|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Особенности организации и перспективы развития паломнического туризмаОсобенности организации и перспективы развития паломнического туризмаРоссийская международная академия туризма Курсовой проект по предмету «Программный туризм» на тему: Особенности организации и перспективы развития паломнического туризма Тула 2011 ВВЕДЕНИЕОдна из характерных черт православия -- почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество: путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись именно к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда традиционно привозили пальмовые ветви (отсюда и пошло слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, особым настроем путешественников и целями поездки, хоть «технические» детали во многом и совпадают. Регионы и города, которые посещают паломники -- это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми -- либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. Комбинированные паломнические туры на сегодняшний день являются одними из самых интересных. Их яркая особенность -- своеобразный «выход за границы» современных государств. Очень часто одна паломническая поездка с очень цельной и однозначной духовной миссией, посвященная тесно взаимосвязанным между собой событиям и религиозным фигурам, проходит по территориям самых разноплановых государств, связанных, однако, общим прошлым. Поэтому одним из самых важных моментов при организации любого комбинированного тура, объединяющего посещение нескольких святынь, является программная составляющая -- то, ради чего паломники и отправляются в путь. Главное в таких турах вовсе не число стран, которые посетит паломник, а именно духовный элемент.Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития паломнического туризма в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: - изучить историю возникновения паломнического туризма; - охарактеризовать основные ресурсы паломнических туров в России и в мире; - проанализировать специфику организации паломнических туров; - рассмотреть примерные программы туров в самые популярные места паломничества в России. 1. ИСТОКИ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМАХристианская традиция паломничества имеет давнюю историю -- в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме -- на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме -- над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй. В результате этого к 4 веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название -- до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу. Богомольцы 4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев. На 7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» -- то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням. Поскольку определение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию. Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему уже более тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-исторической литературе. Как правило, странник -- это человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия -- в отличие от богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этого ведущего прежний образ жизни. А в конце 19 -- начале 20 века, во время расцвета русского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри- Ланки. Паломники из Англии в XIV--XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя -- Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля.Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись в путь просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж в Мекку. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.1.1 ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ И СВЯТЫНИ РОССИИОдна из характерных черт православия -- почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество: путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись именно к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда традиционно привозили пальмовые ветви (отсюда и пошло слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, особым настроем путешественников и целями поездки, хоть «технические» детали во многом и совпадают. Регионы и города, которые посещают паломники -- это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми -- либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых. Паломнические туры на сегодняшний день являются одними из самых интересных. Их яркая особенность -- своеобразный «выход за границы» современных государств. Очень часто одна паломническая поездка с очень цельной и однозначной духовной миссией, посвященная тесно взаимосвязанным между собой событиям и религиозным фигурам, проходит по территориям самых разноплановых государств, связанных, однако, общим прошлым. Поэтому одним из самых важных моментов при организации любого тура, объединяющего посещение нескольких святынь, является программная составляющая -- то, ради чего паломники и отправляются в путь. Главное в таких турах вовсе не число стран, которые посетит паломник, а именно духовный элемент. Всегда необходимо четко понимать, зачем именно люди отправляются в то или иное место и зачем он выбирает тот или иной тур. Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников. Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной. Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели. Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов. По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля). 1.1.1 Мировые места паломничестваЕсли говорить о Египте, Иордании и Израиле, то поездки по этим территориям неразрывно связаны с историей израильского народа и с дорогой, которой шел Моисей. То же самое можно сказать о путешествиях по маршруту Израиль -- Иордания -- Сирия -- Ливан. С точки зрения христианства, все эти государства находятся на единой территории Святой Земли. Почему? Потому что Господь ходил и был крещен в Иордании, там же находятся и места, неразрывно связанные с жизнью и смертью Иоанна Крестителя. Сирия и Иордания связаны с апостолами Павлом и Петром, которые шли на проповедь из Иерусалима. Из этого примера хорошо видно, что современные государства и их границы определяют всего лишь форму паломнических поездок, а не их содержание. Главным в таких религиозных путешествиях становится не визит в две, три или четыре страны, а посещение региона, который объединен одной идеей, историческими, философскими и архитектурными корнями. Именно это и является основой любого паломнического или религиозного тура, охватывающего несколько стран. Если говорить о духовном содержании паломнических поездок, например, в Грецию или Италию, то они обычно следуют за путями апостолов по европейской части континента. Именно эта составляющая является основной в турах, включающих эти страны. Сочетание в одном паломническом туре таких двух стран, как Греция и Турция, тоже имеет вполне четкое идеологическое обоснование. Как правило, такие путешествия проходят по маршруту Каппадокия -- Стамбул -- Салоники -- Афины: это путь апостола Павла и его проповедей. А, например, путешествие Болгария -- Греция -- Турция основано на византийских традициях православия. Посещение этих трех стран -- дань памяти и заслугам славянских святых и просветителей Кирилла и Мефодия. При практической организации поездок паломников-мусульман для участия в хадже или умре следует учитывать следующее. Каждая страна мира, где существуют организованные общины мусульман, имеет свою квоту на участие в хадже. Такую квоту имеют не только страны, в которых мусульмане составляют большинство, но и другие, например, Германия, Россия. Поэтому каждая страна сможет отправить лишь определенное количество паломников. Причиной упорядочения (по сути -- ограничения) числа участников хаджа является ограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравии также стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей. В мечетях вывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджем проводятся занятия, на которых паломникам объясняют правила и особенности организации предстоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой, рассказывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. Саудовская Аравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20 -- 30 % поездок на хадж -- бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, при этом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей, едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей или организаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом. Существуют благотворительные фонды, работающие с мусульманскими общинами и распределяющие эти поездки. Например, в мусульманском духовном учебном заведении могут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошо учатся, в качестве поощрения. Российские туристы отправляются в паломнические поездки в страны Востока. У них вызывает интерес духовное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Непала, Шри-Ланки, Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями духовных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитативные практики и школы и т.д. Впрочем, в некоторых случаях страны в паломнических маршрутах могут быть объединены и по вполне мирским, географическим соображениям. Скажем, программа по Италии и Черногории: в Черногории люди отдыхаю, молятся, ездят по святым местам, а совсем рядом расположен замечательный итальянский город Бари, добраться до которого не составит большого труда. Есть и другие варианты сочетания стран в этом регионе, в частности, круиз по Адриатическому побережью с посещением Дубровника, Котора, Бари, Венеции. Этот маршрут объединяет посещение нескольких святынь и поклонение нескольким святым: апостолу Марку (Венеция), Иоанну Крестителю (Цетинский монастырь), святителю и чудотворцу Николаю (Бари). Отдельной строкой можно выделить паломнические туры, включающие в себя посещение прибалтийских стран. Эти страны в разное время находились под влиянием разных религий и культур, большой след в их истории, безусловно, оставили события 19, 20 и начала 21 века. С одной стороны -- влияние Иоанна Кронштадтского на возникновение монастырей и храмов в Латвии и Эстонии, с другой -- советский и постсоветский периоды.Подчас общая идея объединяет, казалось бы, абсолютно несочетаемые направления: например, Крым и Турцию. Но если немного вспомнить прошлое, тут же выяснится, что Крым исторически очень близок к Византии и Греции. Кроме того, с Крымского полуострова очень легко добраться до Стамбула, чтобы посетить знаменитый и очень почитаемый Софийский собор.Далее приведены несколько примеров паломнических туров по Украине.1) КРЫМ: Благословенная Таврида - паломничество и отдых Продолжительность: 12 дней. Размещение в частном секторе в с. Кольчугино (Храм Рождества Христова). Трапеза 2-х разовая: завтрак и плотный ужин. Симферополь: храмы; Св. мощи и могила свт. Луки; Севастополь: Владимирский и Покровский Соборы, Херсонес; Инкерман: Свято-Климентовский монастырь; Бахчисарай: Св.-Успенский монастырь; Древние христианские города; Балаклава: Свято-Георгиевский монастырь; Ливадия; Ялта; Алушта: Космо-Дамиановский монастырь; Юго-Восточный Крым: Св.-Параскевский монастырь; Саки, Евпатория: храмы; Судак, Новый Свет (по возможности). Заезды 1-го, 11-го и 21-го числа каждого месяца. 2) ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ Продолжительность: 12 дней. Размещение и трапеза в г. Феодосия: в гостинице в 2-х, 3-х местных номерах (10 минут пешком до моря) или в гостинице Храма "Всех святых" (по благословению). 2-х разовое питание. Трапеза 2-х разовая: завтрак и плотный ужин. - Керчь Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Памятники города. Гора Митридат. Подземный музей "Аджимушкайские" каменоломни. Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь. - Судак. Новый Свет. Солнечная Долина. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Генуэзская крепость. Храм святителя Луки. Царская тропа. Царская бухта. Храм прор. Илии (VIII в.). - Феодосия. Пешеходная экскурсия "Православная Феодосии от I до XXI в.". Место проповеди св. ап. Андрея Первозванного, Храм Иверской Иконы Божией Матери", Храм св. Димитрия Солунского. Картинная галерея Айвазовского. - Симферополь. Божественная Литургия в Свято-Троицком женском монастыре. Св. мощи свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Чудотворная икона "Скорбящая Крымская". Тополевка. Топловский Троице-Параскевиевский горный монастырь и святые источники. - Старый Крым: Часовня и святой источник св. Пантелеимона Целителя. - Кизилташ: Кизилташский монастырь свт. Стефана Сурожского. Пещерка свт. Стефана и Святой источник. - Щебетовка: Храм Вознесения Христова. - Коктебель. Храм "Утоли Мои Печали". Ежедневно отдых на море. Заезды 1-го, 11-го и 21-го числа каждого месяца. 3) КРЫМ - НИКОЛАЕВКА: паломничество и отдых Продолжительность: от 15 дней. Размещение и трапеза в п. Николаевка, в квартирах по 3-4 чел. в комнате (жилой фонд). До моря пешком 10-15 минут. Всего 15 дней, включая дорогу: 2 дня - отъезд-приезд; 6 дней - отдых; 7 дней - паломничество. Паломнические поездки по Святым местам Крыма в сопровождении священника по маршрутам: Инкерман: Свято-Климентовский монастырь; Севастополь: Владимирский и Покровский Соборы, Херсонес; Балаклава: Свято-Георгиевский монастырь; СимФераполь; Бахчисарай: Св.-Успенский монастырь; Древние христианские города; Ливадия; Ялта; Космо-Дамиановский монастырь; Св.-Параскевский монастырь; Феодосия, Судак, Новый Свет. Богослужения проводятся в Храме свт. Николая (п. Николаевка). Ежедневно отдых на море. 4) КРЫМ - СЕВАСТОПОЛЬ: паломничество и отдых Продолжительность: 12 дней. Экскурсионное обслуживание, размещение в пансионе "Лазурье" 2-3-х местные номера с удобствами. Рядом Храм-памятник свт. Николаю Чудотворцу. Питание 2-х разовое, хорошее (утром и вечером). Пешком 4 минуты до благоустроенного пляжа. Херсонес - место Св. Крещения св. равноап. вл. кн. Владимира. Место погребения Мартина-исповедника (папы Римского); - Севастополь - город-герой. Владимирский собор (усыпальница адмиралов Лазарева, Истомина, Корнилова, Нахимова); Покровский собор; Св. Никольский храм и кладбище; - Инкерман: Свято-Климентовский Инкерманский мужской монастырь: - Форос: Храм Воскресения Христова; - Бахчисарай. Свято-Успенский мужской монастырь, Св. источник; Древние христианские города; - Топловка: Топловский Св.-Троице-Параскевский женский монастырь: омовение в Святых источниках. Ежедневно отдых на море. 5) ПРАВОСЛАВНЫЙ КИЕВ Продолжительность: 4 дня. Киев: Киево-Печерская Лавра: Божественная Литургия. Киево-Флоровский женский монастырь. Свято-Троицкий Ионовский мужской монастырь. Свято-Троицкий Ионинский монастырь - Древний монастырь святого Архистратига Божия Михаила на Зверинецкой горе. Свято-Троицкий Монастырь - Китаевская пустынь. 6) ЧЕРНИГОВ * КИЕВ * ПОЧАЕВ Продолжительность: 7 дней. Чернигов: Свято-Троицкий Густынский и Елецкий Свято-Успенский монастыри; - Киев: Киево-Печерская Лавра; Фроловский, Покровский и Ионовский монастыри; Свято-Покровская Голосеевская и Китаевская пустыни; - Почаев: Св.-Успенская Почаевская Лавра. 7) МОНАСТЫРИ ЗАКАРПАТЬЯ * КИЕВ Продолжительность: 8 дней. Ужгород. Экскурсия. Стефановский монастырь. Свято-Михайловский монастырь. Драговский монастырь. Свято-Успенский монастырь. Монастырь св. Димитрия Солунского в Малой Угольке. Грушевский монастырь. Свято-Вознесенский монастырь. Рождественский Богородичный монастырь. Частицы мощей угодников Божиих. Приборжавский монастырь Монастырь св. Иоанна Предтечи. - Мукачево. Чернечья гора. Свято-Никольский монастырь. - Домбоки. Свято - Успенский монастырь. Покровский монастырь. - Сваляву. Свято-Троицкий Кирилло-Мефодиевский монастырь. - Киев. Киево-Печерскай Лавра. По возможности - Зверинецкие пещеры. 1.1.2 Паломничество в РоссииСтремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю - привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников - люди пожилого и среднего возраста. Реже - молодежь и дети.Паломнические поездки по России можно условно разбить на однодневные, 2-4-дневные и длительные. "Ближние", например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.). Однодневные поездки:1) ТВЕРЬ * ТОРЖОК Продолжительность: 1 день г.Тверь: Храм Белая Троица (Св.мощи прп. Макария Калязинского); Христорождественский женский монастырь (Св. мощи прп. Сергия Исповедника); Вознесенский Кафедральный собор (Св. мощи свмч. Фаддея, архиепископа Тверского); - Торжок: Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь. 2) ТИХОНОВА ПУСТЫНЬ Продолжительность: 1 день Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь: мужской монастырь. - Калуга: Кафедральный собор Живоначальной Троицы. 3) ГОДЕНОВО * АНТУШКОВО * ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ Продолжительность: 1 день Годеново: Храм святителя Иоанна Златоуста: подворье Свято-Никольского женского Переславского монастыря (исцеляющий чудотворный Крест, явленный в 1490 г.); - д. Антушково. Никольский погост. Место явления чудотворного Нерукотворного Креста Господня. Мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня; - Переславль Залесский: Свято-Никитский мужской монастырь; Омовение в Святом источнике прп. Никиты Столпника. По возможности: Храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Дертники (бывшая Вепрева Пустынь) и Свято-Никольский женский монастырь. 4) СВЯТО-АЛЕКСИЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ * ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ Продолжительность: 1 день Свято-Алексиевская Пустынь: Обитель-братство (Божественная Литургия) - Православная Классическая гимназия памяти протоиерея Василия (Лесняка) - Музейный комплекс: археологический музей, биологический музей, музей живописи, музей путешественника Федора Конюхова и др; - Переславль Залесский: Свято-Никитский мужской монастырь; Омовение в Святом источнике прп. Никиты Столпника; Свято-Никольский женский монастырь. 5) НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ * ЗВЕНИГОРОД Продолжительность: 1 день Новый Иерусалим: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Святые мощи мц. Татианы); Святой источник "Поток Кедронский" (Святой колодец); - г.Звенигород: Саввино-Сторожевский Ставропигиальный мужской монастырь; Скит прп.Саввы Сторожевского (пешком около 2 км); Омовенье в Святом источнике прп.Саввы (купальня); Посещение ближнего к монастырю Святого источника (у Западной стены). 6) СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА * ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ * ИСТОЧНИК ГРЕМЯЧИЙ * РАДОНЕЖ (ХОТЬКОВО, МУРАНОВО) Продолжительность: 1 день Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь (Божественная Литургия); Святой источник прп.Сергия Радонежского близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; - Гефсиманский Черниговский скит; - д.Взгляднево: Святой источник прп.Сергия Радонежского “Гремячий”; - Радонеж: Храм Преображения Господня; Святой источник прп. Сергия Радонежского. - Хотьково: Покровский Хотьковский Ставропигиальный женский монастырь; - с.Мураново (по возможности): Церковь Спаса Нерукотворного; Святой источник “Барский колодец”. 7) ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД * ЗАОЗЕРЬЕ * НОГИНСК Продолжительность: 1 день г. Павловский Посад: Покровско-Васильевский мужской монастырь: Святые мощи св. прав. Василия Павлово-Посадского (Грязного); Божественная Литургия. Экскурсия. - с.Заозерье:. Храм Рождества Христова. Святое озеро. г.Ногинск: Храм Иконы Божией Матери "Тихвинская": Святые мощи сщмч.Константина Богородского (Голубева). - с. Кудиново: Храм Покрова Божией Матери. Храм Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Святой чудотворный источник Иконы Божией Матери "Казанская". 8) ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ МОСКВЫ Маршрут № 1. Продолжительность: 1 день Богоявленский собор в Елохове: Чудотворные иконы Божьей Матери "Казанская", "Млекопитательница", "Взыскание погибших", чудотворная Икона Николая Чудотворца, Святые мощи Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378), могила Святейшего Патриарха Алексия. Храм Воскресения Христова в Сокольниках: Чудотворные иконы Божьей Матери "Иверская", "Страстная", "Московская-Боголюбская", "Целительница", иконы Божьей Матери "Грузинская", "Отрадо и утешение". Храм Всех Святых в бывшем Новоалексеевском монастыре: Чудотворная Икона Божьей Матери "Всецарица". Красная площадь. Часовня Иверской Иконы Божией Матери. Казанская церковь. Казанская Икона Божией Матери. Храм Христа Спасителя (по возможности). Маршрут № 2. Продолжительность: 3-4 часа Храм Илии пророка в Черкизове: чтимые иконы Божьей Матери "Иерусалимская", "Живоносный источник", Икона "Исцеление царицы Тайдуллы святителем Алексием", могила блаженного И.Я. Корейши. - Богоявленский собор в Елохове: Чудотворные иконы Божьей Матери "Казанская", "Млекопитательница", "Взыскание погибших", чудотворная Икона Николая Чудотворца, Святые мощи Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). - Храм Воскресения Христова в Сокольниках: Чудотворные иконы Божьей Матери "Иверская", "Страстная", "Московская-Боголюбская", "Целительница", иконы Божьей Матери "Грузинская", "Отрадо и утешение". - Храм Всех Святых в бывшем Новоалексеевском монастыре: Чудотворная Икона Божьей Матери "Всецарица". 2-4-дневные поездки: 1) ПРАВОСЛАВНЫЙ С.-ПЕТЕРБУРГ * ВЫРИЦА * ЦАРСКОЕ СЕЛО Продолжительность: 4 дня. С.-Петербург: Размещение и трапеза в паломнической гостинице. Александро-Невская Лавра. Божественная Литургия. Экскурсионная поездка “Православный Петербург”: центр Санкт-Петербурга, Невский проспект, Казанский собор, часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Свято-Иоанновской женский монастырь. - пос.Вырица: Церквь Казанской Иконы Божией Матери. Часовня прп.Серафима Вырицкого. - Царское село: Софийский собор. Феодоровский (Государев) собор. 2) ПСКОВ * ПЕЧОРЫ Продолжительность: 4 дня Псков: Храм свт.Александра Невского (вечернее Богослужение; размещение, трапеза); - Печеры: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Божественная Литургия). - погост Выбуты: Храм Пророка Илии (родина св.равноап.вл.кн.Ольги). - пог.Камно: Храм вмч.Георгия Победоносца (омовение в Святом источнике). - Экскурсия по Пскову: Кремль, Троицкий Собор 3) БЕЛГОРОД * КУРСК * РЫЛЬСК Продолжительность: 4 дня Белгород: Марфо-Мариинский женский монастырь; Крестовоздвиженская церковь (Животворящий Крест с Горы Афон); Преображенском кафедральном соборе Белгорода (Св.мощи свт. Иоасафа Белгородского); Храм Веры, Надежды, Любви и Софии; Святой источник прп.Серафима Саровского. - Белгородская обл., Шебекинский р-н, с.Зимовеньки: Воскресенский женский монастырь. - Курск: Курская Коренная Богородице-Рождественская пустынь; Знаменский кафедральный собор (Курская-Коренная Икона Божией Матери). - По возможности: Рыльск: Свято-Николаевский Рыльский мужской монастырь. 4) ВОЛОГДА: ПРИЛУЦКИЙ, КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ И ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРИ Продолжительность: 3 дня г.Вологда: ночлег и трапезе в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре (Св.мощи прп.Димитрия Прилуцкого и свв. блвв.кнн. Угличских - Игнатия и Димитрия); Церковно-Археологического музея (по возможности); - Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Св.мощи прп.Кирилла Белозерского); Богослужения; трапеза; - г.Кириллов: ночлег в гостинице; - Ферапонтов мужской монастырь; экскурсия. - По возможности: г.Ярославль: Введенский Толгский Ярославский монастырь; Переславль Залесский: Свято-Никитский Переславль-Залесский мужской монастырь (Св.мощи прп.Никиты Столпника), Св.источник. 5) ЯРОСЛАВЛЬ * РОСТОВ ВЕЛИКИЙ Продолжительность: 3 дня г.Ярославль: Свято-Введенский Толгский Ярославский женский монастырь; - Ростов Великий: Рождество-Богородицы Ростовский женский монастырь; Ростовский Кремль; Спасо-Яковлевский Димириев мужской монастырь; Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь; - Переславль Залесский (по возможности): Свято-Никитский Переславль-Залесский мужской монастырь (Св.мощи прп.Никиты Столпника), Св. источник. 6) РОСТОВ ВЕЛИКИЙ * ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ ВАРНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ * ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛ. Продолжительность: 2 дня Ростов Великий: Рождество-Богородицы Ростовский женский монастырь; Ростовский Кремль; Спасо-Яковлевский Димириев мужской монастырь; Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь; - Переславль-Залесский: Свято-Никитский мужской монастырь; Святой источник прп.Никиты Столпника; По возможности: Свято-Никольский женский монастырь; Троице-Данилов мужской монастырь. 7) ДИВЕЕВО * АРЗАМАС * МУРОМ Продолжительность: 3 дня Дивеево: Богослужения в Серафимо-Дивеевском женском монастыре; Богородичная Канавка; экскурсия; омовение в Святых источниках (Святые источники прп.Серафима Саровского близ д.Цыгановка, прп.Александры первоначальницы монастыря, Иверской Иконы Божией Матери, Казанской Иконы Божией Матери). - Суворово: Храм Успения Богородицы. - Арзамас: Свято-Николаевский женский монастырь; экскурсия "Православный Арзамас"; Собор Воскресения Словущего; - Муром: Свято-Троицкий женский монастырь, Свято-Благовещенский мужской монастырь,Церковь Николо-Набережной (Св.мощи св.прав. Иулиании, Муромской Лазаревской); Святой источник свт.Николая.; Св.-Преображенский монастырь (Чудотворная Икона Божией Матери “Скоропослушница”), Святой Источник. 8) ВЛАДИМИР * БОГОЛЮБОВО * МУРОМ Продолжительность: 2 дня Владимир: Золотые ворота во Владимире (1164 г.); Двор св.благ.вл.кн.Андрея Боголюбского; Двор вл.кн.Юрия Долгорукова; Церковь свмч.Георгия Победоносца во Владимире; Свято-Успенский женский Княгинин монастырь; - Боголюбово: Свято-Боголюбский мужской и женский монастыри; Размещение, трапеза, ночлег (по благословению); - Муром: Свято-Троицкий женский монастырь, Св.-Благовещенский мужской монастырь, Свято-Преображенский монастырь (Чудотворная Икона Божией Матери “Скоропослушница”), Святой Источник;; Церковь Николо-Набережной (Св.мощи св.прав. Иулиании, Муромской Лазаревской); Святой источник свт.Николая. 9) ТОРЖОК * ОКОВЦЫ * СЕЛИГЕР: НИЛОВА ПУСТЫНЬ * ОЛЬГИН МОНАСТЫРЬ Продолжительность: 2-3 дня Торжок: Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь; - с.Оковцы: Храм Оковецкой Ржевской Иконы Божией Матери (подворье Ниловой пустыни). Вечернее Богослужение. Святой источник: Святой ключ в честь Оковецкой Ржевской Иконы Божией Матери; - Селигер:Нило-Столобенская пустынь, мужской монастырь; Размещение, трапеза, ночлег (по благословению); Святой Источник Чудотворной Оковецкой (Ржевской) Иконы Божией Матери (по возможности) - г.Осташков:.Троицкий собор (XVI в.); Храм Вознесения Господня бывшего Знаменского монастыря. Богородичный женский монастырь. - Свято-Ольгинский Верхневолжский 10) ОПТИНА ПУСТЫНЬ * ШАМОРДИНО * ПАФНУТИЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Продолжительность: 2 дня Свято-Введенская Оптина Пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь (Божественная Литургия). Святой источник. - Шамордино: Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Святой источник. - Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь.Святой источник. 11) КОЛЮПАНОВО * МАКАРЬЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ * ОПТИНА ПУСТЫНЬ * ШАМОРДИНО Продолжительность: 2 дня Колюпаново: Свято-Казанский женский монастырь; Святой источник блж.Ефросинии Колюпановской; - г.Белёв: Белевская Свято.-Введенская Макарьевская пустынь (вечернее Богослужение и Божественная Литургия); - Свято-Введенская Оптина Пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь; - Шамордино: Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь. 12) ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МОСКВЫ * ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА * ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ * РАДОНЕЖ Продолжительность: 2 дня Богоявленский собор в Елохове: Чудотворные иконы Божьей Матери "Казанская", "Млекопитательница", "Взыскание погибших", чудотворная Икона Николая Чудотворца, Святые мощи Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378), могила Святейшего Патриарха Алексия. Храм Воскресения Христова в Сокольниках: Чудотворные иконы Божьей Матери "Иверская", "Страстная", "Московская-Боголюбская", "Целительница", иконы Божьей Матери "Грузинская", "Отрадо и утешение". Храм Всех Святых в бывшем Новоалексеевском монастыре: Чудотворная Икона Божьей Матери "Всецарица". Красная площадь. Часовня Иверской Иконы Божией Матери. Казанская церковь. Казанская Икона Божией Матери. Храм Христа Спасителя (по возможности). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь. Основан прп.Сергием Радонежским в 1337 г. Троицкий собор (Св.мощи преподобного Сергия Радонежского). Вечернее Богослужение.Ночлег в паломнической гостинице. Божественная Литургия. Экскурсия. Успенский собор (Св.мощи свт.Филарета, митрополита Московского и свт.Иннокентия, митрополита Московского). Надвратный Храм Рождества свт.Иоанна Предтечи. Церковь Святаго Духа (Св.мощи Максима Грека). Гефсиманский Черниговский скит. с. Радонеж. Храм Преображения Господня. Омовение в Святом источнике прп. Сергия Радонежского. Многодневные поездки: 1) ВОЛОГДА * ЯРОСЛАВЛЬ * РОСТОВ ВЕЛИКИЙ Продолжительность: 5 дней г.Вологда: Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь (Св.мощи прп.Димитрия Прилуцкого и свв. блвв.кнн. Угличских - Игнатия и Димитрия); Церковно-Археологического музея (по возможности); ночлег в паломнической гостинице; - Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Св.мощи прп.Кирилла Белозерского); Богослужения; трапеза; - Ферапонтов мужской монастырь; экскурсия; - г.Ярославль: Феодоровский кафедральный собор; Введенский Толгский Ярославский монастырь; - Ростов Великий: Рождество-Богородицы Ростовский женский монастырь; Ростовский Кремль; Спасо-Яковлевский Димириев мужской монастырь; Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь; - Переславль Залесский (по возможности): Свято-Никитский Переславль-Залесский мужской монастырь (Св.мощи прп.Никиты Столпника), Св.источник. 2) АРХАНГЕЛЬСК * ПЕНЕЖЬЕ * СИЯ Продолжительность: 7 дней Архангельск: Свято-Ильинский кафедральный собор; Богослужения; - с.Лявля: "Северная Голгофа": Храм Успения Пресвятой Богородицы, мироточащие иконы; Святой источник; - Карпогоры: молебен в Храме Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; - с.Веркола: Артемиево-Веркольский монастырь (на лодках); музей Федора Абрамова; часовня, построенная на месте гибели святого праведного отрока Артемия Веркольского (пешком или на телеге); - с.Сура: часовня Святителя Николая Чудотворца; Святой источник свт.Николая Чудотворца; Иоанновская женская община; музей св. прав. Иоанна Кронштадтского; Храм Святителя Николая Чудотворца; - д.Сия: Антониев Сийский мужской монастырь. 3) ЕКАТЕРИНБУРГ * ВЕРХОТУРЬЕ * АЛАПАЕВСК Продолжительность: 7 дней Екатеринбург: Ново-Тихвинский Екатеринбургский женский монастырь; Крестовоздвиженский мужской монастырь;Спасский мужской монастырь на Елизавете (по возможности); Ганина Яма; - г.Верхотурье: Свято-Николаевский Верхотурскиймужской монастырь; Свято-Покровский женский монастырь; - г.Алапаевск: Мужской монастырь во имя Новомучеников Российских. 4) ТАГАНРОГ * РОСТОВ-на-ДОНУ * СТАРОЧЕРКАССК * НОВОЧЕРКАССК Продолжительность: 7 дней Таганрог. Божественная Литургия в Свято-Никольском Храме (рака со Св.мощами блаж.старца Павла Таганрогского). Храм Всех Святых. Келья св.блаж.старца Павла Таганрогского. Часовня св.блаж.старца Павла Таганрогского. - г.Ростов на Дону. Святой источник Иконы Божьей Матери "Живоносный Источник" (с. Петровка). Ростов православный. Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Александровская церковь. Казачья церковь прп. Серафима Саровского. Святой источник Донской Иконы Божьей Матери (омовение). Свято-Иверский женский монастырь. - г. Старочеркасская. Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь (Донская Икона Божьей Матери). Войсковой Воскресенский Собор. Атаманское подворье. - г.Новочеркасск. Храм св. блгв. кн. Александра Невского. Войсковой Вознесенский Собор. Храм Архангела Михаила. Часовня св. вмч. Георгия Победоносца. Часовня св. равноапп. Константина и Елены. 5) ПСКОВ * ПЕЧОРЫ * НОВГОРОД * ВАЛДАЙ Продолжительность: 5-6 дней Пушкинские горы: Святогорский монастырь; - Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь; - Спасо-Елиазаровский монастырь; - Псков: Храм свт.Александра Невского (вечернее Богослужение; размещение, трапеза); - Печеры: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Божественная Литургия). - погост Выбуты: Храм Пророка Илии (родина св.равноап.вл.кн.Ольги). - пог.Камно: Храм вмч.Георгия Победоносца (омовение в Святом источнике). - Экскурсия по Пскову: Кремль, Троицкий Собор - Новгород: Кремль (по возможности), Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь; - Валдай: Валдайский Иверский Богородицкий мужской монастырь. 6) С.-ПЕТЕРБУРГ * ВЫРИЦА * ЦАРСКОЕ СЕЛО * СВИРЬ * ОЯТЬ Продолжительность: 5-7 дней С.-Петербург: Размещение и трапеза в паломнической гостинице Храма прп. Андрея Критского. Экскурсия "Православный Петербург": Александро-Невская Лавра, Казанский собор, часовня блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Св.-Иоанновский монастырь, Св.-Воскресенский Новодевичий монастырь; - пос. Вырицы: Храм Казанской Иконы Божией Матери, Часовня (Святые мощи прп. Серафима Вырицкого - под спудом); Храм св. апп. Петра и Павла; - Царское село; Федоровский собор; - Кронштадт (по возможности):Музей-квартира прп. Иоанна Кронштадтского, Собор св. равноап. вл. кн. Владимира; - Свирь: Св.-Троицкий Александро-Свирский монастырь; - Введено-Оятский монастырь; Покрово-Тервенический монастырь (по возможности). 7) С.-ПЕТЕРБУРГ * ВАЛААМ * СВИРЬ * ОЯТЬ * ВЫРИЦА * СОЛОВКИ Продолжительность: 13-19 дней. С.-Петербург: Размещение и трапеза в паломнической гостинице Храма прп.Андрея Критского. Экскурсия "Православный Петербург": Александро-Невская Лавра, Казанский собор, часовня блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Св.-Иоанновский монастырь, Св.-Воскресенский Новодевичий монастырь; - о.Валаам: Богослужения в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре; Экскурсионная программа паломнической службы Валаамского монастыря; - Свирь: Св.-Троицкий Александро-Свирский монастырь; - п. Тервиничи: Покрово-Тервинический монастырь; - Оять: Введено-Оятский монастырь. Святой источник Иконы Божьей Матери "Живоносный Источник"; - Старая Ладога: Старо-Ладожский Никольский мужской монастырь, Успенский Ново-Ладожский девичий монастырь, крепость кн. Рюрика, Храм Георгия Победоносца; - пос.Вырицы: Церковь Казанской Иконы Богородицы (Св.мощи прп.Серафима Вырицкого); - Часовня прп. Серафима Вырицкого, Храм Казанской Иконы Божией Матери, Храм св. апп. Петра и Павла. Могила прп. Серафима Вырицкого (Святые мощи прп.Серафима Вырицкого - под спудом); - Царское село; Федоровский собор; - Кронштадт: Музей-квартира прп. Иоанна Кронштадтского, Собор св. равноап. вл. кн. Владимира; - Соловки: Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь; экскурсия по кремлю, автобусная экскурсия на Секирную гору, ботанический сад и Филипповские садки; - о.Большой Заяцкий: Храм Святого Апостола Андрея Первозванного, экскурсия; - о. Анзер: Троицкий скит и Голгофа-Распятский скит (по благословени.); - Лодочно-пешеходный поход по озерам и каналам Б.Соловецкого острова или пешеходная прогулка на о. Муксалму и Дамбу (по выбору паломника). 8) С.-ПЕТЕРБУРГ * ВАЛААМ * ТИХВИН * СВИРЬ * Ст. ЛАДОГА * ВЫРИЦА Продолжительность: 8-11 дней С.-Петербург: Размещение и трапеза в паломнической гостинице Храма прп. Андрея Критского. Экскурсия "Православный Петербург": Александро-Невская Лавра, Казанский собор, часовня блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Св.-Иоанновский монастырь, Св.-Воскресенский Новодевичий монастырь; - о.Валаам: Богослужения в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре; Экскурсионная программа паломнической службы Валаамского монастыря; - с.Дыми: Антониево-Дымский мужской монастырь - скит Богородично-Успенского Большого Тихвинского мужского монастыря; - г.Тихвин: Богородично-Успенский Большой Тихвинский мужской монастырь. - пос. Вырицы: Храм Казанской Иконы Божией Матери, Часовня (Святые мощи прп. Серафима Вырицкого - под спудом); Храм св. апп. Петра и Павла; - Царское село; Федоровский собор; - Кронштадт (по возможности):Музей-квартира прп. Иоанна Кронштадтского, Собор св. равноап. вл. кн. Владимира; - Свирь: Св.-Троицкий Александро-Свирский монастырь; - Введено-Оятский монастырь; Покрово-Тервенический монастырь (по возможности). 1.2 МЕСТА МУСУЛЬМАНСКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА Паломническими центрами в исламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Паломничеством в исламе считается посещение этих двух священных городов. 1.2.1 Хадж в Мекку МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) - священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah, по-арабски, что можно перевести как "Блистательная Мекка". Находится Мекка в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической области Хиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря. Мекка находится на высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами. Известна с IV века нашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местом поклонения последователей многих языческих культов. В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникла новая религия - ислам. Мекку ежегодно посещают около 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира - Харам бейт - Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба, которое сложено из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м. В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу 7 раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление. Святилище Кааба покрыто черным покрывалом - кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира. Мекка является духовным центром ислама, священным городом для всех мусульман. "Мать городов" - так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами "Лабайк-аллахума лабайка", что означает "я здесь, Господи, я здесь". В соответствии с основами ислама каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Особенно значительным в глазах мусульман является особое ритуальное паломничество в Мекку - хадж, совершаемое в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший хадж, даже носит особое звание - хаджа. Мекка, наверное, самый посещаемый город мира. В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с обслуживанием паломников, посещающих этот город. Для паломников в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях. 1.2.2 Паломничество в МединуМедина - второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество. Здесь похоронен пророк, именно отсюда он выступил в поход на Мекку, чтобы подавит сопротивление противников своей веры.Медина находится также в западной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу от Мекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины до побережья Красного моря - около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу (Yanbu) - 275 кмПаломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой - 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или на самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль - Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал - Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было первое видение, на гору Джабал ат - Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат - Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность - в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима. Медина - типичный современный арабский город, с шестиполосными магистралями, вдоль которых растут пальмы. В отличие от Мекки земля там гораздо более плодородна, поэтому город утопает в буйной зелени, воздух свеж и напоен ароматом цветов.Кстати, именно со дня переселения Муххамеда в Медину, которое носит у арабов особое название - "хиджра" (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.В самом центре города находится одна из основных святынь ислама - Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамеда. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. Впоследствии Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века. Последние работы по реконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадь комплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом были использованы самые современные технические решения. Так, для создания тени на открытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматические зонтики. Как и Мекка, Медина является местом паломничества мусульман. В окрестностях Медины построен современный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи, Куала-Лумпур.Как и Мекка, Медина является городом, закрытым для немусульман. Однако здесь эти ограничения распространяются, по сути дела, только на центральную часть города. Пребывание же немусульман в аэропорту города Медины и близлежащих гостиницах вообще никак не ограничено.2 ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ТУРОВ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ И ОПТИНУ ПУСТЫНЬ Свято-Троицкая Сергиева Лавра Лавра была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году и на сегодняшний день это одна из самых почитаемых общерусских святынь. Посмотреть на территории Лавры можно самый древний Троицкий собор, построенный в 1422-1425 годах. Именно в нем и находятся святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Иконостас храма знаменит иконами, написанными самим Андреем Рублевым. 1559-1585 годы ознаменовались для монастыря тем, что царь Иоанн Грозный повелел построить здесь Успенский собор, возле которого расположена усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи. В окрестностях Лавры в XVIII-XIX веках возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита, в которых жили старцы-подвижники. Описание поездки Обзорная экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре с посещением: Надвратной церкви Иоанна Предтечи, Трапезного храма во имя преп. Сергия Радонежского, Троицкого собора (мощи преп. Сергия) Никоновского предела, Серапионовой палаты, Успенского собора. Далее экскурсия направляется на территорию Московской Духовной Академии и Семинарии. Посещение Церковно-Археологического кабинета. Источник преп. Саввы Сторожевского. Экскурсия сопровождается рассказом о жизнь и деятельности преп. Сергия Радонежского, истории Троицкого монастыря. Программа маршрута: Прибытие в г.Хотьково. · Посещение Покровского Хотьковского женского монастыря и поклонение родителям прп. Сергий Радонежского. Прибытие в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру Ставропигиальный мужской монастырь. Основан прп. Сергием Радонежским в 1337 г. · Экскурсия по территории Троице-Сергиевой Лавры. · Посещение Троицкого собора (поклонение св. мощам преподобного Сергия, игумена Радонежского), Успенского собора (св. мощи свт. Иннокентия, митрополита Московского), надвратного храма Рождества свт. Иоанна Предтечи, церковь Святаго Духа (где положены св. мощи Максима Грека), и Трапезной Церкви, во имя прп. Сергия Радонежского. · Посещение Святого источника прп. Саввы Сторожевского с купанием (крытая купальня). · Возможно посещение Церковно-Археологического Кабинета (ЦАК) Московской Духовной Академии. Экскурсия (7 залов, посвященных русскому церковному искусству). · Свободное время для посещения церковных лавок монастыря и книгоиздательства Лавры. В зависимости от наличия времени возможно посещение Святого источника в п. Радонеж прп. Сергия. Отъезд. Оптина пустынь Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни - это один из самых известных монастырей нашей страны. Точно время основания Оптиной пустыни неизвестно, предположительно XV век. Еще в 1773 году здесь жило всего два монаха. А в конце XVIII века там были уже каменные здания, мельница и угодья. В Оптиной пустыни селились люди, многие годы проведшие в совершенном уединении - «пустынники». В это время Оптина стала одним из главных духовных центров России. В 1821 году был устроен скит, расположенный за монастырской рощей. Здесь сохранились многие постройки, в том числе домики, где останавливались Гоголь и Достоевский, а также деревянная церковь Иоанна Предтечи, срубленная в 1822 году. Знаменитые русские писатели увековечили Оптину в своих произведениях: Лев Толстой описывал ее в «Отце Сергии», Федор Достоевский сделал старца Амвросия прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». Оптина Пустынь находится в нескольких верстах от Козельска Калужской губернии. Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с 4-мя храмами, крепостными стенами и башнями. Программа маршрута · 1 день. Отъезд из Москвы (в 7 час. 30 мин.). Прибытие в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. · Экскурсия. Храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1771 г.). Св. мощи двух прпп. Амвросия и Нектария, Оптинских старцев. Храм в честь Казанской Иконы Божией Матери (1996 г.). Св. мощи трех прпп. Моисея, Антония и Исаакия I, Оптинских старцев. Храм в честь Владимирской Иконы Божией Матери (1998 г.). Св. мощи семи прпп. Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова), Оптинских старцев. · Храм Преподобной Марии Египетской и Праведной Анны. Храм Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (1825 г.). · Посещение монастырского кладбища: могилы Оптинских мчч. иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. · Омовение в Святом источнике прп. Пафнутия Боровского. · Вечернее Богослужение: Всенощное бдение. Трапеза в монастыре. Ночлег - в гостинице. · 2 день. Ранняя Божественная Литургия в монастыре. · Отправление в пос. Шамордино. Прибытие в Казанскую Свято-Амвросиевскую Пустынь. Ставропигиальный женский монастырь. · Экскурсия по храму в честь Казанской Иконы Божией Матери. · Посещение источника со святой водой. · Отъезд из пос. Шамордино. ЗАКЛЮЧЕНИЕ История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участии в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.Россия обладает значительным потенциалом развития паломнического туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать: · неразвитую инфраструктуру; · дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; · слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; · недостаток в этой сфере квалифицированных кадров. Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должны послужить привлечению большего числа паломников (туристов) к нашей «живой истории». На мой взгляд, развитие религиозного туризма в России, а если говорить по-православному - паломнических поездок, позволит решить целый ряд задач, в числе которых: реализация духовно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурного статуса, увеличение потока "въездного международного туризма", развитие внутреннего духовно-просветительского туризма, поддержание в надлежащем состоянии памятников христианства, истории и культуры. Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности "География" / Анна Юрьевна Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 463 с.2. Биржаков М.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма. «Туристские Фирмы», справочник / М.Б. Биржаков. - СПб.: ОЛБИС, 2003. - 287 с.3. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», справочник / М.Б. Биржаков. - СПб.: ОЛБИС, 1997. - 384 с.4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образоват. учреждений турист. профиля / Валерий Александрович Квартальнов; Кол. авт. Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 314 с.5. Корнилов С.В. Древнерусское паломничество / Сергей Владимирович Корнилов. - Калининград: Кн. изд-во, 1995. - 102 с.6. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, учебное пособие / А.Н. Муравьев - М.: «Книга», 1990. - 402 с.7. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России: учеб. пос. - Социально-культурный сервис и туризм / Наталья Викторовна Ягодынская и Сергей Алексеевич Малышкин. - М.: Академия, 2005. - 270 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |