеющийся потенциал, возможно, могущество Приангарья будет прирастать не только за счет сырьевой направленности экономики, но и благодаря туризму. 1.8 Социально-экономическое, политическое и экологическое положение в регионеС развитием производственных сил экологические факторы все активнее оказывают влияние на социально-экономическое развитие общества, заставляя больше внимания уделять рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Однако угроза глобальной экологической катастрофы кажется отдаленной и почти не воспринимается правительствами большинства стран. Локальные задачи хозяйственного развития пока заслоняют тревожные общемировые тенденции. Слишком велик «контур» обратной связи и высока инерционность планетарной эколого-экономической системы. В этой ситуации гораздо эффективнее решать эколого-экономические проблемы на региональном уровне. Байкальский регион, имеющий национальное и международное значение, может стать мировой модельной территорией. Именно здесь могут отрабатываться механизмы устойчивого развития, которые могут быть применены в других не менее уникальных регионах мира. Байкальский регион становится той модельной территорией, где изучается взаимодействие производительных сил с окружающей средой, накапливается теоретический и практический опыт народнохозяйственного, отраслевого и регионального природопользования. Байкал является уникальным озером планеты. Вместе с тем эколого-экономические задачи его охраны сталкиваются с противоположными социально-экономическими интересами, связанными с объективной необходимостью осуществлять хозяйственную деятельность в регионе. Радикальное решение байкальской проблемы связано с взаимодействием экономических интересов и противоречий различных уровней. Без учета этого взаимодействия невозможно делать реальные шаги в сторону действительного разрешения «байкальской» и любой другой эколого-экономической проблемы. Байкальский регион - это уникальное сочетание природно-географических, исторических и социально-экономических факторов. Самобытна и разнообразна культура Байкальского региона. В ней сочетаются западные и восточные традиции, русские традиции переплетаются с национальными культурами народов, проживающих в Прибайкалье, Забайкалье, Приленье, в Монголии Кулешов В.В. Экономические условия и требования устойчивого развития в целом и применительно к озеру Байкал. СО РАН. Новосибирск, 2004.. На территории региона мирно существуют православная и буддийская религии. Это один из социально спокойных регионов России и всего мира. Здесь отрабатываются механизмы и формы социально-экономического и политического объединения 3-х субъектов Российской Федерации и одного независимого государства. Думается, совсем не случайно В.В. Путин связывает будущее России с развитием Байкальского региона. И ресурсы, и промышленность, и туризм - все это способствует укреплению экономической и социальной базы Байкальского региона. 2. Разработка туристского маршрута по России и СНГ2.1 Паспорт маршрутаКругобайкальская железная дорога или «Кругобайкалка» (сокращенно КБЖД) -- историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом -- часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до поселка Байкал по южной части Олхинского плато. До 1949 года по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба, переведенный в 1949 году на вновь построенный дублирующий участок железной дороги от Иркутска через Большой Луг до южной оконечности Байкала (станция Слюдянка-1). После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища. В настоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. Отсчет километров на Кругобайкалке традиционно ведется от станции Иркутск-сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал при этом расположена на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка-2 -- на 161 км. В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 1089 км маршрутом Слюдянка-2 -- Култук -- Маритуй -- Байкал. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км). На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них -- тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века Гусельникова М.М., «Туризм в Байкальском регионе» - экспресс-информация (Иркутский областной комитет государственной статистики). . В 1980--1990-х годах была проведена некоторая реконструкция железной дороги, проведен ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всем протяжении дороги http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%91%D0%96%D0%94 - cite_note-15. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал -- 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости (хлеб, соль, спички, водка и табак). Еще одно название поезда -- «мотаня» (мотается между станциями, потому и «мотаня»). Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро». Имеется возможность арендовать для туристических целей дрезину. Решением Иркутского облсовета 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником (сейчас -- в составе Прибайкальского национального парка) и взят под государственную охрану. С начала 1980-х годов начал постепенно осваиваться туристический потенциал Кругобайкальской железной дороги (впрочем, в ограниченных масштабах как дачное место и зона отдыха станции на дороге использовались с самого момента её постройки). Работает ряд туристических баз (134 км «Таежная», 102 км «Шумиха», 98 км «Хвойная», 80 км «Ретро» и «Серебряный ключ»), развит «дикий» туризм. Помимо собственно «железнодорожных» достопримечательностей туристов по маршруту Кругобайкалки привлекают многочисленные памятники природы: скальные обнажения («Белая выемка» и др.), каменные останцы и т. п. В посёлках вдоль КБЖД, особенно в Маритуе, сохранился ряд деревянных зданий начала XX века, построенных в стиле модерн. Также на маршруте КБЖД размещены следующие учреждения: · 80 км -- научно-исследовательская экспериментальная база Центра сохранения историко-культурного наследия; · 106 км -- база института ядерных исследований; · 119--120 км (Маритуй) -- место практик студентов биолого-почвенного факультета Иркутского государственного университета. Осенью 2005 года был проведен комплекс мероприятий по празднованию 100-летия дороги. К этому событию был перестроен вокзал на станции Байкал (в здании вокзала открыта музейная экспозиция, посвященная КБЖД), реконструирован вокзальный комплекс станции Слюдянка. 2.2 Составление программы тураВ салонах «Кругобайкальского экспресса» все продумано до мелочей: мягкие кресла, приятная музыка, внимательный и доброжелательный персонал. В пути скучать не придется: наш экскурсовод не только увлекательно расскажет об истории строительства Кругобайкальской железной дороги, но и покажет самые интересные и красивые места во время остановок, которые предусмотрены по ходу движения поезда: 166 км / Слюдянка. Знакомство с Кругобайкальской железной дорогой можно начать от Слюдянки - ее главной железнодорожной станции. Единственное на КБЖД каменное пассажирское здание станции - архитектурное произведение из белого и розового мрамора. 149 км / Старая Ангасолка. Отсюда начинается самый насыщенный инженерными и архитектурными объектами участок. Своей мощью и красотой поражает каменный арочный виадук «Ангасольский». 130 км / Шабартуйский комплекс искусственных сооружений - железный мост первого пути «езда по верху», с пролетом между каменными опорами в 20 саженей, и двухпролетный, арочного типа, железобетонный виадук 123 км / Комплекс «Киркирейский». Загадочное и восхитительное место. Здесь строителям пришлось особо потрудиться. В связи с постоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркирей им пришлось во второй строительный период пробивать параллельно тоннелю № 18 новый тоннель - № 18bis. 110 км / Падь Половинная. Одно из наиболее любимых туристами мест отдыха на КБЖД. Живописная долина реки Половинной расположилась между Чайкиным утесом и мысом Половинный, сквозь которые проходят два тоннеля - самый короткий и самый длинный. 102 км / Подпорная стенка «Итальянская» - одно из красивейших мест Кругобайкалки. Свое название она получила в честь арок, напоминающих архитектуру Италии. Над проектом стены работал итальянец по фамилии Феррари. На этом же отрезке пути находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Она построена для защиты дороги от камнепада, но давно не используется. Низкий сезон (с октября по апрель) Квартальнов В.А. «Туризм», Иркутск, 2007.: Экскурсии осуществляются по субботам и воскресеньям на рельсовом автобусе - в салоне первого класса комфортабельного дизель-вагона. Мягкие кресла расположены друг напротив друга, между ними -- столик. Салон оснащен современной аудио- и видеоаппаратурой, жидкокристаллическими мониторами, системой теплоснабжения. Максимальная вместимость 50 мест. Зимний маршрут комбинируется с несложным, но увлекательным лыжным переходом (18 км) от станции «Переезд» до остановочного пункта «Крутая Губа» на 140 км КБЖД. Высокий сезон (с 5 мая по сентябрь): Экскурсии осуществляются по средам, четвергам, субботам и воскресеньям (дополнительно с июля по август - в пятницу и субботу) на электропоезде повышенной комфортности. Вагоны делятся на первый и второй класс, которые отличаются друг от друга расположением кресел и количеством мест: в вагонах первого класса кресла расположены парами друг против друга, между ними - столик; в вагонах второго класса кресла расположены друг за другом - рядами по три или два сиденья, как в салоне самолета, и оснащены откидными столиками. В каждом вагоне по 4 монитора, по которым транслируются видеофильмы о Байкале, музыкальные и развлекательные программы, российские кинофильмы. В пути следования туристов сопровождает экскурсовод. Экскурсии проводятся как во время движения (по громкой связи), так и на остановках. Во время поездки туристы могут приобрести легкие закуски и напитки в баре поезда. В вагонах первого класса установлены термосы с горячей водой. По средам и субботам мы отправляемся поездом - от ст. Иркутск-Пассажирский в 08:16. До Слюдянки поезд следует без остановок, от Слюдянки (в 10:15) начинается непосредственно экскурсионная программа - с остановками и выходами на берег в сопровождении экскурсовода. По прибытии в Порт Байкал (зимой в 18:20, летом в 19:20), Вы посетите здание вокзала и перейдете на пристань, откуда комфортабельный теплоход «Иван Бабушкин» доставит Вас в Листвянку. Здесь Вы займете места в автобусах и отправитесь по Байкальскому тракту в Иркутск - с остановками в микрорайоне Солнечный, на улице Байкальской, Центральном рынке, у гостиницы «Ангара», на ост. Бытовая. Завершится поездка на привокзальной площади станции Иркутск-Пассажирский (зимой - около 21:00, летом - около 22:00) . Зимой переправа от Порта Байкал осуществляется по льду на «Хивусах» - суднах на воздушной подушке в Листвянку, к причалу Прибайкальского национального парка. По четвергам и воскресеньям маршрут представлен в зеркальном отображении: в 8:40/09:30 утра Вы отправитесь на автобусе от здания Драматического театра им. Охлопкова (ул. Карла Маркса, 14) в Листвянку, далее переправитесь в Порт Байкал, откуда в 11:30 начнется Ваша поездка на «Кругобайкальском Экспрессе» - с остановками и выходами на берег в сопровождении экскурсовода. По пути следования поезда от Слюдянки до Иркутска предусмотрены следующие остановки для выхода пассажиров: Гончарово, Кая, Мельниково, Академическая, Иркутск-Пассажирский (21:55), Военный городок, Иркутск-Сортировочный. С 25 июня до конца августа 2010 года поездки по КБЖД можно осуществить на рельсовом автобусе (в салоне первого класса) по пятницам и субботам: отправление в пятницу на поезде от ст. Иркутск-Пассажирский в 06:55 утра, прибытие в Слюдянку в 09:35, прибытие в Порт Байкал в 18:00, отправление из Листвянки на автобусах в 18:45, прибытие в Иркутск около 20:00. Отправление в субботу из Иркутска на автобусе в 08:30 утра, паромная переправа из Листвянки в 10:00, отправление поезда от Порта Байкал в 10:30, прибытие на ст. Иркутск-Пассажирский в 21:22. Стоимость путевок «Кругобайкальского Экспресса» Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, 2009.: · 1 класс: 1450 руб. с 1 чел. · 2 класс: 1250 руб. с 1 чел. 3. Разработка программы тура1. Первый день. Прибытие на вокзал города Иркутска. Гид, встречающий группу, по пути в гостиницу, рассказывает кратко о городе и плане тура. Далее - размещение в гостинице, выдача карты города, свободное время до ужина. Задача - дать освоиться в новом месте. 2. Второй день. Знакомство с городом. Обед. После обеда туристы совершают пешую прогулку по центру города, вечер проводят в главном театре города. 3. Третий день. Выезд на экскурсию по Кругобайкальской железной дороге. Вечером ужин в гостинице. 4. Четвертый день. Экскурсия в столицу Бурятии Улан-Удэ. Поездка в дацан. 5. Пятый день. Поездка на озеро Байкал с целью активного отдыха. По пути - история Байкала. 6. Шестой день. Экскурсии по музеям, походы по сувенирным лавкам. 7. Седьмой день - отъезд с вокзала. Список литературы1. Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008. 2. Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, Сибэкспоцентр, 2009. 3. Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008. 4. Волков.С. Микроэнциклопедия «Вокруг Байкала», Иркутск, 2007. 5. Гусельникова М.М., «Туризм в Байкальском регионе» - экспресс-информация (Иркутский областной комитет государственной статистики). 6. Квартальнов В.А. «Туризм», Иркутск, 2007. 7. Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, 2009. 8. Кулешов В.В. Экономические условия и требования устойчивого развития в целом и применительно к озеру Байкал. СО РАН. Новосибирск, 2004. 9. Суходелов А.П. Целлюлозно-бумажная промышленность Байкальского региона. Новосибирск, 2005. 10. Суходелов А.П. Байкал - уникальный природный объект мирового значения. // Ресурсы регионов России, М., 2007, №2. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |