|
|
|
Оформление научно-исследовательской работы. Общие требования |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Оформление научно-исследовательской работы. Общие требования
Оформление научно-исследовательской работы. Общие требования
Министерство образования и науки Украины Открытый международный университет развития человека “Украина”Горловский филиалКафедра физической реабилитацииРЕФЕРАТпо дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте, физической реабилитацииТема: ”Оформление научно-исследовательской работы. Общие требования”Выполнил:студент 2-го курса группы ФР-06дневного отделенияфакультета “Физическая реабилитация”Федотчев Роман Игоревич2008Выполнение основных правил оформления любой исследовательской работы повышает культуру представления полученных результатов. Они становятся более доступными для читателя, приобретают ту форму, которая позволяет сравнивать ее с результатами других исследований и, что самое важное, практически использовать.В диссертации или в студенческой курсовой работе - при всех различиях их значимости и объема - оформление результатов исследования должно подчиняться единым требованиям. Правда, до настоящего времени не создан единый свод правил, в равной мере обязательный для всех. Можно говорить лишь о некоторых общих требованиях, а также рекомендовать выполнение наиболее популярных правил, в наибольшей мере отвечающих специфике исследований в области физического воспитания. Внешнее оформление рукописи должно отвечать требованиям эстетики и правилам, разработанным инженерной психологией.Переплетный материал должен иметь такие соотношения своих размеров, которые бы обеспечивали наиболее удобное его использование и хранение. Например, при размере страницы 136*186 мм толщина переплетенного материала не должна превышать 50 мм, при размере 180*270 мм - 25 мм.Расположение надписей на переплете целесообразно подчинить принятому стандарту: одна надпись - на лицевой стороне, другая - на корешке от верхнего края рукописи к нижнему.По способу графического оформления количественных данных принято различать табличный материал и рисунки. С точки зрения инженерной психологии более предпочтительным является представление количественных данных в виде таблиц. В случае необходимости показать общий характер какой-либо зависимости целесообразнее использовать рисунки (в виде графиков).Общим требованием при выборе формы изображения материала является ее наглядность, доступность для читателя. Поэтому нежелательны таблицы или рисунки со сложным построением и соподчинением их заголовков и частей.Недопустимо помещать в рукописи таблицы и рисунки, ранее опубликованные другими авторами, без ссылки на источник.Иллюстративный материал и литературный текст должны дополнять друг друга, но никак не дублировать. Поэтому нельзя в тексте перечислять все числовые показатели, имеющиеся в таблице или на рисунке. Задача литературного текста сводится, прежде всего к тому, чтобы, опираясь на характерные показатели, сориентировать читателя в принципах построения иллюстративного материала.Литературный текстРубрикацияСтандартная машинописная страница на бумаге формата 210*300 мм должна иметь не более 30 строк при 60 знаках (считая пробелы) в каждой строке. При таком числе знаков на каждой странице (примерно 1800 знаков) машинописный текст можно печатать через два интервала и оставлять поля следующей ширины: справа 0,5 см, слева 3,5 см, сверху и внизу по 3 см.Нумеровать страницы принято в верхнем правом углу без точек и тире.На титульном листе рукописи указываются следующие данные:1) в верхней части - наименование того учреждения, сотрудником которого является автор, и которое рекомендовало работу для распространения;2) несколько ниже - инициалы и фамилия автора;3) посередине полосы - полное название работы;4) в нижней части посередине - место и год издания.В сборниках каждая статья начинается с указания инициалов и фамилии автора (посередине первой строки) и названия работы (посередине второй строки). И то и другое целесообразно печатать строчными буквами.Перед литературным оформлением результатов исследования необходимо разработать план будущей статьи, диссертации, который представляет собой развернутый перечень в нужном порядке всех частей работы. В процессе написания ее он может несколько видоизменяться. В дальнейшем план явится основой для составления оглавления работы. План, а значит и последующее деление текста, должны предусматривать логическое соподчинение всех частей и иметь краткие и ясные заголовки (названия этих частей).В рукописи большого объема (например, монографии) принято делить текст по следующей схеме: том, часть, раздел, глава, параграф, подпараграф. При небольшом объеме рукописи принятая схема сокращается до двухступенчатой (главы, параграфы) или одноступенчатой (параграфы). Все ступени одной и той же рубрики должны быть равноценны по значимости содержания и примерно равноценны по объему.При обозначении ступеней рубрикации целесообразно придерживаться следующих правил:1) порядковые номера частей обозначаются словами (Часть первая, Часть вторая и т.д.);2) очередность разделов обозначается прописными буквами русского алфавита (Раздел А, Раздел Б и т. д.); если рукопись не делится на части, то очередность разделов обозначается порядковыми номерами, выраженными словами (Раздел первый и т. д.); в каждой части обозначение разделов самостоятельное;3) главы нумеруются насквозь по всей рукописи римскими цифрами (Глава I, Глава II и т. д.);обозначения частей, разделов и глав (без точки на конце) располагают посередине отдельной строки над соответствующим заголовком (который также не имеет точки);4) параграфы нумеруются арабскими цифрами без знака § (1...; 2... и т. д.); знак § ставится обычно в изданиях учебного типа; самостоятельная нумерация параграфов дается внутри каждой главы; сквозная нумерация применяется в случае, когда нет глав или когда основной рубрикой является параграф, порядковый номер параграфа отделяется точкой от заголовка, но после заголовка точка не ставится; номер с заголовком располагаются посередине отдельной строки над соответствующим текстом;5) заголовки подпараграфов любой ступени не рекомендуется нумеровать цифрами или буквами; соподчиненность ступеней подпараграфа обозначается шрифтом и расположением заголовка: заголовок первой ступени располагается посередине отдельной строки (шрифт более мелкий, чем шрифт заголовка параграфа); заголовок второй ступени размещается в строку с текстом и выделяется графическим изображением (разрядкой, подчеркиванием) и точкой.Рукописи небольшого объема могут иметь рубрикацию с ненумерованными заголовками; соподчиненность их выделяется величиной шрифта и расположением заголовка. Подчиненные заголовки не должны иметь повторений.При графическом построении плана рукописи необходимо каждый подчиненный заголовок располагать с отступом вправо от предшествующего основного заголовка, к которому он относится, и все заголовки равной ступени начинать от одной вертикальной линии. Подобное построение плана позволяет четко видеть соподчиненность всего содержания материала.Термины1. На протяжении всей рукописи необходимо употреблять единообразные термины, условные сокращения и обозначения. Недопустимо, например, в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя, как известно, это тождественные понятия.2. Каждый термин (или обозначение) должен иметь только ему присущее понятие, другими словами, нельзя одним и тем же термином обозначать разные понятия.3. Новые термины, которые вводятся автором или малоизвестны читателям, следует объяснять.4. Иностранные слова и термины рекомендуется употреблять только в следующих случаях: во-первых, когда они получили широкое распространение и слились с русским литературным языком (аут, аутсайдер и т. п.); во-вторых, когда без них нельзя обойтись при изложении научных фактов (гипокинезия, аэробные процессы и др.) в-третьих, когда необходимо познакомить читателей с новыми или малоизвестными терминами, встречающимися в зарубежной литературе.Словосочетания1. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени («я утверждаю «мною открыто» и т. п.). Например, вместо «Проведенный мною эксперимент» лучше написать: «Проведенный эксперимент».2. Нельзя злоупотреблять вступительными словосочетаниями в начале абзацев и фраз («Следует подчеркнуть», «Необходимо заметить», «Представляет интерес», «С этой точки зрения», «Что касается» и др.).3. Ссылаясь в тексте на таблицы и рисунки, следует избегать слов: «представлены», «даны», «дает». Лучше написать: «приведены» (о таблицах), «показаны», «изображены», «построены», «нанесены» (о рисунках). Ссылки на таблицы и рисунки желательно располагать в скобках в соответствующем месте текста без сокращенного слова «смотри». Например: «Время двигательной реакции (табл. 2) характеризуется...».4. Не рекомендуется: часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты; дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе; располагать близко друг от друга слова, образованные от одного корня («нагрузка» и «груз», «школа» и «школьник» и др.), сходные по звучанию или сливающиеся в произношении («у учащихся», «об обмене», «при применении» и т. п.). В перечисленных случаях слова следует «развести» или заменить, перестроив предложение.5. Следует избегать длинных предложений: они затрудняют понимание текста.Абзацы и перечисленияТекст должен делиться на абзацы, которыми выделяются его относительно обособленные по смыслу части.1. Перечисления, которые состоят из отдельных слов или простых фраз, не имеющих внутри знаков препинания, пишут в подбор с текстом, отделяют друг от друга запятой, после номера ставят круглую скобку и начинают слово со строчной буквы.2. Перечисления, которые состоят из сложных фраз, имеющих внутри знаки препинания, пишут с новой строки, делая абзацный отступ, отделяют одно от другого точкой с запятой, после номера (или строчной буквы русского алфавита, что зависит от особенностей построения текста) ставят круглую скобку и начинают слово со строчной буквы.3. Перечисления, которые состоят из нескольких законченных фраз, пишут с новой строки, делая абзацный отступ, отделяют друг от друга точкой, после номера (арабская цифра) ставят точку и начинают слово с прописной буквы.4. Нельзя перед нумерованным перечислением оканчивать основную фразу на предлогах или словах «из», «на» «от», «то», «как» и т. д.Ссылки на авторов1. Ссылаясь на исследование того или иного автора или чужие мысли, необходимо в скобках указать инициалы, фамилию автора, а затем после запятой - год издания упоминаемого источника. Например: (Г. Ф. Лакин, 1973).Если необходимо указать несколько авторов, то их перечисляют в хронологическом порядке издания работ и отделяются точкой с запятой. При необходимости сослаться на две публикации одного и того же автора, датированные одним годом, после обозначения года через дефис ставят строчную букву русского алфавита (Например: Г. М. Андреева, 1972-а; Г. М. Андреева, 1972-6).2. В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии автора в самом тексте изложения, год публикации дают сразу же после фамилии в скобках.3. Особенности оформления ссылок на исследования зарубежных авторов:а) если имя автора не упоминается в самом тексте изложения, то в скобках указываются фамилия в оригинале и после запятой - год издания, например: «Примерно к 16 - 18-летнему возрасту скрытый период двигательной реакции достигает минимума» (Bollis, 1932; Miles, 1942);б) если необходимо указать имя автора по ходу изложения мысли, то его фамилия приводится в русской транскрипции, а затем в скобках дается оригинальное написание; например: «По данным Фалька» (Ра1Ь, 1890)...»;в) фамилии иностранных авторов можно приводить без инициалов;г) если зарубежные авторы перечисляются вместе с отечественными, то все они должны быть расположены в общем хронологическом порядке.4. Ссылки на работы умерших авторов (особенно общеизвестных ученых) целесообразно давать по наиболее полным изданиям (академическим, полным собраниям сочинений и пр.). Хорошо указать и год первой публикации труда, что позволит при хронологическом перечислении поставить фамилию автора на положенное место.5. Не рекомендуется ссылаться на неопубликованные материалы.6. В ссылках после обозначения года буква «г» не ставится.Цитаты1. Цитирование должно производиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания.Если необходимо привести сокращенную цитату, то в местах опущенного текста ставятся отточия, а знаки препинания до и после отточий не ставятся.2. Не допускается употребление цитат из неопубликованных материалов.3. В тексте рукописи цитата заключается в кавычки.4. Цитата должна сопровождаться ссылкой, в которой указываются инициалы, фамилия автора и полное библиографическое описание литературного источника. Существует два способа оформления ссылки. Первый способ (наиболее распространенный, но менее экономичный): после цитаты ставится знак сноски, а в конце страницы под чертой приводится полное библиографическое описание источника. Второй способ (менее распространенный, но более экономичный): в тексте указываются инициалы, фамилия автора и год издания, а в конце цитаты в скобках - страница подлинника; таким образом, зная эти данные, в «Списке литературы» можно найти публикацию, из которой взята цитата. Применение того или иного способа зависит от характера работы.5. Следует избегать употребления цитат, взятых из разных изданий одного и того же автора (например, в одном случае из собраний сочинений, в другом - из отдельного издания). Это замечание относится и к одной и той же работе автора, и к разным работам (при условии, что цитируемая работа входит в собрание сочинений).Сноски1. В сноски (подстрочные примечания) нельзя выносить те части текста, от которых зависит понимание излагаемого материала.2. Сноски в тексте помечают вверху строки арабскими цифрами или, если число сносок небольшое, «звездочками». Знаки сносок должны быть единообразными на протяжении всей рукописи.3. Сноски могут быть пронумерованы в пределах каждой отдельной страницы или насквозь по всей рукописи (только при цифровой нумерации).4. Скобки после цифр и звездочек ставятся тогда, когда в рукописи имеются условные буквенные обозначения и математические выкладки.Сокращения1. Допускаются следующие сокращения слов: «т. е.», «и т. д.», «и т. п.», «и др.», «и пр.».2. Нельзя сокращать слова: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «потому что», «может быть», «вместо», «например», «около», «формула», «уравнение», «упражнение» и т. п.3. Не принято делать сокращения путем произвольного слияния слов или терминов. Например, специальное упражнение - спецупражнение, спортивная тренировка - спорттренировка.4. Условные сокращения научных терминов должны быть единообразными по всей рукописи.5. Необщепринятые сокращения следует оговорить при первом употреблении в тексте или в отдельном перечне условных сокращений и обозначений.6. Сокращения сложных терминов, образованные из начальных букв составляющих слов, пишут строчными буквами и с точками. Например: коэффициент полезного действия - к.п.д., верхняя мертвая точка - в.м.т., центр тяжести - ц.т.7. Общеупотребительные сокращения нарицательных имен существительных обозначаются слитно строчными буквами. Например, высшее учебное заведение - вуз.8. Сокращения названий государств, учреждений, машин, специфических понятий, состоящие из начальных букв составляющих слов, пишут прописными буквами без точек и кавычек. Например: СССР, ООО.9. При указании перед фамилией ученой степени, звания, должности допускаются следующие сокращения: кандидат педагогических наук - канд. пед. наук; доктор медицинских наук - д-р (или докт.) мед. наук; доцент - доц.; профессор - проф; заслуженный деятель - засл. д.10. Слово «товарищ» в начале фразы сокращается до трех букв - «Тов.», в остальных случаях до одной буквы - «т». Перед несколькими фамилиями слово «товарищи» заменяется буквами - «тт.» без точки между ними.11. Ссылки на другие страницы рукописи (главы, разделы и пр.), а также на таблицы, рисунки с указанием их порядкового номера даются с сокращениями. Например: «см. стр. 123», «см. гл. 4», «табл. 1», «рис. 1 и 2» (см. «Словосочетания»). Если порядковые номера не указываются, то все слова в тексте пишут без сокращений.При ссылках на несколько глав, разделов, таблиц и рисунков сокращения «гл.», «разд.», «табл.» и «рис.» не удваиваются. При ссылках на несколько пунктов текста сокращение «п.» удваивается без точки между буквами. Например: пп. «а» и «б».Сокращение «см.» употребляется в тех случаях, когда в тексте ссылаются на самостоятельный раздел рукописи, на удаленные от места упоминания таблицу, рисунок.12. Слово «город» при частом употреблении в рукописи сокращается перед названием до одной буквы. Во множественном числе буквы сдваиваются без точки между ними. Например: гг.Киев,Ленинград и Москва.13. В сносках и примечаниях допускаются следующие сокращения: «прим.» - примечание, «отд.» - отдел, «авт.» - автор, «русс.» - русский, «англ.» - английский, «франц.» - французский, «лат.» - латинский, «нем.» - немецкий.В библиографических описаниях приняты следующие сокращения: «вып.» выпуск, «журн.» журнал, «изд.» издание, «изд-во» издательство, «рец.» рецензент, рецензия, «сб.» - сборник, «собр. соч.» - собрание сочинений, «кн.» - книга, «пер.» - перевод, «перев.» - переводчик, «ред.» - редактор, «сост.» - составитель, «ст.» - статья, «стр.» или «с.» - страница, «т.» - том, «ч.» -часть.В основном тексте перечисленные слова пишутся без сокращения.Числа1. Перед числами с размерностью не следует ставить знак тире или предлог «в». Например: не «скорость бега в 9 м/с», а «скорость бега 9 м/с».2. Числа до десяти, если они не имеют размерности, рекомендуется писать в тексте словами, свыше десяти - цифрами.Дроби всегда пишутся цифрами.3. Слова «тысячи», «миллионы» при цифрах сокращаются. Например: 4 тыс., 5 млн.4. Порядковые числительные, которые обозначены арабскими цифрами, во всех случаях имеют падежные наращения. Например: 1-го спортсмена; 5-му соревнованию; 2-мя движениями; 3-я схватка, 6-й забег. Порядковые числительные, которые обозначены римскими цифрами, падежных наращений не имеют. При нескольких порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, падежное наращение ставится только после последней цифры. Например: 2, 4 и 6-я дорожки.5. Количественные числительные, которые обозначены цифрами, не имеют падежных окончаний. Например: «из 8 заплывов в 7 случаях».6. При сочетании количественного числительного с существительным в родительном падеже не употребляются слова: «штук», «человек» и т. п. Например: не «6 штук снарядов», а «6 снарядов».7. Сложные прилагательные, которые начинаются с числительного, обозначенного цифрой, не имеют падежного наращения и пишутся через дефис. Например: 400-метровая дорожка.8. Начиная с пятизначных чисел, классы их разделяются пробелом. Например: 26 549.9. При дробных числах наименования согласуются с, дробью: 2,5 раза, 0,5 минуты, 3,5 часа, 1,2 части.10. При указании пределов колебания величин размерность ставят только после второй цифры. Например: «скорость бега изменяется от 11 до 10 м/с».Пределы колебаний между отрицательной и положительной величинами обозначаются знаками минус и плюс. Например: «показатель уровня развития гибкости изменяется от - 2 до + 4 см».Пределы колебаний между положительной и отрицательной величинами или между отрицательными величинами указываются только предлогами «от» и «до», но не знаком тире. Например: «температура изменяется от + 18 до - 10°С».11. Цифровые величины, которые стоят рядом, отделяют одну от другой точкой с запятой. Например: «показатель изменяется соответственно на 3; 6,7; 8 и 9 единиц».Даты1. Не рекомендуется писать: «сего года», «настоящее время» и т. п. Правильнее указывать год.2. После названия месяца не надо употреблять слово «месяц». Например: «в сентябре 1976 г.».3. К числам дат, как правило, не присоединяют падежных окончаний. Например: «1 сентября 1976 г.»4. После дат сокращают слова «год» и «век» до одной буквы в единственном числе и сдваивают буквы во множественном числе (без точки между сдвоенными буквами). Например: 1976 г., 1966 - 1976 гг.5. Цифры, обозначающие учебный год, пишут через косую черту, сокращают второй год на две первые цифры, а слово «год» ставят в единственном числе. Например: «в 1975/76 учебном году».Знаки1. Математические знаки в тексте надо писать словами. Например; «температура равна 37,5°С». Знаки плюс (+) и минус (-) при цифрах составляет исключение. Например: «показатель изменяется от + 5 до - 5».2. Знаки, обозначающие номер, градус, параграф, процент и т. п., в тексте следует писать словами. Наоборот, эти знаки, а также цифровые или буквенные величины, при которых они стоят, нельзя писать словами. Например, следует писать: «в эксперименте № 5».3. При обозначении углов знак градуса или минуты ставят перед запятой, которая отделяет целую часть от дробной: 45°,5.4. При обозначении множественного числа знаки №, %, § не удваиваются.Индексы1. Индексы буквенных обозначений используются в тех случаях, когда требуется отметить различие между несколькими показателями, обозначенными одной и той же буквой.2. Нижними, или подстрочными, индексами могут быть:а) цифры, которые обозначают порядковые номера (последовательность) опытов, процессов и т. п.; например: М1 - средняя арифметическая величина первого опыта, М2 - средняя арифметическая второго опыта;б) строчные буквы русского алфавита, которые соответствуют начальным буквам обозначаемого явления; например: МЭ - средняя арифметическая величина в экспериментальной группе; МИ.Д - исходные данные по средней арифметической величине.Индекс в виде сокращенного русского слова (до одной или нескольких букв) пишется без точки на конце. При сокращении двух-трех слов точки ставят после всех сокращений, кроме последнего.3. Рекомендуется писать в индексах не латинские, а русские многобуквенные сокращения. Например Vмакс, Vмин.Единицы измерения1. Сокращения обозначений метрических мер при числах производятся только в соответствии со стандартом (И.Я. Данилов. Справочник автора книги. Изд. 3-е, М., «Книга», 1966).2. Условные обозначения единиц измерения в виде сокращения русских слов употребляются без точки. Исключение из этого правила - некоторые единицы измерения мощности и давления, например: «л. с.», «мм рт. ст.».3. Единицы измерения и размерности, которые употребляются в тексте без числовых показателей, пишутся словами. Например: «размеры по оси ординат даны в сантиметрах». В таблицах, на рисунках в подобных случаях допускаются сокращения.Формулы1. Математическая формула не нарушает грамматической структуры фразы, поэтому в тексте перед формулами и после них знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации на продолжении основной строки формулы. Формулы располагают посередине строки, а связывающие их слова (откуда, последовательно и т. п.) - в начале строки (см. гл. III).2. После формулы пишут слово «где» с новой строки без двоеточия и дальше в виде колонки дают перечень всех примененных в формуле условных обозначений и через знак тире расшифровывают их значения. После каждой расшифровки ставят точку с запятой.3. Нельзя в пределах одной рукописи применять разные условные обозначения одного и того же понятия и одинаковые условные обозначения для разных понятий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. - М., 1990.2. Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит». - М., 1999.3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. - Астрахань, 1999.4. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. - М., 1997.5. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. - М., 1997.6. Новиков А.М. Докторская диссертация. - М., 1999.7. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|