рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Астраханское педагогическое училище №1

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Джанисова Кулмамбека Клюсовича

3 курс группа АС

специальность: 0307

«Преподавание физической культуры»

отделение физического воспитания

форма обучения: очная

Руководитель работы:

Бобровская Антонина Ивановна

АСТРАХАНЬ 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Физическое воспитание в системе педагогического образования

Глава II. Способы и типы содержания физического воспитания

2.1. Способы содержания процесса физического воспитания

2.2. Типы содержания физического воспитания

Глава III. Перспективы развития физического воспитания в системе педагогического образования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы бесспорна. На современном этапе на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Ведущими социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала России, являются:

- тенденции к уменьшению продолжительности жизни и роста смертности населения;

- снижение уровня физического и психического здоровья под влиянием социальных, экологических и педагогических факторов среды жизнедеятельности;

- ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будущих поколений;

- развитие педагогической науки и образования и их невостребованность властью.

Обращение к физической культуре в системе педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Во-вторых, в сущности физического воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в состоянии и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему времени.

В-третьих, проектируется вариативная логика включения студентов педагогических образовательных учреждений в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и психические возможности.

И все это направлено на реализацию накопленного в учебном заведении потенциала в профессионально-педагогической деятельности.

В связи с этим весьма актуальным представляется рассмотрение и изучение содержания процесса физического воспитания в системе педагогического образования.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о содержании процесса физического воспитания в системе педагогического образования.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть физическое воспитание в системе педагогического образования;

- изучить способы и типы содержания физического воспитания;

- проанализировать перспективы развития физического воспитания в системе педагогического образования.

Глава I. Физическое воспитание в системе педагогического образования

Социальная ситуация предполагает изменение логики учебно-воспитательного процесса в педагогическом учебном заведении: отказ от жесткой нормативности, обязательности, авторитарности и т.п.

При психолого-педагогическом анализе сущность сложившейся в нашей стране традиционной системы образования рассматривается как проявление знание центрического подхода в сфере образования, который характеризуется прежде всего односторонней ориентацией на конечный результат учебно-воспитательного процесса - формирование знаний, умений, навыков. При этом содержание, методы, формы и ход обучения полностью подстраиваются под заданный извне стандарт. В рамках такого обучения происходят лишь локальные изменения, модернизация некоторых компонентов системы образования, но остаются неразрешенными целый ряд внешних и внутренних педагогических противоречий.

Особенно важным в подготовке будущего учителя к педагогической деятельности является формирование у него способности в случае требований объективной ситуации изменить свою установку, скорректировать программу деятельности и поведения. Отсутствие жесткости установок и наличие поведенческой гибкости выделяется в качестве базовой характеристики психологического фундамента личности педагога-профессионала. Подвижность и гибкость профессиональных установок препятствуют процессу "регресса компетентности" как негативному результату педагогического опыта учителя. В случае неспособности учителя принять объективную необходимость корректировки плана деятельности проявляется его склонность к ригидному поведению.

Поэтому при подготовке студентов педагогического образовательного учреждения к профессиональной деятельности повышается значение воспитания педагогом мотивации к собственному изменению, овладению умениями понимать свое поведение и учитывать последствия своих действий во взаимоотношениях с участниками воспитательного процесса. Таким образом, в настоящее время в образовательном пространстве и общественном мнении востребуется новый образ педагога.

В настоящее время учебная дисциплина "физическая культура" для студентов педагогических учебных заведений включает в качестве обязательного минимума ряд дидактических единиц, интегрирующих тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала (физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы ФК; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительная система и спорт; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов).

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован на разделы и подразделы программы:

1) теоретический, направленный на формирование у студентов мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к ФК;

2) практический, состоящий из двух подразделов - методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в использовании средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, повышения уровня функциональных и двигательных способностей с учетом индивидуального здоровья. Методическое обеспечение спецкурса "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 58.

Можно предположить следующие цели воспитания культуры здоровья будущих педагогов в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

- формирование у преподавателей целостной системы знаний о здоровье человека, которая включала бы в себя все вопросы психологии, педагогики, гигиены, этики, религии, что, в свою очередь, находит выражение в творческой педагогической деятельности с пользой для себя и для общества, понимаемое как инновационная деятельность, преобразующая культуру общества;

- повышение уровня готовности педагога к формированию духовного, рефлексивного самосознания студентов, воспитание у них таких качеств, как ответственность по отношению к собственному здоровью и здоровью обучаемых, которые обеспечили бы подготовку будущего педагога к жизни и профессиональной деятельности в гармоническом взаимодействии с окружающей средой и другими людьми;

- воспитание физической и духовной культуры, которые следует рассматривать как элементы профессионального образования, так как это целенаправленное формирование осознанных качеств, убеждений, норм поведения, отражающих отношение человека к себе и окружающим его людям, потребности самовоспитания и самосовершенствования;

- организация образования, отвечающего требованиям современной концепции педагогического образования, что подняло бы на качественный уровень профессиональную подготовку квалифицированных кадров для педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества. Методическое обеспечение спецкурса "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 59.

Однако в профессиональных ориентациях современного типичного учителя наблюдается открытое и, возможно, неосознанное, но глубокое и существенное противоречие ценностей и идеалов.

Неслучайно 78% опрошенных учителей испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями (50%), перегрузками в работе (36%). Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 51.

Проведенные в течение последних десяти лет исследования свидетельствуют, что наряду с "уровнем образования", "семьей", "интересной работой" в системе социокультурных ценностей педагогических работников "здоровье" считается ведущей, но слабо связано с физической культурой. Более того, было выявлено, что только 14,4% учителей целенаправленно занимаются двигательной активностью, 17,4% - не занимаются вообще и 32,8% - иногда. Субъективно свое состояние здоровья они оценили следующим образом: абсолютно здоровы - 5,6%, вполне здоровы - 23%, считают свое здоровье удовлетворительным - 34,9% и плохим - 5,1% педагогов. Там же, С. 52.

Кроме того, преподаватели физической культуры свидетельствуют, что в педагогических учебных заведениях не проводятся специальные физкультурно-спортивные мероприятия оздоровительной направленности, предназначенные для педагогов. Соответственно наблюдается ошибочная (завышенная) оценка уровня их физической подготовленности: по мнению преподавателей физической культуры, у 37% она находится на высоком уровне, у 60% - на среднем. Там же, С. 53.

Учителя редко и с низкой воспитательно-образовательной эффективностью используют физкультурно-спортивную деятельность для сплочения учебных групп, формирования положительных черт и характера учащихся. Пропагандистская деятельность учителей в сфере физической культуры, как правило, весьма редка и малоэффективна, так как лишена фундаментального основания - личной убежденности.

На основе типологии самоопределения к профессиональной деятельности Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - Стр.3. можно выделить следующую типологию самоопределения студента к формированию здорового образа жизни в процессе физического воспитания:

1. Самоопределение в своей деятельности (самоопределение в физическом и духовном статусе студента; самоопределение в локальном действии (мыследействии) как в оздоровительной процедуре; самоопределение в системе действий (мыследействий) как в здравотворческой; самоопределение в системе деятельности (мыследеятельности) по формированию здоровья).

2. Самоопределение в оздоровительной рефлексии (самоопределение в проекте оздоровительных действий; самоопределение в основании здравотворческого проектирования; самоопределение в себе как в Человеке и Профессионале).

3. Самоопределение в деятельности по формированию здорового образа жизни (самоопределение в здоровье как ценности, самоопределение в локальном действии по формированию здорового образа жизни; самоопределение в системе действий; самоопределение во всей деятельности; самоопределение в результатах деятельности по формированию здорового образа жизни).

4. Самоопределение в системе "ученик-педагог" (самоопределение в целостном функциональном "видении" учебной и педагогической деятельности как здравотворческой; самоопределение в себе в качестве Ученика, Человека и Педагога как в объекте и субъекте здравотворческой деятельности; самоопределение в отношениях в системе "учитель-ученик" как факторе здравотворческой деятельности). Сальников В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2.

Интеграция процессов физического и духовного воспитания на основе самоопределения в здоровом образе жизни в процессе профессиональной подготовки предполагает формирование у преподавателя следующих знаний и умений в сфере культуры здоровья:

- понимать организационную структуру профессиональной деятельности и интегрированную междисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного блоков;

- проводить оценку государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных планов и образовательных технологий с точки зрения влияния на физический и духовный аспекты здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач с позиции целостности образовательного процесса, включая интеграцию физического и духовного воспитания;

- понимать значение диагностики и своевременной коррекции духовного, физического и психического развития и состояния человека для сохранения здоровья;

- знать закономерности и особенности духовного, физического и психического развития на разных этапах онтогенеза человека;

- знать критерии оценки нормы и отклонений духовного, физического и психического развития;

- иметь представления о путях и средствах коррекции и реабилитации;

- понимать адаптационный характер реакций (адаптации) человека к действию географических, климатических, социальных и образовательных факторов;

- иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья ребенка, взрослого и старого человека;

- владеть методами диагностики и исследования систем организма человека, уметь оценивать уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем здорового человека;

- знать возрастные нормы и иметь представление о сенсорных, моторных и центральных нарушениях коммуникативного поведения и речи;

- иметь представление о типологических особенностях здорового человека и уметь определять типологические особенности физического и психического развития человека;

- уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;

- уметь оценивать физические нагрузки на уроках физической культуры и спортивных тренировках и определять их соответствие возрасту и физической подготовленности человека;

- уметь определять степень утомления здорового человека после физических и умственных нагрузок;

- уметь определять противопоказания к выполнению физических и умственных нагрузок в связи с возрастом, состоянием здоровья;

- уметь составить базу данных индивидуальных антропометрических и психофизиологических показателей человека в процессе развития;

- уметь определять по функциональным показателям адаптационные возможности человека к изменению климато-географических и социальных условий;

- понимать особенности динамики развития и взаимодействия детей, воспитывающихся без родителей, в малых и больших социальных группах;

- уметь направлять процессы обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями духовного, физического и психического развития;

- вести педагогическую деятельность по обучению учащихся знаниям о строении и функциях организма, изменении их при действиях неблагоприятных факторов внешней среды, инфекциях и гиподинамии;

- обучать учащихся оценивать свое физическое состояние, выявлять вредные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, использовать физические нагрузки, природные факторы и другие доступные средства для сохранения и укрепления здоровья.

Глава II. Способы и типы содержания физического воспитания

2.1. Способы содержания процесса физического воспитания

Сущностью процесса физического воспитания является освоение актуальных элементов системы ценностей данной сферы культуры, востребованных личностью, коллективом, сообществом. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - Стр.10.

Сущностью процесса духовного воспитания будущих педагогов является продвижение личности по иерархии личностных смыслов Там же.

Принимая во внимание то, что содержание процесса воспитания рассматриваем как взаимодействие учителя и ученика, можно оценивать эффективность направленности педагогического образования на интеграцию процессов физического и духовного воспитания студентов в учебном заведении по показателям взаимодействия педагога и обучаемого.

Можно предложить для рассмотрения следующие способы взаимодействия Учителя и Ученика и проанализировать их с точки зрения интеграции духовного компонента в процесс физического воспитания.

Первый способ. Взаимоотношения "несотрудничества" - к сожалению, довольно распространенная форма взаимодействия педагога и обучаемого как в школе, колледже, так и в вузе. В отношениях "несотрудничества" основная нагрузка ложится на самого педагога и носит нетворческий характер, когда обучаемый пассивно воспринимает и усваивает знания, преподносимые в готовом виде, превращаясь в "интеллектуального тунеядца". Личность обучаемого оказывается задействованной в минимальной степени.

У Учителя есть некоторое представление о том, каким в идеале должен быть Ученик, и все усилия он направляет на то, чтобы приблизить реального обучаемого к эталону, т.е. Учитель выполняет функцию транслятора норм и правил поведения. Это директивная позиция (отказаться от нее бывает очень трудно, т.к. велика инерция старых установок, норм поведения и т.д.). При таком способе взаимодействия полностью игнорируются чувства, личностные потребности и способности Ученика (не действует механизм рефлексии). Учитель не анализирует уместность того или иного варианта поведения, не отслеживает результаты взаимодействия и внутренних изменений как своих собственных, так и Ученика.

Изучение особенностей восприятия Учителей обучаемыми показывает дефицит удовлетворенности совместной деятельностью: значительная часть предпочитает общаться с Учителем лишь на занятиях (60%), отмечается недовольство поведенческой стороной учителя - "обзывается", "кричит", "выгоняет", "ругается" (15%), почти у 35% обучаемых наблюдаются невротические проявления. Почти 60% Учителей рассматривают взаимодействие с Учеником как средство достижения дисциплины и послушания, 20-25% - как средство показать собственное превосходство, превосходство своих знаний. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45.

Второй способ. Учитель устанавливает контакт с Учеником на уровне его внутренних потребностей, возможностей и способностей. При этом Учитель стремится помочь Ученику осознать, что именно важно для него в данный момент, что с ним происходит, каковы его потребности и способности, каковы оптимальные способы их удовлетворения и реализации. Именно с осознания и начинается реальное развитие личности Ученика.

Следующий шаг духовного роста - изменения в поведении. В данном контексте важным является положение о том, что системная смысловая картина мира формируется при непосредственном соприкосновении с окружающей средой, в процессе проживания реальных жизненных ситуаций, наблюдая за поведением значимых Учителей в повседневности, т.е. свойственные ученику варианты поведения приобретены им на основании предыдущего опыта. Следовательно, новый личностный опыт может привести к изменениям в поведении.

Для изменения поведения Ученика Учитель может создавать ситуации, в которых Ученик мог бы пробовать различные варианты нового поведения, получать новый личностный опыт.

Учитель должен обучать Ученика "собой", "собственной личностью как инструментом", демонстрируя при этом такое поведение, которое хочет видеть у Ученика. Вместо трансляции правил Учитель предъявляет Ученику свой личностный опыт, свое отношение к тем или иным событиям, свои чувства, эмоции; представляет Ученику право выбора (принимать или не принимать предъявляемые образцы взаимоотношений). При этом Взрослый пропускает через себя чувства и переживания Ученика.

В этом случае Ученик останется в гармонии со своими внутренними ощущениями, эмоциями, потребностями и способностями, а его энергия может быть направлена на поиск оптимального (с учетом собственных потребностей и контекста ситуации) способа взаимодействия с окружающей средой. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 46.

Таким образом, духовное воспитание в процессе взаимодействия происходит благодаря новому личностному опыту, путем выращивания изнутри, а не как усвоение готовых "правильных" рецептов.

Рассмотрев два способа взаимодействия, можно прийти к выводу, что второй способ наиболее эффективен в плане взаимодействия и способствует личностному росту Ученика. К сожалению, в профессиональной подготовке будущего учителя еще недостаточно внимания уделяется развитию подобных форм взаимоотношений. (Заметим, что в реальной практике встречаются и промежуточные варианты, в которых в той или иной степени доминируют рассмотренные способы.)

Однако в настоящее время возникает и третий способ, который заключается в том, что здесь Учитель не транслирует культуру, не просто поддерживает Ученика при взаимодействии с ней. Он организует сам процесс встречи обучаемых с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими Ученику, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Вот почему третий способ и есть способ духовного воспитания, реализуемый средствами ценностной педагогики. Физическая культура не усваивается, она трансформируется в духовный мир личности, тем самым расширяя и упорядочивая его. Формирование духовного мира личности в процессе физического воспитания является предпосылкой становления духовного сознания.

При сотрудничестве со студентами содержание учебной дисциплины "физическая культура" становится общим объектом познавательной активности со стороны как обучающего, так и обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно со студентами, проводит дискуссии и планирование деятельности, а студенты решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъект-объект-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 47.

2.2. Типы содержания физического воспитания

Из представленной выше типологии взаимодействия Учителя и Ученика следует три типа содержания процесса физического воспитания в учебном заведении: продуктно-процессуальное, рефлексивно-продуктивное, рефлексивно-культурное.

Рассмотрим перечисленные типы содержания процесса физического воспитания в учебном заведении подробнее.

Содержание деятельности педагога - организовывать, предопределять действия студентов. Содержание и вектор действий зависят от существующих норм, программ, учебных пособий и т.д., реализующих в себе заказ на образование по физической культуре.

Содержание деятельности студентов. Базовый процесс учебной деятельности - это "чистое" исполнительство, подчинение предписаниям педагога (безотносительно к своим потребностям, целям, ценностям).

Содержание деятельности педагога имеет два аспекта:

- во-первых, организовывать самоизменение студента. Содержание и вектор изменения диктуются ситуацией социального заказа и зависят от программ, учебных пособий и т.д., а также предопределены природой учебной деятельности, закономерностями физического развития;

- во-вторых, обслуживать рефлексивные и деятельностные процессы самоизменения студента и помогать преодолевать затруднения в этом самоизменении.

Содержание деятельности студента. Базовый процесс учебной деятельности - самоизменение. Педагог реализует субъект-субъектные отношения. Идентификация - основной источник знаний для педагога. Согласование - основной механизм для того, чтобы избежать противодеятельности и псевдодеятельности.

Содержание деятельности педагога имеет три аспекта:

- во-первых, организовывать деятельностную среду и предопределять "от имени" культуры формирование способностей студента к саморазвитию. Вектор саморазвития - культура;

- во-вторых, обслуживать саморазвитие студента и помогать преодолевать затруднения в этом процессе;

- в-третьих, профессионально саморазвиваться, быть педагогом-творцом, способным к инновационной деятельности и к описанию образца этой деятельности в технологической, то есть социально приемлемой и передаваемой другим педагогам форме.

Содержание деятельности студента. Базовый процесс учебной деятельности - саморазвитие. Педагог диктатуру конкретных социальных рамок заменяет диктатурой ценностей культуры.

Глава III. Перспективы развития физического воспитания в системе педагогического образования

Важно не только то, какое содержание процесса физического воспитания реализует педагог, но и то, насколько гибко и адекватно он подходит к выбору этого содержания по отношению к каждому занимающемуся.

Кроме того, в настоящее время наблюдается сдвиг в критериях оценки с внешних, задаваемых образовательной системой, на внутренние, определяемые потребностями обучающегося.

Перспективы развития педагогического образования будут определяться тем, насколько успешно оно сможет решать проблему органического сочетания учебы с работой, проблему непосредственного удовлетворения образовательных потребностей, возникающих в деятельности учителя или личной жизни обучающегося. Качество такого образования будет оцениваться по возможности получения необходимой информации, ее доступности, а также полноте, оперативности, адекватности решаемым задачам.

Разработка теоретических и технологических основ подготовки будущих педагогов помимо вопросов содержания образования, организации подготовки технологий обучения предполагает выработку критериев результативности подготовки. Деятельность педагога определяется как деятельности управленческо-педагогическая по содержанию и творческая по характеру. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992. - С. 28.

Применительно к специфике исследуемого предмета есть необходимость обратиться к трактовке понятий "эффективность" и "результативность управления". В теории менеджмента эффективность рассматривается как рациональное достижение целей. Результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи правильно создаются.

Основываясь на представлениях о понятиях "качество образования", "результат образования", также целесообразно развести понятия "эффективность" и "результативность" подготовки студентов и при этом придерживаться следующей позиции:

- эффективность интеграции физического и духовного воспитания будущих педагогов понимается нами как результат достижения целей по организации процесса обучения и оцениваться должна в показателях деятельности преподавателей;

- результативность интеграции - это собственно результат достижения целей подготовки и фиксируется в показателях развития личности студента;

- об уровне результативности возможно судить по степени приближения показателей к идеалу, выраженному в ценностях.

На уровне рассмотрения проблем данной работы выделяется и такой компонент результативности, как интегративная деятельность. Категория "интегративная деятельность" определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (включая его физический и духовный аспекты), творческим и ответственным отношением к делу. "Эмбрионы" всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре содержания педагогического образования, но и в структуре духовной и функциональной грамотности. Они востребуются и актуализируются на собственно профессиональном уровне, а также тех ее компонентов, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к высокой духовности и формируемым качествам личности: творчеству, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний и т.д., без которых немыслим подлинный профессионализм. Рассмотрение интегративной деятельности учителя с позиций целостности дает возможность включения в ее состав таких ментальных ценностей, как:

- уровень образованности (знания, умения, навыки, способствующие полноценному включению педагога в разветвленную структуру физической, духовной и профессиональной деятельности);

- уровень воспитанности (система мировоззренческих качеств, основанных не только на знаниях, но и на духовных ценностях, личностном осознании смысла жизни и отношении к миру во всем его многообразии на уровне развития человека, предопределяющего его способности к непрерывному саморазвитию).

Кроме того, об интегративной деятельности учителя есть смысл говорить только тогда, когда она проявляется в какой-нибудь педагогической ситуации. Быть целостным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Факт проявления необходимой целостности в определенной ситуации есть не что иное, как стиль деятельности.

Заключение

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки учителей, в том числе и за счет оптимизации содержания процесса физического воспитания, продиктована требованиями общества, состоянием производства и уровнем развития культурно-образовательного пространства. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, процессы изменения в организации и содержании профессиональной подготовки педагогов вызваны социально-экономическими преобразованиями, ценностной переориентацией общества, обновлением системы управления профессиональным образованием.

Во-вторых, в условиях действия рыночных механизмов экономического хозяйствования, наличия реальной и скрытой безработицы, существенным образом повышаются требования ко всем компонентам профессиональной подготовки педагогов: необходим более высокий уровень квалификации, компетенции и физической подготовленности специалиста, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Соответственно задача повышения качества подготовки учителя в профессиональной школе является первоочередной и для образовательного учреждения, и для отдельного обучаемого, и для системы профессионального педагогического образования в целом.

В-третьих, проектирование и внедрение стандартов в образование; реализация национально-регионального, а также отраслевого компонентов; предметов по выбору обучаемых; значительное повышение требований к самостоятельной работе будущих учителей: к их не только профессиональным, но и общекультурным, социальным, творческим, в том числе физическим возможностям, - все требует усиленного внимания к научной разработке и практической апробации таких технологий содержания и форм организации подготовки педагогов, которые способны дать наиболее высокие результаты.

Список использованной литературы

1.
Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

2. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

3. Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990, № 6.

4. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 51-54

5. Кизько А. П. Возможности исследовательских подходов и проблема понятия "педагогическое" исследование // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 12-13

6. Кудрявцев М. Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности//Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 55-57

7. Сальников В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9

8. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.

9. Пахомова Л. Э. Методическое обеспечение спецкурса "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 58-59

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты