|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Статистика занятости и безработицыСтатистика занятости и безработицыДальневосточный государственный университет Владивостокский институт международных отношений Азиатско- Тихоокеанского региона Статистика занятости и безработицы Выполнила: студентка 5 курса ф-та политических наук и социального управления Владивосток 2002 Содержание: 1. Задачи статистики занятости и безработицы. Источники данных 2. Уровни занятости и безработицы 3. Состав безработных 4. Состав занятых 5. Литература Задачи статистики занятости и безработицы Источники данных Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро труда (г. Женева) - основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ). В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи: o сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы; o измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда; o изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования; o изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости; o измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости. Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации. В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т “Отчет по труду” (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП “Об основных показателях деятельности малого предприятия” за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало - 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке. Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики “Отчет о трудоустройстве и занятости населения”. Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года). Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме. Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно. Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России. Поскольку размер безработицы широко используется в международной практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны, то естественно включение в программы данных обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда и позволяющих прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации Правительство Российской Федерации утвердило от 22 марта 1995 г. положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы. Организация и ведение мониторинга социально-трудовой сферы возложены на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы занятости, Федеральной миграционной службы России. Уровни занятости и безработицы В соответствии с рекомендациями МОТ, как было отмечено ранее, статистика рассматривает численность занятых и безработных как две составные части экономически активного населения, т. е. рабочей силы. Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных. Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышаться до 16 лет (США, Швеция). В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий -для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий - для группировки экономически активного населения: например, в Канаде - 14 и 15 лет, в Индии - 5 и 15, Венесуэле - 10 и 15, в России - 15 и 16 лет. Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен. Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. Правильное измерение экономически активного населения зависит от того, как точно определены его две составные части: занятые и безработные. Описание этих категорий рабочей силы применительно к национальным особенностям России дано в постановлении Госкомстата России от 25 мая 1993 г. К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: o выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); o временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам; o выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: o не имели работы (доходного занятия); o занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; o были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. По методологии МОТ к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными. Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода: Уровень численность безработных Безработицы = х 100 (в %) численность экономически активного населения Уровень численность занятых Занятости = х 100 (в %) численность экономически активного населения Таблица 1 Трудовые ресурсы Приморского края | |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Численность постоянного населения |2223,|2204,|2183,|2163,|2140,| |края, всего |9 |1 |2 |7 |1 | |Трудовые ресурсы, всего |1410,|1397,|1396,|1408,|1404,| | |1 |3 |6 |6 |0 | |в том числе: | | | | | | |трудоспособное население в трудоспос. |1348,|1335,|1331,|1331,|1328,| |возрасте |3 |5 |1 |7 |3 | |лиц старших возрастов и подростки, |61,8 |61,8 |63,5 |76,9 |75,8 | |занятые в экономике | | | | | | |Распределение трудовых ресурсов: | | | | | | |население занятое в экономике |942,1|922,6|945,8|954,1|980,7| |население незанятое в экономике: | | | | | | |учащиеся в трудоспос. возрасте, |89,4 |96,3 |101,1|106,7|111,6| |обучающиеся с отрывом от производства | | | | | | |другое население в трудоспос. |378,6|378,4|349,8|356,7|311,8| |возрасте, незанятое в экономике | | | | | | |(военнослужащие, безработные и др.) | | | | | | |Экономически активное население - |1085,|1077,|1098,|1084,|1079,| |всего |3 |7 |1 |3 |4 | |Из общей численности ЭАН: | | | | | | |занятые |942,1|922,6|945,8|945,1|980,7| |безработные |143,2|155,1|152,3|139,2|98,7 | |из них имеют официальный статус в |46,2 |36,7 |29,3 |23,0 |23,8 | |службах занятости, всего | | | | | | Так, в 2001 году в приморском крае уровень безработицы составил 9,14% [pic]соответственно уровень занятости – 90,86% [pic]. А в 1999 году эти показатели были равны 12,84 и 87,16%. Данные графики свидетельствуют о снижении уровня безработицы на территории Приморского края с 1997 по 2001 гг. почти в 1,5 раза. Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения. Различают полную, частичную и скрытую занятость. Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики. Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости. В настоящее время удельный вес численности частично занятых в экономически активном населении составляет: в Норвегии - 25,6%, Великобритании - 24,7%, Швеции — 24,7%, Австралии - 20,2%, США - 17,3%, в Японии - 12%. Рост категории частично занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда. Неполный рабочий день (неделя) может более широко использоваться и в нашей стране, особенно среди женщин, не как вынужденная, а как сознательно выбранная форма организации труда. Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных. Занятые и безработные (экономически активное население) являются составной частью трудовых ресурсов региона. Поэтому в литературе нередко уровни занятости и безработицы определяются как удельный вес занятых и удельный вес безработных в общем объеме трудовых ресурсов. Найденные так показатели уровней занятости и безработицы по своим величинам оказываются ниже, чем рассмотренные ранее. Уровень доля ЭАН уровень занятости Занятости х в трудовых = в трудовых ЭАН ресурсах ресурсах Уровень доля ЭАН уровень безработицы безработицы х в трудовых = в трудовых ресурсах ресурсах Считая, что доля экономически активного населения в трудовых ресурсах Приморского края составляла в 2001 г. 0,77 при уровне занятости 90,86% и уровне безработицы 9,14%, получим: Уровень занятости в трудовых ресурсах = 0,77 * 9,86 = 69,96 %; Уровень безработицы в трудовых ресурсах = 0,77 * 9,14 = 7,03 %. Приведенные взаимосвязи показателей справедливы лишь в целом. В ряде случаев возможны их нарушения, если в составе безработных окажется велика доля лиц нетрудоспособного возраста (например, пенсионеров, ищущих работу и готовых к ней приступить), ибо возрастные границы для категорий "трудовые ресурсы" и "экономически активное население" не совпадают. Однако в большинстве случаев приведенные равенства имеют место. Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах. По данным 2001г.: 69,96+7,03=23%. Недостающие (до 100%) 23% - экономически не активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся: o учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы, o лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.; o лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать; o лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода. По методологии МОТ экономически не активное население включает еще две категории лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов: o лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью; o инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью. Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом: Кэ = КзУз0 + КбКб0 где Кэ – коэффициент роста численности экономически активного населения; Кз и Кб– коэффициенты роста численности занятых и безработных; Уз0 и Кб0 – Уровни занятости и безработицы в базисном периоде. По Приморскому краю имеется следующая информация, приведенная в табл.2: Таблица 2 Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения ПК |Период |Численность, млн. человек |Уровень, % | | |занятых |безработны|экономиче|безработиц|занятости | | | |х |ски |ы | | | | | |активных | | | |Базисный год |945,1 |139,2 |1084,3 |12,84 |87,16 | |(2000) | | | | | | |Отчетный год |980,7 |98,7 |1079,4 |9,14 |90,86 | |(2001) | | | | | | |Коэффициент |1,04 |0,71 |0,99 |0,71 |1,04 | |роста | | | | | | В соответствии с приведенным ранее равенством получим: 1,04*0,87+0,71*0,12=0,99. Таким образом, общий темп динамики численности экономически активного населения 99% определяется темпами роста численности занятых (104%) и безработных (71%). Изменения в уровнях занятости и безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста (как дано в табл. 2), но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в процентных пунктах. Так, уровень безработицы в отчетном периоде снизился на 3,6 процентных пункта, Соответственно на эту же величину снизился уровень занятости экономически активного населения. Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, не обращаясь к данным табл.2, а основываясь на модели динамики численности экономически активного населения: [pic] где ?Yб - абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах. Применительно к рассматриваемому примеру получим: ?Yб = [pic] В службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы: o работающие, но желающие переменить место работы или трудится по совместительству в свободное от основной работы время; o студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время; o не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве. Для регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные. Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного обследования, в 3 - 6 раз выше уровня, зарегистрированного в органах Государственной службы занятости РФ: в 1999 г в среднем за год численность безработных, зарегистрированных в органах, составляла 17% общей численности безработных. Следовательно, из каждых 100 безработных, определенных по методологии МОТ лишь 17 по России в 1999 г. регистрировались в службе занятости. Определение потерь региональной экономики от безработицы. Эти потери носят двойственный характер: Во первых государство обязано выплачивать части безработных пособие по безработице в соответствии с действующими законами о труде. Во-вторых государство теряет определенную часть регионального продукта и регионального дохода от того, что безработные не участвуют в производстве. Потери первого вида можно определить как сумму выплаченных пособий по безработице. Потери второго вида можно рассчитать следующим образом: [pic] где ВРП - стоимость валового регионального продукта, произведенного за данный период Sзан и Sбез – средняя численность занятых и безработных за данный период Потери регионального продукта в Приморском крае в 2000 году составили 9383 млн. рублей. [pic] Состав безработных Социальный портрет безработного средствами статистики получают при анализе данных от служб занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) "Отчет о трудоустройстве и занятости населения" за год. В нем содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.). Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. Среди причин увольнений выделяются высвобождение работников, увольнение их в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела. Среди причин потери работы существенную роль играет не только высвобождение работников в связи реорганизацией производства, но и их увольнение по собственному желанию, за которым нередко скрывается не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные изменения в производстве. Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, преобладают женщины, в общей же численности бездетных, рассчитанной по методологии МОТ, - мужчины (53,9% в октябре 1995 г.; 54,2% в октябре 1997 г.; 59,4% в октябре 1998 г; 52,4% в ноябре 1999 г.). По причинам незанятости среди мужчин в большей мере распространено увольнение по собственному желанию: за 1995-1999 гг. доля лиц, оказавшихся без работы по данной причине, колебалась в следующих пределах: 43,9% в октябре 1995г. и 24,2% в августе 1999г., а среди женщин-34,1% в октябре 1995 г. и 15,4% в августе 1999 г. Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы. Таблица 3 Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Приморского края (в %) | |1998 |1999 |2000 |2001 | |Численность безработных - всего |100 |100 |100 |100 | |из них: | | | | | |уволившихся по собственному желанию |39 |41,3 |47,2 |51 | |высвобожденные работники |36,8 |27,4 |19,5 |18,5 | |выпускники общеобразоват. школ |2 |2,3 |2 |1,9 | |выпускники ВУЗов и ССУЗов |2,6 |2,7 |2,8 |2,3 | |выпускники ПТУ |2 |1,9 |1,9 |1,7 | |Из числа безработных имеют образование: | | | | | |высшее профессиональное |9,5 |9,2 |9,9 |10,4 | |среднее профессиональное |21,5 |21,8 |19,8 |19,9 | |начальное профессиональное |16,1 |15 |15,2 |14,9 | |среднее общее |32,4 |32,9 |32,7 |32,2 | |не имеют полного среднего образования |20,5 |21,2 |22 |21,6 | Образовательный уровень безработных в России один из самых высоких в мире: на конец 2001 г. в Приморском крае 30% безработных имели высшее и среднее специальное образование, а в г. Владивостоке этот показатель значительно выше – 59,7% (на 1 января 2002 г.). Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в Приморском крае к концу 2001 г. среди безработных женщин 34% имели высшее и среднее специальное образование, в то время как среди мужчин 23%. В настоящее время в России образование не выступает фактором социальной защиты от безработицы. В дальнейшем можно ожидать роста устойчивости положения работника на производстве с ростом его образовательного уровня. Эту тенденцию можно наблюдать сегодня в западных странах С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Основную часть безработных в Приморском крае составляют люди зрелого возраста. Распределение безработных в ПК по возрасту в 2001 г., если принять их количество за 100%, таково: |возраст |% | |до 20 |6,4 | |20-24 |13,2 | |25-29 |15,8 | |30-49 |53,4 | |50-54 |7,2 | |55-59 |1,9 | |60-72 |2,1 | Средний возраст безработных составил 35 лет. ( [pic] ) Возраст может учитываться и при разработке конкретных мер помощи безработным. Например, во Франции по истечении срока выплаты пособия по безработице (65 месяцев) выделяется помощь по безработице, величина которой зависит от возраста безработного: от 65 - до 130 франков на одного человека в день. Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. В 2001 году 35,5% безработных в ПК составляли люди в возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с государственными службами занятости молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости. Важную роль в статистике играет информация о продолжительности безработицы инвалидов как одного из социально не защищенного слоя населения, требующего особой заботы со стороны государства. Средний период безработицы у инвалидов длиннее, чем в целом по всей совокупности безработных. В Приморском крае численность безработных инвалидов за 4 года выросла в 2,7 раз. Чтобы оказывать инвалидам реальную помощь в трудоустройстве, во многих странах предприятия обязаны определенную часть рабочих мест предоставлять инвалидам или отчислять соответствующие суммы в фонд помощи инвалидам. В настоящее время в России предприятия, в численности занятых которых инвалиды составляют не менее 50%, имеют некоторые льготы по налогообложению. Таблица 4 Трудовая реабилитация инвалидов органами государственной службы занятости ПК (человек) | |1998 |1999 |2000 |2001 | |На конец года | | | | | |Численность безработных инвалидов |297 |523 |544 |781 | |из них инвалиды, которым назначено |287 |489 |479 |689 | |пособие по безработице | | | | | |В течении года | | | | | |Поставлено на учет безработных |334 |710 |796 |1171 | |инвалидов | | | | | |Направлено на проф. Обучение |21 |84 |131 |172 | |Трудоустроено безработных инвалидов |21 |84 |131 |172 | |Численность инвалидов, прошедших проф. |15 |72 |128 |161 | |Обучение, всего | | | | | Состав занятых В статистике накоплен большой опыт изучения состава занятых. Прежде всего рассматривается отраслевой состав занятых как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. С этой целью общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях (табл. 5.). Как видно из таблицы, в последние годы наблюдается сокращение численности занятых как в целом, так и в отдельных отраслей материального производства. В непроизводственной сфере по сравнению с 1970 г. намечается рост занятости в кредитовании, страховании и в аппарате управления. Это повлекло за собой изменения в отраслевом составе занятых: снижение удельного веса численности занятых в сфере материального производства и соответственно его увеличение в непроизводственной сфере. Изменения в отраслевом составе занятых за рассматриваемый период достаточно заметны. Интенсивность структурных сдвигов может быть измерена, например, с помощью квадратического коэффициента абсолютных структурных сдвигов: ? [pic], где [pic] и [pic] — удельные веса численности занятых в отдельных отраслях народного хозяйства за отчетный и базисный периоды; [pic] — число групп, принятых в отраслевой классификации. Для периода 1980— 2001 гг. квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов составил 4,31 пункта, т, е. в среднем удельные веса численности занятых в отдельных отраслях экономики изменялись на 4,31 пункта. ? =[pic]=4,31 Таблица 5 Отраслевой состав занятых в экономике ПК ( в процентах к итогу ) | |1970 |1980 |1990 |2001 | |Всего в экономике |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 | |Промышленность |33,8 |31,5 |3,9 |24,6 | |Сельское хозяйство |8,4 |7,9 |7,7 |3,8 | |Лесное хозяйство |0,4 |0,4 |0,3 |0,4 | |Транспорт |13,3 |13,8 |12,2 |9,9 | |Связь |1,6 |1,7 |1,5 |2,0 | |Строительство |11,1 |10,2 |107,7 |5,5 | |Торговля, общественное питание, |9,2 |9,7 |9,5 |9,0 | |материально-техническое снабжение | | | | | |Информационно-вычислительное |- |- |- |0,2 | |обслуживание | | | | | |Общая коммерческая деятельность по |- |- |- |1,0 | |обеспечению рынка и операции с | | | | | |недвижимым имуществом | | | | | |Геология, геодезия, гидрометеорология |0,9 |0,8 |0,7 |0,3 | |Прочие виды деятельности сферы |1,2 |1,3 |1,4 |1,3 | |материального производства | | | | | |ЖКХ, непроизводственные виды бытового |3,3 |4,8 |4,6 |4,6 | |обслуживания населения | | | | | |Здравоохранение, физкультура, |4,6 |4,5 |6,3 |9,1 | |социальное обеспечение | | | | | |Образование |7,2 |7,6 |8,7 |12,2 | |Культура и искусство |1,2 |1,2 |1,8 |2,0 | |Наука и научное обслуживание |1,6 |2,0 |1,7 |1,3 | |Кредитование, финансы и страхование |0,4 |0,6 |0,6 |1,2 | |Аппарат органов управления и |1,8 |1,8 |1,2 |8,9 | |общественных организации | | | | | |Производственная сфера |75,0 |70,0 |71,0 |58,5 | |Непроизводственная сфера |25,0 |30,0 |29,0 |41,5 | Изменения в структуре экономики не могут не повлечь изменений в составе занятых. В классификации отраслей экономики появляются операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В ближайшем будущем классификация отраслей народного хозяйства по рекомендации Статистической комиссии ООН будет заменена классификацией видов экономической деятельности, продукции и услуг. Соответственно будет изучаться и состав занятых по видам экономической деятельности: o сельское хозяйство, охота, лесоводство; o рыболовство; o горнодобывающая промышленность и разработка карьеров; o обрабатывающая промышленность; o электроэнергия, газ и водоснабжение; o строительство; o оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования; o транспорт, складское хозяйство и связь; o гостиницы и рестораны; o финансовое посредничество (кроме обязательного социального страхования); o деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой, исследовательская и коммерческая; o государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование; o образование; o здравоохранение и социальные услуги; o деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг; o деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием; o деятельность экс-территориальных организаций и органов. Развитие рыночной экономики сопровождается перераспределением занятых по секторам экономики, по предприятиям разных форм собственности. Данные табл. 6 отражают существенные сдвиги в распределении: за 1997—2000 гг. доля государственного и муниципального сектора снизилась на 0,8 процентных пункта, доля занятых в частном секторе возросла на 7 процентных пункта, на предприятиях и в организациях смешанной формы собственности на 1,4 процентных пункта. Основную долю в экономике края составляют частный и государственный, муниципальный сектора. Таблица 6 Распределение численности занятого населения по формам собственности в ПК (в процентах) | |1997 |1998 |1999 |2000 | |Занято в экономике - всего |100 |100 |100 |100 | |На государственных и муниципальных |40,7 |41,3 |40,4 |39,1 | |предприятиях и организациях | | | | | |В частном секторе |35,6 |38,3 |41,6 |42,6 | |в том числе: | | | | | |в сфере индивидуального труда и по |14,7 |16,7 |18,1 |17,1 | |найму у отдельных граждан | | | | | |В общественных организациях |0,7 |0,9 |1,1 |0,9 | |На предприятиях и в организациях |21,8 |18,7 |15,7 |14,8 | |смешанной формы собственности | | | | | |В совместных предприятиях |1,2 |0,9 |1,2 |2,6 | |Из общего числа занятых в экономике |80,9 |79,7 |75,6 |76,5 | |работает на предприятиях и в | | | | | |организациях | | | | | З а к л ю ч е н и е Анализируя статистические данные можно сделать следующие выводы: o Для Приморского края характерно снижение численности населения за 5 лет (с 1997 по 2002 гг.) на 3%, соответственно снижается и трудовой потенциал края; o Средний возраст безработице в крае составляет - 35 лет; o Среди безработных доля молодежи составляет – 35%, доля лиц с высшим и средне профессиональным образованием – 30%; o Ухудшилась ситуация с безработными инвалидами, численность которых за 4 года выросла в 2,7 раз; o Положительный момент заключается в том, что общая численность безработных в 2001 году по сравнению с 1997 годом снизилась на 30%; o Основная доля занятого населения сосредоточена в производственной сфере, в промышленности; o В частом секторе работает большая часть экономически активного населения края – 42%. Исходя из этого можно сказать, что в сфере занятости региональные органы власти должны разработать действенные меры по оказанию помощи в трудоустройстве молодежи, лиц зрелого возрасти (в случае потери работы) и лиц с ограниченными трудовыми способностями. Литература 1. Башкатов Б.И. Международная статистика труда. М., 2001 2. Валовый региональный продукт и его использование на территории Приморского края. Владивосток, 2001 3. Социальная статистика / под ред. Елисеевой И.И. М., 2001 4. Труд и занятость населения в Приморском крае: Статистический сборник. Владивосток, 2002 ----------------------- [pic] [pic] [pic] |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |