|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Совершенствование координации и ритмичности детей 7-9 лет средствами ритмической гимнастикиСовершенствование координации и ритмичности детей 7-9 лет средствами ритмической гимнастики2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ГИМНАСТИКИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Совершенствование координации и ритмичности детей 7-9 лет средствами ритмической гимнастики
ГЛАВА 1. Исследование состояния проблемы в научной и специальной литературе 1.1. Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности Основа жизни человека - ритм, данный каждому его природой, дыханием. К.С.Станиславский. Ритмическая гимнастика или аэробика является одним из видов оздоровительной гимнастики. Раскрывая ее основное содержание, необходимо сказать, что ритмическая гимнастика - это своеобразное сочетание общеобразовательных упражнений, бега, прыжков, элементов танца и других гимнастических упражнений, выполняемых под эмоциональную ритмичную музыку преимущественно поточным способом, т.е. без пауз и остановок. Проведенные исследования выявили, что занятия ритмикой оказывают многостороннее воздействие на организм занимающихся. Она активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.[11]. Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность [10]. Однако ритмика используется не только в оздоровительных целях. При адекватной дозировке она позволяет развивать все основные физические качества, оказывает положительное влияние на повышение уровня работоспособности, устойчивости организма к утомлению. Продолжительность занятий определяется теми задачами, которые решаются в процессе занятий. В настоящее время известно, что если ритмическая гимнастика используется в качестве утренней гигиенической гимнастики, то ее продолжительность равна 6 - 20 минутам. Применение ее в качестве активного отдыха после работы ограничивается 10-20 минутами, а продолжительность занятий в специализированных группах может составлять 45-60 минут [11]. Занятия ритмической гимнастикой в специализированных группах, проводимых опытными инструкторами, ставят перед собой задачу развития и совершенствования функциональных возможностей организма, развития основных физических качеств. Основным содержанием в таких группах является выполнение специально разработанных программ [28]. 1.1.1. Истоки и развитие ритмической гимнастики Итак - ритмическая гимнастика. Сознательно нарушая хронологию истории и развития этого явления, воздадим должное тому человеку, которому принадлежит честь введения понятия «ритмическая гимнастика». Это швейцарский композитор, профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865-1950), который разработал для своих учеников систему ритмических заданий с целью развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Истоки же этого вида двигательной деятельности человека относятся к античному миру, где широкое распространение имели как танцы, особенно в женском исполнении, так и физические упражнения, выполняемые под музыку для формирования красивой осанки, походки, силы и выносливости воинов. Об истинности этих истоков ритмической гимнастики убедительно говорят изоб-ражения выразительно танцующих нимф на древнегреческих вазах [8]. Постепенно проникавшая в быт людей комфортность, научно-технический прогресс в сфере производства, а в целом уменьшение двигательной активности людей (что мы называем гиподинамией) стимулировали в конце ХIХ - начале ХХ веков появление направлений в организованной двигательной деятельности людей, движений. К концу XIX века оформились и приобре-ли популярность национальные системы гимнастики. Немецкая система Фрид-риха Л.Яна, шведская - Петера и Яльмара Лингов, французская, созданная Фран-сиско Аморосом, и, наконец, система чешского профессора Мирослава Тырша оказали своим содержанием и методами положительное влияние на гимнасти-ческое движение. В частности, во французской школе гимнастики, а затем и в чешской с успехом стали применять музыку при выполнении упражнений. Не это ли мы наблюдаем в современной ритмической гимнастике? Во второй половине XIX - начале ХХ веков наметились положительные тенденции в развитии теории и практики физического воспитания [27]. В этот период наряду с отмеченными выше системами гимнастики создаются ритмические и пластические школы и системы. На их появление и содержание заметное влияние оказала деятельность и труды великого русского анатома, педагога и врача П. Ф. Лесгафта (1837-1909). Это именно он впервые сформулировал задачи воспитания гармонически развитой личности в своем «Руководстве по физическому образованию детей». Он первым отметил значение «мышечных ощущений, связанных со степенью напряжения, требуемого известной работой, чтобы провести ее за определенный промежуток времени» [37]. Все эти положения П.Ф. Лесгафта в той или иной степени реализуются в современной ритмической гимнастике. Ведь для выполнения тонких по координации пластических движений огромное значение придается наличию приобретенного мышечного чувства, умению регулировать степень напряжения мышц, а также способности рассчитывать свои движения во времени и пространстве. Заметной вехой на пути к современной ритмической гимнастике явилась система гимнастики француза Ж. Демени (1850-1917), в которой он особо выделил средства, рекомендуемые для занятий с девушками. Следует подчеркнуть, что взгляды Ж. Демени, несмотря на прошествие почти 90 лет, очень свежи и во всей полноте отражают современную, технологически верную ритмическую гимнастику. В середине XIX - начале ХХ века в Европе, Америке, скандинавских странах, а затем и в России стали появляться и развиваться так называемые пластические и ритмические школы. Ритмические школы Европы оказали определяющее влияние на формирование ритмической гимнастики. В этой связи есть основание обратиться к имени Ж. Далькроза. Начав со вспомогательного методического приема на уроках сольфеджио, суть которого заключалась в том, что ученики должны были отхлопывать трудно дававшиеся им сочетания длительностей, он развил свою систему ритмической гимнастики. Популярность системы Далькроза была такова, что к 1914 году в Европе, Америке, скандинавских странах и в России уже имелись институты, многочисленные курсы, группы ритмической пластики, занимающиеся по этой системе. Содержание программ по системе Далькроза было обширным. При этом ведущей дисциплиной была ритмическая гимнастика. Занимающиеся учились выполнять самые разнообразные ритморисунки и таким образом, чтобы движение совпадало с каждым звуком. С этой целью в зависимости от музыкального темпа и ритма использовались ходьба, бег, прыжки, ускоренные или замедленные движения. Идеи гармонического воспитания Далькроза нашли яркое отражение в деятельности и наследии величайшей танцовщицы начала ХХ века Айседоры Дункан (l878-1927) [27]. Образцом своей творческой деятельности А. Дункан считала основательно изученное и любимое ею искусство древних греков. При этом она утверждала, что ее танец - это не танец прошлого, это танец будущего. И она оказалась права. Среди поклонников ее искусства были зрители всех континентов. Дункан основала школы танца в Америке, Германии, Франции. Основной направленностью их работы было гармоническое воспитание учеников [37]. В 1912 году в Петербурге были открыты курсы ритмической гимнастики С.Волконского. По своему содержанию курсы воспроизводили деятельность института Далькроза в Хеллерау, которые стремились реализовать идею осуществления единства интеллектуального и физического воспитания. Многие из них высказывали свои соображения об эффективности занятий ритмической гимнастикой в издаваемых Далькрозом «Листках ритмической гимнастики». Волконский считал, что ритмическая гимнастика должна стать основой воспитания в семье и школе. Главное внимание он уделял системе общего воспитания, необходимого всем. Почти одновременно с курсами С. Волконского были открыты аналогичные в Москве под руководством Н.Г. Александровой, которая в своей деятельности также исповедовала идеи Далькроза. В 1919 году в Петрограде открылась студия, а позже институт совершенного движения под руководством С.Ауэр. Наряду с пластикой в нем преподавалась ритмическая гимнастика, характерный танец, фехтование, акробатика, верховая езда и др. Учащимся давалась возможность испытать себя в различных видах движений, освоить их и таким образом обрести всестороннюю физическую культуру[27]. Важной ступенью развития ритмической гимнастики является организация в 1932 году доцентуры художественного движения в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, которая решала задачи создания программ, обеспечивающих систематическую подготовку специалистов по художественному движению. Наиболее яркими выпускниками института и доцентуры предвоенного времени явились Т.Т.Варакина, Ю.Н. Шишкарева, ТЛ. Маркова, Г.А. Боброва и др., которые и в военное время не только выступали в художественных коллективах на фронте, но и преподавали пластику, ритмику и художественное движение в детских школах [7]. Вторая мировая война и годы ликвидации ее последствий приостановили развитие основных направлений гимнастики в Европе. Очередной и, пожалуй, самой значительной вехой в развитии ритмической гимнастики является возрождение танцев в физическом воспитании и особенно джаз-гимнастики в странах Западной Европы в 70-х годах. Этому во многом способствовало издание известным шведским специалистом гимнастики Моникой Бэкман книги «Джазгимнастика», которая стала настольной книгой и методическим руководством для увлекающихся пластическими движениями под музыку ради здоровья [6]. Однако джаз-гимнастика 70-х годов возникла не на пустом месте. В той или иной форме она активно развивалась в США, начиная со второго десятилетия нашего времени. Европейские классические бальные движения отличались определенным консерватизмом применительно к задачам джаз-танца, так как они основывались на удержании статического или динамического позного равновесия, точном вращении тела, прыжках с удержанием определенной позы в одном и другом случае. Африканские же движения в танце основаны на независимых друг от друга движениях различными частями тела, выполняемых как с одной и той же скоростью, размахом, в едином ритме, так и с разной скоростью, аритмией, с различной амплитудой [50]. Возвращаясь к аэробике Кеннета Купера, следует признать еще одной знаменательной вехой в развитии ритмической гимнастики появление в 70-е годы в США ряда направлений джаз-гимнастики, сначала аэробических танцев, затем аэробной гимнастики, гимнастической аэробики и др. Эти виды двигательной активности с научного благословения К.Купера уверенно раздвинули рамки своей популярности до Европы и Азии [18]. Особо заметное место в ритмо-пластическом направлении занимает американская кинозвезда Джейн Фонда, которая своей высочайшей двигательной, актерской и интеллектуальной подготовленностыо посредством телевидения дала радость общения с ритмической гимнастикой миллионам людей [27]. В современной системе ритмической гимнастики ощущается влияние восточно-азиатских систем физических упражнений и, в частности, гимнастики йогов. Здесь имеется в виду применение элементов гимнастики йогов как средства психотренинга в заключительной части занятий с целью снижения возбуждения и приведения нервной системы в состояние нормы [10]. Особый импульс популярности пластической гимнастики придала система, разработанная эстонскими специалистами Э. Идла, Л .Яансон-Мартис, Э.Куду и др. В основе этой системы лежит так называемая «женская гимнастика», основным содержанием которой являются простейшие элементы художественной гимнастики, балета, пантомимы, основанные на органической связи музыки и движений. В определенной степени это напряжение отражает обобщенное внутреннее содержание, дух прибалтийских женщин [27]. Московская школа ритмической гимнастики отличается современными танцевальными ритмами и танцами, являясь олицетворением общенациональной направленности содержания и развития ритмопластической, ритмической гимнастики. В основе ее колорита разумно сочетаются богатство национальных мелодий, танцев, современной джазовой музыки и движений, упражнений оздоровительных систем Юго-Восточной Азии [21]. На формирование наших отечественных направлений ритмической гимнастики, их научное обоснование оказали влияние работы специалистов Центрального института, а ныне Академии физической культуры Т.С. Лисицкой, Г.В. Буниной, С.С. Дарской, М.Ю. Ростовецкой и др. Весомый вклад в развитие техники и методики ритмической гимнастики внесли представители и лидеры московской школы О.А. Иванова, С.В. Крамина, И.Н. Шараброва, идеи и практические трактовки которых в этом виде двигательной активности широко применяются в современной России [27]. 1.1.2. Разновидности ритмической гимнастики Исторически складывалось так, что различными видами пластической гимнастики занимались преимущественно женщины. В настоящее время ритмическая гимнастика является монополией женщин, но юноши и мужчины все активнее проникают в ряды занимающихся. И это предопределено многогранностью воздействия ритмической гимнастики на человека, кем бы он ни был по социальному положению и профессии [11]. По особенностям воздействия на организм человека ритмическая гимнастика подразделяется на оздоровительную, лечебную и прикладную. Но выделение лечебной ритмической гимнастики носит весьма условный характер, так как она сама по себе служит цели оздоровления [27]. Поскольку важнейшим компонентом ритмической гимнастики являются положительные эмоции, то по их силе, окраске, методам создания условий эмоционального фона она может иметь виды игровой, танцевальной, атлетической и психорегулирующей направленности [39]. Ритмическую гимнастику как вид двигательной деятельности можно подразделить и в возрастном аспекте: детская (в дошкольных учреждениях и начальных классах школы); подростковая и юношеская (молодежная); для людей зрелого возраста; для пожилых людей. Такое деление естественно, так же как и естественно стремление человека любого возраста к радости жизни, в любых формах ее проявления [28]. Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях и с учениками младших классов должна носить игровую направленность. Образно говоря, воспитателю, учителю надо «играть» в ритмическую гимнастику [38]. В этой связи важно упомянуть имя известного специалиста Карла Орфа, создавшего целую систему детской гимнастики, центральным содержанием которой являются средства и методы развития физических качеств детей, музыкальных способностей. И что чрезвычайно важно, К.Орф построил свою систему на интеллектуальной основе занятий, что является безусловным фактором формирования осознанной потребности маленького человека в культурных движениях, в культурной физической нагрузке [27]. В зависимости от целей и задач учащиеся средних и старших классов могут заниматься ритмической гимнастикой танцевальной или атлетической направленности. Эти два направления занятий могут носить как оздоровительный, так и сценический и даже конкурентный характер. Естественно, что первая направленность является первичной, базовой [11]. Наблюдая телевизионные уроки ритмической гимнастики, мы как-то привыкли к тому, что юноши участвуют в показательных занятиях в качестве фона для прекрасно владеющих своим телом девушек. Понятно, что такой фон по-хорошему выгоден женскому составу занимающихся. Но спорно то, что юноши, как правило, выполняют те же упражнения, что и девушки, несмотря на явную женственность многих движений. В лучшем случае такие упражнения выполняются юношами с небольшими отягощениями в руках. Не оспаривая целесообразность совместных занятий юношей и девушек, следует отметить, во-первых, возможность подбора для юношей «своих» упражнений «более мужественного и атлетического характера», а во-вторых, использовать организационную форму занятий отдельно юношей и девушек. Для этого случая вполне приемлем нетипичный термин «ритмоатлетическая гимнастика», ориентированный преимущественно на юношей, отражающий, помимо ритмопластического компонента, и ярко атлетический, направленный на активное развитие, физических качеств. В этом случае, безусловно, предполагается выполнение большинства упражнений в усложненных условиях, с дозированными отягощениями в руках и на руках, на туловище и ногах. В качестве отягощений могут применяться гантели, манжеты с грузом на запястьях, бедрах, голенях, жилеты с грузом на туловище, а также гимнастические предметы, усложняющие условия выполнения упражнений. Отягощениями может служить и вес партнера в парных упражнениях. Необычным и благотворным отягощением ритмическим движениям ногами и туловищем может быть вода в бассейне. Такой подход и разновидность ритмической гимнастики, как аквааэробика, приемлем и для женщин 25-50 лет [27]. В настоящее время приобрела популярность так называемая степ-ритмика как одна из специфических вариаций ритмической гимнастики. Ее отличительной особенностью является то, что движения общеразвивающего характера различными частями и звеньями тела выполняются на фоне ритмичных нашагиваний занимающихся на возвышение, например, на гимнастическую скамейку, или напрыгиваний и спрыгиваний с возвышения. Понятно, что скамейка должна быть устойчивой, как и другое применяемое возвышение. Эмоциональный характер упражнений, веселая задорная музыка способствуют созданию хорошего настроя на объемную физическую нагрузку [28]. Эта разновидность ритмической гимнастики позволяет довольно гибко регулировать нагрузку как за счет ускорения или замедления темпа движений, так и путем изменения высоты возвышения. Степ-ритмику можно применять в занятиях с людьми с хорошей подготовленностью [11]. Очень хорошо зарекомендовала себя степ-ритмика как средство разминки в подготовительной части урока и в некоторых видах спорта, например в легкой атлетике, где наряду с общей выносливостью можно таким способом решать задачи силовой подготовки ног [39]. Степ-ритмика может быть прекрасным средством для школьников-спортсменов при решении задач переходного периода тренировки, а, в общем, является прекрасной возможностью проявления творчества специалистов [27]. Одним из разновидностей степ-аэробики - слайд аэробика. Для занятий потребуется гладкая широкая доска, на которой выполняются разнообразные скользящие движения ногами, в основном схожие с движениями конькобежца. Регулярные занятия на слайде развивают аэробную и силовую выносливость, координацию движений, стимулируют функции жизненно важных органов и систем организма, состоянием которых во многом и определяется здоровье человека, укрепляют даже те мышцы, для которых бывает непросто подобрать упражнения. Слайд-аэробика -- это скользящие движения ногами, выполняемые в разных направлениях, из разных положений. На начальном этапе достаточно заниматься 10--15 минут, но время занятия нужно увеличивать до 50--60 минут. С целью повышения нагрузки движениям ногами подключают всевозможные движения руками, используют различные отягощения [36]. Однако, тренироваться можно не только с помощью активных движений, но и напрягая мышцы волевым усилием. В йоге, например силе воли, придается решающее значение, поскольку от нее зависит развитие высших духовных способностей человека. Роль воображения такова, что позволяет йогу проводить самоотождествление с тем или иным объектом. Отсюда глубокое знание природы вещей, умение контролировать свои чувства и мысли. Физические упражнения, выполняемые с участием волевого усилия, приносят, несомненно, большую пользу, чем контролируемые, «стихийные» [42]. Наряду с йогой существует также и психомускульная аэробика, основанная на волевом усилии. Психомускульная аэробика рекомендует выполнять упражнения раскрепощенно, чередуя напряжение и расслабление мышцы [5]. Умению управлять своими мышцами тоже нужно учиться, поэтому, занимающимся необходимо объяснить технику выполнения и те ощущения, что должны возникать при выполнении упражнений. Свободный танец -- это произвольные, импровизированные движения под приятную ненавязчивую мелодию. В таком танце человек выполняет только те движения, которые ему подсказывает внутренний голос и которых он, возможно, никогда в жизни не делал. Он может производить не вероятные акробатические трюки, а может слегка шевелить под музыку большим пальцем на левой ноге. Тело само подсказывает движения, с помощью которых снимаются внутренние зажимы и очаги напряжения. И эффект от этого, как в один голос утверждают люди, практикующие свободный танец (а он популярен во всем мире!), колоссальный: прилив сил и бодрости, довольство собой, гибкое и раскрепощенное тело, снижение или уход болевых ощущений. Исполнять свободный танец можно не только стоя, но сидя и даже лежа. Его элементы (в основном это будут движения руками) доступны людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата или больным, вынужденным долгое время находиться в постели. Белли-данс в переводе означает «танец живота» - ещё одна разновидность ритмической гимнастики. Безусловно, женский танец. Соблазнительные движения животом исключительно полезны для женского здоровья, помогут избавиться от застойных явлений во внутренних органах, дисфункций. «Танец живота» заставляет работать в усиленном режиме весь организм, но основная нагрузка ложится на мышцы живота [10]. В наше время стали актуальны занятия ритмической гимнастикой в форме разработанных программ на основе какого-либо вида спорта или красочных танцев, например, кик-аэробика - новинка в области фитнеса, комплекс упражнений, разработанный на основе приемов кик-боксинга. Так же разрабатываются программы на основе латиноамериканских танцев, элементов русского народного танца. Они являются простым и эффективным средством занятий под музыку, снятия психоэмоционального напряжения. Ритмическая гимнастика женщин зрелого и среднего возраста носит преимущественно танцевальную направленность с упражнениями, способствующими развитию силы мышц ног, рук, туловища и направленную на устранение огрехов телосложения, излишнего веса. Мужчинам этого возраста наиболее подходящие упражнения ритмоатлетической направленности с целью повышения функциональных возможностей организма (сила, быстрота, ловкость, выносливость). Психологические особенности женщин и мужчин среднего и особенно зрелого возраста позволяют рекомендовать проводить занятия отдельно, чтобы исключить элемент стеснительности от своих не всегда совершенных форм тела и таких же, на начальном этапе занятий, движений [28]. Ритмическая гимнастика людей пожилого возраста преследует главную цель поддержания хорошего уровня функций и систем организма. Для этого используются как относительно активные движения, так и упражнения психорегулирующего характера. Главной мерой воздействия в этом случае является умеренный и даже медленный темп двигательных действий, спокойные ритмы музыки. Прикладная ритмическая гимнастика подразделяется на профессионально-прикладную и спортивно-прикладную. Профессионально-прикладная ритмическая гимнастика применяется, как правило, как средство двигательно-трудовой реабилитации в коллективах на производстве, в учреждениях как средство активного отдыха. Содержание же комплексов и композиций определяется в этом случае спецификой трудовых процессов [11]. Понятие «спортивно-прикладная ритмическая гимнастика» ново, как и пока редко встречающиеся случаи ее применения как средства разминки перед тренировками в различных видах спорта. За этим способом подготовки спортсменов к основной работе в тренировке и даже к соревнованиям в игровых видах спорта стоит большое будущее. Тем более что спорт высших достижений приобретает явную профессиональную направленность, где новые технологии будут играть решающую роль. К примеру, разминка футболистов, в которой используется ритмовая музыка, и такие же ритмические движения - это высокие положительные эмоции и щадящие условия для нервной системы игроков. Но для этого нужна специальная подготовленность футбольного тренера или тренер-специалист по ритмической гимнастике. Лечебная ритмическая гимнастика носит, как правило, реабилитационный (восстанавливающий) характер с направленностью воздействия на сердечнососудистую систему, органы дыхания, нервную систему, на опорно-двигательный аппарат [27]. 1.2. Особенности использования ритмики на занятиях в младшем школьном возрасте Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства [37]. Само словосочетание «ритмическая гимнастика» указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Хорошо известно, что даже такой генетически заложенный акт, как сосание, сопровождается не только ритмическими движениями губ и языка, но и пальчиков кисти ребенка. До 4,5 месяцев малыш во время купания ритмично гребет руками и ногами (затем этот автоматизм утрачивается). В 5-6 месяцев ребенок во время игры ритмично взмахивает руками, а в 8 выполняет ритмичные прыжки [48]. На этом этапе развития малыш непроизвольно стремится к выполнению ритмически повторяемых движений, и они приносят ему видимое наслаждение[3]. В дальнейшем склонность детей к стихам, танцам, музыке отражает естественное стремление к ритму. Младший школьный возраст (6-11 лет) характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далек и от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению [48]. Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике [27]. В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно-сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции. В 6-11-летнем возрасте сердце по своей структуре напоминает сердце взрослого человека, однако полное соответствие наступает лишь к 20 годам. По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно-сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови. Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет [45]. Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей [38]. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной [8]. Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем [27]. 1.3. Разнообразие средств двигательной деятельности на занятиях ритмической гимнастикой Ритмическая гимнастика - сложнокоординационый вид спортивной деятельности. Она содержит в себе огромное количество разновидностей общеразвивающих упражнений, средств развития физических качеств, включает в себя как упражнения из художественной гимнастики и хореографии, так и из народных, современных и бальных танцев [25]. Занятия ритмической гимнастикой включают в себя ритмико-гимнастические упражнения, они являются организующим моментом и проводятся обычно в начале занятия. Включают в себя гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления недостатков (косолапости, шаркания, сутулости). В этот же раздел относят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации [14]. Сюда входят: шаги, прыжки через обруч, палку, качающийся канат, повороты на пальцах ног, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух и одной ноге - их используют в заключительной части урока, т.к. они способствуют успокоению и релаксации организма, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве [25]. Упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии применяются, в основном, как дополнение к общеразвивающим упражнениям и тоже, как правило, характеризуются многократной повторяемостью. Использование танцевальных элементов на занятиях ритмической гимнастикой - непременное условие их эмоциональности, красочности, привлекательности [49]. В этом разделе полезно использовать упражнения с предметами. Упражнения с мячами, шарами, флажками, гимнастическую скамью, шведскую стенку и др. Бросание, подбрасывание, ловля, катание, перекатывание, прыжки и другие упражнения[25]. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку - в этот раздел входят разнообразные движения подражательного характера, свободные формы движения, передача эмоционального восприятия музыки. В этих упражнениях преодолевается скованность в движениях, повышается возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям. Используются упражнения: «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т.д.[14]. Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и координационных способностей. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на свежем воздухе, способствующих закаливанию детей и снижению гиподинамии. В подвижных играх ученики закрепляют накопленный опыт и свои представления об изображаемых событиях, о жизни, совершенствуют приобретенные знания, умения и двигательные навыки [13]. Народные и современные танцевальные движения - используются в любой части урока, включают элементы танца и простые танцевальные движения: простой шаг - мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий; изучаются народные и современные танцы и движения [14]. В работе используются хороводы, парные танцы, общие пляски. В них дети учатся внимательно относится к партнеру, находить ритм движения [49]. Однако занятия ритмической гимнастикой не предполагают овладению искусством танца. Танцевальные элементы целесообразно использовать для улучшения общего эмоционального фона и частично для решения задач прикладной подготовки[27]. 1.4. Музыка, сопровождающая занятия 1.4.1. Требования, предъявляемые к музыкальному сопровождению Любые занятия с детьми и подростками нуждаются в периодической стимуляции психической и физической работоспособности, в эффективной профилактике утомления. Для этого могут быть использованы различные средства: игра, шутка, переключение на другую деятельность, но, пожалуй, самое действенное - специально подобранная к уроку (по темпу, ритму, громкости, содержанию) музыка, которая может направленно стимулировать и регулировать двигательную активность и психические состояния учащихся на фоне положительных эмоций [15]. Выполняя физические упражнения под приятную, грамотно подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно «подключаются» к выражаемым в ней чувствам и настроениям. Например, не имея особых причин для радости, слушатели музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинают ощущать это настроение в себе и связывать его с выполняемой работой, которая становится гораздо приятнее и привлекательнее, менее утомительной, чем обычно [23]. Многолетние экспериментальные исследования и практика учителей выявили, что музыкальную стимуляцию учебной деятельности на занятиях нельзя применять непрерывно: она быстро надоедает, порой раздражает и теряет свое стимулирующее воздействие. Эпизодическое музыкальное звучание, сопровождающее многократно повторяющиеся простые или твердо заученные упражнения, которые не требуют от занимающихся большой сосредоточенности, - наиболее рациональное ее использование. Безусловно, наиболее простой случай активизации музыкой двигательных заданий - это разминка или вводная часть урока. Очень полезна она во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. В них, по физиологическому закону доминантны, отвлекается свободное от работы внимание на приятный побочный раздражитель, что не только не вредит основной деятельности, а наоборот, рефлекторно усиливает и облегчает ее - делает более полным сопутствующее расслабление мышц-антагонистов и мышц, не принимающих участие в реализуемом двигательном акте [19]. Кстати, перед занятием может стать традиционным условный сигнал - короткие музыкальные позывные. Он переключает внимание учащихся от других дел на занятия в спортивном зале, настраивает их и облегчает организационные дела в начале урока [23]. 1.4.2. Влияние музыки на организм детей, музыкотерапия Любая двигательно-игровая активность должна начинаться с малых, спокойных, медленных оборотов, и далее - с постепенным их увеличением до максимума к последней трети занятия. Такой подход основывается как на общедидактических принципах: от простого к сложному, от легкого к трудному; правилах постепенности, последовательности, приемственности, так и на учете физиологии движений человека. О целебной силе звука и цвета знали еще в глубокой древности. В Японии звуки гонга, барабана использовали для очищения воздуха в храмах после окончания службы. Авиценна и Пифагор применяли музыку и в воспитании и при лечебных воздействиях [17]. В 14-16вв. по Европе прокатилась эпидемия психических заболеваний, что во многом было связано с разгулом инквизиции. В то время заболевание «пляска Святого Витта» быстро распространялась в возбужденной толпе людей. И тогда же замечали, что остановить и потушить такую эпидемию помогала только музыка, дающая успокоение и расслабление. Бетховен был, очевидно, первым композитором, который заговорил о целебном воздействии музыки. Он утверждал, что мир подобен вибрирующему звуку, а люди в нем - струны. Музыка - это частортно-импульсный код, она - одна из наиболее эффективных средств воздействия на психическое состояние человека [51]. Однако далеко не всякая музыка, положительно влияет на настроение, на психику и здоровье человека. Экспериментально доказано, что после рок-музыки появляется потребность двигаться, ни о чем не думать, при этом изменяются многие физиологические параметры, заметно повышается раздражительность. Медики разных стран не только признали благотворное влияние на психоэмоциональное состояние человека, на лечение болезни, но и создали специальные клиники при госпиталях, ассоциациях музыкантов, а на специальных курсах готовят врачей - музыкотерапевтов [19]. С помощью микроскопа изучались процессы, протекающие в клетках крови, при воздействии на них звуковыми частотами в порядке хроматической гаммы. Ученые обнаружили, что звучание той или иной ноты соответствующим образом изменяет цвет и форму клетки. В нашей стране музыкотерапия успешно используется при неврозах и вегетативных расстройствах. Е.Ф. Томпакова использует сеансы классической музыки расслабления и концентрации внимания на мелодии. Такое лечение дает хороший эффект. Все это позволяет говорить о том, что в руках воспитателей, школьных учителей, родителей имеется хорошее средство для нормализации психического состояния детей. Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применятся в работе со здоровыми детьми. Пока можно обозначить лишь несколько аспектов музыкотерапии [51]. Гармонизация степени возбуждения центральной нервной системы у детей: А). Заторможенные малыши с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждаются в соответствующей стимулирующей музыке, которая повышала бы генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала таким образом его общий жизненный тонус. Для таких детей можно рекомендовать произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа. Однако здесь необходим разумный методический подход. Дело в том, что постоянно звучащая стимулирующая музыка может вызвать у них реакцию отторжения, неприятия. Стимулирующий аккомпанемент должен применятся периодически, в соответствующих двигательно-игровых ситуациях. Б). Возбужденные дети, наоборот, нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным, весьма спокойным темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка. В). Дистонический тип представлен детьми, у которых в течение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии. Таким малышам требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания[8,19,23,45]. 1.5. Координационные способности и пути их воспитания 1.5.1. Физиология координационных способностей Движение - основная форма активности животных и человека, их взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации движений (управления движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является такая пространственная и временная организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи [45]. Сложное и комплексное качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше -- физического или психического [3]. Повседневный опыт говорит о том, что ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз [1]. Ловкость поддается упражнению, ее можно выработать в себе и, уж во всяком случае, добиться сильного повышения ее уровня [3]. В управление движениями человека включены высшие формы деятельности мозга, связанные с сознанием, что дало основание называть их произвольными. Однако, несмотря на сложность и дифференцированность двигательной функции, в ее организации может быть выделен общий фактор, от которого в большой степени зависит иннервационная структура движений. Это - биомеханические свойства двигательного аппарата, значение которых для координации движений показано Н. А. Бернштейном. Важнейшим биомеханическим свойством опорно-двигательного аппарата позвоночных животных и человека является наличие в скелете большого количества степеней свободы вследствие его многозвенности и двух-, трехосности многих суставов. Большое количество степеней свободы обеспечивает чрезвычайное многообразие двигательных возможностей, но при этом делает управление движениями весьма сложной задачей [45]. Координация и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т. е. превращение их в управляемые системы. Степени свободы, упоминаемые в этом определении, могут быть, как уже сказано, кинематические и динамические [3]. В каждом движении используются лишь некоторые из степеней свободы, но ЦНС должна постоянно контролировать (ограничивать) все остальные, чтобы обеспечить устойчивость позы. На конечный результат движения влияют не только силы, развиваемые мышцами, но и силы инерции масс участков тела, вовлекаемых в движение, эластическое сопротивление мышц-антагонистов и связок. Движение смещает различные звенья двигательного аппарата и положения тела, а, следовательно, по ходу движения изменяются моменты упомянутых сил. Вследствие изменения суставных углов меняются и моменты мышечных сил. На ход движения влияет также сила тяжести звеньев тела, моменты которой также меняются в процессе движения [45]. По чувствительным нервам всевозможных специальностей: осязательным, зрительным, нервам мышечно-суставной чувствительности, вестибулярным нервам уха, несущим сигналы, связанные с чувством равновесия и т. д., -- текут непрерывные корректировочные потоки сигналов к мозгу, уведомляющие его, так ли течет начатое движение, как оно было спланировано, и в каком смысле требуются поправки. Каждая мышца, сокращаясь по ходу движения, раздражает этим какой-нибудь из чувствительных аппаратов, который немедленно сигнализирует об этом мозгу. Каждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга в мышцу, оказывается прямой причиной нового залпа импульсов, текущих уже в обратную сторону -- от чувствительного аппарата в мозг. Там этот поток чувствительных сигналов преобразуется в соответствующие коррекции к движению, т. е., в свою очередь, является причиной возникновения новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихся из мозга в нужные мышцы. Перед нами, таким образом, замкнутый кольцевой процесс [3]. В практической деятельности человек вступает во взаимодействие с предметами внешнего мира - различными инструментами, перемещаемыми грузами и т. д., И ему приходится преодолевать силы тяжести, трения, инерции, упругости, возникающие в процессе этого взаимодействия. Немышечные силы вмешиваются в процесс движения и делают необходимым. Непрерывное согласование с ними деятельности мышечного аппарата. Все описанное выше делает принципиально необходимым участие в управлении движениями коррекций по ходу движения на основании показаний рецепторов [16]. Таким образом, в управлении движениями можно выделить два основных механизма. С одной стороны, при осуществлении любого движения в ЦНС на основе врожденных связей и связей, выработанных в процессе предыдущего двигательного опыта, формируется некоторая пространственно-временная структура возбуждения мышц, соответствующая данной двигательной задаче и исходному положению двигательного аппарата. С другой стороны, важнейшим компонентом управления движениями является внесение по его ходу коррекций в первоначальную структуру мышечного возбуждения. Для характеристики этих двух механизмов используют терминологию кибернетики, называя первый из них программой, второй - коррекциями на основе обратных связей [29]. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |