рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания иностранных туристов в Санкт Петербурге рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания иностранных туристов в Санкт Петербурге

Совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания иностранных туристов в Санкт Петербурге

113

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные положения въездного туризма

1.1 Основы организации

1.2 Правовая основа

1.3 Безопасность при оказании туристско-экскурсионных услуг

1.4 Этика туризма

1.5 Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке

1.6 Принципы государственного регулирования

2. Современное состояние и проблемы въездного туризма в России

2.1 Статистика въездных потоков в Российскую Федерацию

2.2 Анализ рынка и статистика въездных потоков в Санкт-Петербург

2.3 Проблемы въездного туризма в Санкт-Петербурге

3. Организационные управленческие решения в туристско-экскурсионном обслуживании иностранных неорганизованных туристов в Санкт-Петербурге (на базе Городского туристско-информационного центра)

3. 1 Решение проблемы размещения туристов

3.2 Решение проблемы снижения потока туристов в несезон

3.3 Решение проблемы недостатка объектов туристской инфраструктуры

3.4 Решение проблемы информационного вакуума

3.4.1 Экскурсионная программа для англоязычных туристов

3.5 Туриндустрия Санкт-Петербурга в период кризиса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы тесно связана с основными приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации на ближайшее десятилетие, которые были сформулированы Президентом РФ в посланиях Федеральному Собранию России. Основной упор этого документа акцентируется на существенном увеличении ВВП, уменьшении бедности и роста благосостояния людей и необходимости преодоления инерционного энергосырьевого сценария развития страны, особенно в период мирового финансового кризиса, что требует развития альтернативных направлений, создающих стимулы для диверсификации экономики регионов страны. Широкая поддержка развития въездного туризма одна из возможных альтернатив, способной дать толчок для стабильного развития экономики нашей страны.

В выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Правительство Санкт - Петербурга, в свою очередь, признало развитие туризма стратегическим направлением своей деятельности. Оно объявило 17 инициатив, направленных на реализацию «Концепции развития Санкт - Петербурга как туристского центра в 2005 - 2010 гг.», т.е. концепции «Стратегия три пятерки», в одной из первоочерёдной среди них названа инициатива по обеспечению информационной поддержки туристов в Санкт-Петербурге. Решению задач по разработке конкретных мероприятий для реализации этой инициативы направлена данная работа, что так же подтверждает актуальность её темы.

Въездной туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики въездной туризм не приводит к истощению природных ресурсов и проявляет бульшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Целью дипломной работы является разработка управленческих решений по совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания иностранных туристов, разработка англоязычной экскурсионной программы для информационной поддержки иностранных неорганизованных туристов в Санкт-Петербурге.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

1. Проанализировать федеральный и региональный рынок въездного туризма;

2. Определить проблемы туристско-экскурсионного обслуживания иностранных неорганизованных туристов в Санкт-Петербурге;

3. Предложить организационные управленческие решения в области туристско-экскурсионного обслуживания иностранных неорганизованных туристов;

4. Разработать экскурсионную англоязычную программу по Санкт-Петербургу для иностранных неорганизованных туристов.

Объектом исследования данной дипломной работы является Городской туристско-информационный центр «ГТИЦ», предметом исследования -туристско-экскурсионное обслуживание иностранных неорганизованных туристов в Санкт-Петербурге.

Для решения поставленной задачи произведено изучение нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти, ведомственные, отраслевые, правовые и нормативные документы, инструктивные материалы, учебные материалы, отражающие сущность рассматриваемой проблемы, периодические издания и статистические материалы, выводы и заключения экспертов работающих в области въездного туризма.

1 Основные положения въездного туризма

1.1 Основы организации

Организация въездного туризма представляет собой составную часть национальной экономической системы, комплекс предприятий сферы услуг, обеспечивающих выполнение трех основных функций:

-- производство национального туристического продукта;

-- управление национальным туристическим продуктом;

-- продвижение и продажу национального туристического продукта непосредственным его потребителям.

Следовательно, в составе национальной туристической индустрии можно выделить три главных звена -- производителей, продавцов и управленцев национальным туристическим продуктом.

Производство въездного туристического продукта можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле -- производство турпродукта представляет собой процесс его создания «с нуля» (то есть с уровня туристических услуг), основываясь на факторах (туристические ресурсы, капитал, трудовые ресурсы), средствах (инфра- и супраструктура) и технологиях производства. В этом случае в состав производителей относятся, помимо непосредственно туроператоров и поставщики туристических услуг (отели, транспортные компании, предприятия общественного питания, экскурсионные бюро, страховщики и т. д.). В узком смысле производство туристического продукта заключается непосредственно в туроперейтинге -- то есть процессе формирования туристического пакета из единичных туристических услуг поставщиков.

Условно туристический продукт можно разбить на два уровня. Первый уровень производства, результатом которого является создание туристических услуг, основывается на деятельности поставщиков. Второй уровень (туроператорский) из созданных туристических услуг формирует имеющие ценность для рядового потребителя туристические пакеты, представляющие собой комплекс туристических услуг, согласованных по времени, месту, очередности их оказания, по цене и качеству.

В ходе путешествия турист, как и любой другой человек, испытывает ряд потребностей. Они специфичны, поскольку возникают только в ходе перемещения человека за пределы его постоянного места жительства на срок более суток и условно делятся на:

-- основные, определяемые естественными потребностями человека (проживание, питание, отдых, сон) и существующими правилами и правовыми режимами совершения туристических поездок (например, выполнение туристических формальностей, страхование);

-- дополнительные, определяемые целями тура и особенностями личности туристов (экскурсионное обслуживание, развлечения, анимация и т. д.).

Туристические услуги -- это материальные или нематериальные блага, предназначенные для удовлетворения основных или дополнительных туристских потребностей.

Туристические услуги имеют ряд характерных особенностей:

-- несмотря на свою ориентированность на путешествующего клиента, поодиночке они не имеют никакой для него ценности. К примеру, для человека абсолютно бесполезна услуга иностранного гостиничного предприятия, если отсутствуют транспортные услуги, и, следовательно, турист при всем своем желании не сможет попасть в данный отель и потребить услугу размещения;

-- они неотделимы от туристических ресурсов, поскольку последние являются неотъемлемым фактором производства туристических услуг;

-- как и любая другая услуга, они обладают такими характеристиками, как невозможность к хранению, складированию, динамичность качества (в зависимости как от субъективных характеристик потребителя, так и от профессионализма продавца).

Круг производителей туристических услуг неограничен, поскольку в принципе любая услуга способна стать туристической, то есть ориентированной на удовлетворение потребностей туристов.

Формирование турпакета (туроперейтинг) -- этап создания конечного товара, имеющего ценность для потенциального потребителя (туриста).

Формирование туристического продукта заключается в:

-- создании комплекса туристических услуг, согласованных по времени, месту, качеству, цене, порядку и продолжительности их оказания туристу;

-- ценообразовании готового турпродукта;

-- формировании ассортимента турпродукции и модификаций турпродукта в зависимости от типов клиентов, типов туров, продолжительности поездки, качества входящих в состав туристического пакета услуг поставщиков...

-- придании итоговому турпродукту максимальной привлекательности и конкурентных преимуществ.

Таким образом, турпродукт, в отличие от туристических услуг -- более объемный и дорогой товар, главной отличительной характеристикой которого является ценность для потребителя. Стоит отметить, что потребитель может воспользоваться туристическими услугами только при условии их включения в состав турпакета. Поэтому турпродукт это качественно новый вид товара, отличный от простого набора туристических услуг, имеющий большую полезность для потребителя, чем просто суммарная ценность его компонент (тур-услуг).

Как комплекс туристических услуг турпродукт должен отвечать следующим требованиям:

-- быть полностью готовым к использованию рядовым потребителем;

-- быть безопасным и отвечать общепринятым стандартам качества;

-- потребление турпродукта не должно вызывать значительных напряжений здоровья и физических сил туристов;

-- учитывать особенности мест пребывания и графика работы объектов туристского показа;

-- полностью удовлетворять целям тура;

-- давать возможность туристам для удовлетворения их вторичных потребностей (например приобретение сувениров, дополнительное свободное время и т. д.) во время тура;

-- иметь возможность к собственной модификации и адаптации продукта в зависимости от времени года и сезона, категорий туристов (национальность, средний возраст группы, доход), изменения туристских формальностей (визовый режим, таможенный режим и т. д.), непредвиденных обстоятельств (задержка транспортных средств, трафик, экологическое загрязнение, заболевание туристов и т. д.).

Кроме того, туристический продукт должен быть максимально привлекательным для контактной аудитории туристов. Среди факторов, определяющих привлекательность турпродукта, можно выделить:

-- уникальность туристической программы (маршрут, продолжительность программы, фирменное наименование программы, время проведения тура...);

-- уникальность посещаемых и демонстрируемых в ходе тура объектов показа и туристических ресурсов (при этом необходимо учитывать фактор известности и доступности туристических ресурсов);

-- конкурентные преимущества входящих в состав турпакета туристических услуг (размещение, перевозки, экскурсионные программы...);

-- цена туристического продукта;

-- уникальность туристического сервиса (начиная от возможностей моментального подтверждения и бронирования в режиме реального времени и заканчивая наличием в ходе тура анимационных и развлекательных программ).

Процесс формирования въездных туров, как и любая другая коммерческая деятельность в рыночных условиях, начинается с изучения потребностей рынка, выявления отличительных особенностей нужд и предпочтений потребителей конкретного сегмента рынка, на который в дальнейшем и будет ориентироваться маркетинговая деятельность туроператора. В результате этого этапа идентифицируются требования к качеству туристического продукта, формируются основные черты привлекательного (для потребителей определенной аудитории) турпакета.

Параллельно с изучением потребностей туристического рынка необходимо идентифицировать основных поставщиков, услуги которых в дальнейшем будут использоваться при формировании туристического пакета (отели, перевозчики, экскурсионные бюро и т. д.). Предложения всех имеющихся на рынке поставщиков туристических услуг должны быть изучены с позиций качества и цены. С наиболее перспективными перевозчиками туроператор устанавливает договорные отношения с целью обеспечения правовой основы включения их услуг в собственный туристический продукт.

1.2 Правовая основа

В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.

Туристская терминология существенно изменяется вслед за стремительным развитием как общественных отношений, так и собственно туризма, его отраслей и видов.

Когда мы говорим о туристе, то подразумеваем человека, который в свободное время путешествует, ходит в походы, ездит верхом, катается на лыжах, осматривает достопримечательности, принимает солнечные ванны, и, наконец, просто наслаждается окружающим миром.

Можно включить в наше представление о туристах и людей, приезжающих в другие города и даже страны для участия в различных съездах, конференциях, научных исследованиях или в обучающих турах.

Путешествуя, эти люди используют различные виды транспорта: начиная от мотоциклов и велосипедов и заканчивая реактивными самолетами.

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить группы взаимодействующих в этой сфере субъектов.

1. Туристы -- люди, испытывающие различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги -- коммерческие структуры, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона-- местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор создания новых рабочих мест. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Российское законодательство базируется в первую очередь на новом Федеральном законе «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», утвержденном Государственной думой РФ феврале 2007 г. Этот закон имеет следующие направления деятельности:

* обеспечение и защиту закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан Российской Федерации на отдых, свободу передвижения и иных прав при занятии туризмом;

* общие принципы разграничения полномочий в области туризма и туристской индустрии между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

* цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области туризма и туристской индустрии, порядок рационального использования туристских ресурсов;

* правовые основы единого туристского рынка Российской Федерации;

* порядок осуществления и публичной организации предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии, в том числе права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц при оказании услуг в сфере туристской индустрии.

В соответствии с указанным выше Федеральным законом, приняты следующие определения основных понятий:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный - туризм выездной или въездной;

туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности»

1.3 Безопасность при оказании туристско-экскурсионных услуг

При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т. п.), возникающих в стране путешествий.

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:

cуществования источников риска;

проявления данного источника на опасном для человека уровне;

подверженности человека воздействию источников опасности.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:

травмоопасность;

воздействие окружающей среды;

пожароопасность;

биологические воздействия;

психофизиологические нагрузки;

опасность излучений;

химические воздействия;

повышенная запыленность и загазованность;

прочие факторы;

специфические факторы риска.

Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, Правилами, Уставами, Кодексами и другими.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.

Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью в соответствии с их компетенцией (Федерация служб безопасности и охранных предприятий, Министерство внутренних дел).

Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.

Основную функцию обеспечения безопасности туристов выполняет Главное управление внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленобласти. Однако, после принятия в 1992 году закона «О частной охранной и детективной деятельности», частные охранные предприятия также получили право заниматься обеспечением безопасности, использовать огнестрельное оружие и специальную технику.

С 1995 года в Санкт-Петербурге функционирует «Федерация служб безопасности и охранных предприятий», целью которой стало усиление роли негосударственных организаций в обеспечении безопасности личности, собственности и предпринимательства. Федерация сотрудничает с другими организациями, работающими в сфере безопасности: по производству и монтажу технических средств охраны, по обеспечению информационной безопасности, по поставке оборудования и оружия и т.д. Федерацией разработан и осуществляется ряд программ, например: «Система подготовки кадров для охраны иностранных граждан на территории России», «Программа обеспечения безопасности туризма», «Система безопасности пассажиров и грузов на транспорте в пределах Северо-Западного региона».

Основы безопасного туризма регламентируются государственным стандартом РФ - ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

Настоящий стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов (далее - туристов), методы их контроля и предназначен для целей обязательной сертификации туристских услуг.

Стандарт предназначен для предприятий и всех организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей (далее - туристских предприятий), оказывающих туристские услуги населению.

В настоящем стандарте используются ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.036-81 ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых помещениях и общественных зданиях

ГОСТ 25478-91 Техническое состояние автотранспортных средств

Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности

Руководство ИСО/МЭК 51 Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов

СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения

СанПиН 42-123-5774-91 Санитарные нормы и правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое

Требования по обеспечению безопасности движение на автобусных маршрутах. Постановление Совета Министров РСФСР № 31 от 17.11.74

Правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов

Медицинские показания и противопоказания для направления в туристские базы. Приказ Минздрава СССР от 5 ноября 1985 г. № 1418

1.4 Этика туризма

Глобальный этический кодекс туризма

Не каждому туристу известно, что в октябре 1999 года Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации на сессии в Сантьяго (Чили) приняла Кодекс этики туризма! Этот документ призывает все государства, членов и не членов ВТО, не принимая на себя официальных обязательств, присоединиться к принципам, изложенным в Кодексе этики туризма, и руководствоваться ими как базовыми при разработке национального законодательства, информируя об этом Всемирную комиссию по этике туризма.

В данной дипломной работе нет необходимости излагать все статьи этого документа, но рассмотреть краткое изложение наиболее важных статей Кодекса и резолюцию ассамблеи имеет смысл.

Статья 7

Право на туризм

Право на туризм имеет каждый. Ресурсы планеты Земля принадлежат всему ее населению, а потому вовлечение людей в национальный и международный туризм должно рассматриваться как наилучшая возможность проведения досуга.

Право на туризм есть право на отдых и развлечения. Оно предусматривает разумное ограничение рабочего времени и предоставление оплачиваемых отпусков, гарантированных статьей 24 Декларации прав человека, и статьей 7d Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам.

Социальный туризм в дополнение к обычным путешествиям, отдыху и развлекательному туризму должен развиваться при государственной поддержке. Необходимо создавать условия для туризма семейного, молодежного, для путешествий пожилых людей и инвалидов.

Статья 8

Свобода туристских перемещений

Согласно статье 13 Декларации прав человека, Международному праву и национальным законодательствам, гости той или иной страны обладают правом на свободу перемещений внутри страны и из одного государства в другое.

Возможность прибытия к транспортным терминалам, местам культурного, развлекательного и иного свойства должна предоставляться без дискриминации и излишних формальностей.

Туристы и гости должны иметь возможность пользоваться средствами связи, внутренними и межгосударственными, а представители местных властей и органов здравоохранения обязаны принимать их без промедления.

В соответствии с действующими дипломатическими конвенциями никто не вправе препятствовать контактам гостей с представителями консульств тех стран, откуда туристы прибыли.

В отношении конфиденциальности личных данных и лично их касающейся информации туристы и гости должны пользоваться теми же правами, что и граждане страны пребывания, особенно если эти сведения хранятся на электронных носителях.

Административные процедуры при пересечении границ, визовые, таможенные или связанные с проверкой здоровья, независимо от того, находятся они в компетенции государств или вытекают из международных соглашений, должны быть адаптированы, чтобы создать максимальную свободу для путешествий и международного туризма. С целью упрощения подобных процедур нужно поощрять соответствующие соглашения между группами стран.

Пошлины и сборы, накладываемые на турбизнес и понижающие его конкурентоспособность, должны быть постепенно устранены или скорректированы.

Если позволяют экономические условия, туристам необходимо обеспечить доступ к получению конвертируемой валюты, необходимой для путешествий.

Статья 10

Выполнение принципов Кодекса этики туризма

Держатели акций в области турбизнеса, будь это организация или частное лицо, должны объединиться в выполнении принципов Кодекса этики туризма. При этом им следует осознать значение международных институтов туризма, и прежде всего Всемирной туристской организации и других неправительственных организаций, компетентных в области развития туризма, защиты прав человека, его здоровья и окружающей среды, действующих в соответствии с принципами Международного права.

В случае возникновения разногласий относительно применения или выполнения Кодекса держатели акций должны демонстрировать свою готовность обращаться для снятия разногласий к третьей стороне - Всемирной комиссии по этике туризма.

Резолюция Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ГА ВТО).

Принять Кодекс этики туризма.

Призвать всех, от кого зависит развитие туризма, - национальные, региональные и местные туристские администрации, турфирмы, деловые ассоциации, работников туристского и связанных с ним секторов экономики, местные объединения и самих туристов - руководствоваться принципами Кодекса, применяя их по доброй воле.

Признать целесообразным, чтобы процедуры выполнения принципов, заложенных в Кодексе, при необходимости сопровождались разъяснениями, подготовленными Всемирной комиссией по этике туризма, согласованными с Исполнительным советом ВТО, принятыми Генеральной ассамблеей ВТО и периодически обновляемыми.

Рекомендуем:

Всем государствам, членам и не членам ВТО, не принимая на себя официальных обязательств, в кратчайшие сроки присоединиться к принципам, изложенным в Кодексе этики туризма, и руководствоваться ими как базовыми при разработке национального законодательства, информируя об этом Всемирную комиссию по этике туризма.

Всем туристским предприятиям, ассоциированным членам и не членам ВТО включить наиболее существенные положения Кодекса этики туризма в свои документы или сделать на них ссылки в собственных уставах, кодексах или профессиональных положениях, сообщив об этом во Всемирную комиссию по этике туризма.

Пригласить членов ВТО к активному внедрению рекомендаций, находящихся в поле действия Кодекса этики туризма, таких, как устойчивое развитие туризма, безопасность туристов и предотвращение организованного сексуального туризма.

Принять форму Протокола о признании Кодекса этики туризма, который является неотъемлемым приложением к данной резолюции.

Государствам рекомендуется опубликовать текст Кодекса этики туризма, распространив его среди участников турбизнеса и организовав публичное обсуждение

1.5 Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке

Инкаминг -- это вид туристической деятельности, направленный на разработку и продвижение въездного туристического продукта на зарубежных туристических рынках, связанный с обслуживанием прибывающий иностранных туристов на территории собственного государства.

К особенностям инкаминга как вида туристической деятельности можно отнести высокую степень информированности туристического оператора об особенностях качества туристических услуг национальных поставщиков и условиях (экономических, правовых) их производства (чего нет при организации выездных туров); ориентированность туристического продукта на иностранного потребителя (что требует больших затрат турфирмы на изучение особенностей туристического спроса за рубежом); а также наличие государственной поддержки въездного туризма.

Таким образом, российский туристический оператор имеет больше возможностей создания качественного и привлекательного национального туристического продукта (в сравнении с иностранными конкурентами), однако вынужден нести гораздо большие (в сравнении с теми же конкурентами) издержки на маркетинговые исследования туристических рынков иностранных государств, продвижение своего турпродукта. Кроме того, инкаминг как вид коммерческой деятельности предъявляет турфирмам ряд обязательных требований, таких, как возможности оказания визовой поддержки пребывающим иностранцам, знание работниками туроператора иностранных языков, совместная работа с туристическими поставщиками, услуги которых отвечают международным стандартам качества, знание правил налогообложения и бухгалтерского учета коммерческой деятельности, направленной на прием иностранных туристов и т. д.

В зависимости от объемов продаж инкамингового туроператора, стратегии его рыночного поведения, а также от особенностей национальной правовой базы международного туризма, продажа туристического продукта на иностранном рынке может осуществляться тремя способами: в форме прямой продажи туристического пакета; в форме продажи «наземного обслуживания» в составе туристического пакета и в форме продажи единичных туристических услуг.

Прямая продажа туристического продукта на иностранном туристическом рынке состоит в передаче права продажи укомплектованного туристического пакета иностранным туристическим агентствам. При прямой продаже российский инкаминговый туроператор организует весь комплекс туристических услуг (включая услуги основных перевозчиков), а иностранные агентства выполняют только посредническую роль, получая прибыль за счет комиссионного вознаграждения.

Прямая продажа национального туристического продукта на зарубежных рынках имеет ряд бесспорных преимуществ. Во-первых, это самая прибыльная для организующего тур субъекта рынка форма торговли, позволяющая получение дохода как с услуг основных перевозчиков, так и с услуг, входящих в состав так называемого «наземного обслуживания». Во-вторых, продажа полностью укомплектованного туристического пакета существенно облегчает условия работы иностранных туристических фирм (они полностью освобождаются от туроператорских функций) и процесс контроля качества оказываемых туристических услуг с российской принимающей стороны. Наконец, прямая форма продажи национального туристического продукта неизбежно ведет к формированию обширной и эффективной агентской сети за рубежом, что в перспективе будет способствовать увеличению доли российского туроператора на рынке выездного туризма зарубежной страны.

Главными факторами, лимитирующими выход российский туроператоров на иностранные туристические рынки, являются дороговизна (высокие входные барьеры), протекционистские меры иностранных государств, а также специфичная для России проблема нехватки транспортных средств мирового уровня качества.

Прямая продажа туристического продукта за рубежом требует обязательного включения в состав туристического пакета услуг основных перевозчиков и, в первую очередь, авиалиний. Низкое качество услуг российских авиакомпаний на фоне довольно высоких авиатарифов, как и ограничения на осуществление чартерных перевозок в Россию и обратно, существующие в большинстве развитых государств мира, практически исключают возможность прямого выхода российских турфирм на иностранные рынки, вынуждая их либо прибегать к сотрудничеству с иностранными основными перевозчиками (что подрывает ценовые преимущества отечественных туроператоров перед иностранными, могущими иметь более льготные авиатарифы и возможность организации чартерных перелетов), либо к рисковым формам работы с российскими же авиакомпаниями (например, покупка жестких блоков мест на регулярных авиалиниях). Последнее в свою очередь приводит только к снижению авиатарифов и росту рискованности туроперейтинга, но никак не к повышению качества услуги авиаперевозки.

По этим причинам наиболее распространена вторая форма организации продажи национального туристического продукта на зарубежных рынках, смысл которой в предоставлении иностранным туристам только части турпродукта, так называемого «наземного обслуживания». В состав «наземного сервиса» входят туристические услуги, оказываемые иностранному туристу на территории России с момента его прибытия до момента отправления на родину, то есть за вычетом услуг основного перевозчика. При второй схеме продажи турпродукта российский инкаминговый туроператор выполняет функции meet-компании или принимающей стороны, обеспечивая организацию туристических услуг прибывшим в Россию иностранцам, оставляя право окончательной комплектации туристического пакета иностранному аутгоинговому туроператору.

Продажа «наземного обслуживания» более дешевая в отличие от прямой торговли схема, дающая российской туристической фирме возможность большей концентрации усилий на производстве туристического продукта, а не на его продвижении среди зарубежных потребителей. Производимый туристический продукт в случае продажи «наземного сервиса» более гибкий (может адаптироваться под любые сроки и графики заездов, предлагаемые иностранными туристическими фирмами) и качественный (российский принимающий оператор ведет деятельность только в привычных ему условиях рыночной среды).

Кроме того, частичная продажа национального туристического продукта, при которой докомплектацией пакета имеют возможность заниматься иностранные туристические фирмы, может привести к общему удешевлению турпродукта и его популяризации за рубежом (иностранные турфирмы, избравшие данную схему сотрудничества с российскими туроператорами, получают как комиссионное вознаграждение с реализуемых ими услуг «наземного сервиса», так и с организуемой основной перевозки своих туристов в Россию, а, следовательно, они более заинтересованы в продвижении российского туристического продукта на своем рынке).

Негативные последствия применения данной схемы продажи туристического продукта на зарубежном рынке заключаются в снижении прибыли российских инкаминговых туроператоров (из-за выхода услуг основных перевозчиков из состава продаваемого за рубеж комплекса услуг), рост зависимости отечественных турфирм от политики иностранных аутгоинговых туроператоров, возможность искажения информации о качестве туристических услуг иностранным туроператором и сокращение возможностей для контроля за качеством туристических услуг российской турфирмой.

Продажа единичных туристических услуг является наименее привлекательной формой работы российского инкамингового туроператора, поскольку на самом деле сводит его роль к посредничеству между российским туристическим поставщиком и иностранным туристическим оператором. Иностранный аутгоинговый туроператор в этой форме сотрудничества становится непосредственным производителем туристического продукта, формирует турпакет из единичных туристических услуг, в том числе и купленных у российского туроператора.

Нежелание иностранным туроператором прямого сотрудничества с российскими поставщиками туристических услуг (отели, дополнительные перевозчики, экскурсионные фирмы) может основываться как на простом незнании его работниками русского языка, его недоверии к национальным туристическим поставщикам отсутствием у него информации о поставщиках, так и более выгодными ценами российского туроператора на услуги поставщиков (в силу например большого комиссионного вознаграждения или сотрудничества российского туроператора с поставщиком на рисковых схемах).

Продажа единичных туристических услуг иностранным туроператорам -- самая малоприбыльная форма сотрудничества, превращающая российскую туристическую фирму в простого агента, выводящая ее из сферы производства турпродукта.

1.6 Принципы государственного регулирования

Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.

Стандарты туристского обслуживания составляют часть государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма, гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.

Цели стандартизации в сфере туристского бизнеса заключаются в обеспечении заявленного уровня качества и безопасности потребления турпродукта или отдельной туристской услуги, защиты интересов потребителей туристских услуг от недобросовестной конкуренции на рынке.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.

Стандарт как нормативный документ представляет собой один из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов и потребителей туристских услуг.

Стандарт предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т. п.

Объект стандартизации -- услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К последним относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие предприятия, услуги которых относятся к сфере материальных услуг (транспортные компании, предприятия питания и др.).

При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), региональные стандарты, национальные стандарты других стран, а также правила Европейской законодательной комиссии и других международных организаций.

Базу стандартизации в сфере туризма и гостиничного хозяйства Российской Федерации в настоящее время составляют следующие государственные стандарты:

ГОСТ Р 50690--2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;

ГОСТ Р 50681--94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

ГОСТ Р 50644--94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

ГОСТ Р 50646--94 «Услуги населению. Термины и определения»;

ГОСТ Р 50691--94 «Модель обеспечения качеств услуг (аутентичный текст ИСО 9002-87)»,

ГОСТ Р 51185--98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

В соответствии со стандартом ГОСТР 50681--94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (см. приложение 2) проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

* установление нормируемых характеристик услуги;

* разработка технологической документации;

* определение методов контроля качества;

* анализ проекта, утверждение проекта.

Непосредственно проектирование услуги «Туристское путешествие» включает в себя такие пункты, как:

* описание маршрута путешествия;

* перечень туристских предприятий -- исполнителей услуги;

* период предоставления туров каждым предприятием-исполнителем;

* состав экскурсий и достопримечательных объектов;

* перечень туристских походов, прогулок;

* комплекс досуговых мероприятий;

* продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

* число туристов, участвующих в путешествии;

* вид транспортного обслуживания для внутримаршрутных перевозок;

* потребность в кадрах для данного путешествия;

* характеристику рекламной кампании и др.

При определении объектов стандартизации в сфере туризма исходят из того, что качество и надежность турпродукта в значительной степени определяются технологиями, используемыми туристскими предприятиями.

Туристские организации (подразделяющиеся на туроператоров и турагентов), являющиеся субъектами туристской индустрии, занимаются туроператорской и турагентской деятельностью на основании лицензии.

Выдача лицензий осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.

1. Статья Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ -- «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии».

В соответствии с настоящим законом лицензированию, в частности, подлежат:

* туроператорская деятельность;

* турагентская деятельность;

*деятельность по продаже прав на клубный отдых.

2. Статья Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» (утвержден Госдумой РФ в январе 2007 г.) -- «Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере туристской индустрии»:

Для получения лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган наряду с документами, предусмотренными Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», также следующие:

а) документ, подтверждающий наличие договора страхования или иного финансового обеспечения ответственности соискателя лицензии, предусмотренного статьей 23 настоящего Закона;

б) документ, подтверждающий отсутствие у руководителя -- соискателя лицензии судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) документ, подтверждающий наличие у руководителей и работников соискателя лицензии стажа работы в области туризма, а также профессионального образования -- в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положениями о лицензировании соответствующих видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95).

1) Настоящее Положение определяет порядок лицензирования туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2) Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуется -- лицензирующий орган).

3) Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности (далее именуется -- лицензия) -- 5 лет.

4) Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:

а) наличие в штате туроператора -- юридического лица не менее 7 сотрудников, осуществляющих туроператорскую деятельность;

б) наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30% (по штатному расписанию) работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее 5 лет;

в) наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора -- индивидуального предпринимателя;

д) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

е) оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

ж) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

5) Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

* наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения -- для юридического лица;

* фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, --для индивидуального предпринимателя;

*лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица -- для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя -- для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты