|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы и перспективы развития речных круизовПроблемы и перспективы развития речных круизов3 Министерство транспорта Российской ФедерацииФедеральное агентство железнодорожного транспортаГОУ ВПО «Дальневосточный государственныйуниверситет путей сообщения»Кафедра: « Социально-культурный сервис и туризм»Курсовая работапо дисциплине: « Технологии внутреннего туризма»ТемаПроблемы и перспективы развития речных круизовХабаровск 2010СодержаниеВведение1 Водные круизы как перспективное направление в туризме1.1 Сущность речных путешествий и круизов1.2 Особенности разработки и организации речных круизных туров. Состояние речных круизов в РФ2 Анализ проблем и перспективы развития круизного туризма в Хабаровском крае2.1 Анализ современного состояния и проблем круизного туризма в Хабаровском крае2.2 Рекомендации по совершенствованию водно-круизного направления в туризме Хабаровского краяЗаключениеСписок использованных источниковВведениеПеревозки людей водным транспортом уходят корнями в глубокую древность. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в средние века. Основоположниками мерзких экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом в VI веке во традиции считается ев, Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало путь европейцам на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского и Ютландского полуостровов. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река - море, но они не превышали в длину 30 м и в ширину 4 м. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте.Изобретение парохода Фултоном в 1807 г. дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта. Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимаются перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.В конце XX века круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.Объектом исследования является: водно-круизный туризм.Предметом исследования организация и перспективы развития речных круизом. Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы на основе теоретического осмысления и анализа опыта практической деятельности развития и проблем речных круизов в Хабаровском крае разработать рекомендации по совершенствованию водно-круизного туризма как перспективного направления внутреннего туризма.В соответствии с поставленной целью был определён круг задач, которые последовательно решались в процессе написания курсовой работы.Этими задачами стали:1. Рассмотреть круизный туризм, как форму организации туристских путешествий.2. Проанализировать особенности и современное состояние водного туризма в Хабаровском крае.3. Рассмотреть проблемы водно-круизного направления в туризме Хабаровского края.4. Разработать рекомендации по совершенствованию водно-круизного туризма в Хабаровском крае.При изучении теоретических основ водно-круизного туризма, использованы работы отечественных авторов В.И. Азара, В.А. Квартальнова, А.Г. Папиряна, В.Б. Сапруновой, В. С. Сенина, А. Д. Чудновского и др.Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы; изучение и анализ нормативно-правовых документов, законодательных актов; системный исторический; сравнительный анализ.1 Водные круизы как перспективное направление в туризме1.1 Сущность речных путешествий и круизовКруиз - водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Если обращаться к целям туризма, видимо, круиз - самый подходящий образ путешествия, способный принести удовлетворение отдыхающему. Спокойное, медленное передвижение по водным пространствам, в противовес энергичной напряженной обычной жизни в современном обществе, снимает накопившиеся стрессы, а свежий воздух и регулярное питание способствуют оздоровлению организма. При правильной и комфортной организации проживания, питания и достаточного развлечения на борту и экскурсионных программ на берегу в период временных стоянок - круиз является одним из самых изысканных и благодатных видов путешествий [25, с.21].Круиз - это не просто возможность увидеть несколько стран за одну поездку, но еще и великолепный отдых на огромном плавучем курорте. Ведь ни один отель не может предложить столько всевозможных услуг, как современный круизный лайнер.Круиз - прежде всего возможность сделать свой отдых разнообразным. Комфортные условия на борту, бесконечный мир развлечений в шаговой доступности, насыщенная программа экскурсионных прогулок, возможность за отпуск увидеть познакомиться с культурой ряда стран.В понятие «круиз» входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран.Морской круиз - комплекс услуг, включающий в себя путешествие с посещением портов в различных точках земного шара, размещение в каюте круизного лайнера, питание, развлекательные и экскурсионные программы. Морские круизы бывают разной продолжительности: наиболее часто встречаются круизы продолжительностью 7-8, 10-12, 13-15 дней. География морских круизов - весь мир. Кругосветный круиз - уникальная возможность в одной поездке увидеть собственными глазами множество стран и континентов, насладиться бескрайними океанскими просторами и в полной мере впитать атмосферу продолжительных морских путешествий. Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание. Судно перемещается по реке или озерно-речной системе последовательно из одного пункта в другой соответственно программе круиза с плановыми остановками в населенных пунктах или местностях для совершения туристами экскурсий или отдыха (зеленые стоянки). В таблице 1 представлены отличительные черты речных и морских круизов. Таблица 1 - Отличие и общие черты речных и морских круизов
Водные туристские путешествия имеют целый ряд достоинств [18, с.173]: - наиболее высокий уровень комфорта; - значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более); - возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический и пр.); - возможность полноценного отдыха; - полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водных туристских путешествий являются: - невысокая скорость движения транспортных средств; - ограниченная мобильность; - синдром «замкнутого пространства»; - подверженность части людей «морской болезни»; - в ряде случаев высокие тарифы и пр. Основными мотивами выбора водных путешествий туристами является желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Следует также отметить, что отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья (медленное перемещение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма). 1.2 Особенности разработки и организации речных круизных туров. Состояние речных круизов в РФВ 1959 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС организовал первый речной маршрут. За ту навигацию 10 судов перевезли 12 тыс. путешественников. К сегодняшнему дню эта цифра составляет более 1 млн. человек. Почти 150 тыс. км голубых дорог страны освоено ныне туристами. На них работает 700 гидротехнических сооружений, в том числе 122 шлюза. На российском рынке речных судов известны фирмы: "Паллада" - круизы по Волге и Волго-Балтийскому каналу, "Сварог" и некоторые другие. Пассажирские перевозки по рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерству речного флота России: Волжское объединенное, Московское, Камское, Северо-западное, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне- Иртышское, Иртышское, Енисейское, Северное, Амурское, Бельское, Донское, Кубанское, Западное, Сухонское, Вятское, Печорское, Беломоро-Онежское. Кроме того, перевозки туристов осуществляют пароходства Министерств речного флота других сопредельных государств (Украины, Молдавии, Казахстана), с которыми работают туроператоры России. На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу. Пассажирские линии в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания подразделяются на: транспортные, туристские, экскурсионные. Транспортные линии - это линии, обеспечивающие транспортные связи между пунктами и работающие по заранее опубликованным расписаниями. Они обслуживаются судами речного флота. Туристские линии - линии, обслуживаемые судами речного флота. Они обеспечивают перевозки туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 час. Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов. Заключение договоров между пароходствами и туристскими организациями обычно заканчивается до 30 декабря предшествующего обслуживанию года. Договор может быть заключен на срок от одного года до 3-х лет. Расписания (графики) движения туристских судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются им по согласованию с заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года и являются частью заключенного договора. В тот же срок разрабатываются расписания для линий (маршрутов), проходящих по смежным бассейнам, но они утверждаются Минречфлотом. После подписания договоров туристские организации имеют право начать реализацию путевок на круизные рейсы. Путевки служат основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (одного комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионного обслуживания. Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно - проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления. Пароходством и турфирмой до начала тура разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала, предоставляемом пароходством (портом). При наличии в предоставленном помещении телефона представитель туристской фермы имеет право пользоваться им по служебным вопросам. При продаже тура турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна. До начала посадки - руководитель круиза обязан предъявить кассе (или бухгалтерии) вокзала копию поручения внесенных платежей (или подтверждение пароходства о подученных за данный рейс платежах) и после регистрации туристов за 30 мин. до отправления судна - справку о количестве туристов, прошедших регистрацию на данный рейс, с указанием категорий пассажирских мест. На основании этих документов при предъявлении им доверенности руководителю группы выдается под расписку групповой билет на выполнение туристского рейса. Групповой билет сдается капитану судна при начале посадки и остается у него до окончания рейса. По окончании рейса билет возвращается руководителю круиза. В начале туристского рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу, во время купания и т. д. На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными). Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте. Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет: прием заказов на подачу такси к причалу; бронирование мест в гостиницах речных вокзалов; предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время меж рейсовых стоянок в качестве гостиниц; бронирование билетов на смежные виды транспорта; переноска багажа; продажа товаров в киосках и буфетах (барах); пользование гладильной и услугами парикмахерской; прием радиотелеграмм; пользование сауной (душем) и камерой хранения. Прежде всего следует отметить, что пароходство вправе продать свободные места нереализованные туристской фирмой. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки. Если это происходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, то туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплатой экскурсоводов. В случае возникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы последняя оплачивает пароходству их стоимость в размерах зарубежных рейсов, а УРСу возмещает расходы по содержанию ресторана в размере установленной по договору наценки дневного рациона питания, умноженной на количество туристов и дней пробега. В случае отмены туристского рейса виновная сторона оплачивает потерпевшей стороне неустойку в размере 3% от стоимости несостоявшейся перевозки. При отмене рейса по вине турфирмы согласно договору она оплачивает пароходству, кроме неустойки, стоимость несостоявшейся перевозки и возмещает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наложений (наценок), исчисленных из расчета дневного рациона питания, полной посадки туристов и длительности рейса. Если турфирма предупреждает пароходство и УРС об отмене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу - 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана. При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно, кроме неустойки, возвращает турфирме провозную плату. При посадке на судно по вине турфирмы меньшего количества туристов (чем указано в договоре) туристская фирма возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число человеко-дней питания по договору. Туристы несут личную ответственность за бой и утрату посуды и другого имущества, о чем составляется соответствующий акт. Питание туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристская бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ их питания включается в общую заявку. За сутки до отправления в рейс турфирма должна представить судовому ресторану заявку о количестве питающихся туристов и работников туристской фирмы. За 6 часов до первого приема пищи эта заявка должна быть уточнена. В период рейса руководитель круиза ежедневно (за сутки) подтверждает письменной заявкой количество питающихся туристов и работников туристской бригады. Меню составляется с учетом пожеланий туристов. В день посадки туристов на судно питание обеспечивается по единому меню. Меню с указанием выхода готовой продукции и дневной стоимости питания, подписанное директором, зав. производством, гл. бухгалтером ресторана и руководителем круиза, вывешивается в ресторане на видном месте. Контроль за качеством приготовления блюд и кулинарных изделий, ведение бракеражного журнала производится бракеражной комиссией в составе: директора и зав. производством ресторана, руководителя круиза и судового медика. Руководитель круиза, прошедший медицинский осмотр, имеет право присутствовать при закладке сырья, проверять нормы выхода готовых изделий совместно с директором, гл. бухгалтером и зав. производством ресторана. Турист получает питание на основании туристской книжки с указанием в ней наименования судна, смены питания и номера стола. 2 Анализ проблем и перспективы развития круизного туризма в Хабаровском крае2.1 Анализ современного состояния и проблем круизного туризма в Хабаровском краеРазвитие туристской отрасли способствует удовлетворению потребностей населения, оказывает положительное воздействие на изменение облика территории, способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, оказывает стимулирующее воздействие на ключевые сектора экономики, такие как: транспорт, связь, строительство, гостиничное хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления и другие.Жизнь практически всех городов и многих других населенных пунктов Дальнего Востока достаточно тесно связана с Амуром. Начало круизного движения по реке Амур, являющейся главной достопримечательностью Хабаровского края, относится к 1977 году. Круизы проходили на судах типа «Николай Пржевальский», «Ерофей Хабаров», «30 лет ГДР». Организацию круизов осуществляли: «Хабаровское Бюро путешествий и экскурсий» («Хабтурист»), «Интурист» и БММТ «Спутник», имеющие свои филиалы в г.г. Николаевске, Комсомольске-на-Амуре и Биробиджане. Основные маршруты были определены по направлениям: Хабаровск - Благовещенск - Хабаровск, Хабаровск - Николаевск-на Амуре - Хабаровск и Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск, а также еженедельные маршруты выходного дня, в летний период, на Зеленый остров. Существующая централизованная система распределения путевок, предполагающая оплату путевок через профсоюзные организации, способствовали популяризации круизных маршрутов. Основными участниками круизов были туристические группы из Приморского края, Камчатской, Сахалинской и Еврейской областей, а также жители Хабаровского края. В связи с открытием в начале 90-х годов в г. Хабаровске авиарейсов в США (Хабаровск - Анкоридж, Хабаровск - Сан-Франциско) активно развивалось круизное направление компанией «Интур-Хабаровск» на теплоходе типа «Звезда Амура» для американских туристов.В предстоящей навигации «Амурское речное пароходство» предоставляет «Фирмам» пассажирский теплоход «Полесье-18» с экипажем, для перевозки туристов по маршруту Хабаровск - Фуюань - Хабаровск.Самым массовым туром является круиз по реке Амур на теплоходе «Звезда Амура», который организует туристическая фирма «Вояж». Продолжительность круиза 8 дней на борту теплохода «Звезда Амура». Такие путешествия позволяют отдыхать в неизведанных местах Дальнего Востока несколько дней и вместе со всей семьей. Стоимость путевки зависит от уровня комфортности размещения туристов по каютам с первого по четвертый классы.В рамках краевой программы Министерством молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края на теплоходе «Звезда Амура» был организован международный круиз, в котором приняли участие представители России, Франции, Канады, США, Австралии.В рамках круиза состоялось межрегиональное совещание «О взаимодействии регионов Дальнего Востока и Забайкалья в области межрегионального туризма». Совещание проходило в режиме круглого стола. Были рассмотрены вопросы:- о региональной законодательной базе в области туризма;- о формах и перспективах взаимодействия в области межрегионального туризма на Дальнем Востоке и Забайкалье;- о возрождении речных круизов.Совещание стало отправной точкой в развитии отношений делового сотрудничества регионов в области туризма.Маршрут следования был выбран до Николаевска-на-Амуре и обратно. По пути следования состоялись остановки в г. Комсомольск-на-Амуре, с. Богородское, с.Булава, с.Троицкое, с.Сикачи-Алян.Круиз по Амуру готовый турпродукт. Только здесь они увидели развитие, перспективы, а по имеющейся информации до поездки, точнее отсутствию ее - был негатив, страх и предвидение полной разрухи и отчаяния российских граждан.Естественно каждая нация - это особый колорит, особый подход. Это важно учитывать при составлении маршрута и экскурсионной программы. Всех туристов, приехавших на Дальний Восток объединяет одно - желание погружения в природу, созерцания природных явлений и получение информации о культуре, быте и традициях народов Приамурья. Положительные моменты, высказанные туристами по итогам круиза: недорогая цена круиза большие пространства, свежесть общения; возможность наблюдения за природными явлениями, птицами (желательно иметь в прокате для туристов бинокли). На теплоходе «Василий Поярков» в 2002 году состоялся международный круиз «Диалог культур», организованный управлением по туризму комитета по экономике администрации края совместно с комитетом по культуре и искусству администрации края. Рекламой проекта, комплектацией делегаций и фрахтом судна занималась туристическая фирма «Вояж». В круизе приняло участие 98 человек, в том числе представители США, Таиланда, Японии, Бурятии, Амурской области и Приморского края. Основной проблемой, решаемой с помощью данного проекта являлось развитие въездного и внутреннего туризма, возрождение круизов по Амуру, формирование привлекательного имиджа Дальневосточного региона, а также пропаганда культурного наследия и поддержка самобытного народного творчества, обмен культурными традициями между народами. В рамках круиза прошли культурные акции, творческие встречи и вечера. Состоялось посещение петроглифов в с. Сикачи-Алян, этнокультурных центров в с. Нижние Халбы, Троицкое, экскурсионная программа в г. Амурске, Комсомольске-на-Амуре, зеленые стоянки с организацией спортивных мероприятий, «Праздника Нептуна». Ежедневно на теплоходе работали творческие мастерские, «Изба ремесел», а также было проведена презентация пятизвездочного отеля «Royal Kliff» (г. Паттая) и три семинара: «Искусство самопрезентации», «Законодательный процесс в Хабаровском крае», «Новые документы в сфере валютного законодательства». В г. Комсомольске-на-Амуре для представителей турфирм и директоров гостиниц города состоялся на теплоходе семинар по вопросам организации гостиничного бизнеса. Для представителей крупной немецкой туркомпании «Olimpia Reisen GmBH» организован рекламный круиз по Амуру (Хабаровск-Николаевск-на-Амуре). По его итогам заключен договор об организации приема в августе 2005 года в Хабаровском крае немецких туроператоров в количестве 60-и человек. Организаторами круиза было отмечено, что данный круиз вызвал интерес к дальневосточной природе, экскурсионной и культурной программе, культуре малочисленных народностей Приамурья, а также к вопросам в области культурного туризма. Результатом проделанной работы явилось решение Федерального агентства по туризму о включении круиза по Амуру в Ведомственную целевую программу «Туристские центры России на 2007 - 2009 годы» (из 88 субъектов РФ в программу включено 12 опорных туристских проектов, в том числе проект Хабаровского края «Развитие круизного туризма на Амуре»). В целях продвижения туристического потенциала Хабаровского края на внутреннем и международном туристических рынках, а также привлечения в край дополнительных туристических потоков Министерство экономического развития и внешних связей края заключило договор о сотрудничестве по организации круизов по реке Амур с крупнейшим европейским туроператором компанией «Олимпия Райзен». В сентябре 2005 года был проведен первый круиз для немецких туристов на теплоходе «Е.Хабаров». Стоимость путешествия для туристов из Германии составила 2,0 тыс. евро. Несмотря на высокую стоимость тура, интерес к круизам по Амуру сохраняется на международном рынке туруслуг. Для развития круизного направления в Хабаровском крае необходимо иметь гибкую систему ценовых пакетов для туроператоров, планирующих развитие круизного направления для российских и зарубежных туристов. На сегодняшний день цена круизного путешествия по р. Амур превышает в 2 раза стоимость европейских круизов на комфортабельных теплоходах [12]. Круиз по Амуру признан как перспективный маршрут для зарубежных туристов. Участники круиза отмечали хорошее обслуживание, интересную культурную и экскурсионную программу, наличие уникальных объектов показа в местах проживания малочисленных народов Приамурья, а также незабываемый природный ландшафт на протяжении всего маршрута. Таким образом, рассмотренный опыт организации круизов по Амуру показывает, что к данному направлению есть интерес у иностранных туристов, следовательно, водно-круизный туризм необходимо развивать, предлагать новые направления, маршруты. Из анализа можно сделать вывод, что приоритетным направлением туристской отрасли Хабаровского края является активизация и развитие круизного туризма. Отличительной особенностью круизного туризма в Хабаровском крае является его природно-экологическая и этнографическая направленность. Ежегодное увеличение турпотока является наглядным подтверждением привлекательности Хабаровского края для зарубежных гостей. Учитывая положительные факторы круизов, как путешествие в условиях достаточно высокого комфорта, высокий природный и культурно - этнографический потенциал долины р. Амур, а также имеющуюся перспективу по организации совместных международных круизных программ с заходом на территорию КНР круизное направление может стать одним из основных в создании регионального турпродукта. На сегодняшний день существуют ряд проблем, влияющих на развитие круизного туризма в крае [14]: - отсутствие специально оборудованного и укомплектованного комфортабельного круизного судна; - несоответствие соотношения «цена - качество» предлагаемого турпродукта; - высокие цены за фрахт судна; - низкая рентабельность туров (убыточность); непродолжительность «интенсивного круизного сезона» (для российских туристов с середины июня до середины сентября); - требующая модернизации инфраструктура объектов показа для проведения экскурсионных и культурных программ по маршруту круиза. В прошлом году на развитие туризма в крае оказывали негативное влияние такие факторы, как: недостаточно развитая туристская инфраструктура, а также отсутствие инвестиционных ресурсов на ее развитие; - отсутствие в крае современных, комфортабельных гостиниц туристского класса, соответствующих уровню «две-три звезды» с доступными ценами на размещение; - недостаточное количество имеющихся объектов культурно-развлекательного назначения, уровень и состояние которых не соответствуют требованиям современного туристского рынка; - низкий уровень сервисного обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг; - высокие транспортные расходы, связанные как с въездом в Российскую Федерацию, так и передвижением внутри страны, что существенно влияет на удорожание предлагаемого туристского продукта; - отсутствие прогнозируемой тарифной политики основных транспортных перевозчиков края, выражающейся в непредвиденных колебаниях цен на предоставляемые услуги; - недостаточный объем информации о туристском потенциале и возможностях края на международных туристских рынках стран Севере и Юго-Восточной Азии, а также Европы. Водный туризм на территории Хабаровского края является развивающимся комплексом. В связи с этим должен постоянно вестись поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания к водному туризму как сектору экономики Хабаровского края до сих пор не уделяется. Тем не менее, в сфере водных путешествий Хабаровского края имеется и ряд нерешенных проблем [13]. Транспортное обслуживание туристов является одной из составляющих речных путешествий и круизов. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация Перевозчики на рынке речных путешествий сами определяют цены на туристские услуги. В связи с этим, необходимо принятие Правительством Хабаровского края законодательного акта, прямо регулирующего отношения в данной сфере. Имеет место плохое техническое состояние теплоходов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие четко сложившегося спроса на водные круизы, что в свою очередь тормозит развитие в Хабаровском крае водно-круизного туризма. Таким образом, что касается проблем круизного направления в туризме Хабаровского края, можно отметить следующие наиболее проблемные моменты: 1. Материальная база туризма и гостиничного хозяйства края нуждается в существенной реконструкции. В том числе, на мой взгляд, при помощи Правительства Хабаровского края следует закупать новые теплоходы; 2. Особо остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, недостаточно развита система их подготовки, что приводит к низкому уровню обслуживания клиентов; 3. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристического продукта (особенно водный туризм) на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки; 4. Также существуют проблемы и опасности при развитии водною туризма (в том числе огромное количество гнуса (мокрец, мошка, комары, слепни), клещевой энцефалит, наводнения. Реки бассейна Амура полноводны, чему способствуют муссонный климат, относительно небольшое испарение и значительная лесистость территории. Характерны интенсивные русловые процессы, дробление русел на рукава в равнинных частях бассейна и частые летне-осенние паводки, связанные с летними муссонами, которые приносят со стороны моря большое количество влаги. 5. Организационные и управленческие: отсутствие надежной судовой обстановки на реках (некоторые створы на Амуре не обеспечены огнями в ночное время, недостаточное ведение дноуглубительных работ на фарватерах рек), отсутствие оборудованных причалов (помимо портов) на морских побережьях, отсутствие надлежащей правовой базы на ввоз оружия иностранцами и вывод ими трофеев; 6. Нет твердо обусловленной правовой базы по использованию охраняемых территорий В целях развития системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристического продукта (водных круизов) необходимо: - дальнейшее совершенствование рекламно - информационного обеспечения туризма, способствующего увеличению потока российских и иностранных туристов в Хабаровский край; - проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе, на радио и телевидении с целью формирования образа Хабаровского края как региона благоприятного для туризма; - проведение пресс - конференций и других рекламных акций; - организация публикаций в российских и зарубежных средствах массовой информации серии статей о возможностях туристической отрасли в Хабаровском крае; - организация оперативного информационного Обеспечения для производителей и пользователей туристических услуг; - создание целостной системы данных о туристических возможностях Хабаровского края для отечественных и иностранных туристов; - дальнейшее совершенствование информационной системы в сфере туризма[12]. Сегодня дан старт комплексному развитию Востока России. Правительство России одобрило проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.». Согласно программе, до 2013 г. объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта. На эти цели в 2008-2013 гг. будет направлено 58 % средств. В частности, на эти деньги будут реконструированы 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч километров дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи . Попытки включения в прежние программы развития Дальнего Востока отдельных объектов туристского назначения (вплоть до строительства речного вокзала в Хабаровске) не всегда приносили результаты, так как эти объекты не были увязаны в комплексе со всей программой социально-экономического развития региона. Отсутствие транспортной инфраструктуры, высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители и электроэнергию не позволяют сегодня частному бизнесу инвестировать средства в развитие туристских объектов и средств транспорта. Необходимо включить в Программу развитие круизного флота и инфраструктуры на Дальнем Востоке, как речного, так и морского. Создание круизных судов с низкой осадкой позволит развивать международный круизный туризм на Амуре в полном объеме с заходом в китайские порты, где низкая глубина у причальной стенки, а также в притоки Амура, такие как Уссури и Сунгари. Если этого не будет сделано сейчас нами, то через несколько лет на наши реки и моря придут теплоходы иностранных круизных операторов, возможно даже китайских, так как в Китае на развитие туризма выделяются сегодня значительные средства и Китай постепенно выходит в лидеры по въездному туризму, а, следовательно, и по доходам от развития въездного и внутреннего туризма. 2.2 Рекомендации по совершенствованию водно-круизного направления в туризме Хабаровского краяАнализ состояния водно-круизного туризма в Хабаровском крае и выявленные проблемы позволили разработать ряд рекомендаций по совершенствованию водно-круизного туризма в Хабаровском крае.
8. Калиновская, П.А. Туризм и экономика региона: монография / П.А. Калиновская, В.А. Чернов. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. - 144 с. 9. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 610 с. 10. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 329 с. 11. Косолапов, А.Б. Теория и практика экологического туризма / А.Б. Косолапов. - М.: Кнорус, 2005. - 240 с. 12. Круизы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-voyage.com/s/tourlist.php?cid=30&tlid=426 13. Круизы по Амуру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ratanews.ru/asp/news.asp?n=407 14. Круизы по Амуру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostok-tour.com/cruise/amur.html 15. Кузнецов, В. Амур - Река туристов / В. Кузнецов // Приамурские ведомости. - 2001. - 23 мая. - С. 1. 16. Левинталь, А.Б. Туризм в Хабаровском крае / А.Б. Левинталь // Материалы 4 Международной конференции Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке. - Хабаровск, 2001. - 41 с. 17. Мирзеханова, З.Г. Ресурсоведение: курс лекций / З.Г. Мирзеханова. -Владивосток.: ДВО РАН, 2003. - 363 с. 18. Мирзеханова, З.Г. Теоретические аспекты формирования кадастра туристических ресурсов / З.Г. Мирзеханова // Регионы нового освоения: стратегия развития: материалы Международной научной конференции. - Хабаровск, 2004. - 146 с. 19. Можаева , Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М., 2007. - 270 с. 20. Осауленко, А.П. Региональные особенности организации туристической деятельности в Хабаровском крае / А.П. Осауленко. - Владивосток - Хабаровск, 2001. - 184 с. 21. Основы разработки кадастра туристических ресурсов (на примере Хабаровского края / под ред. З.Г. Мирзехановой. - Хабаровск, Владивосток.: ДВО РАН, 2005. - 148 с. 22. Портам нужна глубина. Диалоги дальневосточных морских причалов // Дальневосточный федеральный округ. - 2002. - № 5. - С. 33. 23. Ромашков, Е. Водный туризм / Е. Ромашков. - М.: ФиС, 2003. - 411 с. 24. Рыжавский, Г.Я. От истоков до устья / Г.Я. Рыжавский. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с. 25. Сенин, B.C. Введение в туризм / В.С. Сенин. М.: РИПРИКТ, 2004. - 468 с. 26. Туризм и гостиничное хозяйство / под. ред. А.Д. Чудновского. - М.: ЭКМОС, 2000. - 400 с. 27. Туризм на Дальнем Востоке: состояние, проблемы, перспективы / под ред. П.В. Кармашковой, Л.А. Корниенко. - Хабаровск, ХГАЭП, 2001. - 137 с. 28. Туризм: Водный, экологический, этнографический, экстремальный, спелеотуризм, круизы, альпинизм, охота, природные объекты туризма Хабаровского края / под ред. В. Лопатина, Р. Яшина. - Хабаровск, 2001. - С. 30-67. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |